2. Определить координатором Программы по лесам, находящимся в управлении Федеральной службы лесного хозяйства России, Липецкое управление лесами и по лесам, переданным в безвозмездное пользование сельхозпредприятиям и защитному лесоразведению, - управление сельского хозяйства администрации области.
3. Конкретный объем финансирования из областного бюджета мероприятий по воспроизводству лесов и защитному лесоразведению ежегодно определяется в областном бюджете в пределах имеющихся средств.
4. Липецкому управлению лесами и управлению сельского хозяйства администрации области ежегодно не позднее 1 февраля представлять администрации области доклад о ходе реализации Программы и эффективности использования средств, выделенных на ведение лесного хозяйства в подведомственных лесах.
5. Внести целевую программу "Леса России" на утверждение областного Совета депутатов.
Глава администрации Липецкой области |
М.Т.Наролин |
Целевая программа
"Леса России" по Липецкой области на 1997-2000 годы
(утв. постановлением Главы администрации Липецкой области
от 23 января 1998 г. N 27)
I. Цели и задачи Программы
Мероприятия Программы направлены на обеспечение рационального и неистощительного использования лесного фонда, охраны, защиты и воспроизводства лесов, исходя из принципов устойчивого управления лесами, повышения экологического и ресурсного потенциала лесов, удовлетворения потребности области в лесных ресурсах на основе научно обоснованного многоцелевого лесопользования.
Основная цель Программы - осуществление системы лесоводственных, организационно-технических и экономических мер, направленных на улучшение состояния и сохранности лесного фонда, ведения лесного хозяйства в дубовых лесах, сокращение непокрытых лесом площадей, повышения экологической роли лесов, упорядочение ведения лесного хозяйства в лесах, переданных в безвозмездное пользование сельскохозяйственных предприятий.
Положения Программы соответствуют требованиям Лесного кодекса и другим законодательным и нормативным актам по рациональному использованию, охране и защите лесного фонда и воспроизводству лесов.
Срок осуществления Программы - 1997-2000 годы.
II. Современное состояние лесного фонда, лесопользования
и воспроизводства лесов
Общая площадь земель лесного фонда области составляет 195,7 тыс. га или 7,8% ее территории. В состав лесного фонда включены 31,1 тыс. га лесов, находившихся ранее во владении сельскохозяйственных организаций. В лесном фонде имеется 3,2 тыс. га не покрытых лесом земель, из которых 1 тыс. га (32%) занимают вырубки, 0,5 тыс. га (16%) - гари и погибшие насаждения, 1,5 тыс. га (48%) - пустыри и прогалины и 0,1 тыс. га (4%) - редины. С учетом перевода прогалин в категорию ландшафтных полян для организации мест отдыха, лесокультурный фонд на 01.01.98 г. составит 1220 га.
С 1996 года леса области отнесены по категориям защитности к особо важным защитным насаждениям и исключены из размера главного пользования. Расчетная лесосека по рубкам обновления управлению лесами определена в объеме 90,4 тыс. куб. м, в том числе по хвойному хозяйству 9,5 тыс. куб. м и твердолиственному хозяйству 15,1 тыс. куб.м, что соответственно в 2,2 и 2 раза ниже объема лесопользования, осуществляющегося ранее в порядке лесовосстановительных рубок.
Фактическая заготовка древесины по сплошным рубкам обновления составила в 1993 году 82,7 тыс. куб. м, 1996 году - 50,9 тыс. куб. м, в 1997 году - 29,3 тыс. куб.м ликвидной древесины. Низкое освоение лесосечного фонда по мягколиственному хозяйству способствует накоплению перестойных насаждений и ухудшению качества лесов.
В целом обеспечивается своевременное вовлечение в лесовосстановление вырубок леса.
Объемы проводимых лесовосстановительных мероприятий превышают площади рубок леса за счет посадки лесных культур на других категориях не покрытых лесом земель и реконструкции малоценных насаждений. Снижение объемов лесовосстановления объясняется в основном снижением объемов сплошных вырубок из-за падения спроса на древесину.
III. Система программных мероприятий
Лесоустройство
Последнее лесоустройство лесов области проведено в 1987 году. В связи с ежегодными значительными изменениями в лесном фонде в результате хозяйственной деятельности материалы лесоустройства не могут быть использованы как обязательные нормативно-технические документы для ведения лесного хозяйства, пользования лесным фондом, прогнозирования, перспективного и текущего планирования.
