Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Главы администрации Липецкой области
от 1 марта 1999 г. N 29
Мероприятия по поддержке инвестиционной деятельности
в Липецкой области на 1999-2002 годы
Мероприятия по поддержке инвестиционной деятельности в Липецкой области на 1999-2002 годы разработаны во исполнение Программы социально-экономического развития Липецкой области на 1998 год, утвержденной постановлением главы администрации области от 21.05.98 г. N 174 и в соответствии с Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию "Порядок во власти - порядок в стране", среднесрочной программой Правительства Российской Федерации на 1997- 2000 гг. "Структурная перестройка и экономический рост", Указами Президента РФ, постановлениями Правительства и другими нормативными актами, касающимися инвестиционной деятельности.
1. Основные понятия
В настоящих Мероприятиях используются термины и понятия, определенные в Законе РСФСР "Об инвестиционной деятельности в РСФСР", Законе РСФСР "Об иностранных инвестициях в РСФСР", а также следующие термины:
Инвестиционный потенциал (инвестиционная емкость территории) - сумма объективных предпосылок для инвестиций, зависящая как от наличия и разнообразия сфер и объектов инвестирования, так и от их экономического состояния. Потенциал региона - количественная характеристика, учитывающая основные макроэкономические показатели, насыщенность территории факторами производства (природными ресурсами, рабочей силой, основными фондами, инфраструктурой и т.п.), потребительский спрос населения и др.
Инвестиционный риск - вероятность потери инвестиций и дохода от них. Степень инвестиционного риска зависит от политической, социальной, экономической, экологической и криминальной ситуаций.
Некоммерческие риски - риски, связанные с экономической и политической нестабильностью и, как следствие этого, возможностью принятия государством репрессивных мер; военными действиями, гражданскими волнениями, запрещением или ограничением перевода прибыли в иностранную валюту и за границу, нарушением принимающим государством контракта с иностранным инвестором, ограничением доступа этого инвестора к судебной защите и т.п.
2. Цели, задачи и основные принципы областной политики
по поддержке инвестиционной деятельности
Основной целью инвестиционной политики администрации области на период до 2002 года является создание и развитие конкурентоспособных производств, способных обеспечить наращивание экономического, прежде всего - промышленного, потенциала области. На этой основе должны решаться задачи обеспечения занятости и доходов населения, расширения налоговой базы и сбалансированности областного бюджета. Для этого предстоит решить следующие задачи:
- совершенствовать законодательное, организационное, инфраструктурное и информационное обеспечение инвестиционной деятельности;
- привлечь внимание российских и иностранных инвесторов к Липецкой области, показать привлекательные для потенциальных инвесторов характеристики области;
- установить активное взаимодействие с потенциальными инвесторами с целью вовлечения их в инвестиционный процесс. Содействовать предприятиям области в привлечении прямых и портфельных инвестиций;
- обеспечить участие области в целевых федеральных правительственных и президентских программах и в программах, реализуемых в рамках межправительственных соглашений;
- мобилизовать инвестиционные ресурсы области, обеспечить их эффективное использование, повысить инвестиционный потенциал и снизить инвестиционный риск в области.
Инвестиционная политика области осуществляется на основе принципов:
- обеспечения государственной поддержки инвестиционной деятельности на территории области в виде:
а) отбора проектов для включения в инвестиционные программы области и размещения централизованных ресурсов;
б) предоставления инвесторам гарантий от региональных некоммерческих рисков;
в) льготного налогообложения инвестиционной деятельности;
- обеспечения инвесторам равных прав на получение государственной поддержки в инвестиционной деятельности;
- смешанного государственно-частного финансирования высокоэффективных проектов;
- инвестиционной направленности бюджетной политики при соблюдении принципа разумной достаточности на остальных направлениях расходов.
3. Анализ ситуации в инвестиционной сфере на территории области
Общие объемы инвестиций в основной капитал за последние пять лет снижаются (хотя и уменьшающимися темпами) из года в год. В итоге многолетнего спада объем инвестиций в основной капитал, освоенный за 1997 год предприятиями и организациями всех форм собственности, составил 2497,3 млн. руб., что на 30 процентов меньше уровня предшествующего года и составляет порядка 40 процентов от уровня 1993 года, в том числе в объекты производственной сферы - 1446,2 млн. руб., непроизводственной - 1051,1 млн. руб. Увеличился до 18,1 процентов в 1997 году удельный вес общего объема инвестиций в основной капитал в валовом внутреннем продукте (в 1995 году он был равен 13,9 процентов, в 1994 году - 13,7 процентов, в 1992 году - 9,8 процентов).
Анализ структуры инвестиций в основной капитал по формам собственности указывает на углубление процесса разгосударствления инвестиционной деятельности. На долю предприятий и организаций негосударственного сектора в 1993 году приходилось 18,7 процентов общего объема инвестиций, в 1995 году - 14,6 процентов, в 1997 году - 18,5 процентов.
Структура капитальных вложений по источникам
Собственные средства предприятий и организаций:
Основная часть инвестиций в последние годы формируется за счет собственных средств предприятий, доля которых в 1993 году составляла около 70 процентов от общего объема инвестиций в основной капитал, в 1997 году - 54,6 процента (таблица 1).
Объем инвестиций за счет собственных средств предприятий продолжает снижаться в связи с падением объемов производства и реализации продукции, а соответственно и уменьшением прибыли, ростом задолженности, невозможностью в условиях существующей системы налогообложения в полной мере использовать механизм ускоренной амортизации.
Все это происходит на фоне образовавшейся в производстве колоссальной массы обесцененного кризисом физически и морально изношенного основного капитала. В условиях жесткой финансово-кредитной политики предприятия вынуждены использовать значительную часть амортизационных ресурсов на финансирование текущих нужд действующего производства с целью удержать его от дальнейшего падения.
Бюджетные средства:
Ситуацию на инвестиционном рынке усугубляют резко сократившиеся объемы государственного финансирования. Так, если в 1993 году доля бюджетных источников финансирования составляла 27 процентов, в 1996 году она уменьшилась до 20 процентов.
В 1998 году сохраняется тенденция снижения доли инвестиций, выделяемых из бюджета (таблица 2).
Средства банков:
Основным препятствием, затрудняющим развитие наиболее перспективного сегмента активных операций банков - кредитования предприятий, является угроза ликвидности, которую несет рисковая кредитная политика. Степень риска долгосрочных капитальных вложений остается несовместимой с потенциально возможной нормой прибыли от этих вложений. В таких условиях банки не вкладывают свободные финансовые ресурсы в реальный сектор. Снижению степени рисковости кредитного портфеля может служить только реальный экономический рост.
К тому же повышение реальных процентных ставок не создает предпосылки притока финансовых ресурсов в производство для осуществления инвестиций и пополнения оборотного капитала. При высокой стоимости кредитных ресурсов сложно подобрать окупаемые инвестиционные проекты.
Рентабельность в реальном секторе экономики не позволяет с учетом инфляции обеспечить возврат средне- и долгосрочных кредитов на выгодных для коммерческих банков условиях.
