2. Отметить неисполнение управлением автомобильных дорог п. 3 Постановления областного Собрания депутатов от 24.04.97 г. N 879-пс в части предоставления расшифровки расходной части бюджета территориального дорожного фонда на 1997 год и предложить исполнить данное поручение к 27 мая с. г.
3. Пункт 5.8. Порядка образования и использования территориального дорожного фонда (утвержден постановлением областного Собрания депутатов от 8.06.95 г. N 145-пс) дополнить следующим абзацем:
"- контроль и учет поступающих платежей в территориальный дорожный фонд."
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.
Председатель Липецкого областного Собрания депутатов |
О.П.Королев |
Отчет
об использовании средств территориального дорожного фонда, выделяемых
на развитие дорожного хозяйства Липецкой области в 1996 году
(утв. постановлением Липецкого областного Собрания депутатов
от 20 мая 1997 г. N 961-пс)
1. Формирование и использование ТДФ
Управление автомобильных дорог администрации Липецкой области является органом, уполномоченным администрацией Липецкой области управлять закрепленными за ним территориальными дорогами общего пользования, средствами дорожного фонда, выделенными на развитие дорожного хозяйства области. Управление автодорог размещает и сопровождает заказы на работы по содержанию, ремонт) строительству и реконструкции дорог и мостов между подрядными организациями Липецкой области.
Успешная работа отрасли и выполнение программы "Дороги России" во многом зависит от стабильного и достаточного финансирования автомобильных дорог. Вместе с тем, в 1996 году объем выделенных средств для дорожного хозяйства остался практически на уровне 1995 года в сопоставимых ценах, или 54% от потребного минимального объема.
В 1996 году формирование и исполнение бюджетов территориального дорожного фонда Липецкой области строилось в соответствии с Законом РФ "О дорожных фондах в Российской Федерации", программой "Дороги России", постановлением Липецкого областного Собрания "О порядке образования и использования территориального дорожного фонда Липецкой области", Законом Липецкой области "Об областном бюджете на 1996 год" (приложение N 1 и 2). Дополнительных ассигнований из бюджета в 1996 году не предусматривалось.
Для поддержания существующей сети территориальных дорог общего пользования в надлежащем техническом состоянии, с учетом обеспечения безопасности дорожного движения, управление автомобильных дорог произвело расчет Минимума необходимых средств в соответствии с действующими нормативами на 1996 год в сумме 570 млрд. рублей. Этот проект на этапе согласования с управлением финансов области был отклонен, и областным Собранием был утвержден бюджет территориального дорожного фонда на дорожную деятельность в сумме 255 млрд. рублей, а в октябре 1996 года был утвержден бюджет с расходной частью 480 млрд. рублей, в том числе на дорожную деятельность - 310 млрд. рублей. Дорожными организациями области были приняты все меры к освоению выделенных средств. Выполнение но итогам 1996 года составило 343,2 млрд. рублей, или 110,7%, в том числе по статьям:
- содержание дорог и сооружений - 94,0 млрд. рублей на них при плане 94,0 млрд. рублей, или 100%
- ремонт автодорог и сооружений - 177,8 млрд. рублей на них при плане 160 млрд. рублей, или 111,1%
- строительство и реконструкция - 54,1 млрд. рублей автодорог при плане 43,0 млрд. рублей, или 125,9%
- строительство федеральных - 11,5 млрд. рублей автодорог при плане 6,0 млрд. рублей, или 192%
- приобретение техники - 3,2 млрд. рублей при плане 4,0 млрд. рублей, или 80%
- территориальные расходы - 2,5 млрд. рублей при плане 3,0 млрд. рублей, или 83%
Поступления средств из территориального дорожного фонда с учетом переходящего остатка с 1995 года по управлению автомобильных дорог за 1996 год составили 291,0 млрд. рублей, или 94% к запланированному объему и 86% к выполненному объему. Задолженность перед подрядными организациями на 1.01.97 г. составляет 52233,2 млн. рублей, в т.ч. по подрядчикам:
1. АООТ "Липецкавтодор" - содержание - ремонт Итого: 2. АО Липецкое ДСП-1 3. АО "Дорожник" г. Елец 4. АО "Елецспецстрой" 5. ДПМК "Сырская" 6. АО "Мостотряд-126" 7. АО "Дорстрой-1" 8. АО "Спецстрой" 9. УГС г. Липецка 10. АО "Дорожник" г. Грязи 11. Прочие подрядчики |
- 4242 - 6883 - 11125 - 14307,8 - 7961,1 - 3567,3 - 3767,9 - 1980,1 - 1507,1 - 1328,8 - 1031,3 - 1272,5 - 4384,3 |
Кроме реальных средств, для погашения задолженности управлением автомобильных дорог были использованы взаимозачеты, которые составили 118 млрд. рублей.
