Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Правительства Республики Бурятия от 10 декабря 2014 г. N 617 настоящее приложение дополнено приложением N 5, вступающим в силу со дня официального опубликования названного постановления
Приложение N 5
к Порядку предоставления
государственной поддержки инвестиционной
деятельности и заключения инвестиционных соглашений
на территории Республики Бурятия
Методика
оценки экономической, бюджетной, социальной и экологической эффективности инвестиционных проектов
1. Настоящая Методика* применяется:
- отраслевыми исполнительными органами государственной власти Республики Бурятия для целей проведения экспертной оценки инвестиционных проектов, предусмотренной настоящим Порядком;
- Министерством экономики Республики Бурятия при подготовке сводных заключений по инвестиционным проектам и для подготовки заявок инвесторов к рассмотрению Советом при Главе Республики Бурятия по государственной поддержке инвестиционной деятельности;
- членами Совета при Главе Республики Бурятия по государственной поддержке инвестиционной деятельности при рассмотрении заявок и проведении конкурсного отбора инвестиционных проектов;
- организациями всех форм собственности, участвующими в разработке и реализации инвестиционных проектов, претендующими на предоставление государственной поддержки в соответствии с действующим законодательством;
- иными органами и экспертами, осуществляющими оценку, экспертизу, мониторинг инвестиционных проектов, планируемых к реализации и реализуемых с использованием государственной поддержки;
- иными заинтересованными лицами в соответствии с действующим законодательством Республики Бурятия.
2. Методика используется:
- для оценки эффективности реализации инвестиционных проектов;
- для оценки эффективности участия Республики Бурятия в инвестиционных проектах организаций;
- для принятия решений о государственной поддержке инвестиционных проектов;
- для сравнения альтернативных (взаимоисключающих) вариантов инвестиционных проектов и оценки экономических последствий выбора одного из них;
- для оценки экономических последствий отбора для реализации группы инвестиционных проектов из некоторой их совокупности при наличии фиксированных финансовых и других ограничений;
- для подготовки заключений по экономическим разделам при проведении государственной, отраслевой и других видов экспертиз обоснований инвестиций, технико-экономических обоснований проектов и бизнес-планов;
- для принятия экономически обоснованных решений об изменениях в ходе реализации инвестиционных проектов в зависимости от вновь выявляющихся обстоятельств (экономический мониторинг).
3. Методика распространяется на инвестиционные проекты, реализация которых осуществляется с использованием мер государственной поддержки, предусмотренных Законом Республики Бурятия "О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Республики Бурятия" и содержит процедуры формализованной оценки экономической, бюджетной, социальной и экологической эффективности инвестиционных проектов.
4. Оценка экономической, бюджетной, социальной и экологической эффективности инвестиционных проектов включается претендентом на предоставление государственной поддержки в состав бизнес-плана, представляемого для участия в конкурсе инвестиционных проектов.
5. Понятия экономической, бюджетной, социальной и экологической эффективности инвестиционных проектов определяются в соответствии со статьей 1 Закона Республики Бурятия "О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Республики Бурятия".
6. Основными принципами оценки эффективности проекта являются:
- рассмотрение проекта на протяжении всего срока реализации проекта - периода, за который предполагается обеспечить достижение всех заявленных целевых показателей инвестиционного проекта - (расчетный период);
- моделирование денежных потоков, включающих все связанные с осуществлением проекта денежные поступления и расходы за расчетный период;
- сопоставимость условий сравнения различных проектов (вариантов проекта);
- объективность, обоснованность и полнота, обеспечение гласности результатов оценки;
- принцип положительности и максимума эффекта (при сравнении альтернативных инвестиционных проектов предпочтение должно отдаваться проекту с наибольшим значением эффекта);
- учет фактора времени (динамичность параметров проекта, неравноценность разновременных затрат и результатов);
- учет предстоящих затрат и поступлений;
- учет всех наиболее существенных последствий реализации проекта, как экономических, социальных, так и экологических. В тех случаях, когда их влияние на эффективность допускает количественную оценку, ее следует произвести;
- учет влияния инфляции;
- учет влияния рисков, сопровождающих реализацию проекта.
7. В качестве критериев для оценки эффективности инвестиционных проектов в настоящей Методике применяются:
7.1. Показатель соответствия инвестиционного проекта приоритетам социально-экономического развития Республики Бурятия.
При оценке данного показателя инвестиционный проект может быть отнесен к одной из следующих категорий проектов:
- инвестиционный проект соответствует приоритетам социально-экономического развития Республики Бурятия, выделенным в утвержденных программах социально-экономического развития Республики Бурятия, стратегии социально-экономического развития Республики Бурятия;
- инвестиционный проект не соответствует приоритетам социально-экономического развития Республики Бурятия.