Поэтому доля инвестиций, осуществляемых за счет кредитов коммерческих банков, на протяжении последних лет остается незначительной (2,8 процента в 1996 году, 5,2 процентов в 1997 году).
Кроме того, кризис, поразивший банковскую систему в августе- сентябре 1998 г., в настоящее время не дает возможности отечественным банкам выступать в качестве крупных потенциальных инвесторов.
Вторичная эмиссия ценных бумаг:
Существенные резервы расширения источников финансирования инвестиций связаны с формированием и развитием вторичного рынка акций предприятий. Однако привлечение дополнительного капитала для инвестирования производства за счет вторичной эмиссии акций ограничено низкой привлекательностью предприятий. Большинство из них непригодны для дальнейшего развития, поскольку уровень управления, организации бухгалтерского учета и сбыта, а также методы работы на рынке (маркетинг) не соответствуют современным требованиям. Продать акции таких предприятий, как объекты инвестиций, без предварительной реструктуризации сегодня невозможно.
К тому же, практически все акционерные предприятия имеют низкие размеры уставного капитала. В современных условиях уставный капитал акционерных обществ как один из показателей, характеризующих масштаб деятельности предприятия, практически не выполняет главной своей функции - обеспечение минимальной гарантии удовлетворения возможных требований кредиторов. Так, на начало 1998 года 80 процентов акционерных обществ имели уставный капитал менее 100 тыс. рублей, и только у 2 процентов обществ его размер превышал 1 млн. рублей.
Другим препятствием для привлечения средств при помощи эмиссии ценных бумаг, является кризисное состояние российского фондового рынка и его низкая капитализация. В этих условиях невозможно размещение ценных бумаг в объемах, необходимых для финансирования инвестиционных проектов.
Средства населения:
Определенный потенциал для повышения инвестиционной активности закладывался благодаря некоторому росту средней нормы накопления денежных средств населения и быстрому развитию сети институциональных инвесторов, аккумулирующих средства населения - негосударственных пенсионных фондов, страховых компаний и инвестиционных фондов. Вместе с тем усилились предложения свободных денежных ресурсов населения к вложению в жилищное строительство.
Доля средств населения на жилищное строительство в общем объеме инвестиций поднялась с 0,8 процентов в 1993 году до 3,8 процентов в 1997 году. Общий объем средств населения, направленных на индивидуальное жилищное строительство, составил в 1997 году 95,8 млн. рублей
В результате финансового кризиса на 01.09.98 г. объем сбережений населения, направляемых на инвестиции, значительно сократился.
Иностранные инвестиции:
Привлечение иностранных инвестиций становится важным фактором повышения эффективности и качества производства за счет применения новых зарубежных технологий, прогрессивного оборудования, управленческого опыта.
Основной формой участия иностранных компаний в инвестиционной деятельности на территории Липецкой области являются капитальные вложения непосредственно в производство какой-либо продукции, т.е. прямые инвестиции. На 1 июля 1998 года количество предприятий с участием иностранного капитала достигло 97. Их суммарный уставный капитал составил 27 млн. руб. Доля иностранных партнеров в уставном капитале предприятий в среднем составляет 56,4 процентов. Созданные в области предприятия с участием иностранных инвесторов имеют партнеров в 42 странах мира. Эти предприятия обеспечили в общей сложности не менее 3000 рабочих мест. Объем производства продукции на данных предприятиях, в основном товаров народного потребления, работ и услуг, увеличился с 196 млн. руб. в 1996 г. до 277,8 в 1997 г.
В целом можно обнаружить тенденцию увеличения объема прямых иностранных инвестиций в экономику области (таблица 3).
Помимо прямых инвестиций, заметен рост инвестиций портфельных и инвестиционных кредитов (таблица 3). Так, иностранным инвестором приобретено 24,2 процента акций в ОАО "Липецкэлектросвязь" от общего количества акций, при этом освоено капитальных вложений на сумму 55 млрд. руб. и установлено 20 тыс. телефонов.
Кроме того, подписаны договоры о сотрудничестве между администрацией Липецкой области и рядом инвестиционных компаний, согласно которым сахарные заводы получат инвестиции в размере 35,7 млн. долл. США в виде поставок оборудования, материалов, технологий и услуг для обеспечения производства сахара высокого качества. Заключен договор аренды на 25 лет между администрацией Липецкой области, ОАО "Липецккомплекс" и ООО "Золотой Петушок Инвест" (дочерней фирмой американского фонда "Агробизнес партнерс"). В результате данной сделки активно модернизируются здания и сооружения птицефабрик, полностью заменяется оборудование на них, и уже с 1999 г. американский инвестор на основе своей технологии будет производить и реализовывать в торговую сеть 20000 т мяса птицы в год.
Вместе с тем отсутствие эффективного механизма предоставления реальных гарантий и поручительств со стороны администрации области, ликвидного залогового фонда, а также тяжелое финансовое состояние большинства предприятий и отсутствие глубоко проработанных в соответствии с международными стандартами бизнес-планов не позволяют существенно увеличить приток иностранных инвестиций в экономику области.
В области действуют представители международных институтов: Европейского Банка Реконструкции и Развития (ЕБРР), представленного фондом "Черноземье", и Европейского Союза (ЕС), представленного программой ТАСИС "Реструктурирование сельскохозяйственных предприятий в Центрально-Черноземном регионе". Область принимает участие в "Программе возрождения сельского хозяйства через региональные инвестиции (ПРАРИ)", осуществляемой при содействии Агентства международного развития США.
