2. Направить вышеназванное Положение Главе администрации города Гулевскому М.В. для подписания и официального опубликования.
Председатель Липецкого городского Совета депутатов |
В.И.Синюц |
Положение
о порядке списания основных средств, находящихся в муниципальной
собственности г. Липецка
(утв. решением Липецкого городского Совета депутатов
от 16 сентября 2003 г. N 385)
1. Вводная часть
1.1. Настоящее Положение разработано с целью установления единого порядка списания основных средств (далее ОС), являющихся муниципальной собственностью и находящихся на праве хозяйственного ведения муниципальных унитарных предприятий (далее - МУП), на праве оперативного управления муниципальных учреждений (далее - МУ) и юридических лиц системы городского самоуправления (городской Совет депутатов, администрация города).
2. Общие положения
2.1. "Списание" - заключительная хозяйственная операция при использовании основных средств, включающая в себя следующие мероприятия:
- определение технического состояния каждой единицы ОС; оформление необходимой документации; выбраковка и оприходование возможных возвратных материальных ценностей, сортировка и утилизация вторичного сырья; списание с балансового (забалансового) учета в МУП, МУ, организациях, использующих муниципальное имущество на основании договоров, юридических лиц системы городского самоуправления.
2.2. Мероприятия по списанию ОС, находящихся в хозяйственном ведении МУП или в оперативном управлении МУ, производятся МУП и МУ соответственно.
2.3. Списание литературы библиотечного фонда производится на основании требований "Инструкции об учете библиотечного фонда", при отсутствии в организации "библиотечного фонда" литература списывается в соответствии с требованиями пункта 2.5 настоящего Положения.
2.4. К основным средствам организаций (кроме бюджетных) относится имущество, используемое в качестве средств труда при производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, либо для управленческих нужд организаций в течение длительного времени, т. е. срока полезного использования свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он не превышает 12 месяцев. При этом организация не предполагает последующую перепродажу данного имущества, и оно способно приносить экономическую выгоду в будущем.
К основным средствам бюджетных организаций относятся материально-вещественные ценности, срок эксплуатации которых превышает 12 месяцев и стоимостью на дату приобретения за единицу свыше 50-кратного минимального размера оплаты труда, установленного действующим законодательством.
2.5. Объекты основных средств, стоимостью по цене приобретения не более 10000 рублей за единицу или иного лимита, установленного в учетной политике исходя из технологических особенностей, а также приобретение книги, брошюры и т.п. издания (при отсутствии библиотечного фонда) разрешается списывать на затраты производства (расходы на продажу) по мере отпуска их в производство или эксплуатацию. В целях обеспечения сохранности этих объектов в производстве или при эксплуатации в организации должен быть организован надлежащий контроль и учет за их движением на забалансовом счете в количественном выражении.
2.6. Срок полезного использования - период эксплуатации ОС до полного физического или морального износа, по истечении которого невозможно извлечь их них пользу.
2.6.1. Организации вправе устанавливать сроки полезного использования ОС на основании:
- классификации основных средств, определенной Правительством РФ;
- экономических и технических расчетов, технических условий, технического паспорта, пояснительной записки к проекту, формуляра к оборудованию и т.п., и может быть выражен во временном исчислении (год, месяц); в количестве выпускаемой (обрабатываемой) продукции (штуках, килограммах, гектарах и т.п.); наработанных моточасах; пройденных километрах и другими способами.
Способ определения срока полезного использования ОС закрепляется в учетной политике организации.
2.6.2. При отсутствии в технической документации срока полезного использования ОС (или при отсутствии технической документации) организация при назначении срока полезного использования руководствуется методической литературой по бухгалтерскому учету.
2.6.3. Истечение срока полезного использования ОС не является основанием для списания ОС, если они по своему техническому состоянию или после ремонта могут быть использованы по прямому назначению и приносить экономическую выгоду (доход).
Основанием для списания ОС является техническое состояние объекта, не соответствующее требованиям нормативно-технической документации, правилам государственных надзорных органов.
