Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
Главы администрации г. Липецка
от 6 февраля 2002 г. N 449
Организационно-методические указания
по подготовке органов управления, сил гражданской обороны городского
звена областной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций на 2002 год
I. Главной задачей на 2002 год считать:
По подготовке в области гражданской обороны - повышение готовности системы гражданской обороны к выполнению возложенных на нее задач при развязывании и ведении войны и военных конфликтов, в том числе в условиях возможного применения современных перспективных средств поражения и оружия массового поражения.
По предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций - осуществление комплекса мероприятий, способствующих успешному функционированию и развитию территориальной подсистемы РСЧС и их звеньев, выполнению ими возложенных на них задач в максимально возмещенных объемах; улучшение деятельности регионального центра и органов управления субъектов региона, повышение их возможностей и ответственности за организацию решения задач по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, повышения уровня безопасности личности, общества и окружающей среды.
Председателям комиссий, начальникам служб гражданской обороны, руководителям организаций, учреждений и предприятий, независимо от форм собственности:
- подготовка органов управления, организаций, учреждений, предприятий, независимо от форм собственности, осуществляется в соответствии с организационно-методическими указаниями МЧС России, Центрального регионального центра и Главного управления по делам ГО и ЧС Липецкой области на 2002 год.
В области гражданской обороны
Основные усилия в 2002 году сосредоточить на проведении практических мероприятий по совершенствованию системы ГО г. Липецка (обновление и накопление средств индивидуальной и коллективной защиты; поддержание в рабочем состоянии действующих и строительство новых защитных сооружений ГО; совершенствование эвакуационных мероприятий), подготовка руководящего, командно-начальствующего состава гражданской обороны (далее - ГО), органов управления, сил гражданской обороны к решению возложенных задач гражданской обороны в условиях развязывания и ведения войны и военного конфликта, в том числе в условиях возможного применения высокоточного оружия и оружия массового поражения.
В основу подготовки председателей комиссий, начальников служб ГО, организаций, учреждений и предприятий, независимо от форм собственности, (начальников гражданской обороны) по вопросам гражданской обороны в свете реализации Федерального закона "О гражданской обороне" положить организационно-методические указания МЧС России, Центрального регионального центра и Главного управления по делам ГО и ЧС Липецкой области по подготовке органов управления, сил ГО и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на 2002 год и итоги проверки Центрального регионального центра по вопросам гражданской обороны комиссией Совета безопасности РФ.
В ходе повседневной деятельности руководствоваться указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, директивами начальника гражданской обороны Российской Федерации, приказами МЧС России и другими нормативными правовыми актами.
Завершить отработку нормативной правовой базы в области ГО в комиссиях, службах ГО и на объектах экономики города.
Основными направлениями в работе считать:
- завершение создания (назначения) в организациях структурных подразделений (работников), специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны;
- завершение создания гражданских организаций гражданской обороны и совершенствование организации и качественной их подготовки в решении задач гражданской обороны по предназначению;
- дальнейшее создание, накопление, хранение и использование в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;
- обеспечение готовности системы ГО города к переводу с мирного на военное положение;
- координацию работы комиссий и служб ГО по разработке и реализации мероприятий по гражданской обороне, совершенствования системы ГО на объектах экономики, в предприятиях и учреждениях города;
- проведение работы по подготовке исходных данных, в целях отработки организациями, учреждениями и предприятиями мобилизационного плана экономики на 2000 расчетный год.
Провести не менее одного показного занятия с привлечением руководящего состава гражданской обороны города, организаций, учреждений и предприятий, с администрацией сборных эвакопунктов, с практическим их развертыванием.
Провести не менее трех заседаний эвакуационных комиссий города с рассмотрением на них вопросов планирования эвакуационных мероприятий, заблаговременной подготовки загородной зоны к приему и размещению населения.
Привести структуру гражданских организаций гражданской обороны и их оснащение в соответствие с требованиями Методических рекомендаций МЧС России по созданию гражданских организаций гражданской обороны от 3 апреля 2000 г. N 33-860-14.
Основой подготовки гражданских организаций гражданской обороны считать тактико-специальные, комплексные учения и практические занятия, проводимые непосредственно по месту работы в соответствии с требованиями примерной программы обучения личного состава ГО ГО, утвержденной министром Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий 9 июля 2001 года.
В области защиты населения и территорий
Обеспечить дальнейшее совершенствование имеющейся нормативно-правовой базы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в интересах социальной и экономической стабильности на территориях региона.
Обеспечить контроль реализации принятой органами местного самоуправления нормативной правовой базы в области предупреждения чрезвычайных ситуаций, снижения рисков и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Продолжить дальнейшее развитие внештатной системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера путем создания на базе внештатных территориальных центров мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, локальных информационных сетей и баз данных с целью сбора, анализа и обмена информацией о складывающейся обстановке.
