Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Липецкого областного Совета депутатов
от 23 ноября 2000 г. N 538-пс
Программа
поддержки малого предпринимательства в Липецкой области
на 2001-2004 гг.
См. Программу государственной поддержки малого предпринимательства в Липецкой области на 2005-2008 гг., утв. постановлением Липецкого областного Совета депутатов от 18 ноября 2004 г. N 628-пс
I. Паспорт программы
Наименование программы: |
Программа поддержки малого предпринимательства в Липецкой области на 2001-2004 гг. |
Заказчик программы: |
Администрация Липецкой области. |
Разработчик программы: |
Управление экономики администрации области. |
Цели программы: |
Создание благоприятных экономических, правовых и организационных условий для устойчивого развития малого предпринимательства, обеспечивающего насыщение рынка отечественными товарами и услугами, стабильное поступление налогов в бюджеты всех уровней, формирование среднего класса, самостоятельно создающего собственное благосостояние и достаточный уровень жизни, являющегося основой социально-экономической стабильности в обществе. |
Сроки реализации программы: |
2001-2004 г. |
Перечень основных мероприятий: |
1. Нормативно-правовое обеспечение малого предпринимательства. 2. Развитие прогрессивных финансовых технологий поддержки малого предпринимательства. 3. Реализация приоритетных направлений развития малого предпринимательства. 4. Повышение эффективности использования созданной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства и информационных систем. 5. Социальная защита работников малого бизнеса. 6. Организационно-методическое и кадровое обеспечение малого предпринимательства, взаимодействие со средствами массовой информации и пропаганда предпринимательской деятельности. |
Исполнители программы: |
Управление экономики администрации области; Управление труда и занятости населения администрации области; по согласованию: Органы местного самоуправления; Липецкая торгово-промышленная палата; Липецкое территориальное управление Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства; Липецкая областная общественная организация содействия малому бизнесу; Управление Министерства РФ по налогам и сборам по Липецкой области; Департамент государственной федеральной службы занятости населения по Липецкой области; Липецкое региональное отделение Российского союза промышленников и предпринимателей (работодателей). |
Объемы и источники финансирования: |
Изложены в приложении N 1. |
Ожидаемые результаты: |
Создание новых рабочих мест. Увеличение поступлений в бюджет. Увеличение производства товаров и услуг, повышение уровня конкуренции. Формирование предпринимательской среды в районах области. |
Система контроля: | Ежегодный отчет администрации области о ходе реализации Программы в средствах массовой информации. |
II. Введение
Стабилизация и развитие экономики, решение проблемы занятости населения в области тесно связаны с развитием малого бизнеса.
Оказание всемерной поддержки развитию малого предпринимательства, формированию конкурентной среды рассматривается как одна из важнейших мер кардинального оздоровления экономики.
Программа поддержки малого предпринимательства в Липецкой области на 2001-2004 г.г. (в дальнейшем - Программа) разработана управлением экономики администрации области в соответствии с Федеральным законом от 14.06.1995 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации".
Программа увязана с Федеральной программой государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 2000-2001 годы и программой социально-экономического развития Липецкой области.
Настоящая Программа сформирована, исходя из принципа преемственности с учетом позитивных сдвигов в области законодательной, финансово-кредитной, информационной и иных форм поддержки малого предпринимательства.
III. Состояние развития предпринимательства в области
1.1. Малые предприятия области, их распределение по численности персонала, сферам деятельности. Экономические аспекты деятельности
По данным Единого государственного регистра предприятий и организаций всех форм собственности и хозяйствования (ЕГРПО) за 1999 год на территории Липецкой области учтено 4625 малых предприятий, что составляет 31% от общего количества предприятий и организаций области.
Сохраняется значительная районная дифференциация в развитии малых предприятий. Наибольшее их количество функционирует в г. Липецке (71% от общего числа) и 29% - во всех остальных районах. Хотя следует отметить некоторый сдвиг: в 1998 г. это соотношение было 77% и 23%.
