Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Характеристика текущего состояния, основные проблемы, анализ основных показателей
Городской пассажирский транспорт общего пользования является важнейшей составной частью производственной и социальной инфраструктуры г. Улан-Удэ. Его устойчивое и эффективное функционирование является необходимым условием улучшения уровня жизни населения и роста экономики города.
Основной целью развития транспорта и транспортной инфраструктуры является обеспечение свободного перемещения на территории г. Улан-Удэ, повышение безопасности и качества транспортного обслуживания населения, достижение рентабельности перевозок.
Ежегодно городским пассажирским транспортом перевозится свыше 73 млн. человек. Услугами пассажирского транспорта пользуется 2/3 населения города. Ежедневно на городских маршрутах работают свыше 1400 единиц пассажирского транспорта, в том числе 200 автобусов большой и средней вместимости, 1160 автобусов малой вместимости и 40 трамвайных вагонов. Обслуживание населения осуществляется по 44 автобусным и 4 трамвайным маршрутам. Протяженность трамвайных путей составляет 55,7 км (маршрутная трамвайная сеть - 91,6 км), общая протяженность автобусных маршрутов - более 1400 км.
Перевозка пассажиров городским электрическим транспортом осуществляется МУП "Управление трамвая" по 4 трамвайным маршрутам, в среднем, ежегодно перевозится до 14 млн. человек.
Предприятие предоставляет транспортные услуги населению по установленному органами местного самоуправления тарифу. Работа предприятия по "социальному", ниже экономически обоснованного, тарифу является убыточной. Согласно заключению Комитета экономического развития Администрации г. Улан-Удэ экономически обоснованный тариф на перевозку пассажиров городским электрическим транспортом на 2013 год (без учета капитальных вложений)- 45,41 руб., установленный тариф с 25.10.2012 - 14 рублей.
По результатам финансово-хозяйственной деятельности МУП "Управление трамвая" за 2011 год был получен убыток в размере 9,8 млн. руб., за 2012 год размер убытка составил 2,7 млн. руб.
По состоянию на 01.01.2013 из 60 вагонов подлежат списанию по срокам эксплуатации 36 единиц, нуждаются в капитальном ремонте 49 единиц; из 55,7 км трамвайного пути 27,6 км находятся в аварийном состоянии, состояние трамвайного пути по данным бальной оценки 2012 года признано неудовлетворительным и составило по пассажирским путям 10 992 балла, при нормативе - не более 500 баллов. По состоянию на 01.01.2013 года 15,205 км контактной сети трамвая из 55,7 км подлежит ремонту с полной заменой контактного провода, элементов контактной сети и несущего троса.
На предприятии с 01.01.2013 действует минимальная тарифная ставка рабочего 1 разряда в размере 4300 рублей, по отрасли с 01.01.2013 - 4625,6 рублей. Средняя заработная плата на предприятии за 2012 составила 19 052,0 руб., средняя по г. Улан-Удэ за 2012 год - 27 335,4 рублей. В связи с этим наблюдается негативная картина по кадровому составу основных рабочих профессий (водитель трамвая, кондуктор, ремонтный персонал) - снижение численности работников предприятия. Основная причина - низкий уровень заработной платы, отсутствие социальных гарантий, тяжелые условия труда (режим работы, температурный режим в осенне-зимний период в салонах подвижного состава). С целью сохранения кадрового персонала одним из важных условий является повышение оплаты труда.
Перевозку пассажиров муниципальным автомобильным пассажирским транспортом по утвержденным схемам на территории г. Улан-Удэ осуществляет муниципальное унитарное предприятие "Городские маршруты". В среднем, муниципальными автобусами ежегодно перевозится до 4 млн. человек. По состоянию на 01.01.2013 подвижной состав МУП "Городские маршруты" представлен 50 автобусами большой и средней вместимости, из них 31 единица марки ЛИАЗ 2005 - 2008 года выпуска, общий износ парка автобусов - 88%. При этом в среднем ежедневный выход на линию в 2012 составил 30 единиц.
По итогам рассмотрения финансово-хозяйственной деятельности предприятия был разработан план мероприятий по оптимизации затрат на 2012 год. В установленные планом сроки проведена оптимизация подвижного состава (списано 13 единиц); в целях оптимизации численности на предприятии проведены организационно-штатные мероприятия, среднесписочная численность работников предприятия за 2012 год составила 195 человек (за 2011 - 226 человек). Средняя заработная плата по предприятию за 2012 год - 23 845,0 рублей, в т.ч. водителей - 24 727,0 рублей, кондукторов - 20 991, рублей.
