Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Решение Липецкого городского Совета депутатов от 4 июня 2002 г. N 174 "О проекте Программы развития образования г. Липецка на 2003-2005 гг."

2. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на постоянную комиссию по образованию, культуре, делам молодежи, физкультуре и спорту (Синюц В.И.) и заместителя главы администрации города (Гончаров А.М.).

Председатель Липецкого городского Совета депутатов

М.В.Гулевский

 

Программа
развития образования г. Липецка на 2003-2005 годы
(утв. решением Липецкого городского Совета депутатов
от 4 июня 2002 г. N 174)

ГАРАНТ:

См. областную программу "Развитие образования Липецкой области (2006-2008 годы)", утв. постановлением Липецкого областного Совета депутатов от 15 декабря 2005 г. N 1073-пс

Введение

 

Городская программа развития образования (далее - Программа) является организационной основой политики администрации г. Липецка в области образования. Программа определяет стратегию приоритетного развития системы образования г. Липецка (далее - система образования) и меры ее реализации. Предлагаемая Программа не охватывает всех компонентов существующей системы образования г. Липецка (высшее, среднее профессиональное и др.), она предназначена для системы дошкольного, начального, основного, среднего (полного) общего, дополнительного образования.

Исполнителями и соисполнителями Программы являются администрация г. Липецка, управление образования администрации г. Липецка, образовательные учреждения различных типов и видов.

Сроки реализации Программы - 2003-2005 гг.

Главная цель Программы-развитие городской системы образования в интересах формирования гармонично развитой, социально активной, творческой личности на основе превращения образования в приоритетную сферу жизнедеятельности города и средство его развития.

Ожидаемыми результатами реализации Программы являются сохранение и развитие системы образования в интересах личности и населения г. Липецка.

Порядок организации выполнения Программы, ее ресурсного обеспечения и контроля за ходом реализации устанавливается администрацией г. Липецка.

Механизм реализации Программы предусматривает ежегодное формирование рабочего документа - конкретного плана действий, вытекающего из системы мероприятий Программы, с определением разграничения деятельности исполнителей, источников и объема финансирования.

Контроль за реализацией Программы осуществляется администрацией г. Липецка.

1. Краткая характеристика системы образования г. Липецка

 

Система образования г. Липецка представляет собой совокупность следующих компонентов:

- преемственность образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;

- сеть реализующих их образовательных учреждений различных типов и видов;

- управление образования администрации г. Липецка и подведомственные ему учреждения и организации.

На 1 января 2002 года в городе работали образовательные учреждения (всего - 162) различных типов и видов, которые посещали 75179 обучающихся и воспитанников (приложение 1).

В образовательных учреждениях (далее - ОУ) занято 10,3 тысячи работников, в том числе 7494 педагогических. Высшее педагогическое образование имеют 84,6% педагогов. 6358 (84%) человек аттестованы на квалификационные категории, в том числе на высшую - 2131 (28%), первую - 2577 (24%), вторую - 1650 (22%). 65 педагогов имеют звание "Заслуженный учитель РФ". Значками "Отличник просвещения СССР" и "Отличник народного просвещения" награждены 1152 человека, нагрудным знаком "Почетный работник общего образования РФ" - 96 педагогов. Медаль "Ветеран труда" имеют 933 человека, другие медали - 52, ордена - 10. Премии имени Н.К.Крупской и К.А.Москаленко присуждены 11 педагогам города, Шмакова С.А. - 8, Почетной грамотой Министерства образования РФ награждены 227 работников образования.

Сеть образовательных учреждений направлена на реализацию различных образовательных запросов населения г. Липецка.

Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, функционируют детские дома и детский дом-школа.

Дети и подростки, имеющие отклонения в развитии, получают образование в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для детей с отклонениями в развитии, а также дошкольных группах для детей с нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха, нервной системы, желудочно-кишечного тракта, с задержкой психического развития (ЗПР), аллергическими заболеваниями, туберкулезной интоксикацией (всего - 112 групп) и классах для детей с нарушениями речи, слуха, ЗПР, педагогической поддержки и компенсирующего обучения (всего - 173).

В обеспечении социальной защиты, адаптации и реабилитации детей и молодежи велика роль вечерних (сменных) общеобразовательных школ. Функционирование открытой (сменной) общеобразовательной школы (первой профессии) позволяет создать благоприятные условия и возможности для получения молодежью общего образования и допрофессиональной подготовки.

В учреждениях дополнительного образования, призванных обеспечить ребенку всесторонние возможности для духовного, интеллектуального, физического развития и удовлетворить его творческие и образовательные потребности, занято 13250 детей.

Наиболее полной реализации образовательных запросов одаренных, способных детей и детей с повышенной мотивацией к обучению способствует сеть учреждений инновационного характера - лицеев, гимназий, школ с углубленным изучением предметов. В большинстве общеобразовательных учреждений города организовано изучение новых предметов художественно-эстетического, обществоведческого, психологического, экономического, валеологического, краеведческого и другого циклов. В 22 школах созданы профильные классы, деятельность которых направлена на дальнейшее развитие вариативности и дифференциации образования. На базе 1-го детского сада и пяти общеобразовательных учреждений функционируют городские экспериментальные площадки.

Содержание образования в учреждениях указанных типов и видов определяется реализуемыми ими общеобразовательными программами (дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и дополнительного образования).

Управление городским образованием осуществляет управление образования администрации г. Липецка, организационная структура которого включает отделы:

- кадров,

- дошкольного образования,

- среднего (полного) общего образования,

- охраны детства,

- дополнительного образования и воспитания.

Всего - 37 работников, из них - 34 специалиста. Обособленными подразделениями, входящими в структуру управления образования, являются: учебно-методический центр, хозяйственно-эксплуатационная контора, психолого-медико-педагогическая консультация, централизованные бухгалтерии.

Деятельность управления образования многопланова и разнообразна: обеспечение соблюдения законодательства РФ, выполнения Федеральной программы развития образования, государственных образовательных стандартов; подбор и расстановка управленческих кадров; организация и координация материально-технического обеспечения деятельности ОУ; лицензирование и аттестация образовательных учреждений; осуществление контроля за выполнением лицензионных условий, состоянием уровня образования в образовательных учреждениях всех типов и видов и т.д.

2. Проблемы образования

 

2.1. Финансирование образовательных учреждений

 

Несмотря на достаточно стабильную финансово-экономическую ситуацию в городе, одной из основных проблем в системе образования является дефицит финансирования. Потребность образовательных учреждений в финансировании за счет средств городского бюджета обеспечивается не в полном объеме и имеет тенденцию к сокращению доли расходов на нужды образования. (Таблицы 1, 2).

ГАРАНТ:

См. также постановление Главы администрации г. Липецка от 11 апреля 2003 г. N 1539 "О реализации права муниципальных дошкольных образовательных учреждений, образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста на дополнительное финансирование по результатам аттестации и государственной аккредитации"

 

Таблица 1

 

Финансирование ОУ г. Липецка в 1997-2001 гг. (в тыс. руб.)