Осуществить заблаговременную, плановую подготовку и проведение комплекса мероприятий, направленных на снижение материального ущерба и исключение человеческих жертв в период циклических ЧС, характерных для города (паводок, лесные пожары, функционирование топливно-энергетического комплекса в зимних условиях).
Проводить целенаправленную работу в координационных советах по организации взаимодействия госнадзорных и контрольных органов по решению задач в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Основной формой деятельности в этом направлении считать совместные проверки с госнадзорными и контрольными органами потенциально опасных объектов экономики, гидротехнических сооружений и контроль за выполнением выданных предписаний.
Обеспечить дальнейшее совершенствование процедуры декларирования безопасности промышленных объектов с соблюдением сроков декларирования безопасности промышленных объектов и гидротехнических сооружений. Совместно с соответствующими территориальными органами Госгортехнадзора РФ завершить создание компьютерных баз данных потенциально опасных объектов, подлежащих декларированию безопасности, с последующим контролем хода выполнения мероприятий по вопросам декларирования безопасности.
Продолжить дальнейшее развитие страховой защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Координировать деятельность комиссий и служб ГО в проведении поиска и спасения людей, аварийно-спасательных работ, ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, вредных химических веществ и ликвидации последствий террористических актов.
Вести систематический контроль за лицензированием опасных видов деятельности и соблюдением установленного порядка по выдаче заключений о готовности объектов к локализации, ликвидации чрезвычайных ситуаций и достаточности мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Обеспечить выполнение мероприятий по созданию, сохранению и использованию системы страхового фонда документации на объектах повышенного риска и объектах систем жизнеобеспечения населения.
Совершенствовать информирование населения через средства массовой информации об опасных объектах, установках, взрыво- и химически опасных производствах и о рекомендуемых действиях в случаях аварий, выходящих за пределы промышленных объектов.
При подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций провести комплекс мероприятий, направленных на знание порядка действий граждан в случаях возникновения предпосылок к чрезвычайным ситуациям.
Организовать изучение и распространение отечественного и зарубежного опыта в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Инженерная защита населения
Планирование комплекса инженерно-технических мероприятий осуществлять, руководствуясь требованиями федеральных законов "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", "О гражданской обороне", "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", "О безопасности гидротехнических сооружений", других действующих нормативно-правовых актов и СНиП.
Осуществлять надзор и контроль за соблюдением законодательства РФ, требований нормативов и реализацией инженерно-технических мероприятий гражданской обороны и мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера при проектировании и строительстве зданий и сооружений промышленного и жилищно-гражданского назначения, гидротехнических и транспортных сооружений, коммунально-технических, технологических и иных инженерных систем и сооружений, планировке и застройке города.
Главной задачей считать обеспечение готовности существующих защитных сооружений ГО к приему укрываемых. Провести комплекс мероприятий, направленных на поддержание в рабочем состоянии систем жизнеобеспечения убежищ. Содержание защитных сооружений ГО организовать в строгом соответствии с временной инструкцией "О порядке учета и содержания защитных сооружений ГО" (1998 год).
Обеспечить сохранение накопленного фонда защитных сооружений, руководствуясь требованиями постановления Правительства РФ от 23.04.1994 N 359 "Об утверждении Положения о порядке использования объектов и имущества ГО приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями". Исключить случаи необоснованного и преждевременного списания защитных сооружений.
Организовать проведение государственной экспертизы в области защиты населения в соответствии с Приказом МЧС России от 31.07.2001 N 340 с целью внедрения норм инженерно-технических мероприятий и мероприятий по предупреждению ЧС.
Проводить внедрение инженерно-технических мероприятий ГО и разработку разделов "инженерно-технических мероприятий ГО и мероприятий по предупреждению ЧС проектов строительства" в ходе проектирования и строительства объектов промышленного и жилищно-гражданского назначения в соответствии с требованиями СНиП 2.01.90, СНиП 11-01-95, ВСН ГО 38-83, СП 11-107-98.
Обследование гидротехнических сооружений проводить в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.06.1997 N 716 "Об осуществлении государственного контроля за использованием и охраной водных объектов".
Контроль за выполнением мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки города и объектов экономики организовать и осуществлять совместно с заинтересованными организациями в соответствии со СНиП 2.01.53-84.
Медицинская защита
Обеспечить дальнейшую реализацию положений Федерального закона "О гражданской обороне", Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и других нормативно-правовых актов в области ГО, положения о федеральной медицинской службе ГО.
Организовать контроль за поддержанием в готовности к развертыванию в установленные сроки формирований медицинской службы ГО, содержанием запасов медицинских, материально-технических и других средств.
Особое внимание уделить восстановлению существующего фонда убежищ для личного состава, учреждений здравоохранения, защищенных стационаров для больных, в соответствии с предъявляемыми требованиями, обновлению и пополнению запасов средств индивидуальной защиты, радиационной и химической разведки.
