2. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на постоянную комиссию по образованию, культуре, делам молодежи, физкультуре и спорту (Синюц В.И.) и заместителя главы администрации города (Гончаров А.М.).
Председатель Липецкого городского Совета депутатов |
М.В.Гулевский |
Программа
развития образования г. Липецка на 2003-2005 годы
(утв. решением Липецкого городского Совета депутатов
от 4 июня 2002 г. N 174)
См. областную программу "Развитие образования Липецкой области (2006-2008 годы)", утв. постановлением Липецкого областного Совета депутатов от 15 декабря 2005 г. N 1073-пс
Введение
Городская программа развития образования (далее - Программа) является организационной основой политики администрации г. Липецка в области образования. Программа определяет стратегию приоритетного развития системы образования г. Липецка (далее - система образования) и меры ее реализации. Предлагаемая Программа не охватывает всех компонентов существующей системы образования г. Липецка (высшее, среднее профессиональное и др.), она предназначена для системы дошкольного, начального, основного, среднего (полного) общего, дополнительного образования.
Исполнителями и соисполнителями Программы являются администрация г. Липецка, управление образования администрации г. Липецка, образовательные учреждения различных типов и видов.
Сроки реализации Программы - 2003-2005 гг.
Главная цель Программы-развитие городской системы образования в интересах формирования гармонично развитой, социально активной, творческой личности на основе превращения образования в приоритетную сферу жизнедеятельности города и средство его развития.
Ожидаемыми результатами реализации Программы являются сохранение и развитие системы образования в интересах личности и населения г. Липецка.
Порядок организации выполнения Программы, ее ресурсного обеспечения и контроля за ходом реализации устанавливается администрацией г. Липецка.
Механизм реализации Программы предусматривает ежегодное формирование рабочего документа - конкретного плана действий, вытекающего из системы мероприятий Программы, с определением разграничения деятельности исполнителей, источников и объема финансирования.
Контроль за реализацией Программы осуществляется администрацией г. Липецка.
1. Краткая характеристика системы образования г. Липецка
Система образования г. Липецка представляет собой совокупность следующих компонентов:
- преемственность образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;
- сеть реализующих их образовательных учреждений различных типов и видов;
- управление образования администрации г. Липецка и подведомственные ему учреждения и организации.
На 1 января 2002 года в городе работали образовательные учреждения (всего - 162) различных типов и видов, которые посещали 75179 обучающихся и воспитанников (приложение 1).
В образовательных учреждениях (далее - ОУ) занято 10,3 тысячи работников, в том числе 7494 педагогических. Высшее педагогическое образование имеют 84,6% педагогов. 6358 (84%) человек аттестованы на квалификационные категории, в том числе на высшую - 2131 (28%), первую - 2577 (24%), вторую - 1650 (22%). 65 педагогов имеют звание "Заслуженный учитель РФ". Значками "Отличник просвещения СССР" и "Отличник народного просвещения" награждены 1152 человека, нагрудным знаком "Почетный работник общего образования РФ" - 96 педагогов. Медаль "Ветеран труда" имеют 933 человека, другие медали - 52, ордена - 10. Премии имени Н.К.Крупской и К.А.Москаленко присуждены 11 педагогам города, Шмакова С.А. - 8, Почетной грамотой Министерства образования РФ награждены 227 работников образования.
Сеть образовательных учреждений направлена на реализацию различных образовательных запросов населения г. Липецка.
Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, функционируют детские дома и детский дом-школа.
Дети и подростки, имеющие отклонения в развитии, получают образование в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для детей с отклонениями в развитии, а также дошкольных группах для детей с нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха, нервной системы, желудочно-кишечного тракта, с задержкой психического развития (ЗПР), аллергическими заболеваниями, туберкулезной интоксикацией (всего - 112 групп) и классах для детей с нарушениями речи, слуха, ЗПР, педагогической поддержки и компенсирующего обучения (всего - 173).
В обеспечении социальной защиты, адаптации и реабилитации детей и молодежи велика роль вечерних (сменных) общеобразовательных школ. Функционирование открытой (сменной) общеобразовательной школы (первой профессии) позволяет создать благоприятные условия и возможности для получения молодежью общего образования и допрофессиональной подготовки.
В учреждениях дополнительного образования, призванных обеспечить ребенку всесторонние возможности для духовного, интеллектуального, физического развития и удовлетворить его творческие и образовательные потребности, занято 13250 детей.
Наиболее полной реализации образовательных запросов одаренных, способных детей и детей с повышенной мотивацией к обучению способствует сеть учреждений инновационного характера - лицеев, гимназий, школ с углубленным изучением предметов. В большинстве общеобразовательных учреждений города организовано изучение новых предметов художественно-эстетического, обществоведческого, психологического, экономического, валеологического, краеведческого и другого циклов. В 22 школах созданы профильные классы, деятельность которых направлена на дальнейшее развитие вариативности и дифференциации образования. На базе 1-го детского сада и пяти общеобразовательных учреждений функционируют городские экспериментальные площадки.
Содержание образования в учреждениях указанных типов и видов определяется реализуемыми ими общеобразовательными программами (дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и дополнительного образования).
Управление городским образованием осуществляет управление образования администрации г. Липецка, организационная структура которого включает отделы:
- кадров,
- дошкольного образования,
- среднего (полного) общего образования,
- охраны детства,
- дополнительного образования и воспитания.
Всего - 37 работников, из них - 34 специалиста. Обособленными подразделениями, входящими в структуру управления образования, являются: учебно-методический центр, хозяйственно-эксплуатационная контора, психолого-медико-педагогическая консультация, централизованные бухгалтерии.
Деятельность управления образования многопланова и разнообразна: обеспечение соблюдения законодательства РФ, выполнения Федеральной программы развития образования, государственных образовательных стандартов; подбор и расстановка управленческих кадров; организация и координация материально-технического обеспечения деятельности ОУ; лицензирование и аттестация образовательных учреждений; осуществление контроля за выполнением лицензионных условий, состоянием уровня образования в образовательных учреждениях всех типов и видов и т.д.
2. Проблемы образования
2.1. Финансирование образовательных учреждений
Несмотря на достаточно стабильную финансово-экономическую ситуацию в городе, одной из основных проблем в системе образования является дефицит финансирования. Потребность образовательных учреждений в финансировании за счет средств городского бюджета обеспечивается не в полном объеме и имеет тенденцию к сокращению доли расходов на нужды образования. (Таблицы 1, 2).
См. также постановление Главы администрации г. Липецка от 11 апреля 2003 г. N 1539 "О реализации права муниципальных дошкольных образовательных учреждений, образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста на дополнительное финансирование по результатам аттестации и государственной аккредитации"
Таблица 1
Финансирование ОУ г. Липецка в 1997-2001 гг. (в тыс. руб.)
1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | |
Потребность ОУ | 198931,0 | 231316,0 | 85026,0 | 343570,0 | 454267 |
Утверждено по бюджету | 172096,0 | 195108,0 | 227855,0 | 338420,0 | 392487 |
% | 86,5% | 84,3% | 79,9% | 98,5% | 86,4% |
Таблица 2
Доля расходов на образование в городском бюджете в 1997-2001 гг.
