Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
Главы администрации г. Липецка
от 3 февраля 2003 г. N 352
Организационно-методические указания
по подготовке органов управления, сил гражданской обороны городского
звена областной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций на 2003 год
I. Главная задача на 2003 год:
В области гражданской обороны - обеспечение готовности органов управления и сил гражданской обороны к выполнению возложенных задач при угрозе и возникновении войн (вооруженных конфликтов) в условиях применения всех видов современных средств поражения.
В области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций - реализация мероприятий, направленных на снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечение готовности сил ликвидации чрезвычайных ситуаций, совершенствование системы мониторинга и прогнозирования, инженерной, радиационной, химической и медико-биологической защиты, подготовку населения к действиям при чрезвычайных ситуациях.
В области пожарной безопасности - реализация мероприятий, направленных на повышение защищенности личности, общества и государства от пожаров.
Руководителям муниципальных образований, организаций, учреждений и предприятий, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (начальникам гражданской обороны, председателям комиссий по чрезвычайным ситуациям)
Подготовка органов местного самоуправления г. Липецка, руководителей организаций, учреждений, предприятий, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляется в соответствии с организационно-методическими указаниями МЧС России, Центрального регионального центра, Главного управления по делам ГО и ЧС Липецкой области на 2003 год.
В области гражданской обороны
В основу подготовки руководящего состава органов местного самоуправления, организаций и объектов экономики, независимо от форм собственности, по вопросам гражданской обороны (далее по тексту - ГО) положить организационно-методические указания МЧС России, Центрального регионального центра, Главного управления по делам ГО и ЧС Липецкой области по подготовке органов управления, сил ГО и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на 2003 год, а также методические рекомендации Центрального регионального центра по осуществлению проверки, разработки и реализации органами местного самоуправления и организациями мероприятий по гражданской обороне, утвержденные Приказом начальника Центрального регионального центра от 22.01.2002 N 25.
Мероприятия в области гражданской обороны в городах, отнесенных к группам по гражданской обороне, планировать в соответствии с рекомендациями по порядку, срокам и периодичности проведения проверок органов управления ГО и ЧС (Приказ начальника центра от 29.03.2002 N 112).
Основные усилия сосредоточить на подготовке руководящего, командно-начальствующего состава гражданской обороны, органов управления, сил гражданской обороны к решению возложенных задач по предназначению в условиях развязывания военных конфликтов, в том числе в условиях возможного применения высокоточного оружия и оружия массового поражения.
В области защиты населения и территорий
Обеспечить контроль исполнения нормативно-правовой базы в области предупреждения чрезвычайных ситуаций, снижения рисков и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Осуществить заблаговременную плановую подготовку и проведение комплекса мероприятий, направленных на снижение материального ущерба и исключение человеческих жертв в период циклических чрезвычайных ситуаций (далее по тексту - ЧС), характерных для города (паводок, функционирование топливно-энергетического комплекса в зимних условиях).
Организовать реальный контроль выполнения превентивных мероприятий при подготовке к циклическим явлениям.
Проводить целенаправленную работу по организации взаимодействия госнадзорных и контрольных органов по решению задач в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Основной формой деятельности в этом направлении считать совместные проверки с госнадзорными и контрольными органами потенциально опасных объектов экономики, гидротехнических сооружений и контроль за выполнением выданных предписаний.
Совместно с госнадзорными органами обеспечить дальнейшее совершенствование процедуры декларирования безопасности промышленных объектов с соблюдением сроков декларирования безопасности промышленных объектов и гидротехнических сооружений. Совместно с соответствующими территориальными органами Госгортехнадзора РФ завершить создание компьютерных баз данных потенциально опасных объектов, подлежащих декларированию безопасности, с последующим контролем хода выполнения мероприятий по вопросам декларирования безопасности.
