Решение Липецкого областного суда
от 20 июня 2002 г. N 3-11/2002
(извлечение)
16 мая 2002 года Липецкий областной суд в составе: председательствующего, народных заседателей, с участием прокурора рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Липецке гражданское дело N 3-11/2002 года по иску председателя Липецкого областного Совета садоводов П.В.Ф. к Липецкому областному Совету депутатов о признании недействительным постановления N 144-ПС от 26.11.1998 года "Об утверждении городской черты города Липецка", суд установил:
26 ноября 1998 г. Липецким областным Советом депутатов было принято постановление N 144-ПС "Об утверждении городской черты г. Липецка" и приложения к нему, которыми земли коллективных садоводческих товариществ, ранее отнесенных к территории Липецкого и Грязинского районов Липецкой области, включены в черту города Липецка.
П.В.Ф., председатель Липецкого областного Совета садоводов и председатель садоводческого общества "Р", обратился с иском к Липецкому областному Совету депутатов о признании недействительным указанного постановления в отношении коллективных садов и садоводческих обществ "Р", "П", "Р", "З" и других садоводств, которые включены в городскую черту Липецка из земель Липецкого и Грязинского районов, указывая, что садоводы являются жителями города Липецка, мнения садоводов и садоводческих объединений об изменении границ города не выясняли, на заседания органов местного самоуправления и органов государственной власти по вопросам изменения границ административно-территориального деления не приглашали, не доводили до их сведения проекты о включении земель садоводческих объединений из Липецкого и Грязинского района в земли г. Липецка, считают, что был нарушен установленный законом порядок изменения границ города, нарушены права садоводов и садоводств, включенных в городскую черту, поскольку в связи с этим увеличилась в 30 раз плата за землю, т.к. стали применяться ставки земель сельскохозяйственного назначения, расположенных в городе, что отразилось на платежеспособности как садоводств, так и садоводов, на самом существовании садоводческих объединений граждан.
Представитель Липецкого областного Совета депутатов иск не признала, объяснила, что постановление об установлении границ г. Липецка принято областным Советом депутатов в пределах своей компетенции, в соответствии с действующим законодательством, соответствует Закону Липецкой области "Об административно-территориальном устройстве Липецкой области" и Уставу Липецкой области, не отрицала, что мнение садоводов и садоводческих объединений по вопросу изменения городской черты не выясняли, однако считает, что постановление не нарушает прав садоводов и садоводств, поскольку отнесение садоводческих обществ к городской черте улучшило их правовое положение, позволило организовать транспортное обеспечение садоводов, обслуживание садоводств противопожарными органами и милицией за счет городского бюджета, полагает, что личные права садовода П.В.Ф. не нарушаются, поскольку он имеет льготу и освобожден от уплаты налога за землю, а полномочий представлять интересы других садоводов и садоводств не имеет, ему не делегировано право другими гражданами-садоводами и садоводческими объединениями путем выдачи доверенности на возбуждение гражданского спора в суде от их имени и в их интересах, просила учесть, что садоводческое объединение "Р" и "Липецкий областной совет садоводов" не зарегистрированы, не обладают правоспособностью; все жители города, в том числе и садоводы могли участвовать в дискуссии по вопросу изменения границ города в ходе обсуждения этого вопроса на страницах газет. Просила отказать в иске.
Представители третьих лиц администрации Липецкой области, администрации г. Липецка, администрации Липецкого района, администрации Грязинского района иск не признали, дали аналогичные объяснения, не отрицали, что органы местного самоуправления до принятия решений по вопросам изменения границ и передачи садоводческих объединений из Липецкого и Грязинского района в черту г. Липецка не направляли сообщений председателям садоводческих обществ и товариществ об обсуждаемых проектах изменения городской черты, о необходимости проведения собраний садоводов и выяснения мнения о включении земель садоводческих объединений в границы города, однако утверждали, что они учитывали мнение населения конкретных населенных пунктов и территорий, которые проводили сходы граждан по месту жительства, на которых выражали свое отношение к проблеме; те населенные пункты, жители которых возражали против присоединения к г. Липецку и приняли такие решения на сходах граждан, не были включены в черту г. Липецка, тогда как садоводы и садоводческие общества не высказывали никаких возражений против этого.
