Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
Главы администрации Липецкой области
от 3 ноября 1999 г. N 167
О защите трудовых прав граждан на территории области
В условиях нестабильности в целях смягчения социальной напряженности на территории области деятельность всех ветвей власти, органов надзора и контроля, хозяйственных руководителей, профсоюзных организаций направлена прежде всего на реализацию предупредительных мер на создание действенной системы защиты трудовых прав граждан.
Реализуется поставленная задача по завершению формирования областной законодательной базы, обеспечивающей проведение активной и действенной политики по защите трудовых прав граждан. Введен в действие областной Закон "О социальном партнерстве", разработаны и обсуждаются проекты областных законов об охране труда, прожиточном минимуме, о занятости и другие.
Традиционно реализуется областное трехстороннее соглашение, на всех уровнях действуют трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, которые обладают достаточными полномочиями, чтобы совершенствовать социальное партнерство и добиваться согласия на подведомственных территориях.
Предупреждаются негативные тенденции через систему заключения и реализацию коллективных договоров и соглашений. Расширена сфера их применения (охват работающих, включая сферу малого бизнеса, около 70%). Усилен контроль за соблюдением трудового законодательства. Увеличено количество комплексных проверок за реализацией коллективных договоров управлением труда и занятости населения совместно с областными службами, органами местного самоуправления, профсоюзными организациями. Государственной инспекцией труда по Липецкой области проведено 1247 проверок, выявлено 1958 нарушений трудовых прав работников, 8834 нарушений законодательства и иных нормативных актов по охране труда, выдано 1256 предписаний, применены штрафные санкции к 168 руководителям и другим ответственным работникам.
Многие трудовые коллективы в жесточайших экономических условиях не только сохранили хорошие начинания и традиции, но сумели переориентировать производство, создать предпосылки для преломления кризисной ситуации: АО "НЛМК", ОАО "Гидропривод", ГУП "Электромеханический завод", АО "Грязинский культиваторный завод", ОАО "Усмань-Табак", предприятия тяжелейшей сельскохозяйственной отрасли - СХПК им.Карла Маркса, им Чапаева (Добринского района), ОГУП "Россия" (Грязинского района), предприятия перерабатывающей промышленности и другие.
Наиболее активно по совершенствованию социального партнерства развернута деятельность на территориях г. Ельца, Елецкого, Грязинского районов. Главными стратегическими целями для этих территорий стало решение вопросов социально-экономического развития, улучшения материального положения и условий жизни населения. Не дожидаясь указаний сверху, через полномочия трехсторонних комиссий смягчаются в акционерных обществах такие актуальные и неразрешимые проблемы, как сокращение задолженности по заработной плате, улучшение финансового положения предприятий за счет развития производства и сокращения штрафных санкций по судебным искам и решения вопроса с банками о погашении задолженности через удостоверения комиссий по трудовым спорам, внедряется государственное управление охраной труда. Более позитивно перестроена работа в Добринском, Лебедянском и других районах.
Предупредительные меры позволили на территории области избежать массового забастовочного движения, по данным Минтруда России область отнесена к спокойным регионам Российской Федерации, удержаны позиции по показателям уровня жизни, по Центрально-Черноземному району - самая высокая заработная плата, среди субъектов Российской Федерации - наиболее низкий уровень регистрируемой безработицы.
Однако, как показывает анализ, результаты проверок предприятий и организаций, обращения граждан - проблема соблюдения трудовых прав работников на территории области остается крайне сложной.
Вывод однозначный: на тех территориях и предприятиях, где не принимаются практические меры по развитию наиболее эффективных секторов экономики, предупреждению продолжающегося спада производства, не активизирован поиск новых источников увеличения доходной части, обеспечения высокой оборачиваемости финансов, как правило, не создается система защиты трудовых прав граждан и выявляются многочисленные факты нарушений трудового законодательства.