(в тыс. руб.)
1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | |
Бюджет города | 870200,0 | 816500,0 | 1193900,0 | 2043295,0 | 2232608 |
Доля расходов на образование |
172096,0 | 195108,0 | 227855,0 | 353111,0 | 425530 |
% | 19,8% | 23,8% | 19% | 17,3% | 19% |
Стабильный характер имеет финансирование так называемых "защищенных" статей расходов - оплаты труда работников ОУ, питания обучающихся и воспитанников, выплат компенсационного характера. Не в полном объеме выделяются денежные средства на формирование надтарифного фонда для установления доплат и надбавок стимулирующего характера за выполнение объема работ, не входящего в круг основных обязанностей работников образования. На ряд статей расходов выделяется лишь третья часть денежных средств от потребности. Так, в 2001 г. на приобретение мягкого инвентаря утверждено 30% денежных средств от имеющейся потребности; на проведение капитального и текущего ремонтов ОУ - 27%.
Не в полной мере исполняются п. 2 и п. 11 ст. 31 Закона РФ "Об образовании" (формирование местных бюджетов не только в части расходов на образование, но и соответствующих фондов развития образования; установление дополнительных налогов и льгот, стимулирующих образование).
Дальнейшего совершенствования требует разработка механизма многоканального финансирования ОУ. В 1998, 1999, 2000 и 2001 гг. доля расходов на образование за счет внебюджетных ("шефских") средств составила в среднем менее 2% от потребности ОУ. Слабо используются в обеспечении ОУ финансовыми ресурсами средства различных благотворительных организаций, фондов, а также обеспеченных родителей.
2.2. Кадровое обеспечение и социальная защита работников образования
Оплата труда технического персонала ОУ осуществляется в соответствии с ЕТС работников бюджетной сферы в диапазоне с 1 по 6 разряды и представляет собой третью или четвертую часть необходимого прожиточного минимума. Подобное положение порождает повсеместное образование вакантных мест сторожей, дворников, подсобных рабочих, младших воспитателей и др., отрицательно влияющее на общую организацию учебно-воспитательного процесса. Особенно тяжелая кадровая ситуация складывается в дошкольных образовательных учреждениях города, так как около 50% всего персонала детских садов составляют работники указанной категории. Функции вышеперечисленных должностей вынуждены выполнять педагоги ОУ в ущерб своим основным обязанностям - воспитанию и обучению подрастающего поколения.
Ненамного лучше и материальное обеспечение самих педагогических работников. До сих пор не исполняется ряд положений законодательства РФ в области образования, в частности п. 3 ст. 54 и п. 5 ст. 55 Закона РФ "Об образовании" (установление размера средней ставки заработной платы и должностного оклада для учителей и других педагогических работников не ниже средней заработной платы работников промышленности, право на первоочередное предоставление жилой площади работникам образования).
Низкий уровень оплаты труда и пенсионного обеспечения, отсутствие социального престижа профессии педагога, слабая социальная защищенность работников образования порождают проблему кадрового обеспечения ОУ. Прослеживаются ярко выраженные тенденции:
- старение педагогических и руководящих кадров (около 40% педагогов городской системы образования имеют стаж педагогической работы свыше 20 лет, из них 11% являются пенсионерами);
- увеличение учебной нагрузки учителей;
- отток молодых педагогов из ОУ (14% от общего числа уволенных в 2000 г. педагогических работников составили молодые специалисты и педагоги с небольшим стажем работы, полностью поменявшие профессиональную ориентацию и перешедшие на трудовую деятельность в другие отрасли);
- интенсивная феминизация кадрового состава ОУ.
Не обеспечены нормальными жилищными условиями 409 работников городской системы образования (проживают в общежитиях, на частных квартирах).
Снижается уровень научно-теоретической и методической подготовки педагогических кадров. Переход ОУ на новые образовательные программы и технологии требует соответствующей системы повышения квалификации кадрового состава. В связи с недостаточностью финансирования педагогические и руководящие работники системы образования г. Липецка 1 раз в 5 лет обучаются на курсах повышения квалификации областного уровня, в рамках услуг, предлагаемых Липецким государственным институтом усовершенствования учителей и факультетом повышения квалификации Липецкого государственного педагогического университета. Получение современных научно-методических и теоретических знаний, необходимых для реализации процесса обучения на основе новых авторских курсов, программ, технологий в других регионах РФ или путем привлечения кадрового потенциала других педагогических вузов, научно-исследовательских институтов, в настоящее время осуществляется не в достаточной степени.
Отмечается низкий уровень квалификации специалистов некоторых категорий, в частности учителей-логопедов, учителей-дефектологов, педагогов-психологов, вызванный непродолжительностью и недостаточным качеством их профессиональной подготовки (в основном это годичные курсы при Липецком государственном педагогическом университете и Липецком государственном институте усовершенствования учителей на базе высшего педагогического образования).
Практически разрушена система повышения квалификации кадрового состава методистов и специалистов управления образования администрации г. Липецка. Их обучение в Российской академии повышения квалификации и переподготовки работников образования и других образовательных и научных учреждениях не финансируется. Методист и специалист, таким образом, перестает быть учителем учителей, первичным носителем знаний об основных направлениях развития образования, новых программах, ведущих тенденциях преподавания отдельных предметов и т.д.
Работникам образования в настоящее время недоступна подписка на необходимые периодические издания (как общественного, так и методического характера), познавательные экскурсионные поездки, посещение музеев, выставок, театров. Происходит сужение культурно-образовательного пространства педагога.
Серьезную проблему представляет здоровье учителей, широкое распространение заболеваний у которых связано с нарушением гигиены учебно-воспитательного процесса, условиями организации труда и отдыха, стрессогенным характером профессии.
2.3. Сеть образовательных учреждений
Существующая сеть из 64 муниципальных учреждений, реализующих программы дошкольного образования, уже не в полном объеме обеспечивает потребность населения города в местах для детей дошкольного возраста: плановое совокупное количество мест в муниципальных детских садах составляет 7241, фактически принято 9252 ребенка. Нереализованным остается провозглашенное Конституцией РФ (ч. 2 ст. 43) право граждан на общедоступность и бесплатность дошкольного образования: около 40% детей дошкольного возраста не пользуются услугами первого уровня системы образования.
Не завершен процесс перехода к видовому разнообразию дошкольных образовательных учреждений. В городе недостаточно детских садов присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных процедур, а также детских садов общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников.
Не созданы условия для развития способностей и интересов одаренных детей дошкольного возраста. Количество школ с углубленным изучением отдельных предметов недостаточно.
Ежегодно увеличивается число воспитанников, нуждающихся в государственной защите. В основном это дети из малообеспеченных и неблагополучных семей. Отсутствие в них должного ухода за ребенком, пренебрежение его интересами и потребностями провоцируют процесс вытеснения ребенка из семьи. При этом в городской системе образования нет учреждения соответствующего типа и вида для воспитания, обучения и содержания данной категории несовершеннолетних.
