Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Главы администрации Липецкой области
от 19 августа 2002 г. N 129
Территориальные строительные нормы
"Приемка и ввод в эксплуатацию законченных строительством объектов
недвижимости на территории Липецкой области"
1. Область применения
1.1. Настоящие территориальные строительные нормы распространяются на объекты всех форм собственности и устанавливают общий порядок их приемки и ввода в эксплуатацию после окончания строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения (в дальнейшем - строительства).
1.2. Положения настоящего документа обязательны для органов управления и надзора, предприятий, организаций и объединений, юридических и физических лиц (независимо от форм собственности и принадлежности), участвующих в строительстве, приемке и вводе в эксплуатацию объектов на территории Липецкой области.
1.3. Железные дороги, автомобильные дороги федерального значения, мелиоративные системы, отдельно расположенные гидротехнические сооружения и другие объекты со специфическими условиями функционирования, производства продукции и оказания услуг принимаются в эксплуатацию в соответствии с ведомственными (отраслевыми) документами, согласованными с Госстроем России, с обязательным участием представителей органов местного самоуправления, на территории которых осуществляется строительство.
1.4. Объекты военной инфраструктуры или подобного специального назначения, а также здания и сооружения, расположенные в зонах военных объектов или иных зонах режимных территорий, принимаются в эксплуатацию в соответствии с ведомственными документами Министерства обороны Российской Федерации и иных соответствующих ведомств.
1.5. Законченные строительством жилые малоэтажные дома с надворными постройками, возведенные индивидуальными застройщиками, принимаются в эксплуатацию приемочными комиссиями в порядке, устанавливаемом органом исполнительной власти Липецкой области.
1.6. Выполненные строительно-монтажные работы на объектах недвижимости, не требующих разрешения на строительство, принимаются в порядке, устанавливаемом органами местного самоуправления.
1.7. Замененные и дополнительно установленные на эксплуатируемых объектах элементы, не требующие значительных общестроительных работ (технологическое и инженерное оборудование, механизмы, защитные ограждения и охранные устройства, оборудование и линии телекоммуникации, другие подобные элементы), по их завершении принимаются собственником (пользователем) объекта с участием должностных лиц, отвечающих за эксплуатацию этого оборудования, и с привлечением органов надзора, которым непосредственно это оборудование подконтрольно.
2. Термины и определения
Для целей настоящих ТСН использованы следующие термины и определения:
2.1. Инвестиционный проект - обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимая проектно-сметная документация, разработанная в соответствии с законодательством Российской Федерации и утвержденными в установленном порядке стандартами (нормами и правилами), а также описание практических действий по осуществлению инвестиций (бизнес-план).
2.2. Инвесторы - физические или юридические лица, осуществляющие капитальные вложения с использованием собственных и (или) привлеченных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2.3. Заказчики - уполномоченные на то инвестором физические или юридические лица, которые осуществляют реализацию инвестиционного проекта. При этом они не вмешиваются в предпринимательскую и (или) иную деятельность других субъектов инвестиционной деятельности, если иное не предусмотрено договором между ними. Заказчиками могут быть инвесторы.
Заказчик, не являющийся инвестором, наделяется правами владения, пользования и распоряжения капитальными вложениями на период и в пределах полномочий, которые установлены договором и (или) государственным контрактом в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2.4. Застройщики - граждане или юридические лица, получившие земельный участок на праве собственности или долгосрочной аренды, имеющие право разрабатывать и реализовывать на нем проект застройки, проект межевания с последующей передачей подготовленного для застройки или застроенного земельного участка другим лицам.
2.5. Подрядчики - физические или юридические лица, которые выполняют работу по договору подряда и (или) государственному контракту, заключаемым с заказчиком в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Подрядчики обязаны иметь лицензию на осуществление ими тех видов деятельности, которые подлежат лицензированию в соответствии с федеральным законодательством.
2.6. Пользователи объектов капитальных вложений - физические или юридические лица, в том числе иностранные, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иностранные государства, международные объединения и организации, для которых создаются указанные объекты. Пользователем объекта может быть инвестор.
2.7. Объект недвижимости - объект, в отношении которого осуществляется градостроительная деятельность.