 

  1997 1998 1999 2000 2001
Потребность ОУ 198931,0 231316,0 85026,0 343570,0 454267
Утверждено по бюджету 172096,0 195108,0 227855,0 338420,0 392487
% 86,5% 84,3% 79,9% 98,5% 86,4%

 

Таблица 2

 

Доля расходов на образование в городском бюджете в 1997-2001 гг.
(в тыс. руб.)

 

  1997 1998 1999 2000 2001
Бюджет города 870200,0 816500,0 1193900,0 2043295,0 2232608
Доля расходов
на образование
172096,0 195108,0 227855,0 353111,0 425530
% 19,8% 23,8% 19% 17,3% 19%

 

Стабильный характер имеет финансирование так называемых "защищенных" статей расходов - оплаты труда работников ОУ, питания обучающихся и воспитанников, выплат компенсационного характера. Не в полном объеме выделяются денежные средства на формирование надтарифного фонда для установления доплат и надбавок стимулирующего характера за выполнение объема работ, не входящего в круг основных обязанностей работников образования. На ряд статей расходов выделяется лишь третья часть денежных средств от потребности. Так, в 2001 г. на приобретение мягкого инвентаря утверждено 30% денежных средств от имеющейся потребности; на проведение капитального и текущего ремонтов ОУ - 27%.

Не в полной мере исполняются п. 2 и п. 11 ст. 31 Закона РФ "Об образовании" (формирование местных бюджетов не только в части расходов на образование, но и соответствующих фондов развития образования; установление дополнительных налогов и льгот, стимулирующих образование).

Дальнейшего совершенствования требует разработка механизма многоканального финансирования ОУ. В 1998, 1999, 2000 и 2001 гг. доля расходов на образование за счет внебюджетных ("шефских") средств составила в среднем менее 2% от потребности ОУ. Слабо используются в обеспечении ОУ финансовыми ресурсами средства различных благотворительных организаций, фондов, а также обеспеченных родителей.

2.2. Кадровое обеспечение и социальная защита работников образования

 

Оплата труда технического персонала ОУ осуществляется в соответствии с ЕТС работников бюджетной сферы в диапазоне с 1 по 6 разряды и представляет собой третью или четвертую часть необходимого прожиточного минимума. Подобное положение порождает повсеместное образование вакантных мест сторожей, дворников, подсобных рабочих, младших воспитателей и др., отрицательно влияющее на общую организацию учебно-воспитательного процесса. Особенно тяжелая кадровая ситуация складывается в дошкольных образовательных учреждениях города, так как около 50% всего персонала детских садов составляют работники указанной категории. Функции вышеперечисленных должностей вынуждены выполнять педагоги ОУ в ущерб своим основным обязанностям - воспитанию и обучению подрастающего поколения.

Ненамного лучше и материальное обеспечение самих педагогических работников. До сих пор не исполняется ряд положений законодательства РФ в области образования, в частности п. 3 ст. 54 и п. 5 ст. 55 Закона РФ "Об образовании" (установление размера средней ставки заработной платы и должностного оклада для учителей и других педагогических работников не ниже средней заработной платы работников промышленности, право на первоочередное предоставление жилой площади работникам образования).

Низкий уровень оплаты труда и пенсионного обеспечения, отсутствие социального престижа профессии педагога, слабая социальная защищенность работников образования порождают проблему кадрового обеспечения ОУ. Прослеживаются ярко выраженные тенденции:

- старение педагогических и руководящих кадров (около 40% педагогов городской системы образования имеют стаж педагогической работы свыше 20 лет, из них 11% являются пенсионерами);

- увеличение учебной нагрузки учителей;

- отток молодых педагогов из ОУ (14% от общего числа уволенных в 2000 г. педагогических работников составили молодые специалисты и педагоги с небольшим стажем работы, полностью поменявшие профессиональную ориентацию и перешедшие на трудовую деятельность в другие отрасли);

- интенсивная феминизация кадрового состава ОУ.

Не обеспечены нормальными жилищными условиями 409 работников городской системы образования (проживают в общежитиях, на частных квартирах).

Снижается уровень научно-теоретической и методической подготовки педагогических кадров. Переход ОУ на новые образовательные программы и технологии требует соответствующей системы повышения квалификации кадрового состава. В связи с недостаточностью финансирования педагогические и руководящие работники системы образования г. Липецка 1 раз в 5 лет обучаются на курсах повышения квалификации областного уровня, в рамках услуг, предлагаемых Липецким государственным институтом усовершенствования учителей и факультетом повышения квалификации Липецкого государственного педагогического университета. Получение современных научно-методических и теоретических знаний, необходимых для реализации процесса обучения на основе новых авторских курсов, программ, технологий в других регионах РФ или путем привлечения кадрового потенциала других педагогических вузов, научно-исследовательских институтов, в настоящее время осуществляется не в достаточной степени.

Отмечается низкий уровень квалификации специалистов некоторых категорий, в частности учителей-логопедов, учителей-дефектологов, педагогов-психологов, вызванный непродолжительностью и недостаточным качеством их профессиональной подготовки (в основном это годичные курсы при Липецком государственном педагогическом университете и Липецком государственном институте усовершенствования учителей на базе высшего педагогического образования).

Практически разрушена система повышения квалификации кадрового состава методистов и специалистов управления образования администрации г. Липецка. Их обучение в Российской академии повышения квалификации и переподготовки работников образования и других образовательных и научных учреждениях не финансируется. Методист и специалист, таким образом, перестает быть учителем учителей, первичным носителем знаний об основных направлениях развития образования, новых программах, ведущих тенденциях преподавания отдельных предметов и т.д.

Работникам образования в настоящее время недоступна подписка на необходимые периодические издания (как общественного, так и методического характера), познавательные экскурсионные поездки, посещение музеев, выставок, театров. Происходит сужение культурно-образовательного пространства педагога.

Серьезную проблему представляет здоровье учителей, широкое распространение заболеваний у которых связано с нарушением гигиены учебно-воспитательного процесса, условиями организации труда и отдыха, стрессогенным характером профессии.

2.3. Сеть образовательных учреждений

 

Существующая сеть из 64 муниципальных учреждений, реализующих программы дошкольного образования, уже не в полном объеме обеспечивает потребность населения города в местах для детей дошкольного возраста: плановое совокупное количество мест в муниципальных детских садах составляет 7241, фактически принято 9252 ребенка. Нереализованным остается провозглашенное Конституцией РФ (ч. 2 ст. 43) право граждан на общедоступность и бесплатность дошкольного образования: около 40% детей дошкольного возраста не пользуются услугами первого уровня системы образования.

Не завершен процесс перехода к видовому разнообразию дошкольных образовательных учреждений. В городе недостаточно детских садов присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных процедур, а также детских садов общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников.

Не созданы условия для развития способностей и интересов одаренных детей дошкольного возраста. Количество школ с углубленным изучением отдельных предметов недостаточно.

Ежегодно увеличивается число воспитанников, нуждающихся в государственной защите. В основном это дети из малообеспеченных и неблагополучных семей. Отсутствие в них должного ухода за ребенком, пренебрежение его интересами и потребностями провоцируют процесс вытеснения ребенка из семьи. При этом в городской системе образования нет учреждения соответствующего типа и вида для воспитания, обучения и содержания данной категории несовершеннолетних.

