Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава III. Формы осуществления
местного самоуправления
Статья 6. Формы осуществления местного самоуправления
Местное самоуправление в районе осуществляется через:
2. собрания (сходы), конференции жителей;
3. участие в муниципальных выборах;
4. выборный представительный орган (районный Совет депутатов);
5. районную администрацию;
6. органы территориального общественного самоуправления населения;
7. народную правотворческую инициативу;
8. обращение граждан в органы местного самоуправления.
9. иные формы, не противоречащие действующему законодательству.
Статья 7. Муниципальные выборы
1. Выборы депутатов представительного органа местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления осуществляется на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в порядке установленном действующим законодательством.
2. Порядок проведения муниципальных выборов устанавливается законами области.
Статья 8. Местный референдум
1. Местный референдум - голосование граждан Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающих в границах района, по важным вопросам местного значения, которое проводится в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, Уставом и законами области, а также настоящим Уставом.
2. Каждый гражданин Российской Федерации, достигший на день проведения местного референдума 18 лет, имеет право голосовать на местном референдуме.
Гражданин Российской Федерации может участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
В местном референдуме не участвуют граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
3. На местный референдум могут выноситься вопросы, находящиеся в ведении района, непосредственно затрагивающие интересы жителей, проживающих на территории района. К таким вопросам относятся:
- структура органов местного самоуправления;
- изменения административно-территориальных границ и муниципальных образований;
- строительство социально-культурных и промышленных объектов;
- запрещение строительства и эксплуатации объектов, наносящих вред окружающей среде;
- отчуждение муниципальной собственности района;
- иные вопросы местного значения, отнесенные Конституцией РФ, Федеральными законами, Уставом области и законами Липецкой области, Уставом района.
4. На местный референдум не могут быть вынесены вопросы:
1) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий, приостановлении осуществления полномочий органов местного самоуправления, либо об отсрочке указанных выборов, а также о проведении досрочных выборов органов местного самоуправления либо об отсрочке указанных выборов;
2) о формировании состава органов местного самоуправления, персональном составе органов местного самоуправления;
3) об избрании, утверждении, о назначении либо о даче согласия на назначение на должность или на освобождение от должности депутатов и должностных лиц;
4) о принятии или об изменении бюджета района, исполнении и изменении финансовых обязательств района;
5) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.
5. На местный референдум не могут быть вынесены вопросы, не находящиеся в ведении района.
6. Вопросы, выносимые на местный референдум, не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод. Указанные вопросы должны быть сформулированы таким образом, чтобы исключалась возможность их множественного толкования.
7. Вопрос, выносимый на референдум, должен быть сформулирован таким образом, чтобы на него можно было дать лишь однозначный ответ.
8. Вопросы, выносимые на местный референдум не должны противоречить действующему законодательству.
Статья 9. Назначение местного референдума
1. Решение о проведении местного референдума принимается районным Советом депутатов. В решении о назначении местного референдума указывается дата его проведения, вопрос референдума или текст проекта вносимого на местный референдум нормативного правового акта.
2. Инициатива проведения местного референдума принадлежит гражданам Российской Федерации, проживающим на территории района, районному Совету депутатов, Главе администрации района.
Инициатива граждан на проведение референдума должна быть поддержана 5 процентами жителей района, обладающих правом на участие в местном референдуме.
3. Местный референдум назначается только на календарный выходной день. Не допускается назначение референдума на праздничный день.
4. Решение о назначении, либо об отказе в назначении местного референдума принимает районный Совет депутатов, а в случае отсутствия указанного органа или непринятия им решения в установленный срок - судом.
5. Срок со дня назначения референдума до дня голосования не может превышать 60 дней, Решение о проведение местного референдума должно быть официально опубликовано не позднее, чем за 45 дней до дня голосования.
6. Каждый гражданин или группа граждан, имеющий право на участие в местном референдуме, равно общественное объединение, зарегистрированная органами юстиции не позднее чем за 6 месяцев до дня обращения в комиссию местного референдума района с инициативой проведения устного референдума, Устав которого предусматривает участие в выборах, могут образовать инициативные группы для проведения местного референдума в количестве не менее 10 человек. Инициатором проведения референдума может выступать избирательное объединение, зарегистрированное в управлении юстиции Липецкой области или в Министерстве юстиции РФ, в этом случае доводящий орган его регионального, местного отделения, местной организации выступает в качестве инициативной группы по проведению референдума независимо от своей численности.