7.2. Показатель охвата результатами инвестиционного проекта.
При оценке данного показателя инвестиционный проект может быть отнесен к одной из следующих категорий проектов:
- инвестиционный проект предусматривает производство экспортной продукции (товаров, работ, услуг);
- инвестиционный проект предусматривает производство товаров (работ, услуг) для потребителей Российской Федерации;
- инвестиционный проект предусматривает производство товаров (работ, услуг) для потребителей Республики Бурятия.
7.3. Показатель научно-технического уровня инвестиционного проекта.
При оценке данного показателя инвестиционный проект может быть отнесен к одной из следующих категорий проектов, предусматривающих выпуск:
- принципиально нового продукта (товара, работы, услуги);
- модернизацию известного продукта (товара, работы, услуги);
- аналога выпускаемой продукции (товара, работы, услуги).
7.4. Показатели экономической эффективности инвестиционного проекта.
Экономическая эффективность проекта оценивается в течение расчетного периода, охватывающего временной период, за который предполагается обеспечить достижение всех заявленных целевых показателей инвестиционного проекта. Начало расчетного периода рекомендуется определять как дату начала вложения средств в проект.
Расчетный период разбивается на шаги - отрезки времени, в пределах которых производится расчет данных, используемых для оценки финансовых показателей (кварталы, годы).
Проект должен содержать расчеты денежных потоков, связанных с реализацией проекта. Денежный поток проекта - это зависимость от времени денежных поступлений и платежей при реализации проекта, определяемая для всего расчетного периода.
На каждом шаге значение денежного потока характеризуется:
- притоком, равным размеру денежных поступлений (или результатов в стоимостном выражении) на этом шаге;
- оттоком, равным платежам на этом шаге;
- сальдо (активным балансом, эффектом), равным разности между притоком и оттоком.
Денежный поток состоит из потоков от отдельных видов деятельности:
а) денежного потока от операционной деятельности (по производству и сбыту продукции и услуг):
- к притокам относятся выручка от реализации, а также прочие и внереализационные доходы;
- к оттокам - производственные издержки, налоги;
б) денежного потока от инвестиционной деятельности:
- к притокам относятся продажа активов в течение и по окончании проекта, поступления за счет уменьшения оборотного капитала;
- к оттокам - капитальные вложения, затраты на пусконаладочные работы, ликвидационные затраты в конце проекта, затраты на увеличение оборотного капитала и средства, вложенные на депозит и в ценные бумаги. В случаях, когда проект предусматривает приобретение целых предприятий, месторождений, затраты на их приобретение также относятся к инвестиционным затратам;
в) денежного потока от финансовой деятельности:
- к притокам относятся вложения собственного (акционерного) капитала и привлеченных средств: субсидий и дотаций, заемных средств, в том числе за счет кредитов коммерческих банков и выпуска предприятием собственных долговых ценных бумаг;
- к оттокам - затраты на возврат и обслуживание займов и выпущенные предприятием долговые ценные бумаги, а также при необходимости - на выплату дивидендов по акциям предприятия.
Наряду с денежным потоком при оценке проекта используется также накопленный денежный поток - поток, характеристики которого: накопленный приток, накопленный отток и накопленное сальдо (накопленный эффект) - определяются на каждом шаге расчетного периода как сумма соответствующих характеристик денежного потока за данный и все предшествующие шаги.
В качестве основных показателей, используемых для расчетов экономической эффективности планируемых и реализуемых инвестиционных проектов, применяются:
- чистый доход / чистый дисконтированный доход;
- внутренняя норма доходности;
- срок окупаемости проекта;
- индексы доходности затрат и инвестиций.
7.4.1. Чистым доходом (ЧД, NV Net Value) называется накопленный эффект (сальдо денежного потока) за расчетный период.
, где:
t - шаг расчета, отрезок, в пределах которого производится агрегирование данных, используемых для оценки финансовых показателей. Шаги формируют расчетный период и определяются номерами (0, 1, 2, ..., n);
T - расчетный период, соответствующий сроку реализации проекта;
- денежные поступления, достигаемые на t-м шаге расчета (реализации инвестиционного проекта);
- инвестиционные затраты, осуществляемые на том же шаге.
На каждом шаге расчетного периода сумма накопленного сальдо денежного потока от всех видов деятельности (накопленного эффекта) и финансовых резервов (резерв денежных средств в составе активов предприятия) должна быть неотрицательной.
