Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению
Улан-Удэнского городского
Совета депутатов
от 19 июня 2014 г. N 852-72
Муниципальная адресная программа
"Развитие застроенных территорий в г. Улан-Удэ на 2014 - 2024 годы"
20 ноября 2014 г., 30 апреля, 1 октября 2015 г., 28 апреля, 25 августа 2016 г.
Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов Республики Бурятия от 28 апреля 2016 г. N 215-21 в паспорт настоящего приложения внесены изменения
Паспорт муниципальной адресной программы
Наименование Программы |
Муниципальная адресная программа "Развитие застроенных территорий в г. Улан-Удэ на 2014 - 2024 годы" (далее - Программа). |
Основание для разработки Программы |
- Градостроительный кодекс Российской Федерации; - Жилищный кодекс Российской Федерации; - Земельный кодекс Российской Федерации; - Постановление Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции"; - Решение Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 31.03.2011 N 411-31 "О Программе социально-экономического развития города Улан-Удэ на 2011 - 2015 годы". - Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 09.12.2013 N 23/МС "Об утверждении Методических рекомендаций по привлечению внебюджетных средств при реализации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда". |
Заказчик - координатор Программы |
Комитет по строительству Администрации г. Улан-Удэ. |
Основные разработчики Программы |
Комитет по строительству Администрации г. Улан-Удэ. |
Цели и задачи Программы |
Основными целями Программы являются: - Улучшение архитектурного облика г. Улан-Удэ - столицы Республики Бурятия; - Создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан путем их переселения из ветхих и аварийных многоквартирных домов в благоустроенные жилые помещения, отвечающие всем нормам и требованиям; - переход к комплексному развитию застроенных территорий города Улан-Удэ путем ликвидации многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу, а также жилых домов, зданий, вид разрешенного использования и предельные параметры которых не соответствуют утвержденным градостроительным регламентам. Для достижения данных целей решаются следующие основные задачи: - Создание условий для обеспечения развития территорий, занятых в настоящее время аварийным жилищным фондом и (или) жилыми домами, зданиями, вид разрешенного использования и предельные параметры которых не соответствуют градостроительным регламентам; - Привлечение частных инвестиций в развитие застроенных территорий; - Соблюдение прав граждан - собственников жилых помещений при их переселении. |
Сроки реализации Программы |
2014 - 2024 годы. |
Перечень основных мероприятий Программы |
- Мониторинг территорий г. Улан-Удэ, в отношении которых в соответствии с действующим законодательством возможно принятие решение о развитии; - определение расчетных показателей обеспечения застроенной территории объектами социального и коммунально-бытового назначения, объектами инженерной инфраструктуры; - разработка концепций развития застроенных территорий, в соответствии с которыми будут разработаны проекты планировки территорий; - принятие решений о развитии застроенной территории; - проведение открытых аукционов на право заключения договора о развитии застроенных территорий; - определение победителей аукционов и заключение договоров о развитии застроенных территорий; - разработка победителем аукциона проектов планировки территории и межевания застроенной территории; - утверждение Администрацией г. Улан-Удэ проектов планировки территории и межевания застроенной территории; - планомерное переселение граждан из жилых домов, в том числе в жилые дома, находящихся в пределах района застроенной территории; - оплата выкупной стоимости собственникам жилых помещений, выбравшим такой способ переселения. |
Исполнители мероприятий Программы |
- Комитет по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ; - Комитет городского хозяйства г. Улан-Удэ; - Комитет по строительству г. Улан-Удэ; - Комитет экономического развития г. Улан-Удэ; - Управление по работе с населением Администрации г. Улан-Удэ; - Правовой комитет Администрации г. Улан-Удэ; - Комитет по архитектуре, градостроительству и землеустройству г. Улан-Удэ; - Администрация Октябрьского района; - Администрация Железнодорожного района; - Администрация Советского района; - Фонд развития г. Улан-Удэ; - ресурсоснабжающие организации; - иные организации, привлекаемые для выполнения Программных мероприятий. |
Источники финансирования Программы |
- собственные и заемные средства инвесторов (победителей аукционов) в объеме, достаточном для выполнения обязательств по договорам о развитии застроенных территорий, входящих в муниципальную адресную программу. |
Ожидаемые результаты от реализации Программы |
- улучшение внешнего облика города Улан-Удэ - столицы Республики Бурятия; - улучшение жилищных условий жителей города Улан-Удэ, проживающих в многоквартирных жилых домах, признанных аварийными и подлежащими сносу, а также в жилых домах, вид разрешенного использования и предельные параметры которых не соответствуют утвержденным градостроительным регламентам; - развитие инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, повышение инвестиционной привлекательности города - оптимальное развитие застроенных территорий г. Улан-Удэ. |
I. Общие положения
Настоящая Программа разработана в целях организации мероприятий по развитию застроенных территорий в г. Улан-Удэ в соответствии со статьей 46.1. Градостроительного кодекса РФ.
