Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
Главы администрации Липецкой области
от 29 июля 1998 г. N 278
Программа
по защите прав потребителей в Липецкой области на 1998-2000 годы
I. О реализации Закона РФ "О защите прав потребителей"
в Липецкой области в 1995-1997 г.г.
Современный потребительский рынок - это целый комплекс экономических отношений, затрагивающий интересы всего населения. С целью реализации конституционных прав граждан России в этой сфере деятельности, в 1992 году принят Федеральный закон "О защите прав потребителей". Закон устанавливает право потребителей на приобретение товаров, услуг надлежащего качества, безопасных для жизни и здоровья, просвещение, государственную и общественную защиту их интересов. В области сложилась целая система, призванная обеспечить реализацию прав потребителей. Это и государственные контролирующие органы, и органы местного самоуправления, и общественные формирования. В целях организации взаимодействия и координации деятельности этих органов на потребительском рынке, в области создан Межведомственный координационный совет.
Вопросы соблюдения законодательства о защите прав потребителей систематически выносились на рассмотрения административного Совета области, районов. 7 июля 1997 года принято постановление Главы администрации области N 329 "О состоянии и мерах по улучшению деятельности правоохранительных органов и контролирующих структур по защите прав потребителей и борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка". На административных Советах органов местного самоуправления в 1997 г. данные вопросы рассматривались 27 раз.
В целях повышения действенности работы по защите прав потребителей, 16 июня 1995 г. постановлением Главы администрации области N 283 утверждена долговременная программа по реализации Закона РФ "О защите прав потребителей" в области на 1995 - 1997 г.г.
За этот период контролирующие структуры всех уровней, правоохранительные органы провели определенную работу по пресечению поступления к потребителю товаров и услуг ненадлежащего качества, наведению порядка и профилактике правонарушений на потребительском рынке, просвещению потребителей и пропаганде знаний законодательства о защите прав потребителей.
Реализуя право потребителей на получение качественных товаров и услуг, органы, осуществляющие контроль за соблюдением законодательства о защите прав потребителей, проводили комплексные проверки предприятий торговли, услуг, предприятий изготовителей товаров народного потребления, что позволило сократить рост числа нарушений законодательства, в первую очередь в сфере оказания услуг населению. В 1997 г. только органами внутренних дел на потребительском рынке проведено около 25 тыс. проверок, 2770 - госторгинспекцией, 909 - органами санэпиднадзора, 895 - центром стандартизации и метрологии, 303 - антимонопольным управлением. Эффективный контроль за соблюдением законодательства во всех сферах услуг осуществляли органы по защите прав потребителей местного самоуправления. За 1995-1997 г.г. ими проведено 8100 проверок, рассмотрено и разрешено 14387 жалоб, заявлений и обращений потребителей. В результате потребителям возмещен ущерб на сумму 1,024 млрд. рублей (в масштабе цен до 1.01.98 г.) Общественный контроль за соблюдением прав потребителей осуществляют общества потребителей. Сегодня в области действует 25 добровольных формирований потребителей, которые насчитывают в своих рядах около 500 человек. Только в 1997 г. общественниками проверено 1924 хозяйствующих субъектов, по материалам проверок наложено штрафов на сумму 83,8 млн. рублей, с реализации снято некачественных товаров на сумму 106,5 млн. рублей.
Важным направлением работы контролирующих структур и органов по защите прав потребителей местных администраций является рассмотрение жалоб, заявлений и обращений потребителей. За период 1995-1997 г.г. только в органы по защите прав потребителей поступило и было рассмотрено 4479 жалоб, 10684 обращений в результате потребителям возмещен ущерб на общую сумму свыше 1,4 млрд. рублей (в масштабе до 1.01.98 г.) Эффективно использовалась судебная защита прав потребителей. В суды предъявлено 368 исков.
Одним из важных элементов государственной системы защиты прав потребителей является правовое образование населения, направленное на формирование грамотного поведения потребителя во взаимоотношениях с изготовителями, исполнителями услуг и продавцами. С этой целью Липецким антимонопольным управлением в средствах массовой информации для потребителей разъяснялись требования Закона РФ "О защите прав потребителей". На областном радио в течение нескольких лет ведется рубрика по проблемам защиты прав потребителей, на ГТРК "Липецк" организована передача для потребителей "Ваше право". В районах просвещение потребителей возложено на органы по защите прав потребителей, которые в течение 1995 - 1997 г.г. разместили в средствах массовой информации 635 материалов по проблемным вопросам потребительских прав. В ряде учебных заведений организовано изучение основ законодательства о защите прав потребителей.
Итоги проверок хозяйствующих субъектов, работающих на потребительском рынке, жалоб потребителей, поступающих в органы по защите прав потребителей, показывает что принятых мер явно недостаточно, особенно в торговле, где нарушения законодательства допускают более 75% хозяйствующих субъектов, а каждая вторая жалоба, поступающая в органы по защите прав потребителей на нарушения в этой сфере.
Анализ итогов проверок показывает, что наиболее часто нарушаются права потребителей на информацию о товаре, его потребительских свойствах, происхождении, стоимости, продавце.
Доля таких нарушений составила более 52%. Сертификаты соответствия, подтверждающие безопасность товара отсутствовали в каждом втором магазине, в подавляющем большинстве коммерческих киосков. Не редки случаи обвеса и обсчета потребителей. Нарушения, связанные с обсчетом выявлены специалистами госторгинспекции при каждой 6 проверке.
