Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 30. Регистрация кандидатов
1. Регистрация кандидата при наличии составленного в соответствии с пунктом 2 статьи 26 настоящего Закона заявления кандидата о его согласии баллотироваться и сведений, представленных в соответствии с пунктом 3 статьи 26 настоящего Закона, а также при наличии необходимого количества собранных в поддержку выдвижения кандидата подписей избирателей, или внесенного избирательного залога, осуществляется комиссией муниципального образования.
2. Подписные листы и другие, необходимые для регистрации кандидатов документы, представляются в комиссии муниципального образования кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения, избирательного блока не позднее чем за 35 дней до дня голосования. В последний день указанные документы принимаются до 18 часов местного времени.
Подписные листы представляются в комиссию муниципального образования в сброшюрованном и пронумерованном виде. При приеме подписных листов комиссия муниципального образования заверяет каждую папку с подписными листами своей печатью и выдает уполномоченному представителю или кандидату письменное подтверждение о приеме подписных листов с указанием даты и времени их приема, количества принятых подписных листов и заявленного количества подписей.
3. Комиссия муниципального образования проверяет соответствие порядка выдвижения кандидатов требованиям настоящего Закона, а также достоверность данных, содержащихся в подписных листах в поддержку каждого кандидата. По решению комиссии муниципального образования для проведения указанной проверки могут создаваться рабочие группы из числа членов комиссии, привлеченных специалистов. К проверке могут привлекаться члены нижестоящих комиссий, эксперты. Их заключения могут служить основанием для признания сведений в подписных листах недостоверными.
4. Не могут служить основанием для признания подписи избирателя недействительной имеющиеся в данных о нем сокращения, не препятствующие однозначному восприятию указанных данных. Установление достоверности подписи избирателя методом опроса запрещается.
5. Проверке могут подлежать все представленные подписи или часть этих подписей, но не менее 20 процентов от установленного настоящим законом необходимого для регистрации кандидата количества подписей, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия).
Количество подписей избирателей, подлежащих проверке, устанавливается решением комиссии муниципального образования на первом заседании. При этом учитывается общее количество подписей, необходимых для регистрации кандидата.
При проведении проверки подписей в комиссии муниципального образования вправе присутствовать все представившие установленное количество подписей кандидаты, уполномоченные представители кандидатов, уполномоченные представители избирательных объединений, избирательных блоков, выдвинувших кандидатов. Комиссия муниципального образования обязана заблаговременно сообщить кандидатам, представившим установленное для регистрации количество подписей, о времени проведения каждой проверки подписей.
6. Проверке и учету не подлежат подписи избирателей, находящиеся в подписных листах, но исключенные (вычеркнутые) инициаторами выдвижения кандидата, если это ими специально отмечено в подписном листе или в протоколе об итогах сбора подписей до представления подписей в комиссию.
7. Если при проверке подписных листов обнаруживается несколько подписей одного и тог же лица в поддержку выдвижения одного и того же кандидата, учитывается только одна подпись.
8. Недостоверными считаются подписи, выполненные от имени одного лица другим лицом.
Недействительными считаются:
а) подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом, а также подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной при наличии официальной справки органа внутренних дел;
б) подписи избирателей, внесенные в подписной лист до дня, следующего за днем получения комиссией муниципального образования уведомления о выдвижении кандидата;
в) подписи избирателей без указания каких-либо из требуемых в соответствии с настоящим Законом сведений либо без указания даты собственноручного внесения избирателем своей подписи в подписной лист.