Выслушав стороны, третьих лиц, показания свидетелей, исследовав представленные доказательства по делу, выслушав заключение прокурора, полагавшей, что иск подлежит удовлетворению, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со статьями 130 и 131 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, других форм прямого волеизъявления. Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий.
В силу ст. 36 Градостроительного кодекса РФ, принятого 8.04.1998 г., утверждение проектов черты городских и сельских поселений, черты других муниципальных образований не допускается без учета мнения населения, интересы которого затрагиваются при изменении черты указанных поселений и муниципальных образований.
См. также Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ
На основании ст. 8 Закона Липецкой области "Об административно-территориальном устройстве Липецкой области" образование, объединение, преобразование или упразднение территориальных образований, изменение границ производится областным Собранием депутатов по представлению Главы администрации области либо органов местного самоуправления на основании волеизъявления населения соответствующих территорий, выраженного на местных референдумах или собраниях (сходах), конференциях граждан.
Аналогичные требования установлены статьей 3 Устава города Липецка, статьей 2 Устава Грязинского района Липецкой области, статьей 5 Липецкого района Липецкой области.
Согласно ст. 37 п.1 и п. 2 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" от 15.04.1998 г. N 66-ФЗ участие садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений в принятии органами государственной власти или органами местного самоуправления решений, касающихся прав и законных интересов членов таких объединений, осуществляется посредством делегирования представителей таких объединений или их ассоциации на заседания органов государственной власти или органов местного самоуправления, принимающих указанные решения. В случае необходимости принятия решения, касающегося прав и законных интересов членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, орган государственной власти или орган местного самоуправления обязан не менее чем за месяц известить председателя садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения о содержании предполагаемых вопросов, дате, времени и месте их рассмотрения, проекте решения.
Закон РФ "О плате за землю" в статье 6 предусматривает, что земельный налог за участки в границах сельских населенных пунктов и вне их черты, предоставленные гражданам для ведения подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, взимается со всей площади земельного участка по средним ставкам налога за земли сельскохозяйственного назначения административного района, а в статье 8 - что налог за земли сельскохозяйственного использования в пределах городской (поселковой) черты устанавливается в двукратном размере ставок налога за сельскохозяйственные угодья аналогичного качества.
В силу ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Суд установил, что 26 ноября 1998 г. Липецким областным Советом депутатов было принято постановление N 144-ПС "Об утверждении городской черты г. Липецка" и приложения к нему, которыми земли коллективных садоводческих товариществ, ранее отнесенных к территории Липецкого и Грязинского районов Липецкой области, включены в черту города Липецка, а именно в приложении N 1 к указанному постановлению дано краткое описание городской черты г. Липецка, куда включены земли садоводческих товариществ "А", "С-2", "С-3", "Р", "М-3", "М", "Д-1". "Д-2", "Д-3", "Д-4", "В", "Маш.", "С", "Г", "Г-1". "Сп.", "Ц", в приложении N 3 из административных границ Липецкого района в административные границы г. Липецка переданы коллективные сады без конкретных наименований общей площадью 1533,3 га; в приложении N 7 указано на передачу из Грязинского района в г. Липецк коллективных садов в с. Сселки: садоводческих товариществ: "М-4", "М-6", "Ст.", "Цем.", "П", "М", "Р", "Ром.", "С-4", коллективных садов и огородов служащих администрации г. Липецка в районе с. Сселки, коллективных садов в районе с. Желтые Пески", коллективных садов в районе с. Казинка садоводческих товариществ "Д-1", "Д-2", "М-3", "М", коллективных садов в зоне Матырского водохранилища, коллективных садов в районе пос. Дачный (л.д.16-19,21-22, 26-27 том 1).