Продолжить дальнейшее развитие страховой защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Совместно с территориальными органами Госгортехнадзора России обеспечить контроль за разработкой и своевременной корректировкой организациями, имеющими потенциально опасные объекты, планов по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Вести систематический контроль за лицензированием опасных видов деятельности и соблюдением установленного порядка по выдаче заключений о готовности объектов к локализации, ликвидации чрезвычайных ситуаций и достаточности мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Проверки в области защиты населения и территорий, деятельности органов управления по делам ГО и ЧС города планировать в соответствии с рекомендациями Центрального регионального центра по порядку, срокам и периодичности проведения проверок органов управления ГО и ЧС (Приказ начальника центра от 29.03.2002 N 112).
Инженерная защита населения
Планирование комплекса инженерно-технических мероприятий осуществлять руководствуясь требованиями Федеральных законов: "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", "О гражданской обороне", "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", "О безопасности гидротехнических сооружений", других действующих нормативно-правовых актов и СНиП.
Осуществлять надзор и контроль за соблюдением законодательства РФ, требований нормативов и реализацией инженерно-технических мероприятий гражданской обороны и мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера при проектировании и строительстве зданий и сооружений промышленного и жилищно-гражданского назначения, гидротехнических и транспортных сооружений, коммунально-технических, технологических и иных инженерных систем и сооружений, планировке и застройке городов и других населенных пунктов.
Главной задачей считать обеспечение готовности существующих защитных сооружений ГО к приему укрываемых. Провести комплекс мероприятий, направленных на поддержание в рабочем состоянии систем жизнеобеспечения убежищ. Содержание защитных сооружений ГО организовать в строгом соответствии с временной инструкцией "О порядке учета и содержания защитных сооружений ГО" 1998 г.
Обеспечить сохранение накопленного фонда защитных сооружений. Совместно с комитетом по управлению госимуществом Липецкой области обеспечить составление договоров "О правах и обязанностях в отношении объектов и имущества ГО", руководствуясь требованиями постановления Правительства РФ от 23.04.1994 N 359 "Об утверждении Положения о порядке использования объектов и имущества ГО приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями". Исключить случаи необоснованного и преждевременного списания защитных сооружений.
Организовать проведение государственной экспертизы в области защиты населения в соответствии с Приказом МЧС России от 31.07.2001 N 340 с целью внедрения норм инженерно-технических мероприятий и мероприятий по предупреждению ЧС.
Проводить внедрение инженерно-технических мероприятий ГО и разработку разделов инженерно-технических мероприятий ГО и мероприятий по предупреждению ЧС проектов строительства в ходе проектирования и строительства объектов промышленного и жилищно-гражданского назначения в соответствии с требованиями СНиП 2.01.90, СНиП 11-01-95, ВСН ГО 38-83, СП 11-107-98, СП 11-113-2002.
Обследование гидротехнических сооружений, водохранилищ и накопителей стоков на территории города проводить в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.06.1997 N 716 "Об осуществлении государственного контроля за использованием и охраной водных объектов".
Медицинская защита
Обеспечить дальнейшую реализацию положений Федерального закона "О гражданской обороне", Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и других нормативно-правовых актов в области ГО города, Положения о федеральной медицинской службе ГО.
Организовать контроль за поддержанием в готовности к развертыванию в установленные сроки формирований медицинской службы ГО, содержанием запасов медицинских, материально-технических и других средств. Особое внимание уделить восстановлению существующего фонда убежищ и противорадиационных укрытий для личного состава, учреждений здравоохранения, защищенных стационаров для больных, в соответствии с предъявляемыми требованиями, освежению и пополнению запасов средств индивидуальной защиты, радиационной и химической разведки.
Организовать взаимодействие учреждений и формирований медицинской службы ГО, создаваемых на базе учреждений здравоохранения города Липецка, с учреждениями и организациями независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности.
Совершенствовать систему организации проведения тренировок с учреждениями сети наблюдения и лабораторного контроля (далее по тексту - СНЛК). При их планировании и проведении руководствоваться требованиями постановления Правительства РФ от 24.07.1995 N 738.
