Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 1. Внести в Закон Липецкой области "О нормативных правовых актах Липецкой области" от 27.03.1997 года N 64-ОЗ изменения и дополнения, изложив его в следующей редакции:
"Закон Липецкой области
"О нормативных правовых актах Липецкой области"
Настоящим Законом Липецкой области на основе и во исполнение Конституции Российской Федерации, федерального законодательства, Устава и законов Липецкой области (далее - области) устанавливаются единые требования к законам и иным нормативным правовым актам области, их подготовке, внесению, рассмотрению, принятию, опубликованию, толкованию и систематизации, правила законодательной техники, а также определяются способы разрешения юридических коллизий (противоречий между правовыми актами).
Глава I. Общие положения
Статья 1. Понятие нормативного правового акта
1. Нормативный правовой акт - письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной настоящим законом форме, направленный на установление, изменение или отмену правовых норм как общеобязательных предписаний постоянного или временного характера, рассчитанных на многократное применение.
2. Нормативный правовой акт принимается Липецким областным Советом депутатов и главой администрации Липецкой области (далее- нормотворческий орган) по предметам его ведения либо областным референдумом.
Статья 2. Законодательство области
Нормативные правовые акты органов государственной власти области составляют законодательство области.
Законодательство области является составной частью законодательства Российской Федерации.
Статья 3. Принцип верховенства нормативных правовых актов области
1. Нормативные правовые акты области действуют на основе принципа верховенства актов, обладающих более высокой юридической силой.
2. В случае противоречия между правовыми актами, действуют акты, обладающие более высокой юридической силой.
3. В случае противоречия между правовыми актами, обладающими равной силой, действуют положения акта, принятого позднее.
Статья 4. Принципы деятельности нормотворческих органов
1. Нормотворческие органы в процессе подготовки, принятия и реализации нормативных правовых актов обеспечивают отражение интересов населения области.
Нормотворческие органы области поддерживают народную правотворческую инициативу, учитывают предложения граждан, политических партий и иных общественных объединений, органов местного самоуправления о принятии, изменении или отмене нормативных правовых актов.
2. Для выявления и использования общественного мнения нормотворческие органы области могут проводить народное, общественное и профессиональное обсуждения проектов нормативных правовых актов.
Глава II. Виды нормативных правовых актов области
Статья 5. Виды нормативных правовых актов области
1. Нормативными правовыми актами области являются: Устав Липецкой области, законы области, нормативные постановления областного Совета депутатов, нормативные постановления главы администрации области.
2. Особыми видами нормативных правовых актов области в соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст.ст. 11, 78) являются договоры и соглашения между органами государственной власти области и Российской Федерации о разграничении предметов ведения и полномочий или передаче части своих полномочий.
3. Устав - основной учредительный закон области, определяющий в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством статус области в составе Российской Федерации и закрепляющий основополагающие принципы правового регулирования в области.
Устав области имеет высшую юридическую силу по отношению к другим нормативным правовым актам области и применяется на всей территории области.
4. Закон области регулирует принципиальные вопросы экономической, социальной и политической жизни общества и принимается в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством и Уставом областным Советом депутатов или областным референдумом.
Законы области принимаются в виде:
а) законов области о поправках к Уставу Липецкой области;
б) законов области, принимаемых по вопросам, отнесенным Конституцией Российской Федерации к предметам совместного ведения Российской Федерации и области, как субъекта Российской Федерации;
в) законов области по предметам исключительного ведения области, как субъекта Российской Федерации.
Законы области, принятые в соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта четвертого настоящей статьи, не могут противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.
