Анализ работы отраслей хозяйственного комплекса и социальной сферы за 10 месяцев текущего года позволяет сделать вывод о переходе экономики области от стратегии выживания к устойчивому поступательному развитию.
Рост промышленного производства составил 114%, опережающие темпы достигнуты в пищевой промышленности - 134%, черной металлургии - 113%, несколько ниже динамика в электроэнергетике - 106%, легкой промышленности - 104%, машиностроении и металлообработке - 103%.
Рост производства на 8 и более процентов обеспечили 11 территорий, самые высокие темпы в Лебедянском (168%) и Грязинском (154%) районах.
Прирост объемов производства в сельхозпредприятиях составил 5%, в том числе по зерну - 17%, по мясу - 21%, по яйцу - 11%. Основными факторами его увеличения стал рост урожайности сельскохозяйственных культур, расширение посевных площадей, соблюдение комплекса агротехнических мероприятий, повышение продуктивности скота.
Урожайность зерновых культур составила 30 ц/га с ростом к 2001 году на 17%. Выше среднеобластного уровня она сложилась в хозяйствах Лебедянского, Елецкого, Добринского, Липецкого, Задонского, Хлевенского, Воловского, Добровского, Краснинского, Усманского районов.
В целом по области на 2% увеличилась численность поголовья свиней, в ряде районов - крупного рогатого скота. На 5% возрос надой на корову, на 3% - средняя носкость, на 4% - среднесуточные привесы крупного рогатого скота, на 8% - свиней. Наилучших показателей по продуктивности коров достигли хозяйства Елецкого и Лебедянского районов.
Инвестиции в основной капитал составили более 7 млрд. руб. с ростом к соответствующему периоду прошлого года на 35%. Проложено 90 км линий электропередач, 123 км газовых и 12 км водопроводных сетей, на 43 тысячи номеров расширена сеть телефонных станций, газифицировано природным газом более 7 тыс. квартир и 110 объектов соцкультбыта. За счет всех источников финансирования сдана в эксплуатацию 221 тыс. кв. м. общей площади жилых домов. Обеспечен ввод в действие ряда объектов социальной сферы.
Рост объемов розничного товарооборота и платных услуг составил 103%, в т.ч. бытовых - 101%.
Прибыль предприятий и организаций возросла по сравнению с прошлым годом в 1,7 раза и составила 17 млрд. руб. Значительный ее рост достигнут в промышленности - в 1,7 раза, в том числе в черной металлургии - в 1,9 раза, машиностроении и металлообработке - в 1,3 раза.
Сохраняется устойчивый рост темпов поступления налогов в территориальный бюджет - 121%, в том числе по налогу на прибыль - 132%, налогу на доходы физических лиц - 143%, налогам на имущество - 130%, налогам с субъектов малого бизнеса - 123%. Как следствие, консолидированный бюджет области к плану 10-ти месяцев исполнен на 100,1%, областной бюджет - на 101,3%. В то же время в бюджет области недополучено налога на доходы физических лиц 217 млн. руб., налога с продаж - 55 млн. руб., акцизов - 82 млн. руб., земельного налога - свыше 100 млн. руб.
Реальные располагаемые денежные доходы населения к соответствующему периоду прошлого года выросли на 6%. Заработная плата работников бюджетной сферы увеличилась в 1,5 раза, в отраслях материального производства наибольший рост достигнут в сельском хозяйстве, транспорте и связи - в 1,4 раза, в промышленности - в 1,3 раза. Для поддержки граждан с доходами ниже прожиточного минимума из областного бюджета на выплату адресной помощи направлено около 25 млн. руб., что на 2 млн. руб. больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Однако анализ социально-экономического положения области свидетельствует о наличии целого ряда проблем, препятствующих дальнейшему устойчивому развитию.
На 29% ниже уровня прошлого года сложились показатели производства продукции в химической и нефтехимической промышленности. Допустили снижение объемов промышленного производства против уровня прошлого года 5 территорий: Добровский (96%), Краснинский (97%), Становлянский (86%), Усманский (87%) и Данковский (91%) районы.