При проведении учений и тренировок предусматривать отработку вопросов приведения органов управления здравоохранения и учреждений в различные степени готовности, перевода медицинской службы ГО города на работу в условиях военного времени, ликвидации последствий ЧС, организации медицинской помощи населению при возникновении массовых санитарных потерь при ведении военных действий и ЧС. Темы учений и тренировок определять исходя из местных условий.
Организовать контроль за подготовкой медицинских гражданских организаций ГО города.
Продолжить работу по разработке и реализации методических основ обучения и подготовки населения по оказанию первой медицинской помощи при ЧС и в условиях военного времени.
Продолжать совершенствовать систему взаимодействия формирований и учреждений медицинской службы ГО с аварийно-спасательными и другими формированиями служб ГО.
Продолжить работу по поддержанию на требуемом уровне медицинской техники и медицинского имущества "длительного хранения".
Радиационная, химическая, биологическая защита
Радиационная, химическая и биологическая защита (далее - РХБЗ) организуется и проводится с целью максимально снизить возможные потери населения города в ЧС мирного и военного времени и обеспечить выполнение поставленных задач и жизнедеятельность населения в условиях РХБ заражения.
Основные усилия по выполнению задач РХБЗ сосредоточить на совершенствовании системы организации оповещения населения об угрозе РХБ заражения и информирования его об обстановке при его возникновении, а также порядке действий населения при том или ином виде заражения.
Активизировать работу по созданию локальных систем оповещения на потенциально опасных объектах.
Продолжить дальнейшее развитие системы РХБ разведки, наблюдения и контроля за зараженностью окружающей среды, продуктов питания и воды радиоактивными веществами (РВ), отравляющими веществами (ОВ) и бактериальными средствами (БС), порядка сбора данных о РХБ обстановке.
Продолжить работу по накоплению и освежению средств индивидуальной защиты (далее - СИЗ), поддержанию их в готовности и обеспечению выдачи населению в сжатые сроки.
Предоставить возможность населению приобретения в установленном порядке в личное пользование СИЗ и технических средств для определения источников ионизационных излучений и индивидуальных дозиметров.
Обеспечить контроль за выполнением мероприятий по выполнению целевой Федеральной программы "Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2010 года".
Во взаимодействии с территориальными органами ФСБ и МВД определить порядок действий в случаях ликвидации последствий террористических актов, связанных с применением РВ, ОВ и БС.
Принять меры по освежению и замене индикаторных средств, элементов питания к приборам радиационной и химической разведки и фильтров-поглотителей к ФВУ.
Противопожарная защита
Главной задачей противопожарной защиты считать обеспечение пожарной безопасности подведомственных объектов, предупреждение пожаров, снижение вероятности уничтожения имущества и техники, предотвращения воздействия на людей опасных факторов пожара и ограничения материального ущерба.
Основные усилия направить на своевременное и качественное проведение противопожарных мероприятий с целью предотвращения пожаров, строгое соблюдение требований пожарной безопасности личным составом, сотрудниками и гражданским персоналом при эксплуатации зданий и сооружений, ремонте и обслуживании техники, выполнении всех видов работ, а также создание условий безопасной эвакуации людей, техники, имущества и успешное тушение пожара в случае его возникновения.
В пожарных частях УГПС МЧС РФ, находящихся на территории города, иметь Планы противопожарной защиты, согласованные в органах Государственного пожарного надзора.
Не реже двух раз в год осуществлять проверки организации и состояния противопожарной защиты подведомственных объектов.
Регулярно проводить инструктажи по требованиям пожарной безопасности, а также тренировки нештатных пожарных команд, личного состава и гражданского персонала по обучению действиям в случае возникновения пожаров.
Система связи и оповещения
Главной задачей считать:
- совершенствование системы связи и оповещения города, обеспечение ее постоянной готовности к функционированию в мирное и военное время;
- обеспечение руководящего состава гражданской обороны города всеми видами связи на всей территории города в различных режимах функционирования.