Таблица 1. Капитальные вложения по источникам финансирования,
млн. руб. (в ценах соответствующих лет)
Показатели | 1993 г. отчет |
1994 г. отчет |
1995 г. отчет |
1996 г. отчет |
1997 г. отчет |
Капитальные вложения за счет всех источников финансирования - всего |
211,81 | 630,76 | 1918,59 | 3003,04 | 2474,68 |
в том числе: | |||||
I. Собственные и приравненные средства предприятий и организаций - всего |
148,54 | 524,3 | 1622,7 | 2496,8 | 1821,6 |
уд. вес от общего объема, % | 73 | 80,4 | 84,6 | 80 | 72,9 |
из них: | |||||
а) собственные средства предприятий |
141,83 | 461,57 | 1071,3 | 2038,0 | 1363,8 |
уд. вес от общего объема, % | 70 | 71 | 55,9 | 65,2 | 54,6 |
в том числе: | |||||
прибыль | 107,03 | 108,09 | 566,8 | 884,2 | 257,2 |
уд. вес от общего объема, % | 53 | 16,5 | 29,6 | 28,3 | 10,3 |
амортизация | 13,97 | 353,48 | 504,5 | 1153,8 | 1106,6 |
уд. вес от общего объема, % | 7 | 54 | 26,3 | 36,9 | 44 |
прочие средства | 20,83 | - | - | - | - |
уд. вес от общего объема, % | 10 | - | - | - | - |
Средства малых предприятий | - | - | - | 43,2 | 28,2 |
уд. вес от общего объема, % | - | - | - | 1,4 | 1,1 |
б) кредиты коммерческих банков | - | 25,1 | 37 | 88 | 129,3 |
уд. вес от общего объема, % | - | 3,8 | 1,9 | 2,8 | 5,2 |
г) средства населения на индивидуальное жилстроительство |
1,61 | 4,83 | 38,9 | 61,6 | 95,8 |
уд. вес от общего объема, % | 0,8 | 0,7 | 2,0 | 2,0 | 3,8 |
д) иностранные инвестиции | 0,26 | 14,4 | 3,7 | 16,9 | - |
уд. вес от общего объема, % | 0,1 | 2 | 0,2 | 0,5 | - |
е) средства внебюджетных фондов | 4,84 | 18,4 | 203,4 | 19,7 | 24,4 |
уд. вес от общего объема, % | 2 | 2,8 | 10,6 | 0,6 | 1,0 |
II. Средства консолидированного бюджета |
63,27 | 106,46 | 295,89 | 506,24 | 653,08 |
уд. вес от общего объема, % | 27 | 19,6 | 15,4 | 20 | 26,1 |
из них: | |||||
а) средства федерального бюджета, % |
15 | 10,6 | 4,2 | 6,9 | 8,5 |
в том числе: | |||||
государственные инвестиции | 31,2 | 69,6 | 80,4 | 215,7 | 210,8 |
уд. вес от общего объема, % | 15 | 10,6 | 4,2 | 6,9 | 8,5 |
б) ассигнования из местных бюджетов |
32,07 | 36,86 | 215,49 | 290,54 | 442,28 |
уд. вес от общего объема, % | 11 | 9 | 11,2 | 13,2 | 18,6 |
Таблица 2. Инвестиции за счет средств федерального бюджета,
млн. руб. (в ценах соответствующих лет)
1996 г. отчет в ценах 1997 г. |
1997 г. отчет | ||
абсолютно | в % к 1996 г. | ||
Государственные инвестиции - всего | 228189,3 | 193071,0 | 84,6 |
в % к общему объему | 6,9 | 8,5 | - |
из них: | |||
1. Федеральная инвестиционная программа - всего |
71167,7 | 21790,0 | 30,6 |
в % к общему итогу | 31,2 | 11,3 | - |
Жилище | 4775,5 | 4491,5 | 90,4 |
Дети Чернобыля | 8969,3 | 5446,2 | 60,7 |
"Ликвидация последствий аварии на Чернобыльской АЭС" |
7744,5 | 3954,8 | 51,1 |
Фермер | 48634,4 | 7897,5 | 16,2 |
Развитие образования | 1044,0 | - | - |
Непрограммная часть - всего | 74404,9 | 81181,4 | 109,1 |
в % к общему объему | 32,6 | 42,0 | - |
Здравоохранение | 8120,0 | 5100,0 | 62,8 |
Машиностроение | 3020,3 | - | - |
Объекты АПК | 12931,0 | 19181,4 | 148,3 |
Прочие отрасли хозяйства | 50333,6 | 56900,0 | 113,0 |
Федеральный территориальный фонд | 82616,7 | 90099,6 | 109,0 |
Таблица 3. Распределение иностранных инвестиций по видам
(в млн. долларов)
Вид инвестиций | 1995 г. | 1996 г. | 1997 г. |
Инвестиции, всего | 7,0 | 14,9 | 30,0 |
в том числе: | |||
1. Прямые инвестиции (количество хозяйствующих субъектов) |
3,1 | 6,0 | 14,5 |
из них: | |||
взносы в уставный капитал | 0,4 | 0,8 | 3,5 |
прочее | 2,7 | 5,2 | 11,0 |
2. Прочие инвестиции: | 3,9 | 8,9 | 15,5 |
из них: | |||
прочие кредиты | 3,8 | 8,9 | 10,6 |
прочее | 0,1 | - | 4,9 |
Примечание:
1995 г. - 1 долл. США = 4,700 руб.
1996 г. - 1 долл. США = 5,500 руб.
1997 г. - 1 долл. США = 6,000 руб.
Отраслевая структура
Отраслевая структура капитальных вложений, направленных в 1997 году на производственные цели, характеризуется данными таблицы 4:
На строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение производственных объектов в 1997 году использовано 1,45 млрд. рублей или 58 процентов всех инвестиций, по сравнению с 1996 годом объем инвестиций в производственное строительство снизился на 39 процентов и составил 37 процентов к уровню 1993 года.
Продолжается тенденция наибольшего спада инвестиций в тракторное и сельхозмашиностроение, наименьшего - в торговлю и общественное питание.
Так, объем инвестиций в 1997 году в электроэнергетику по отношению к уровню 1992 г. составил 60 процентов, в металлургию - 14 процентов, в машиностроение - 2 процента, пищевую - 38 процентов, промышленность строительных материалов - 16 процентов. Сохраняющаяся в последние годы неблагоприятная ситуация в инвестиционной сфере оказывает негативное влияние на качественные характеристики процесса воспроизводства основных фондов в промышленности, занимающих наибольший удельный вес в основных фондах области. В основной массе это физически и морально изношенный основной капитал, требующий обновления или замены. Так, например, в машиностроении износ основных фондов на конец 1997 г. составил 42 процента.
В структуре капитальных вложений увеличился удельный вес затрат на развитие социальной сферы. Доля затрат на непроизводственное строительство в 1992 году - 25,8 процентов, в 1997 году - 42,3 процента.
Предприятиями и организациями всех форм собственности в 1997 году построено 210,2 тыс. кв. метров жилья, что составило 68 процентов к 1996 году, в т.ч. в сельской местности - 51,5 тыс. кв. метров, или 86 процентов к 1996 году.
В частном секторе три четверти домов строятся индивидуальными застройщиками, ими введено 50,3 тыс. кв. метров жилья (на 9 процентов больше, чем в 1996 году).
Ввод в действие школ в 9,9 раз превысил темп 1996 года.
Таблица 4. Структура капитальных вложений по основным отраслям
производственного назначения (в ценах 1995 года), млрд. руб.
Отрасль | 1992 | 1993 | 1994 | 1995 | 1996 | 1997 |
Производственное строительство - всего |
3203,56 |
2013,3 |
1149,8 |
1122,8 |
1262,5 |
760,2 |
Электроэнергетика | 152,28 | 146,4 | 71,85 | 97,4 | 121,8 | 91,3 |
Черная металлургия | 1364,04 | 519,9 | 260,63 | 373,8 | 496,3 | 194,6 |
Тракторное и сельхозмашиностроение |
349,92 |
202,65 |
110,01 |
23,09 |
25,4 |
7,3 |
Промышленность строительных материалов |
111,78 |
33,45 |
42,69 |
47,26 |
54,4 |
18,3 |
Пищевая промышленность | 69,66 | 108,9 | 28,371 | 75,65 | 53,9 | 26,7 |
Сельское хозяйство | 596,16 | 444,6 | 154,2 | 69,25 | 65,2 | 116,4 |
Транспорт и связь | 126,36 | 201,3 | 239,52 | 194,86 | 240,1 | 223,5 |
Торговля и общественное питание |
12,96 |
13,95 |
19,26 |
36,6 |
14,7 |
12,2 |
Таблица 5. Структура капитальных вложений по основным отраслям
социальной сферы (в ценах соответствующих лет с учетом деноминации),
млн. деном. руб.