Справкой Липецкого областного Совета депутатов (л.д. 31 т. 1) подтверждено, что постановление N 144-пс от 26.11.1998 года было опубликовано в "Липецкой газете" N 238 от 8.12.1998 г. и действует до настоящего времени.
Суд считает, что постановление N 144-пс является нормативным актом, имеет публичный характер и затрагивает интересы неопределенного круга лиц, садоводов.
Объяснениями представителя ответчика и выпиской из стенограммы заседания шестой сессии областного Совета депутатов II созыва от 26.11.1998 г. подтверждается, что в заседании сессии при обсуждении вопроса об утверждении проекта городской черты г. Липецка представители садоводческих объединений не участвовали и выступавшие не обсуждали вопрос о целесообразности и мотивах включения садоводческих объединений в городскую черту, при этом докладчиком заместителем начальника управления архитектуры и строительства администрации области было отмечено, что опрос жителей сел Ленино, Хрущевка, Косыревка и Венера показал, что они не желают входить в городскую черту г. Липецка, поэтому эти населенные пункты не внесли в городскую черту, мнение садоводов по вопросу включения земель садоводческих объединений в городскую черту - не упоминалось, (л-д. 159-163 том 2).
Допрошенный в качестве свидетеля К.Д.А. - начальник отдела ЦЧО "Гипрозем", подтвердил, что он возглавлял группу разработки проекта городской черты, у них находилась вся документация по согласованию границ, сами они заключали протоколы согласования границ со всеми землепользователями, при этом садоводческие товарищества и объединения они не считали землепользователями и с ними вопросы установления границ города Липецка не согласовывали, с отдельными садоводами также этот вопрос не согласовывали из-за трудоемкости и невозможности такой работы, протоколов собраний садоводов о возражении против включения в городские границы к ним не поступало, они учитывали протоколы сходов жителей отдельных сельских населенных пунктов Венеры, Ленино, Хрущевки, Косыревки, возражавших против включения их сел в черту города, поэтому не включали эти территории в городскую черту.
Представители третьих лиц администраций Грязинского и Липецкого района, администрации г. Липецка не представили никаких доказательств, что при обсуждении вопроса об изменении их административно-территориальных границ, включении в черту г. Липецка земель садоводческих обществ из земель Липецкого и Грязинского района органы местного самоуправления извещали председателей садоводческих, огороднических некоммерческих объединений о содержании предполагаемых вопросов, дате, времени и месте их рассмотрения, проекте предполагаемого решения в соответствии со ст. 37 п.1 и п.2 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан"; не отрицали, что таких уведомлений и проектов решений о границах в садоводческие объединения не направлялось, не предлагалось провести собрания садоводов и выразить мнения по вопросу включения земель садоводческих объединений в городскую черту.
Ссылка представителя администрации Липецкого района на публикации в газете трудящихся Липецкого района "Сельская новь" N 84 (5316) от 18.10.1997 г. о проведении 28.10.97 г. очередного заседания районного Совета депутатов с повесткой дня "Об изменении административной черты между г. Липецком и Липецким районом", а также официальную хронику с заседаний Липецкого районного совета депутатов в газетах "Сельская новь" N 77 (5205) от 21.09.96 г. и N 89 (5321) от 5.11.1997 г. не свидетельствует о доведении до сведения садоводов и садоводческих объединений информации об изменении территориальной принадлежности конкретных садоводческих объединений, т.к. в представленных номерах газет не упоминается о садоводческих объединениях и предполагаемом включении конкретных садоводческих товариществ в черту г. Липецка, не опубликовано проектов решений (л.д. 211-213 том 2).