В целях выполнения постановления Правительства Российской Федерации от 1 марта 1993 г. N 178 "О создании локальных систем оповещения" активизировать работу по завершению создания локальных сетей оповещения, а там, где это целесообразно, - объединенных сетей оповещения компактно расположенных объектов.
Обеспечить готовность узлов связи запасных пунктов управления к выполнению задач по своему предназначению и дальнейшее развитие и совершенствование системы связи по линии запасных (городских, загородных) пунктов управления с объектами экономики, продолжающими производственную деятельность в военное время.
По обучению населения и подготовке руководящего состава
Руководствоваться постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.1995 N 738 "О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций" и организационными указаниями по обучению населения Российской Федерации в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций на 2001 - 2005 годы.
Главной задачей на 2003 год считать вопрос организации и осуществления обучения населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, увеличение охвата и повышение эффективности обучения населения способам защиты от опасностей, возникающих при чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и военного характера.
Обучение всех групп населения проводить по рабочим программам, разработанным на основе Примерных программ обучения, утвержденных министром Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий 09.07.2001.
Анализировать на ежегодных сборах по подведению итогов деятельности организацию и качество подготовки всех групп населения в области гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций и постановки задач по их совершенствованию.
Проводить смотры-конкурсы на лучшую учебно-материальную базу объектов экономики города.
Для пропаганды знаний в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций использовать средства массовой информации (газеты, радио и телевидение).
Управлению по делам ГО и ЧС города совместно с управлением общеобразовательных учреждений администрации города, Главным управлением жилищно-коммунального хозяйства организовать работу по созданию и оснащению специализированных классов для подготовки учащихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях среднего и высшего профессионального образования, средних специальных учебных заведениях, а также для обучения населения в учебно-консультационных пунктах.
Подготовку руководителей и специалистов органов местного самоуправления, командно-начальствующего состава территориальных формирований проводить в УМЦ Липецкой области, остальных категорий командно-начальствующего состава - на курсах ГО города.
Подготовку работников организаций в составе гражданских организаций гражданской обороны осуществлять непосредственно по месту работы.
Обучение работников организаций, не входящих в состав формирований, проводить без отрыва от производственной деятельности как на плановых занятиях, так и путем самостоятельного изучения.
Обучение населения, не занятого в сферах производства и обслуживания, осуществлять в учебно-консультационных пунктах при жилищно-эксплуатационных органах путем проведения бесед, лекций, просмотра учебных фильмов, привлечения на тренировки по месту жительства, а также самостоятельного изучения пособий и памяток, прослушивания радиопередач и просмотра телепрограмм в области защиты от чрезвычайных ситуаций.
Подготовку учащихся общеобразовательных учреждений проводить по программе курса "Основы безопасности жизнедеятельности".
В апреле-мае 2003 года провести городские соревнования "Школа безопасности".
По финансовым и материальным ресурсам
Обеспечить создание, рациональное размещение и использование в соответствии с требованиями нормативных документов резервов материальных ресурсов, их сохранность и возможность оперативного использования службами ГО и объектами экономики города Липецка.
Объемы финансовых средств, выделяемых объектами экономики на приобретение материальных ресурсов, определять с учетом возможного изменения рыночных цен, а также расходов, связанных с формированием, размещением, хранением и доставкой продукции, закладываемой в резервы материальных ресурсов для ЧС.
При создании материальных ресурсов для ЧС привлекать средства страховых фондов предприятий и организаций, расположенных в зонах возможных чрезвычайных ситуаций.
II. Оперативная подготовка
1. Особенности проведения мероприятий оперативной подготовки
Основные усилия в оперативной подготовке направить на:
- поддержание в готовности органов управления к управлению подчиненными силами и средствами при переводе их с мирного на военное время и выполнению задач в любой обстановке;
- совершенствование практических навыков руководящего состава в организации работы по выработке решений в условиях ограниченного времени, организации взаимодействия, всестороннего обеспечения действий и управлению подчиненными силами и средствами в сложной обстановке;
- поддержание профессиональной компетентности на уровне, обеспечивающем уверенное выполнение должностных обязанностей;
- выработку оптимального алгоритма работы органов управления и его совершенствование при организации и проведении мероприятий оперативной подготовки.