Отрасль | 1992 | 1993 | 1994 | 1995 | 1996 | 1997 |
Непроизводственное строительство Жилищное строительство Коммунальное строительство Здравоохранение Народное образование Культура |
6,71 4,3 0,23 0,03 0,36 0,04 |
68,5 41,4 17,3 2,8 2,7 0,5 |
261,53 138,9 69,2 8,5 7,3 1,6 |
794,3 394,1 251,3 44,2 23,2 4,2 |
1053,3 476 389 77,8 29,2 8,1 |
1051,1 443,7 433,9 75,8 26,2 3,3 |
4. Потребности в инвестициях и их источники
Ключевую роль в общих источниках финансирования инвестиций в 1999 - 2002 гг. будут играть собственные средства предприятий, которые обеспечат порядка 59 процентов всех капиталовложений. В рамках финансовых источников после переоценки основных фондов возрастет доля амортизационных отчислений, которая в 1999-2002 гг. прогнозируется порядка 53 процентов. Рост объемов привлекаемых средств предполагается осуществлять в первую очередь за счет кредитов коммерческих банков, привлечения средств российских и иностранных инвестиций, эмиссии ценных бумаг. Защита привлекаемых кредитов будет обеспечиваться системой гарантий.
Таблица 6. Прогнозируемый объем инвестиций и их источники
(в ценах соответствующих лет)
Показатели | единица измерен. |
оценка 1998 г. |
прогноз | ||
1999 г. | 2000 г. | 2001 г. | |||
Мероприятия по поддержке инвестиционной деятельности Инвестиции в том числе: производственного назначения непроизводственного назначения Из общего объема инвестиций: финансируемые из федерального бюджета из местного бюджета средства предприятий (включая привлеченные) иностранные инвестиции |
млн. руб. млн. руб. млн. руб. млн. руб. млн. руб. млн. руб. млн. USD |
2256,6 1254,9 1001,7 199,6 264,0 1343,6 53,5 |
2361,3 1302,2 1059,1 239,3 302,2 1405,9 68,2 |
2601,2 1420,4 1180,8 268,8 342,6 1548,8 75,0 |
2866,8 1550,2 1316,6 302,0 385,0 1706,9 87,0 |
5. Меры по поддержке инвестиционной деятельности
5.1. Законодательно-нормативное обеспечение инвестиционной деятельности
К важнейшим факторам, определяющим благоприятность инвестиционного климата области и влияющим на объемы привлекаемых инвестиций, относится правовое обеспечение инвестиционной деятельности.
В целях привлечения инвестиций в 1997 г. принят областной Закон "О поддержке инвестиций в экономику Липецкой области", которым был определен порядок предоставления льгот инвесторам и гарантировано, что льготы, предоставленные законом, не могут быть изменены в сторону ухудшения для инвесторов в течение 10 лет с момента его принятия. В Законе предусмотрен подход, который обеспечивает одинаковые стартовые условия для всех групп инвесторов в области, включая иностранных.
В целях дальнейшего совершенствования законодательной базы области в действующем Законе должны быть предусмотрены условия, обеспечивающие доступность свободных земель для производственных инвестиций и возможность использования объектов незавершенного строительства, приобретения пакетов акций, находящихся в областной собственности. Несмотря на то, что на конец 1 полугодия 1998 г. количество созданных предприятий с иностранными инвестициями составило 97, их роль в развитии экономики еще незначительна. Предприятия области способны принять гораздо больший объем прямых иностранных инвестиций.
В этой связи иностранным инвесторам должен быть представлен льготный режим осуществления инвестиционной деятельности, который закрепляется областным законом. Закон "О гарантиях инвестиционной деятельности на территории Липецкой области" должен содержать разделы, регламентирующие предоставление иностранным инвесторам гарантий от некоммерческих рисков (гарантии от политических рисков, по компенсации ущерба, причиненного неправомерными действиями госорганов и должностных лиц и т.д.), порядок предоставления инвестору необходимой информации (земельный кадастр, данные по ресурсам и др.), а также ограничения присутствия иностранных инвесторов в защищаемых отраслях и производствах области.
Помимо этого, в целях создания дополнительных гарантий для инвесторов необходимо создание механизма эффективного использования областного залогового (ипотечного) фонда.
Таблица 7. Мероприятия по созданию законодательно-нормативного
обеспечения инвестиционной деятельности
Наименование мероприятий | Исполнители | Срок исполнен. |
1. Разработка Закона Липецкой области "О гарантиях инвестиционной деятельности на территории Липецкой области" |
Управление инвестиций и международных связей, управление экономики, правовое управление, комитет по земельным ресурсам и землеустройству, комитет по управлению госимуществом области, комитеты, управления, отделы администрации области |
1999 г. |
2. Разработка предложений по привлечению иностранных инвестиций на основе концессионных договоров и соглашений о разделе продукции |
Управление инвестиций и международных связей, управление экономики, комитет по управлению госимуществом области |
1999 г. |
5.2. Налоговая политика
В создаваемые в области условия льготного налогообложения будет входить:
- освобождение временно неиспользуемого имущества от налога на имущество при представлении перспективных программ оздоровления производства с привлечением прямых инвестиций.
Таблица 8. Мероприятия по предоставлению налоговых льгот
при осуществлении инвестиционной деятельности
Наименование мероприятий | Исполнители | Срок исполнен |
1. Доработка законодательно-нормативн. базы по налогообложению и налоговым льготам в целях улучшения инвестиционного климата и в соответствии с изменениями в федеральном налоговом законодательстве |
Управление финансов, правовое управление, управление экономики, комитеты управления, отделы администрации области |
1999- 2000 г. |
5.3. Повышение инвестиционной привлекательности предприятий
Одним из основных препятствий на пути к экономическому росту становится медленный процесс преобразований на уровне предприятий.
Это прежде всего связано с двумя факторами:
- неготовностью предприятий к освоению инвестиций, в первую очередь, из-за низкого качества управления;
- неготовностью инвесторов вкладывать капиталы в нереформированные предприятия по причине высоких рисков (значительный риск невозврата из-за плохого управления, незащищенность прав собственности), а также из-за невозможности оценить сам уровень риска (непрозрачность финансового состояния предприятия).
Для многих предприятий эти проблемы начинают приобретать неразрешимый характер и ставят под угрозу само их существование.
Так, в 1997 году продолжала увеличиваться доля убыточных предприятий промышленности, строительства. Доля убыточных предприятий промышленности возросла с 36,2 процентов до 41,4 процента, строительства с 27,9 процентов до 33,9 процентов, транспортных предприятий - осталась на прежнем уровне - 71 процент.