2.8. Законченный строительством объект - комплекс зданий и сооружений (очередь, пусковой комплекс), отдельное здание или сооружение или их автономная часть в составе, допускающем возможность их самостоятельного использования по назначению, на котором выполнены и приняты в соответствии с требованиями проекта и нормативных документов все строительно-монтажные работы.
2.9. Приемка законченного строительством объекта в эксплуатацию - юридическое действие официального признания уполномоченным органом (приемочной комиссией) факта создания объекта недвижимости и соответствия этого объекта утвержденному проекту и нормативным требованиям.
2.10. Приемочная комиссия - временный коллегиальный орган, созданный из представителей организаций, уполномоченных принимать решения о соответствии законченного строительством объекта утвержденной проектно- сметной документации и требованиям нормативных документов, а также готовность его к вводу в эксплуатацию.
2.11. Ввод объекта в эксплуатацию - юридическое действие, осуществляемое инвестором и состоящее в регистрации факта ввода объекта в органе местного самоуправления, выдавшем разрешение на строительство, включение объекта в государственную статистическую отчетность о вводе, технической паспортизации, государственной регистрации и начала эксплуатации объекта в соответствии с его назначением.
2.12. Техническая паспортизация объекта - составление технического паспорта объекта органами технической инвентаризации в установленном порядке.
2.13. Государственная регистрация прав на объект - регистрация права собственности на здание, сооружение и другое вновь созданное недвижимое имущество, а также сделок с ним в уполномоченных государственных органах в установленном порядке.
2.14. Разрешение на строительство - документ, удостоверяющий право собственника, владельца, арендатора или пользователя объекта недвижимости осуществлять застройку земельного участка, строительство, реконструкцию здания, строения и сооружения, благоустройство территории.
2.15. Разрешение на производство строительно-монтажных работ - документ, удостоверяющий право субъекта градостроительной деятельности осуществлять комплекс строительно-монтажных работ по застройке земельного участка, новому строительству, реконструкции здания, строения и сооружения.
2.16. Реконструкция здания - комплекс строительных работ и организационно-технических мероприятий, связанных с изменением функционального назначения ранее созданного объекта недвижимости либо с изменением технико-экономических показателей.
2.17. Капитальный ремонт здания - ремонт здания с целью восстановления исправности (работоспособности) его конструкций и систем инженерного обеспечения, а также поддержки эксплуатационных показателей.
Капитальный ремонт может включать устранение неисправностей всех изношенных элементов, восстановление или замену (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов) их на более долговечные и экономичные, улучшающие эксплуатационные показатели ремонтируемых зданий, не вызывающие изменений основных технико-экономических показателей здания и архитектурного облика объекта.
2.18. Объекты жилищно-гражданского назначения - строящиеся жилые здания, здания для оказания гостиничных услуг, административные здания, здания детских дошкольных учреждений, здания и сооружения научного, учебного, лечебного, санаторно-курортного, культурно-просветительного, спортивного, бытового и коммунального назначения, культовые здания.
2.19. Объекты производственного назначения - строящиеся здания и сооружения, которые после ввода в эксплуатацию будут функционировать в сфере материального производства: в отраслях промышленности, в сельском и водном хозяйстве, на транспорте, в области связи, торговли, в системах общественного питания, сбыта и материально-технического снабжения.
3. Общие положения
3.1. Приемка законченного строительством объекта в эксплуатацию производится путем его предъявления приемочной комиссии и принятия последней решения о соответствии этого объекта проектной документации, нормативным требованиям и возможности его эксплуатации, составления акта приемки и утверждения его органом, назначившим комиссию.
3.2. Законченный строительством объект представляется комиссии заказчиком (застройщиком), получившим разрешение на строительство данного объекта в органе местного самоуправления
3.3. Порядок назначения приемочной комиссии, приемки и ввода в эксплуатацию законченного строительством объекта, регистрация факта ввода в действие принятого объекта устанавливается настоящим ТСН в соответствии с разделами 4-9.
3.4. До утверждения акта приемки законченных строительством объектов, их регистрации и ввода в эксплуатацию запрещается их непосредственное использование по назначению, в том числе заселение жилых домов, эксплуатация зданий гражданского назначения, выпуск продукции и оказание услуг на объектах производственного назначения, за исключением пробной эксплуатации и пусконаладочных работ. Необходимость, продолжительность и режим пробной эксплуатации производственных объектов определяется проектом. При отсутствии в проекте таких указаний период пробной эксплуатации устанавливается на срок не более одного месяца.