В ряде районов сократилось производство молока, в 8 районах уменьшилось производство мяса, в том числе более чем на треть - в Хлевенском, Елецком и Измайловском. Самый низкий показатель по надоям от 1 коровы получен в Данковском районе - на 14% ниже среднеобластного уровня. Количество свиней снизилось в Краснинском районе, поголовье коров в Чаплыгинском - на 11%, Тербунском, Грязинском и Усманском - на 12%.
Несмотря на позитивные сдвиги в производстве продукции, финансовое состояние ряда сельхозпредприятий ухудшилось. Самые большие убытки, при минимальной доле прибыльных, складываются в хозяйствах Данковского района.
Недостаточная поддержка из федерального бюджета, ограниченность средств областного бюджета привели к сокращению ввода жилья, который составил 91% к соответствующему уровню предыдущего года. Снижен ввод индивидуального жилья (96%).
Сложной остается ситуация с реализацией алкогольной продукции, Рекомендованное задание по реализации спиртных напитков выполнено на 67%. Ниже среднеобластного уровня оно сложилось в Данковском, Добринском, Елецком, Краснинском районах, городах Липецке и Ельце.
Недостаточно внимания уделяется улучшению финансово-хозяйственной деятельности, ценообразованию и тарифному регулированию в жилищно-коммунальной сфере. В городах и районах наблюдается значительное различие стоимости предоставления жилищных и коммунальных услуг на 1 кв. м. общей площади жилья. Не урегулированы вопросы своевременности оплаты и ликвидации задолженности прошлых лет бюджетными организациями за оказанные жилищные и коммунальные услуги.
Просроченная задолженность по выплате заработной платы в целом по области составила 357 млн. руб. или два месячных фонда оплаты труда. В 2 раза она увеличилась в промышленности, на 27% - в сельском хозяйстве. Сумма задолженности возросла во всех городах и районах, кроме Задонского и Лебедянского. Третья часть ее приходится на предприятия г. Липецка, значительная - на Елецкий, Грязинский, Измайловский и ряд других районов.
Учитывая итоги социально-экономического развития и бюджета области,
Администрация области постановляет:
1. Заместителям Главы администрации области, руководителям структурных подразделений администрации области:
1.1. Совместно с органами местного самоуправления проанализировать итоги реализации первоочередных мероприятий Программы социально-экономического развития области на 2002 год и принять необходимые меры по их выполнению.
1.2. Разработать и представить на утверждение план первоочередных мероприятий по реализации Программы экономического и социального развития Липецкой области на 2003 год.
2. Заместителю Главы администрации области Лаврентьеву В.В., управлению промышленности (Гольцов А.В.), комитету пищевой и перерабатывающей промышленности (Хрипченко А.И.) совместно с главами администраций Данковского, Добровского, Краснинского, Становлянского, Усманского районов, руководителями и собственниками предприятий принять исчерпывающие меры по ликвидации допущенного отставания в отраслях промышленности.
3. Возложить персональную ответственность на заместителя Главы администрации области Лаврентьева В.В. и начальника управления промышленности Гольцова А.В. за результативность принятия мер по выводу из кризиса ОАО "Липецкий тракторостроительный завод", ОАО "Липецкий трубный завод", ЗАО "Липецкий станкозавод".
4. Управлению промышленности, комитетам пищевой и перерабатывающей промышленности, по управлению госимуществом области (Лаврентьев В.В.) в месячный срок представить управлению экономики предложения для формирования комплексных мероприятий программы финансового оздоровления промышленности области на 2003-2005 годы.
5. Заместителю Главы администрации области Глуховкиной Т.А. в целях улучшения собираемости налогов в бюджет области продолжить ежемесячное проведение заседаний Координационного Совета.
6. Главному управлению сельского хозяйства и продовольствия (Кузнецов М.Н.), управлениям: продовольственных ресурсов (Третьяков И.Т.), финансов (Щеглеватых В.М.), экономики (Гребенщикова З.Н.) в срок до 15 декабря 2002 г. разработать нормативную базу по закупке в 2003 году материальных ресурсов для сельхозтоваропроизводителей области и субсидированию процентной ставки банковских кредитов из областного бюджета на конкурсной основе, в том числе с применением двойных складских свидетельств.