2.6.4. С баланса предприятий, учреждений и организаций могут быть списаны движимые и недвижимые объекты ОС:
- пришедшие в негодность, вследствие физического износа, аварий, стихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуаций, нарушения нормальных условий эксплуатации и хранения;
- морально устаревшие;
- в связи со строительством, реконструкцией и техническим перевооружением предприятий, цехов и других объектов;
- выбывшие из владения в результате совершения преступления против собственности (хищения, уничтожения, угона и др.);
- по другим причинам.
При этом ОС могут быть списаны лишь в тех случаях, когда восстановление их невозможно или экономически нецелесообразно, а также, если они (ОС) не могут быть в установленном порядке реализованы или переданы другим организациям.
Списание ОС осуществляется с предварительного разрешения Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Липецка, кроме случаев, предусмотренных пунктами 2.6.5-2.6.7 настоящего Положения.
В соответствии с постановлением Главы администрации г. Липецка от 19 июля 2004 г. N 4311 комитет по управлению муниципальным имуществом администрации г. Липецка ликвидирован с 1 января 2005 г.
2.6.5. МУП осуществляет списание ОС с восстановительной балансовой стоимостью до 10000 рублей за единицу (кроме недвижимого имущества) с согласия структурного подразделения администрации города, на которое возложена координация и регулирование деятельности в соответствующих отраслях или сферах управления (далее - структурное подразделение).
2.6.6. МУ осуществляет списание ОС с восстановительной балансовой стоимостью до 5000 рублей за единицу (кроме недвижимого имущества) с согласия структурного подразделения.
2.6.7. Юридические лица системы городского самоуправления осуществляют списание ОС с восстановительной балансовой стоимостью до 5000 рублей за единицу самостоятельно.
2.6.8. Сводные данные об ОС, списанных самостоятельно и с согласия структурного подразделения, организации ежеквартально представляют в Комитете по управлению муниципальным имуществом по форме Приложения к настоящему Положению.
2.7. Мероприятия по списанию муниципального имущества ликвидируемых муниципальных организаций производит ликвидационная комиссия, назначенная в установленном порядке на основании законодательства РФ и правовых актов администрации г. Липецка.
3. Организационные мероприятия по списанию ОС
Проведение хозяйственной операции по списанию ОС, а также оформление необходимой технической и первичной учетной бухгалтерской документации в организациях возлагается не ежегодную постоянно действующую инвентаризационную комиссию или специально созданную комиссию по списанию ОС в составе:
3.1. В МУП:
- главный инженер или технический заместитель руководителя (председатель комиссии);
- главный бухгалтер (бухгалтер);
- лицо, ответственное за эксплуатацию и (или) сохранность единицы ОС;
- специалист(ы) по техническому обслуживанию и ремонту данного типа ОС.
Если на предприятии нет аттестованного специалиста по какому-либо типу оборудования, то предприятие приглашает в свою комиссию стороннего специалиста или организацию, имеющих лицензию на обслуживание и ремонт этого типа оборудования.
Приглашение сторонних специалистов или организаций осуществляется на конкурсной основе.
3.2. В МУ и других некоммерческих организациях:
- заместитель руководителя (председатель комиссии);
- главный бухгалтер (бухгалтер). В организациях, обслуживаемых централизованной бухгалтерией (ЦБ), в состав комиссии включаются бухгалтеры, указанные в договоре на обслуживание МУ централизованной бухгалтерией;
- лица, на которых возложена ответственность за эксплуатацию и (или) сохранность ОС;
- приглашенные в комиссию специалисты по списываемому виду оборудования или привлеченная на техническое обследование специализированная организация, имеющие лицензию на техническое обслуживание и ремонт списываемого вида оборудования, которые оформляют "Акт технического состояния" или "Техническое заключение" с указанием на них своих реквизитов и номера лицензии на данный вид деятельности и сведений об организации, выдавшей лицензию.
Приглашение сторонних специалистов или организаций для нужд МУ и других некоммерческих организаций также осуществляется на конкурсной основе.