Не исполняется п. 2 ст. 15 Закона РФ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних": в городской системе образования отсутствует специальное образовательное учреждение, в котором могли бы воспитываться и обучаться, находясь на полном гособеспечении, несовершеннолетние в возрасте от 8 до 18 лет с девиантным поведением, требующие специального педагогического подхода.
В связи с ухудшением социально-экономических условий жизни увеличивается количество учащихся, сочетающих получение основного общего образования с трудовой деятельностью. Перечень предоставляемых образовательных услуг вечерних (сменных) школ не в состоянии удовлетворить образовательные потребности данной категории учащихся.
Имеющиеся учреждения дополнительного образования не обеспечивают максимального охвата школьников различными формами досуга (по количественному показателю ОУ дополнительного образования город Липецк занимает последнее место в Центрально-Черноземном регионе). Продиктована временем и необходимость открытия в городе однопрофильных учреждений дополнительного образования, которые позволят не только решить проблему занятости учащихся, но и содействовать их личностному и профессиональному самоопределению.
2.4. Здоровье и социальное положение детей
В последние годы отчетливо проявляются тенденции ухудшения социального положения и здоровья детей. Не последнюю роль в этом имеет тяжелая ситуация, в которой оказались сами образовательные учреждения. Около 58% школ города и 19% детских садов находятся в технически хорошем состоянии. В 30% школ и 47% ДОУ отмечаются частичные нарушения кровли, канализации, водопровода, отопительной системы. 12% зданий ОУ и 34% зданий детских садов требуют капитального ремонта. При этом темпы износа, обветшания основных фондов существенно опережают темпы их капитального и текущего ремонтов.
Требует укрепления материально-техническая база городского приюта: отсутствует дезкамера.
Беспокойство вызывает проблема обеспечения ОУ мебелью. В 64% детских садов воспитанники спят на раскладушках, имеющих 100-процентный износ, непригодных к дальнейшей эксплуатации и провоцирующих появление у детей нарушений опорно-двигательного аппарата. Столы и стулья не соответствуют ростовым показателям дошкольников, так как в течение последнего десятилетия их фонд не обновлялся. Недостаточна обеспеченность общеобразовательных учреждений школьной мебелью.
В 2-х общеобразовательных учреждениях занятия ведутся в 3 смены (0,2 обучающихся), в 55 ОУ-в 2 смены (33% обучающихся).
Негативное влияние на состояние здоровья учащихся оказывают академические перегрузки. Исследования гигиенистов и физиологов показывают, что учащиеся средних классов расходуют на учебную деятельность до 70% времени бодрствования, старших-до 90%.
В течение 10 последних лет в организации питания детей дошкольного возраста доминирует денежная, а не натуральная норма. Несмотря на периодическое осуществление ее индексации, средства, отпускаемые на питание одного ребенка в день, обеспечивают потребность дошкольников в натуральных продуктах в среднем лишь на 60-70%.
Не созданы условия для повышения эффективности летней оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста. Более 50% от общего числа воспитанников детских садов в силу причин социально-экономического характера не имеют возможности в летний период выехать за пределы города, и поэтому вынуждены находиться на территории дошкольных образовательных учреждений. При этом, несмотря на неблагополучную в экологическом отношении обстановку в городе, практика оздоровления дошкольников на загородных дачах отсутствует, а пребывание детей в муниципальных детских садах по условиям содержания ничем не отличается от зимнего периода.
Дети из учреждений государственной поддержки ежегодно отдыхают в загородных оздоровительных лагерях, однако условия их пребывания в них не в полном объеме соответствуют санитарно-гигиеническим требованиям. Перепрофилирование одного из загородных лагерей для отдыха детей-сирот, детей, лишенных родительского попечения, дошкольного, школьного возраста и подростков старше 14 лет позволило бы осуществить комплексный подход и повысить эффективность оздоровительной работы с указанной категорией воспитанников.
Проблема летнего труда и отдыха учащихся ОУ решается в основном через традиционные формы (отряды по благоустройству, ремонтные бригады, индивидуальное трудоустройство, пришкольные лагеря дневного пребывания). По данным за 2001 год, в пришкольных лагерях отдохнули 11480 детей. Несмотря на то, что в последние два года заметно расширилась сеть профильных лагерей, которые являются наиболее эффективной и перспективной формой летнего отдыха, работа в этом направлении недостаточна. Отсутствуют лагеря для "трудных" и одаренных детей. Мало лагерей, созданных с учетом интересов и склонностей подрастающего поколения.
Анализ данных инвентаризации медицинских и физиотерапевтических кабинетов ОУ показывает, что большая их часть не укомплектована необходимым оборудованием и инструментарием согласно требованиям СП 2.4.2.782-99.
В образовательных учреждениях города не хватает квалифицированных кадров педагогов-психологов. Так, ДОУ г. Липецка укомплектованы ставками педагогов-психологов только на 41%, ОУ-на 83%.
Сохраняется устойчивая тенденция увеличения количества детей с ограниченными возможностями здоровья. Однако существующее количество ОУ (групп, классов) компенсирующего назначения не обеспечивает в полной мере потребность в их содержании и обучении, вследствие чего происходит превышение предельно допустимых норм наполняемости учреждений (групп, классов) для детей указанной категории, отрицательно влияющее на осуществление коррекционно-образовательного процесса. Особенно тяжелая ситуация наблюдается в дошкольном специальном образовании, деятельность которого направлена на раннюю коррекцию и компенсацию различных нарушений у воспитанников с отклонениями в развитии. В большинстве детских садов (групп) компенсирующего вида фактическая наполняемость превышает предельно допустимые нормы в 1,5-3 раза.
Несовершенство ранней диагностики детей, имеющих задержку темпов психического развития, не позволяет оптимально и рационально осуществлять процесс формирования соответствующей сети специальных дошкольных групп и классов (для сравнения: в г. Липецке с начала 2001/2002 учебного года функционирует 147 классов для детей с ЗПР и только 6 дошкольных групп). Отсутствие коррекционной помощи детям в сензитивный (дошкольный) период приводит зачастую к необратимости или затяжному характеру отставания развития у них высших психических функций.
Ухудшается социальное положение обучающихся и воспитанников. Изменение структуры ценностных ориентаций детей и подростков и неготовность системы образования предложить новые социально одобряемые ценности привели к расширению асоциальных установок среди учащихся школ. Наметилась тенденция к увеличению преступной активности детей (за 2001 год 90 человек совершили 128 преступлений). Растет количество подростков, убегающих из семей, склонных к бродяжничеству, попрошайничеству и не получающих образование в ОУ города.
В среде несовершеннолетних практически беспрепятственно распространяются стереотипы поведения, связанные с уклонениями от учебы и работы, агрессивностью и жестокостью по отношению к другим людям. Употребление спиртных напитков учащимися, являющееся в настоящее время уже проблемой общенационального характера, приобретает угрожающие масштабы и в г. Липецке: около 50% учащихся, задержанных органами внутренних дел, были доставлены в отделения милиции в нетрезвом состоянии за употребление спиртных напитков.