Предприятие предоставляет транспортные услуги населению по установленному органами местного самоуправления тарифу. Согласно заключению Комитета экономического развития Администрации г. Улан-Удэ экономически обоснованный тариф на перевозку 1 пассажира на 2013 год составляет 40,24 руб., установленный тариф с 10.09.2012 - 15 рублей. В связи с чем, на предприятии сложилось стабильно сложное финансовое положение. Это объясняется главным образом ростом цен на топливо, материалы, запасные части, отсутствием производственной базы, а также неполным возмещением выпадающих доходов от оказания услуг пассажирам по установленному органами местного самоуправления тарифу. По результатам финансово-хозяйственной деятельности МУП "Городские маршруты" за 2011 год был получен убыток в размере 15,8 млн. руб., за 2012 год размер убытка составил 1,4 млн. руб.
В соответствии с правовой позицией Федерального Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа, Республика Бурятия ежегодно должна предусматривать в бюджете средства на компенсацию межтарифной разницы по перевозке пассажиров. В настоящее время отсутствует правовая основа и механизм компенсации затрат транспортным предприятиям при регулировании тарифа. При этом применение государственного регулирования тарифов предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для потребителей и экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты организаций и необходимость возмещения понесенных организациями экономических потерь.
Таким образом, основными проблемами муниципальных транспортных предприятий остаются: сокращение за последние годы парка муниципального пассажирского транспорта, использование подвижного состава с высокой степенью износа, отсутствие полной компенсации на покрытие убытков от регулирования тарифа.
Выделяемые бюджетные субсидии пока полностью не покрывают потери в доходах муниципальных транспортных предприятий, возникающие в результате государственного регулирования тарифов на перевозки пассажиров.
В целом, остро стоит проблема привлечения инвестиций в развитие транспортной отрасли, что обусловлено низкими инвестиционными возможностями транспортных предприятий, трудностями с привлечением долгосрочных заемных средств.
Особое внимание следует обратить на проблемы возникновения заторов, как следствие - снижение скоростей сообщения, а также аварийность, связанную с автомобильным транспортом, в связи с высоким уровнем автомобилизации, несоответствием оснащения улично-дорожной сети потребностям общества в безопасном дорожном движении и крайне низкой дисциплиной участников дорожного движения.
За 2012 год на территории г. Улан-Удэ зарегистрировано 755 дорожно-транспортных происшествий, вошедших в государственную статистическую отчетность (767 - в 2011 году, - 1,6%), в результате которых 57 человек погибло (58 - в 2011 году, - 1,7%) и 878 человек получили ранения различной степени тяжести (880 - в 2011 году, - 0,2%).
Последние годы характеризуются высокими темпами автомобилизации в г. Улан-Удэ. Так в 2011 году в г. Улан-Удэ увеличение произошло на 4 645 ед. автотранспорта (со 110 675 до 115 320), в связи с чем, возникает необходимость применения более эффективных средств организации дорожного движения - устройств регулируемых пешеходных переходов, строительства транспортных развязок и пр.
Значительным остается число аварий, произошедших по вине владельцев индивидуальных транспортных средств. Это объясняется не только увеличением плотности транспортного потока, уровнем профессиональной подготовки водителей, но и рядом других факторов, среди которых важное место занимает несоответствие улично-дорожной сети уровню автомобилизации.
В городе Улан-Удэ, как и в целом в Российской Федерации, к наиболее существенным факторам, влияющим на состояние аварийности, относится крайне низкая дорожно-транспортная дисциплина участников дорожного движения, она является основной причиной значительного числа ДТП. Анализ аварийности показал, что наибольшую долю от всех дорожно-транспортных происшествий в 2012 году составили ДТП по вине водителей транспортных средств, их количество составило 667, это 88,3% от общего числа ДТП.