2. Объемы работ по строительству и реконструкции
В условиях ограниченных финансовых ресурсов в 1996 году и продолжающегося роста цен управлением автомобильных дорог были приняты меры по сокращению числа строящихся объектов и ограничению числа вновь начинаемых строек, что позволило сконцентрировать финансовые ресурсы на главных, наиболее важных, направлениях на финансирование работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Наиболее эффективным способом повышения качества дорожных работ, снижения их стоимости и стимулирования научно-технического прогресса является создание конкуренции на рынке дорожных работ за счет внедрения конкурсной системы присуждения подряда.
Используя нормативную базу по организации этой работы, разработанную Федеральным Дорожным Департаментом, управлением автомобильных дорог разработано "Положение о торгах подряда" и проведены торга на один вновь, начинаемый объект - строительство автодороги "2-й мостовой переход -транспортная развязка Орел - Тамбов II очередь". В торгах приняло участие четыре претендента, и победителем стало АО "Дорстрой-1", предложившее минимальную цену выполнения работ.
По строительству и реконструкции автомобильных дорог освоено 54133,3 млн. рублей против плана 43000 млн. рублей - 125,9% (Приложение N 4). Ввод в действие (Приложение N 3) составило 20,57 км. Введена в эксплуатацию I очередь автодороги "Скорняково - Гагарине - Докторово" протяженностью 12,15 км, автодорога "ст. Хворостянка - Козельки", мостовой переход через р. Тальчик в с. Талица. Усиленными темпами строились мосты через р. Ельчик на автодорогах "Елец - Красное" и "Елец - Плоское". Перевыполнены намеченные объемы работ по автодорогам "транспортная развязка - молзавод", "2-й мостовой переход - транспортная развязка Орел - Тамбов" (I и II очередь ул. Катукова), в стадии завершения работы по автодороге "Скорняково - Тростяное - Калинино".
2.1. Качество дорожных работ
Парк дорожных машин подрядных организаций плохо увязан с технологическими европейскими стандартами дорожных работ. Отсутствие экспресс-методов контроля за технологическими процессами часто приводит к их нарушениям, снижению долговечности дорожных конструкций. Причинами снижения долговечности дорожных покрытий I являются недоуплотнение земляного полотна, основания и покрытия, использование дорожно-строительных материалов, не соответствующих ГОСТу, несоблюдение технологии устройства земляного полотна и дорожной одежды.
Низкое качество дорожных работ обусловлено применением устаревших технологий, несовременной техники, низкой технологической дисциплиной непосредственных исполнителей, отсутствием современных методов и средств контроля. Улучшение строительных технологий и качества работ могло бы привести к увеличению срока службы дорожных покрытий в среднем на 5-6 лет.
Для повышения качества работ в дорожных организациях создана система управления качеством дорожной продукции, одним из элементов которой является контроль качества производства дорожных работ.
Еженедельно по графику сотрудники управления выезжают на строящиеся объекты с контрольными проверками. Проверяется соответствие строящейся автомобильной дороги проектно-сметной документации, требованиям строительных норм и правил производства работ, обеспечение безопасности транспортных средств и пешеходов, качество выполненных работ. Берутся пробы дорожно-строительных материалов, асфальтобетона для испытания в лабораторных условиях на соответствие государственным стандартам. По результатам испытаний материалов и выезда на место строительства составляется акт контрольной проверки качества.
3. Объемы работ по ремонту и содержанию
Расходы на содержание и ремонт действующей сети территориальных дорог предусматривали выполнение целого ряда неотложных ремонтных работ, включая ремонт аварийных мостов, повышение качества эксплуатации дорог, уровня их обустройства с целью обеспечения безопасности движения по дорогам.
Бюджетом предусматривалось выделение на статью "Ремонт автодорог и сооружений на них" в 1996 году 160 млрд. руб., освоено - 172,8 млрд. руб.
В 1996 году произошло значительное увеличение объемов работ по ремонту по сравнению с 1995 годом:
в км
1995 год | 1996 год | |
Всего | 323 | 414,7 |
в т.ч. асфальтобетонное покрытие |
110,7 | 105,7 |
поверхностная обработка | 187 | 288 |
щебень | 25,2 | 21 |
В процессе эксплуатации автомобильные дороги утрачивают свои физические и технические качества, что ведет к снижению транспортно-эксплуатационных характеристик дороги. Для восстановления утерянных в результате износа технических и физических свойств автомобильные дороги ремонтируются. В 1996 году при производстве ремонтных работ на территориальных автодорогах средства, пошедшие на уменьшение износа, составили 78,4 млрд. рублей, а износ автодорог - 173,5 млрд. рублей. Таким образом, только за один год недостаток средств на покрытие износа составил 95,1 млрд. рублей.