Объектом регулирования Программы являются застроенные территории в г. Улан-Удэ, в зоне которых расположены многоквартирные жилые дома, признанные аварийными и подлежащими сносу, а также жилые дома, включенные в настоящую Программу.
На застроенной территории могут быть расположены иные объекты, вид разрешенного использования и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту.
В Программе сформирован перечень застроенных территорий, в отношении которых может быть принято решение о развитии, с учетом жилых домов, снос которых планируется в рамках реализации настоящей Программы (далее - перечень) (приложение N 1 к настоящей Программе).
Предметом регулирования Программы является комплекс экономических, правовых и иных отношений, возникающих в процессе создания условий для привлечения частных инвестиций на развитие застроенных территорий в рамках действующего законодательства.
В реализации Программы участвуют структурные подразделения Администрации г. Улан-Удэ, ресурсоснабжающие организации г. Улан-Удэ (ООО "Байкальские коммунальные системы", ОАО "Улан-Удээнерго", филиал ОАО "МРСК Сибири"- "Бурятэнерго", филиал ОАО "ТГК-14" - "Улан-Удэнский энергетический комплекс" и т.д.), строительные организации, иные организации, имеющие отношение к организационным мероприятиям по переселению граждан из аварийных жилых домов.
Переселение граждан осуществляется в соответствии с жилищным законодательством.
Нормативно-правовая база Программы:
- Жилищный кодекс Российской Федерации;
- Гражданский кодекс Российской Федерации;
- Градостроительный кодекс Российской Федерации;
- Земельный кодекс Российской Федерации;
- Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
- Постановление Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции";
- Решение Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 31.03.2011 N 411-31 "О Программе социально-экономического развития города Улан-Удэ на 2011 - 2015 годы".
II. Обоснование проблемы, анализ ее исходного состояния
Эффективное использование территории города является одним из основных требований градостроительной политики МО "Городской округ "город Улан-Удэ", что определяет актуальность вопросов эффективности как существующей застройки, так и перспективной застройки по генеральному плану города Улан-Удэ.
В городе находится достаточное количество территорий, в отношении которых целесообразно принятие решения о развитии в рамках утвержденного градостроительного планирования.
На территориях, в отношении которых может быть принято решение о развитии, наибольшая часть многоквартирных домов - это малоэтажные (до трех этажей включительно) здания, в которых основные несущие конструкции, внутридомовые инженерные сети достигли предельного износа. В многоквартирных домах проживают граждане, занимающие жилые помещения муниципального жилищного фонда, а также являющиеся собственниками жилых помещений. Проживание граждан в таких домах сопряжено с опасностью пребывания, риском возникновения аварии (обрушения).
Кроме того, такие строения ухудшают внешний облик г. Улан-Удэ - столицы Республики Бурятия, сдерживают развитие инженерной и социальной инфраструктур, снижают инвестиционную привлекательность муниципального образования.
В рамках настоящей Программы предусмотрено развитие городских территорий, застроенных полностью (частично) индивидуальной жилой и иной застройкой с переселением граждан в благоустроенные жилые помещения.
Развитие застроенных территорий г. Улан-Удэ предусматривается в соответствии с Генеральным планом города на участках сложившейся малоценной застройки при наличии на территории морально и физически изношенных жилых зданий, нежилых зданий и сооружений, территориях с низкой плотностью застройки небольшой этажностью в соответствии со статьями 46.1. и 46.2 Градостроительного Кодекса РФ.