г) подписи избирателей, сведения о которых внесены в подписной лист нерукописным способом или карандашом;
д) подписи избирателей с исправлением в дате ее внесения в подписной лист, если это исправление специально не оговорено избирателем, а также подписи избирателей, даты внесения которых проставлены избирателями не собственноручно;
е) подписи избирателей с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об избирателях, если эти исправления специально не оговорены избирателями или лицами, заверяющими подписные листы;
ж) все подписи избирателей в подписном листе, в случае если подписной лист не заверен собственноручной подписью лица, собиравшего подписи, и (или) кандидата, либо если эта подпись недостоверна, либо если в сведениях о лице, собиравшем подписи, в дате внесения подписи указанным лицом, кандидатом имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, собиравшим подписи, кандидатом;
з) подписи избирателей, собранные с участием органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций всех форм собственности, учреждений, членов избирательных комиссий с правом решающего голоса, либо с принуждением избирателей в процессе сбора представленных подписей, либо с вознаграждением избирателей за внесение представленных подписей, либо на рабочих местах, либо в процессе и местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, иных социальных выплат;
и) подписи избирателей, если сведения о них внесены в подписной лист не самими избирателями, ставящими подписи, и не лицом, собиравшим подписи избирателей, внесенные в этот подписной лист - на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке их достоверности в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи;
к) все подписи избирателей в подписном листе, изготовленном с нарушением требований, установленных приложениями N 2 и 3 к настоящему Закону.
9. В случае обнаружения недействительных и недостоверных подписей в количестве 25 и более процентов от числа проверяемых подписей ли недостаточного для регистрации соответствующего кандидата количества достоверных подписей комиссия муниципального образования отказывает в регистрации кандидата.
10. Для определения достоверности сведений, содержащихся в подписных листах с подписями избирателей, комиссия муниципального образования вправе использовать государственную автоматизированную информацию систему регистрации (учета) избирателей.
11. По окончании проверки подписных листов в поддержку каждого кандидата составляется протокол об ее итогах, который подписывается руководителем рабочей группы (членом комиссии муниципального образования с правом решающего голоса) и представляется комиссии муниципального образования для принятия соответствующего решения.
12. О результатах соответствующей проверки, указанной в пункте 3 настоящей статьи, кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения, избирательного блока должны быть извещены не менее чем за двое суток до заседания, на котором будет рассматриваться вопрос о регистрации кандидата. Если в результате соответствующей проверки установлено, что представленных подписей недостаточно для регистрации или превышена предельная величина доли недостоверных и недействительных подписей, кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения, избирательного блока в указанный срок должны быть представлены: копии протокола об итогах проверки подписных листов, копии ведомостей проверки подписных листов с указанием оснований (причин) признания подписей избирателей недостоверными и недействительными, копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными или недействительными.
13. По решению кандидата сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата не проводится, а регистрация кандидата осуществляется комиссией муниципального образования на основании избирательного залога, внесенного этим кандидатом на специальный счет комиссии муниципального образования. Внесение избирательного залога кандидатом должно сопровождаться представлением им в комиссию муниципального образования копии платежного поручения о перечислении средств избирательного залога с отметкой филиала Липецкого отделения Сберегательного банка Российской Федерации о принятии к исполнению и других документов, необходимых для регистрации кандидата в соответствии с настоящим Законом, перечисленных в пункте 1 настоящей статьи.
Размер избирательного залога и порядок его внесения устанавливаются статьей 50 настоящего Закона.
Факт сбора, представления кандидатом подписей избирателей в поддержку выдвижения данного кандидата не является основание для отказа в регистрации на основании внесения избирательного залога, равно как и внесение избирательного залога не является основанием для отказа в регистрации на основании собранных подписей избирателей.
Пункт 14 статьи 30 настоящего Закона вступает в силу после проведения первых после вступления в силу Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
14. Регистрация кандидатов, выдвинутых политическими партиями, избирательными блоками, осуществляется без сбора подписей избирателем и внесения избирательного залога при условии, что по результатам ближайших предыдущих выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации федеральные списки кандидатов, выдвинутые этими политическими париями, избирательными блоками, были допущены к распределению депутатских мандатов. Основанием для регистрации кандидата в этом случае является решением о его выдвижении, принятое политической партией, избирательным блоком в установленном федеральным законом порядке.
15. Комиссия муниципального образования обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям настоящего Закона в течение 5 дней со дня поступления подписных листов и иных необходимых для регистрации документов и принять решение о регистрации кандидата либо мотивированное решение об отказе в регистрации. В решении о регистрации кандидата указывается дата и время.
16. При регистрации кандидата, выдвинутого избирательным объединением, избирательным блоком, в решении комиссии муниципального образования отмечается факт его выдвижения соответствующим избирательным объединением, избирательным блоком.