Чистый дисконтированный доход (NPV, Net Present Value, чистая приведенная стоимость проекта) - накопленный дисконтированный эффект за расчетный период, определяемый с учетом приведения разновременных (относящихся к разным шагам расчета) значений к их значению на определенный момент времени.
, где:
t - шаг расчета, отрезок, в пределах которого производится агрегирование данных, используемых для оценки финансовых показателей. Шаги формируют расчетный период и определяются номерами (0, 1, 2, ..., Т);
T - расчетный период, соответствующий сроку реализации проекта;
- денежные поступления, достигаемые на t-м шаге расчета (реализации инвестиционного проекта);
- инвестиционные затраты, осуществляемые на том же шаге;
Е - норма дисконта (ставка дисконтирования), является экзогенно задаваемым экономическим нормативом, выражается в долях единицы, в экономическом смысле - требуемая инвесторами ставка дохода на вложенный капитал в сопоставимые по уровню риска объекты инвестирования.
Чистый доход и чистый дисконтированный доход характеризуют превышение суммарных денежных поступлений над суммарными затратами для данного проекта соответственно без учета и с учетом неравноценности эффектов (а также затрат, результатов), относящихся к различным моментам времени.
Для признания проекта эффективным необходимо, чтобы чистый дисконтированный доход проекта был положительным. При сравнении альтернативных проектов предпочтение отдается проекту с наибольшим значением чистого дисконтированного дохода.
7.4.2. Внутренней нормой доходности (ВНД, IRR, Internal Rate of Return) называется такое положительное число, при котором при норме дисконта, равной этому числу, чистый дисконтированный доход проекта обращается в 0, при всех больших значениях нормы дисконта чистый дисконтированный доход отрицателен, при всех меньших значениях нормы дисконта - положителен.
ВН Д (IRR) = Е1 + [1 - NPV(Е1) / NPV(Е2)] x (Е2 - Е1), где:
IRR - норма дисконта, при которой приведенные эффекты равны приведенным капитальным вложениям;
Е1 - значение нормы дисконта, при которой функция чистого дисконтированного дохода больше нуля (NPV > 0);
Е2 - значение нормы дисконта, при которой функция чистого дисконтированного дохода меньше нуля (NPV < 0).
ВНД характеризует максимальный процент по кредиту, который предприятие может платить за финансирование проекта, работая при этом без прибыли и убытков.
Для оценки эффективности инвестиционного проекта значение ВНД необходимо сопоставлять с нормой дисконта Е. Инвестиционные проекты, у которых ВНД > E, имеют положительный ЧДД и поэтому эффективны. Проекты, у которых ВНД < E, имеют отрицательный ЧДД и поэтому неэффективны.
7.4.3. Срок окупаемости (payback period) проекта представляет собой период времени с начала финансирования проекта до момента, когда разность между накопленной суммой чистой прибыли с амортизационными отчислениями и объемом инвестиционных затрат приобретет положительное значение.
, где:
DPBP - дисконтированный срок окупаемости.
7.4.4. Индексы доходности характеризуют относительную "отдачу проекта" на вложенные в него средства. Они могут рассчитываться как для дисконтированных, так и для недисконтированных денежных потоков. При оценке эффективности могут использоваться:
индекс доходности затрат - отношение суммы денежных притоков (накопленных поступлений) к сумме денежных оттоков (накопленным платежам);
индекс доходности дисконтированных затрат - отношение суммы дисконтированных денежных притоков к сумме дисконтированных денежных оттоков;
индекс доходности инвестиций (ИД) - отношение суммы элементов денежного потока от операционной деятельности к абсолютной величине суммы элементов денежного потока от инвестиционной деятельности;
индекс доходности дисконтированных инвестиций (ИДД) - отношение суммы дисконтированных элементов денежного потока от операционной деятельности к абсолютной величине дисконтированной суммы элементов денежного потока от инвестиционной деятельности.
, где:
Индексы доходности затрат и дисконтированных затрат должны быть больше единицы. Близость индекса доходности дисконтированных затрат к единице может свидетельствовать о невысокой устойчивости проекта к возможным колебаниям доходов и расходов. Индексы доходности инвестиций и дисконтированных инвестиций также должны быть больше единицы.
7.5. Показатели бюджетной эффективности инвестиционного проекта.
Показатели бюджетной эффективности инвестиционных проектов рассчитываются путем сопоставления доходов и расходов бюджетов различных уровней бюджетной системы Российской Федерации, обусловленных реализацией проекта. Показатели региональной бюджетной эффективности инвестиционных проектов рассчитываются путем сопоставления доходов и расходов консолидированного бюджета Республики Бурятия.