Практически не устроены участки лесного фонда, ранее находившиеся во владении сельскохозяйственных организаций.
Учитывая потребности лесного хозяйства в достоверной информации о лесном фонде, необходимо провести в 1998 году подготовительные работы в объектах всех ведомств на площади 195,7 тыс. га.
Общая стоимость этих работ определяется в сумме 2,2 млн. рублей.
Лесовосстановление и лесоразведение
Основными объектами по лесовосстановлению будут не покрытые лесом земли. В лесокультурный фонд вовлекается весь объем гарей, вырубок, подлежащих облесению, и 25% прогалин. При этом площади вырубок ольшаников и других мягколиственных насаждений, расположенных во влажных и сырых местах, где невозможна посадка культур, обеспечиваются естественным возобновлением.
Исключенные из лесовосстановления прогалины представлены преимущественно небольшими участками - до 1 га, которые целесообразно перевести в места отдыха трудящихся для ландшафтных, охотничьих и других целей, так как 73% лесов области относятся к зеленым зонам городов и населенных пунктов и особо ценным лесным насаждениям, имеющим важное рекреационное значение.
Исходя из наличия лесокультурного фонда и равномерного распределения его по годам, планируется на 1998 год объем посадки лесных культур 500 га и последующие два года по 400 га.
За 4 года проектируется перевести в категорию ценных насаждений 2,8 тыс. га культур и малоценных молодняков.
В защите от водной и ветровой эрозии нуждается около 860 тыс. га эрозионных и эрозионно-опасных земель сельскохозяйственного назначения, в том числе более 700 тыс. га - пашни. В области создано 72,7 тыс. га различных видов защитных насаждений. Согласно Генеральной схеме противоэрозионных мероприятий требуется дополнительно заложить около 8 тыс. га полезащитных и водорегулирующих полос и 13,7 тыс. га - прибалочно - приовражных насаждений.
С учетом возможностей финансирования распределение работ по годам принимается согласно приложению N 3. Указанные работы по защитному лесоразведению и уходу за насаждениями будут выполняться силами лесхозов по договорам с органами сельского хозяйства за счет выделяемых им бюджетных средств.
В рассматриваемом периоде намечается создать лесосеменных плантаций на площади 5 га, выделить 30 плюсовых деревьев.
Имеющиеся площади питомников (83 га) обеспечивают потребность в посадочном материале для выполнения намеченных объемов лесокультурных работ. Потребность в посадочном материале составит в 1998 году 4,6 млн. штук, в 2000 году - 9 млн. штук. Программой предусматривается довести к 2000 году выращивание посадочного материала из семян, заготовленных на постоянной лесосеменной базе, до 1 млн. штук.
Защита лесов от вредителей и болезней
Площадь очагов вредителей и болезней леса составляет 10,8 тыс. га. Однако численность вредителей повсеместно низкая и не представляет серьезной угрозы для насаждений.
Наблюдается интенсивный рост очагов корневой губки в насаждениях сосны. Очаги корневой губки занимают площадь 1,1 тыс. га, в том числе сильной степени повреждения - 0,2 тыс. га и средней степени - 0,7 тыс. га.
Необходимые объемы работ по основным направлениям текущей лесозащитной деятельности приведены в приложении N 4.
Ведение хозяйства в дубовых лесах
Дубовые леса области относятся к наиболее ценным.
Анализ учета лесного фонда показывает устойчивую тенденцию сокращения площадей дубрав. За последние 15 лет площадь насаждений дуба сократилась на 1,6 тыс. га.
Для решения задачи предотвращения ухудшения состояния дубовых лесов предусматривается комплекс лесохозяйственных и лесозащитных мероприятий.
Программой предусматривается в 1997-2000 годах:
- проведение ежегодно рубок ухода за лесом в молодняках на площади 1,2 тыс. га и другие виды рубок ухода за лесом и санитарных рубок в объеме 85 тыс. куб. м ликвидной массы;
- закладка культуры дуба на площади 0,2 тыс. га;
- перевод молодняков в категорию ценных древесных насаждений на площади 0,9 тыс. га с дубом в качестве главной породы.
Дорожное строительство
Намечается создать в течение 3-х лет 5 км лесохозяйственных дорог с твердым покрытием.