Статья 6. Вопросы, по которым принимаются законы области
Законом области:
а) утверждается областной бюджет и отчет о его исполнении, представленный главой администрации области;
б) устанавливаются в соответствии с Уставом области основы организации и деятельности областного Совета депутатов;
в) устанавливается порядок проведения выборов в органы местного самоуправления на территории области, в пределах своих полномочий определяется порядок деятельности органов местного самоуправления;
г) утверждаются программы социально-экономического развития области, представленные главой администрации области;
д) устанавливаются налоги и сборы установление которых отнесено федеральным законом к ведению субъекта Российской Федерации, а также порядок их взимания;
е) устанавливается порядок управления и распоряжения собственностью области, в том числе долями (паями, акциями) области в капиталах хозяйственных обществ, товариществ и предприятий иных организационно-правовых форм, определяется общий порядок приватизации имущества области, порядок приобретения и передачи областной собственности;
ж) утверждается заключение и расторжение договоров от имени области;
з) устанавливается порядок назначения и проведения областного референдума;
и) устанавливается порядок проведения выборов в областной Совет депутатов, а также выборов главы администрации области;
к) устанавливается административно-территориальное устройство области и порядок его изменения;
л) утверждается схема управления областью, определяется структура высшего исполнительного органа государственной власти области;
м) определяется порядок использования природных ресурсов областного значения, охраны объектов истории, культуры и природы;
н) регулируются иные вопросы, относящиеся в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом и законами области к ведению и полномочиям области.
Статья 7. Нормативные правовые акты областного Совета депутатов
1. В соответствии с Уставом области областной Совет депутатов вправе принимать постановления.
Постановлением областного Совета депутатов:
а) определяется порядок деятельности областного Совета депутатов;
б) назначается дата выборов в областной Совет депутатов, а также дата выборов главы администрации области;
в) назначается областной референдум в случаях, предусмотренных законом области;
г) оформляется решение о недоверии (доверии) главе администрации области;
д) утверждается соглашение об изменении границ области;
е) назначаются на должности мировые судьи;
ж) согласовываются кадры: судей, прокурора области и других в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и Уставом области;
з) оформляются иные решения, по вопросам, отнесенным Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом области к ведению областного Совета депутатов.
2. Регламент - нормативный правовой акт, определяющий порядок деятельности областного Совета депутатов.
3. Положение - нормативный правовой акт, регламентирующий правовой статус, права и обязанности, организацию, порядок деятельности Липецкого областного Совета депутатов, а также определяющий основы его взаимоотношений с другими органами, организациями, учреждениями и гражданами.
Статья 8. Нормативные правовые акты главы администрации области
1. Глава администрации области в пределах своей компетенции издает постановления.
2. Постановления главы администрации области принимаются во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных актов Президента и Правительства Российской Федерации, Устава и законов области, нормативных постановлений областного Совета депутатов и не могут им противоречить.
3. Нормативные правовые акты главы администрации области принимаются исключительно в форме постановлений.
Глава III. Планирование нормотворческой деятельности
Статья 9. Основы планирования нормотворческой деятельности
1. В целях создания единой и согласованной системы законодательства области, обеспечения гласности в нормотворческой деятельности, совершенствования процесса подготовки нормативных правовых актов, координации деятельности нормотворческих органов, во избежание дублирования правового регулирования общественных отношений в нормотворческой деятельности применяется текущее и перспективное планирование.
В программах нормотворческих работ указываются наименования и виды актов, а также органы, ответственные за разработку нормативных правовых актов и сроки их подготовки.
2. Текущие программы нормотворческих работ разрабатываются и утверждаются соответствующими органами государственной власти области на определенный срок. В ходе нормотворческого процесса текущие программы могут корректироваться.
3. Перспективные программы законопроектных работ разрабатываются областным Советом депутатов на основе предложений субъектов права законодательной инициативы.
4. Субъекты права законодательной инициативы представляют в областной Совет депутатов предложения по подготовке законопроектов, которые они намереваются внести в областной Совет депутатов.
5. В перспективных программах могут определяться направления развития законодательства, мероприятия по кодификации и иному упорядочению нормативно-правовых актов, подготовка систематизированных изданий.
Перспективные программы учитываются и конкретизируются в текущих программах законопроектных работ.
Статья 10. Порядок утверждения программ законопроектных работ
Программы законопроектных работ принимаются областным Советом депутатов. Если в ходе реализации программ перспективных законопроектных работ соответствующие субъекты права законодательной инициативы придут к выводу о нецелесообразности подготовки соответствующего проекта нормативного правового акта, они вправе внести соответствующее предложение в областной Совет депутатов.
Принятие программ законопроектных работ не исключает подготовку и внесение нормативных правовых актов, не включенных в них.
Глава IV. Внесение проектов нормативных правовых актов области
Статья 11. Требования к нормативным правовым актам и их структура
1. Подготовка закона или иного нормативного правового акта осуществляется субъектом законодательной инициативы или самим нормотворческим органом.