Не уменьшается поток некачественных товаров, в первую очередь импортных продуктов питания. Каждое четвертое из проверенных в 1997 г. органами по защите прав потребителей предприятий торговли, реализовывало продукцию с истекшим сроком годности. Этими органами снято с реализации товаров на сумму 264 млн. рублей (в масштабе цен до 1.01.98 г.). Санэпидслужбой области в 1997 г. забраковано и снято с реализации 185,7 тонн пищевых продуктов и продовольственного сырья, Липецкий центр стандартизации и метрологии выдал 233 предписания о запрете производства и реализации продукции.
Особенно неблагоприятна ситуация на рынке алкогольной продукции. Здесь до 80% продукции находится в незаконном обороте. Органами внутренних дел из незаконного оборота только в 1997 г. изъято более 1,835 млн. литров алкогольных напитков на сумму 15,6 млн. рублей, в том числе около 520 тыс. литров фальсифицированных. 33880 литров алкоголя изъято из незаконного оборота госторгинспекцией, из-за отсутствия необходимых документов снято с реализации 1695,4 литров Липецким антимонопольным управлением.
Много жалоб потребителей поступило при покупке технически-сложных товаров бытового назначения. Наиболее типичные из них на низкое качество этих товаров, в том числе товаров импортного производства, отказ торговых работников в обмене товара ненадлежащего качества, отсутствие необходимой информации о товаре, отсутствие инструкций на русском языке.
Каждая четвертая жалоба в органы по защите прав потребителей связана с несвоевременностью и низким качеством предоставляемых коммунальных услуг, причем количество жалоб на коммунальные службы постоянно растет.
Увеличивается количество жалоб на нарушения прав потребителей при оказании услуг предприятиями связи, быта, медицинскими учреждениями, туристическими фирмами, строительными организациями всех форм собственности и в других сферах.
II. Цель программы по защите прав потребителей
Целью программы по защите прав потребителей на 1998-2000 годы является обеспечение дальнейшей реализации Закона РФ "О защите прав потребителей" на основе объединения усилий органов представительной и исполнительной власти всех уровней, контролирующих структур, правоохранительных органов, общественных организаций потребителей, организация действенной защиты прав потребителей.
III. Основные направления программы:
Правовое обучение потребителей, пропаганда законодательства о защите прав потребителей;
1. Профилактика правонарушений на потребительском рынке;
2. Организация работы по защите прав потребителей. Судебная защита;
3. Совершенствование системы защиты прав потребителей в области
IV. Основные задачи программы:
Правовое обучение потребителей, пропаганда законодательства о защите прав потребителей.
1. Совершенствование форм и методов правового обучения населения, пропаганды законодательства о защите прав потребителей;
2. Организация пропаганды законодательства в средствах массовой информации;
3. Организация систематического обучения основам законодательства о защите прав потребителей в учебных заведениях различных ступеней образования;
4. Разработка методических рекомендаций и учебных программ по изучению законодательства для учебных заведений, курсов повышения преподавательских кадров;
5. Организация семинаров для сотрудников органов по защите прав потребителей местного самоуправления, работников различных сфер потребительского рынка;
6. Создание системы информирования потребителей об изменениях в законодательстве, об опасных и некачественных товарах, услугах, итогах проверок хозяйствующих субъектов, работающих на потребительском рынке.
Профилактика правонарушений на потребительском рынке.
1. Координация деятельности контролирующих структур на потребительском рынке. Повышение роли Координационного совета по защите прав потребителей;
2. Организация контроля за соблюдением законодательства о защите прав потребителей в различных сферах потребительского рынка;
3. Реализация комплекса мер по предотвращению поступления на потребительский рынок товаров, работ и услуг ненадлежащего качества, опасных для жизни, здоровья населения и окружающей среды, фальсифицированных товаров;
4. Повышение эффективности проверок хозяйствующих субъектов, работающих на рынке товаров и услуг, повышение требовательности к нарушителям законодательства;
5. Расширение и развитие превентивных мер в сфере защиты прав потребителей;
6. Своевременное информирование потребителей о товарах и услугах ненадлежащего качества, опасных для жизни, здоровья населения, окружающей среды.
Организация работы по защите прав потребителей
1. Повышение эффективности защиты прав потребителей на рынке товаров, работ и услуг;
2. Организация досудебной помощи в защите прав потребителей. Работа с жалобами и обращениями потребителей, консультирование потребителей;
3. Судебная защита потребителей;
4. Совершенствование законодательной и нормативной базы, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей.
Совершенствование системы защиты прав потребителей
1. Повышение роли органов по защите прав потребителей местного самоуправления по контролю за соблюдением законодательства о защите прав потребителей;
2. Развитие общественного движения в защиту прав потребителей, повышение эффективности их работы на потребительском рынке;
3. Координация деятельности органов по защите прав потребителей, общественных объединений потребителей;
4. Организация семинаров, стажировок специалистов районных органов по защите прав, оказание им практической и организационно-методической помощи.
V. Финансирование программы
Для реализации программы предусматривается несколько источников финансирования:
1. Собственные средства участников программы;
2. Средства из областного бюджета для реализации пункта 3 раздела 2 Плана мероприятий (приложение 2);
3. Спонсорские взносы для организации в средствах массовой информации стабильной системы просвещения потребителей.
VI. Контроль за выполнением программы
Текущий контроль за выполнением данной программы возлагается на ее участников, которые на основе программы формируют свои годовые планы мероприятий.
Ежегодно, по итогам года, вопросы выполнения программы выносятся на рассмотрение Межведомственного координационного совета, для чего участники программы предоставляют информацию о выполнении конкретных мероприятий в Липецкое территориальное управление ГАК РФ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.