III. Цели и задачи Программы, сроки и этапы ее реализации
Цели Программы:
- Улучшение архитектурного облика г. Улан-Удэ - столицы Республики Бурятия;
- Создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан путем их переселения из ветхих и аварийных многоквартирных домов в благоустроенные жилые помещения, отвечающие всем нормам и требованиям;
- переход к комплексному развитию застроенных территорий города Улан-Удэ путем ликвидации многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу, а также жилых домов, зданий, вид разрешенного использования и предельные параметры которых не соответствуют утвержденным градостроительным регламентам.
Для достижения данных целей решаются следующие основные задачи:
- Создание условий для обеспечения развития территорий, занятых в настоящее время аварийным жилищным фондом и (или) жилыми домами, зданиями, вид разрешенного использования и предельные параметры которых не соответствуют градостроительным регламентам;
- Привлечение частных инвестиций в развитие застроенных территорий;
- Соблюдение прав граждан - собственников жилых помещений при их переселении.
В дальнейшем освобождение земельных участков позволит осуществить строительство новых объектов и создание современной социальной и инженерной инфраструктуры, что не только улучшит облик муниципального образования город Улан-Удэ, но и будет способствовать увеличению налогооблагаемой базы и созданию новых рабочих мест.
Достижение указанных целей соответствует приоритетным задачам Программы социально-экономического развития г. Улан-Удэ.
Программа определяет механизм переселения граждан из аварийных жилых домов, а также жилых домов, не соответствующих градостроительным регламентам, формирует нормативную базу в соответствии с жилищным, градостроительным и земельным законодательством, координирует сроки реализации мероприятий по развитию застроенных территорий и определяет методы государственной поддержки.
Реализация настоящей Программы проводится поэтапно и рассчитана на период 2014 - 2024 годов.
Первый этап рассчитан на 2014 - 2015 годы. В рамках реализации первого этапа должны быть созданы необходимые организационные и правовые условия для обеспечения реализации основных задач Программы, а также определены расчетные показатели обеспечения застроенной территории объектами социального и коммунально-бытового назначения, объектами инженерной инфраструктуры, приняты решения о развитии застроенных территорий, проведены открытые аукционы, определены победители и заключены договоры о развитии застроенных территорий.
Второй этап Программы (2015 - 2019 годы) будет направлен на реализацию программных задач по переселению граждан из жилых домов, разработку и утверждение проектов планировки застроенных территорий, включая проект межевания застроенных территорий, в отношении которых принято решение о развитии, в соответствии с градостроительным регламентом и местными нормативами градостроительного проектирования.
Третий этап Программы (2019 - 2024 годы) будет связан с развитием застроенных территорий путем строительства (устройства) объектов в соответствии с утвержденным проектом планировки и проектом межевания территорий, включая обеспечение застройки необходимой инженерной инфраструктурой и благоустройство.
IV. Перечень программных мероприятий
Система программных мероприятий включает в себя работу по трем направлениям:
1. Правовое, методологическое и организационное обеспечение программных мероприятий по развитию застроенных территорий:
- определение территорий, в отношении которых возможно принятие решение о развитии в соответствии с Градостроительным кодексом РФ.
- сбор и систематизация информации по объектам, находящихся в зоне территорий, в отношении которых планируется принять решение о развитии, в том числе по жилым домам, находящихся в ветхом и аварийном состоянии.
- подготовка и утверждение правовых актов Администрации г. Улан-Удэ, необходимых для развития застроенных территорий г. Улан-Удэ.
- переселение граждан из жилых домов, расположенных на территориях, в отношении которых принято решение о развитии, осуществляется в рамках действующего законодательства.
В рамках настоящей программы может быть предусмотрена выплата выкупной цены лицам, в чьей собственности находятся жилые помещения, определяемая из расчета произведения общей площади ранее занимаемого жилого помещения и средней рыночной стоимости жилья на вторичном рынке жилья в г. Улан-Удэ. Выкупная стоимость жилья должна быть достигнута письменным соглашением собственника жилья. В состав выкупной стоимости могут входить дополнительные затраты по объектам, принадлежащим на праве собственности у граждан.
В случае отказов собственников жилых помещений от переселения в предоставляемые им жилые помещения и недостижения соглашений по выкупной стоимости, разрешение возникающих спорных вопросов возможно в судебном порядке.