Организовать взаимодействие учреждений и формирований медицинской службы ГО, создаваемых на базе учреждений здравоохранения Минздрава РФ, с учреждениями и формированиями медицинской службы ГО других органов местного самоуправления, организаций, независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности.
Совершенствовать систему организации проведения тренировок с учреждениями сети наблюдения и лабораторного контроля (СНЛК). При их планировании и проведении руководствоваться требованиями постановления Правительства РФ от 24.07.1995 N 738.
При проведении учений и тренировок предусматривать отработку вопросов приведения органов управления здравоохранением и учреждений в различные степени готовности, перевода медицинской службы ГО на работу в условиях военного времени, ликвидации последствий ЧС, организации медицинской помощи населению при возникновении массовых санитарных потерь при ведении военных действий и ЧС. Темы учений и тренировок определять исходя из местных условий.
Организовать контроль за подготовкой медицинских гражданских организаций ГО, подразделений территориального центра медицины катастроф.
Продолжить работу по разработке и реализации методических основ обучения и подготовки населения по оказанию первой медицинской помощи при ЧС и в условиях военного времени.
Продолжать совершенствовать систему взаимодействия формирований и учреждений медицинской службы ГО с аварийно-спасательными и другими формированиями служб ГО.
Продолжить работу по поддержанию на требуемом уровне медицинской техники и медицинского имущества "длительного хранения".
Радиационная, химическая, биологическая защита
Совершенствовать систему организации оповещения населения об угрозе радиационного, химического и биологического заражения и информирования его об обстановке при его возникновении, а также о порядке действий населения при том или ином виде заражения.
Активизировать работу по обеспечению условий создания локальных систем оповещения на потенциально опасных объектах.
Продолжить дальнейшее развитие системы радиационной, химической, биологической (бактериологической) (РХБ) разведки, наблюдения и контроля за зараженностью окружающей среды, продуктов питания и воды радиоактивными, отравляющими веществами, бактериологическими средствами (БС) и порядка сбора данных об РХБ обстановке.
Разработать мероприятия по обеспечению населения, проживающего в зонах возможного химического заражения отравляющими веществами (ОВ), двумя комплектами средств индивидуальной защиты (СИЗ): один - хранить по месту жительства, второй - в местах дневного пребывания (на работе, в школе, детских садах, магазинах и т.п.).
Предоставить населению возможность приобретения в установленном порядке в личное пользование СИЗ и дозиметров.
Обеспечить контроль за выполнением мероприятий по мерам безопасности при транспортировке РХБ опасных веществ по территории города. В связи с принятием Закона РФ от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" разработать свои предложения в "Положение о лицензировании перевозок автомобильным транспортом грузов в международном сообщении и в пределах РФ".
Во взаимодействии с территориальными органами ФСБ и МВД уточнить порядок действий в случаях ликвидации последствий террористических актов с применением радиоактивных, отравляющих веществ, бактериологических средств.
Принять меры по освежению и замене индикаторных средств, элементов питания к приборам радиационной и химической разведки и фильтров поглотителей к фильтро-вентиляционным установкам (ФВУ).
Система связи и оповещения
Продолжить развитие радиосвязи как основного вида связи, используемого для управлении силами и средствами при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и комплексное использование радио и проводной связи для организации управления на всей территории города в различных режимах функционирования.
В первом квартале 2002 году завершить создание локальных систем оповещения объектов экономики.
Проверку системы связи и автоматизированной системы оповещения проводить не реже одного раза в месяц.
Готовность узлов связи запасных пунктов управления к выполнению задач по своему предназначению отрабатывать при проведении комплексных радиотренировок с узлом связи Главного управления по делам ГО и ЧС Липецкой области - два раза в год.
По финансовым и материальным ресурсам
Основные усилия сосредоточить на активизации работы по созданию, накоплению и восполнению резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС природного и техногенного характера, а также контроль за их использованием.
При организации работы по созданию резервов финансовых средств, материальных ресурсов руководствоваться:
- постановлением Правительства РФ от 10.11.1996 N 1340 "О порядке создания и использования резервов материальных ресурсов при ликвидации ЧС природного и техногенного характера";
- постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2000 N 810 "О порядке выделения средств из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации ЧС и последствий стихийных бедствий";
- Методическими рекомендациями МЧС России 1996 г. по созданию, хранению, использованию и восполнению резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС природного и техногенного характера.
- постановлением Главы администрации города Липецка от 06.03.2000 N 978 "О порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время".
Резервы материальных ресурсов для ликвидации ЧС создавать исходя из реально прогнозируемых видов и масштабов ЧС, предполагаемого объема работ по их ликвидации, а также максимально возможного использования имеющихся сил и средств для ликвидации ЧС.