Не исполняется п. 2 ст. 15 Закона РФ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних": в городской системе образования отсутствует специальное образовательное учреждение, в котором могли бы воспитываться и обучаться, находясь на полном гособеспечении, несовершеннолетние в возрасте от 8 до 18 лет с девиантным поведением, требующие специального педагогического подхода.

В связи с ухудшением социально-экономических условий жизни увеличивается количество учащихся, сочетающих получение основного общего образования с трудовой деятельностью. Перечень предоставляемых образовательных услуг вечерних (сменных) школ не в состоянии удовлетворить образовательные потребности данной категории учащихся.

Имеющиеся учреждения дополнительного образования не обеспечивают максимального охвата школьников различными формами досуга (по количественному показателю ОУ дополнительного образования город Липецк занимает последнее место в Центрально-Черноземном регионе). Продиктована временем и необходимость открытия в городе однопрофильных учреждений дополнительного образования, которые позволят не только решить проблему занятости учащихся, но и содействовать их личностному и профессиональному самоопределению.

2.4. Здоровье и социальное положение детей

 

В последние годы отчетливо проявляются тенденции ухудшения социального положения и здоровья детей. Не последнюю роль в этом имеет тяжелая ситуация, в которой оказались сами образовательные учреждения. Около 58% школ города и 19% детских садов находятся в технически хорошем состоянии. В 30% школ и 47% ДОУ отмечаются частичные нарушения кровли, канализации, водопровода, отопительной системы. 12% зданий ОУ и 34% зданий детских садов требуют капитального ремонта. При этом темпы износа, обветшания основных фондов существенно опережают темпы их капитального и текущего ремонтов.

Требует укрепления материально-техническая база городского приюта: отсутствует дезкамера.

Беспокойство вызывает проблема обеспечения ОУ мебелью. В 64% детских садов воспитанники спят на раскладушках, имеющих 100-процентный износ, непригодных к дальнейшей эксплуатации и провоцирующих появление у детей нарушений опорно-двигательного аппарата. Столы и стулья не соответствуют ростовым показателям дошкольников, так как в течение последнего десятилетия их фонд не обновлялся. Недостаточна обеспеченность общеобразовательных учреждений школьной мебелью.

В 2-х общеобразовательных учреждениях занятия ведутся в 3 смены (0,2 обучающихся), в 55 ОУ-в 2 смены (33% обучающихся).

Негативное влияние на состояние здоровья учащихся оказывают академические перегрузки. Исследования гигиенистов и физиологов показывают, что учащиеся средних классов расходуют на учебную деятельность до 70% времени бодрствования, старших-до 90%.

В течение 10 последних лет в организации питания детей дошкольного возраста доминирует денежная, а не натуральная норма. Несмотря на периодическое осуществление ее индексации, средства, отпускаемые на питание одного ребенка в день, обеспечивают потребность дошкольников в натуральных продуктах в среднем лишь на 60-70%.

Не созданы условия для повышения эффективности летней оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста. Более 50% от общего числа воспитанников детских садов в силу причин социально-экономического характера не имеют возможности в летний период выехать за пределы города, и поэтому вынуждены находиться на территории дошкольных образовательных учреждений. При этом, несмотря на неблагополучную в экологическом отношении обстановку в городе, практика оздоровления дошкольников на загородных дачах отсутствует, а пребывание детей в муниципальных детских садах по условиям содержания ничем не отличается от зимнего периода.

Дети из учреждений государственной поддержки ежегодно отдыхают в загородных оздоровительных лагерях, однако условия их пребывания в них не в полном объеме соответствуют санитарно-гигиеническим требованиям. Перепрофилирование одного из загородных лагерей для отдыха детей-сирот, детей, лишенных родительского попечения, дошкольного, школьного возраста и подростков старше 14 лет позволило бы осуществить комплексный подход и повысить эффективность оздоровительной работы с указанной категорией воспитанников.

Проблема летнего труда и отдыха учащихся ОУ решается в основном через традиционные формы (отряды по благоустройству, ремонтные бригады, индивидуальное трудоустройство, пришкольные лагеря дневного пребывания). По данным за 2001 год, в пришкольных лагерях отдохнули 11480 детей. Несмотря на то, что в последние два года заметно расширилась сеть профильных лагерей, которые являются наиболее эффективной и перспективной формой летнего отдыха, работа в этом направлении недостаточна. Отсутствуют лагеря для "трудных" и одаренных детей. Мало лагерей, созданных с учетом интересов и склонностей подрастающего поколения.

Анализ данных инвентаризации медицинских и физиотерапевтических кабинетов ОУ показывает, что большая их часть не укомплектована необходимым оборудованием и инструментарием согласно требованиям СП 2.4.2.782-99.

В образовательных учреждениях города не хватает квалифицированных кадров педагогов-психологов. Так, ДОУ г. Липецка укомплектованы ставками педагогов-психологов только на 41%, ОУ-на 83%.

Сохраняется устойчивая тенденция увеличения количества детей с ограниченными возможностями здоровья. Однако существующее количество ОУ (групп, классов) компенсирующего назначения не обеспечивает в полной мере потребность в их содержании и обучении, вследствие чего происходит превышение предельно допустимых норм наполняемости учреждений (групп, классов) для детей указанной категории, отрицательно влияющее на осуществление коррекционно-образовательного процесса. Особенно тяжелая ситуация наблюдается в дошкольном специальном образовании, деятельность которого направлена на раннюю коррекцию и компенсацию различных нарушений у воспитанников с отклонениями в развитии. В большинстве детских садов (групп) компенсирующего вида фактическая наполняемость превышает предельно допустимые нормы в 1,5-3 раза.

Несовершенство ранней диагностики детей, имеющих задержку темпов психического развития, не позволяет оптимально и рационально осуществлять процесс формирования соответствующей сети специальных дошкольных групп и классов (для сравнения: в г. Липецке с начала 2001/2002 учебного года функционирует 147 классов для детей с ЗПР и только 6 дошкольных групп). Отсутствие коррекционной помощи детям в сензитивный (дошкольный) период приводит зачастую к необратимости или затяжному характеру отставания развития у них высших психических функций.

Ухудшается социальное положение обучающихся и воспитанников. Изменение структуры ценностных ориентаций детей и подростков и неготовность системы образования предложить новые социально одобряемые ценности привели к расширению асоциальных установок среди учащихся школ. Наметилась тенденция к увеличению преступной активности детей (за 2001 год 90 человек совершили 128 преступлений). Растет количество подростков, убегающих из семей, склонных к бродяжничеству, попрошайничеству и не получающих образование в ОУ города.

В среде несовершеннолетних практически беспрепятственно распространяются стереотипы поведения, связанные с уклонениями от учебы и работы, агрессивностью и жестокостью по отношению к другим людям. Употребление спиртных напитков учащимися, являющееся в настоящее время уже проблемой общенационального характера, приобретает угрожающие масштабы и в г. Липецке: около 50% учащихся, задержанных органами внутренних дел, были доставлены в отделения милиции в нетрезвом состоянии за употребление спиртных напитков.