Также наиболее значимым фактором, обуславливающим рост количества ДТП, является нарастающая диспропорция между увеличением количества автомобилей и состоянием улично-дорожной сети, не рассчитанной на современные транспортные потоки, как по состоянию покрытия дорог и оснащения средствами технического регулирования, так и по пропускной способности улиц. Так в 2012 году при сопутствующих неудовлетворительных дорожных условиях произошло 104 ДТП с пострадавшими людьми (95 - в 2011 году, + 9,5%) при которых погибло 11 человек (5 - в 2011 году, + 120%) и 116 получили ранения (110 - в 2011 году, + 5,5%).
Обеспечение безопасности дорожного движения на улицах населенных пунктов: предупреждение дорожно-транспортных происшествий и снижение тяжести их последствий, профилактика и снижение уровня детского дорожно-транспортного травматизма является одной из важнейших задач государства. Дорожно-транспортные происшествия являются одной из основных причин смертности и инвалидности людей. Решение проблемы обеспечения безопасности дорожного движения в г. Улан-Удэ относится к приоритетным задачам развития города.
Необходимо отметить, что большинство ДТП в городах происходит на перекрестках. С увеличением интенсивности движения возрастает вероятность появления новых конфликтных точек.
Комплексное регулирование движения на перекрестках с помощью сигналов светофора, нанесения дорожной разметки, установки дорожных знаков и дорожных ограждений способствует обеспечению безопасности дорожного движения, сокращению простоев транспорта и пешеходов на перекрестках, приоритетному движению общественного транспорта через перекресток.
Регулирование дорожного движения с помощью светофоров сокращает количество дорожно-транспортных происшествий на перекрестках примерно на 30 - 40%.
До 70% дорожно-транспортных происшествий с участием пешеходов происходит при переходе проезжей части дороги. В целях обеспечения порядка перехода проезжей части в местах пешеходных переходов должны использоваться дорожные ограждения, знаки, дорожная разметка, светофоры или искусственные дорожные неровности, особенно вблизи дошкольных образовательных учреждений и общеобразовательных школ города.
Применение искусственных дорожных неровностей и светофорного регулирования движения на пешеходных переходах, расположенных вне перекрестков, позволяет снизить общее количество дорожно-транспортных происшествий на 5 - 10%.Также требуется строительство подземных/надземных пешеходных переходов в местах с наиболее интенсивным движением транспорта.
Вместе с указанными мерами и средствами совершенствования транспортной инфраструктуры и управления движением транспортные проблемы невозможно будет решать без поддержания баланса между пропускной способностью существующей улично-дорожной сети и ее реальной загрузкой за счет перераспределения (а при необходимости - за счет введения ограничений на движение) транспортных потоков, приоритета и повышения статуса общественного транспорта. При этом необходимо минимизировать возникающие потери для экономики и функционировании городского хозяйства
Для упорядочения движения потоков транспорта и пешеходов необходимо решение проблемы с оборудованием барьерных дорожных ограждений, знаков и строительством подземных или надземных пешеходных переходов.
Необходимо также решение проблемы парковок, основываясь на следующих принципах. С одной стороны создание парковок должно быть направлено на удовлетворение спроса, с другой - управление парковками вместе с мерами предотвращения несанкционированных парковок должно оказывать ограничивающий эффект в отношении интенсивности использования автомобилей на перегруженных участках улично-дорожной сети, т.е. управлять спросом. В этом случае будет достигаться главная цель - повышение пропускной способности дорог при сохранении комфортной городской среды.
В связи с этим необходимо:
- обустройство парковок исходя из возможностей существующей застройки, без снижения пропускной способности улично-дорожной сети;
- введение жестко регулируемого парковочного режима, в первую очередь на улицах, где припаркованные автомобили снижают их пропускную способность;
- лимитирование количества и тарификация мест для парковки;
- повышение парковочных тарифов по мере приближения к центру города, с прогрессивной почасовой ставкой, направленной на значительное увеличение платы за долгосрочную стоянку;
- применение современных технологий обустройства и управления парковками, обеспечивающих, в том числе мониторинг наличия свободных машиномест со стороны пользователей и эксплуатирующих организаций, а также полный контроль оплаты за пользование парковкой.
В целях повышения качества обслуживания пассажиров необходим контроль за работой городского пассажирского транспорта общего пользования за соблюдением ими расписаний, графиков и режимов работы. Одной из немаловажных задач является анализ пассажиропотоков и оптимизация маршрутной сети: сколько машин, какого типа, по каким маршрутам и в какое время должно ходить по улицам города для того, чтобы максимально удовлетворить потребности жителей города и в то же время обеспечить безопасность перевозок пассажиров с учетом пропускной способности улиц.