Анализ ситуации с ремонтом автодорог в области за 1992-1996 г.г. показал, что хроническое недостаточное обеспечение финансами для этих целей привело к недоремонту автодорог в количестве свыше 1200 км, что составляет 23% от общей протяженности сети территориальных дорог. Это подтверждается данными обследования специальной диагностической машиной. Если такая ситуация с выделением финансов для ремонта дорог не изменится, то сохранить от разрушения дорожную сеть области вряд ли удастся. И для восстановления потребуется неизмеримо больше средств, чем на ремонт.
Содержание дорог осуществляется в течение всего года и представляет собой комплекс профилактических работ по уходу за дорогой, дорожными сооружениями и полосой отвода, элементами обустройства дорог, организации и безопасности движения, а также устранение незначительных деформаций и повреждений конструктивных элементов дороги и дорожных сооружений, в результате которых поддерживается транспортно-эксплуатационное состояние дороги и дорожных сооружений.
В связи с ограниченностью ТДФ на содержание автодорог при потребности в 166 млрд. руб. выделено 94 млрд. рублей, освоено - 94,01 млрд. рублей. Стоимость содержания 1 км автодорог - 17,39 млн. рублей (в 1995 году - 17,94 млн. рублей).
Общая протяженность сети дорог общего пользования по области на 1.01.97 г. составляет 5794 км, из них:
- на балансе управления автомобильных дорог 5602 км
в том числе
- территориальные дороги 5404 км
- федеральные 198 км
- удельный вес дорог с твердым покрытием 76%
- протяженность дорог I кат. 24 км
II кат. 94 км
III кат. 966 км
- площадь территории 24,1 тыс. кв. км
- населения 1246 тыс. чел.
- количество районов 18
- соединено дорогами с а/б покрытием 18
- наличие сельских населенных пунктов 1608 ед.
- из них соединено дорогами с а\б покрытием 875 км
плотность дорог общего пользования
на 1000 кв. км территории 240 км
- плотность дорог с твердым покрытием
на 1000 кв. км 208 км
За истекший период 1996 г. сеть территориальных дорог общего пользования увеличилась на 1124 км за счет проведенной работы по приемке внутрихозяйственных дорог в сеть автомобильных дорог общего пользования и составила 5404 км, в том числе по типам покрытия: а/бетон - 4068,545 км, щебень - 284,945 км, черный щебень - 277,366 км, грунт - 773,15 км. Работы по содержанию и по ремонту проводились филиалами ОАО "Липецкавтодор", с которым заключен долгосрочный договор (справка о выполнении объемов работ по ремонту автодорог филиалами ОАО "Липецкавтодор" и распределение этих объемов по районам прилагается).
В связи с ограниченностью средств территориального дорожного фонда для расчетов за содержание дорог использовались пониженные усредненные нормативы в ценах 1991 года, а именно:
- на содержание 1 км автодорог I-III технической категории - 8,8 тыс. руб. (полный норматив),
- на содержание 1 км автодорог IV технической категории - 4,06 тыс. руб. (59% от полного норматива),
- на содержание бывших внутрихозяйственных дорог - 2,4 тыс. руб. (38% от полного норматива);
- на содержание грунтовых дорог - 0,6 тыс. руб. (25,3% от полного норматива).
Управлением автомобильных дорог систематически проводятся обследования уровня содержания территориальной сети дорог.
Проведенные обследования выявили на момент проверки неудовлетворительный уровень содержания ряда дорог, обслуживаемых филиалами Сырским, Чанлыгинским, Становлянским.
В 1997 году указанная работа по обследованию уровня содержания дорог будет продолжена. Намечается обследовать практически всю сеть автомобильных дорог области. В настоящее время разработаны инструкции по оценке качества содержания и ремонта, а также разрабатываются экономические санкции за необеспечение требуемого уровня содержания.
3.1 Состояние дорожной сети
Протяженность территориальных автомобильных дорог общего пользования Липецкой области составляет 5404 км, из них 4630 км с твердым покрытием.
Протяженность территориальных автомобильных дорог общего пользования возросла на 2044 км, соответственно: в 1995 г. на 920 км, а в 1996 г. на 1124 км.
Техническое состояние бывших внутрихозяйственных дорог, переведенных в сеть дорог общего пользования, а также состояние ранее существующей сети автомобильных дорог вызывает особую тревогу.