IV. Организация государственной лесной охраны
В целях усиления контроля за состоянием, воспроизводством и использованием лесов Программой предусматривается:
- довести численность работников государственной лесной охраны в лесах Липецкого управления лесами до 428 человек;
- построить в лесхозах управления 4 конторы лесничеств и 9 лесных кордонов, 5 пожарно-наблюдательных вышек;
- обеспечить лесную охрану и других специалистов форменным обмундированием и служебным оружием;
- приобрести для лесхозов 16 автомобилей УАЗ (типа "Фермер"), 42 мотоцикла, 100 радиостанций, 3 пожарных автомобиля, 15 автомобилей УАЗ-469.
Ресурсное обеспечение
Общая минимально необходимая потребность в операционных расходах на выполнение программных мероприятий на 1997-2000 годы в ценах 1998 г. составляет 56881 тыс. рублей, в том числе по лесному фонду управления 52235 тыс. рублей и по защитному лесоразведению - 4646 тыс. руб.
Капитальные вложения предусматриваются для обеспечения минимально необходимых объемов строительства контор лесничеств и лесных кордонов, приобретения лесохозяйственной и противопожарной техники.
Таблица N 1
Потребность в финансировании на выполнение
программных мероприятий
(тыс. рублей) | |||||
1997 год |
1998 год |
1999 год |
2000 год |
Итого | |
Операционные расходы - всего из них: по лесному фонду управления по защитному лесоразведению Капитальные вложения - всего из них: по лесному фонду управления по защитному лесоразведению Всего расходов из них: по лесному фонду управления по защитному лесоразведению |
10941 10577 364 445 355 90 11386 10932 454 |
13765 13420 345 5242 5156 86 19007 18576 431 |
15727 14334 1393 5624 5276 348 21351 19610 1741 |
16448 13904 2544 5434 4798 636 21882 18702 3180 |
56881 52235 4646 16745 15585 1160 73626 67820 5806 |
Таблица N 2
Минимально необходимая потребность в операционных расходах по видам
лесохозяйственной деятельности Липецкого управления лесами
(тыс. рублей) | |||||
1997 год |
1998 год |
1999 год |
2000 год |
Итого | |
Лесоустройство Рубки ухода и другие лесо- хозяйственные работы (кроме строит. л/х дорог) Лесовосстановление Лесозащитные работы Охрана лесов Гидролесомелиоративные работы и строительство лесохоз. дорог Проектно-изыскательские работы Содержание органов и организаций лесного хозяйства, включая лесхозы Прочие расходы |
2258 627 28 455 4671 2538 |
298 2389 877 43 499 116 5717 3481 |
1378 2397 702 43 502 232 5717 3363 |
534 2397 702 43 502 232 5917 3577 |
2210 9441 2908 157 1958 580 22022 12959 |
Всего расходов | 10577 | 13420 | 14334 | 13904 | 52235 |
В общих затратах на операционные расходы производственные затраты составляют 56 процентов, из них 84 процента (с учетом доли общепроизводственных расходов) направляются на воспроизводство лесов (лесовосстановление и уход за лесом).
Серьезной проблемой для лесного хозяйства являются износ производственной базы лесхозов - зданий, сооружений, машин и оборудования. На капитальные вложения за годы экономической реформы практически не выделялись средства из федерального бюджета.
Таблица N 3
Потребность в расходах по источникам финансирования
(тыс. рублей) | |||||
1997 год |
1998 год |
1999 год |
2000 год |
Итого | |
Общая потреб. в расходах - всего из них: федеральный бюджет областной бюджет собственные средства в том числе: По лесному фонду управления - всего из них: федеральный бюджет областной бюджет собственные средства По защитному лесоразведению - всего их них: федеральный бюджет областной бюджет собственные средства |
11386 5449 454 5483 10932 5449 5483 454 454 |
19007 10696 2978 5333 18576 10696 2547 5333 431 431 |
21351 12011 4000 5340 19610 12011 2259 5340 1741 1741 |
21882 11093 5439 5350 18702 11093 2259 5350 3180 3180 |
73626 39249 12871 21506 67820 39249 7065 21506 5806 5806 |
Механизм финансового обеспечения
В соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации на охрану и защиту лесов, лесоустройство, лесной мониторинг, лесохозяйственную и противопожарную пропаганду, строительство лесохозяйственных дорог, семеноводство, подготовку кадров, капитальные вложения в охрану и защиту лесов, капремонт зданий и сооружений, содержание лесохозяйственного аппарата и развитие социальной сферы финансируются из федерального бюджета.