К доходам бюджета для расчета бюджетной эффективности относятся поступления в бюджеты различных уровней бюджетной системы Российской Федерации, обусловленных реализацией проекта, включая:
- поступления от налогов, сборов, пошлин и отчислений во внебюджетные фонды, установленных действующим законодательством;
- доходы от лицензирования, конкурсов, торгов на разведку, строительство и эксплуатацию объектов, предусмотренных проектом;
- платежи в погашение инвестиционных налоговых кредитов (сумма основного долга и проценты за предоставление данного кредита);
- дивиденды по принадлежащим Республике Бурятия акциям и долговым ценным бумагам, выпущенным в связи с реализацией инвестиционного проекта;
- рыночная стоимость акций, долговых ценных бумаг, долей хозяйствующих обществ, предоставленных в собственность Республики Бурятия в качестве эквивалента выделенным бюджетным инвестициям;
- экономия бюджетных средств за счет сокращения бюджетных расходов на содержание объекта, исключения возможных бюджетных расходов на устранение негативных последствий в случае отказа от реализации инвестиционного проекта (расходы на устранение последствий возможных аварий, стихийных бедствий, расходы на оказание материальной помощи пострадавшим, затраты на уплату штрафов и выплату компенсаций, дополнительные расходы на приобретение товаров и услуг на стороне или по повышенным ценам и тарифам). Сумма экономии рассчитывается разработчиком (инициатором) инвестиционного проекта самостоятельно с приведением необходимых обоснований. По проектам, предусматривающим создание новых рабочих мест на территориях со значительным уровнем безработицы, учитывается экономия бюджетных средств на создание эквивалентного количества рабочих мест, выплату соответствующих пособий;
- экономия бюджетных средств за счет снижения себестоимости бюджетной услуги;
- иные доходы бюджетов различных уровней бюджетной системы Российской Федерации, обусловленные реализацией проекта.
К расходам бюджета относятся оттоки бюджетных средств из бюджетов различных уровней бюджетной системы Российской Федерации, обусловленные реализацией проекта, включая:
- средства, предоставленные на поддержку инвестиционных проектов (предоставление субсидий на компенсацию (возмещение) расходов, связанных с реализацией инвестиционного проекта, предоставление инвестиционного налогового кредита, предоставление налоговых льгот, объем арендной платы, недополученной в республиканский бюджет в связи с предоставлением в аренду на льготных условиях земельных участков и имущества, находящихся в республиканской собственности, предоставление бюджетных инвестиций на условиях закрепления в государственной собственности Республики Бурятия части уставных (складочных) капиталов юридических лиц и т. п.);
- бюджетные дотации, связанные с проведением определенной государственной ценовой политики и с обеспечением соблюдения определенных социальных приоритетов, влияющих на реализацию инвестиционного проекта;
- эксплуатационные расходы бюджета на содержание объекта, предусмотренного инвестиционным проектом (при наличии);
- объем бюджетных ассигнований, предусмотренных в республиканском бюджете на исполнение государственных гарантий Республики Бурятия по возможным гарантийным случаям в соответствующем финансовом году;
- иные расходы бюджета, связанные с реализацией инвестиционного проекта.
Соответственно, для расчета региональной бюджетной эффективности используются аналогичные показатели доходов и расходов консолидированного бюджета Республики Бурятия.
В качестве показателей бюджетной эффективности инвестиционного проекта используются:
- бюджетный эффект;
- индекс бюджетной эффективности.
7.5.1. В основе оценки бюджетного эффекта лежит расчет приведенной стоимости баланса поступлений (доходов) в бюджеты различных уровней бюджетной системы Российской Федерации, обусловленных реализацией проекта, и расходов бюджетных средств, обусловленных реализацией проекта, в том числе средств государственной поддержки.
Бюджетный эффект (чистый дисконтированный доход государства, ЧДДГ) определяется суммой погодовых сальдо поступлений и выплат бюджетов различных уровней бюджетной системы Российской Федерации, обусловленных реализацией проекта, приведенных к ценам первого года:
, где:
БЭ - бюджетный эффект от реализации инвестиционного проекта;
- поступления в бюджеты различных уровней бюджетной системы Российской Федерации, обусловленные реализацией проекта, за t год;
- бюджетные расходы, обусловленные реализацией проекта, включая средства государственной поддержки проекта, в t году;
T - расчетный период, соответствующий сроку реализации проекта;
t - годы реализации проекта (t = 1, 2, 3...);
- коэффициент дисконтирования на шаге t, определяется по формуле:
, где:
СР - ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, выраженная в долях единицы, на момент проведения расчетов.