Так, в период с ноября 1994 г. по апрель 1995 г. комиссия, назначенная распоряжением N 813-р от 11.10.94 г., осуществила перевод 920 км ведомственных автомобильных дорог в сеть территориальных автомобильных дорог общего пользования.
А в 1996 г. на основании постановления главы администрации Липецкой области N 128 от 25.03.95 г. было принято на баланс управления автомобильных дорог еще 1124 км ведомственных автомобильных дорог, в том числе 180 км. Дорог с а\б покрытием, 193 км с покрытием из щебня, 9 км с покрытием из щебня, обработанного битумом, 742 км грунтовых дорог.
В сеть дорог общего пользования приняты автодороги с твердым покрытием в количестве 1302 км, 620 км из которых требуют ремонта и доведения их до нормативов дорог общего пользования. Общие затраты ориентировочно составят около 970 млрд. руб.
Высокая стоимость ремонта ведомственных автодорог объясняется тем, что строительство осуществлялось по нормативам сельских автодорог, отсутствием службы эксплуатации сельских автодорог, а кроме того, производство работ осуществлялось с низким качеством - использование щебенистых местных материалов в основании дорожных одежд, не отвечающих требованиям нормативных документов.
Обобщенные материалы обследованных ведомственных автодорог показывают, в основном, одни и те же дефекты:
- Земляное полотно на 0,5-1,5 м уже нормативного, откосы зем. полотна, обочины не спланированы и имеют уклоны, не соответствующие тех. условиям. В значительной части имеются просадки, особенно перед искусственными сооружениями. Радиусы вертикальных и горизонтальных кривых не выдержаны во всех случаях проверки. Земляное полотно все заросло травой и сорняками и имеет неприглядный вид.
- Искусственные сооружения в целом построены по проектам. Однако значительная часть ж/б труб не соответствует проектам по размерам (длине и диаметру). Значительная часть труб имеет разрушенные оголовки, не заделанные стыки между звеньями, не очищенные от грунта трубы и русла у них, отсутствуют и различные укрепления на подходах.
Все осмотренные мосты имеют следующие недостатки: отсутствуют переходные плиты, из-за чего плохое сопряжение моста с подходами, размыты и не укреплены конуса, отсутствуют укрепления на подходах.
- Дорожная одежда имеет следующие недостатки: высокая ямочность, не выдержаны продольные и поперечные уклоны, ширина проезжей части в основном 5-5,7 м, что недостаточно по нормативам, имеется в значительной степени разрушение кромки и трещинообразование.
Выборочные проверки дорожной одежды показывают, что толщина покрытия на 1-2 см меньше требующейся, основание сделано зачастую из местных щебеночных материалов низкой прочности и не подверженных первичной обработке (дроблению) с повышенным содержанием глинистых частиц.
- Обустройство ведомственных дорог в основном отсутствует или имеется в запущенном, неприглядном состоянии.
Состояние областных дорог Липецк - Грязи - Песковатка, Липецк - Данков, Липецк - Мичуринск не соответствует современным требованиям, не обеспечивает реализацию транспортно-эксплуатационных показателей современных автомобилей. Эти дороги требуют реконструкции с переустройством параметров плана и продольного профиля, усиления дорожных одежд, улучшения ровности и коэффициента сцепления.
Приведенные данные говорят о неблагополучном состоянии территориальной сети дорог по различным транспортно-эксплуатационным характеристикам. В итоге проведенных в 1996 г. работ установлено, что 1850 км дорог нуждаются в ремонте, что составляет 34% от общей протяженности сети.
Создавшаяся ситуация усугубляется постоянным ростом интенсивности движения и нагрузок на дорожные покрытия, что обусловлено быстрым ростом в области числа транспортных средств.
Принятые в 1996 году меры по улучшению транспортно-эксплуатационного состояния дорог позволили несколько улучшить ситуацию, однако недостаток финансовых ресурсов не позволил коренным образом улучшить состояние дорог.
Для того чтобы привести сеть в состояние, отвечающее нормативным требованиям, необходимо согласно перспективной схеме развития автомобильных дорог Липецкой области, разработанной воронежским филиалом "Гипродор-НИИ" в 1994 году, производить следующие затраты ежегодно до 2014 года.
На строительство и реконструкцию а\дорог - не менее 298 млрд. руб.
на ремонт и содержание - 419,5 млрд. руб.
Всего в действующих ценах ежегодно - 717,5 млрд. руб.
3.2. Безопасность дорожного движения
Из общего количества ДТП 11,9% происходят по причинам неудовлетворительных дорожных условий. Основными Причинами возникновения ДТП по причине дорожных условий являются: скользкость покрытия, недостаточная освещенность проезжей части, неровное покрытие.