Для того, чтобы переломить негативные тенденции экономического развития, необходимо сконцентрировать усилия на стимулировании внутренних преобразований на предприятиях.
Приоритетными задачами в ходе реформы предприятий являются:
- Обеспечение инвестиционной привлекательности предприятий
Предприятия вне зависимости от форм собственности оцениваются по уровню технологии, организации производства, экономическому состоянию, конкурентоспособности выпускаемой продукции. По результатам оценки предприятия разбиваются на 3 группы.
К первой группе относятся предприятия, производящие конкурентоспособную продукцию, экономически устойчивые и обладающие высокими технологиями. Таким предприятиям будут создаваться, в т.ч. и с помощью областного заказа, предпочтительные условия сохранения и расширения производства.
Предприятия второй группы, имеющие неопределенные перспективы стабилизации и развития, составляют и защищают в администрации собственные программы выхода из кризиса и дальнейшего развития. Под программы и обязательства выдаются поручительства администраций области, городов и районов, предоставляются льготы по налогам и создаются благоприятные условия деятельности.
Предприятия третьей группы, потенциально неконкурентоспособные, подвергаются процедуре банкротства, закрытию или консервации, либо приватизируются. Передача собственности будет производиться исключительно на конкурсной основе.
Эффективная реализация мер по обеспечению инвестиционной привлекательности предприятий возможна при гарантировании предприятиям права приобретения в собственность по минимальным ценам земельных участков, на которых они размещены. В результате повысится ликвидность предприятий, будет задействован механизм ипотечного кредитования.
Создание условий для рыночной оценки активов предприятий, кроме очевидных преимуществ для инвесторов, связанных с рыночной оценкой акций, позволит предприятиям формировать более рациональную стратегию в отношении использования собственных активов.
- Обеспечение доступа к информации о финансово-экономическом состоянии предприятий собственников, инвесторов, кредиторов
Для этого необходимо установить единые минимальные требования к объему, содержанию и форме финансовой информации, подлежащей раскрытию ее пользователям. Будет стимулироваться в рамках реформы предприятий внедрение новой системы бухгалтерского учета, ориентированной на собственников, внедрение стандартов раскрытия финансовой информации, о ценных бумагах и т.д.
- Создание эффективного механизма управления предприятиями, полностью или частично находящимися в областной собственности
В условиях недостаточности контроля собственника за деятельностью управляющих предусматривается принять меры по повышению ответственности руководителей предприятий за принимаемые управленческие решения, за сохранность и эффективное использование имущества предприятия, за финансово-хозяйственные результаты его деятельности. Вместе с общими мерами необходимо существенное обновление и усовершенствование механизма доверительного управления государственным пакетом акций и представительства интересов государства в органах управления акционерных обществ. Право доверительного управления будет передаваться исключительно на конкурсной основе.
Важно также разработать систему экономических нормативов, лимитирующих уровень кредиторской задолженности предприятий относительно собственного капитала и налогооблагаемого имущества, валовой и налогооблагаемой прибыли; размер выплачиваемых дивидендов относительно валовой и чистой прибыли, фонда оплаты труда и фонда потребления, расходов на управление; размеры и структуру дебиторской задолженности.
- Продолжение работы по освобождению предприятий от объектов социально-культурного назначения и жилищно-коммунального хозяйства
- Защита прав акционеров, обеспечение свободного перераспределения прав участия в капитале акционерных обществ
Защита прав собственности и свободного их перераспределения между участниками невозможна без создания единой системы регистрации прав пользования, владения и распоряжения имуществом, а также содействия в упорядочении деятельности специализированных регистраторов, осуществляющих ведение и хранение реестров акционеров.
Таблица 9. Мероприятия по повышению инвестиционной
привлекательности предприятий
Наименование мероприятий | Исполнители | Срок исполнен. |
1. Произвести оценку предприятий вне зависимости от форм собственности по уровню технологии, организации производства, экономического состояния, конкурентоспособности выпускаемой продукции с разбивкой на 3 группы: - экономически устойчивые; - имеющие неопределенные перспективы стабилизации и развития; - неконкурентоспособные 2. На основе подготовленных предприятиями программ выхода из кризиса: а) провести работу с предприятиями I группы для включения их в каталог инвестиционных предложений б) разработать меры по созданию благоприятных условий деятельности и государственной поддержки II группы, процедуре банкротства, закрытию или консервации III группы предприятий 3. Разработка проекта содействия реструктуризации промышленных предприятий области, предусматривающего практическую отработку системы мер по государственному регулированию рыночных отношений в промышленности с привлечением консалтинговых фирм 4. Формирование эффективных собственников на основе приватизации, процедур банкротства и обращения долгов на имущество должников 5. Разработка и реализация комплекса мер, препятствующих уклонению от уплаты налоговых и других обязательных платежей 6. Подготовка предложений по развитию правовой основы регулирования деятельности представителей государства в органах управления акционерных обществ 7. Определение структуры и объема инвестиционной потребности области на период до 2002 года по годам 8. Разработка порядка подготовки, повышения качества и обоснованности заявляемых инвестиционных предложений и проектов для включения их в федеральные целевые программы 9. Разработка предложений по созданию системы контроля за выполнением условий долевого финансирования проектов, включенных в федеральные отраслевые и президентские программы за счет бюджетов всех уровней 10. Отработка механизма постоянного взаимодействия с федеральными министерствами и ведомствами по включению проектов в федеральные целевые программы и их финансированию 11. Анализ инвестиционных возможностей бюджетообразующих предприятий области 12. Разработка предложений по сокращению недоимок в бюджеты путем оформления их в векселя с последующим использованием при формировании регионального продовольственного фонда 13. Реструктуризация накопленных пеней по задолженности в территориальный бюджет с целью сокращения размера накопленных пеней на 60-70 процентов для предприятий, реализующих инвестиционные проекты 14. Разработка мероприятий по оказанию содействия предприятиям в формировании собственной сбытовой сети 15. Подготовка предложений по привлечению внебюджетных источников финансирования проектов, включенных в федеральные отраслевые и президентские программы 16. Разработка предложений по расширению спроса на продукцию сельскохозяйственного машиностроения на рынках России и стран СНГ через Ассоциацию экономического взаимодействия "Черноземье" 17. Создание областной государственно-кооперативной системы кредитования предприятий переработки и сельского хозяйства, основу которой составят первичные общества сельскохозяйственного кредита и региональный кооперативный банк 18. Разработка предложений по введению стабильной системы налоговых льгот, увязанных с улучшением экономических показателей предприятий |
Отраслевые управления, управление экономики, комитеты, управления, отделы администрации области Управление инвестиций и международных связей Отраслевые управления, управление экономики, комитеты, управления, отделы администрации области Управление экономики, управление промышленности и связи, комитеты, управления, отделы администрации области Комитет по управлению госимуществом области, упр. экономики, комитеты, управления отделы администрации обл. Упр. по формирован. бюджета и внебюджетных фондов, упр. экономики, упр. финансов, гос. налог. инспекция по Липецкой обл., упр. федеральной службы налог. полиции РФ по Липецкой обл. с участием ГУ Банка РФ по Липецкой обл. Комитет по управл. госимуществом обл., упр. экономики, упр. финансов, комитеты, управления, отделы администрации обл. Упр. инвестиций и международных связей, упр. экономики, комитет по упр. госимуществом обл., комитеты, управления, отделы администрации обл. Упр. экономики, комитеты, управления, отделы администрации обл. Упр. экономики, комитеты, управления, отделы администрации обл. Упр. экономики, комитеты, управления, отделы администрации обл. Упр. инвестиций и международных связей, упр. экономики Управление продовольственных ресурсов, упр. экономики, упр. финансов, комитеты, управления, отделы администрации обл. Упр. по формирован. бюджета и внебюджетных фондов, упр. финансов, гос. налоговая инспекция по Липецкой обл. с участием ГУ Банка РФ по Липецкой обл. Комитеты, управления, отделы администрации обл. Упр. экономики, комитеты, управления, отделы администрации обл. Упр. промышленности и связи, комитеты, управления, отделы администрации обл. Отраслевые упр., упр. экономики, комитеты, управления, отделы администрации обл. Упр. экономики, упр. финансов, комитеты, управления, отделы администраций обл. |
1999 г. 1999 г. 1999- 2002 г. 1999 г. 1999- 2002 гг. 1999 г. 1999 г. 1999 г. 1999 г. 1999 г. 1999 г. 1999 г. 1999 г. 1999 г. 1999- 2000 гг. 1999 г. 1999 г. 2001 г. 2000 г. |
5.4. Использование потенциала рынка ценных бумаг для активизации
инвестиционной деятельности
Неразвитость рынка ценных бумаг в области приводит к незначительному привлечению в производство финансовых ресурсов посредством эмиссии акций и размещения облигаций и других ценных бумаг.