Как показывает практика, одной из причин криминальной активности несовершеннолетних является неблагополучная обстановка в семьях. По статистике каждый второй несовершеннолетний участник преступления проживает в семье, где родители пьянствуют, не занимаются воспитанием детей, не принимают меры для получения ими основного общего образования, не осуществляют контроль за проведением учащимися свободного времени.
2.5. Учебно-материальная база образовательных учреждений
Развитие образования невозможно без наличия соответствующей учебно-материальной базы. Чрезвычайно остро стоит вопрос обеспечения ОУ классно-лабораторным оборудованием, учебно-наглядными пособиями, техническими и информационными средствами обучения, спортивными оборудованием и инвентарем. Игры и игрушки, выполняющие в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) роль главного средства обучения, "первого учебника" малышей, не приобретались детскими садами более 5 лет. Книжные фонды школьных библиотек не пополняются художественной и справочной литературой. Крайне скудным является ассортимент научно-методических и информационных периодических изданий, получаемых ОУ по подписке.
Нерешенной с 1997 г. (в 1997 г. впервые в Федеральный комплект учебников и учебно-методических пособий были включены программы и пособия по дошкольному образованию) остается проблема обеспечения детских садов программно-методической литературой, хрестоматиями, демонстрационным материалом. Недостаточна оснащенность ОУ учебниками и учебными пособиями, разработанными на основе концепции развивающего обучения.
В области информационного обеспечения система образования г. Липецка продолжает оставаться на крайне низком уровне. Только 27 ОУ города имеют компьютеры с современным интерфейсом. Целенаправленная компьютеризация ОУ и управления образования г. Липецка, создание единой образовательной (а в дальнейшем-общегородской) информационной сети, подключение к глобальной компьютерной сети Интернет позволили бы объединить возможности всех учреждений, располагающих информационно-культурными фондами, получить доступ к изучению новейших научно-практических достижений в области российского и зарубежного образования, осуществить реализацию наиболее приоритетных образовательных задач.
Серьезное беспокойство вызывает отсутствие необходимых условий охраны труда в большинстве ОУ г. Липецка. Отмечается ряд нарушений, представляющих угрозу для безопасности жизнедеятельности обучающихся, воспитанников и педагогов: низкая оснащенность средствами пожаротушения, отсутствие ограждения верхних этажей, неисправность классно-лабораторного оборудования и оборудования учебных мастерских, необеспеченность работников спецодеждой и индивидуальными средствами защиты и т.п.
2.6. Содержание образования
Остается проблемой отсутствие необходимой преемственности уровней дошкольного и начального общего, начального и основного общего, основного общего и среднего (полного) общего, среднего (полного) общего и высшего образования. Дублирование программных областей знаний дошкольного и начального общего образования, появление многопредметности в начальной школе и т.п. оказывают отрицательное влияние на процесс обеспечения и сохранения единого образовательного пространства города.
Медленно осуществляется обновление содержания и технологий образования, а также переход на профильное обучение на старшей ступени среднего (полного) общего образования.
Во многих ОУ города формально ведется такой предмет, как ОБЖ. Уроки физкультуры не направлены на внедрение в учебный процесс форм активной дифференцируемой помощи детям в укреплении здоровья.
При сохранении достаточно высокого уровня преподавания фундаментальных наук по-прежнему слабой остается практическая направленность образования.
В действующих учебных планах ОУ до сих пор не найдено оптимального соотношения гуманитарной и естественно-математической составляющих. Экологическое образование, являясь новым направлением воспитания и образования современного образовательного учреждения, носит в основном теоретический характер.
Традиционная школа до сих пор ориентирована на "среднего" обучающегося и воспитанника. Это зачастую становится зоной задерживающего развития одаренных детей, является причиной возникновения у них учебного, социального, эмоционального и психофизиологического дисбаланса. При этом эффективная система работы с одаренными детьми в городской системе образования отсутствует.
Слабо реализуется принцип индивидуализации обучения: не практикуются такие формы получения образования, как семейное и самообразование.
Не разработана единая научно-методическая система психологического сопровождения образовательного процесса и его участников, так как при управлении образования не создан координирующий данную деятельность психологический центр. Деятельность педагогов-психологов ОУ отличает чрезмерная акцентуация на диагностике и недостаточность действенной коррекционной работы.
Существующая практика работы психолого-медико-педагогической консультации г. Липецка ограничивается в настоящее время только отбором детей в специальные учреждения (группы, классы).
Несмотря на увеличение количества детей из семей беженцев, переселенцев из стран ближнего зарубежья, для которых русский язык не является родным, проблемы организации их обучения в ОУ г. Липецка не решаются.
Переход на управление результатами образовательного процесса вызвал необходимость развития системы аттестации обучающихся. Однако нормативно-правовая основа государственной (итоговой) аттестации выпускников развита недостаточно. Не разработана система контроля за ходом ее подготовки и проведения, освоения учебных программ и учебных планов.
Требует совершенствования процесс управления качеством образования по всей вертикали управления: учитель - директор ОУ - специалист и руководитель управления образования администрации г. Липецка.
2.7. Воспитание в системе образования
Сложнейшей проблемой образования и городской общественности является отсутствие необходимой системы воспитательной работы, способной стать гарантом выживания и здорового развития подрастающего поколения. Предпринимающиеся городской администрацией и управлением образования усилия, направленные на развитие воспитательных функций ОУ всех типов и видов, расширение состава субъектов воспитания, интеграцию деятельности заинтересованных организаций, семьи и ОУ по созданию единого воспитательного пространства города в целом, в настоящее время являются недостаточными.
Основные функции по выявлению и устройству беспризорных детей, социальных сирот продолжает осуществлять управление образования администрации г. Липецка.
Не создана действенная программа профилактики и противодействия детской и подростковой наркомании, преступности и безнадзорности.
В ОУ города не осуществляется должный контроль за посещаемостью учащихся. Педагоги-психологи не оказывают своевременную помощь учителям и классным руководителям в работе с детьми, нуждающимися в постоянном и повышенном внимании. Неэффективно проводится раннее выявление неблагополучных семей и профилактическая работа с детьми из них.
Медленно осуществляется процесс формирования воспитательных систем ОУ г. Липецка, без которых невозможно достижение стратегической цели образования-развития социальной и культурной компетентности личности, ее самоопределения в социуме, формирования человека-гражданина, патриота России и своего города, семьянина-родителя, специалиста-профессионала.
На всех уровнях образования ощущается нехватка соответствующих штатных единиц: педагогов-психологов, социальных педагогов, педагогов дополнительного образования, освобожденных классных воспитателей, способных обеспечить целостность образовательного процесса, органическую связь семьи и школы, социальную защиту детей. Так, в штатных расписаниях ОУ города в настоящее время имеется 263 ставки педагогов дополнительного образования (по 1-3 ставки в каждой школе), которые имеют возможность работать только с 15132 (23% от общего числа) обучающимися и воспитанниками. Крайне недостаточно количество инструкторов по физической культуре (от 0,5 до 1 ст. на каждую школу). Жизненной необходимостью является создание в городской системе образования института освобожденных классных воспитателей, особенно в ОУ, расположенных в районах с повышенной криминогенной обстановкой. Большое значение для успешного решения ОУ воспитательных задач имеют социальные педагоги.