7. Главному управлению сельского хозяйства и продовольствия, управлению продовольственных ресурсов с целью дальнейшего направления продукции регионального продовольственного фонда на развитие агропромышленного комплекса области принять в соответствии с нормами действующего законодательства меры по погашению товарного кредита сельхозтоваропроизводителями области.
8. Заместителю Главы администрации области Тагинцеву Н.Ф., Главному управлению сельского хозяйства и продовольствия:
8.1. Провести учебу финансово-экономических кадров сельхозпредприятий области по внедрению практики применения двойных складских свидетельств в качестве дополнительного инструмента привлечения кредитных ресурсов, минимизации рисков товарного кредитования за счет средств областного бюджета и легализации сельскохозяйственного оборота.
8.2. По итогам работы за 2002 год проанализировать причины убыточности в разрезе сельхозпредприятий и подготовить предложения по их финансовому оздоровлению.
9. Комитету пищевой и перерабатывающей промышленности с целью выявления резервов налогооблагаемой базы, на основе анализа финансового состояния проблемных предприятий, в срок до 15 декабря 2002 г. разработать мероприятия по увеличению поступлений налогов.
10. Заместителю Главы администрации области Крупнову С.Н., департаменту топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства (Глебов В.М.):
10.1. В срок до 15 декабря 2002 г. представить предложения по уточнению программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства области и первоочередных предприятий по ее реализации.
10.2. Совместно с энергоснабжающими организациями в двухнедельный срок подготовить предложения по реформированию топливно-энергетического комплекса, включая газоснабжение.
10.3. В недельный срок подготовить и внести на рассмотрение в установленном порядке материалы по упорядочению механизма выплат субсидий населению области по оплате жилищно-коммунальных услуг.
10.4. Совместно с администрациями городов и районов:
- в срок до 1 февраля 2003 г. разработать Порядок определения, согласования и подтверждения объема закупок и лимита бюджетных обязательств на коммунальные услуги для бюджетных организаций, заключения государственных (областных) и муниципальных контактов, а также контроля за их выполнением;
- в срок до 1 апреля 2003 г. разработать и внедрить в электронном виде программное обеспечение регулирования тарифов на жилищно-коммунальные услуги с использованием единой нормативной базы, в том числе для определения издержек производства и рентабельности с учетом инвестиционной составляющей на развитие;
- в срок до 1 мая 2003 г. в соответствии с федеральным стандартом, установленным для региона, с учетом местных особенностей и условий внести предложения по стандарту предельной стоимости жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. м. общей площади жилья для каждого города (района) области.
11. Департаменту потребительского рынка (Чеботарев В.А.) в месячный срок подготовить предложения по проведению комплекса мер в целях стабилизации положения дел в области с производством и реализацией этилового спирта и алкогольной продукции.
12. Заместителю Главы администрации области Лаврентьеву В.В.:
12.1. Совместно с главами городов и районов в месячный срок организовать проведение инвентаризации условий заключения договоров аренды государственного (областного) и муниципального имущества с целью внесения в них изменений, направленных на упорядочение расчетов арендной платы и предоставления льгот.
12.2. Совместно с руководителями структурных подразделений администрации области в срок до 1 января 2003 г. подготовить предложения по повышению эффективности работы представителей государства в органах управления акционерных обществ, где имеются пакеты акций областной собственности.
13. Заместителю Главы администрации области Глуховкиной Т.А., управлениям финансов и экономики при формировании проекта бюджета области на 2003 год представить предложения по пересмотру всех видов налоговых льгот.
14. Первому заместителю Главы администрации области Горлову П.Т., управлению организационно-контрольной и кадровой работы (Яцухин Ю.И.) принять дополнительные меры по повышению исполнительной дисциплины и ответственности руководителей структурных подразделений администрации области по выполнению программных мероприятий социально-экономического развития региона.