17. Зарегистрированному кандидату выдается удостоверение о регистрации с указанием даты и времени. Данные о зарегистрированных кандидатах в мечение 24 часов после регистрации передаются средствам массовой информации.
18. В случае отказа зарегистрировать кандидата комиссия муниципального образования обязана в течение суток с момента принятия решения об отказе в регистрации выдать кандидату либо уполномоченному представителю избирательного объединения, избирательного блока, выдвинувших кандидата, копию решения комиссии с изложением оснований отказа.
Основаниями отказа в регистрации могут быть:
а) отсутствие у кандидата пассивного избирательного права;
б) для кандидатов, выдвинутых избирательным объединением, избирательным блоком, - несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях"; выдвинутых иными общественными объединениями - требований пункта 2 статьи 28 настоящего Закона;
в) отсутствие среди документов, представленных для регистрации, документов, необходимых в соответствии с настоящим Законом для регистрации кандидата;
г) грубое или неоднократное нарушение запрета сбора подписей в местах, где в соответствии с законом сбор подписей запрещен, если представленные для регистрации кандидата подписи были собраны с нарушением этого запрета. Грубым нарушением указанного запрета считается сбор не менее 20 процентов от представленных для регистрации кандидата подписей в местах, где сбор подписей запрещен;
д) недостаточное количество представленных достоверных и действительных подписей избирателей, собранных в поддержку кандидата или превышение установленной настоящим Законом предельной величины доли недостоверных и недействительных подписей среди подписей, подвергшихся проверке (если для регистрации кандидата не внесен избирательный залог);
е) недостоверность сведений, представленных кандидатом в соответствии с пунктом 2 статьи 26 настоящего Закона;
ж) несоздание кандидатом избирательного фонда (за исключение случая, предусмотренного статьей 48 настоящего Закона);
з) использование кандидатом при финансировании своей избирательной кампании, помимо средств собственного избирательного фонда, иных денежных средств, составляющих более 5 процентов от установленного предельного размера расходования средств избирательного фонда;
и) превышение кандидатом при финансировании своей избирательной компании размера расходования из избирательного фонда более чем на 5 процентов от установленного предельного размера расходования средств избирательного фонда;
к) установленный решением суда факт нарушения в течение агитационного периода кандидатом пункта 1 статьи 46 настоящего Закона;
л) использование кандидатом, его доверенными лицами преимуществ должностного или служебного положения.
19. Перечень оснований отказа в регистрации кандидата, установленный пунктом 18 настоящей статьи, является исчерпывающим.
20. В случае отказа в регистрации кандидата повторное выдвижение кандидата возможно с соблюдением порядка и сроков, установленных настоящим Законом.
21. Кандидат вправе представить не позднее, чем за три дня до дня голосования в комиссию муниципального образования письменное заявление о снятии своей кандидатуры. В этом случае комиссия муниципального образования обязана принять решение об отмене регистрации.
22. Орган избирательного объединения, избирательного блока, принявший решение о выдвижении кандидата, вправе принять решение об отзыве данного кандидата. Это решение должно быть представлено в комиссию муниципального образования не позднее чем за пять дней до дня голосования. В этом случае комиссия муниципального образования обязана принять решение об отмене его регистрации.
23. В случае если ко дню голосования в избирательном округе не останется ни одного зарегистрированного кандидата либо один зарегистрированный кандидат. Выборы по решению комиссии муниципального образования откладываются на срок не более 6 месяцев для дополнительного выдвижения кандидатов и осуществления последующих избирательных действий.
24. При наступлении указанных в пункте 23 настоящей статьи обстоятельств в результате того, что кандидат без вынуждающих к тому обстоятельств снял свою кандидатуру либо избирательное объединение, избирательный блок отозвали зарегистрированного кандидата, все расходы, понесенные комиссией муниципального образования при подготовке и проведении выборов, возмещаются за счет этого кандидата.
25. Под обстоятельствами, вынуждающими зарегистрированного кандидата к снятию своей кандидатуры, избирательное объединение, избирательный блок к отзыву зарегистрированного кандидата, понимаются признание зарегистрированного кандидата судом недееспособным, ограниченно дееспособным, тяжелая болезнь, стойкое расстройство здоровья зарегистрированного кандидата, его близких родственников.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.