В целом по области наметилась тенденция сокращения задолженности по заработной плате, включая бюджетный сектор экономики. Но по состоянию на 01.10.99 г. 621 предприятие (352,2 млн. руб.) имели просроченную задолженность. Наибольший объем задолженности приходится на производственные отрасли.
По нескольку лет не получают заработную плату работники АООТ "ДОЗ", "Текстильщик", ОАО "Тербунагросервис", "Липецкий станкостроительный завод" и другие. Различна ситуация с выплатой заработной платы в бюджетных организациях по территориям городов и районов.
Длительные задержки выплаты заработной платы вынудили работников предъявить только в текущем году 2893 судебных иска (2794 удовлетворены на сумму более 18 млн. рублей).
Одной из базовых причин неплатежей и задержек зарплаты продолжают оставаться крайне низкие темпы структурной перестройки, неэффективное управление собственностью, пренебрежительное отношение к рациональному использованию имеющихся финансовых ресурсов, отсутствие надлежащего контроля.
Аппараты управления многих акционерных обществ (в том числе с участием государства) перегружены и оказались неспособными к эффективному управлению в новых условиях, принижена требовательность к специалистам предприятий и организации за непосредственное выполнение должностных обязанностей. Незнание ими нормативных законодательных актов приводит к многочисленным нарушениям трудовых прав работников. Например, при численности аппарата управления 25-35% в некоторых сельскохозяйственных предприятиях не ведется первичная документация, в том числе табеля учета рабочего времени, приказы по основной деятельности составляются с нарушениями трудового законодательства, не ведутся и неправильно оформляются трудовые книжки и т.д. Такие факты выявлены при проверках предприятий в Краснинском, Измалковском, Задонском и ряде других районов. Специалистами не приняты эффективные меры в ликвидации межотраслевых диспропорций в оплате труда. Низка роль заработной платы в совершенствовании управления производством, резко падает уровень реальной заработной платы, что не может обеспечить прожиточный минимум работающих. Не используется возможность проведения учебы специалистов как на районном уровне, так и на предприятиях.
Массовый характер имеют также и нарушения законодательства о трудовом договоре. Широкое распространение получила практика принудительных переводов постоянных работников на срочные трудовые договоры (контракты) (ОАО "Стройдеталь", АО "Ликонф", 000 "Спецфундаменттяжстрой", во всех филиалах ОАО "Липецкоблгаз"). Предупреждены незаконные заключения срочных договоров в обпотребсоюзе. Зачастую руководители предприятий пытаются подменять трудовые отношения гражданско-правовыми, которые лишают работников гарантий, установленных трудовым законодательством.
Преобладают незаконные увольнения, в том числе при ликвидации или реорганизации предприятий: СХПК им.Кирова Лев-Толстовского района, птицефабрика "Добринская". Многие иски о незаконном увольнении были удовлетворены в судебном порядке. Только по требованию Государственной инспекции труда по Липецкой области в этом году восстановлены 18 незаконно уволенных работников.
Работодателями за нарушения дисциплины широко применяются незаконные санкции: штрафы, понижение классности, переводы на нижеоплачиваемую работу, снижение заработной платы и др.(филиал Измалковский "Липецкгазстрой", СХПК "Лебяженский" Измалковского района, АООТ "Липецкое ДСП-1" г.Липецка).
Однако, как подтверждают результаты комплексных проверок, ситуация могла бы быть более благоприятной с защитой трудовых прав граждан при рациональном использовании имеющихся в распоряжении трудовых коллективов денежных средств. Продолжается практика "щедрого" расходования средств на различные мероприятия, не связанные с выполнением производственных задач. Так, вместо погашения имеющейся задолженности по заработной плате в СХПК "Прогресс" Елецкого района при достаточном парке служебных машин приобретается автомашина "Волга", в ПК ЗАО "ФАЕЛ" продолжается "практика" отвлечения финансовых средств трудового коллектива на благотворительную деятельность сторонним организациям, в ОАО "Строймаш" по взаимозачету при расчете с другими предприятиями используются наличные финансовые ресурсы. Практически аналогичные факты вскрываются и в бюджетных организациях, и в акционерных обществах.