В то же время в недостаточной степени осуществляется режим экономии и целевого расходования бюджетных средств, направляемых на финансирование досуговой деятельности школьников. Для организации и эффективности осуществления внеурочной работы в школах города могут и должны быть мобилизованы также внутренние резервы системы образования.
Не развита материально-техническая база образовательных учреждений дополнительного образования для ведения воспитательной работы на качественно новом уровне. Некоторые из них, в частности центры технического творчества "Октябрьский" и "Правобережный" располагаются в приспособленных помещениях, станции юных натуралистов "Эколог" и "Биосфера" не имеют необходимого земельного участка для проведения опытно-исследовательской работы. Физический и моральный износ оборудования ОУ дополнительного образования не способствует привлечению учащихся старшей возрастной группы к занятиям в различных детских объединениях.
2.8. Управление образованием
Отмечается ряд проблем, связанных с управленческой деятельностью в сфере образования.
Приобретение ОУ статуса юридических лиц и принятие ими Уставов до сих пор остается актом, имеющим "лозунговый" характер и не затрагивающим сущностных основ деятельности городской системы образования. Ограниченные финансовые возможности, отсутствие механизма материального стимулирования работников, а также недостаточно развитые и действенные в ряде случаев формы общественного самоуправления не позволяют образовательным учреждениям обрести подлинную самостоятельность.
Эффективность образовательного процесса страдает из-за превалирования в управленческой деятельности руководителей ОУ административно-хозяйственного компонента. Директора школ и заведующие детскими дошкольными учреждениями направляют свои усилия в большей степени не на проблемы содержания и качества образования, а на выполнение функций завхозов и снабженцев. Очевидно, что созданная при управлении образования администрации г. Липецка хозяйственно-эксплуатационная контора не обеспечивает необходимый уровень функционирования системы хозяйственного управления, так как ремонт, аварийное и текущее обслуживание основных фондов ОУ осуществляется на договорной основе с различными организациями и предприятиями по принципу "кто дешевле". Подобный подход порождает сотрудничество, которое зачастую носит некачественный и случайный характер.
Улучшение оперативности и качества принимаемых решений, повышение эффективности и слаженности работы, выявление основных тенденций системы образования города и прогнозирование их развития невозможны без информационно-аналитической, научно-методической и технологической поддержки управления образования администрации г. Липецка. В настоящее время в организационных структурах управления образования соответствующая служба отсутствует.
В соответствии с Положением об инспекторе по охране детства, утвержденным Приказом МП СССР от 16.02.88 N 21, и Законом Липецкой области "Об опеке и попечительстве в Липецкой области" должность специалиста по охране детства вводится из расчета 1 специалист на 5 тысяч детского населения (от 0 до 18 лет). В г. Липецке проживают 100 тыс. детей, при этом в отделе охраны детства управления образования администрации г. Липецка работают только 13 человек (6 специалистов и 7 методистов).
В должной степени не осуществляется контроль за деятельностью ОУ по реализации основных положений Закона РФ "Об основах охраны труда в Российской Федерации", а также за организацией работы по гражданской обороне в связи с отсутствием соответствующих специалистов в структуре управления образования.
Несовершенными и недостаточно действенными являются механизмы осуществления лицензирования и проведения аттестации образовательных учреждений всех типов и видов. Повышение качества лицензионной экспертизы, рассмотрения спорных вопросов, контроля за условиями лицензирования ОУ, аттестационного обследования и принятия соответствующих объективных управленческих решений невозможно без создания городской службы лицензирования и аттестации ОУ всех типов и видов.
Неоднороден уровень квалификации и опыт как практической, так и управленческой деятельности специалистов управления образования администрации г. Липецка. Наряду с высококвалифицированными работниками управленческой деятельностью занимаются лица, имеющие низкий уровень компетентности.
Недостаточно развитой является нормативно-правовая база городской системы образования.
Все обозначенные в настоящем разделе проблемы образования г. Липецка легли в основу определения основных направлений, задач и мероприятий, указанных в последующих разделах Программы.
3. Основные направления и задачи развития системы образования
3.1. Совершенствование механизма финансового обеспечения:
- увеличение бюджетных ассигнований, направленных на функционирование и развитие системы образования в соответствии с потребностями;
- повышение эффективности использования выделяемых на нужды образования бюджетных средств;
- создание условий для привлечения дополнительных внебюджетных источников финансирования ОУ;
- укрепление и развитие существующей системы поддержки городских школ со стороны шефствующих предприятий и организаций;
- установление шефских связей между предприятиями и организациями города и муниципальными дошкольными образовательными учреждениями.
3.2. Обеспечение системы образования кадрами и социальная защита работников образования:
- модернизация системы повышения квалификации работников образования;
- совершенствование механизма аттестации руководящих и педагогических работников;
- осуществление комплекса мер в целях обеспечения условий труда и социальных гарантий работникам образования в соответствии с действующим законодательством;
- совершенствование работы с резервом руководящего состава ОУ.
3.3. Сохранение и развитие сети ОУ г. Липецка:
- обеспечение доступности дошкольного образования для всех слоев населения города;
- развитие типового и видового разнообразия сети образовательных учреждений;
- поддержка процесса реорганизации общеобразовательных учреждений в образовательные учреждения инновационного характера при наличии внутренних предпосылок и территориальной расположенности;
- создание условий для обучения, воспитания и содержания лиц с девиантным поведением, детей из малообеспеченных и неблагополучных семей, а также детей, лишенных родительского попечения и имеющих отклонения в развитии.
3.4. Соблюдение законодательства об охране здоровья обучающихся и воспитанников:
- развитие, дифференциация и оптимизация сети учреждений (групп, классов) компенсирующего назначения;
- совершенствование работы ПМПК г. Липецка;
- укрепление сотрудничества медицинских и образовательных учреждений;
- совершенствование организации учебного процесса, нормализация учебной нагрузки в целях сохранения и укрепления здоровья обучающихся и воспитанников;
- поддержка и развитие разнообразных форм оздоровительной работы в ОУ всех типов и видов;
- обеспечение условий для получения учащимися в ОУ г. Липецка полноценного питания;
- индексация денежной нормы питания детей дошкольного возраста в соответствии с их потребностями в натуральных продуктах;
- разработка и принятие системы неотложных мер по сохранению и укреплению здоровья детей;
- формирование здоровьесберегающей образовательной среды;
- обновление всей системы физического воспитания ОУ;
- утверждение принципа приоритетности охраны и укрепления здоровья детей при оценке деятельности ОУ;
- создание необходимых условий по охране труда и безопасности жизнедеятельности обучающихся и воспитанников.