Как показывает практика, одной из причин криминальной активности несовершеннолетних является неблагополучная обстановка в семьях. По статистике каждый второй несовершеннолетний участник преступления проживает в семье, где родители пьянствуют, не занимаются воспитанием детей, не принимают меры для получения ими основного общего образования, не осуществляют контроль за проведением учащимися свободного времени.

2.5. Учебно-материальная база образовательных учреждений

 

Развитие образования невозможно без наличия соответствующей учебно-материальной базы. Чрезвычайно остро стоит вопрос обеспечения ОУ классно-лабораторным оборудованием, учебно-наглядными пособиями, техническими и информационными средствами обучения, спортивными оборудованием и инвентарем. Игры и игрушки, выполняющие в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) роль главного средства обучения, "первого учебника" малышей, не приобретались детскими садами более 5 лет. Книжные фонды школьных библиотек не пополняются художественной и справочной литературой. Крайне скудным является ассортимент научно-методических и информационных периодических изданий, получаемых ОУ по подписке.

Нерешенной с 1997 г. (в 1997 г. впервые в Федеральный комплект учебников и учебно-методических пособий были включены программы и пособия по дошкольному образованию) остается проблема обеспечения детских садов программно-методической литературой, хрестоматиями, демонстрационным материалом. Недостаточна оснащенность ОУ учебниками и учебными пособиями, разработанными на основе концепции развивающего обучения.

В области информационного обеспечения система образования г. Липецка продолжает оставаться на крайне низком уровне. Только 27 ОУ города имеют компьютеры с современным интерфейсом. Целенаправленная компьютеризация ОУ и управления образования г. Липецка, создание единой образовательной (а в дальнейшем-общегородской) информационной сети, подключение к глобальной компьютерной сети Интернет позволили бы объединить возможности всех учреждений, располагающих информационно-культурными фондами, получить доступ к изучению новейших научно-практических достижений в области российского и зарубежного образования, осуществить реализацию наиболее приоритетных образовательных задач.

Серьезное беспокойство вызывает отсутствие необходимых условий охраны труда в большинстве ОУ г. Липецка. Отмечается ряд нарушений, представляющих угрозу для безопасности жизнедеятельности обучающихся, воспитанников и педагогов: низкая оснащенность средствами пожаротушения, отсутствие ограждения верхних этажей, неисправность классно-лабораторного оборудования и оборудования учебных мастерских, необеспеченность работников спецодеждой и индивидуальными средствами защиты и т.п.

2.6. Содержание образования

 

Остается проблемой отсутствие необходимой преемственности уровней дошкольного и начального общего, начального и основного общего, основного общего и среднего (полного) общего, среднего (полного) общего и высшего образования. Дублирование программных областей знаний дошкольного и начального общего образования, появление многопредметности в начальной школе и т.п. оказывают отрицательное влияние на процесс обеспечения и сохранения единого образовательного пространства города.

Медленно осуществляется обновление содержания и технологий образования, а также переход на профильное обучение на старшей ступени среднего (полного) общего образования.

Во многих ОУ города формально ведется такой предмет, как ОБЖ. Уроки физкультуры не направлены на внедрение в учебный процесс форм активной дифференцируемой помощи детям в укреплении здоровья.

При сохранении достаточно высокого уровня преподавания фундаментальных наук по-прежнему слабой остается практическая направленность образования.

В действующих учебных планах ОУ до сих пор не найдено оптимального соотношения гуманитарной и естественно-математической составляющих. Экологическое образование, являясь новым направлением воспитания и образования современного образовательного учреждения, носит в основном теоретический характер.

Традиционная школа до сих пор ориентирована на "среднего" обучающегося и воспитанника. Это зачастую становится зоной задерживающего развития одаренных детей, является причиной возникновения у них учебного, социального, эмоционального и психофизиологического дисбаланса. При этом эффективная система работы с одаренными детьми в городской системе образования отсутствует.

Слабо реализуется принцип индивидуализации обучения: не практикуются такие формы получения образования, как семейное и самообразование.

Не разработана единая научно-методическая система психологического сопровождения образовательного процесса и его участников, так как при управлении образования не создан координирующий данную деятельность психологический центр. Деятельность педагогов-психологов ОУ отличает чрезмерная акцентуация на диагностике и недостаточность действенной коррекционной работы.

Существующая практика работы психолого-медико-педагогической консультации г. Липецка ограничивается в настоящее время только отбором детей в специальные учреждения (группы, классы).

Несмотря на увеличение количества детей из семей беженцев, переселенцев из стран ближнего зарубежья, для которых русский язык не является родным, проблемы организации их обучения в ОУ г. Липецка не решаются.

Переход на управление результатами образовательного процесса вызвал необходимость развития системы аттестации обучающихся. Однако нормативно-правовая основа государственной (итоговой) аттестации выпускников развита недостаточно. Не разработана система контроля за ходом ее подготовки и проведения, освоения учебных программ и учебных планов.

Требует совершенствования процесс управления качеством образования по всей вертикали управления: учитель - директор ОУ - специалист и руководитель управления образования администрации г. Липецка.

2.7. Воспитание в системе образования

 

Сложнейшей проблемой образования и городской общественности является отсутствие необходимой системы воспитательной работы, способной стать гарантом выживания и здорового развития подрастающего поколения. Предпринимающиеся городской администрацией и управлением образования усилия, направленные на развитие воспитательных функций ОУ всех типов и видов, расширение состава субъектов воспитания, интеграцию деятельности заинтересованных организаций, семьи и ОУ по созданию единого воспитательного пространства города в целом, в настоящее время являются недостаточными.

Основные функции по выявлению и устройству беспризорных детей, социальных сирот продолжает осуществлять управление образования администрации г. Липецка.

Не создана действенная программа профилактики и противодействия детской и подростковой наркомании, преступности и безнадзорности.

В ОУ города не осуществляется должный контроль за посещаемостью учащихся. Педагоги-психологи не оказывают своевременную помощь учителям и классным руководителям в работе с детьми, нуждающимися в постоянном и повышенном внимании. Неэффективно проводится раннее выявление неблагополучных семей и профилактическая работа с детьми из них.

Медленно осуществляется процесс формирования воспитательных систем ОУ г. Липецка, без которых невозможно достижение стратегической цели образования-развития социальной и культурной компетентности личности, ее самоопределения в социуме, формирования человека-гражданина, патриота России и своего города, семьянина-родителя, специалиста-профессионала.

На всех уровнях образования ощущается нехватка соответствующих штатных единиц: педагогов-психологов, социальных педагогов, педагогов дополнительного образования, освобожденных классных воспитателей, способных обеспечить целостность образовательного процесса, органическую связь семьи и школы, социальную защиту детей. Так, в штатных расписаниях ОУ города в настоящее время имеется 263 ставки педагогов дополнительного образования (по 1-3 ставки в каждой школе), которые имеют возможность работать только с 15132 (23% от общего числа) обучающимися и воспитанниками. Крайне недостаточно количество инструкторов по физической культуре (от 0,5 до 1 ст. на каждую школу). Жизненной необходимостью является создание в городской системе образования института освобожденных классных воспитателей, особенно в ОУ, расположенных в районах с повышенной криминогенной обстановкой. Большое значение для успешного решения ОУ воспитательных задач имеют социальные педагоги.

