Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Липецкого областного Совета депутатов
от 27 ноября 2003 г. N 392-пс
Программа
государственной поддержки торгового обслуживания сельского населения
Липецкой области в 2004-2005 г.г.
24 июня, 23 сентября 2004 г., 26 мая 2005 г.
I. Паспорт Программы
/-----------------------------------------------------------------------\
|Наименование | Программа государственной поддержки торгового |
|Программы: | обслуживания сельского населения Липецкой |
| | области в 2004-2005 г.г. (далее - Программа) |
|----------------------+------------------------------------------------|
|Основание для | Закон Липецкой области от 08.01.2003 г. |
|разработки: | N 27-ОЗ "О программе экономического и |
| | социального развития Липецкой области |
| | на 2003 год" |
|----------------------+------------------------------------------------|
|Государственный | Администрация Липецкой области |
|заказчик | |
|Программы: | |
|----------------------+------------------------------------------------|
|Разработчик | Департамент потребительского рынка |
|Программы: | администрации Липецкой области |
|----------------------+------------------------------------------------|
|Исполнители | Департамент потребительского рынка |
|Программы: | администрации Липецкой области, |
| | комитет по развитию малого бизнеса |
| | администрации Липецкой области, органы |
| | местного самоуправления |
|----------------------+------------------------------------------------|
|Основная цель | Улучшение торгового обслуживания |
|Программы: | сельского населения путем обеспечения |
| | территориальной и ценовой доступности |
| | торговых услуг, выравнивания уровня |
| | торгового обслуживания сельского и |
| | городского населения, развития |
| | инфраструктуры потребительского рынка |
| | в сельской местности на основе |
| | совершенствования размещения и видового |
| | разнообразия торговых предприятий, |
| | создания благоприятных экономических |
| | условий для повышения эффективности |
| | деятельности предприятий торговли в |
| | сельской местности |
|----------------------+------------------------------------------------|
|Основные задачи | Создание экономических и организационных |
|Программы: | условий для устойчивого развития |
| | торгового обслуживания сельского |
| | населения области. Создание конкурентной |
| | среды в сфере торгового обслуживания на |
| | селе, способствующей привлечению |
| | субъектов малого бизнеса в данную сферу |
| | деятельности. Создание благоприятных |
| | экономических условий для повышения |
| | эффективности деятельности предприятий |
| | торговли. Содействие созданию новых |
| | предприятий торгового обслуживания |
| | населения в сельской местности на основе |
| | привлечения инвестиций. Повышение |
| | благосостояния и занятости сельского |
| | населения |
|----------------------+------------------------------------------------|
|Сроки | 2004-2005 годы |
|реализации | |
|Программы: | |
|----------------------+------------------------------------------------|
|Объемы и | Потребность в финансовых средствах на |
|источники | реализацию мероприятий Программы из |
|финансирования | средств областного бюджета составляет |
|Программы: | 50,66 млн. руб., в том числе: |
| | 2004 год - 25,55 млн. руб.; |
| | 2005 год - 25,11 млн. руб. |
| | Основными источниками финансирования |
| | Программы являются средства областного |
| | бюджета в соответствии с законом об |
| | областном бюджете на соответствующий год. |
| | Объемы бюджетного финансирования будут |
| | уточняться процессе принятия бюджета на |
| | соответствующий год. В максимальном |
| | варианте бюджетного финансирования будут |
| | задействованы все мероприятия и |
| | направления, в мцинимальном - только те, |
| | которые являются наиболее необходимыми |
|----------------------+------------------------------------------------|
|Контроль за | Ежегодное рассмотрение на Совете |
|исполнением | администрации области |
|Программы: | |
|----------------------+------------------------------------------------|
|Ожидаемые | Улучшение торгового обслуживания |
|конечные | сельского населения позволит |
|результаты | увеличить объемы оборота розничной |
|реализации | торговли в сельских населенных пунктах |
|Программы: | области по сравнению с 2002 годом: |
| | в 2004 г. - до 105,4%; |
| | в 2005 г. - до 110,2%. |
| | Создание в сельских населенных пунктах |
| | торговой инфраструктуры на основе |
| | разнообразия субъектов торговой |
| | деятельности. Выравнивание уровня |
| | торгового обслуживания сельского |
| | и городского населения. Создание |
| | дополнительных рабочих мест |
\-----------------------------------------------------------------------/
Введение
Программа государственной поддержки торгового обслуживания сельского населения Липецкой области в 2004-2005 гг. основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Устава Липецкой области Российской Федерации и других нормативных правовых актах, регулирующих деятельность в сфере торговли и общественного питания.
Наметившееся оживление и положительная динамика развития основных отраслей экономики привели к устойчивому позитивному состоянию потребительского рынка области.
За последние годы в области наблюдается положительная тенденция роста объемов продаж. Активно развивается и совершенствуется материально-техническая база торговли и общественного питания. Внедряются новые прогрессивные формы и методы торгового обслуживания населения. Насыщенность предприятий торговли товарами народного потребления носит стабильный, сбалансированный характер, основной чертой которого является отсутствие товарного дефицита.
Вместе с тем позитивные изменения в сфере торговли и общественного питания коснулись в основном торгового обслуживания городского населения. Развитие потребительского рынка на селе осуществляется значительно медленнее и сопровождается рядом негативных проявлений. Как социально ориентированная система, потребительская кооперация постепенно снижает свою значимость в торговом обслуживании сельского населения. Удельный вес розничного оборота потребительских обществ в сельской местности имеет постоянную тенденцию к снижению. В то же время субъекты малого предпринимательства экономически не заинтересованы развивать торговую деятельность в отдаленных и малонаселенных пунктах. Совокупность этих факторов приводит к ухудшению торгового обслуживания сельского населения.
Для стимулирования и развития торговых процессов в сельской местности необходимо создать конкурентоспособную торговую инфраструктуру на принципах рыночного разнообразия субъектов торговой деятельности, способствующую максимальному удовлетворению потребностей сельских жителей в товарах народного потребления и услугах общественного питания.
1. Оценка состояния торгового обслуживания сельского населения
Липецкой области
Средняя численность сельского населения в 2002 году составляла 431,6 тысячи человек, или 35% от общей численности населения области.
Торговым обслуживанием сельского населения занято около 3,7 тысячи предприятий торговли, общественного питания различных организационно-правовых форм. В районах функционирует 21 рынок и 26 мини-рынков (торговых площадок).
Становление рыночных отношений в сфере торговли привело к значительным структурным изменениям. Прирост сети предприятий торговли и общественного питания происходит в основном за счет субъектов малого предпринимательства. При этом количество стационарных торговых предприятий потребительской кооперации постоянно сокращается. Если на 01.01.90 г. в системе потребительской кооперации насчитывалось 1739 магазинов, то на 01.01.2003 г. - 955.
Сокращение торговых предприятий происходит из-за низкой рентабельности и убыточности торгового обслуживания в отдаленных селах. По той же причине индивидуальные предприниматели не заинтересованы открывать свои предприятия в этих населенных пунктах.
В результате более половины сельских населенных пунктов области не имеют торговых предприятий. В Воловском районе около 20% сельских жителей не обслуживается предприятиями розничной торговли, в Добринском, Долгоруковском, Чаплыгинском - до 10% сельского населения. В эти села организуются выезды автолавок потребительской кооперации и предпринимателей. Но 167 сельских населенных пунктов области вообще не охвачено торговым обслуживанием. Наибольшее число таких населенных пунктов - в Добринском, Измалковском, Долгоруковском районах. Население этих сел и деревень вынуждено приобретать товары первой необходимости в ближайших сельских населенных пунктах.
Количество населенных пунктов, не имеющих торговых предприятий
N п/п |
Наименование районов |
Количест- во населен- ных пунктов - всего по району |
Средняя численность сельского населения (без рай. центров) |
Населенные пункты, не имеющие торговых предприятий |
|||
Всего | в т.ч. не охваченных торговым обслуживанием |
||||||
Количество населенных пунктов |
Доля в общей численности населенных пунктов района (%) |
Количество населенных пунктов |
Доля в общей численнос- ти населенных пунктов района (%) |
||||
1 | Волжский | 76 | 12713 | 51 | 67,1 | 15 | 19,7 |
2 | Грязинский | 56 | 26360 | 17 | 30,4 | 8 | 14,3 |
3 | Данковский | 138 | 17100 | 79 | 57,2 | - | - |
4 | Добринский | 114 | 30582 | 52 | 45,6 | 44 | 38,6 |
5 | Добровский | 43 | 20847 | 15 | 34,9 | - | - |
6 | Долгоруковский | 95 | 15540 | 62 | 65,3 | 20 | 21,1 |
7 | Елецкий | 90 | 30091 | 46 | 51,1 | 15 | 16,7 |
8 | Задонский | 117 | 26682 | 50 | 42,7 | - | - |
9 | Измалковский | 119 | 14643 | 78 | 65,5 | 35 | 29,4 |
10 | Краснинский | 83 | 11678 | 53 | 63,9 | - | - |
11 | Лебедянский | 86 | 24137 | 39 | 45,3 | - | - |
12 | Лев-Толстовский | 43 | 8777 | 21 | 48,8 | - | - |
13 | Липецкий | 85 | 48824 | 27 | 31,8 | 8 | 9,4 |
14 | Становлянский | 115 | 15186 | 68 | 59,1 | - | - |
15 | Тербунский | 74 | 17062 | 35 | 47,3 | 5 | 6,8 |
16 | Усманский | 60 | 33484 | 26 | 43,3 | - | - |
17 | Хлевенский | 45 | 15784 | 17 | 37,8 | 13 | 28,9 |
18 | Чаплыгинский | 97 | 22203 | 64 | 66,0 | 4 | 4,1 |
Итого | 1536 | 391693 | 800 | 52,1 | 167 | 10,9 |
В 2002 году оборот по всем каналам реализации в сельских населенных пунктах составил 4,7 млрд. руб., или в сопоставимых ценах к уровню 2001 года 101% (темп роста по области - 104%).
Анализ динамики оборота розничной торговли и общественного питания по городам и сельским нацеленным пунктам в сопоставимых ценах за период 1990-2002 гг. показывает, что в 2002 году в городах области он достиг уровня 1990 года. В то же время оборот торговых предприятий в сельских населенных пунктах имеет устойчивую тенденцию к снижению.
В 2002 г. удельный вес оборота торговли в сельской местности составил 11% от оборота в целом по области, или сократился более чем в 2 раза по сравнению с 1990 годом.
Оборот розничной торговли и общественного питания на душу населения в сельских населенных пунктах сложился в сумме 9,1 тыс. руб. при среднеобластном показателе 19,2 тыс. руб. В 1990 году уровни потребления товаров жителями городов и сельской местности были практически одинаковы. В настоящее время уровень потребления товаров жителями городов более чем в 2 раза превышает уровень потребления товаров сельскими жителями.
Предприятиями потребительской кооперации в 2002 году продано товаров и оказано услуг общественного питания на душу населения на сумму 2,6 тыс. руб.
Ситуация с обеспечением сельского населения продовольственными товарами остается стабильной и характеризуется наличием в продаже всех групп продуктов питания.
Однако торговые предприятия по продаже непродовольственных товаров в основном сосредоточены в районных центрах и специализируются на ограниченном количестве групп товаров хозяйственных, галантерейных, стройматериалах, школьно-письменных принадлежностях, а жители сел и деревень не имеют возможности приобрести даже необходимые товары повседневного спроса одежду, обувь массового спроса, ткани, нитки, иголки, электролампочки, зубные щетки, посуду и т.д.
Роль системы потребительской кооперации в удовлетворении потребностей сельского населения в товарах народного потребления систематически снижается. Удельный вес оборота розничной торговли предприятий потребительской кооперации в торговом обороте сельских населенных пунктов в 2002 г. составил 21%, доля непродовольственных товаров в структуре оборота - от 6% до 16%.
Около 30% предприятий потребительской кооперации убыточны, за 2002 год общая сумма убытков составила 2,5 млн. руб. Несмотря на это, потребительские общества продолжают содержать эти торговые предприятия.
Развитие торговой деятельности в сельской местности сдерживается рядом неблагоприятных факторов недостатком собственных оборотных средств торговых предприятий значительными транспортными издержками, низкой платежеспособностью населения, недостатком квалифицированных кадров, невысокой заработной платой работников торговли.
Одним из источников повышения доходов сельских жителей является развитие сельских подворий. За 2002 год предприятиями потребительской кооперации закуплено у населения сельскохозяйственной продукции и сырья на сумму 160 млн. руб. В целях увеличения доходов сельских жителей необходимо дальнейшее комплексное решение задач по возрождению закупочной деятельности, расширению в сельской местности сети магазинов - заготовительных пунктов, в которых можно обменять сельскохозяйственную продукцию на товары.
2. Основные направления государственной поддержки торгового
обслуживания сельского населения Липецкой области в 2004-2005 гг.
2.1. Субсидирование процентной ставки по банковским кредитам, полученным для реализации предпринимательских инвестиционных проектов, направленных на развитие сети предприятий торговли, общественного питания и заготовительных пунктов в сельских населенных пунктах.
Средства будут выделены в рамках исполнения Программы поддержки малого предпринимательства в Липецкой области с изменениями и дополнениями к ней. Государственная поддержка будет оказываться на конкурсной основе в виде субсидирования процентной ставки по банковским кредитам, полученным для реализации инвестиционных проектов в приоритетных для области направлениях предпринимательской деятельности, в том числе в сфере развития торговли, общественного питания и заготовительной деятельности.
2.2. Приобретение автотранспортных средств (хлебных фургонов и автолавок) для обслуживания сельских населенных пунктов, не охваченных торговым обслуживанием.
Автотранспортные средства приобретаются за счет средств областного бюджета и передаются в муниципальную собственность в соответствии с Законом Липецкой области от 04.12.98 г. N 16-ОЗ "О порядке приема и передачи объектов государственной (областной) и муниципальной собственности" согласно приложению N 2.
Передача автотранспортных средств в пользование организациям, осуществляющим развозную торговлю, производится органами местного самоуправления на конкурсной основе.
В конкурсные комиссии включаются представители муниципальных образований, на территории которых будет осуществляться развозная торговля.
В маршруты развозной торговли могут включаться сельские населенные пункты, имеющие стационарную торговую сеть и расположенные по пути следования автотранспортных средств в сельские населенные пункты, не охваченные торговым обслуживанием.
Постановлением Липецкого областного Совета депутатов от 23 сентября 2004 г. N 587-пс в пункт 2.3 настоящей программы внесены изменения
2.3. Субсидирование процентной ставки по банковским кредитам, полученным субъектами торговой деятельности для закупки товаров непродовольственной группы с целью продажи их в сельских населенных пунктах (кроме районных центров, рынков, торговых площадок (мини-рынков).
Субсидирование процентной ставки по банковским кредитам, полученным субъектами торговой деятельности для закупки товаров непродовольственной группы с целью продажи их в сельских населенных пунктах (кроме районных центров, рынков, торговых площадок (мини-рынков), осуществляется за счет средств областного бюджета в форме возмещения победителю (победителям) конкурса процентов за банковский кредит, полученный в текущем финансовом году (не позднее 1 декабря), в размере, установленном в кредитном договоре, но не выше ставки рефинансирования Центрального Банка РФ за за период действия договора.
Возмещение предоставляется заемщикам в декабре соответствующего финансового года за весь срок пользования кредитом.
Победителями конкурса в рамках одного района могут признаваться несколько претендентов.
Постановлением Липецкого областного Совета депутатов от 23 сентября 2004 г. N 587-пс в пункт 2.4 настоящей программы внесены изменения
2.4. Компенсация транспортных расходов (затрат на приобретение автомобильного топлива) по доставке товаров для розничной торговли в населенных пунктах области, расположенных далее 11 километров от районных центров и с численностью проживающего в них населения менее 300 человек.