2. Практическая деятельность при осуществлении мероприятий по развитию застроенных территорий:
- мониторинг земельных участков, в отношении которых возможно принятие решения о развитии.
- сбор информации по территориям, в том числе данные о соответствии застроенной территории требованиям частей 3 - 5 статьи 46.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также о необходимости осуществления строительства и (или) реконструкции объектов инженерной, социальной и коммунально-бытовой инфраструктур, предназначенных для обеспечения застроенной территории;
- проведение предварительной оценки затрат на комплексную застройку такой территории в соответствии с градостроительным регламентом и местными нормативами градостроительного проектирования (при их отсутствии - утвержденными органом местного самоуправления расчетными показателями обеспечения такой территории объектами социального и коммунально-бытового назначения, объектами инженерной инфраструктуры);
- принятие решения о развитии застроенной территории;
- проведение открытого аукциона на право заключения договора о развитии застроенной территории.
- заключение договора на развитие застроенной территории с победителем аукциона.
- разработка проектов планировки территорий и утверждение их Администрацией г. Улан-Удэ.
3. Переселение граждан из жилых домов, освобождение и развитие территорий согласно утвержденным проектам планировки территорий.
- техническое обследование многоквартирных жилых домов на предмет выявления аварийного состояния;
- организация Межведомственной комиссии по признанию многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции;
- проведение предварительной оценки объема жилищного фонда, необходимого для переселения граждан из расположенных на такой территории аварийных многоквартирных домов и домов, снос (реконструкция) которых планируется в рамках настоящей муниципальной адресной программы;
- проведение предварительного расчета выкупной цены за изымаемые жилые помещения в расположенных на такой территории аварийных многоквартирных домах, а также стоимости жилых помещений в расположенных на такой территории домах, снос (реконструкция) которых планируется на основании настоящей муниципальной адресной программы;
- освобождение земельных участков от жилых домов, расселение которых осуществлено в полном объеме;
- строительство объектов в соответствии с утвержденным органом местного самоуправления проектом планировки территории.
При реализации договора о развитии застроенной территории после предоставления застройщику земельных участков в границах такой территории, которые находятся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена (если распоряжение такими земельными участками осуществляется органом местного самоуправления) и которые не предоставлены в пользование и (или) во владение гражданам и юридическим лицам, рекомендуется обеспечить использование первого земельного участка для целей строительства стартового многоквартирного дома для переселения граждан. В этом случае застройщик будет иметь возможность постепенно расселять многоквартирные дома. Такой подход рекомендуется в связи с тем, что большинство граждан, подлежащих переселению в рамках развития застроенной территории, как правило, крайне негативно относятся к переезду в другую часть населенного пункта, и использование подхода "волнового переселения" в границах территории, подлежащей развитию, снижает риски, связанные с расселением многоквартирных домов.
V. Ресурсное обеспечение Программы
Финансовые средства на развитие застроенных территорий, в том числе на переселение граждан из жилищного фонда, формируются за счет собственных и заемных средств инвесторов (победителей аукционов) в объеме, достаточном для выполнения обязательств по договорам о развитии застроенных территорий, входящих в муниципальную адресную программу.
VI. Механизм реализации и управления Программой
Реализация мероприятий Программы осуществляется в пределах компетенции Комитета по строительству Администрации г. Улан-Удэ, Комитета экономического развития Администрации г. Улан-Удэ, Комитета по управлению имуществом и землепользованию Администрации г. Улан-Удэ, Комитета городского хозяйства Администрации г. Улан-Удэ, Управления по работе с населением Администрации г. Улан-Удэ, Правового управления Администрации г. Улан-Удэ, Комитета по архитектуре, градостроительству и землеустройству Администрации г. Улан-Удэ, Администрации Октябрьского района, Администрации Железнодорожного района, Администрации Советского района, Фонда развития г. Улан-Удэ, ресурсоснабжающих организаций и иных организаций, привлекаемых для выполнения Программных мероприятий.
Управление реализацией мероприятий Программы осуществляет Комитет по строительству г. Улан-Удэ, который является координирующим органом, несет ответственность за своевременное и качественное исполнение мероприятий Программы, определяет механизм реализации мероприятий Программы.