По видам деятельности малый бизнес охватил практически все отрасли экономики. Отраслевая структура малых предприятий в последние годы практически не меняется; более привлекательной для них остается непроизводственная сфера, прежде всего торговля. Это вполне объяснимо, во-первых, самой спецификой малого предпринимательства как "сервисного" сектора экономики, во-вторых, мировой тенденцией доминирования нематериальной сферы над производственной. Около половины всех действующих предприятий (2174 или 47%) сосредоточено в этой сфере. В промышленности их насчитывается 841 предприятие (18,2%), в строительстве - 814 (17,6%) (рис.1)*.
В 1999 году на учтенных малых предприятиях работало около 56 тысяч человек без учета совместителей и работающих по договору подряда и другим договорам гражданско-правового характера.
Отличительной особенностью малого бизнеса является активное привлечение работников на условиях вторичной занятости. В 1999 году по совместительству работало около 2 тысяч человек, 2090 человек выполняли работу по договорам гражданско-правового характера.
Диаграмма показывает, что постоянно занятые распределились близкими по значению долями между тремя сферами малого бизнеса: строительством - 29,2%, промышленностью - 27,2%, торговой деятельностью и посредническими услугами в торговле около 27%.
Удельный вес постоянно занятых работников в других сферах деятельности колеблется от 3,2% - на транспорте, 1,8% - в непроизводственных видах бытового обслуживания населения, 1,5% - в материально-техническом снабжении и сбыте до 1,3% - в общей коммерческой деятельности по обеспечению функционирования рынка, 1,1% - в сфере деятельности по операциям с недвижимым имуществом.
В отраслях социальной сферы удельный вес занятых незначителен: по 0,8% - в культуре и искусстве и научных организациях, 0,6% - в здравоохранении, 0,3% - в народном образовании.
Среднемесячная начисленная заработная плата на малых предприятиях за 1999 год составила 1082 рублей против 1215 рублей по области в целом. Оплата труда работающих на малых предприятиях различна в зависимости от вида деятельности, специфики их работы, формы собственности.
За год малыми предприятиями было выпущено товаров и услуг на 2505,6 млн. рублей, из них оказано услуг на 840,0 млн. рублей.
В основном предприятия малого бизнеса являются многопрофильными, но большая часть их продукции, работ, услуг (1665,6 млн. рублей или 66,5%) относится к основному виду деятельности.
Из этого объема 25% составляют валовой доход предприятий торговли и общественного питания, 35% - объем промышленной продукции, 25% - строительная продукция, 4% - транспорт и связь, 1% - сельское хозяйство, 2% - общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка, 8% - другие отрасли (рис.3).
В расчете на одно предприятие больше всего продукции выпущено на малых предприятиях связи (3406, 9млн. рублей), промышленности (1763,7 млн. рублей), сельского хозяйства (1272,8 млн. рублей).
В 1999 году малыми предприятиями отгружено потребителям продукции (товаров) в действующих ценах на сумму 6390,9 млн. рублей, что в 2 раза больше, чем в прошлом году. Но следует отметить, что только 13% отгрузки обеспечивает собственное производство, а 87% - товары, приобретенные для перепродажи.
1. Промышленность
По состоянию на 1.01.2000 года в промышленности Липецкой области в 1999 году учтен 841 субъект малого бизнеса, что составляет 18% общего количества учтенных предприятий, из них реально занимаются хозяйственной деятельностью около 50%.
Значительная доля малых промышленных предприятий сконцентрирована в отрасли машиностроения и металлообработки (34%), легкой промышленности (16%), пищевой, лесной и деревообрабатывающей отраслях (12%).
За истекший год ими было произведено промышленной продукции на 566,2 млн. рублей, 48% этого объема составляет продукция пищевой промышленности, 21% - машиностроения и металлообработки, 10% - промышленности строительных материалов, по 4% - химической и мукомольно-крупяной, 3% - легкой. В общем объеме промышленного производства это составляет 1%.
Развитие малого предпринимательства предусматривает насыщение потребительского рынка разнообразной продукцией. В ассортименте малых предприятий - мясная и цельномолочная продукция, колбасные и хлебобулочные изделия, лакокрасочные и строительные материалы, мебель, швейные изделия и ряд другой продукции.