В то же время в недостаточной степени осуществляется режим экономии и целевого расходования бюджетных средств, направляемых на финансирование досуговой деятельности школьников. Для организации и эффективности осуществления внеурочной работы в школах города могут и должны быть мобилизованы также внутренние резервы системы образования.

Не развита материально-техническая база образовательных учреждений дополнительного образования для ведения воспитательной работы на качественно новом уровне. Некоторые из них, в частности центры технического творчества "Октябрьский" и "Правобережный" располагаются в приспособленных помещениях, станции юных натуралистов "Эколог" и "Биосфера" не имеют необходимого земельного участка для проведения опытно-исследовательской работы. Физический и моральный износ оборудования ОУ дополнительного образования не способствует привлечению учащихся старшей возрастной группы к занятиям в различных детских объединениях.

2.8. Управление образованием

 

Отмечается ряд проблем, связанных с управленческой деятельностью в сфере образования.

Приобретение ОУ статуса юридических лиц и принятие ими Уставов до сих пор остается актом, имеющим "лозунговый" характер и не затрагивающим сущностных основ деятельности городской системы образования. Ограниченные финансовые возможности, отсутствие механизма материального стимулирования работников, а также недостаточно развитые и действенные в ряде случаев формы общественного самоуправления не позволяют образовательным учреждениям обрести подлинную самостоятельность.

Эффективность образовательного процесса страдает из-за превалирования в управленческой деятельности руководителей ОУ административно-хозяйственного компонента. Директора школ и заведующие детскими дошкольными учреждениями направляют свои усилия в большей степени не на проблемы содержания и качества образования, а на выполнение функций завхозов и снабженцев. Очевидно, что созданная при управлении образования администрации г. Липецка хозяйственно-эксплуатационная контора не обеспечивает необходимый уровень функционирования системы хозяйственного управления, так как ремонт, аварийное и текущее обслуживание основных фондов ОУ осуществляется на договорной основе с различными организациями и предприятиями по принципу "кто дешевле". Подобный подход порождает сотрудничество, которое зачастую носит некачественный и случайный характер.

Улучшение оперативности и качества принимаемых решений, повышение эффективности и слаженности работы, выявление основных тенденций системы образования города и прогнозирование их развития невозможны без информационно-аналитической, научно-методической и технологической поддержки управления образования администрации г. Липецка. В настоящее время в организационных структурах управления образования соответствующая служба отсутствует.

В соответствии с Положением об инспекторе по охране детства, утвержденным Приказом МП СССР от 16.02.88 N 21, и Законом Липецкой области "Об опеке и попечительстве в Липецкой области" должность специалиста по охране детства вводится из расчета 1 специалист на 5 тысяч детского населения (от 0 до 18 лет). В г. Липецке проживают 100 тыс. детей, при этом в отделе охраны детства управления образования администрации г. Липецка работают только 13 человек (6 специалистов и 7 методистов).

В должной степени не осуществляется контроль за деятельностью ОУ по реализации основных положений Закона РФ "Об основах охраны труда в Российской Федерации", а также за организацией работы по гражданской обороне в связи с отсутствием соответствующих специалистов в структуре управления образования.

Несовершенными и недостаточно действенными являются механизмы осуществления лицензирования и проведения аттестации образовательных учреждений всех типов и видов. Повышение качества лицензионной экспертизы, рассмотрения спорных вопросов, контроля за условиями лицензирования ОУ, аттестационного обследования и принятия соответствующих объективных управленческих решений невозможно без создания городской службы лицензирования и аттестации ОУ всех типов и видов.

Неоднороден уровень квалификации и опыт как практической, так и управленческой деятельности специалистов управления образования администрации г. Липецка. Наряду с высококвалифицированными работниками управленческой деятельностью занимаются лица, имеющие низкий уровень компетентности.

Недостаточно развитой является нормативно-правовая база городской системы образования.

Все обозначенные в настоящем разделе проблемы образования г. Липецка легли в основу определения основных направлений, задач и мероприятий, указанных в последующих разделах Программы.

3. Основные направления и задачи развития системы образования

 

3.1. Совершенствование механизма финансового обеспечения:

- увеличение бюджетных ассигнований, направленных на функционирование и развитие системы образования в соответствии с потребностями;

- повышение эффективности использования выделяемых на нужды образования бюджетных средств;

- создание условий для привлечения дополнительных внебюджетных источников финансирования ОУ;

- укрепление и развитие существующей системы поддержки городских школ со стороны шефствующих предприятий и организаций;

- установление шефских связей между предприятиями и организациями города и муниципальными дошкольными образовательными учреждениями.

3.2. Обеспечение системы образования кадрами и социальная защита работников образования:

- модернизация системы повышения квалификации работников образования;

- совершенствование механизма аттестации руководящих и педагогических работников;

- осуществление комплекса мер в целях обеспечения условий труда и социальных гарантий работникам образования в соответствии с действующим законодательством;

- совершенствование работы с резервом руководящего состава ОУ.

3.3. Сохранение и развитие сети ОУ г. Липецка:

- обеспечение доступности дошкольного образования для всех слоев населения города;

- развитие типового и видового разнообразия сети образовательных учреждений;

- поддержка процесса реорганизации общеобразовательных учреждений в образовательные учреждения инновационного характера при наличии внутренних предпосылок и территориальной расположенности;

- создание условий для обучения, воспитания и содержания лиц с девиантным поведением, детей из малообеспеченных и неблагополучных семей, а также детей, лишенных родительского попечения и имеющих отклонения в развитии.

3.4. Соблюдение законодательства об охране здоровья обучающихся и воспитанников:

- развитие, дифференциация и оптимизация сети учреждений (групп, классов) компенсирующего назначения;

- совершенствование работы ПМПК г. Липецка;

- укрепление сотрудничества медицинских и образовательных учреждений;

- совершенствование организации учебного процесса, нормализация учебной нагрузки в целях сохранения и укрепления здоровья обучающихся и воспитанников;

- поддержка и развитие разнообразных форм оздоровительной работы в ОУ всех типов и видов;

- обеспечение условий для получения учащимися в ОУ г. Липецка полноценного питания;

- индексация денежной нормы питания детей дошкольного возраста в соответствии с их потребностями в натуральных продуктах;

- разработка и принятие системы неотложных мер по сохранению и укреплению здоровья детей;

- формирование здоровьесберегающей образовательной среды;

- обновление всей системы физического воспитания ОУ;

- утверждение принципа приоритетности охраны и укрепления здоровья детей при оценке деятельности ОУ;

- создание необходимых условий по охране труда и безопасности жизнедеятельности обучающихся и воспитанников.