3.5. Укрепление и развитие материально-технической и учебно-материальной базы ОУ в соответствии с требованиями СП 2.4.2.782-99 и государственных образовательных стандартов:
- реализация комплекса мер по оснащению ОУ необходимым оборудованием (твердым и мягким инвентарем, технологическим оборудованием и др.);
- компьютеризация ОУ и управления образования, создание локальной информационной сети, подключение к международным информационным сетям;
- интенсификация процесса проведения капитальных и текущих ремонтов ОУ;
- пополнение и обновление фондов школьных библиотек;
- оснащение системы образования всех уровней учебно-наглядными материалами, классно-лабораторным оборудованием, техническими средствами обучения, спортивными оборудованием и инвентарем;
- обеспечение ОУ учебниками и учебными пособиями, разработанными на основе концепции развивающего обучения, в соответствии с Перечнем учебников и учебной литературы, рекомендованным МО РФ, ДОУ-развивающими играми и игрушками, программно-методическими комплектами.
3.6. Обновление содержания образования:
- совершенствование преемственности образования всех уровней;
- соблюдение государственных образовательных стандартов;
- продолжение перехода на развивающее обучение, вариативное образование;
- стимулирование и развитие экспериментально-исследовательской деятельности;
- развитие гуманитарной и экологической направленности городской системы образования;
- повышение практической направленности образования, уровня овладения детьми широким набором практически полезных знаний и навыков, необходимых в жизни каждого человека;
- становление системы психологической поддержки детей;
- обеспечение условий для образования, развития и реализации интеллектуального, личностного и творческого потенциала одаренных детей в системе "ДОУ - начальная школа - основная школа - средняя (полная) школа";
- совершенствование механизма обобщения и внедрения лучшего педагогического опыта г. Липецка на всех уровнях системы образования;
- обновление содержания, организации и повышение роли профориентационной работы с учащимися;
- повышение объективности итоговой аттестации выпускников ОУ;
- совершенствование службы мониторинга;
- завершение процесса перехода ДОУ и интенсификация процесса перехода ОУ на новые инновационные программы и технологии;
- поддержка различных педагогических сообществ: предметных объединений, инновационных ассоциаций, профессиональных экспертных советов и др., вовлечение их в обсуждение и решение проблем развития образования;
- предоставление возможности обучающимся получения образования в формах семейного образования и самообразования.
3.7. Развитие воспитания в системе вариативного образования:
- обеспечение данного направления штатными работниками на всех уровнях системы образования;
- повышение эффективности целевого расходования средств, направляемых на организацию досуговой деятельности в ОУ города;
- создание целостных воспитательных систем в ОУ;
- объединение усилий образовательных, правоохранительных, медицинских структур, учреждений культуры, средств массовой информации, семьи для создания общегородской системы воспитания подрастающего поколения;
- организация активного включения учащихся в реальную окружающую жизнь, в деятельность по улучшению общественной, хозяйственной, правоохранительной, экологической и др. обстановки в городе;
- развитие и поддержка детского движения.
3.8. Совершенствование управления образованием:
- децентрализация управления образованием на основе строгого соблюдения каждым субъектом образования прав и обязанностей, предоставленных ему законодательством РФ;
- создание условий для развития подлинной самостоятельности ОУ в осуществлении кадровой, финансовой, хозяйственной и образовательной деятельности;
- развитие форм общественного управления ОУ;
- совершенствование нормативно-правовой базы городской системы образования;
- внедрение современных информационных технологий управления образованием на основе компьютеризации управления образования администрации г. Липецка и ОУ;
- усиление прогностических и аналитических функций в управлении образованием;
- осуществление изменений в структуре управления образования администрации г. Липецка с целью приведения его деятельности в соответствие с теми задачами, которые возлагаются на него по выполнению настоящей Программы;
- совершенствование механизма лицензирования и аттестации ОУ;
- совершенствование системы инспектирования ОУ и органов управления образованием.
4. Система мероприятий по реализации программы
4.1. Финансирование образовательных учреждений
тыс. руб.
N п/п |
Наименование мероприятия | Ответственный исполнитель |
2003 | 2004 | 2005 |
1. | Выделение средств на формирование надтарифного фонда для установления доплат и надбавок стимулирующего характера работникам образования |
Администрация г. Липецка |
25% | 25% | 25% |
2. | Закрепление за ДОУ шефствующих предприятий и организаций г. Липецка |
Администрация города, УО |
|||
3. | Расширение в ОУ ассортимента платных дополнительных образовательных услуг с целью привлечения источников дополнительного финансирования |
Руководители ОУ |
4.2. Кадровое обеспечение и социальная защита работников образования
1. | Формирование фонда материальной помощи работникам образования |
Управление образования |
622,0 | 684,0 | 752,0 |
2. | Разработка и реализация целевой программы занятости сокращенных педагогических кадров |
Управление образования |
|||
3. | Разработка и внесение предложений в ЛГ ИУУ и ЛГПУ по совершенствованию системы курсовой подготовки и переподготовки педагогических и руководящих кадров |
Управление образования |
|||
4. | Планомерное повышение квалификации специалистов и методистов управления образования на курсах в РАПКРО, через систему региональных семинаров для управленческих работников и т.д. |
Управление образования |
12,0 | 14,0 | 17,0 |
5. | Отработка новой модели повышения квалификации в системе городского образования (обучение учителей организации работы по программе "Школа-2100" на базе ОУ N 72 с соответствующей нормативно-правовой и финансовой поддержкой) |
Управление образования, учебно- методический центр, руководитель ОУ |
|||
6. | Проведение целенаправленной систематической работы с резервом руководящего состава ОУ всех типов |
Управление образования |
|||
7. | Проведение профессиональных конкурсов "Учитель года", "Воспитатель года" и др. |
Управление образования, УМЦ |
180,0 | 220,0 | 264,0 |
4.3. Сеть образовательных учреждений
1. | Аттестация: - ОУ N 3, 4, 7, 36, 38 на статус "школа с углубленным изучением отдельных предметов"; - ДОУ N 110, 118, 135, 101-"детский сад- центр развития ребенка"; - ДОУ N 1, 22, 25, 121, 99, 104-"детский сад комбинированного (компенсирующего) вида" |
Управление образования, учебно- методический центр |
144,0 32,0 |
38,0 - - |
152,0 |