7. Официальное опубликование результатов местного референдума, а так же данных о количестве голосов участников местного референдума, поданных за позиции "Да" и "Нет", осуществляется в средствах массовой информации комиссией местного референдума района не позднее чем через 10 дней после определения результатов местного референдума.
8. Решение, принятое на местном референдуме, действует на всей территории района. Решение может быть отменено не иначе как путем принятия иного решения на местном референдуме, но не раннее чем после истечения 2 лет после его принятия, а также может быть признано недействительно в судебном порядке.
9. Решение, принятое на местном референдуме, регистрируется в представительном органе местного самоуправления в 5-ти дневный срок.
10. Иностранные граждане в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в местном референдуме.
Статья 10. Собрания (сходы), конференции граждан
1. По мере необходимости для решения вопросов местного значения могут созываться собрания (сходы), конференции граждан.
2. Решение о проведении собрания (схода) граждан на конкретной территории или ее части принимается соответственно представительным органом местного самоуправления или органом территориального общественного самоуправления по собственной инициативе или по требованию других субъектов в пределах своей компетенции, в течение 10 дней со дня поступления требования о созыве собрания (схода) граждан.
3. С инициативой (требованием) о проведении собрания (схода) граждан могут выходить: депутаты представительного органа местного самоуправления (не менее 1/3 от их установленного числа), Глава администрации муниципального образования, органы территориального общественного самоуправления, количество подписей требуемое для проведения собрания (схода) граждан составляет 5% от числа граждан, проживающих на территории района и имеющих право на участие в собраниях (сходах, конференциях граждан).
4. В отдельных случаях, когда созыв собрания (схода) граждан затруднен, может проводиться конференция граждан. Районный Совет депутатов либо по согласованию с ним Глава администрации района принимает решение о проведении конференции и устанавливает норму представительства на ней граждан, которая не может быть менее 10 процентов от числа граждан, проживающих на территории района и имеющих право на участие в собраниях (сходах), конференциях.
5. Порядок подготовки и проведения собрания (схода), конференции граждан, принятия и изменения их решений, пределы их компетенции определяются в соответствии с областными законами.
Статья 11. Народная правотворческая инициатива
Население имеет право на правотворческую инициативу в вопросах местного значения. Проекты правовых актов по вопросам местного значения, внесенные в органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению на открытом заседании с участием представителей населения, а результаты рассмотрения - официальному опубликованию (обнародованию).
Статья 12. Функции органов местного самоуправления в реализации прав и свобод граждан
1. Приоритетными направлениями деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления района является создание для жителей района благоприятной среды жизнедеятельности, охрана их здоровья, обеспечение широкого доступа к образованию и культуре, социальная защита и личная безопасность жителей.
2. Обеспечение в районе прав и свобод граждан, закрепленных в Конституции РФ, принадлежит к числу основных функций органов местного самоуправления района.
Органы и должностные лица местного самоуправления вправе предъявлять в суд или арбитражный суд требования о признании недействительными актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений, нарушающих права и законные интересы граждан, проживающих на территории района.
3. Органы местного самоуправления района регулярно информируют население о наиболее существенных вопросах развития района и его отдельных территорий, о работе районного транспорта, жилищном строительстве, развитии сети социально-культурных и других учреждений и служб, предоставляющих различные услуги населению, состоянии охраны общественного порядка. В этих целях используются средства массовой информации.
4. В каждом органе местного самоуправления района организуется прием жителей по вопросам, отнесенным к компетенции этих органов, своевременное рассмотрение и разрешение всех поступающих обращений граждан.
5. Граждане имеют право обжаловать в суд решение органов и должностных лиц местного самоуправления, если эти решения противоречат действующему законодательству, нарушают права и законные интересы граждан.
Статья 13. Обращение граждан в органы местного самоуправления
1. Граждане имеют право обращаться лично или через своего законного представителя, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления и должностным лицам местного самоуправления.
2. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны дать ответ по существу обращений граждан в течение одного месяца.
Статья 14. Территориальное общественное самоуправление
Граждане имеют право на самоорганизацию по месту их жительства на части территории района (территориях поселений, не являющихся муниципальными образованиями, кварталов, улиц, дворов и других территорий,) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно населением или через создаваемые им органы территориального общественного самоуправления. Указанные органы могут являться юридическими лицами.
Порядок организации осуществления территориального общественного самоуправления определяется нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.