Удельный вес конкретных видов продукции малых предприятий в общем объеме производства различен. По производству мясных продуктов он составил 3,6%, хлебобулочных - 3,8%, колбасных изделий - 11,6%, макаронных - 20,4%, швейных: юбок - 63,5%, платьев - 39,0%, мебели: шкафов - 100,0%, диванов - 97,8%, лакокрасочных материалов - 100,0%.
В различных отраслях промышленности малый бизнес развивался неравномерно. Наиболее широкое развитие получила пищевая отрасль. Наибольшие темпы роста производства по сравнению с 1998 годом отмечаются в молочной промышленности; так, выпуск цельномолочной продукции возрос почти в два раза, сухого обезжиренного молока - в полтора раза, масла животного - 1,7 раза, сметаны и кисломолочной продукции - более чем в три раза.
Производство колбасных изделий осталось близким к уровню прошлого года. Выпуск хлеба и хлебобулочных изделий снизился на 34%, где заметное влияние оказало снижение (более 60%) производства хлеба и булочных изделий из пшеничной муки высшего сорта, в три раза возросло производство безалкогольных напитков, на 26% возрос выпуск минеральной воды.
Почти четвертую часть выпускаемой продукции занимает продукция машиностроения и металлообработки (21%). Однако ассортимент ее незначителен.
Химическая отрасль представлена производством лакокрасочных материалов, их выпуск увеличился на 19%. Одновременно производство олифы упало на 21%.
Заметно некоторое оживление в промышленности строительных материалов, рост производства наблюдается по всем видам выпускаемой продукции, кроме сборных железобетонных конструкций и деталей (снижение около 4%).
Всего лишь 3% в общем объеме произведенной продукции малых предприятий занимает продукция легкой промышленности. Объемы выпускаемой продукции предприятиями этой отрасли очень незначительны, но нельзя не отметить, что темпы роста практически по всем видам по сравнению с предыдущим годом выросли в два и более раз.
2. Строительство
По состоянию на 1 января 2000 г. в области учтено 814 малых строительных организаций, из них 416 (56,5%) реально осуществляют хозяйственную деятельность (17,8% от общего числа малых предприятий), с численностью работающих в них 7683 человека, что составляет 29% от численности занятых в малых предприятиях всех отраслей экономики.
В 1999 г. в области объем подрядных работ, выполненных собственными силами, по договорам строительного подряда малыми предприятиями составил 415 млн. рублей, или 126% к 1998 г. Из общего объема подрядных работ 363 млн. рублей или 87% выполнено общестроительными и специализированными организациями, 30 млн. рублей (7%) - организациями, выполняющими ремонт зданий и сооружений производственного и непроизводственного назначения, 21 млн. рублей (6%) - проектными организациями.
В 1999 году малыми предприятиями строительства оказано услуг населению, а также предприятиям и организациям на 135 млн. рублей, что на 31% больше предыдущего года. Объем платных услуг населению, оказанных ими составил 8,2 млн. рублей или 6% от общего объема услуг.
3. Сельское хозяйство
В сельском хозяйстве в 1999 г. фактически действовало 29 малых предприятий (1,1% от общего количества по области), из них 55% - в сфере сельскохозяйственного производства.
По основному виду деятельности малыми предприятиями было произведено продукции, работ и услуг на 19,1 млн. рублей, что составляет около 1% выпуска продукции, работ и услуг во всех предприятиях сельского хозяйства области. Объем произведенной малыми предприятиями продукции в фактических ценах увеличился по сравнению с 1998 г. на две трети, в сопоставимых ценах - на 10,6%.
Доля малых предприятий во всех предприятиях, занимающихся производством сельскохозяйственной продукции, невелика и составляет: в посевной площади 0,4%; в производстве зерна - 0,4%, сахарной свеклы и молока - 0,1%; в поголовье основных видов скота - 0,2%.
4. Торговля и общественное питание
По состоянию на 1 января 2000 г. в области учтено 2174 предприятия торговли и общественного питания (47% от общего числа малых предприятий). Реально действующих чуть больше половины, из которых 56% - предприятия оптовой торговли, 37 - розничной, по 3 - общественного питания и посреднических услуг по купле-продаже товаров и менее одного процента - внешняя торговля.