2. | Реорганизация: - вечерней (сменной) школы N 4 в открытую (сменную) общеобразовательную школу; - открытой (сменной) общеобразовательной школы N 2 в центр образования |
Управление образования |
100,0 | 100,0 900,0 |
100,0 700,0 |
3. | Подготовка предложений об открытии городских учреждений государственной поддержки детства (УГП): - ОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; - специального учебно- воспитательного учреждения для детей и подростков с девиантным поведением специальной общеобразовательной школы; - общеобразовательной школы-интерната основного общего образования |
Управление образования |
|||
4. | Подготовка предложений по открытию в городе дополнительной станции юных натуралистов с необходимым для опытно- исследовательской работы земельным участком, а также ОУ дополнительного образования однопрофильной направленности |
Управление образования |
4.4. Здоровье и социальное положение детей
1. | Обеспечение детской и школьной мебелью в соответствии с требованиями СанПиНа и ростовыми показателями детей: - ОУ; - ДОУ; - УГП |
Управление образования |
3736,0 510,0 |
4110,0 561,0 165,0 |
4521,0 617,0 182,0 |
2. | Замена раскладушек, кроватей: - в ДОУ; - в УГП |
Управление образования |
1326,0 | 1591,0 | 1909,0 |
3. | Оборудование стоматологическими кабинетами ДОУ (по кустовому принципу, 6 кабинетов), ОУ (4 кабинета) |
УО, руково- дители ДОУ |
300,0 | 300,0 | 120,0 |
4. | Обеспечение групп раннего (ясельного) возраста бактерицидными лампами: - в ДОУ; - в УГП |
УО, руково- дители ДОУ |
77,0 | ||
5. | Оборудование физиотерапевтических кабинетов на базе ДОУ, расположенных в экологически неблагополучных районах г. Липецка (ЛТЗ, Левобережный, р-н завода "Свободный Сокол") |
Управление образования, руководители ДОУ |
150,0 | 100,0 | |
6. | Создание на базе одного из летних загородных лагерей загородной дачи для детей дошкольного возраста, дачи для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
Управление образования |
1000,0 | ||
7. | Индексация нормы питания детей в ДОУ |
УО | |||
8. | Оборудование медицинских кабинетов ОУ необходимым оборудованием и инструментарием в соответствии с требованиями СП 2.4.2.782-99 |
УО, руково- дители ОУ |
122,0 | 140,0 | 161,0 |
9. | Введение в штатные расписания ОУ ставок: - учителей-логопедов ДОУ и ОУ (12 ставок) - учителей- дефектологов ДОУ (5 ставок) - учителя-тифлопеда ДОУ - педагогов- психологов ДОУ и ОУ (35 ставок) |
УО |
4/28,0 2/14,0 3/21,0 10/71,0 |
4/92,0 2/46,0 10/212,0 |
4/101,0 1/25,0 15/350,0 |
10. | Оздоровление детей в городских школьных лагерях с дневным пребыванием |
Управление образования |
5671,0 | 6240,0 | 6864,0 |
11. | Оздоровление детей- сирот в загородных лагерях |
Управление образования |
2025,0 | 2230,0 | 2453,0 |
12. | Реализация целевой программы "Основы здорового образа жизни. Культура общения" (приложение 1) |
УО, УМЦ | 300,0 | 300,0 | 300,0 |
13. | Реализация целевой программы "Дети- сироты" (приложение 2) |
Управление образования |
3100,0 | 3410,0 | 3751,0 |
14. | Реализация целевой программы "Дети- инвалиды" (приложение 3) |
Управление образования |
368,0 | 801,0 | 376,0 |
15. | Открытие дополнительных групп для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в ДОУ N 83, 135 |
УО, руково- дители ДОУ |
30,0 | ||
16. | Реализация целевой программы "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" |
УО | 410,0 | 435,0 | 535,0 |
17. | Открытие дошкольных групп для детей с ЗПР с целью своевременного оказания коррекционной помощи |
УО, руково- дители ДОУ |
25,0 | 27,0 | 30,0 |
4.5. Материально-техническая и учебно-материальная база
образовательных учреждений
1. | Реализация целевой программы компьютеризации системы образования (приложение 4) |
Управление образования |
4000,0 | 4000,0 | 4000,0 |
2. | Оборудование учебных кабинетов, приобретение классно-лабораторного оборудования, демонстрационного материала, учебно- наглядных пособий: - в ОУ; - в ДОУ; - в УГП; - в ОУ дополнительного образования |
Управление образования |
600,0 50,0 |
600,0 60,0 |
600,0 70,0 |
3. | Замена торгово- технологического и электрооборудования: - в ДОУ; - в УГП; - в ОУ |
Управление образования |
600,0 100,0 1494,0 |
720,0 110,0 1643,0 |
864,0 121,0 1807,0 |
4. | Приобретение мягкого инвентаря: - в ДОУ; - в УГП |
Управление образования |
800,0 1500,0 |
700,0 1650,0 |
626,0 1815,0 |
5. | Приобретение посуды, кухонного инвентаря: - в ДОУ; - в УГП; - в ОУ |
Управление образования |
47,0 36,0 |
52,0 10,0 |
57,0 10,0 |
6. | Приобретение развивающих игр и игрушек: - в ДОУ; - в УГП; - в ОУ |
УО, руково- дители ДОУ |
304,0 50,0 |
334,0 100,0 374,0 |
367,0 110,0 411,0 |
7. | Оснащение спортивным оборудованием и инвентарем: - ОУ; - ДОУ; - УГП; - ОУ дополнительного образования |
Управление образования |
700,0 150,0 21,0 50,0 |
770,0 165,0 25,0 55,0 |
847,0 182,0 30,0 61,0 |
8. | Реконструкция д/дома- школы, приюта, строительство спортивного зала в д/доме-школе |
Управление образования |
2000,0 | 5000,0 | 3000,0 |
9. | Ремонт (ОУ всех типов): всего |
Управление образования |
13600,0 | 14960,0 | 16456,0 |
10. | Выполнение мероприятий по охране труда и безопасности жизнедеятельности обучающихся и воспитанников |
УО, руково- дители ОУ |
400,0 | 400,0 | 280,0 |
11. | Обновление и расширение библиотечных фондов ОУ |
УО, руково- дители ОУ |
300,0 | 300,0 | 400,0 |
12. | Обеспечение ОУ учебниками и учебными пособиями, разработанными на основе концепции развивающего обучения |
Управление образования |
360,0 | 432,0 | 518,0 |
13. | Обеспечение ДОУ и ОУ новыми развивающими "сквозными" программами: "Школа- 2100", "Школа 21 века", "Преемственность", программами междисциплинарного обучения |
Управление образования |
100,0 | ||
14. | Приобретение транспорта: - д/д N 2; - ГДТУ; - ГЦТТ |
Управление образования |
250,0 |
400,0 |
450,0 |
4.6. Содержание образования
1. | Разработка системы мер по организации обучения детей из семей беженцев и переселенцев из ближнего зарубежья |
Управление образования |
|||
2. | Развитие нормативно- правовой базы, регламентирующей деятельность управления образования и ОУ в период подготовки и проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников |
УО, руково- дители ОУ |
|||
3. | Разработка системы контроля за ходом подготовки и проведения аттестации учащихся |
УО | |||
4. | Введение мониторинга качества образования |
УО | |||
5. | Реализация целевой программы "Одаренные дети" (приложение 5) |
УО | 1638,0 | 1800,0 | 1980,0 |
6. | Разработка системы работы с одаренными детьми |
УМЦ | |||
7. | Открытие городской экспериментальной площадки по апробации системы работы с одаренными детьми УВК "Созвездие" г. Москвы (кураторы: Липецкий государственный педагогический университет, учебно- методический центр управления образования) |
Управление образования, учебно- методический центр |
125,0 | ||