3.5. На объектах, принимаемых в зимнее время по заключению приемочной комиссии, допускается переносить сроки выполнения работ по устройству верхнего слоя кровли на весенне-летний период, а по озеленению, устройству верхнего покрытия отмосток, подъездов к зданиям и тротуаров, хозяйственных, игровых и спортивных площадок, установке малых архитектурных форм, а также отделке и расколеровке элементов фасадов зданий - на ближайший весенне-летне-осенний период, но не позднее сентября месяца. Сдача этих работ осуществляется подрядчиком заказчику (застройщику) с участием эксплуатирующей организации по акту с полным восстановлением благоустройства и озеленения прилегающих к объекту территорий.
Данное решение принимает орган местного самоуправления, на территории которого велось строительство.
Оплата перенесенных видов работ осуществляется заказчиком (застройщиком) только после их выполнения с оформлением акта освидетельствования этих работ.
За органами государственного надзора сохраняются права и обязанности по реализации надзорных функций за производством перенесенных на весенне-летне-осенний период.
Приведение в порядок прилегающих к благоустраиваемой зоне площадок, пешеходных дорожек, внутриквартальных дорог, малых архитектурных форм и т.д., нарушенных подрядчиком за период строительства, входит в безвозмездную обязанность заказчика (застройщика).
4. Требования к объекту приемки
4.1. Предъявляемый к приемке объект должен соответствовать утвержденному проекту и обязательным требованиям действующих в области строительства нормативных документов, а также градостроительной документации.
4.2. Действующими считаются нормативные документы (федеральные, производственно-отраслевые, нормативные документы исполнительной власти Липецкой области), которые были введены в действие до даты выдачи разрешения на производство строительно-монтажных работ.
В случае введения в действие после указанной даты новых нормативных документов или изменений к ним несоответствие объекта новым нормативным документам должно быть согласовано заказчиком (застройщиком) с органом, принявшим данные нормы.
4.3. Юридические, физические и должностные лица несут административную ответственность за нарушения обязательных требований нормативных документов и утвержденных проектов в соответствии с законодательством.
5. Назначение, состав и порядок работы приемочных комиссий
5.1. Объекты жилищно-гражданского назначения принимаются приемочными комиссиями, назначенными органами местного самоуправления, на территории которого осуществлялось строительство, по заявлению заказчика (застройщика) - приложение А.
5.2. Производственные объекты бюджетного финансирования принимаются приемочными комиссиями, назначенными министерствами и ведомствами (государственными заказчиками) или соответствующими администрациями.
Производственные объекты внебюджетного финансирования принимаются приемочными комиссиями, назначаемыми инвесторами или по их заявке соответствующими администрациями.
5.3. Приемочные комиссии назначаются за 30 дней до установленного срока приемки распоряжением, приказом соответствующего органа или инвестора (в зависимости от назначения объекта), в котором обязательно должны быть приведены: цель и задачи комиссии, полное наименование и адрес подлежащего приемке объекта, персональный состав комиссии, сроки начала и окончания работы комиссии.
5.4. В состав приемочной комиссии в обязательном порядке включаются: представители органа, назначившего комиссию (председатель), пользователя объекта или эксплуатирующей организации (заместитель председателя), органа местного самоуправления, на территории которого осуществлялось строительство, заказчика, подрядчика, проектной организации, если на объекте осуществлялся авторский надзор, органов Госсанэпиднадзора, Госпожнадзора, Госархстройнадзора и других органов государственного надзора, которым подконтролен принимаемый объект, в соответствии с приложением Б.
В качестве подрядчика участвует генподрядчик, а при его отсутствии - организация, выполнившая основные строительно-монтажные работы.
Представители в состав приемочной комиссии назначаются руководителями соответствующих организаций и органов государственного надзора по заявлению заказчика (застройщика) - приложение В.
5.5. При приемке объекта, построенного организацией, выполняющей одновременно две и более функций (заказчик, подрядчик, проектировщик и др.), в состав комиссии назначаются ответственные представители функциональных служб этой организации. Совмещение одним должностным лицом нескольких функций запрещается.
5.6. Заказчик (застройщик) представляет комиссии необходимые документы, указанные в приложении Г. В случае, если представленная документация не дает полной информации о созданном объекте, решение о необходимости представления отдельных дополнительных документов принимается председателем приемочной комиссии.