3.5. Укрепление и развитие материально-технической и учебно-материальной базы ОУ в соответствии с требованиями СП 2.4.2.782-99 и государственных образовательных стандартов:

- реализация комплекса мер по оснащению ОУ необходимым оборудованием (твердым и мягким инвентарем, технологическим оборудованием и др.);

- компьютеризация ОУ и управления образования, создание локальной информационной сети, подключение к международным информационным сетям;

- интенсификация процесса проведения капитальных и текущих ремонтов ОУ;

- пополнение и обновление фондов школьных библиотек;

- оснащение системы образования всех уровней учебно-наглядными материалами, классно-лабораторным оборудованием, техническими средствами обучения, спортивными оборудованием и инвентарем;

- обеспечение ОУ учебниками и учебными пособиями, разработанными на основе концепции развивающего обучения, в соответствии с Перечнем учебников и учебной литературы, рекомендованным МО РФ, ДОУ-развивающими играми и игрушками, программно-методическими комплектами.

3.6. Обновление содержания образования:

- совершенствование преемственности образования всех уровней;

- соблюдение государственных образовательных стандартов;

- продолжение перехода на развивающее обучение, вариативное образование;

- стимулирование и развитие экспериментально-исследовательской деятельности;

- развитие гуманитарной и экологической направленности городской системы образования;

- повышение практической направленности образования, уровня овладения детьми широким набором практически полезных знаний и навыков, необходимых в жизни каждого человека;

- становление системы психологической поддержки детей;

- обеспечение условий для образования, развития и реализации интеллектуального, личностного и творческого потенциала одаренных детей в системе "ДОУ - начальная школа - основная школа - средняя (полная) школа";

- совершенствование механизма обобщения и внедрения лучшего педагогического опыта г. Липецка на всех уровнях системы образования;

- обновление содержания, организации и повышение роли профориентационной работы с учащимися;

- повышение объективности итоговой аттестации выпускников ОУ;

- совершенствование службы мониторинга;

- завершение процесса перехода ДОУ и интенсификация процесса перехода ОУ на новые инновационные программы и технологии;

- поддержка различных педагогических сообществ: предметных объединений, инновационных ассоциаций, профессиональных экспертных советов и др., вовлечение их в обсуждение и решение проблем развития образования;

- предоставление возможности обучающимся получения образования в формах семейного образования и самообразования.

3.7. Развитие воспитания в системе вариативного образования:

- обеспечение данного направления штатными работниками на всех уровнях системы образования;

- повышение эффективности целевого расходования средств, направляемых на организацию досуговой деятельности в ОУ города;

- создание целостных воспитательных систем в ОУ;

- объединение усилий образовательных, правоохранительных, медицинских структур, учреждений культуры, средств массовой информации, семьи для создания общегородской системы воспитания подрастающего поколения;

- организация активного включения учащихся в реальную окружающую жизнь, в деятельность по улучшению общественной, хозяйственной, правоохранительной, экологической и др. обстановки в городе;

- развитие и поддержка детского движения.

3.8. Совершенствование управления образованием:

- децентрализация управления образованием на основе строгого соблюдения каждым субъектом образования прав и обязанностей, предоставленных ему законодательством РФ;

- создание условий для развития подлинной самостоятельности ОУ в осуществлении кадровой, финансовой, хозяйственной и образовательной деятельности;

- развитие форм общественного управления ОУ;

- совершенствование нормативно-правовой базы городской системы образования;

- внедрение современных информационных технологий управления образованием на основе компьютеризации управления образования администрации г. Липецка и ОУ;

- усиление прогностических и аналитических функций в управлении образованием;

- осуществление изменений в структуре управления образования администрации г. Липецка с целью приведения его деятельности в соответствие с теми задачами, которые возлагаются на него по выполнению настоящей Программы;

- совершенствование механизма лицензирования и аттестации ОУ;

- совершенствование системы инспектирования ОУ и органов управления образованием.

4. Система мероприятий по реализации программы

 

4.1. Финансирование образовательных учреждений

 

тыс. руб.

N
п/п
Наименование мероприятия Ответственный
исполнитель
2003 2004 2005
1. Выделение средств на
формирование надтарифного
фонда для установления доплат
и надбавок стимулирующего
характера работникам
образования
Администрация
г. Липецка
25% 25% 25%
2. Закрепление за ДОУ
шефствующих предприятий
и организаций г. Липецка
Администрация
города, УО
     
3. Расширение в ОУ ассортимента
платных дополнительных
образовательных услуг с целью
привлечения источников
дополнительного
финансирования
Руководители ОУ      

4.2. Кадровое обеспечение и социальная защита работников образования

 

1. Формирование фонда
материальной помощи
работникам образования
Управление
образования
622,0 684,0 752,0
2. Разработка и реализация
целевой программы
занятости сокращенных
педагогических кадров
Управление
образования
     
3. Разработка и внесение
предложений в ЛГ ИУУ и
ЛГПУ по совершенствованию
системы курсовой
подготовки и
переподготовки
педагогических и
руководящих кадров
Управление
образования
     
4. Планомерное повышение
квалификации специалистов
и методистов управления
образования на курсах в
РАПКРО, через систему
региональных семинаров
для управленческих
работников и т.д.
Управление
образования
12,0 14,0 17,0
5. Отработка новой модели
повышения квалификации в
системе городского
образования (обучение
учителей организации
работы по программе
"Школа-2100" на базе ОУ
N 72 с соответствующей
нормативно-правовой и
финансовой поддержкой)
Управление
образования,
учебно-
методический
центр,
руководитель
ОУ
     
6. Проведение
целенаправленной
систематической работы с
резервом руководящего
состава ОУ всех типов
Управление
образования
     
7. Проведение
профессиональных
конкурсов "Учитель года",
"Воспитатель года" и др.
Управление
образования,
УМЦ
180,0 220,0 264,0

4.3. Сеть образовательных учреждений

 

1. Аттестация:
- ОУ N 3, 4, 7, 36, 38 на
статус "школа с
углубленным изучением
отдельных предметов";
- ДОУ N 110, 118, 135,
101-"детский сад-
центр развития ребенка";
- ДОУ N 1, 22, 25, 121,
99, 104-"детский сад
комбинированного
(компенсирующего) вида"
Управление
образования,
учебно-
методический
центр





144,0


32,0
38,0




-


-
152,0
2. Реорганизация:
- вечерней (сменной)
школы N 4 в открытую
(сменную)
общеобразовательную
школу;
- открытой (сменной)
общеобразовательной
школы N 2 в центр
образования
Управление
образования
100,0 100,0





900,0
100,0





700,0
3. Подготовка предложений
об открытии городских
учреждений
государственной поддержки
детства (УГП):
- ОУ для детей-сирот и
детей, оставшихся без
попечения родителей;
- специального учебно-
воспитательного
учреждения для детей и
подростков с девиантным
поведением специальной
общеобразовательной
школы;
- общеобразовательной
школы-интерната
основного общего
образования
Управление
образования
     
4. Подготовка предложений
по открытию в городе
дополнительной станции
юных натуралистов с
необходимым для опытно-
исследовательской работы
земельным участком, а
также ОУ дополнительного
образования
однопрофильной
направленности
Управление
образования
     

4.4. Здоровье и социальное положение детей

 

1. Обеспечение детской и
школьной мебелью в
соответствии с
требованиями СанПиНа
и ростовыми
показателями детей:
- ОУ;
- ДОУ;
- УГП
Управление
образования