Допрошенные в качестве свидетелей председатели садоводческих объединений "З." Г.Н.В. и "П." Я.В.В. подтвердили, что их садоводческие объединения являются членами Липецкого областного Совета садоводств, что в 1997-1998 годах им не присылали никаких уведомлений по вопросу изменения черты г. Липецка и предполагаемой передаче земель садоводческих обществ из Липецкого и Грязинского района в черту г.Липецка, не присылали проектов решений, им не было известно, что готовятся решения о передаче их земель в земли г. Липецка, собрания садоводов по этим вопросам не проводилось, их, как председателей садоводческих объединений, не приглашали в органы местного самоуправления и государственной власти для участия в решении этого вопроса, о включении земель садоводческих объединений в городскую черту им стало известно в 1999 году, когда им пришли счета на оплату налога за земли в значительно повысившихся суммах, после чего они стали выяснять этот вопрос в налоговых органах и узнали о принятом постановлении N 144-пс, садоводы им жаловались на повышение оплаты на землю, им пришлось увеличивать членские взносы садоводов, за приватизированные земельные участки - плату за землю вносят в налоговый орган собственники земли, за все остальные садовые участки, находящиеся в пользовании граждан-садоводов, и земли общего пользования (дороги, проезды, земля под общими коммуникациями) плату за землю вносят садоводческие объединения, из-за значительного повышения платы за землю стало трудно собрать с садоводов требуемую сумму, налоги не уплачивались с 1999 года, растет недоимка по налогу за землю, этот вопрос неоднократно обсуждался и садоводами и на заседаниях областного Совета садоводств, где принято решение об обращении в суд и оспариваний постановления N 144-пс, возвращении их в прежние границы и снижении платы за землю.
Суд также установил, что ставка налога за земли сельскохозяйственного назначения для садоводства и огородничества в пределах сельских населенных пунктов Грязинского района была установлена: постановлением Главы администрации Грязинского района N 1080 от 19.05.1997 г. - в размере 105 рублей (неденоминированных) за 1 сотку, постановлением N 757 от 19.03.1999 г. - в размере 0,105 рублей за 1 сотку, решением N 36 от 04.04.2000 г. Грязинского районного Совета депутатов - 0,13 рублей за сотку, решением Грязинского районного Совета депутатов N 145 от 24.04.2001 г. - 0,13 рублей за сотку (л.д.54-70 т.2), решением того же органа N 207 от 12.02.2002 г. - ставка 0,26 руб. за 1 сотку на 2002 год (л.д. 63 т.2).
Ставка налога за земли сельскохозяйственного назначения для садоводства и огородничества в пределах сельских населенных пунктов Липецкого района устанавливалась: в размере 0,16 коп. за 1 квадратный метр решением сессии Липецкого районного Совета депутатов N 299 от 9.03.1999 г. и приложением N 3 к нему, в размере 0,19 копеек за 1 кв.м. решением Липецкого районного Совета депутатов N 15 от 4.02.2000 г. и приложением к нему "Положением о земельном налоге", постановлением N 100 от 20.03.2001 г. на 2001 год сохранены ставки по земельному налогу, действующие в 2000 году (л.д. 72-77 т.2, л.д. 204 т.1).
Ставка налога за земли, предоставленные для садоводства и огородничества, в черте г. Липецка была установлена решением Липецкого городского Совета депутатов N 179 от 4.06.1998 г. в размере 6 копеек за 1 кв.м., такая же ставка сохранена в 1999 г., решением от 11.04.2000 г. N 404 - ставка земельного налога увеличена до 7,2 коп за 1 кв.м. на 2000 год; решением Липецкого городского Совета депутатов от 17.04.2001 г. - сохранена в размере 7,2 копейки за 1 квадратный метр (л.д. 204 т.1., л.д.33 т.2), решением Липецкого городского Совета N 162 от 25.04.2002 г. ставка указанного налога установлена на 2002 г. в размере 14,4 коп. за 1 кв.м. (л.д. 44-45 т.2).