15. Рекомендовать управлению Министерства по налогам и сборам России по Липецкой области совместно с органами местного самоуправления, структурными подразделениями администрации области, правоохранительными и другими заинтересованными органами:
15.1. Использовать до конца года все имеющиеся возможности по обеспечению сбора налогов исходя из утвержденных бюджетов, задействовать резервы дополнительных поступлений в бюджет, улучшить собираемость налогов и сократить недоимку по платежам в бюджет.
15.2. Продолжить работу по погашению имеющейся задолженности по налогу на доходы физических лиц и земельному налогу сельхозпродукцией урожая текущего года, в том числе с использованием схем целевого денежного финансирования.
15.3. Ужесточить требования к деятельности налоговых постов и усилить контроль за деятельностью предприятий, производящих подакцизную продукцию, в целях обеспечения поступлений в бюджет всех установленных налогов и сборов.
16. Управлению труда и занятости населения (Горлов А.Т.) совместно с департаментом федеральной государственной службы занятости населения по Липецкой области (Москворецкий П.С.) в рамках Концепции развития кадрового потенциала Липецкой области на 2002-2005 годы и основных мероприятий по ее реализации в срок до 1 марта 2003 года разработать долгосрочную Программу содействия занятости сельского населения Липецкой области.
17. Рекомендовать управлению федерального казначейства по Липецкой области (Пелипец Т.М.) в целях обеспечения контроля за поступлением земельного налога и арендной платы за земли сельскохозяйственного и несельскохозяйственного назначения представлять структурным подразделениям администрации области сведения о практически поступивших платежах в разрезе налогоплательщиков.
18. Рекомендовать главам администраций городов и районов:
18.1. Совместно с управлением промышленности, торгово-промышленной палатой и руководителями промышленных предприятий активизировать работу по реализации региональной программы качества в целях увеличения выпуска прогрессивной конкурентоспособной продукции, повышения уровня использования мощностей и подготовки предприятий к вхождению в ВТО.
18.2. При формировании тарифов на жилищно-коммунальные услуги предусматривать снижение непроизводительных затрат и издержек производства.
18.3. Предусмотреть в установленном порядке в соответствии с федеральным стандартом, установленным для региона, в составе платежей населения за жилищно-коммунальные услуги тариф для покрытия издержек, связанных с осуществлением капитального ремонта жилищного фонда.
18.4. Совместно с руководителями предприятий жилищно-коммунального хозяйства принять исчерпывающие меры по взысканию сложившейся задолженности за жилищно-коммунальные услуги.
18.5. Совместно с управлением транспорта администрации области разработать эффективные мероприятия по организации контроля за поступлением выручки и соответствующим увеличением доходов от перевозки пассажиров муниципальными автотранспортными предприятиями городов и районов области.
18.6. Совместно с контролирующими органами принять неотложные меры по пресечению незаконного оборота алкогольной продукции и самогоноварения, обеспечить выполнение рекомендованного задания по реализации спиртных напитков на 2002 год.
18.7. Принять меры по увеличению реализации товаров через предприятия потребительской кооперации, а также развитию розничных торговых предприятий и общедоступной сети общественного питания.
18.8. Обеспечить полноту взимания арендной платы за землю, имея в виду организацию работы уполномоченного органа по учету и контролю за поступлением арендных платежей, правильности и обоснованности установления ставок арендной платы целесообразности изменения сроков уплаты арендной платы за землю.
18.9. Совместно с комитетом по земельным ресурсам и землеустройству (Красников В.П.) усилить контроль за правильностью исчисления и своевременностью уплаты земельного налога и арендных платежей со всех категорий земель.
18.10. Взять под личную ответственность ситуацию с ликвидацией задолженности по выплате заработной платы на предприятиях и в организациях.
18.11. Данковского, Добровского, Становлянского, Усманского и Чаплыгинского районов принять меры к погашению задолженности по полученным бюджетным ссудам.
19. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителей Главы администрации области по принадлежности.
Глава администрации Липецкой области |
О.П. Королев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Липецкой области от 27 ноября 2002 г. N 193 "Об итогах социально-экономического развития области, исполнении бюджета области и областного бюджета за 10 месяцев 2002 года"
Текст постановления опубликован в газете "Ведомости администрации Липецкой области" от 25 декабря 2002 г. N 12