Провести:
Под руководством начальника гражданской обороны города:
- проверки состояния гражданской обороны в службах ГО города (не менее 2-х в год с периодичностью 1 раз в 5 лет, продолжительностью до 2-х суток), когда не проводятся проверки вопросов ГО города. Специальное учение проводить до 2-х суток в ходе проведения проверки по тематике военного времени;
- специальные учения со службами ГО (не менее 1 раза в год до 2-х суток, в период, когда не проводятся проверки);
- тактико-специальные учения с гражданскими организациями гражданской обороны предприятий, учреждений и организаций продолжительностью не более 8 часов проводить в ходе проведения проверок и КШУ;
- командно-штабные учения или командно-штабные (штабные) тренировки с наиболее крупными предприятиями, учреждениями или организациями проводить не менее одной в год продолжительностью до одних суток;
- тренировки с органами управления городского звена территориальной подсистемы РСЧС, силами и средствами, предназначенными для ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов продолжительностью до одних суток - не менее одной в год;
- показные занятия по ликвидации последствий паводка и аварий на потенциально опасных объектах - по одному в год;
- тренировки с силами и средствами, предназначенными для ликвидации последствий террористических актов, - не менее двух в год;
- командно-штабные учения или командно-штабные тренировки по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера с предприятием, учреждением или организацией - не менее одной в год продолжительностью до двух суток.
Основные мероприятия на предприятиях, в учреждениях и организациях:
- командно-штабные учения или штабные тренировки с органами управления объекта один раз в год и продолжительностью до одних суток по теме "Перевод системы ГО объекта с мирного на военное время";
- тактико-специальные учения продолжительностью до 8 часов проводятся с формированиями один раз в три года, с формированиями повышенной готовности - один раз в год;
-комплексные учения продолжительностью до 2-х суток проводятся один раз в три года на предприятиях, в учреждениях и организациях, имеющих численность работников более 300 человек, и в лечебно-профилактических учреждениях, имеющих более 600 коек. В других организациях один раз в три года проводятся тренировки продолжительностью до 8 часов;
-объектовые тренировки - не менее 2-х в год;
-тренировки с учащимися общеобразовательных учреждений и учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования проводятся ежегодно. В общеобразовательных учебных заведениях ежегодные объектовые тренировки проводятся как "День защиты детей".
Главными целями учений ставить: совершенствование практических навыков руководителей (начальников) органов управления в организации применения сил и средств, взаимодействия, всестороннего обеспечения и устойчивого управления подчиненными силами и средствами в условиях ограниченного времени, а также проверку реальности действующих планов и состояние привлекаемых сил и средств.
При планировании и проведении учений исключить формальный подход к привлечению подразделений обозначения. Еще на стадии планирования тематика, место и время проведения учений должны взаимоувязываться с параметрами предстоящего учения (тренировки).
Замысел и порядок проведения учений и тренировок до обучаемых не доводятся. Тактическое задание и исходная обстановка до обучаемых доводится за пять дней до начала учения (тренировки).
На проводимых мероприятиях оперативной подготовки представлять обучаемым самостоятельность и инициативу в решении поставленных задач. Оценку обстановки и выработку решений осуществлять на основе оперативных расчетов с обязательным использованием автоматизированных систем управления, ЭВМ, моделей и методик решения оперативных задач. Документы учений и тренировок разрабатывать в соответствии с методическими рекомендациями МЧС России по подготовке и проведению командно-штабных учений в системе МЧС России (изд. МЧС России, 2002 г.).
III. Новый учебный год начать 4 января 2003 года; летний период обучения - 1 июля 2003 года. Подготовительные периоды - июнь, декабрь.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.