Изложенное свидетельствует, что ставка налога за землю для занятия садоводством и огородничеством в г. Липецке значительно превышала ставку налога за аналогичные земли в сельских населенных пунктах в момент принятия постановления N 144-пс, превышает и в настоящее время.
Судом установлено, что плательщиками налога за землю являются садоводы - собственники приватизированных земельных садовых участков и садоводческие объединения - за остальные земли, закрепленные за садоводческими объединениями, распределенные между конкретными гражданами - членами садоводческого общества и находящиеся в пользовании граждан, а также за земли общего пользования (проезды, дороги, проходы).
Садоводы-землепользователи платят налог за землю, исходя из размера выделенного земельного участка, либо в составе членских взносов либо в виде отдельной платы в кассу садоводческого объединения (в разных садоводческих объединений по разному), а садоводческое объединение несет обязанности по оплате общей суммы налога с садоводства, исходя из общего размера земель садоводства, перед налоговым органом, что подтверждается объяснениями истца, показаниями свидетелей Г. и Я., представленными письменными доказательствами о сводном расчете земельного налога садоводческого объединения "П" (л.д. 207,208 т.1). Следовательно, включение земель садоводческих объединений из земель сельских поселений в городскую черту г. Липецка повлекло значительное увеличение налогового бремени, как для садоводов, так и для садоводческих объединений.
Анализируя представленные доказательства, суд считает установленным, что референдума жителей г. Липецка не проводилось по вопросу включения земель садоводческих объединений в черту г. Липецка, мнения садоводов и садоводческих объединений по данному вопросу в установленном Законом порядке не выяснялось, тогда как интересы садоводов и садоводческих обществ, безусловно затрагивались, были нарушены требования ст. 37 п. 1 и 2 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", ст. 36 п. 5 Градостроительного кодекса РФ об учете мнения населения, интересы которого затрагиваются при утверждении проектов черты городских поселений, а также нарушены ст. 8 Закона Липецкой области "Об административно-территориальном устройстве Липецкой области", ст. 5 Устава Липецкой области, ст. 3 Устава города Липецка.
Ссылки представителей ответчика и третьих лиц на то, что материалы об изменении границ городской черты готовились длительное время, обсуждение законопроектов прошло до введения в действие Градостроительного кодекса РФ и Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", не могут быть приняты во внимание, т.к. не умаляют факт нарушения интересов садоводов, как части населения г. Липецка, поскольку Устав Липецкой области о необходимости учета мнения населения соответствующих территорий, выраженного на местных референдумах или собраниях (сходах), конференциях граждан, действовал с 1994 года, аналогичные положения Устава г. Липецка - с 1996 года, на момент утверждения проекта городской черты г. Липецка Липецким областным Советом депутатов 26.11.1998 г. более полугода действовали ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан" и Градостроительный кодекс РФ.
Судом также установлено из объяснений П.В.Ф. В.Ф. и представленных им членских книжек, что сам он является садоводом, членом садоводческих объединений "Р" и "В", при этом он имеет льготу и освобожден от уплаты налога за землю на основании п. 18 ст. 12 Закона "О плате за землю", как военнослужащий, имеющий продолжительность военной службы двадцать и более лет, уволенный с военный службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе.
Однако предоставление П.В.Ф. льготы индивидуального характера по освобождению от уплаты налога за землю не может лишать его, как жителя г. Липецка, права на участие в местном самоуправлении по решению вопросов об изменении границ города и выражать свое мнение по данному вопросу.
Кроме того, объем льгот, предоставляемых государством, может быть в любой момент пересмотрен федеральным законом без учета его мнения, как гражданина, тогда как изменение границ муниципального образования, городского поселения не допускается без учета мнения населения, интересы которого затрагиваются. При таких обстоятельствах суд считает нарушенными личные права садовода П.В.Ф.
