Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
Администрации Липецкой области
от 11 марта 2003 г. N 249-р
Концепция
по содействию развитию рынка страховых услуг на территории Липецкой
области в 2003-2005 годах
1. Состояние и возможности развития страхового рынка области
Страховой рынок является одним из наиболее динамично развивающихся секторов экономики России и потенциально способен стать важнейшей частью ее финансово-инвестиционного климата.
Вместе с тем страхование еще не стало фактором обеспечения устойчивости бизнеса, надежной системой страховой защиты интересов граждан.
В настоящее время в области заложены основы региональной страховой системы. На ее территории осуществляют свою деятельность 8 страховых организаций, а также 7 филиалов страховых компаний из других субъектов Российской Федерации. Наиболее разветвленную сеть среди страховщиков занимают ОАО "Росгосстрах-Липецк", осуществляющий свою деятельность через 20 филиалов, и ОАО СК "Липецк" - 12 филиалов. Активно работают на рынке страховых услуг области филиалы иногородних страховых компаний: ЗАО "Промышленно-страховая компания", ОАО "Военно-страховая компания", ОАО "Инкасстрах", ООО "Интеррос-согласие", ООО "Плазма", СК "Прогресс-Гарант" и другие. На рынке обязательного медицинского страхования работают четыре региональные страховые компании: ООО "Фирма "Здоровье", ООО СК "АСКО-МЕД", ООО "Новолипецкая страховая компания", ООО СМК "Арго-Шанс".
Объемы страховых операций неуклонно растут. По итогам работы за 2002 год страховыми компаниями собрано более 1,0 млрд. рублей страховой премии, что в 2,6 раза превышает уровень прошлого года. Объем поступлений по добровольному страхованию возрос в 1,7 раз и составил 281 млн. руб., по обязательному страхованию соответственно в 3,2 раза и 858 млн. руб. Населению и организациям в 2002 году страховщиками выплачено 936 млн. руб., что в 2,4 раза превышает страховые выплаты, произведенные в 2001 году.
Несмотря на рост поступлений страховой премии, ее размер не соответствует экономическому потенциалу области. Доля страховой премии в валовом региональном продукте области около 2%, что ниже среднероссийского уровня (3%).
В странах с развитым страховым рынком расходы граждан на страхование составляют до 10-15% от их доходов. В 2002 году доходы населения области возросли до 40 млрд. рублей, то есть его потенциальные страховые возможности оцениваются в сумме от 4,0 до 6,0 млрд. рублей.
Согласно действующему с 2002 года налоговому законодательству предприятия и организации вправе относить на свои расходы страховые платежи по добровольному страхованию основных средств, грузов, строительных рисков и других - без ограничения. По оценке предприятия могут направить на эти цели до 2 млрд. руб.
Кроме того, предприятиям и организациям предоставлено право направлять на долгосрочное страхование жизни работников, пенсионное страхование до 12% от суммы расходов на оплату труда, а также до 3% - на оплату добровольного медицинского страхования. По расчетам эта сумма может составить до 2,5 млрд. руб.
Таким образом, емкость страхового рынка области оценивается в 8-10 млрд. руб.
Основанием для разработки Концепции служит необходимость формирования государственных приоритетов в развитии страхового рынка области с целью обеспечения потребностей предприятий и организаций области в социально значимых видах страховых услуг, привлечения через систему страхования дополнительных финансовых ресурсов для решения экономических и финансовых проблем. Необходимо повышение престижности страхования, привитие страховой культуры предпринимателям и населению.
2. Основные направления развития страхования в Липецкой области
в 2003-2005 годах
Региональная система страховой защиты экономических, социальных интересов населения и организаций Липецкой области должна обеспечить:
1) гарантированное возмещение за счет страховых резервов ущерба, причиненного в результате стихийных, природных и социально-экономических явлений, техногенных аварий и катастроф;
2) комплексную защиту имущественных интересов области;
3) предоставление страхователям наибольшего перечня страховых услуг;
4) расширение предпринимательской деятельности и ее защиту от различных видов рисков.
5) защиту населения от недобросовестных страховщиков;
6) расширение использования механизмов страхования в системе ипотечного жилищного кредитования;
7) снижение инвестиционных рисков для участников инвестиционной деятельности, использование механизмов страхования дополнительных инвестиций в экономику и социальную сферу области;
8) повышение инвестиционного рейтинга области;
9) развитие добросовестной конкуренции на страховом рынке области.