Региональный бюджетный эффект (чистый дисконтированный доход Республики Бурятия, ЧДДРБ) определяется суммой погодовых сальдо поступлений и выплат консолидированного бюджета Республики Бурятия, обусловленных реализацией проекта, приведенных к ценам первого года:
, где:
РБЭ - региональный бюджетный эффект от реализации инвестиционного проекта;
- поступления в консолидированный бюджет Республики Бурятия, обусловленные реализацией проекта, за t год;
- расходы республиканского и местных бюджетов, обусловленные реализацией проекта, включая средства государственной (муниципальной) поддержки проекта в t году;
T - расчетный период, соответствующий сроку реализации проекта;
t - годы реализации проекта (t = 1, 2, 3...);
- коэффициент дисконтирования на шаге t, определяется по формуле:
, где:
СР - ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, выраженная в долях единицы, на момент проведения расчетов.
7.5.2. Под индексом бюджетной эффективности понимается отношение дисконтированной суммы погодовых сальдо поступлений и выплат бюджетов различных уровней бюджетной системы Российской Федерации, обусловленных реализацией проекта, за расчетный период к дисконтированному объему бюджетных расходов, обусловленных реализацией проекта, включая средства государственной поддержки проекта в различных формах за этот период.
Расчет индекса бюджетной эффективности производится по формуле:
, где:
ИБЭ - индекс бюджетной эффективности;
- поступления в бюджеты различных уровней бюджетной системы Российской Федерации, обусловленные реализацией проекта, за t год;
- бюджетные расходы, обусловленные реализацией проекта, включая средства государственной поддержки проекта, в t году;
T - расчетный период, соответствующий сроку реализации проекта;
t - годы реализации проекта (t = 1, 2, 3...);
- коэффициент дисконтирования, определяется по формуле:
, где:
СР - ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, выраженная в долях единицы, на момент проведения расчетов.
Под индексом региональной бюджетной эффективности понимается отношение дисконтированной суммы погодовых сальдо поступлений и выплат консолидированного бюджета Республики Бурятия, обусловленных реализацией проекта, в течение расчетного периода к дисконтированному объему государственной поддержки проекта в различных формах из республиканского и местных бюджетов за этот период.
Расчет индекса региональной бюджетной эффективности производится по формуле:
, где:
ИРБЭ - индекс региональной бюджетной эффективности;
- поступления в консолидированный бюджет Республики Бурятия, обусловленные реализацией проекта, за t год;
- расходы республиканского и местных бюджетов, обусловленные реализацией проекта, включая средства государственной (муниципальной) поддержки проекта в t году;
T - расчетный период, соответствующий сроку реализации проекта;
t - годы реализации проекта (t = 1, 2, 3...);
- коэффициент дисконтирования, определяется по формуле:
, где:
СР - ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, выраженная в долях единицы, на момент проведения расчетов.
Инвестиционный проект является эффективным для бюджетной системы Российской Федерации, если бюджетный эффект нарастающим итогом за расчетный период является положительным (суммы поступлений в бюджеты различных уровней бюджетной системы Российской Федерации, обусловленные реализацией проекта, превышают суммы государственной поддержки), а индекс бюджетной эффективности инвестиционного проекта составляет более 1.
Инвестиционный проект является эффективным для консолидированного бюджета Российской Федерации, если региональный бюджетный эффект нарастающим итогом за расчетный период является положительным (суммы поступлений в консолидированный бюджет Республики Бурятия, обусловленные реализацией проекта, превышают суммы государственной поддержки из республиканского и местных бюджетов), а индекс региональной бюджетной эффективности инвестиционного проекта составляет более 1.
7.6. Показатели социальной эффективности инвестиционного проекта.
Социальная эффективность инвестиционных проектов, как правило, должна быть оценена в количественных показателях. Для ее оценки в зависимости от особенностей инвестиционного проекта могут применяться следующие показатели:
1) создание новых (сохранение) рабочих мест в Республике Бурятия;
2) улучшение социальных условий жизнедеятельности населения республики (создание условий для комфортного проживания населения, повышение надежности энергоснабжения; повышение доступности для населения товаров (работ, услуг) и обеспечение бесперебойного снабжения населения товарами (работами, услугами); снижение заболеваемости населения и т. п.);
3) улучшение санитарно-гигиенических, психофизиологических условий труда работников, повышение безопасности труда (в случае реализации проекта на действующем предприятии);
4) наличие программ подготовки и (или) переподготовки персонала на период внедрения инвестиционного проекта;
5) обеспечение в результате реализации проекта работников заработной платой в размере не менее среднемесячной заработной платы одного работника соответствующей отрасли;
6) реализация проекта градообразующим предприятием либо в монопрофильном поселении.