П.В.Ф. является также председателем садоводческого объединения "Р" и одновременно избран председателем Липецкого областного Совета садоводств, что подтверждается протоколом N 1 от 27.04.1998 г. организационного собрания руководителей садоводств Липецкой области (л.д.58-59 т.1), обращениями областного Совета садоводов к главе области (л.д. 124-126 т.2) и перепиской с общероссийской общественной организацией "Союз садоводов России" (л.д.127-128 т.2)
Устав садоводческого объединения "Р" и Устав Липецкого областного Совета садоводств утверждены соответственно решением общего собрания садоводов садоводческого объединения "Р" и собранием руководителей садоводств Липецкой области, основаны на Федеральном законе "Об общественных объединениях", ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан", садоводческое объединение "Р" и Липецкий областной Совет садоводств являются общественными объединениями.
Довод представителей ответчика и 3-х лиц об отсутствии у садоводческого объединения "Р" и Липецкого областного Совета садоводств правоспособности, т.к. они не зарегистрированы, - несостоятелен, поскольку в согласно ст. 3 ФЗ "Об общественных объединениях" создаваемые гражданами общественные объединения могут регистрироваться в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и приобретать права юридического лица либо функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица. Суд учитывает, что садоводческое объединение "Р" функционирует без образования юридического лица, но за ним закреплены сельскохозяйственные земли для занятия садоводством и огородничеством, именно земли данного общества переданы из Грязинского района в черту г. Липецка, что подтверждается приложением N 7 к постановлению N 144-ПС от 26.11.1998 г.
В силу ст. 27 ФЗ "Об общественных объединениях" того же Закона для осуществления уставных целей общественное объединение имеет право представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников, а также других граждан в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях; выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения в органы государственной власти.
На основании ст. 23 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях" председатель правления садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения действует без доверенности от имени такого объединения, осуществляет представительство от имени такого объединения в органах государственной власти, органах местного самоуправления, а также в организациях.
Проверяя полномочия П.В.Ф. на возбуждение данного гражданского спора в суде в интересах других садоводов и садоводств, суд руководствуется вышеприведенными нормами ФЗ "Об общественных объединениях" и Федерального закона " О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях" и считает, что П.В.Ф. обладал правом представлять интересы садоводческого объединения "Р", как его председатель, и интересы других садоводческих объединений и садоводов, как председатель Липецкого областного Совета садоводств, без предоставления доверенностей.
Кроме того, суд учитывает публичный характер постановления Липецкого областного Совета депутатов N 144-пс от 26.11.1998 г., что оно затрагивает интересы неопределенного круга лиц - садоводов, права которых нарушены значительным увеличением налогового бремени для них, тогда как в силу ст. 3 ФЗ "Об общественных объединениях" создание общественных объединений должно способствовать реализации прав и законных интересов граждан. Суд учитывает наличие протокола общего собрания председателей садоводств Липецкого областного Совета садоводств от 27.03.2002 г. (л.д. 115-317 т.2) и протокола собрания садоводов садоводческого объединения "Ремонтник" от 9 мая 2002 г. (л.д. 118 т.2) об одобрении садоводами действий П.В.Ф. по ведению гражданского процесса о признании недействительным постановления N 144-пс "Об установлении границ города Липецка" в части включения садоводческих объединений.
Суд считает, что постановление Липецкого областного Совета депутатов N 144-пс от 26.11.1998 г. "Об утверждении городской черты г. Липецка" в части включения в черту города Липецка земель садоводческих объединений без выяснения мнения садоводов о возможности изменения границ административно-территориального деления противоречит федеральным законам - Градостроительному кодексу РФ и Закону "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях", нарушает права садоводов и садоводческих объединений, а потому его следует признать недействительным в части включения в городскую черту садоводческих объединений и коллективных садов.