Одной из важнейших проблем становления рынка ценных бумаг является проблема его регулирования. Практика показывает, что рынок ценных бумаг может достичь высокой степени эффективности при условии приоритета методов косвенного регулирования этого рынка и усиленного правового контроля за его деятельностью.
Развитие регионального фондового рынка, как инструмента реализации и эффективного распределения инвестиционных ресурсов, должно осуществляться, прежде всего, в направлении интеграции области в единую общероссийскую инфраструктуру фондового рынка.
Важным средством мобилизации финансовых средств населения станут паевые инвестиционные фонды (ПИФ). Развитию системы паевых инвестиционных фондов, как ведущей формы коллективных инвестиций, должны способствовать осуществление гибкой инвестиционной политики и стимулирование их деятельности на рынке корпоративных акций, обеспечение информационной прозрачности о направлениях капитальных вложений, осуществляемых ПИФами, для потенциальных инвесторов.
В этом направлении предстоит решить следующие задачи:
- содействовать в создании и развитии элементов инфраструктуры рынка ценных бумаг - регионального депозитария, расчетно-клиринговой палаты, региональной фондовой биржи;
- обеспечить защиту прав инвесторов на основе создания "прозрачного" фондового рынка и системы раскрытия информации об эмитентах и финансовых институтах;
- развивать в области высокотехнологичную инфраструктуру фондового рынка на основе новейших технологий и сложившихся международных стандартов.
Таблица 10. Мероприятия по использованию потенциала рынка ценных бумаг
для активизации инвестиционной деятельности
Наименование мероприятий | Исполнители | Срок исполнен. |
1. Подготовка предложений по ужесточению контроля фондом имущества области за выполнением конкурсных инвестиционных программ 2. Разработка гарантий получения приватизированными предприятиями инвестиций, предусмотренных проектом, при продаже объектов на инвестиционных конкурсах 3. Подготовка мероприятий по созданию биржевого, а также расширению внебиржевого рынка ценных бумаг в области 4. Содействие саморегулируемым организациям участников рынка ценных бумаг 5. Изучение фондового потенциала предприятий области 6. Подготовка закона Липецкой области "О займах" в целях обеспечения защиты интересов субъектов рынка ценных бумаг 7. Разработка предложений по формированию рынка ипотечных кредитов и обеспеченных ими ценных бумаг для привлечения инвестиций в сферу жилищного кредитования 8. Создание специализированных центров раскрытия информации для участников рынка ценных бумаг 9. Разработка мероприятий по стимулированию внедрения электронного документооборота при совершении и исполнении сделок с ценными бумагами 10. Подготовка предложений по проведению эмиссии инвестиционного облигационного займа области 11. Разработка предложений по созданию регионального депозитария, расчетно-клиринговой палаты, региональной валютно-фондовой биржи, входящих в общенациональную систему торгов ценными бумагами 12. Содействие в создании института независимых экспертов для оценки реальной стоимости активов паевых инвестиционных фондов, в целях возможности проведения эмиссии паев и их размещения на фондовом рынке |
Комитет по управлен. государственным имуществом области Комитет по управлен. государственным имуществом области Упр. экономики, упр. финансов, комитет по упр. госимуществом области Комитет по управлен. госимуществом области Упр. финансов, комитет по управл. госимуществом области, упр. экономики Упр. финансов, правовое управлен., упр. экономики, комитет по упр. госимуществом области Упр. экономики, упр. финансов Комитет по управлен. госимуществом области, упр. экономики, упр. финансов Упр. финансов, комитет по управлен. госимуществом области Упр. финансов, комитет по управлен. госимуществом области, упр. экономики Упр. экономики, комитеты, управления, отделы администрации области Упр. финансов, комитет по управлен. госимуществом области, упр. экономики, упр. инвестиций и международных связей |
1999 г. 1999 г. 1999 г. - 2000 г. 1999- 2001 гг. 1999 г. 1999 г. 1999 г. 1999- 2000 гг. 2000- 2002 гг. 1999 г. 2000 г. 2000 г. |
5.5. Формирование рынка недвижимости
Первичный рынок объектов недвижимости, начало которому положила массовая приватизация в области, так и не сформировался из-за трудностей выкупа земельных участков под предприятиями и строениями.
До настоящего времени в основном были приватизированы земельные участки под односемейными домами и садовые участки. Земля под многоквартирными жилыми домами, зданиями коммерческого и промышленного назначения остается неприватизированной. По-прежнему не определены четкие юридические процедуры установления прав и оформления сделок с недвижимостью. Сохраняется неконкурсное предоставление земельных участков.
Отсутствие рынка земли в городах приводит к высокой капиталоемкости в них. Плотность населения в городах имеет тенденцию возрастать по мере удаления от центра, что увеличивает затраты на транспорт, инфраструктуру и сопровождается вынужденным занижением цен на электро- и теплоснабжение. Основополагающим моментом при формировании рынка недвижимости станет выкуп по минимальным ценам земельных участков под приватизированными предприятиями. Право собственности даст возможность предприятиям эффективно распоряжаться земельным участком, обеспечит действительную полноту хозяйственной свободы.