Расходы по воспроизводству лесного фонда (лесовосстановление, уход в молодняках, прореживание, отвод лесосек) и расходы по защитному лесоразведению, осуществляемые по региональным программам, финансируются за счет средств областного бюджета. Конкретные размеры финансирования этих мероприятий из областного бюджета определяются ежегодно в бюджете области в пределах имеющихся средств.
Собственные средства лесхозов от реализации лесопродукции, полученной от мер ухода за лесом, оказания услуг направляются на возмещение затрат по ведению ликвидных рубок ухода (проходных, санитарных, рубок реконструкции), общепроизводственных расходов, развитие социальной сферы и повышение уровня зарплаты работающих.
В лесах области нет рубок главного пользования и весьма ограничен отпуск древесины с корня. Поэтому поступления лесного дохода незначительны.
В 1997 году ожидаемый отпуск леса на корню 1 тыс. куб.м с поступлением платы за древесину по минимальным ставкам - 8 тыс. рублей, в последующие годы проектируется отпуск по 5 тыс. куб.м и доход в бюджет области - 40 тыс. руб.
Трудовые ресурсы
Таблица N 4
Численность работников лесного хозяйства
/-------------------------------------------------------------------\
| | (человек)|
|------------------------------+------------------------------------|
| | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 |
| | год | год | год | год |
|------------------------------+------+--------+--------+-----------|
| Среднесписочная численность | | | | |
| работников всего: | 1092 | 1135 | 1152 | 1217 |
| в т.ч.: рабочие | 648 | 643 | 660 | 685 |
| лесники | 190 | 228 | 228 | 268 |
| руководители и | | | | |
| специалисты | 254 | 264 | 264 | 264 |
| из них: мастера | 40 | 42 | 42 | 42 |
| лесничие | 30 | 32 | 32 | 32 |
\-------------------------------------------------------------------/
На подготовку и повышение квалификации кадров направляется в течение 4-х лет 195 тыс. рублей.
V. Организация управления и контроля за ходом реализации Программы
Выполнение Программы возлагается на Липецкое управление лесами.
Государственный контроль за состоянием, использованием, охраной и защитой лесов осуществляется администрацией области и Липецким управлением лесами.
Для реализации Программы управлением лесами создается комиссия из представителей управления лесами, государственного комитета по охране окружающей среды, управления экономики.
Приложение N 1
к Целевой программе
"Леса России" по Липецкой области
на 1997-2000 годы
Объемы работ по основным направлениям лесохозяйственной деятельности
Показатели | Ед. изм. |
1997 год |
1998 год |
1999 год |
2000 год |
Итого | |
1. | Лесоустройство - всего | тыс.га | 195,7 | 195,7 | |||
2. | Лесовосстановление - всего в т.ч. посев и посадка леса - всего |
тыс.га тыс.га |
0,565 0,565 |
0,5 0,5 |
0,4 0,4 |
0,4 0,4 |
1,865 1,865 |
3. | Рубки ухода за лесом в молодн. |
тыс.га |
1,2 |
1,2 |
1,2 |
1,2 |
4,8 |
4. | Рубки ухода за лесом и выборочные санрубки (ликвид) - всего |
тыс.м3 |
91 |
85 |
85 |
85 |
346 |
5. | Ввод молодняков в катего- рию ценных насаждений - всего |
тыс.га |
0,7 |
0,7 |
0,7 |
0,7 |
2,8 |
6. | Строительство дорог лесохозяйственного назначения - всего |
км |
0 |
1 |
2 |
2 |
5 |
Начальник управления |
В.С.Росляков |
Приложение N 2
к Целевой программе
"Леса России" по Липецкой области
на 1997-2000 годы
Внедрение прогрессивных технологий в лесовосстановлении
Показатели | Ед. изм. |
1997 год |
1998 год |
1999 год |
2000 год |
Итого | |
1. | Создание лесных культур на основе промышленных методов |
% |
40 |
50 |
50 |
50 |
|
2. | Заготовка лесных семян с улучшенной наследственностью на лесосеменных плантациях, а также на постоянных лесосеменных участках в том числе: мелкохвойных пород |
% % |
15 25 |
15 25 |
15 25 |
15 25 |