5.7. Приемочная комиссия самостоятельно устанавливает программу проверки, согласно которой производит осмотр объекта, изучает представленные документы, оценивает их полноту, в том числе наличие всех разрешений и прочих документов, подтверждающих соответствие принимаемого объекта проектной документации и требованиям действующих нормативных документов. В необходимых случаях комиссия назначает контрольные опробования, испытания и проверки, в том числе со вскрытием отдельных узлов и конструкций.
5.8. Приемка законченного строительством объекта оформляется актом по форме приложения Д или Е.
5.9. Акт приемки должен быть подписан председателем комиссии и всеми ее членами. Право подписи имеют только лица, персонально назначенные в состав приемочной комиссии в соответствии с п. 5.5. Члены комиссии, имеющие обоснованные возражения против приемки в эксплуатацию законченного строительством объекта, акт не подписывают и представляют свои возражения в письменной форме председателю комиссии. Основанием для отрицательного решения органа надзора может являться исключительно установленный факт несоответствия объекта требованиям нормативных документов по профилю надзорного органа. Окончательное решение принимается органом, назначившим комиссию, с возложением на него ответственности за принятые решения.
5.10. Акт приемки утверждается органом, назначившим комиссию, не позднее 5 календарных дней после его подписания комиссией. Объект, по которому акт не утвержден в установленный срок, считается непринятым и по нему назначается повторная приемка.
5.11. Акт приемки законченного строительством объекта составляется в пяти экземплярах, один из которых передается органу, назначившему комиссию, два - заказчику (застройщику), по одному - подрядчику и органу Госархстройнадзора.
5.12. Приемочная комиссия снимает свои полномочия после утверждения акта приемки либо в установленный срок окончания работы комиссии, если приемка объекта не состоялась.
5.13. Утвержденный акт приемочной комиссии является документом, подтверждающим факт создания объекта недвижимости, его соответствие предъявляемым к нему обязательным требованиям и готовность к эксплуатации, а также основанием для регистрации факта ввода. Факт ввода в действие принятого объекта регистрируется заказчиком в местных органах исполнительной власти в порядке, установленном этими органами.
5.14. Расходы по приемке и вводу объекта в эксплуатацию несет заказчик (застройщик), если иное не установлено договорами между участниками инвестиционной деятельности.
Участие представителей государственных и муниципальных органов в работе по приемке и вводу объектов в эксплуатацию осуществляется на безвозмездной основе.
6. Документация, предъявляемая приемочной комиссии
6.1. Заказчик (застройщик) предъявляет приемочной комиссии документы, оформленные в соответствии с требованиями действующих нормативных документов и подтверждающие соответствие выполненных работ, примененных материалов, конструкций, изделий, технологического оборудования и инженерных систем объекта утвержденному проекту и требованиям нормативных документов, включая исполнительные схемы, результаты лабораторных испытаний, акты на скрытые работы и другие.
6.2. Комплектность и правильность оформления документации проверяет представитель территориального органа Госархстройнадзора Липецкой области, в том числе на опасные производственные объекты - представитель территориального органа Госгортехнадзора России.
6.3. Исполнительная и техническая документация после утверждения акта приемки передается заказчиком (застройщиком) в одном экземпляре эксплуатирующей организации (пользователю объекта).
6.4. Исполнительные схемы, чертежи на подземные коммуникации и сооружения передаются также в соответствующий орган архитектуры и градостроительства муниципального образования для обязательного отображения на топографической основе территории муниципального образования и дежурном плане инженерных сетей. Без справки соответствующего органа архитектуры и градостроительства о выполнении данных работ техническая паспортизация объекта (в т.ч. инженерных сетей) и государственная регистрация прав на объект не проводится.
7. Особенности приемки в эксплуатацию объектов
жилищно-гражданского назначения
7.1. Жилые дома секционного типа могут приниматься в эксплуатацию отдельными секциями при условии окончания строительно-монтажных работ и кровли, создания теплового контура, подключения отопления смежной секции, приема в эксплуатацию энергоустановок (электроустановок и теплоустановок) данной секции, вводного устройства, линии энергоснабжения (электроснабжения и теплоснабжения) и получения разрешения ГУ "Липецкгосэнергонадзор" на подачу энергии на данные энергоустановки.