В рамках настоящей Программы:
а) Комитет по архитектуре, градостроительству и землеустройству Администрации г. Улан-Удэ:
осуществляет подготовку предложений о принятии решений о развитии застроенных территорий в отношении территорий, занятых многоквартирными домами, признанными аварийными и подлежащими сносу, и (или) жилыми домами, зданиями, снос или реконструкция которых планируются на основании настоящей Программы;
определяет градостроительный регламент, а также местные нормативы градостроительного проектирования;
осуществляет расчет показателей обеспечения застроенной территории объектами социального и коммунально-бытового назначения, объектами инженерной инфраструктуры.
б) Комитет по управлению имуществом и землепользованию Администрации г. Улан-Удэ:
обеспечивает подготовку документации для объявления и проведения открытого аукциона на право заключения договора о развитии застроенной территории;
организует проведение открытого аукциона на право заключения договора о развитии застроенной территории;
организует подписание договора о развитии застроенной территории с победителем открытого аукциона на право развития застроенной территории;
обеспечивает принятие в установленном порядке решений об изъятии жилых помещений в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу, и расположенных на застроенной территории;
осуществляет контроль за выполнением обязательств по передаче жилых помещений в муниципальную собственность лицом, заключившим с администрацией муниципального образования город Улан-Удэ договор о развитии застроенной территории;
организует принятие в муниципальную собственность жилых помещений, передаваемых лицом, заключившим с администрацией муниципального образования город Улан-Удэ договор о развитии застроенной территории в счет уплаты выкупной цены;
в) Комитет городского хозяйства Администрации г. Улан-Удэ:
организует работу межведомственной комиссии о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в соответствии с Постановлением Администрации г. Улан-Удэ от 23.04.2012 N 125 "О создании межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции";
г) Управление по работе с населением Администрации г. Улан-Удэ, районные администрации:
осуществляют подготовительную работу по реализации Программы (разъяснительная работа среди населения, проживающего в аварийном жилищном фонде, проведение собраний собственников и нанимателей жилых помещений в домах, непригодных для проживания, оформление протоколов собраний и т.д.);
устанавливают количество жилых помещений в аварийных домах, размеры общих и жилых площадей жилых помещений, количество переселяемых граждан в течение всего периода реализации Программы;
вносят соответствующие предложения по внесению изменений в Программу при наличии уточнений показателей;
осуществляют переселение граждан из жилых помещений муниципального жилого фонда, расположенных в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу.
заключают договоры социального найма с гражданами, ранее имевшими указанную форму собственности жилого помещения.
д) Комитет экономического развития Администрации г. Улан-Удэ:
обеспечивает привлечение и сопровождение Инвесторов;
обеспечивает, в случае необходимости, заключение инвестиционных соглашений с Инвесторами по социально-экономическому сотрудничеству.
е) Комитет по строительству Администрации г. Улан-Удэ:
вносит изменения в настоящую Программу;
формирует данные по вводимым жилым домам в целях обеспечения жилого фонда для переселения граждан;
осуществляет координацию мероприятий Программы.
ж) Фонд развития г. Улан-Удэ:
обеспечивает сопровождение инвестиционных проектов до момента их полной реализации;
принимает участие в организации обследования жилых домов.
VII. Оценка социально-экономической и экологической эффективности Программы
Программа носит социально-экономический характер, основным критерием эффективности которой является количество территорий, в отношении которых принято решение о развитии, и их дальнейшее развитие в рамках заключенных договоров с Инвесторами. Успешная реализация Программы будет влиять на достижение следующих результатов:
- улучшение внешнего облика города Улан-Удэ - столицы Республики Бурятия;
- улучшение жилищных условий жителей города Улан-Удэ, проживающих в многоквартирных жилых домах, признанных аварийными и подлежащими сносу, а также в жилых домах, вид разрешенного использования и предельные параметры которых не соответствуют утвержденным градостроительным регламентам;
- развитие инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, повышение инвестиционной привлекательности города
- улучшение демографической ситуации;
- улучшение состояния здоровья населения;
- увеличение жилищного фонда г. Улан-Удэ;
- развитие строительного комплекса г. Улан-Удэ;
- привлечение инвестиций в экономику г. Улан-Удэ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.