Оценка социальной эффективности производится путем проставления балла числом в 1, если положительный результат по данному перечню показателей достижим, и балла числом в 0 - если положительный результат недостижим либо не предусмотрен инвестиционным проектом.
Максимально возможный суммарный балл по данному перечню показателей - 6 баллов, минимальный - 0 баллов (без учета весомости критерия).
В случае, если суммарный балл при оценке социальной эффективности составил от 0 до 1 - проект относится к категории проектов с невысокой социальной эффективностью, от 2 до 3 баллов - к проектам со средней социальной эффективностью, от 4 до 6 баллов - к проектам с высокой социальной эффективностью.
7.7. Оценка экологической эффективности инвестиционных проектов.
Для оценки экологической эффективности инвестиционных проектов применяются следующие показатели:
NN п/п |
Показатели |
Балл |
1. |
Место реализации проекта |
|
1.1. |
Центральная экологическая зона Байкальской природной территории, ООПТ |
1,0 |
1.2. |
Буферная экологическая зона Байкальской природной территории |
2,0 |
1.3. |
За пределами Байкальской природной территории |
3,0 |
2. |
Снижение негативного воздействия на окружающую среду от предприятия, на котором реализуется инвестиционный проект |
|
2.1. |
Снижение негативного воздействия на здоровье населения |
0,8 |
2.2. |
Снижение объемов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух |
0,8 |
2.3. |
Проекты в рамках реализации механизмов Киотского протокола: снижение выбросов парниковых газов (диоксида углерода (СО2), метана (СН4), закиси азота (N 2О), гидрофторуглеродов (ГФУ), перфторуглеродов (ПФУ), гексафторида серы (SF6) |
0,2 |
2.4. |
Снижение объемов сбросов загрязняющих веществ в водную среду |
0,7 |
2.5. |
Снижение объемов отходов |
0,6 |
2.6. |
Снижение объемов загрязнения почвы, растительного и животного мира |
0,3 |
2.7. |
Снижение объемов шума, вибрации |
0,1 |
3. |
Уменьшение энерго-, ресурсоемкости производства |
|
3.1. |
Уменьшение использования электроэнергии |
1,0 |
3.2. |
Уменьшение, замена использования ископаемого топлива |
0,8 |
3.3. |
Уменьшение использования теплоэнергии |
0,6 |
3.4. |
Уменьшение использования воды |
0,6 |
4. |
Утилизация отходов производства, вторичное использование отходов |
2,5 |
5. |
Производство экологически чистой продукции |
3,0 |
Оценка экологической эффективности производится путем суммирования баллов по каждому показателю. Максимально возможный суммарный балл по данному перечню показателей - 15 баллов, минимальный - 1 (без учета весомости критерия).
В случае, если суммарный балл при оценке экологической эффективности составил от 1 до 5 - проект относится к категории проектов с невысокой экологической эффективностью, от 6 до 10 баллов - к проектам со средней экологической эффективностью, от 11 до 15 баллов - к проектам с высокой экологической эффективностью.
8. Оценка эффективности инвестиционных проектов.
8.1. Итоговая балльная оценка инвестиционного проекта основывается на расчете показателей эффективности инвестиционных проектов, определенных разделом 7 настоящей Методики, и определяется по формуле:
Kj = 0,1K1j + 0,1K2j + 0,1K3j + 0,2K4j+0,2SUMK5j+0,2SUMK6j+0,1K7j, где:
j - индекс инвестиционного проекта;
Kj - итоговая балльная оценка j-го инвестиционного проекта;
0,1; 0,2 - коэффициенты весомости соответствующих критериев;
K1j - общий балл показателя соответствия инвестиционного проекта приоритетам социально-экономического развития Республики Бурятия;
K2j - общий балл показателя охвата результатами инвестиционного проекта;
K3j - общий балл показателя научно-технического уровня инвестиционного проекта;
K4j - общий балл показателя социальной эффективности инвестиционного проекта;
SUMK5j - общий суммарный балл показателя бюджетной эффективности инвестиционного проекта;
SUMK6j - общий суммарный балл показателя экономической эффективности инвестиционного проекта;
K7j - общий балл показателя экологической эффективности инвестиционного проекта.