Большое количество аварий происходит на пересечениях в одном уровне. Велико количество ДТП в населенных пунктах, особенно в темное время суток, из-за недостаточной освещенности. Рост интенсивности движения на автомобильных дорогах будет усугублять это положение. Реализуя утвержденную программу безопасности дорожного движения, которая в условиях ограниченных финансовых ресурсов ориентирована на ликвидацию очагов аварийности, в 1996 году управление выполнило значительные объемы работ по улучшению безопасности автомобильных дорог.
За 1996 год произведена поверхностная обработка 288 км автодорог, уложено асфальтобетонное покрытие - 105,7 км, смешение - 11,9 км, щебень - 9,1 км, всего- 414,7 км.
Подготовлено 9,4 км тротуаров, остановочных площадок - 11 шт., установлено автопавильонов - 7 шт., удерживающих ограждений - 5,74 км, около 2772 дорожных знаков и 1571 сигнальных столбиков.
Проведенная работа в определенной мере способствовала повышению безопасности дорожного движения и снижению количества ДТП. Кроме того, в 1996 году из территориального дорожного фонда на работы по ремонту автомобильных дорог, как наиболее эффективно влияющие на обеспечение условий безопасности движения, было израсходовано 9,9 млрд. рублей от общего объема средств на ремонт и содержание.
Количество ДТП на дорогах области (кроме городским за 1996 год сократилось на 11,8% (с 805 до 712 в 1996 году), при этом количество погибших увеличилось на 5,4% (со 186 до 196 человек в 1996 году).
В том числе из-за дорожных условий зарегистрировано 41 ДТП против 46 в 1995 году (-10,8%). Количество погибших из-за дорожных условий сократилось к уровню 1995 года на 7,7% (12 человек против 13 человек в 1995 году). Количество раненых увеличилось на 23,4% (58 человек против 47 человек в 1995 году).
Зарегистрированные ДТП свидетельствуют о имеющихся недостатках и упущениях в организации работы по обеспечению безопасности дорожного движения. Руководители некоторых филиалов ОАО "Липецкавтодор" не принимают мер к выполнению предписаний ГАИ УВД по этим вопросам. Так, в Чаплыгинском филиале выполнено только 12,5% мероприятий, в Становлянском - 25%, Сырском - около 30%. Должностные лица, допустившие упущения в работе по обеспечению дорожного движения, привлечены к административной ответственности.
Для коренного изменения ситуации требуется принятие более радикальных и дорогостоящих мер, выделения ежегодно до 49 млрд. рублей на мероприятия по безопасности движения. При этих условиях до 2000 года нужно будет соорудить и установить следующие сооружения и оборудование, повышающие безопасность движения:
1. Площадки для установки подвижного состава - 158 шт.
2. Съезды с твердым покрытием с основной дороги - 2876 шт.
3. Тротуары - 390 км
4. Автобусные остановки - 921 шт.
5. Переходно-скоростные полосы - 29 шт.
6. Укрепленные обочины - 1342,2 км
7. Ограждения барьерного типа - 80,4 км
8. Сигнальные столбики - 14670 шт.
9. Повышенный колесоотбойный брус на искусственных - 10716,2 п.м
10. Проезжая часть с дорожной разметкой - 17864,5 км
11. Дорожные знаки и указатели - 17134 шт.
12. Дороги с наружным освещением в населенных пунктах
и пересечениях - 1059,5 км
3.3. Качество дорожных работ по содержанию
ремонту автомобильных дорог
1. Разработаны и утверждены "Нормативные требования к качеству содержания и ремонта автомобильных дорог общего пользования Липецкой области".
2. Выборочный контроль на основе разработанных требований.
3. Совместные поездки с работниками ГАИ и РТИ (весенние, осенние, зимние) для определения уровня содержания дорог и безопасности движения.
4. Проведен конкурс на лучшее содержание автодорог.