Выполнение контрольных функций на качественно новом уровне позволит обеспечить диспетчеризация пассажирских перевозок с применением средств навигации на базе технологий ГЛОНАСС/GPS в соответствии с Федеральным законом от 14.02.2009 N 22-ФЗ "О навигационной деятельности". В 2012 году проводилась работа с руководителями маршрутов, а также с фирмами, занимающимися навигационной деятельностью, направленная на оснащение пассажирского транспорта навигационным оборудованием на базе ГЛОНАСС. Перевозчики устанавливали навигационное оборудование и настраивали передачу информации в МКУ "Служба контроля пассажирских перевозок г. Улан-Удэ". На конец 2012 года перевозчиками более 1400 пассажирских транспортных средств г. Улан-Удэ (67%) оснащены навигационным оборудованием. Вместе с тем необходимо добиваться 100% подключения перевозчиков к мониторинговой системе, в 2012 году охват пассажирского транспорта общего пользования составил 15%.
В 2012 году на заседании Коллегии Администрации города Улан-Удэ было принято решение о создании на базе МКУ "Служба контроля пассажирских перевозок г. Улан-Удэ" Диспетчерской службы мониторинга пассажирского транспорта, которая позволит, осуществляя спутниковый мониторинг движения транспортных средств, централизованно управлять движением наземного пассажирского транспорта общего пользования.
В настоящее время Постановлением Администрации г. Улан-Удэ от 22.02.2013 N 64 утверждено "Положение о порядке осуществления диспетчерского контроля движения пассажирского транспорта общего пользования в границах городского округа "город Улан-Удэ", в котором предусмотрена обязанность перевозчиков по подключению абонентских телематических терминалов - аппаратуры ГЛОНАСС/GPS к городской диспетчерской службе.
Для приобретения специализированного оборудования, лицензии для программного обеспечения, проведения работ по созданию технологического помещения (серверной) со специально созданными и поддерживаемыми условиями для размещения и функционирования серверного оборудования в рамках МЦП "Повышение качества муниципального транспортного обслуживания населения на 2011 - 2013 гг." предусмотрено финансирование на поставку оборудования и программного обеспечения навигационно-информационной системы диспетчерского контроля пассажирского транспорта с оказанием услуг по установке, настройке, вводу в эксплуатацию, гарантийному обслуживанию и информационно-технической поддержке.
Следующим этапом применения средств навигации и информационно-коммуникационных технологий - объединение ГЛОНАСС с автоматизированной системой управления светофорами, установка и монтаж аппаратуры которой проведена. Отладка оборудования позволит бороться с основными нарушениями - посадка и высадка пассажиров вне остановочных пунктов и несоблюдение схемы движения.
Перечисленные проблемы требуют системного программно-целевого решения.
Реализация комплекса мероприятий Муниципальной программы позволит обеспечить развитие транспортной системы для устойчивого социального и экономического развития г. Улан-Удэ, повысить безопасность и качество транспортного обслуживания населения.
Анализ основных показателей текущего состояния
Наименование Показателя |
Текущий период |
|
Городской пассажирский транспорт общего пользования | ||
муниципальный |
коммерческий |
|
Наличие подвижного состава, ед. |
110 |
1700 |
- автобусы большой и средней вместимости, ед. |
50 |
200 |
- автобусы малой вместимости, ед. |
- |
1500 |
- трамвайные вагоны |
60 |
- |
Износ подвижного состава (оценка) |
82 |
|
Количество маршрутов всего, в т.ч. |
48 |
|
- автобусные |
44 |
|
- трамвайные |
4 |
|
Средняя стоимость проезда, руб. |
14,5 |
|
- трамвай |
14 |
|
- автобус |
15 |
|
Средняя заработная плата, тыс. руб. |
21,4 |
|
Объем перевозок пассажиров, млн. чел. |
17,4 |
56,0 |
Протяженность автобусных маршрутов, км |
1400 |
|
Протяженность трамвайных маршрутов, км |
91,6 |
|
Объем субсидии, предусмотренный муниципальным транспортным предприятиям в городском бюджете, тыс. руб. |
110 120,3 |
- |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.