7.2. Приемочная комиссия принимает объект в эксплуатацию после завершения всех работ, предусмотренных утвержденной проектной документацией и выполнением работ по испытанию инженерных систем, обеспечивающих жизнедеятельность, в соответствии с действующими нормами.
7.3. Заказчик (застройщик) имеет право до приемки объекта в эксплуатацию, по заявлению инвестора (дольщика), изменить планировку, состав отделки и внутреннего оборудования квартиры согласно переутвержденной в установленном порядке проектной документации.
7.4. По решению органов местного самоуправления допускается раздельная приемка в эксплуатацию встроенно-пристроенных помещений и жилых домов.
7.5. Акт приемки объекта жилищного назначения в эксплуатацию утверждается постановлением органа местного самоуправления, назначившего приемочную комиссию. В постановлении в обязательном порядке указывается эксплуатирующая организация, которая будет осуществлять дальнейшую эксплуатацию и обслуживание вновь введенного жилого дома.
8. Ввод законченных строительством объектов в эксплуатацию
8.1. Объект считается введенным в эксплуатацию со дня регистрации факта ввода в действие принятого объекта в органе местного самоуправления, выдавшего разрешение на строительство.
8.2. Объекты, факт ввода которых зарегистрирован в установленном порядке, включаются в статистическую отчетность за соответствующий регистрацией период.
Не допускается включение в статистическую отчетность объектов, по которым не зарегистрирован факт ввода в эксплуатацию.
8.3. Статистическую отчетность о вводе объекта в эксплуатацию представляет заказчик (застройщик) в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти по государственной статистике по согласованию с заинтересованными министерствами и ведомствами. При этом учетные технико-экономические показатели объекта определяются:
- показатели количества, площади и объема помещений - на основе измерений государственной организации технической инвентаризации;
- эксплуатационные показатели (мощность, производительность и т.п.) объекта на основе проектной документации с учетом ее изменения в ходе строительства;
- показатели стоимости объекта - на основе документов о совершенных в ходе строительства хозяйственных операциях и данных бухгалтерского учета заказчика (застройщика). Указанные данные предъявляются заказчиком (застройщиком) под свою ответственность и при вводе в эксплуатацию проверки не требуют.
8.4. Передача объекта инвестору (собственнику, эксплуатирующей организации, пользователю) производится в соответствии с установленным порядком и условиями договоров между участниками инвестиционной деятельности.
8.5. Право на вновь созданный объект недвижимости регистрируется в соответствии с законодательством Российской Федерации после оформления приемки и регистрации факта ввода объекта в эксплуатацию.
9. Участие в приемке органов государственного надзора
9.1. Органы государственного надзора в соответствии с предоставленными им правами осуществляют контроль за соблюдением требований законодательства, строительных, экологических, санитарных, противопожарных и других правил и норм безопасности, а также требований охраны труда при проектировании и строительстве.
9.2. В работе по приемке и вводу в эксплуатацию законченных строительством объектов принимают участие представители территориальных органов государственного надзора, осуществляющих контроль за строительством, или представители соответствующих федеральных органов по их решению.
9.3. Органы государственного надзора, которым подконтролен объект, в ходе строительства проверяют его соответствие проекту и требованиям нормативных документов в порядке, установленном действующим законодательством и положениями об этих органах. При приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта они выделяют полномочных представителей для участия в работе приемочных комиссий.
9.4. Не допускается приемка в эксплуатацию объекта без подтверждения органами надзора, которым подконтролен принимаемый объект, его соответствия проекту и требованиям нормативных документов в виде подписей в акте приемочной комиссии.
9.5. Территориальный орган государственного архитектурно- строительного надзора Липецкой области осуществляет контроль за соответствием порядка приемки и ввода в эксплуатацию законченных строительством объектов, установленного настоящими территориальными строительными нормами, в том числе за привлечением к приемке и вводу объектов в эксплуатацию всех органов государственного надзора, которым эти объекты подконтрольны.
10. Ответственность участников приемки и ввода объектов в эксплуатацию
10.1. Граждане, должностные и юридические лица, участвующие в приемке и вводе объектов в эксплуатацию, несут в установленном порядке административную ответственность за нарушение настоящих территориальных строительных норм, независимо от подчиненности и форм собственности, в соответствии с законодательством Российской Федерации и Липецкой области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.