Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Липецкого областного Совета депутатов
от 14 ноября 2002 г. N 123-пс
Программа
развития системы негосударственного пенсионного обеспечения населения
в Липецкой области
О плане мероприятий по реализации Программы развития негосударственного пенсионного обеспечения населения в Липецкой области см. распоряжение Администрации Липецкой области от 20 января 2003 г. N 58-р
I. Паспорт Программы
Наименование Программы: |
Программа развития системы негосударственного пенсионного обеспечения населения в Липецкой области (далее - Программа) |
Основание для разработки: |
Постановление Правительства Российской Федерации от 7 августа 1995 г. N 790 "О мерах по реализации Концепции реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации", Постановление Правительства Российской Федерации от 20 мая 1998 г. N 463 "О Программе пенсионной реформы в Российской Федерации", Закон Российской Федерации от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах", распоряжение главы администрации области от 17.07.02 г. N 672-р "Об организации региональной системы негосударственного пенсионного обеспечения населения области" |
Государственный заказчик Программы: |
Администрация Липецкой области |
Разработчики Программы: |
Управление экономики администрации области. Управление социальной защиты населения администрации области. Управление труда и занятости населения администрации области |
Основной исполнитель и соисполнители Программы: |
Администрация Липецкой области совместно: - с органами местного самоуправления; - с работодателями; - с объединениями работодателей; - с профсоюзными организациями; - с негосударственными пенсионными фондами |
Основная цель Программы: |
Обеспечение социально-политической стабильности в обществе, повышение уровня жизни населения пенсионного возраста, формирование и развитие рыночных институтов и механизмов получения дополнительных гарантий по социальной защите граждан, развитие социального партнерства работодателей и работников, создание устойчивого источника долговременных финансовых ресурсов, позволяющих осуществлять социально- экономические проекты |
Основные задачи Программы: |
1. Проведение в Липецкой области государственной социальной политики по реформированию пенсионной системы. 2. Создание системы негосударственного пенсионного обеспечения населения. 3. Вовлечение в систему негосударственного пенсионного обеспечения работников предприятий и учреждений всех форм собственности, в т.ч. работников бюджетной сферы 4. Инвестирование пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов в экономику области. 5. Формирование областной правовой базы по вопросам негосударственного пенсионного обеспечения |
Сроки реализации Программы: |
I этап (2003-2004 годы): создание системы негосударственного пенсионного обеспечения; II этап (срок не ограничивается): реализация Программы |
Источники финансирования Программы: |
Средства предприятий и организаций. Средства областного и местных бюджетов. Средства населения |
Система организации контроля за исполнением Программы: |
Ежегодное рассмотрение на Совете администрации области, на сессии областного Совета депутатов |
II. Содержание проблемы и необходимость ее решения
1. Социальные аспекты проблемы. Анализ состояния пенсионного обеспечения
Переход к рыночной экономике и проводимые в связи с этим реформы затронули практически все сферы социально-экономических отношений.
Наиболее важным для членов общества направлением преобразований в социальной политике государства является реформирование пенсионной системы, затрагивающей интересы нескольких поколений на протяжении длительного времени.
Действовавшая до последнего времени государственная система пенсионного обеспечения, основанная на принципах солидарности поколений и распределения части доходов работающих граждан в пользу пенсионеров, перестала обеспечивать достойный уровень жизни нынешним, и, тем более, будущим поколениям.
Объективными причинами, обусловившими финансовую нестабильность пенсионной системы страны, являются:
- ее несоответствие изменившимся социально-экономическим условиям;
- ухудшение демографической ситуации, проявившееся в снижении численности населения, изменении соотношения между лицами, занятыми в экономике, и пенсионерами, сокращении продолжительности жизни;
- низкий по сравнению с развитыми странами возраст выхода на пенсию;
- наличие многочисленных льгот по возрасту;
- снижение роли заработной платы при исчислении размера пенсии, в результате чего у населения уменьшились стимулы к "зарабатыванию" пенсии.