Расчет итоговой балльной оценки инвестиционного проекта
NN п/п |
Критерии оценки |
Ед. изм. |
Коэффициент весомости критерия (сумма равна 1) |
Граница значений |
Величина оценочного балла |
Значение критерия по j-му проекту |
Кол-во баллов по j-му проекту (Knj) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1. |
Показатель соответствия инвестиционного проекта приоритетам социально-экономического развития Республики Бурятия |
0,1 |
|
|
|
|
|
1.1. |
Инвестиционный проект соответствует приоритетам социально-экономического развития Республики Бурятия, выделенным в утвержденных программах социально-экономического развития Республики Бурятия, стратегии социально-экономического развития Республики Бурятия |
х |
0,1 |
х |
10 |
|
|
1.2. |
Инвестиционный проект не соответствует приоритетам социально-экономического развития Республики Бурятия |
х |
0,1 |
х |
0 |
|
|
Итого K1j |
|
||||||
2. |
Показатель охвата результатами инвестиционного проекта |
0,1 |
|
|
|
|
|
2.1. |
Инвестиционный проект предусматривает производство экспортной продукции (товаров, работ, услуг) |
|
0,1 |
х |
10 |
|
|
2.2. |
Инвестиционный проект предусматривает производство товаров (работ, услуг) для потребителей Российской Федерации |
|
0,1 |
х |
7 |
|
|
2.3. |
Инвестиционный проект предусматривает производство товаров (работ, услуг) для потребителей Республики Бурятия |
|
0,1 |
х |
4 |
|
|
Итого K2j |
|
||||||
3. |
Показатель научно-технического уровня инвестиционного проекта |
0,1 |
|
|
|
|
|
3.1. |
Принципиально новый продукт (товар, работа, услуга) |
х |
0,1 |
х |
10 |
|
|
3.2. |
Модернизация известного продукта (товара, работы, услуги) |
х |
0,1 |
х |
8 |
|
|
3.3. |
Аналог существующего продукта (товара, работы, услуги) |
х |
0,1 |
х |
4 |
|
|
Итого К3j |
|
||||||
4. |
Социальная эффективность |
х |
0,2 |
Определяется суммой баллов по каждому показателю социальной эффективности (п. 7.6 Методики) |
|||
Итого К4j |
|
||||||
5. |
Бюджетная эффективность |
|
0,2 |
|
|
|
|
5.1. |
Бюджетный эффект |
млн. руб. |
0,1 |
БЭ<=0 |
0 |
|
|
0,1 |
0<БЭ<=200 |
2 |
|
|
|||
0,1 |
200< БЭ <=500 |
4 |
|
|
|||
0,1 |
500< БЭ <=1500 |
6 |
|
|
|||
0,1 |
1500< БЭ <=3000 |
8 |
|
|
|||
0,1 |
БЭ >3000 |
10 |
|
|
|||
5.2. |
Индекс бюджетной эффективности |
Ед. |
0,1 |
ИБЭ<1 |
0 |
|
|
0,1 |
1<=ИБЭ<=2 |
6 |
|
|
|||
0,1 |
2< ИБЭ<=3 |
8 |
|
|
|||
0,1 |
3< ИБЭ |
10 |
|
|
|||
0,1 |
Отсутствие расходов республиканского бюджета на господдержку проекта |
10 |
|
|
|||
Итого SUMK5j |
|
||||||
6. |
Экономическая эффективность |
|
0,2 |
|
|
|
|
6.1. |
Чистый дисконтированный доход (чистая приведенная стоимость, NPV) |
млн. руб. |
0,1 |
NPV<=0 |
0 |
|
|
0,1 |
0<NPV<=200 |
2 |
|
|
|||
0,1 |
200<NPV<=500 |
4 |
|
|
|||
0,1 |
500<NPV<=1500 |
6 |
|
|
|||
0,1 |
1500<NPV<=3000 |
8 |
|
|
|||
0,1 |
NPV>3000 |
10 |
|
|
|||
6.2. |
Внутренняя норма доходности (IRR) |
% |
0,05 |
IRR<Ст* |
0 |
|
|
0,05 |
IRR = Ст |
5 |
|
|
|||
0,05 |
IRR > Ст |
10 |
|
|
|||
6.3. |
Дисконтированный срок окупаемости инвестиционного проекта (DPBP) |
месяцев |
0,025 |
DPBP<= 36 |
10 |
|
|
0,025 |
36< DPBP<=60 |
6 |
|
|
|||
0,025 |
60<DPBP<=72 |
3 |
|
|
|||
0,025 |
DPBP > 72 |
1 |
|
|
|||
6.4. |
Индекс рентабельности (доходности) инвестиций (PI) |
|
0,025 |
PI <= 1,5 |
2 |
|
|
0,025 |
1,5< PI <= 2 |
5 |
|
|
|||
0,025 |
PI > 2 |
10 |
|
|
|||
Итого SUMK6j |
|
||||||
7. |
Экологическая эффективность |
х |
0,1 |
Определяется суммой баллов по каждому показателю экологической эффективности (п. 7.7 Методики) |
|||
Итого K7j |
|
||||||
Итоговая балльная оценка по j-му проекту с учетом весомости критериев (Kj) |
|
* Ставка рефинансирования Центробанка России на дату проведения оценки.