Суд учитывает разъяснения, данные в п. 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 апреля 1993 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел по заявлениям прокуроров о признании правовых актов противоречащими закону" и в п. 17 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.12.1993 г. N 10 "О рассмотрении судами жалоб на неправомерные действия, нарушающие права свободы граждан" с учетом изменений, внесенных 24.04.2002 г. постановлением N 8 о том, что при удовлетворении заявления о признании противоречащим федеральному закону закона субъекта РФ либо иного нормативного правового акта в резолютивной части решения должно быть указано на это, а также на то, что закон субъекта РФ или иной нормативный правовой акт считается недействующим со дня вступления решения в законную силу (ч. 3 ст. 239.8 ГПК РСФСР). При этом необходимо учитывать, что если правовой акт издан органом или должностным лицом при отсутствии соответствующих полномочий или не был опубликован для всеобщего сведения либо не был зарегистрирован, когда опубликование или государственная регистрация являются обязательными, то такой акт признается недействующим и не влекущим правовых последствий со дня его издания (ч. 3 ст. 15 Конституции РФ, п. 10 Указа Президента РФ от 23 мая 1996 года N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти", в редакции Указов Президента РФ от 16 мая 1997 г. N 490 и 13.08.1998 г. N 963).
Суд установил, что постановление N 144-пс от 26.11.1998 г. "Об утверждении городской черты г. Липецка" принято полномочным органом - Липецким областным собранием депутатов в соответствии со ст. 8 Закона Липецкой области "Об административно-территориальном устройстве Липецкой области" и в пределах своей компетенции, было опубликовано для всеобщего сведения в официальном органе администрации Липецкой области "Липецкой газете" N 238 8.12.1998 г., но при этом была нарушен порядок изменения границ, не учтено мнение садоводов, что привело к нарушению их прав.
Следовательно, постановление N 144-пс в части включения садоводческих объединений в городскую черту следует признать недействующим со дня вступления решения в законную силу.
Доводы представителей ответчика и третьих лиц о том, что улучшилось транспортное обслуживание садоводов, обслуживание со стороны милиции и органов противопожарной безопасности, носят оценочный характер, не устраняют нарушения прав садоводов и садоводств в части многократного увеличения налогового бремени платы за землю; не заменяют собой необходимости выяснять мнение садоводов по вопросу изменения территориальной принадлежности земель садоводческих объединений и считаться с мнением садоводов, как части населения города Липецка, при разрешении вопроса о включении земель садоводческих объединений в городскую черту.
Руководствуясь ст. 191-197 ГПК РСФСР, суд решил:
Удовлетворить исковые требования П.В.Ф. и признать постановление Липецкого областного Совета депутатов 6 сессии II созыва N 144-пс от 26 ноября 1998 года "Об утверждении городской черты г.Липецка" и приложения к нему N 1, N 3, N 7 - недействительными в части включения в черту города Липецка садоводческих товариществ и объединений "А", "С-2", "С-3", "Р", "М-3", "М", "Д-1". "Д-2", "Д-3", "Д-4", "В", "М", "С", "Г", "Г-1", "С", "Ц" (приложение N 1), в части передачи из административных границ Липецкого района в административные границы г. Липецка коллективных садов без наименований общей площадью 1533,3 га (приложение 93), коллективных садов в с. Сселки, садоводческих товариществ: "М-4", "М-6", "С", "Цем", "Плехановское", "Металлургстрой", "Р", "Ром.", "С-4", коллективных садов и огородов служащих администрации г. Липецка в районе с. Сселки, коллективных садов в районе с. Желтые Пески, коллективных садов в районе с. Казинка, садоводческих товариществ "Д-1", "Д-2", "М-3", "М", коллективных садов в зоне Матырского водохранилища, коллективных садов в районе пос. Дачный.
Решение суда может быть обжаловано сторонами и опротестовано прокурором в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней путем подачи кассационной жалобы и протеста через Липецкий областной суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Липецкого областного суда от 20 июня 2002 г. N 3-11/2002
Текст решения официально опубликован не был
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании