Заслушав и обсудив информацию сторон о ходе выполнения областного трехстороннего соглашения комиссия отмечает, что в ходе принимаемых совместных мер администрацией области и органами местного самоуправления, работодателями и профсоюзами достигнута системная стабильность в основных отраслях, формирующих динамику валового регионального продукта, стимулирование инвестиционной деятельности с целью обновления производства и инфраструктуры, развитие малого и среднего предпринимательства.
Итоги развития промышленности свидетельствуют о закреплении положительных тенденций, сформировавшихся в предыдущие годы. Объем промышленного производства составил около 120 млрд. руб. или 105% к уровню 2002 года.
Прирост объема производства продукции сельского хозяйства - 25%, рост оборота розничной торговли - 3% к 2002 году.
За счет всех источников финансирования сдано в эксплуатацию-380 тыс. кв. м общей площади жилья с ростом на 25% к уровню 2002 году, в том числе индивидуального-160 тыс. кв. м.
В 2003 году сохранена тенденция роста инвестиций в основной капитал. Объем капитальных вложений составил более 13 млрд. руб., что на 12% выше уровня 2002 года.
Ускоренными темпами развивалось производство пищевой (119%), химической и нефтехимической промышленности (113%). За 2003 год рентабельность в целом по промышленности сложилась на уровне 28%. В черной металлургии данный показатель является самым высоким и составляет почти 35%. Улучшились экономические показатели многих предприятий. Наметилась тенденция роста производства продукции, работ и услуг на малых предприятиях. Это дало возможность формировать доходы бюджета области, в основном, за счет налоговых поступлений (92%), в том числе за счет налога на прибыль - на 52%. Область не получает трансфертов из Федерального фонда финансовой поддержки регионов и обеспечивает выполнение расходных полномочий за счет собственных доходов.
Основными статьями расходов бюджета являются расходы на финансирование социально-культурной сферы: здравоохранение, образование, культура и социальная сфера, доля которых в общем объеме расходов составляет около 50%.
Из областного бюджета на реализацию областных комплексных программ, направленных на защиту материнства и детства, укрепление статуса семьи и улучшения демографической ситуации выделено на 56% больше, чем в 2002 году. Среди них: "Одаренные дети", "Развитие индустрии детского питания", "Большая семья", "Дети-инвалиды", "Дети-Чернобыля", "Безопасное материнство" и др. Большое внимание уделяется обеспечению прав и предоставлению льгот многодетным семьям, ветеранам и инвалидам всех категорий.
В жилищной сфере дальнейшее развитие получили областные программы "Свой дом" и ипотечного жилищного кредитования. На их реализацию из бюджетов всех уровней направлено около 230 млн. руб.
В 2003 году проложено 300 км газовых сетей, газифицировано 6 тыс. квартир, 100 объектов соцкультбыта. Уровень оплаты населения за жилищно-коммунальные услуги остался в размере 75% от их полной стоимости (федеральный стандарт - 90%), субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг получили около 40 тыс. семей.
В 1,5 раза превышен уровень 2002 года использования средств на проведение природоохранных мероприятий.
Наращивание экономики позволило сохранить на одном из самых низких в Центральном округе уровень безработицы и вызвало рост денежных доходов населения почти на треть, уровень которых достиг 3478 руб. При этом рост средней заработной платы опережает уровень инфляции.
Среднемесячная номинальная заработная плата за 11 месяцев 2003 года выросло на 28,8% к соответствующему периоду прошлого года и составила 4430 руб. Доля крайне бедного населения с доходами до 650 руб. сократилась в 2 раза.
Повышение экономической эффективности предприятий позволило за 2003 год сократить на треть задолженность по выплате заработной платы (с 320 до 217 млн. руб.). Количество предприятий-должников сократилось с 355 до 225, а работников не получивших зарплату с 64 до 36 тыс. человек.
Росту результатов в материальной и социальной сферах экономики способствовало дальнейшее развитие системы социального партнерства. Во всех городах и районах области действуют трехсторонние территориальные комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
На 14,6% к уровню прошлого года увеличилось количество зарегистрированных коллективных договоров в органах по труду, которыми защищены и дополнены права и льготы более 76% занятых в экономике области.
Продолжена работа по выявлению и пропаганде опыта работы лучших предприятий и работников через проведение областного и территориальных конкурсов "Коллективный договор, эффективность производства - основа защиты социально-трудовых прав граждан", смотров-конкурсов: лучший по профессии, условиям и охране труда.
Открытие 1 мая областной Доски Почета "Трудовая слава Липецкой области" положило начало чествованию лучших из лучших в городах и районах области. В 15 территориальных образованиях восстановлены стенды и галереи передовиков производства. Данная работа возрождается и непосредственно на предприятиях.
В результате совместных усилий в области сохранена обстановка социального мира и партнерского согласия. Не допущено развитие трудовых споров до уровня забастовок, остановок производства.
Вместе с тем, в реализации областного трехстороннего соглашения имеются неиспользованные резервы, недостатки. Возникающие проблемы не решаются должным образом и влияют на повышение уровня жизни и благосостояния жителей области.
Снизились показатели в машиностроении, металлообработке, электроэнергетике, а легкая промышленность недополучила продукции на 10%.
Как в некоторых отраслях промышленности, так и в сельском хозяйстве, не обошлось без определенных сбоев: недополучено молоко на 4%, сократилось поголовье крупного рогатого скота на 10%.
В организациях агропромышленного комплекса и ряде промышленных предприятий остается нерешенной проблема задолженности по выплате заработной платы. В деятельности ряда ведущих предприятий наблюдаются негативные тенденции - ОАО "Липецкий тракторостроительный завод", ЗАО "Липецкий станкостроительный завод", ОАО "Завод пусковых двигателей", ОАО "Липецкий завод "Центролит". Процессы реформирования и финансового оздоровления здесь затянулось.
Дальнейшего совершенствования требует система защиты и других прав работников. В отраслях сельского хозяйства, строительства, торговли и других не изжиты многочисленные нарушения по продолжительности рабочего времени, нормированию труда, оплате сверхурочных и ночных работ. В отдельных организациях нет надлежащих условий производства, отдыха и не созданы безопасные условия труда.
Областная трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений постановляет:
1. Информацию сторон о ходе выполнения областного трехстороннего соглашения принять к сведению.
2. Рекомендовать сторонам областного трехстороннего соглашения с учетом высказанных замечаний продолжить работу над выполнением положений и обязательств соглашения, по дальнейшему комплексному решению производственно-экономических и социальных проблем и повышению уровня жизни и благосостояния жителей области.
3. Предложить трехсторонним комиссиям городов и районов области взять под особый контроль проблему погашения задолженности по заработной плате и повышению ее минимального уровня до прожиточного минимума, в том числе совместно с органами по налогам и сборам, социального и медицинского страхования, пенсионного фонда по своевременности и полноте платежей в бюджетные и внебюджетные фонды.
4. Предложить администрации области проработать вопрос о комплексе мер по поэтапному приближению минимального размера оплаты труда к уровню прожиточного минимума.
Председатель Липецкой областной
межведомственной комиссии по охране труда
(зам. Главы администрации области) |
Н. Лебедев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Липецкой областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 4 февраля 2004 г. N 1 "О ходе выполнения областного трехстороннего соглашения в 2003 г."
Текст постановления опубликован в газете "Ведомости администрации Липецкой области" от 17 марта 2004 г. N 3