8. | Открытие городской экспериментальной площадки по отработке "сквозного" коммуникативно- ориентированного курса русского языка (кураторы: Липецкий государственный институт усовершенствования учителей, учебно- методический центр управления образования администрации г. Липецка) |
Управление образования, учебно- методический центр |
135,0 | ||
9. | Открытие городских детских экологических (информационно- методических) центров на базе ОУ N 66 и ДОУ N 118 |
Управление образования, УМЦ |
100,0 | ||
10. | Создание психологической службы управления образования |
УО, УМЦ | 400,0 | 480,0 | 586,0 |
11. | Разработка единой системы психологического сопровождения образовательного процесса и его участников |
Учебно- методический центр |
|||
12. | Изучение вопроса структурно- организационного развития психолого- медико-педагогической консультации г. Липецка, совершенствование консультационного и коррекционного направлений ее деятельности |
Управление образования, УМЦ |
|||
13. | Разработка нормативно- правовой базы и внедрение в практику работы новых форм получения образования (семейное, самообразование) |
Управление образования |
|||
14. | Разработка и научно- методическое обеспечение новых подходов к физкультурно- оздоровительной, коррекционной работе с детьми, имеющими отклонения в развитии и здоровье |
Учебно- методический центр |
4.7. Воспитание в системе образования
1. | Реализация комплексной целевой программы "Воспитание в системе образования г. Липецка" |
Управление образования |
|||
2. | Введение в штатное расписание ОУ ставок: - социальных педагогов (30 ставок); - классных воспитателей (40 ст.); - педагогов дополнительного образования (20 ст.) |
Управление образования |
10/71,0 13/92,0 3/21,0 |
10/233,0 13/302,0 8/186,0 |
10/256,0 14/326,0 9/210,0 |
3. | Разработка и апробация новой модели интеграции ОУ, ДОУ, ОУ дополнительного образования, учреждений культуры и спорта в социально-культурный центр (на базе ОУ N 62) |
Управление образования |
|||
4. | Создание городского музея народного образования |
УО | 379,0 | 100,0 | 100,0 |
5. | Реализация целевой историко- краеведческой программы "Истоки" (навстречу 300-летию г. Липецка) |
Управление образования |
100,0 | ||
6. | Реализация целевой поисковой программы по истории детского движения г. Липецка "Страницы летописи" (навстречу 300-летию г. Липецка) |
Управление образования |
25,0 | 25,0 | 25,0 |
7. | Выполнение мероприятий по подготовке к празднованию 300-летия г. Липецка |
УО, руково- дители ОУ |
100,0 | ||
8. | Разработка и дальнейшее осуществление городской целевой программы образовательных экскурсий для детей дошкольного и школьного возраста "Улица-город - область-Россия" |
Управление образования, УМЦ |
|||
9. | Осуществление комплекса мероприятий по развитию массового спорта в ОУ |
Управление образования |
200,0 | 300,0 | 400,0 |
4.8. Управление образования
1. | Создание информационно -аналитического центра управления образования |
Администрация г. Липецка, УО |
100,0 | 50,0 | 50,0 |
2. | Введение в аппарат управления образования администрации г. Липецка 2-х дополнительных ставок специалистов отдела охраны детства |
Администрация г. Липецка, УО |
116,0 | ||
3. | Создание в структуре управления образования ремонтно- строительного участка |
Администрация г. Липецка, УО |
1000,0 | 1000,0 | |
4. | Введение в штат управления образования специалиста по охране труда, ГО и предупреждению ЧС (1 ст.) и лицензированию (1 ст.) |
Администрация г. Липецка, УО |
58,0 58,0 |
||
5. | Введение в штат управления образования специалистов по организации питания детей (1 ст.) |
Администрация г. Липецка, УО |
58,0 | ||
6. | Лицензирование: - ОУ; - ДОУ |
УО | 2710,0 | 1900,0 | 2000,0 |
7. | Создание в УГП и ОУ Попечительских советов |
Администрация г. Липецка, УО, ОУ и УГП |
|||
8. | Разработка нормативных правовых документов, необходимых для реализации Программы |
УО | |||
9. | Внедрение современных информационных технологий управления на основе компьютеризации кабинетов специалистов и бухгалтерий управления образования |
УО | 256,0 | 256,0 | 256,0 |
Всего | 54838,0 | 63471,0 | 63521,0 |
Глава администрации города Липецка |
А.С.Коробейников |
Приложение 1
развития образования г. Липецка
Сеть образовательных учреждений г. Липецка
N п/п |
Тип образовательного учреждения |
Вид образовательного учреждения |
Количество учреждений |
1. | Дошкольное образовательное учреждение |
- центр развития ребенка - детский сад - детский сад - д/с общеразвивающего вида - д/с комбинированного вида - д/с присмотра и оздоровления - д/с компенсирующего вида |
3 14 6 30 2 1 |
2. | Образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста |
- начальная школа- детский сад |
5 |
3. | Общеобразовательное учреждение |
- начальная общеобразовательная школа - основная общеобразовательная школа - средняя общеобразовательная школа - средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов - лицей - гимназия - вечерняя (сменная) общеобразовательная школа - открытая (сменная) общеобразовательная школа - НОУ |
2 5 54 2 3 4 5 1 2 |
4. | Общеобразовательное учреждение для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
- детский дом-школа - детский дом |
1 2 |
5. | Специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии |
- д/с компенсирующего вида для детей с нарушением зрения - д/с компенсирующего вида для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата - специальная (коррекционная) общеобразовательная школа 7-го вида - специальная (коррекционная) школа 8-го вида |
1 1 1 1 |
6. | Общеобразовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого - педагогической и медико-социальной помощи |
- приют | 1 |
7. | Межшкольный учебный комбинат |
2 | |
8. | Образовательное учреждение дополнительного образования |
- центр детского творчества - дом детского творчества - дом детского технического творчества - станция юных натуралистов - детский парк |
3 3 3 3 1 |
Приложение 2
развития образования г. Липецка
Финансовое обеспечение развития образования
тыс. руб.
2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | ||
1. | Кадровое обеспечение и социальная защита работников образования |
814,0 | 918,0 | 1033,0 |
2. | Сеть образовательных учреждений | 276,0 | 1038,0 | 952,0 |
3. | Здоровье и социальное положение детей |
18284,0 | 21760,0 | 22295,0 |
4. | Материально-техническая и учебно-материальная база образовательных учреждений |
27512,0 | 32860,0 | 33082,0 |
5. | Содержание образования | 2398,0 | 2280,0 | 2566,0 |
6. | Воспитание в системе образования | 988,0 | 1146,0 | 1317,0 |
7. | Управление образованием | 4066,0 | 3496,0 | 2306,0 |
Всего | 54338,0 | 63498,0 | 63551,0 |
Начальник управления образования |
Н.С.Федорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Липецкого городского Совета депутатов от 4 июня 2002 г. N 174 "О проекте Программы развития образования г. Липецка на 2003-2005 гг."
Текст решения опубликован в журнале "Нормативные акты" от 17 июля 2002 г. N 8