8.2. Сравнительная значимость показателя по инвестиционным проектам по каждому критерию устанавливается в виде различий в предельном количестве баллов, которое может получить инвестиционный проект при оценке по тому или иному критерию.
8.3. По итогам расчета итоговых балльных оценок инвестиционных проектов определяется ранжированный ряд инвестиционных проектов (при необходимости сравнительной оценки и выбора из совокупности проектов).
8.4. Максимально возможная величина итоговой балльной оценки инвестиционного проекта с учетом весомости критериев - 7 баллов, минимально возможная - 0,475 балла. При величине итоговой балльной оценки инвестиционного проекта, находящейся в диапазоне:
- от 5,0 (включительно) до 7 баллов (включительно) - проект признается высокоэффективным (значимым для социально-экономического развития Республики Бурятия) и рекомендуется к предоставлению государственной поддержки;
- от 2,0 (включительно) до 5,0 баллов - проект признается проектом со средней эффективностью (целесообразным для социально-экономического развития Республики Бурятия) и рекомендуется к предоставлению государственной поддержки;
- от 1,0 (включительно) до 2,0 - проект признается проектом с невысокой эффективностью (допустимым для социально-экономического развития Республики Бурятия) и рекомендуется к предоставлению государственной поддержки при условии всесторонней взвешенной оценки;
- от 0,475 до 1,0 - проект признается проектом с низкой эффективностью и не рекомендуется к предоставлению государственной поддержки.
В любом из перечисленных случаев обязательным условием для рекомендаций инвестиционного проекта к предоставлению государственной поддержки является величина ЧДД (чистого дисконтированного дохода) > 0 и БЭ (бюджетного эффекта или чистого дисконтированного дохода государства) > 0. Несоответствие данным условиям является основанием для признания проекта неэффективным и для рекомендации проекта к отказу в предоставлении государственной поддержки.
8.5. При одновременном рассмотрении некоторой совокупности проектов необходимо учитывать отношения между ними:
- взаимно независимые (принятие или отказ от проекта не влияет на принятие (отказ) и эффективность других);
- взаимоисключающие или альтернативные (осуществление одного делает невозможным или нецелесообразным осуществление других);
- взаимодополняющие (могут быть приняты или отвергнуты только одновременно);
- взаимовлияющие (при одновременной реализации которых возникают дополнительные системные позитивные или негативные эффекты).
8.6. При отборе наиболее эффективного инвестиционного проекта необходимо учитывать:
- оценку реализуемости проектов, т. е. проверку каждого из них по всем имеющимся ограничениям (технического, экономического, экологического, социального и иного характера);
- оценку абсолютной эффективности проекта, т. е. превышение оценки совокупного результата над оценкой совокупных затрат (отрицательная абсолютная эффективность является основанием для исключения проекта из дальнейшего рассмотрения);
- оценку сравнительной эффективности, т. е. определение большей (меньшей) эффективности и возможность предпочтительности одного проекта или их совокупности по сравнению с другим (другими) проектом (как правило, в случае сравнения альтернативных проектов и в случае ограниченности бюджетных ресурсов (ассигнований) на предоставление государственной поддержки).
Основным показателем, характеризующим абсолютную и сравнительную эффективность проекта, является значение ожидаемого ЧДД. При необходимости выбора проекта (или нескольких проектов) из совокупности проектов в качестве наиболее эффективного(ых) рассматривается проект(ы) с наибольшим неотрицательным ЧДД.
* Толкование применяемых в настоящей Методике показателей, величин, понятий и подходов рекомендуется осуществлять руководствуясь Методическими рекомендациями по оценке эффективности инвестиционных проектов, утвержденными Министерством экономики Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, Государственным комитетом Российской Федерации по строительной, архитектурной и жилищной политике от 21.06.1999 N ВК 477.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.