|
3. | Выращивание посадочного материала из семян,собранных в объектах постоянной лесосеменной базы в том числе: посадочного материала с улучшенными наследственными свойствами |
тыс. шт. тыс. шт. |
150 - |
1000 - |
1000 - |
1000 - |
3150 - |
4. | Создание лесосеменных плантаций сосны |
га |
1 |
- |
2 |
3 |
6 |
5. | Подбор кандидатов плюсовых деревьев сосны |
шт. |
- |
- |
15 |
15 |
30 |
6. | Проведение уходов за постоянными лесосеменными участками |
га |
50 |
25 |
30 |
50 |
155 |
7. | Механизация рубок ухода в молодняках с применением кусторезов |
% |
60 |
60 |
70 |
70 |
Начальник управления |
В.С.Росляков |
Приложение N 3
к Целевой программе
"Леса России" по Липецкой области
на 1997-2000 годы
Объемы защитного лесоразведения на сельскохозяйственных землях,
намеченные к выполнению лесхозами управления лесами
Показатели | Ед. из- мерен. |
1997 год |
1998 год |
1999 год |
2000 год |
Полезащитные лесные полосы |
тыс. га |
0,1 |
0,1 |
||
Противоэрозионные насаждения |
тыс. га |
0,15 |
0,15 |
0,5 |
1 |
Начальник управления лесами |
В.С.Росляков |
Начальник управления сельского хозяйства |
П.С.Москворецкий |
Приложение N 4
к Целевой программе
"Леса России" по Липецкой области
на 1997-2000 годы
Объем работ по основным направлениям лесозащитной деятельности
и производственные затраты
Показатели | Ед. изм. |
1997 год |
1998 год |
1999 год |
2000 год |
Итого |
1. Наземные меры борьбы в том числе: биометодом |
тыс.га тыс.га |
1 1 |
2 2 |
2 2 |
2 2 |
7 7 |
2. Лесопатологический мониторинг |
тыс.га |
110 |
110 |
110 |
110 |
440 |
3. Биотехнические мероприятия | тыс.га | 15 | 15 | 15 | 15 | 60 |
4. Производственные затраты в том числе:биотехнические мероприятия |
тыс.руб тыс.руб |
28 13 |
43 13 |
43 13 |
43 13 |
157 52 |
Начальник управления |
В.С.Росляков |
Приложение N 5
к Целевой программе
"Леса России" по Липецкой области
на 1997-2000 годы
Основные показатели по организации государственной лесной охраны
на 1997-2000 годы
Показатели | Ед. из- мерения |
1997 год |
1998 год |
1999 год |
2000 год |
Итого |
Численность работников государственной лесной охраны |
чел. |
340 |
388 |
388 |
428 |
|
Потребность в служебных помещениях: - конторах лесхозов и лесничеств - кордонах |
шт. шт. |
1 7 |
2 8 |
1 10 |
4 25 |
|
Потребность в служебном оружии |
шт. |
50 |
50 |
30 |
130 |
|
Потребность в транспортных средствах: - автомобили "УАЗ-469" - мотоциклы "Урал" - пожарные автомобили (АЦ-66) |
шт. шт. шт. |
1 |
10 65 1 |
10 65 1 |
10 62 1 |
31 192 3 |
Потребность в форменной одежде для работников государственной лесной охраны |
компл. |
170 |
200 |
203 |
205 |
778 |
Потребность в радиостанциях типа "Кактус", "Карат" |
шт. |
30 |
40 |
30 |
100 |
Начальник управления |
В.С.Росляков |
Приложение N 6
к Целевой программе
"Леса России" по Липецкой области
на 1997-2000 годы
Затраты на воспроизводство лесов лесного фонда Липецкого
управления лесами и защитное лесоразведение на 1997-2000 годы,
финансируемые из областного бюджета
(тыс. руб.) | |||||
NN пп |
Наименование затрат | 1998 год | 1999 год | 2000 год | Итого |
1. | Воспроизводство лесов лесного фонда в том числе: операционные расходы капитальные вложения |
2547 2356 191 |
2259 2096 163 |
2259 2096 163 |
7065 6548 517 |
2. | Защитное лесоразведение в том числе: операционные расходы капитальные вложения Итого: в том числе: операционные расходы капитальные вложения |
431 345 86 2978 2701 277 |
1741 1393 348 4000 3489 511 |
3180 2544 636 5439 4640 799 |
5352 4282 1070 12417 10830 1587 |
Начальник управления |
В.С.Росляков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Главы администрации Липецкой области от 23 января 1998 г. N 27 "О целевой программе "Леса России" на 1997-2000 годы по Липецкой области"
Текст постановления официально опубликован не был