Нормативные правовые акты области излагаются на русском языке - государственном языке Российской Федерации.
Структура нормативного правового акта должна быть логически обоснованной, отвечающей целям и задачам правового регулирования, а также обеспечивающей логическое развитие и правильное понимание данного нормативного правового акта.
В нормативный правовой акт может включаться преамбула, содержащая в себе разъяснение целей и задач его издания.
Нормативные предписания в преамбулу не включаются.
В Уставе и законах области нормативные предписания излагаются в виде статей, имеющих порядковый номер.
Каждая статья по своему содержанию должна быть законченной.
Статьи законов области могут подразделяться на пункты. В пунктах статей могут содержаться подпункты и абзацы.
Статьи близкого содержания значительных по объему нормативных правовых актов объединяются в главы. В необходимых случаях главы могут объединяться в разделы. Разделы и главы имеют заголовки и нумеруются.
В нормативных правовых актах даются определения вводимых в законодательство юридических, технических и других специальных терминов. Термины необходимо употреблять только в одном значении и в соответствии с общепринятой терминологией.
Текст нормативного правового акта излагается простым и доступным для понимания языком.
В нормативных правовых актах не допускается употребление сложных фраз и грамматических конструкций, иностранных слов, а также устаревших и многозначных слов и выражений, образных сравнений, эпитетов, метафор.
Текст нормативного правового акта должен быть отредактирован в соответствии с правилами грамматики русского языка.
2. В качестве дополнительных материалов к нормативному правовому акту могут быть подготовлены таблицы, графики, схемы, образцы документов, которые помещаются в приложениях к нормативному правовому акту.
В случае необходимости в нормативном правовом акте воспроизводятся отдельные положения из нормативных правовых актов более высокой юридической силы со ссылкой на такие акты.
В нормативных правовых актах не воспроизводятся повторно нормативные предписания, содержащиеся в действующих нормативных правовых актах той же юридической силы.
Ссылки в статьях, пунктах или подпунктах нормативного правового акта на другие его статьи, пункты или подпункты, а также на иные действующие нормативные правовые акты, их отдельные положения применяются в случаях, когда необходимо показать взаимную связь нормативных предписаний либо избежать повторений.
3. Нормативные правовые акты области имеют следующие реквизиты:
наименование (вид и название) нормативного правового акта, наименование органа, принявшего (издавшего) этот акт;
даты (дату) принятия (издания), подписания нормативного правового акта и его номер;
подписи лиц, полномочных подписывать соответствующие нормативные правовые акты.
При издании главой администрации области нормативного правового акта в нем указывается во исполнение какого акта или в соответствии с каким актом издается данный акт.
В связи с принятием нормативного правового акта подлежат отмене или признанию утратившими силу ранее принятые нормативные правовые акты или их части, если они противоречат положениям принятого нормативного правового акта.
Положения об отмене, признании утратившими силу, изменениях и дополнениях ранее принятых нормативных правовых актов, их отдельных частей включаются непосредственно в текст нормативного правового акта или в текст нормативного правового акта о его вступлении в силу.
Статья 12. Субъекты законодательной инициативы
1. В соответствии с Уставом области предложения о поправках и пересмотре положений Устава области могут вносить председатель областного Совета депутатов, глава администрации области, группа депутатов областного Совета депутатов численностью не менее 1/3 от их установленного числа, население путем установленной Уставом области народной инициативы, председатель областного суда, председатель арбитражного суда, прокурор области, а также не менее трех представительных органов местного самоуправления.
Право внесения предложений о поправках к Уставу области реализуется посредством внесения проектов законов области о поправках к Уставу области.
2. В соответствии с Уставом области право законодательной инициативы принадлежит депутатам и комитетам (комиссиям) областного Совета депутатов, председателю областного Совета депутатов, главе администрации области, представительным органам местного самоуправления, председателям областного суда и арбитражного суда, прокурору области, а также группе избирателей численностью не менее двух процентов от их общей численности.
3. Право законодательной инициативы реализуется посредством внесения проектов законов области в областной Совет депутатов.
4. Депутаты областного Совета депутатов вправе осуществлять законодательную инициативу в форме внесения законодательных предложений (предложений о разработке проектов законов области). Областной Совет депутатов в обязательном порядке рассматривает законодательное предложение депутата и принимает по нему постановление о поручении разработки проекта закона области либо отклоняет законодательное предложение.