Справка
выполнения объемов работ по ремонту за 1996 год по районам
Липецкой области (Территориальные дороги)
N п\п | Наименование районов |
Виды ремонта | Итого | ||||
а/б | п/о | щеб. | ч/ш | км | млн. руб. | ||
1. | Лев-Толстовский | 9,664 | 12,7 | 3,0 | - | 25,364 | 9137,1 |
2. | Добровский | 4,333 | 20,3 | - | - | 24,633 | 7464,3 |
3. | Чаплыгинский | 1,2 | - | - | 1.2 | 767,9 | |
4. | Усманский | 10,24 | 21,0 | - | - | 31,24 | 10214,9 |
5. | Воловский | 6,545 | 2,281 | - | - | 8,826 | 5632,5 |
6. | Елецкий | 5,2 | 9,5 | 6,0 | 20,7 | 6586,6 | |
7 | Задонский | 11,06 | - | 1,6 | - | 12,66 | 17498,0 |
6. | Грязинский | 2,0 | 8,7 | - | 10,7 | 5572,7 | |
9. | Добринский | 7,4 | 24,2 | - | 1,7 | 33,3 | 16976,8 |
16. | Хлевенский | - | 11,1 | - | - | 11,1 | 1649,4 |
11. | Долгоруковский | 0,55 | 27,7 | - | - | 28,25 | 4774,6 |
12. | Становлянский | 7,0 | - | - | - | 7,0 | 3801,0 |
13. | Тербунский | 4,0 | 50,7 | - | - | 54,7 | 12957,4 |
14. | Данковский | 11,0 | 56,15 | - | - | 67,15 | 15176,0 |
15. | Краснинский | 7,45 | 14,9 | 2,0 | - | 24,35 | 7131,7 |
16. | Измалковский | 3,95 | 6,0 | 0,7 | 4,2 | 14,85 | 8157,9 |
17. | Липецкий | 11,6 | 20,15 | - | - | 31,75 | 11886,5 |
18. | Лебедянский | 2,5 | 2,6 | 1,863 | - | 6,963 | 3098,9 |
Итого: | 105,69 | 287,98 | 9,16 | 11,9 | 414,73 | 148484,2 |
4. Состояние автодорожных мостов
В настоящее время на дорогах общего пользования Липецкой области находятся в эксплуатации 205 мостов и путепроводов, в том числе на федеральных дорогах 18 мостов общей протяженностью 1594 п. м и на территориальных дорогах 187 мостов, имеющих протяженность 9471,98 п.м. Сведения о наличии мостов приведены в приложении.
Срок службы этих сооружений колеблется от 1 года до 90 лет. Если оценить срок эксплуатации в процентном отношении, то это будет выглядеть следующим образом:
- срок эксплуатации до 10 лет - 23%;
- срок эксплуатации от 10 до 20 лет - 50%;
- срок эксплуатации от 20 до 30 лет - 19%;
- срок эксплуатации от 30 до 90 лет - 8%.
Из этого можно сделать вывод, что средний срок службы мостовых сооружений составляет 18 лет.
По результатам обследования мостов, проведенным в 1994 - 95 г.г. выявлено, что на федеральных дорогах 17% мостов (или 15,35 м) имеют хорошее состояние, 78% (или 1422,85 м) - удовлетворительное и 5% (или 16,8 м) - неудовлетворительное. На территориальных дорогах 4% (или 390,45 м, имеют хорошее состояние, имеют удовлетворительное состояние 75% (или 7599,99 м), 16% (или 924,86 м) - неудовлетворительное состояние и 5% (или 92,7 м) - аварийное Подробные сведения о состоянии мостов приведены в табл. 1 и 2.
Таблица 1
Техническое состояние мостов и путепроводов
на федеральных дорогах на 1.01.97 года
Всего, м п/шт. |
Железобетонные, м п/шт. |
Металлические, м п/шт. |
Деревянные, м п/шт. |
|
Всего на федеральных дорогах |
1591:18 | 998:15 | 593:3 | - |
Техническое состояние | ||||
Хорошее (4 балла) | 150,35:3 | 150,35:3 | - | - |
Удовлетворительное (3 балла) |
1422,85:14 | 830,85:11 | 593:3 | - |
Неудовлетворительное (2 балла) |
16,8:1 | 16,8:1 | - | - |
Таблица 2
Техническое состояние мостов и путепроводов
на территориальных дорогах на 1.01.97 года
Всего, м п/шт. |
Железобетонные, м п/шт. |
Металлические м п/шт |
Деревянные, м п/шт. |
Каменные, м п/шт. |
|
Всего на федеральных дорогах |
9208:187 | 7712:158 | 1352:23 | 120:5 | 23,9:1 |
Техническое состояние | |||||
Хорошее (4 балла) | 390,45:7 | 390,45:7 | - | - | - |
Удовлетворительное (3 балла) |
7599,99:141 | 6634,38:128 | 965,61:13 | - | - |
Неудовлетворительное (2 балла) |
924,86:29 | 564,87.18 | 216,09:5 | 120:5 | 23,9:1 |
Аварийные | 292,7:10 | 122,4:5 | 170,3:5 | - | - |
Приведенные данные говорят о неблагополучном состоянии мостов и путепроводов. Решение этой проблемы осложняется тем, что ежегодно из-за нехватки средств происходит недоремонт мостов и содержание мостов выполняется на низком уровне с нарушением требований норм, что приводит к росту количества мостов, имеющих неудовлетворительное и аварийное состояние.