3.3. В состав комиссии могут включаться другие должностные лица организации, по усмотрению руководства организации.
3.4. Постоянно действующая комиссия организации при проведении хозяйственной операции - "списание ОС" выполняет следующие мероприятия:
3.4.1. Производит непосредственный осмотр объекта, определяет его техническое состояние, возможность дальнейшего использования по назначению, пользуясь при этом необходимой технической документацией (технический паспорт, проект, чертежи, технические условия, инструкция по эксплуатации и т.д.), данными бухгалтерского учета, и определяет его непригодность к восстановлению и дальнейшему использованию.
3.4.2. Устанавливает конкретные причины выхода из строя объекта: износ физический, моральный; авария; нарушение условий эксплуатации; низкое качество ремонта(ов); ликвидация по реконструкции, перевооружению организации и другие конкретные причины.
3.4.3. Определяет возможность использования отдельных узлов, деталей, конструкций и материалов списываемого объекта и проводит их оценку.
3.4.4. Осуществляет контроль за изъятием из списываемого оборудования пригодных узлов, деталей, конструкций и материалов, драгоценных металлов и камней, цветных металлов и вторичного сырья, определяет их количество и вес, контролирует сдачу на склад.
3.4.5. Комплектует пакет документов на списание ОС:
- письмо-обращение на имя председателя Комитета по управлению муниципальным имуществом с перечнем списываемого имущества (за исключением случаев списания ОС, оговоренных пунктами 2.6.5; 2.6.6 и 2.6.7 настоящего Положения);
- акт технического состояния, составленный комиссией организации, или акт технического состояния (заключение) специализированной организации, при отсутствии в комиссии аттестованного специалиста;
- акт о ликвидации основных средств - ф. ОС-4, ф. ОС-4 бюдж.;
- для автотранспортных средств - ф. ОС-4а;
- при списании группы объектов - ф. ОС-4б;
- для аппаратов сотовой радиотелефонной связи (для радиостанций)
- копию соглашения о расторжении договора об оказании услуг сотовой радиотелефонной связи (радиосвязи), техническое заключение на аппарат специалистов системы связи, услугами которой пользовались с помощью этого аппарата.
Акты технического состояния и акты ф. ОС-4, ф. ОС-4 бюдж., ф. ОС-4а комиссия готовит на каждую учетную единицу ОС отдельно.
3.5. Оформление актов на группу ОС возможно при условии: одной марки на все единицы группы, ввода в эксплуатацию всех единиц группы в одном месяце, одинаковой стоимости всех единиц.
3.6. Комиссия готовит все документы в 2-х подлинных экземплярах. По автотранспортным средствам, подлежащим регистрации в ГАИ и техническим средствам, подлежащим регистрации в ГТИ, Госгортехнадзоре и других надзорных органах - в 3-х экземплярах.
4. Требования к документам
4.1. В письме-обращении в Комитет по управлению муниципальным имуществом указывается: на каком праве имущество принадлежит организации (хозяйственной ведение, оперативное управление), приводится перечень списываемых ОС или перечень прилагается к письму, в котором указываются: номер по порядку, наименование имущества, тип, марка, год выпуска, другие сведения.
4.2. В актах технического состояния указывают следующие данные, характеризующие объект:
- наименование, тип, марка, модель;
- инвентарный номер, заводской номер, регистрационный номер Госгортехнадзора, регистрационный знак ГАИ или Гостехинспекции;
- год изготовления или постройки;
- дату поступления на предприятие, дату ввода в эксплуатацию;
- для каких целей и в каких условиях использовался объект;
- техническое состояние - подробное описание основных дефектов и причины их возникновения, техническое состояние основных узлов, частей, деталей и конструктивных элементов;
- для грузовых автотранспортных средств, кроме специальных - пробег автомобиля;
- другие сведения.
4.3. Списание специального оборудования, смонтированного на шасси автомобилей, тракторов и прицепов (поливомоечное, экскаваторное, крановое и т.п.) может производиться раздельно:
а) смонтированное оборудование;
б) базовая единица автотракторной техники.