3736,0
510,0






4110,0
561,0
165,0






4521,0
617,0
182,0
2. Замена раскладушек,
кроватей:
- в ДОУ;
- в УГП
Управление
образования
1326,0 1591,0 1909,0
3. Оборудование
стоматологическими
кабинетами ДОУ (по
кустовому принципу, 6
кабинетов), ОУ (4
кабинета)
УО, руково-
дители ДОУ
300,0 300,0 120,0
4. Обеспечение групп
раннего (ясельного)
возраста
бактерицидными лампами:
- в ДОУ;
- в УГП
УО, руково-
дители ДОУ
77,0    
5. Оборудование
физиотерапевтических
кабинетов на базе ДОУ,
расположенных в
экологически
неблагополучных
районах г. Липецка
(ЛТЗ, Левобережный,
р-н завода "Свободный
Сокол")
Управление
образования,
руководители
ДОУ
150,0 100,0  
6. Создание на базе одного
из летних загородных
лагерей загородной дачи
для детей дошкольного
возраста, дачи для
детей-сирот и детей,
оставшихся без
попечения родителей
Управление
образования
  1000,0  
7. Индексация нормы
питания детей в ДОУ
УО      
8. Оборудование
медицинских кабинетов
ОУ необходимым
оборудованием и
инструментарием в
соответствии с
требованиями
СП 2.4.2.782-99
УО, руково-
дители ОУ
122,0 140,0 161,0
9. Введение в штатные
расписания ОУ ставок:
- учителей-логопедов
ДОУ и ОУ (12 ставок)
- учителей-
дефектологов ДОУ (5
ставок)
- учителя-тифлопеда
ДОУ
- педагогов-
психологов ДОУ и ОУ
(35 ставок)
УО

4/28,0

2/14,0


3/21,0

10/71,0


4/92,0

2/46,0




10/212,0


4/101,0

1/25,0




15/350,0
10. Оздоровление детей в
городских школьных
лагерях с дневным
пребыванием
Управление
образования
5671,0 6240,0 6864,0
11. Оздоровление детей-
сирот в загородных
лагерях
Управление
образования
2025,0 2230,0 2453,0
12. Реализация целевой
программы "Основы
здорового образа жизни.
Культура общения"
(приложение 1)
УО, УМЦ 300,0 300,0 300,0
13. Реализация целевой
программы "Дети-
сироты" (приложение 2)
Управление
образования
3100,0 3410,0 3751,0
14. Реализация целевой
программы "Дети-
инвалиды"
(приложение 3)
Управление
образования
368,0 801,0 376,0
15. Открытие
дополнительных групп
для детей с нарушениями
опорно-двигательного
аппарата в ДОУ N 83,
135
УО, руково-
дители ДОУ
30,0    
16. Реализация целевой
программы "Профилактика
безнадзорности и
правонарушений
несовершеннолетних"
УО 410,0 435,0 535,0
17. Открытие дошкольных
групп для детей с ЗПР
с целью своевременного
оказания коррекционной
помощи
УО, руково-
дители ДОУ
25,0 27,0 30,0

4.5. Материально-техническая и учебно-материальная база
образовательных учреждений

 

1. Реализация целевой
программы
компьютеризации
системы образования
(приложение 4)
Управление
образования
4000,0 4000,0 4000,0
2. Оборудование учебных
кабинетов, приобретение
классно-лабораторного
оборудования,
демонстрационного
материала, учебно-
наглядных пособий:
- в ОУ;
- в ДОУ;
- в УГП;
- в ОУ дополнительного
образования
Управление
образования







600,0
50,0







600,0
60,0







600,0
70,0
3. Замена торгово-
технологического
и электрооборудования:
- в ДОУ;
- в УГП;
- в ОУ
Управление
образования



600,0
100,0
1494,0



720,0
110,0
1643,0



864,0
121,0
1807,0
4. Приобретение мягкого
инвентаря:
- в ДОУ;
- в УГП
Управление
образования


800,0
1500,0


700,0
1650,0


626,0
1815,0
5. Приобретение посуды,
кухонного инвентаря:
- в ДОУ;
- в УГП;
- в ОУ
Управление
образования


47,0
36,0


52,0
10,0


57,0
10,0
6. Приобретение
развивающих игр и
игрушек:
- в ДОУ;
- в УГП;
- в ОУ
УО, руково-
дители ДОУ



304,0
50,0



334,0
100,0
374,0



367,0
110,0
411,0
7. Оснащение спортивным
оборудованием и
инвентарем:
- ОУ;
- ДОУ;
- УГП;
- ОУ дополнительного
образования
Управление
образования



700,0
150,0
21,0
50,0



770,0
165,0
25,0
55,0



847,0
182,0
30,0
61,0
8. Реконструкция д/дома-
школы, приюта,
строительство
спортивного зала в
д/доме-школе
Управление
образования
2000,0 5000,0 3000,0
9. Ремонт (ОУ всех типов):
всего
Управление
образования
13600,0 14960,0 16456,0
10. Выполнение
мероприятий по охране
труда и безопасности
жизнедеятельности
обучающихся и
воспитанников
УО, руково-
дители ОУ
400,0 400,0 280,0
11. Обновление и расширение
библиотечных фондов ОУ
УО, руково-
дители ОУ
300,0 300,0 400,0
12. Обеспечение ОУ
учебниками и учебными
пособиями,
разработанными на
основе концепции
развивающего обучения
Управление
образования
360,0 432,0 518,0
13. Обеспечение ДОУ и ОУ
новыми развивающими
"сквозными"
программами: "Школа-
2100", "Школа 21 века",
"Преемственность",
программами
междисциплинарного
обучения
Управление
образования
100,0    
14. Приобретение
транспорта:
- д/д N 2;
- ГДТУ;
- ГЦТТ
Управление
образования


250,0



400,0




450,0

4.6. Содержание образования

 

1. Разработка системы мер
по организации обучения
детей из семей беженцев
и переселенцев из
ближнего зарубежья
Управление
образования
     
2. Развитие нормативно-
правовой базы,
регламентирующей
деятельность управления
образования и ОУ в
период подготовки и
проведения
государственной
(итоговой) аттестации
выпускников
УО, руково-
дители ОУ
     
3. Разработка системы
контроля за ходом
подготовки и проведения
аттестации учащихся
УО      
4. Введение мониторинга
качества образования
УО      
5. Реализация целевой
программы "Одаренные
дети" (приложение 5)
УО 1638,0 1800,0 1980,0
6. Разработка системы
работы с одаренными
детьми
УМЦ      
7. Открытие городской
экспериментальной
площадки по апробации
системы работы с
одаренными детьми УВК
"Созвездие" г. Москвы
(кураторы: Липецкий
государственный
педагогический
университет, учебно-
методический центр
управления образования)
Управление
образования,
учебно-
методический
центр
125,0    
8. Открытие городской
экспериментальной
площадки по отработке
"сквозного"
коммуникативно-
ориентированного курса
русского языка
(кураторы: Липецкий
государственный
институт
усовершенствования
учителей, учебно-
методический центр
управления образования
администрации г.
Липецка)
Управление
образования,
учебно-
методический
центр
135,0    
9. Открытие городских
детских экологических
(информационно-
методических) центров
на базе ОУ N 66 и
ДОУ N 118
Управление
образования,
УМЦ
100,0    
10. Создание
психологической службы
управления образования
УО, УМЦ 400,0 480,0 586,0
11. Разработка единой
системы
психологического
сопровождения
образовательного
процесса и его
участников
Учебно-
методический
центр
     