II. Оперативная подготовка
1. Особенности проведения мероприятий оперативной подготовки
Основные усилия в оперативной подготовке направить на:
- поддержание в готовности органов управления, комиссий и служб ГО к управлению подчиненными силами и средствами при переводе их с мирного на военное время и выполнению задач в любой обстановке;
- подготовку сил и средств органов управления к ликвидации чрезвычайных ситуаций, оперативное проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ;
- подготовку комиссий и служб ГО к согласованным действиям с другими органами управления, войсками и формированиями министерств и ведомств при выполнении задач по предназначению;
- совершенствование практических навыков командно-руководящего состава, командиров формирований в организации работы по выработке решений в условиях ограниченного времени, организации взаимодействия, всестороннего обеспечения действий и управления подчиненными силами и средствами в сложной обстановке;
- выработку оптимального алгоритма работы органов управлений комиссий и служб ГО и их совершенствование при организации и проведении мероприятий оперативной подготовки.
Основные мероприятия в службах ГО, на предприятиях, в учреждениях и организациях:
- специальные учения со службами гражданской обороны города продолжительностью до двух суток - не менее одного в год (когда не проводится командно-штабное учение (КШУ) с руководящим составом гражданской обороны города).
- КШУ или командно-штабные тренировки (КШТ) на предприятии, в учреждении или организации не менее одной в год, продолжительностью до двух суток.
- тактико-специальные учения (ТСУ) с гражданскими организациями гражданской обороны предприятий, учреждений и организаций продолжительностью не более 8 часов проводить в ходе проведения проверок и КШУ.
- командно-штабные учения или штабные тренировки с органами управления объекта один раз в год и продолжительностью до одних суток по теме "Перевод системы ГО объекта с мирного на военное время";
- тактико-специальные учения продолжительностью до 8 часов проводятся с формированиями один раз в три года, с формированиями повышенной готовности - один раз в год;
- комплексные учения продолжительностью до 2-х суток проводятся один раз в три года на предприятиях, в учреждениях и организациях, имеющих численность работников более 300 человек, и в лечебно-профилактических учреждениях, имеющих более 600 коек. В других организациях один раз в три года проводятся тренировки продолжительностью до 8 часов;
- объектовые тренировки - не менее 2-х в год;
- тренировки с учащимися общеобразовательных учреждений и учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования проводятся ежегодно. В общеобразовательных учебных заведениях ежегодные объектовые тренировки проводятся как "День защиты детей".
Тематику командно-штабных учений (тренировок) определять исходя из предназначения, направленности, особенностей города, смешанной тематики мирного и военного времени, а также освоения новых, более эффективных способов предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
При планировании и проведении учений исключить формальный подход к привлечению подразделений обозначения. Еще на стадии планирования тематика, место и время проведения учений должны взаимоувязываться с параметрами предстоящего учения (тренировки).
III. По подготовке аварийно-спасательных формирований
Подготовку спасателей организовывать и проводить в соответствии с Программой профессиональной подготовки спасателей МЧС России (1999 года издания) по общей и специальной тематике в местах постоянной дислокации поисково-спасательных формирований по дежурным сменам в период дежурства. К проведению занятий привлекать спасателей не ниже 2 класса, преподавателей (специалистов) образовательных учреждений, других организаций соответствующего профиля на договорной основе.
Учебная нагрузка должна составлять 3-4 учебных часа в течение одних дежурных суток и не менее 24 часов в месяц. Продолжительность учебного часа - 45 минут (Программа профессиональной подготовки спасателей МЧС России, издание 1999 года).
При проведении занятий основное внимание обратить на отработку твердых практических навыков и умений по предметам обучения и обязательному соблюдению правил и мер безопасности, особенно в сложных и особо опасных условиях.
Обучение спасателей на повышение квалификации проводить в учебно-методических центрах или иных учебных заведениях на договорной основе, а также на базе Российского центра подготовки спасателей.
Спасателей и специалистов поисково-спасательных формирований, подготовка которых требует специального обучения с выдачей соответствующих документов (водолазов, газоспасателей, водителей маломерных судов и др.) направлять для обучения в соответствующие имеющие лицензию образовательные учреждения на договорной основе.
Первоначальное обучение спасателей, вновь принятых на работу, проводить в соответствии с Программой первоначальной подготовки спасателей МЧС России (1999 года издания) на базе образовательных учреждений и в составе поисково-спасательных формирований.
Практические занятия проводить в каждом периоде обучения во время проведения учебных сборов.
На учениях и в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций отрабатывать вопросы взаимодействия с аварийно-спасательными формированиями органов местного самоуправления.
Новый учебный год начать с 3 января и завершить 30 ноября 2002 года. Зимний период обучения закончить 31 мая 2002 года. Летний период обучения начать с 1 июля 2002 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.