В Липецкой области содержанием мостов и путепроводов занимаются подразделения ОАО "Липецкавтодор". В большинстве этих организаций содержание мостовых сооружений ограничивается эпизодически выполняемыми простейшими ремонтными работами на мостовом полотне, что сопряжено с преждевременным износом сооружений и возникновением аварийных ситуаций. Это объясняется тем, что порожные организации не в состоянии заниматься содержавшем из-за отсутствия специалистов и технических средств, а единственное специализированное подразделение СО "Мост" не в состоянии охватить содержание всех сооружений. В мостовой практике установлено правило, что на всех этапах существования мостового сооружения оно должно находиться под пристальным вниманием только специалистов-профессионалов. Отступление от этого правила приводит к постоянному накоплению дефектов и повреждений и снижению эксплуатационной надежности мостов и путепроводов.
Кроме того, при обследовании выявлены мосты, построенные без разработки проектно-сметной документации и конструкций, которые ни по каким параметрам не соответствуют мостовым. Оценка грузоподъемности мостового сооружения зависит от своевременного обнаружения дефектов и повреждений. В мостовых конструкциях, как и в любых строительных конструкциях, имеются дефекты, которые можно выявить визуально, и скрытые дефекты. Влияние скрытых дефектов на грузоподъемность моста можно определить только проведя его испытание на действие статической и динамической нагрузок. Однако для мостов, построенных не специалистами из конструкций, не поддающихся техническому описанию, невозможно определить испытательную нагрузку и определить их фактическую грузоподъемность. Кроме того, на них не проводятся работы по содержанию, и по их внешнему виду можно сделать заключение, что эти работы никогда не проводились со времени их постройки. По этим сооружениям провозятся грузы, и порой тяжеловесные, без каких-либо согласований, проходят маршруты пассажирских перевозок. Но эксплуатация этих сооружений является очень опасной и может привести к авариям. Их необходимо перестраивать с применением типовых конструкций. Таких мостов на сети автодорог Липецкой области насчитывается 12 шт. (или 265 п.м), из которых 4 моста (или 35,7 п.м) имеют оценку технического состояния "удовлетворительное", 2 моста (или 21,0 п.м) - "неудовлетворительное" и 8 мостов (или 208,3 п.м) считаются аварийными.
4.1. Объемы работ по строительству
и реконструкции мостов и путепроводов
В условиях ограниченных финансовых ресурсов в 1996 году работы велись на семи объектах, при этом особое внимание было уделено строительству и замене аварийных мостов, техническое состояние которых создавало угрозу безопасному пропуску по ним современных тяжеловесных транспортных средств. Данные о выполнении годового задания по строительству и реконструкции мостов и путепроводов приведены 3 и 4.
Таблица 3
Выполнение по строительству и реконструкции автодорог
и сооружений на них по состоянию на 1.01.97 г.
тыс. руб.
N п\п |
Наименование объекта | Мощность, п.м. |
Выделено средств на год |
Выполнено на 1.01.97 г. |
Оплачено на 1.01.97 г. |
1. | А\д "Елец-Красное" м.п. ч\р Ельчик |
245,5 | 6 100 000 | 6 041 153,3 | 5 172 565 |
2. | А\д "Елец-Плоское" м.п. ч\р Ельчик |
24 | 4 400 000 | 4 334 347,6 | 3 911 371,4 |
3. | А\д "Липецк-Грязи" путепровод через ж.д. |
75 | 700 000 | 698 646,7 | 334 |
4. | А\д "Подворки" а\д "Липецк-Грязи-Коробовка" ч\р Байгора |
65 | 700 000 | 500 280,25 | 311 642,75 |
5. | А\д "Елец-Красное" м.п. ч\р Тальчик |
420 | 900 000 | 966 920,7 | 900 000 |
6. | А\д "Буховое-прим. к а\д "Доброе-Чеплягин" м.п. ч\р ст. Ряса |
110 | 1 200 000 | 1 340 199,5 | 1 101 600 |
7. | А\д "Елец-Красное" м.п. ч\р Пальна |
800 | 1 800 000 | 2 348 380,7 | 1 675 700 |
Итого: | 1739,5 | 15 800 000 | 16229928,75 | 13073213,15 |
Таблица 4
Объемы по строительству и реконструкции мостов
и путепроводов в 1996 году
N п\п |
Наименование работ | Ед. изм. | План | Отчет |
Федеральные дороги | ||||
1. | Строительство и реконструкция |
п.м | - | - |
2. | Строительство | п.м | - | - |
3. | Замена аварийных мостов | п.м | - | - |
Территориальные дороги | ||||
4. | Строительство и реконструкция |
п.м | 1739,7 | переход. |
в т.ч. замена аварийных мостов |
п.м | 1395,0 | переход. | |
Итого по п.п. 1-4 | 1739,7 |
Как видно из приведенной выше таблицы, годовой объем работ выполнен. При этом следует отметить, что из выполненного объема работ оплачено только 80%. Долг перед подрядчиками составляет 11,5 млрд. рублей. Выделенных на год средств не хватило на завершение строительства, и все строящиеся объекты отнесены в разряд переходящих на 1997 год. Ограниченность финансовых ресурсов не позволила включить в план строительства ряд важных объектов, таких, как обход г. Чаплыгина, в составе которого 3 моста и путепровод. Строительство этих сооружении продиктовано резко возросшей интенсивностью движения.