12. Изучение вопроса
структурно-
организационного
развития психолого-
медико-педагогической
консультации
г. Липецка,
совершенствование
консультационного и
коррекционного
направлений ее
деятельности
Управление
образования,
УМЦ
     
13. Разработка нормативно-
правовой базы и
внедрение в практику
работы новых форм
получения образования
(семейное,
самообразование)
Управление
образования
     
14. Разработка и научно-
методическое
обеспечение новых
подходов к
физкультурно-
оздоровительной,
коррекционной работе
с детьми, имеющими
отклонения в развитии
и здоровье
Учебно-
методический
центр
     

4.7. Воспитание в системе образования

 

1. Реализация комплексной
целевой программы
"Воспитание в системе
образования г. Липецка"
Управление
образования
     
2. Введение в штатное
расписание ОУ ставок:
- социальных педагогов
(30 ставок);
- классных воспитателей
(40 ст.);
- педагогов
дополнительного
образования (20 ст.)
Управление
образования


10/71,0

13/92,0

3/21,0


10/233,0

13/302,0

8/186,0


10/256,0

14/326,0

9/210,0
3. Разработка и апробация
новой модели интеграции
ОУ, ДОУ,
ОУ дополнительного
образования, учреждений
культуры и спорта в
социально-культурный
центр (на базе ОУ N 62)
Управление
образования
     
4. Создание городского
музея народного
образования
УО 379,0 100,0 100,0
5. Реализация целевой
историко-
краеведческой программы
"Истоки" (навстречу
300-летию г. Липецка)
Управление
образования
100,0    
6. Реализация целевой
поисковой программы по
истории детского
движения г. Липецка
"Страницы летописи"
(навстречу 300-летию
г. Липецка)
Управление
образования
25,0 25,0 25,0
7. Выполнение мероприятий
по подготовке к
празднованию 300-летия
г. Липецка
УО, руково-
дители ОУ
100,0    
8. Разработка и дальнейшее
осуществление городской
целевой программы
образовательных
экскурсий для детей
дошкольного и школьного
возраста "Улица-город
- область-Россия"
Управление
образования,
УМЦ
     
9. Осуществление комплекса
мероприятий по развитию
массового спорта в ОУ
Управление
образования
200,0 300,0 400,0

4.8. Управление образования

 

1. Создание информационно
-аналитического
центра управления
образования
Администрация
г. Липецка,
УО
100,0 50,0 50,0
2. Введение в аппарат
управления образования
администрации г.
Липецка 2-х
дополнительных ставок
специалистов отдела
охраны детства
Администрация
г. Липецка,
УО
  116,0  
3. Создание в структуре
управления образования
ремонтно-
строительного участка
Администрация
г. Липецка,
УО
1000,0 1000,0  
4. Введение в штат
управления образования
специалиста по охране
труда, ГО и
предупреждению ЧС
(1 ст.) и
лицензированию (1 ст.)
Администрация
г. Липецка,
УО
 

58,0

58,0
 
5. Введение в штат
управления образования
специалистов по
организации питания
детей (1 ст.)
Администрация
г. Липецка,
УО
  58,0  
6. Лицензирование:
- ОУ;
- ДОУ
УО 2710,0 1900,0 2000,0
7. Создание в УГП и ОУ
Попечительских советов
Администрация
г. Липецка,
УО, ОУ и УГП
     
8. Разработка нормативных
правовых документов,
необходимых для
реализации Программы
УО      
9. Внедрение современных
информационных
технологий управления
на основе
компьютеризации
кабинетов специалистов
и бухгалтерий
управления образования
УО 256,0 256,0 256,0
  Всего   54838,0 63471,0 63521,0

 

Глава администрации города Липецка

А.С.Коробейников

Приложение 1

к Программе

развития образования г. Липецка

 

Сеть образовательных учреждений г. Липецка

 

N
п/п
Тип образовательного
учреждения
Вид образовательного
учреждения
Количество
учреждений
1. Дошкольное
образовательное
учреждение
- центр развития ребенка -
детский сад
- детский сад
- д/с общеразвивающего
вида
- д/с комбинированного
вида
- д/с присмотра и
оздоровления
- д/с компенсирующего вида
3

14
6

30

2

1
2. Образовательное
учреждение для детей
дошкольного и младшего
школьного возраста
- начальная школа-
детский сад
5
3. Общеобразовательное
учреждение
- начальная
общеобразовательная школа
- основная
общеобразовательная школа
- средняя
общеобразовательная школа
- средняя
общеобразовательная школа
с углубленным изучением
отдельных предметов
- лицей
- гимназия
- вечерняя (сменная)
общеобразовательная школа
- открытая (сменная)
общеобразовательная школа
- НОУ
2

5

54

2



3
4
5

1

2
4. Общеобразовательное
учреждение для детей-
сирот и детей,
оставшихся без
попечения родителей
- детский дом-школа
- детский дом
1
2
5. Специальное
(коррекционное)
образовательное
учреждение для
обучающихся,
воспитанников с
отклонениями в развитии
- д/с компенсирующего вида
для детей с нарушением
зрения
- д/с компенсирующего вида
для детей с нарушением
опорно-двигательного
аппарата
- специальная
(коррекционная)
общеобразовательная школа
7-го вида
- специальная
(коррекционная) школа
8-го вида
1


1



1



1
6. Общеобразовательное
учреждение для детей,
нуждающихся в психолого
- педагогической и
медико-социальной
помощи
- приют 1
7. Межшкольный учебный
комбинат
  2
8. Образовательное
учреждение
дополнительного
образования
- центр детского
творчества
- дом детского
творчества
- дом детского
технического творчества
- станция юных
натуралистов
- детский парк
3

3

3

3

1

Приложение 2

к Программе

развития образования г. Липецка

 

Финансовое обеспечение развития образования

 

                                                   тыс. руб.
    2003 г. 2004 г. 2005 г.
1. Кадровое обеспечение и социальная
защита работников образования
814,0 918,0 1033,0
2. Сеть образовательных учреждений 276,0 1038,0 952,0
3. Здоровье и социальное положение
детей
18284,0 21760,0 22295,0
4. Материально-техническая и
учебно-материальная база
образовательных учреждений
27512,0 32860,0 33082,0
5. Содержание образования 2398,0 2280,0 2566,0
6. Воспитание в системе образования 988,0 1146,0 1317,0
7. Управление образованием 4066,0 3496,0 2306,0
  Всего 54338,0 63498,0 63551,0

Начальник управления образования

Н.С.Федорова

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Решение Липецкого городского Совета депутатов от 4 июня 2002 г. N 174 "О проекте Программы развития образования г. Липецка на 2003-2005 гг."


Текст решения опубликован в журнале "Нормативные акты" от 17 июля 2002 г. N 8