Таблица 11. Мероприятия по формированию рынка недвижимости
Наименование мероприятий | Исполнители | Срок исполнен. |
1. Подготовка предложений по совершенствованию учета областного имущества: создание реестра областного имущества с учетом его реальной оценки 2. Создание территориального комплексного природно-ресурсного кадастра 3. Разработка проекта Закона "О разграничении государственной и муниципальной собственности на землю 4. Формирование системы ипотечного кредитования 5. Подготовка предложений по совершенствованию земельного кадастра, созданию механизма оценки земли 6. Определение порядка учета стоимости земельных участков в активах коммерческих организаций, в т.ч. с иностранными инвестициями (Методические рекомендации) 7. Определение порядка конкурсной продажи недвижимости, в т.ч. земельных участков 8. Формирование системы государственного контроля за рынком земельных закладных 9. Разработать предложения по дальнейшему развитию вторичного рынка имущества, составляющего объект финансового лизинга 10. Разработка системы жилищного ипотечного кредитования, формирования вторичного рынка ипотечных кредитов для привлечения в сферу банковского кредитования долгосрочных внебюджетных финансовых ресурсов |
Комитет по управлен. госимуществом, комитет по земельным ресурсам и землеустройству Комитет по земельным ресурсам, упр. геологии и использования недр, комитет по управлен. госимуществом области, упр. лесами Комитет по земельным ресурсам и землеустройству, правовое управление, комитет по управлен. госимуществом области, упр. экономики Комитет по земельным ресурсам и землеустройству, комитет по управлен. госимуществом области, упр. экономики Комитет по земельным ресурсам и землеустройству, комитет по управлен. госимуществом области, упр. экономики Комитет по земельным ресурсам и землеустройству, комитет по управлен. госимуществом области, упр. экономики Комитет по управлен. госимуществом, комитет по земельным ресурсам и землеустройству Комитет по земельным ресурсам и землеустройству, комитет по управлен. госимуществом области, упр. экономики Комитет по управлен. госимуществом области, комитеты, управления, отделы администрации обл. Упр. экономики, комитет по земельным ресурсам и землеустройству, комитет по управлен. госимуществом области |
1999 г. 1999 г. 1999 г. 1999- 2000 гг. 1999 г. 2000 г. 1999- 2000 гг. 2000- 2001 гг. 2000 г. 2000 г. |
5.6. Развитие инвестиционной инфраструктуры области
Наличие инвестиционной инфраструктуры: банков, инвестиционных и страховых компаний, аудиторских фирм и др. - является необходимым условием привлечения инвестиций в область.
К формированию инвестиционной инфраструктуры в области будут на конкурсной основе активно привлекаться финансово-кредитные, консалтинговые и др. организации.
По отношению к институтам инвестиционной инфраструктуры усилия будут направлены на:
- консолидацию инвестиционного потенциала в целях реализации инвестиционных программ;
- привлечение банков, страховых, аудиторских компаний, консалтинговых фирм к разработке нормативно-правовой базы, регламентирующей развитие инвестиционной деятельности на территории области, оказанию услуг предприятиям по подготовке инвестиционных проектов, поиску инвесторов;
- содействие в формировании областного страхового рынка, небанковских инвестиционных институтов, лизинговых компаний и новых инвестиционных фондов, создания условий для накопления ими инвестиционного потенциала.
В области создается областная база данных инвестиционных проектов и потенциальных инвесторов. С этой целью будет проведена инвентаризация инвестиционных проектов, что упростит процедуру их отбора для внесения в инвестиционные программы, сократит время на подготовку информационных материалов для распространения в средствах массовой информации и через средства международного информационного обмена, на поиск инвесторов и др.
Формирование базы данных будет осуществляться путем создания программного комплекса, сбора информации, ее обработки, накопления и распространения.
По мере формирования инвестиционного комплекса области будет организована постоянно действующая выставка инвестиционных проектов области, потенциально привлекательных для отечественного и зарубежного капитала и предлагаемых частным инвесторам для реализации. Ее создание завершит формирование единой и сквозной системы базы данных об инвестиционных проектах, что позволит инвестору оперативно получать информацию об инвестиционных проектах и обеспечит ему необходимые контакты в процессе реализации этих проектов. Представление проектов потенциальному инвестору для финансирования предполагает разработку бизнес-планов, отвечающих требованиям международной практики, а также адаптированных к местным экономическим условиям. Администрацией области будет и дальше применяться практика оказания содействия в разработке бизнес-планов предприятиям с использованием современных компьютерных программ.
Важную роль в повышении инвестиционной активности и обеспечении экономического роста призваны сыграть банки, которые могут стать аккумулятором заметных инвестиционных ресурсов и их эффективным оператором.
В целях развития областного страхового рынка будет разработана программа развития страхового рынка в области, направленная на обеспечение, с одной стороны, страховой защиты инвесторов и объектов инвестиционной деятельности, а с другой - на обеспечение притока инвестиционных ресурсов от страховых компаний.
Для осуществления страхования и перестрахования должна быть использована страховая инфраструктура области в виде страхового пула как инструмента осуществления страховой защиты инвестиционных программ и проектов на территории области. Страховые организации, входящие в страховой пул, и коммерческий банк создадут страховой фонд. Источниками формирования страхового фонда будут отчисления от страховых взносов, поступившие по договорам страхования.
Реализация сбалансированного комплекса первоочередных мер по развитию инвестиционной инфраструктуры области позволит активизировать инвестиционную деятельность.