4.2. Ремонт и содержание автодорожных мостов
Основная задача мостовой службы - обеспечение бесперебойного, безопасного пропуска нагрузки по мостовым сооружениям, решения в условиях эффективного использования на базе современных достижений научно-технического прогресса.
За 1996 год на сети дорог общего пользования Липецкой области отремонтировано 140 п.м мостов, в том числе 27,65 п.м на федеральных дорогах и 112,35 п.м - на территориальных дорогах.
Наиболее опасными грузонапряженными направлениями на территории области являются: Липецк- Данков, Липецк-Чаплыгин, Липецк-Грязи, Липецк-Усмань. В 1996 году планировались работы по уширению мостов на автодороге Липецк-Чаплыгин, но из-за отсутствия финансовых средств работы перенесены на 1997 год.
5. Техническая политика и научные исследования
В соответствии с утвержденным планом важнейших научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) в области дорожно-транспортного комплекса в 1996 году управлением автодорог проводились исследования по самым различным направлениям.
Приоритетными были исследования по обновлению правовой и нормативной базы, совершенствование управления В экономики, обеспечению безопасности дорожного движения и экологической безопасности, технологические исследования по разработке новых материалов, дорожной техники и прогрессивных технологий.
Важнейшее место в работе уделялось внедрению новых технологий и материалов в практику строительства, ремонта и содержания дорог. В частности, при строительстве а/дороги "Скорняково-Гагарине-Докторово" применялась стабилизация грунтов земполотна сульфинирован. маслами типа "Статус", проводилась работа по ориентации подрядных организаций на применение в асфальтобетоне полимерно-битумного вяжущего.
К проблемам дорожной отрасли области, требующим решения в первоочередном порядке относятся:
1. Строительство обхода в г. Чаплыгине, реконструкция а/д Липецк - Грязи, реконструкция а/д Липецк-Мичуринск с обходом сел Введенка, Ильино и др. Выполнение работ, связанных с повышением безопасности движения:
- таких, как реконструкция и ремонт мостов, построенных 30 и более лет назад, устройство повышенного колесо-отбойного бруса на мостах и путепроводах, реконструкция и ремонт бывших внутрихозяйственных а/дорог, переведенных в дороги общего пользования с доведением их до требуемых нормативов, устройство пешеходных дорожек и тротуаров в населенных пунктах.
2. Несоответствие фактической финансовой возможности области требованиям существующих нормативных документов на проектирование,
строительство и содержание автодорог в части
- несоответствия фактических нагрузок на покрытие нормативным значениям;
- несоответствия существующих параметров дорог и мостов все увеличивающейся интенсивности движения;
- опережающих требований к безопасности движения по отношению к финансовым возможностям области.
3. Без своевременного развития сети дорог и без увеличения их пропускной способности через несколько лет потери производителей и пользователей дорог от этого фактора возрастут многократно.
4. Модернизация технических связей в отрасли в связи с необходимостью обеспечения автоматизированного учета и регулирования движения, оперативного управления производством работ, содержание дорог (особенно в зимний период).
В 1997 году предстоит выполнить поставленную задачу областным Собранием и администрацией области - освоить 329 млрд. рублей, выделенных на дорожную отрасль. Мощности подрядных организаций таковы, что способны обеспечить выполнение объемов работ, в значительной мере превышающие выделенные средства. Поэтому выполнение плана дорожных работ в 1997 году будет находиться в прямой зависимости от поступления налогов в дорожный фонд.
Начальник управления
автомобильных дорог |
Б.А.Бондарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Липецкого областного Собрания депутатов от 20 мая 1997 г. N 961-пс "Об исполнении бюджета территориального дорожного фонда за 1996 год"
Текст постановления официально опубликован не был