Органы местного самоуправления, профсоюзные организации порой не реализуют предоставленные полномочия через коллективные договоры в ликвидации диспропорций в оплате труда руководителей и работников, особенно на тех предприятиях, где не выплачивается заработная плата.
На тех предприятиях, где работники подолгу не получают заработную плату, работодатель регулярно (нередко вне зависимости от итогов финансово-хозяйственной деятельности) получает зарплату, размер которой в 5 и более раз превышает ее средний уровень по предприятию.
Только после проверок областных служб исправлена ситуация с диспропорциями в оплате труда в АО "Красноеагропромхимия", филиал "Россахизвестняк" Рождественский карьер - где разрыв доходил до 7 раз. В СХПК "Лебяженский", "Отчизна" Измалковского района, АО "Плодородие" Задонского района и на ряде других предприятий, включая некоторые муниципальные организации, данная тенденция продолжается. Органы исполнительной власти, местного самоуправления не проявили должной настойчивости во внедрении утвержденного Временного порядка по совершенствованию оплаты труда руководителей.
Весьма негативно влияет на общее состояние законности в трудовых правонарушениях отсутствие коллективных договоров на частных предприятиях и в сфере малого бизнеса, сохраняется тенденция нежелания некоторых руководителей заключать коллективные договоры, например, в сельхозпредприятиях Усманского района - "Чистые пруды", "Пушкарский", "Излегощинский". Сократилось количество коллективных договоров в Добровском, Лебедянском районах. Органами местного самоуправления недооценивается роль экспертных комиссий при уведомительной регистрации, что приводит к включению в колдоговоры заведомо незаконных норм. Не уделяется должного внимания контролю за соблюдением трудового законодательства, выполнением условий коллективных договоров в Добровском, Долгоруковском, Лев-Толстовском районах, г.Липецке. Практически отсутствуют совместные действия с органами надзора и контроля в Лебедянском, Становлянском районах, не реализуются в должной мере полномочия территориальных трехсторонних комиссий в Воловском, Задонском, Тербунском районах.
Из-за несовершенства законодательной базы проблемными вопросами остаются отсутствие в учредительных документах при регистрации предприятии норм, необходимых по созданию системы защиты трудовых прав граждан, возможность у руководителя через организацию множества дочерних предприятий уходить от выполнения принятых обязательств в отношении наемных работников. Так, практически из каждого дочернего предприятия ЗАО "Отделстрой" (дочерних - 17), ТОО "Ремпуть" поступают многочисленные жалобы и судебные иски на грубые нарушения трудового законодательства.
Некоторые руководители противодействуют работе профсоюзных организаций, допускают систематическое неисполнение условий коллективного договора, ущемляют трудовые права граждан (ГП "Липецкое авиапредприятие", ОАО "ЦУМ", ОАО "Стройдеталь", управление госнадзора за связью по Липецкой области).
Серьезную тревогу вызывает проблема соблюдения трудовых прав женщин, несовершеннолетних.
Прочность позиций руководителя усиливает экономический кризис, вынуждающий наемных работников быть более сговорчивыми и терпеливыми. На некоторых предприятиях применяются режимы труда по 27-30 рабочих дней без предоставления отгулов, без оплаты сверхурочных.
Следует отметить, что социальное партнерство зачастую принимает форму претензий работодателей и профсоюзов к государству, а не друг к другу, что абсолютно неприемлемо. Снижает создание системы защиты трудовых прав граждан отсутствие объединений работодателей на уровне области, городов и районов, основных отраслей, что сужает сферу действий трехстороннего соглашения.
В этих условиях назрела острая необходимость в принятии решительных и скоординированных действий на различных уровнях власти для повышения гарантий в социально-трудовых отношениях, следует систематизировать работу по ускорению процесса формирования представительных и легитимных субъектов трудовых отношений, содействовать обеспечению реальных механизмов по соблюдению условий и выполнению обязательств принятых сторонами.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.