Таблица 12. Мероприятия по развитию инвестиционной инфраструктуры
области
Наименование мероприятий | Исполнители | Срок исполнен. |
1. Создание региональной базы данных инвестиционных проектов для включения в сборник инвестиционных проектов Липецкой области, помещения на Web-сервер, организации постоянно действующей выставки инвестиционных проектов и т.п. 2. Создание региональной базы данных потенциальных инвесторов, доведение их до заявителей проектов. Подготовка справочных материалов об условиях инвестирования проектов 3. Формирование баз данных по элементам собственного потенциала области, включая: - муниципальное имущество; - имущество и акции акционерных обществ, находящихся в областной собственности; - землю 4. Создание регионального Банка с контрольным пакетом акций у администрации области с правом исключительного обслуживания бюджета и с использованием ссудного потенциала банка для льготного кредитования товаропроизводителей и развития системы забалансовых банковских операций (лизинга, факторинга). 5. Создание Липецкого Агентства по инвестициям и внешнеэкономическим связям 6. Разработка механизма передачи по конкурсу в доверительное управление банкам госпакетов акций на условиях получения предприятиями от них льготного кредита 7. Разработка Программы развития страхового рынка в области 8. Содействие в создании страхового пула, как инструмента осуществления страховой защиты инвестиционных программ и проектов на территории области 9. Разработка предложений по созданию страхового фонда 10. Разработка и заключение соглашений о сотрудничестве администрации области со страховыми компаниями 11. Оказание содействия в создании и деятельности компаний, специализирующихся на лизинге 12. Оказание содействия в создании финансовыми посредниками на территории области представительств и агентств по привлечению инвестиций 13. Организация конкурсного отбора компаний для работы по привлечению инвестиций в наиболее значимые проекты и заключение соглашений с ними 14. Подготовка предложений по развитию сети кредитных кооперативов, обществ взаимного кредитования и страхования, паевых инвестиционных фондов 15. Проведение анализа благосостояния населения по районам области с целью подготовки комплекса мер по вовлечению сбережений населения в инвестиционный процесс 16. Создание механизма участия Липецкого банка Сбербанка РФ во взаимодействии с инвестиционными фондами, коммерческими банками в совместном финансировании проектов, реализуемых под гарантии администраций области, городов и районов в рамках Бюджета развития 17. Разработка механизма привлечения средств внебюджетных фондов для инвестирования 18. Разработка предложений по развитию негосударственных пенсионных фондов |
Упр. инвестиций и международных связей, упр. экономики, комитет по управлен. госимуществом области Упр. инвестиций и международных связей, управление экономики, комитет по управлен. госимуществом области Упр. экономики, упр. инвестиций и международных связей, комитет по управлен. госимуществом области, упр. финансов, комитеты, управления, отделы администрации обл. Упр. экономики, упр. инвестиций и международных связей, упр. финансов Упр. инвестиций и международных связей, комитет по упр. госимуществом, упр. финансов Упр. экономики, комитет по управлен. госимуществом области, упр. финансов, комитеты, управления, отделы администрации обл. Упр. экономики, комитеты, управления, отделы администрации обл. Упр. экономики, комитеты, управления, отделы администрации обл. Упр. экономики, комитеты, управления, отделы администрации обл. Упр. экономики, упр. инвестиций и международных связей Упр. экономики, управления, отделы администрации обл. Упр. инвестиций и международных связей, упр. экономики, комитет по управлен. госимуществом Упр. инвестиций и международных связей, упр. экономики, комитет по управлен. госимуществом Упр. экономики, комитеты, управления, отделы администрации обл. Упр. экономики, упр. инвестиций и международных связей Упр. экономики, упр. инвестиций и международных связей, упр. финансов Упр. экономики, упр. финансов, комитет по управлен. госимуществом, упр. инвестиций и международных связей Упр. экономики, комитеты, управления, отделы администрации обл. |
1999- 2000 гг. постоянно 1999 г. 1999 г. 1999 г. 1999 г. 1999- 2000 гг. 1999- 2000 гг. 1999 г. 1999 г. 1999- 2002 гг. 1999- 2002 гг. 1999- 2002 гг. 1999- 2000 гг. 1999 г. 1999 г. 1999- 2000 гг. 2000 г. |
5.7. Улучшение инвестиционного имиджа области
Создание положительного инвестиционного имиджа региона является основой при разработке и реализации целевых программ на территории области, а также условием для активизации и повышения эффективности инвестиционной деятельности за счет расширения возможностей распространения достоверной и систематизированной информации, необходимой как соискателям инвестиций, так и потенциальным инвесторам.
Основная цель данного направления региональной инвестиционной политики - привлечь внимание российских и международных деловых кругов к Липецкой области, показать привлекательные для потенциальных инвесторов характеристики предприятий и условия осуществления инвестиционной деятельности, представить область как перспективного партнера, обладающего значительным экономическим потенциалом и благоприятным инвестиционным климатом.
Основными направлениями деятельности по созданию инвестиционного имиджа области являются:
Таблица 13. Мероприятия по улучшению инвестиционного имиджа области
Наименование мероприятий | Исполнители | Срок исполнен. |
1. Подготовка, публикация и распространение информационно- рекламных материалов о Липецкой области 2. Распространение информации о конкурентных преимуществах области (наличие природных ресурсов, сырьевого, промышленного, научного и кадрового потенциала и прочие), инвестиционного законодательства области, инвестиционных проектах и предложениях, объектах инвестиционной инфраструктуры посредством: СМИ и международного информационного обмена, презентаций области и отдельных инвестиционных проектов 3. Распространение информации об области и получение информации о потенциальных российских и иностранных инвесторах через глобальную сеть INTERNET 4. Привлечение к работе на территории области организаций и программ с иностранным участием, международных банков, институциональных инвесторов (МБРР, ЕБРР, МФК) 5. Осуществление взаимодействия с федеральными министерствами (Минэкономики РФ, Минфин РФ) с целью включения проектов предприятий области в кредитные линии зарубежных стран, реализации межправительственных и межгосударственных экономических соглашений 6. Развитие и поддержание отношений с посольствами и торговыми представительствами зарубежных государств, международными организациями, средствами массовой информации, деловыми кругами, информирование их об инвестиционных предложениях и проектах предприятий области 7. Участие в инвестиционных семинарах, подключение к электронным базам данных, содержащим информацию о потенциальных зарубежных инвесторах 8. Проведение ежегодных международных инвестиционных конференций с участием широкого круга российских предпринимателей 9. Организация подготовки кадров администрации области по вопросам внешнеэкономической и инвестиционной деятельности 10. Организация серии публикаций по привлечению инвестиций 11. Восстановление и развитие партнерских связей с административными единицами зарубежных государств (Германия, США, Англия и др.) 12. Использование дипломатических контактов области с зарубежными государствами (официальные визиты послов, делегаций посольств, иностранных делегаций) для развития инвестиционного сотрудничества с ними 13. Мониторинг инвестиционных проектов, реализуемых в области |
Упр. инвестиций и международных связей Упр. инвестиций и международных связей, упр. экономики Упр. инвестиций и международных связей, упр. экономики Упр. инвестиций и международных связей, управ. экономики Упр. инвестиций и международных связей, упр. экономики, комитет по управлен. госимуществом области, комитеты, управления, отделы администрации обл. Упр. инвестиций и международных связей, упр. экономики Упр. инвестиций и международных связей, упр. экономики Упр. инвестиций и международных связей, управ. экономики Комитеты, управления, отделы администрации обл. Упр. по работе со средствами массовой информации Упр. инвестиций и международных связей, упр. экономики Упр. инвестиций и международных связей, упр. экономики Упр. инвестиций и международных связей, комитеты, управления, отделы администрации обл. |
постоянно постоянно постоянно постоянно постоянно постоянно постоянно ежегодно постоянно постоянно постоянно постоянно постоянно |
6. Приоритетные инвестиционные проекты
Администрация области ежегодно определяет список инвестиционных проектов, реализация которых имеет наибольшее значение для социально- экономического положения области. Для таких проектов создается режим наибольшего благоприятствования в сфере налогообложения, предоставления гарантий, оказания информационно-технической поддержки и т.п.
Порядок определения приоритетных инвестиционных проектов и предоставления дополнительных льгот устанавливается соответствующим Положением.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Главы администрации Липецкой области от 1 марта 1999 г. N 29 "О мероприятиях по поддержке инвестиционной... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.