В целях стимулирования доставки товаров в отдаленные и малонаселенные пункты, снижения убыточности торговых предприятий, расположенных в них, создания равных условий хозяйствования субъектам торговой деятельности в городской и сельской местности, из средств областного бюджета предусматривается компенсация транспортных расходов (затрат на приобретение автомобильного топлива) по доставке товаров для розничной торговли в населенных пунктах области, расположенных далее 11 километров от районных центров и с численностью проживающего в них населения менее 300 человек (далее - отдаленные и малонаселенные пункты).
Компенсация транспортных расходов (затрат на приобретение автомобильного топлива), произведенных в отчетном финансовом году, будет предоставляться субъектам торговой деятельности, осуществляющим в отдаленных и малонаселенных пунктах розничную торговлю.
Компенсация транспортных расходов (затрат на приобретение автомобильного топлива) предоставляется администрацией Липецкой области 2 раза в год (за 1-е полугодие и 2-е полугодие отчетного финансового года).
Сумма средств, направляемая на компенсацию транспортных расходов (затрат на приобретение автомобильного топлива), будет предоставляться раздельно по населенным пунктам, в которых:
- не имеется торговых предприятий;
- имеется одно торговое предприятие;
- имеется более одного торгового предприятия.
Компенсация транспортных расходов (затрат на приобретение автомобильного топлива) по доставке товаров для розничной торговли в отдаленных и малонаселенных пунктах, не имеющих торговых предприятий, предоставляется по результатам конкурса на организацию развозной торговли в соответствии с маршрутами кольцевого завоза, схемы которых утверждаются органами местного самоуправления.
Компенсация транспортных расходов (затрат на приобретение автомобильного топлива) по доставке товаров для розничной торговли в отдаленных и малонаселенных пунктах, в которых имеется одно торговое предприятие, предоставляется этому торговому предприятию.
Компенсация транспортных расходов (затрат на приобретение автомобильного топлива) по доставке товаров для розничной торговли в отдаленных и малонаселенных пунктах, имеющих более одного торгового предприятия предоставляется по результатам конкурса на лучшую организацию розничной торговли данными торговыми предприятиями в соответствии с условиями конкурса.
Постановлением Липецкого областного Совета депутатов от 26 мая 2005 г. N 822-пс раздел 2 настоящей Программы дополнен пунктом 2.5
2.5. Проведение исследования состояния потребительского рынка на территории Елецкого района и г. Ельца в качестве пилотного проекта для улучшения обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания.
Исследование состояния потребительского рынка на территории Елецкого района и г. Ельца, включая проведение анализа существующей инфраструктуры указанной сферы, выявление особенностей потребительского поведения на местном рынке в отношении приобретения товаров, пользования услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания. Оценка перспективного развития потребительского рынка данного региона с целью улучшения обеспечения населения указанными услугами, выравнивания уровня торгового обслуживания сельского и городского населения.
Исследование проводится совместно с органами местного самоуправления, научными образовательными организациями (учреждениями) области и другими организациями, имеющими опыт в изучении проблем развития потребительского рынка.
3. Ожидаемые результаты реализации Программы
Реализация Программы позволит достичь следующих результатов:
- улучшить торговое обслуживание сельского населения, особенно в отдаленных и малонаселенных пунктах;
- обеспечить широкий ассортимент непродовольственных товаров на сельском потребительском рынке;
- содействовать развитию предпринимательской деятельности в сфере торговли в сельских населенных пунктах;
- сформировать оптимальную инфраструктуру отрасли, способствующую снижению цен на потребительские товары, через привлечение в сферу торговли предприятий различных организационно-правовых форм;
- стабилизировать финансовое состояние субъектов торговой деятельности на селе;
- привлечь ресурсы из внебюджетных источников для развития торговли и общественного питания в сельской местности;
- создать и сохранить рабочие места для сельского населения;
- расширить налогооблагаемую базу для повышения доходной части консолидированного бюджета.
Развитие торговли позволит повысить потребительский спрос на товары местных перерабатывающих предприятий, будет способствовать возрождению производства товаров народного потребления промышленными предприятиями области.
Ежегодное увеличение оборота розничной торговли по сельским населенным пунктам области к уровню 2002 г. составит:
- в 2004 г. - 105,4%;
- в 2005 г. - 110,2%.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.