5. Необходимым условием внесения законодательных предложений является представление письменного обоснования необходимости разработки законопроекта.
Статья 13. Официальное внесение проекта закона области
1. Проект закона области, прошедший все стадии подготовки, вместе с сопроводительным письмом, подписанным должностным лицом, ответственным за его разработку, и необходимыми материалами вносится в областной Совет депутатов.
2. При внесении законопроекта в областной Совет депутатов должны быть представлены:
а) текст законопроекта с указанием на титульном листе субъекта права законодательной инициативы, внесшего законопроект;
б) пояснительная записка к законопроекту, содержащая предмет законодательного регулирования и изложение концепции предлагаемого законопроекта;
в) перечень актов областного законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием данного закона;
г) финансово-экономическое обоснование (в случае внесения законопроекта, реализация которого потребует материальных затрат);
д) заключение главы администрации области по законопроектам о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, изменении финансовых обязательств области, другим законопроектам, предусматривающим расходы, покрываемые за счет средств областного бюджета.
3. При отрицательном заключении главы администрации области по законопроекту, его рассмотрение в областном Совете депутатов откладывается на месяц после поступления заключения. В течение этого месяца законопроект рассматривается согласительной комиссией, созданной на паритетной основе областным Советом депутатов и администрацией области.
4. Непосредственно в текст внесенного в областной Совет депутатов законопроекта должны быть включены следующие положения:
а) о сроке и о порядке вступления в силу закона или отдельных его положений;
б) о признании утратившим силу и о приостановлении действия ранее принятых законов и других нормативных правовых актов или отдельных положений в связи с принятием закона;
в) о приведении в соответствие с принятым законом действующих правовых актов.
Статья 14. Заключение главы администрации области
1. В соответствии с Уставом области законопроекты о введении или об отмене налогов, освобождении от их уплаты, об изменении финансовых обязательств области и другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет средств областного бюджета, рассматриваются областным Советом депутатов при наличии заключения главы администрации области либо по представлению главы администрации области.
2. Глава администрации области представляет заключение в областной Совет депутатов в течение 15 рабочих дней с момента получения законопроекта из областного Совета депутатов.
Статья 15. Научная экспертиза нормативного правового акта
1. Для оценки качества внесенного в нормотворческий орган проекта нормативного правового акта может проводиться его независимая научная (правовая, финансовая, научно-техническая, экологическая и др.) экспертиза.
Заключение экспертизы прилагается к проекту нормативного акта при его внесении.
2. Научная экспертиза проектов нормативных правовых актов осуществляется научными учреждениями и ВУЗами соответствующего профиля, экспертами из числа ведущих ученых и специалистов в зависимости от содержания нормативных правовых актов.
В качестве экспертов привлекаются ученые и специалисты, не принимавшие непосредственного участия в подготовке соответствующего проекта.
Для проведения научной экспертизы могут быть приглашены ведущие ученые и специалисты из других субъектов Российской Федерации.
Статья 16. Порядок рассмотрения нормативных правовых актов в областном Совете депутатов
1. Областной Совет депутатов обязан рассмотреть внесенный субъектом права законодательной инициативы законопроект и принять по нему решение.
Порядок, правила, процедура и сроки подготовки и рассмотрения областным Советом депутатов проектов законов и постановлений устанавливаются Регламентом областного Совета депутатов.
Требования Регламента областного Совета депутатов, относящиеся к порядку, правилам и процедуре подготовки и рассмотрения проектов нормативных правовых актов, обязательны для субъектов законодательной инициативы, органов государственной власти области, должностных лиц и граждан.
Регламент областного Совета депутатов не может противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам, Уставу области, настоящему закону и другим законам области.
2. Законопроекты, внесенные в областной Совет депутатов главой администрации области, рассматриваются по его предложению в первоочередном порядке.
Законопроекты могут быть вынесены на всенародное обсуждение.
Статья 17. Субъекты права внесения проектов постановлений
1. Перечень субъектов права внесения проектов постановлений областного Совета депутатов, требования к проектам этих постановлений и процедура их внесения устанавливаются Регламентом областного Совета депутатов.