4.4. Акты ф. ОС-4, ОС-4а, ОС-4б, ОС-4 бюдж. заполняются на основании актов технического состояния с указанием первоначальной (восстановительной) стоимости, остаточной стоимости, если таковая есть, шифра и % амортизационных отчислений (износа).
4.5. Акты утверждает руководитель организации или лицо, назначенное специальным приказом руководителя организации.
4.6. Весь пакет документов по списанию согласовывается с вышестоящим органом.
4.7. Ответственность за результаты работы комиссии по списанию и выполнение всех мероприятий несет руководитель организации.
4.8. Ответственность за полноту и достоверность информации в документах, правильность заполнения форм на списание основных средств несет главный бухгалтер (бухгалтер) организации.
При несоблюдении требований, указанных в разделе 4, документы возвращаются без рассмотрения.
5. Досрочное списание
Имущество, не выработавшее нормативный срок полезного использования и имеющее остаточную стоимость, утерянное, разрушенное в аварии, выведенное из эксплуатации преждевременно по другим причинам, списывается в следующем порядке:
5.1. При обнаружении утраты, аварии или преждевременного выхода из строя имущества, руководитель организации немедленно, своим приказом, назначает служебное расследование комиссией в составе лиц не причастных к преждевременному выходу, утере, аварии.
5.2. Комиссия берет объяснительные с лиц, причастных к преждевременному выходу из строя ОС, устанавливает фактические причины выхода из строя, размер фактического ущерба, лиц, виновных в свершившемся факте, и разрабатывает мероприятия по исключению подобных повторных случаев.
5.3. Комиссия представляет акт о проведенном расследовании с приложением других рабочих документов на утверждение руководителю организации.
5.4. По представленным документам руководитель организации утверждает акт и издает приказ с указанием необходимых мероприятий по исключению повторных случаев, мер наказания виновных лиц, способа возмещения нанесенного ущерба и, при необходимости, привлечения к расследованию правоохранительных органов.
5.5. Списание объектов ОС с баланса организации, выбывших из ее владения в результате совершенного преступления против собственности (хищения, уничтожения, угона и др.), может быть произведено только после прекращения уголовного дела по факту совершенного преступления, что подтверждается соответствующим документом правоохранительных органов.
Справка или постановление органа внутренних дел о приостановлении производства по уголовному делу по факту совершенного преступления не является основанием для списания.
5.6. В случае наложения ареста на имущество, ОС не могут быть списаны до снятия ареста, за исключением, если объекты ОС выбывают по основаниям, указанным в п. 5.5. настоящего Положения.
5.7. Списание вышедших из строя ОС при стихийных бедствиях, иных чрезвычайных ситуациях или при ликвидации таковых оформляется с участием служб ГО и ЧС, противопожарных и других спецслужб.
5.8. Списание сумм материального ущерба на результаты хозяйственной деятельности организации, при преждевременном выходе из строя ОС, производится только в следующих случаях:
- бедствия, иные чрезвычайные ситуации;
- ликвидация стихийных бедствий, иных чрезвычайных ситуациях;
- если возмещение ущерба за счет виновных лиц невозможно согласно действующему законодательству РФ;
- сумма ущерба превышает возможную востребованную по законодательству РФ сумму возмещения с виновных лиц;
- смерти виновного.
5.9. Определение суммы ущерба от утраты имущества производится по остаточной стоимости ОС, затрат на ликвидацию и восстановление технологического процесса (работы оборудования).
5.10. Для получения разрешения на досрочное списание имущества необходимо дополнительно к документам по пункту 3.4.6 настоящего положения представить материалы служебного расследования организации: копии приказов, актов и др. документов по списываемому имуществу и документов по оприходованию компенсации материального ущерба.