Достижение указанных целей будет производиться в пределах компетенции органов государственной власти Липецкой области, определенной Уставом Липецкой области, Концепцией развития страхования в Российской Федерации и федеральными законами по вопросам развития страхового рынка.
3. Задачи развития рынка страховых услуг на территории Липецкой
области на 2003-2005 годы
Главной задачей является содействие органов государственной власти Липецкой области в обеспечении динамичного развития рынка страховых услуг на территории области.
3.1. Обеспечение надежности и финансовой устойчивости страховых организаций.
В целях своевременного выявления возможных фактов неплатежеспособности страховых организаций, которые могут иметь отрицательное влияние на экономическую и социальную ситуацию в области, необходим систематический анализ состояния страховых услуг, тенденций его развития, проводимый во взаимодействии с Департаментом страхового надзора Министерства финансов Российской Федерации.
Взаимодействие администрации Липецкой области, Департамента страхового надзора Министерства Финансов РФ и страховых компаний, действующих на территории Липецкой области, осуществляет Консультативный совет по вопросам развития рынка страховых услуг, образованный в соответствии с распоряжением Главы администрации Липецкой области от 3 февраля 2003 г. N 119-р "О Консультативном совете по вопросам развития рынка страховых услуг".
3.2. Развитие конкуренции в страховании.
Основной задачей развития конкуренции в страховании является создание равных условий для здорового соперничества страховых организаций на рынке области. В связи с этим в целях соблюдения требований Федерального закона "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" необходимо осуществлять постоянное взаимодействие с территориальным антимонопольным органом.
3.3. Содействие расширению рынка страховых услуг.
Реальная оценка уровня страховой культуры населения, руководителей предприятий и организаций ставит задачу расширения спектра страховых услуг, создание страховой защиты для всех потенциально рисковых групп населения и хозяйствующих субъектов, защиту наиболее значимых имущественных интересов области.
К числу приоритетных направлений развития страховых услуг необходимо отнести:
1) обеспечение за счет бюджетных средств и внебюджетных источников страхования имущества предприятий и организаций, находящихся в областной и муниципальной собственности, в том числе сдаваемого в аренду, а также имущества предприятий и организаций с долей областной собственности;
Об открытом конкурсе по отбору страховщиков для осуществления страхования за счет средств бюджета Липецкой области в 2004 году см. постановление Главы администрации Липецкой области от 16 октября 2003 г. N 214
2) включение страхования в качестве обязательного условия при проведении тендеров на участие хозяйствующих субъектов в областных инвестиционных проектах и выполнении ими строительно-монтажных работ по заказу области;
3) разработку и внедрение программ страхования жилого фонда области, объектов жилищно-коммунального хозяйства;
4) развитие страховой защиты имущественных интересов субъектов малого бизнеса, а также ответственности при производстве ими работ, услуг, в результате которых может быть причинен вред третьим лицам;
5) вовлечение страховых компаний в систему негосударственного пенсионного обеспечения населения путем развития коллективного и индивидуального добровольного (обязательного) пенсионного страхования, развития долгосрочного страхования жизни;
6) расширение сферы и объемов добровольного медицинского страхования. Данный вид страхования должен стать важным элементом "социального пакета", предоставляемого работодателями своим работникам;
7) совершенствование системы обязательного медицинского страхования;
8) совершенствование инвестиционной политики, расширение направлений инвестирования средств страховщиков в экономику области;
9) разработка мер по повышению страховой защиты работников бюджетной сферы, государственных служащих;
10) содействие развитию перестрахования и сострахования в качестве условия страхования крупных рисков.
3.4. Повышение уровня страховой культуры населения субъектов хозяйственной деятельности. Информационная политика администрации области по созданию "репутационной основы" страхования как экономической отрасли.
В решении задач повышения доверия к страховым организациям важное место занимает государственная политика в средствах массовой информации. Целесообразно включать в редакционные планы дотируемых из областных и муниципальных бюджетов средств массовой информации циклы публикаций и передач о социальной и экономической значимости страхования.
В целях повышения страховой культуры потенциальных потребителей страховых услуг возможна организация курсов повышения квалификации для субъектов предпринимательской деятельности, проведение семинаров, ориентированных на повышение страховой культуры.
3.5. Принципы участия страховых компаний в программах страхования, осуществляемых администрацией Липецкой области.
Участие страховых компаний в программах страхования, осуществляемых администрацией области, реализуется на основе проведения открытого конкурса с учетом предварительного анализа финансового состояния страховых компаний.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.