2. Перечень субъектов права внесения проектов нормативных постановлений главы администрации области, требования к проектам этих постановлений и процедура внесения устанавливаются главой администрации области.
Глава V. Порядок принятия, подписания, официального опубликования
и вступления в силу нормативных правовых актов области
Статья 18. Порядок принятия законов области
1. Законы области принимаются областным Советом депутатов в порядке, установленном Уставом области, а также Регламентом областного Совета депутатов. Постановления по принятым законам области в течение пяти дней подписываются председателем областного Совета депутатов, а в его отсутствие одним из заместителей и направляются главе администрации области для подписания и обнародования.
2. Законы области в течение семи дней со дня поступления в администрацию области подписываются либо возвращаются с мотивированным заключением на повторное рассмотрение главой администрации области в порядке, установленном Уставом области.
Статья 19. Принятие постановлений областного Совета депутатов
Постановления областного Совета депутатов принимаются в порядке, установленном Уставом области и Регламентом областного Совета депутатов.
Статья 20. Дата принятия нормативного правового акта
Датой принятия закона области, постановления и иного акта областного Совета депутатов считается день их принятия на сессии областного Совета депутатов в окончательной редакции.
Статья 21. Порядок официального опубликования нормативных правовых актов
1. Порядок официального опубликования и вступления в силу законов области, постановлений областного Совета депутатов или постановлений главы администрации области устанавливается Уставом области, настоящим и другими законами области.
2. При опубликовании нормативного правового акта указывается: наименование акта и органа, его принявшего, дата принятия, должностное лицо, подписавшее нормативный правовой акт, место и дата подписания, регистрационный номер.
З. В порядке исключения отдельные акты областного Совета депутатов индивидуального характера по организационно-процедурным вопросам, связанным с внутренним распорядком работы областного Совета депутатов и его аппарата, могут быть введены в действие областным Советом депутатов в установленный им срок без предварительного официального опубликования.
4. Официальным опубликованием закона области, постановления и иного нормативного правового акта области считается первая публикация текста в "Липецкой газете".
Официальным периодическим изданием областного Совета депутатов является "Информационный бюллетень Липецкого областного Совета депутатов", в котором публикуются законы области, постановления и иные акты областного Совета депутатов.
5. Законы области, постановления и иные нормативные правовые акты могут быть опубликованы в иных печатных изданиях, а также доведены до всеобщего сведения (обнародованы) по телевидению и радио, разосланы государственным органам, органам местного самоуправления, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, переданы по каналам связи, распространены в машиночитаемой форме.
Нормативный правовой акт, в который внесены изменения и дополнения, может быть официально опубликован в редакции с учетом принятых изменений и дополнений по решению нормотворческого органа, принявшего соответствующий акт.
6. Глава администрации области направляет в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Липецкой области копии нормативных правовых актов области в 7-дневный срок после их принятия, а также официальные издания, в которых публикуются нормативные правовые акты области, для включения этих актов в федеральный регистр и проведения юридической экспертизы.
Статья 22.Порядок вступления в силу нормативных правовых актов
1. Если нормативный правовой акт не опубликован официально до указанной в нем даты вступления в силу, то днем его вступления в силу является день его официального опубликования.
2. Законы области, постановления и иные нормативные правовые акты вступают в силу одновременно на всей территории области. Устав области и законы области вступают в силу после их официального опубликования. Законы области и иные нормативные правовые акты области по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через 10 дней после их официального опубликования.
3. В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации, статьей 32 Устава области, любые нормативные правовые акты области, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Глава VI. Толкование и разъяснение нормативных правовых актов области
Статья 23. Официальное толкование нормативных правовых актов
1. В случае обнаружения неясностей и различий в понимании положений, а также противоречий в практике применения правового акта, осуществляется его официальное толкование.
2. Официальное толкование - деятельность нормотворческих органов по обязательному для исполнения установлению содержания норм права.
Толкование нормативного акта не должно изменять его смысл.
3. Официальное толкование нормативных правовых актов осуществляется исключительно теми нормотворческими органами, которыми они принимаются (издаются).
<< Назад |
Статья 2 >> Статья 2 |
|
Содержание Закон Липецкой области от 14 сентября 2000 г. N 105-ОЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Липецкой области "О... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.