6. Получение разрешения на списание основных средств
6.1. Комитет по управлению муниципальным имуществом в месячный срок со дня поступления документации, за исключением случаев, требующих дополнительной проверки обоснованности списания ОС (в т.ч. с выездом на место) или дополнительного изучения и доработки представленных документов, готовит распоряжение о списании ОС либо обоснованный письменный отказ.
Разборка и демонтаж ОС до получения распоряжения Комитета по управлению муниципальным имуществом о списании ОС не допускается.
7. Оприходование остатков списанного имущества
7.1. На основании полученного от Комитета по управлению муниципальным имуществом распоряжения на списание ОС комиссия организации проводит следующие мероприятия:
7.1.1. Снимает списываемую единицу ОС с учета в государственных органах (ГАИ,ГТИ, ГГТН и др.).
7.1.2. Производит демонтаж, разборку объекта.
7.1.3. Организует сдачу на склад материально-производственных запасов организации узлов и деталей, пригодных к дальнейшему использования, с предоставлением накладных в бухгалтерию организации для постановки на учет.
7.1.4. Организует сдачу вторичного сырья в организации вторичного сырья, с предоставлением документов в бухгалтерию.
7.1.5. Организует утилизацию ОС или его частей с составлением соответствующего акта.
7.1.6. Бухгалтерия организации комплектует все возвратные документы, производит расчеты по затратам и приходу при ликвидации и относит их на результаты хозяйственной деятельности организации (для МУ - на уменьшение финансирования).
7.2. Все пригодные для дальнейшего использования детали, узлы, агрегаты, конструкции, полученные от разборки и демонтажа ОС, находящихся в хозяйственном ведении (оперативном управлении), приходуются в МУП и МУ и поступают в хозяйственное ведение МУП, в оперативное управление МУ по принадлежности.
7.3. Детали и узлы, изготовленные с применением драгметаллов и драгкамней, подлежат накоплению на складе для отправки, в дальнейшем, на заводы вторичных переработок драгоценных металлов (ВДМ).
7.4. Копии документов: об оприходовании пригодных к дальнейшему использованию узлов и деталей, сдаче вторичного сырья, акт утилизации, должны направляться в Комитет по управлению муниципальным имуществом в сроки, указанные в распоряжении о списании ОС.
7.5. При получении письменного обоснованного отказа на списание ОС, руководитель организации отдает распоряжение о приведении документации и единицы ОС в соответствие с требованиями обоснований и выполнении других указаний Комитета по управлению муниципальным имуществом.
8. Заключительные положения
8.1. Настоящее положение обязательно для исполнения МУП, МУ, юридическими лицами системы городского самоуправления.
Глава администрации г. Липецка |
М.В.Гулевский |
Приложение
о порядке списания основных средств,
находящихся в муниципальной
собственности г. Липецка
Сводный акт
N ________ от " ___ " _____________ 200 __ г. на списание
основных средств с баланса ______________________________
за ___ квартал 200 __ г.
N п/п |
Наименование основных средств |
Год изгот. |
Инв. N | Балансов. стоимость (руб.) |
Износ (руб.) |
Остат. стоимость (руб.) |
Номер и дата утвержд. акта |
Примечание |
Итого: | Итого: | Итого: |
Руководитель -------------------------- (Ф.И.О.)
Главный бухгалтер -------------------------- (Ф.И.О.)
Председатель Комитета по управлению
муниципальным имуществом г. Липецка _____________________
(Ф.И.О.)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Липецкого городского Совета депутатов от 16 сентября 2003 г. N 358 "О проекте Положения "О порядке списания основных средств, находящихся в муниципальной собственности г. Липецка"
Текст решения официально опубликован не был
Решением Липецкого городского Совета депутатов от 28 августа 2018 г. N 752 настоящее решение признано утратившим силу с 7 сентября 2018 г.
В настоящее решение внесены изменения следующими документами:
Решение Липецкого городского Совета депутатов от 28 сентября 2010 г. N 112
Решение Липецкого городского Совета депутатов от 21 октября 2008 г. N 905
Решение Липецкого городского Совета депутатов от 29 марта 2005 г. N 31