В Липецкой области из общего числа пенсионеров - 366 тыс. человек, около 80% - пенсионеры по старости, в том числе, имеющие право на досрочное назначение трудовой пенсии - 55,0 тыс. человек или чуть более 19,0%. По городу Липецку - 30% всех получателей пенсии по старости получают досрочную трудовую пенсию.
Ниже прожиточного минимума получают пенсию около 92 тысяч неработающих пенсионеров, или четвертая часть от их общего числа.
Одновременно с ростом численности пенсионеров и размера пенсий в области, как и в целом по стране, сокращается численность работающих граждан. Уже на сегодня на одного пенсионера приходится менее двух работающих. Поскольку в ближайшие годы увеличение темпов рождаемости не прогнозируется, следует ожидать дальнейшее сокращение числа работающих и увеличения числа пенсионеров. К 2020 г. по оценкам разработчиков пенсионной реформы их число сравняется и на одного работающего будет приходиться один пенсионер.
Обеспеченность расходов на выплату страховой части трудовой пенсии поступлениями страховых взносов от предприятий и организаций области за первое полугодие 2002 года составила около 44%.
Анализ состояния пенсионного обеспечения позволяет выделить наименее социально защищенную категорию населения - работников бюджетной сферы. В отраслях: здравоохранение, социальное обеспечение, образование, культура и искусство занято 91,6 тыс. человек или более 21% от общего числа работающих. Работники бюджетной сферы получают самую низкую заработную плату, которая в среднем составила на 1 августа 2002 года 2084 руб., в том числе:
- в сфере здравоохранения и социального обеспечения | - 2289 руб. |
- в сфере образования | - 1900руб. |
- в сфере культуры и искусства | - 1800руб. |
Для сравнения средний размер заработной платы работников промышленности - 4612 руб., транспорта - 3989 руб., связи - 3344 руб.
Одной из основных задач, на решение которой направлены усилия федеральных органов государственной власти, является постепенное приближение базовой части пенсии к прожиточному минимуму пенсионера. В настоящее время размер базовой части пенсии составляет 450 руб., что значительно ниже величины прожиточного минимума (1103 руб.).
В целях планомерного реформирования действующей модели государственного пенсионного обеспечения с 1 января 2002 года вступили в силу законы Российской Федерации от 15.12.2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", предусматривающие введение накопительных элементов финансирования трудовых пенсий, пенсионного капитала, конвертацию пенсионных прав. Формирование пенсионных накоплений позволит снизить зависимость пенсионной системы от соотношения между лицами трудоспособного возраста и пенсионерами, тем самым повысив ее устойчивость перед неблагоприятными демографическими изменениями.
Однако, введение нового пенсионного законодательства не может единовременно и в короткий срок решить накопившиеся проблемы.
В связи с этим возникает необходимость в создании новой модели пенсионной реформы, привлечение к ее финансированию работодателей и граждан, развитии добровольного дополнительного пенсионного обеспечения, профессиональных пенсионных систем.
Система негосударственного пенсионного обеспечения (далее - НПО) начала свое формирование в 1992 году (Указ Президента РФ "О негосударственных пенсионных фондах" от 16 сентября 1992 г. N 1077) и действует на основании Федерального закона N 75-ФЗ от 7 мая 1998 г. "О негосударственных пенсионных фондах".
За 10 лет развития в системе НПО Российской Федерации получили лицензии более 380 негосударственных пенсионных фондов (далее - НПФ), из которых активно работают на рынке 263, суммарные пенсионные активы превысили 45 млрд. руб., а количество участников 4 млн. чел. Таким образом, в России реально сложился особый социально-финансовый институт, который специализируется на негосударственном пенсионном обеспечении.
В Липецкой области за период с 1994 года было зарегистрировано 6 негосударственных пенсионных фондов. Фактическую деятельность осуществляли только два фонда: негосударственные пенсионные фонды "Надежда" и "Социальное развитие".
НПФ "Надежда" был учрежден в 1995 году акционерным банком "Липецккредит". Однако в результате дефолта 1998 года банк, выполнявший роль управляющей компании, потерпел банкротство. Данное обстоятельство привело к финансовой несостоятельности фонда. Ликвидация фонда была проведена в соответствии с действующим законодательством. Требования кредиторов - физических лиц, были удовлетворены в размере 87% от заявленного основного долга и процентов по нему.
В 1997 году был зарегистрирован негосударственный пенсионный фонд "Социальное развитие", в состав учредителей которого вошел фонд имущества Липецкой области. Более динамичное развитие фонд получил начиная с 2000 года. В настоящее время активы фонда достигли 300 млн. руб., а численность участников - 51 тыс. человек.
Развитие системы НПО в рамках реализации реформы отечественной пенсионной системы позволит:
- приблизиться к размерам пенсий, применяемым к адекватным доходам граждан в трудоспособный период;
- решить проблему размера пенсий для тех, кому сейчас от 35 до 40 лет;
- принять участие с 2003 года в обязательном страховании льготных пенсий в рамках Профессиональных Пенсионных систем (далее - ППС);
- принять участие с 2004 года в обязательном страховании накопительной части трудовой пенсии (далее - НЧТП).
2. Оценка социально-экономической ситуации и имеющегося потенциала для развития системы негосударственного пенсионного обеспечения населения В последние годы финансовое положение предприятий и организаций в области значительно улучшилось. За январь-август 2002 года положительный сальдированный финансовый результат между прибылью и убытками крупных и средних организаций составил 11,6 млрд. руб. или 162% по отношению к объему прибыли за январь-август 2001 года. Значительный рост объемов сальдированной прибыли был достигнут в промышленности - в 1,7 р.
К позитивным итогам можно отнести увеличение оборотных активов предприятий, наполнение их денежными средствами. В январе-августе 2002 года улучшилась структура расчетов за оплаченную продукцию (работы, услуги) организаций. Доля расчетов денежными средствами в структуре оплаченной продукции имеет положительную динамику и составила на 01.09.02 г. более 96%.
Область является одним из немногих регионов России, не получающих трансферты из федерального бюджета и самостоятельно обеспечивающих свои текущие бюджетные расходы. Уровень самообеспеченности области составляет свыше 90%.
За январь-август текущего года доходы бюджета составили 5,8 млрд. руб. или 125% к уровню прошлого года.
Численность экономически активного населения области составляет 620 тыс. человек, из них занято в экономике - около 570 тыс. или 92%, оставшиеся 51 тыс. человек являются потенциальным резервом для пополнения численности занятых. Наибольший удельный вес приходится на работающих в промышленности и сельском хозяйстве, соответственно, 24% и 18%. В общей численности рабочих и служащих в отраслях экономики 49% составляют женщины. Их наибольшее число занято в здравоохранении, социальном обеспечении, народном образовании, информационно-вычислительном обслуживании, кредитовании, финансах и страховании, где удельный вес женщин составляет от 74% до 84%.
3. Характеристика нормативно-правовой базы негосударственного пенсионного обеспечения населения
Правовую основу системы негосударственного пенсионного обеспечения в РФ составляют:
- Концепция реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации, одобренная постановлением Правительства РФ N 790 от 07.08.1995 г.;
- Программа пенсионной реформы в Российской Федерации, одобренная постановлением Правительства Российской Федерации N 463 от 20.05.98 г.;
- Федеральный закон от 07.05.1998 г. N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах";
- Федеральный закон от 12.01.96 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях";
- Налоговый кодекс РФ часть вторая;
- Федеральный закон от 08.08.01 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"
- Постановление Правительства РФ от 22.07.02 N 546 "Об утверждении положения о лицензировании деятельности негосударственных пенсионных фондов";
- Постановление Правительства РФ от 04.07.02 N 495 "Об утверждении положения о лицензировании деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами";
- Постановление Правительства РФ от 13.12.99 N 1385 "Об утверждении требований к пенсионным схемам Негосударственных пенсионных фондов, применяемым для негосударственного Пенсионного обеспечения населения";
- Постановление Правительства РФ от 23.12.99 N 1432 "Об утверждении правил размещения пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов и контроля за их размещением";
- Постановление Правительства РФ от 07.03.00 N 194 "Об условиях антимонопольного контроля на рынке финансовых услуг и об утверждении методики определения оборота и границ рынка финансовых услуг финансовых организаций";
- приказы и инструкции Инспекции негосударственных пенсионных фондов при Министерстве труда и социального развития РФ.
Кроме этого, во исполнение положений Федерального закона от 15.12.01 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" Государственной Думой РФ 28.06.02 принят в первом чтении проект ФЗ "О внесении изменений и дополнений в ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах", подготовленный в целях реализации возможности участия негосударственных пенсионных фондов в качестве страховщиков в системе обязательного пенсионного страхования.
Финансирование развития региональной системы негосударственного пенсионного обеспечения должно осуществляться в соответствии с Уставом области, Бюджетным кодексом РФ, Законом Липецкой области "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Липецкой области", Законами об областном бюджете Липецкой области на очередной финансовый год.
III. Цели создания региональной системы негосударственного
пенсионного обеспечения населения в Липецкой области
Система негосударственного пенсионного обеспечения населения в Липецкой области позволит решить следующие задачи:
Социальные
Основными социальными целями системы являются:
- проведение в Липецкой области государственной социальной политики по реформированию пенсионной системы, создание многоуровневой системы пенсионного обеспечения;
- вовлечение в накопительную систему негосударственного пенсионного обеспечения работников бюджетной сферы как наименее социально-защищенной категории населения;
- решение круга вопросов, связанных с назначением и выплатой льготных пенсий, перевод выплаты льготных пенсий в сферу пенсионного обеспечения и создание профессиональных пенсионных систем как важнейшего звена социального и экономического партнерства государства, работодателя и работника.
В ходе внедрения системы предусматривается поиск новых форм и методов негосударственного пенсионного обеспечения для различных социальных групп населения области.
Интересы предприятия, организации, учреждения Участие в НПФ позволит руководству предприятия:
- решить проблему закрепления квалифицированных кадров и освобождения рабочих мест для более молодых работников;
- предупредить возникновение социальной напряженности в коллективах, связанной с неадекватной экономической ситуацией;
- реализовать возможность материального стимулирования отдельных категорий работников, внесших наибольший вклад в развитие предприятия;
- снизить налоговое бремя для предприятия за счет существующих в соответствии с федеральным законодательством льгот по налогу на прибыль (совокупная сумма платежей по договорам негосударственного пенсионного обеспечения и долгосрочного страхования жизни работников учитывается в целях налогообложения в размере, не превышающем 12% расходов на оплату труда).
Кроме того, действующее законодательство предоставляет право органам государственной власти и органам местного самоуправления в пределах своей компетенции оказывать предприятиям и организациям, участвующим в системе НПО, экономическую поддержку в различных формах, в том числе:
предоставление льгот по уплате региональных и местных налогов, сборов и платежей;
предоставление иных льгот, в том числе полное или частичное освобождение от платы за пользование государственным и муниципальным имуществом.
Интересы работника
Интерес работника в данной ситуации определяется, прежде всего, в гарантированности сохранения постоянного и достаточного (социально-справедливого, учитывающего индивидуальные условия труда, стаж работы, уровень оплаты труда в течение всех лет работы и социальный статус работника) дохода при потере работником трудоспособности по причине наступления инвалидности или старости, а также возможностью по условиям заключаемого пенсионного договора защиты интересов членов семьи работника в случае его смерти. Негосударственная пенсия, получаемая по пенсионным основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, не учитывается при определении совокупного дохода участника системы.
Инвестиционные цели
Организация системы негосударственного пенсионного обеспечения создаст устойчивый источник долговременных финансовых ресурсов, позволяющих осуществлять социально-экономические проекты, привлечет предприятия к участию в инвестиционных программах области, даст возможность использовать в экономике области средства, направляемые на обязательное страхование, через профессиональные пенсионные системы.
Организационно-управленческие цели
Использование нормативно-правовых и финансовых рычагов, предусмотренных системой негосударственного пенсионного обеспечения, позволит реально заинтересовать предприятия и организации в совершенствовании механизма социального партнерства, повышении эффективности управления.
Интересы области
Стратегические интересы области заключаются, прежде всего, в формировании социально-ответственного механизма повышения уровня жизни пенсионеров, гарантированности получения ими дополнительной пенсии, вовлечении в систему негосударственного пенсионного обеспечения предприятий и учреждений всех форм собственности, в том числе и работников бюджетной сферы.
Важное значение имеет проведение единой государственной политики по реформированию пенсионной системы, создание многоуровневой системы пенсионного обеспечения.
Кроме того, инвестирование пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов - участников Программы в экономику области даст новый импульс ее развитию.
IV. Основные направления по организации и развитию системы
негосударственного пенсионного обеспечения в Липецкой области
1. Правовое регулирование системы негосударственного пенсионного обеспечения населения#
Определение на конкурсной основе в соответствии с Законом Липецкой области "О закупках и поставках продукции для областных нужд" и соответствующими актами органов местного самоуправления негосударственного пенсионного фонда - исполнителя Программы, заключение договора с негосударственным пенсионным фондом о негосударственном пенсионном обеспечении работников бюджетной сферы, проводимом с участием бюджетных средств.
Участие администрации области в лице комитета по управлению госимуществом Липецкой области в составе учредителей негосударственного пенсионного фонда - исполнителя Программы.
Обеспечение взаимодействия всех сторон социального партнерства при реализации Программы развития системы негосударственного пенсионного обеспечения населения, используя механизм заключения Областного трехстороннего соглашения между администрацией Липецкой области, Федерацией профсоюзов, объединениями работодателей.
Обеспечение контроля за деятельностью на территории области негосударственных пенсионных фондов в соответствии с Декларацией о взаимодействии между Инспекцией негосударственных пенсионных фондов при Министерстве труда и социального развития Российской Федерации и администрацией Липецкой области.
Разработка Положения о порядке установления и выплаты ежемесячной негосударственной пенсии работникам бюджетной сферы.
2. Территориальная система дополнительного пенсионного обеспечения Система негосударственного пенсионного обеспечения в регионе - это совокупность прав и обязанностей юридических и физических лиц, результатом взаимодействия которых является обеспечение выплаты дополнительной пенсии для граждан, достигших пенсионного возраста.
Участники системы выполняют контролирующие, управленческие, финансирующие, инвестиционные и учетные функции. Функционально участников системы можно подразделить на:
- представительные органы (областной Совет депутатов, представительные органы местного самоуправления);
- исполнительные органы (администрация области и органы местного самоуправления);
- контролирующие органы;
- негосударственные пенсионные фонды - особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительным видом деятельности которой является негосударственное пенсионное обеспечение участников фонда на основании договоров о негосударственном пенсионном обеспечении населения с вкладчиками фонда в пользу участников фонда;
- плательщиков взносов - вкладчиков: юридические или физические лица, являющиеся сторонами пенсионного договора и перечисляющие пенсионные взносы в пользу назначенных им участников. Вкладчик в пользу работников бюджетной сферы - администрация Липецкой области, являющаяся стороной пенсионного договора и перечисляющая пенсионные взносы в пользу работников бюджетной сферы Липецкой области;
- управляющие компании - коммерческая организация в форме хозяйственного общества, получившая в установленном порядке необходимые разрешения (лицензии) и осуществляющая управление пенсионными резервами фонда (фондов) на основании заключенного с фондом (фондами) договора;
- участников - физических лиц, являющихся гражданами Российской Федерации, которым в силу заключенного между вкладчиками и фондами пенсионного договора должны производиться или производятся выплаты негосударственных пенсий. Участник может выступать вкладчиком в свою пользу;
- депозитарии - профессиональные участники рынка ценных бумаг, осуществляющие депозитарную деятельность, которой признается оказание услуг по хранению сертификатов ценных бумаг и (или) учету и переходу прав на ценные бумаги. Депозитарием может быть только юридическое лицо.
3. Экономическое регулирование развития системы негосударственного пенсионного обеспечения населения#
В целях экономического регулирования развития системы негосударственного пенсионного обеспечения необходимо:
- разработать механизм льготного налогообложения участников системы НПО, в т.ч. в вопросах арендной платы за пользование государственным и муниципальным имуществом;
- обеспечить бюджетное финансирование Программы в соответствии с заключенными договорами о негосударственном пенсионном обеспечении работников бюджетной сферы.
4. Ожидаемые результаты и значение системы
Сегодняшнее состояние экономики в стране и в области, несмотря на имеющиеся положительные тенденции в ее развитии, отражается на социальном положении населения области, включая и его пенсионное обеспечение. Региональная система негосударственного пенсионного обеспечения населения позволит:
- существенно повысить уровень социальной защиты населения, создать необходимые гарантии социального спокойствия в обществе;
- сформировать необходимые пенсионные резервы для реализации долгосрочных экономических проектов;
- создать условия для формирования реального источника дополнительной пенсии, помимо государственной;
- оказать реальное влияние на процессы воспроизводства и развития экономики области#
- создать новые рабочие места через реализацию инвестиционных проектов. Создание наряду с государственной системой системы негосударственного пенсионного обеспечения, построенной по принципу накопления, позволит решить проблему, связанную с созданием крупного внутреннего инвестора региональной экономики.
V. Структура системы пенсионного обеспечения в Липецкой области
В соответствии с разработанной Правительством Российской Федерации Программой пенсионной реформы в Российской Федерации (постановление Правительства Российской Федерации от 20 мая 1998 г. N 463) соответствующие нормативные правовые акты Российской Федерации предусматривают многоуровневый характер пенсионного обеспечения в Российской Федерации:
I уровень. Государственные пенсии
1. Базовая пенсия. Для всех граждан.
2. Трудовая (страховая) пенсия.
3. Накопительная пенсия. Для граждан моложе 50 лет (до двух процентов от единого социального налога для граждан 35-50 лет; до шести процентов для граждан моложе 35 лет).
II уровень. Пенсия предприятий
1. Предприятие выступает на добровольной основе вкладчиком в пользу своих работников, в том числе бывших, при этом пользуется существующими налоговыми льготами.
2. С 2003 года предприятие будет обязано в рамках профессиональной пенсионной системы дополнительно перечислять пенсионные взносы в пользу своих работников, занятых на местах с особыми условиями труда, в Пенсионный фонд Российской Федерации или негосударственный пенсионный фонд (по выбору).
III уровень. Добровольная пенсия работников
Дополнительно работники сами могут выступать вкладчиками в свою пользу в негосударственном пенсионном фонде.
Базовые пенсии, выплачиваемые Пенсионным фондом Российской Федерации, планируется предоставить всем гражданам Российской Федерации независимо от наличия трудового стажа. Предполагается, что они в перспективе заменят социальные пенсии.
Трудовые (страховые) пенсии, выплачиваемые Пенсионным фондом Российской Федерации, будут назначаться в зависимости от продолжительности и величины взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на основе введения персонифицированного учета по достижении пенсионного возраста.
Накопительные пенсии рассматриваются как дополнительные по отношению к государственному пенсионному обеспечению, при этом важная роль в их формировании и проведении выплат отводится негосударственным пенсионным фондам.
В этих целях приняты Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах" от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ, ряд постановлений и других нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, направленных на его реализацию, определен государственный орган, уполномоченный осуществлять государственное регулирование и контроль за деятельностью негосударственных пенсионных фондов (Инспекция негосударственных пенсионных фондов при Министерстве труда и социального развития Российской Федерации).
1. Негосударственное пенсионное обеспечение.
Система негосударственного пенсионного обеспечения в области должна представлять собой совокупность организаций и лиц, имеющих права и обязанности, результатом деятельности которых является обеспечение гражданам выплаты негосударственной пенсии.
Система может стать частью долгосрочной программы социально-экономического развития области и в этом качестве рассматривается прежде всего как средство социальной защиты граждан. Для достижения этой цели необходимо:
- обеспечить доступность для населения услуг негосударственного пенсионного фонда, создать условия для реального выбора гражданами между услугами государственной и негосударственной пенсионных систем;
- развивать государственную систему контроля, защиты и гарантий прав граждан в сфере негосударственного пенсионного обеспечения;
- создать ощутимые экономические и социальные стимулы участия предприятий и граждан в негосударственном пенсионном обеспечении, включая упорядочение налогообложения.
Учитывая социальную значимость системы негосударственного пенсионного обеспечения, базовыми принципами ее функционирования должны быть: прозрачность, информационная доступность, контролируемость, высокий профессионализм специалистов.
2. Профессиональное пенсионное обеспечение.
Профессиональное пенсионное обеспечение работников будет осуществляться работодателями, имеющими вредные производства и особые условия труда, дающее право на льготную пенсию, в соответствии с федеральным законодательством, в том числе и с участием НПФ, осуществляющих свою деятельность на территории области.
3. Обязательное пенсионное страхование накопительной части трудовой пенсии.
Обязательное пенсионное страхование накопительной части трудовой пенсии регулируется Федеральным законом от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". Согласно данного закона, начиная с 1 января 2004 года, застрахованное лицо вправе в порядке, установленном федеральным законом, отказаться от получения накопительной части трудовой пенсии из Пенсионного Фонда Российской Федерации и передать свои накопления в негосударственный пенсионный фонд. Федеральным законом от 24.07.2002 г. N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" предусматривается, что особенности правового положения негосударственных пенсионных фондов, осуществляющих деятельность по обязательному пенсионному страхованию, порядок осуществления такой деятельности и целый ряд требований к негосударственным пенсионным фондам устанавливаются федеральным законом.
VI. Ресурсное обеспечение программы
Финансирование Программы осуществляется:
- из средств бюджета - при осуществлении пенсионных взносов в пользу работников бюджетной сферы при наличии соответствующих договоров с негосударственным пенсионным фондом и осуществлении пенсионных взносов в пользу назначаемых участников;
- из средств предприятий Липецкой области - при осуществлении добровольных пенсионных взносов в пользу работников своих предприятий и пенсионеров - бывших работников предприятий;
- из средств фондов и общественных объединений, дополнительных доходов, благотворительных взносов - при осуществлении добровольных пенсионных взносов в пользу определяемых дополнительно наименее социально защищенных категорий населения Липецкой области;
- из средств предприятий - при осуществлении обязательных страховых взносов на финансирование профессиональных пенсионных систем;
- из средств пенсионных накоплений, предусмотренных для финансирования накопительной части трудовой пенсии, а также накопительной части негосударственной пенсии.
Финансирование дополнительного пенсионного обеспечения осуществляется как за счет взносов работодателей, так и с участием работников. Объем финансовых ресурсов, который может быть аккумулирован в негосударственной пенсионной системе области, составляет в условиях текущего года до 1,7 млрд. руб.
Общая сумма пенсионных взносов в пользу участников системы негосударственного пенсионного обеспечения области - работников бюджетной сферы определяется Законом "Об областном бюджете Липецкой области" на очередной финансовый год.
Развитие многоуровневой региональной пенсионной системы предполагает систематическое продление действия Программы для обеспечения более полного участия в ней различных категорий работников, в том числе всех работников бюджетной сферы Липецкой области.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Липецкого областного Совета депутатов от 14 ноября 2002 г. N 123-пс "О Программе развития системы негосударственного... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.