В 1999 г. в области оборот розничной торговли малых предприятий всех отраслей экономики составил 849,3 млн. рублей и уменьшился по сравнению с 1998 г. на 8%, общественного питания - 38,9% и увеличился на 6%, оптовой торговли - 4772,8 млн. рублей и увеличился на 33%. Причем организации оптовой торговли занимают 86% в обороте оптовой торговли всех отраслей экономики.
Предприятия малого бизнеса предпочитают торговать непродовольственными товарами. Доля продовольственных товаров в обороте розничной торговли малых предприятий составляет 33%, тогда как у крупных и средних - 59%. Почти 1/4 часть оборота продовольственных товаров предприятий малого бизнеса приходится на алкогольные напитки и пиво, на хлеб и хлебобулочные изделия - 12%, колбасные изделия - 10%, цельномолочную продукцию и кондитерские изделия - по 7%, мясо и птицу - 4%, масло животное - 3%.
Следует отметить, что 86% малых торговых предприятий прибыльны (в крупных и средних - 70%). По итогам 1999 г. их суммарная прибыль составила 75,4 млн. рублей.
5. Платные услуги населению
В 1999 году населению области малыми предприятиями было оказано платных услуг на 123 млн. рублей (6,4% от общего объема услуг в области), что с учетом ценового фактора на 29% больше, чем в 1998 году.
В объеме бытовых услуг больший удельный вес занимают: ремонт и пошив швейных, меховых и кожаных изделий, пошив и вязание трикотажных изделий (25,8%), услуги парикмахерских (13,2%), ремонт и техническое обслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры (9,6%), ритуальные (5,0%), услуги фотографий (5,7%), техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств (6,1%) и прочие (21,4%).
Несмотря на некоторые позитивные сдвиги в работе предприятий малого бизнеса, влияние его на экономику области незначительно. Однако необходимо отметить, как положительный факт, что центр тяжести малого предпринимательства постепенно смещается в сторону производственной деятельности, главным образом, строительства и промышленности. Но, по-прежнему, доминирующей для малых предприятий остается торгово-посредническая деятельность и оказание услуг по обслуживанию разнообразных рыночных структур.
6. Предприниматели без образования юридического лица
Заметную роль в малом бизнесе области играют индивидуальные предприниматели, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. По состоянию на 1 января 2000 г. их насчитывалось 37393. Также как и малые предприятия, индивидуальные предприниматели отдают предпочтение торговой деятельности - 79,4% занято в этой сфере. Налицо и районная дифференциация: 59,9% действуют в г. Липецке, 13,2% - в г. Ельце и лишь 26,9% - во всех остальных районах.
7. Развитие фермерства в Липецкой области
Анализ работы крестьянских (фермерских) хозяйств показывает, что в ближайшее время они не в состоянии создать конкуренцию сельскохозяйственным кооперативам и обеспечить необходимый для области уровень сельскохозяйственного производства.
На 1 января 2000 года в области действовало 1316 крестьянских (фермерских) хозяйств, за год их число сократилось на 65.
Стоимость валовой продукции сельского хозяйства, произведенной фермерами, в ценах 1999 года составила 83,3 млн. руб. Индекс физического объема к 1998 г. вырос на 4,5 пункта (для сравнения: по сельхозпредприятиям - снижение на 6 пунктов).
На долю крестьянских (фермерских) хозяйств в 1999 году приходилось 1,7% общего объема продукции сельского хозяйства. Фермеры владеют 84,7 тыс. гектарами земли, 98% из них занимают сельхозугодья. В среднем на одно хозяйство приходится по 64 га земли. В то же время 37% фермеров владеют небольшими земельными наделами (до 20 га). Лишь 17% хозяйств имеют свыше 100 га земли.
В 1999 году фермерами собрано зерна 46,3 тыс. тонн, подсолнечника - 1,3 тыс. тонн, сахарной свеклы - 81,5 тыс. тонн. Доля фермеров в производстве зерновых культур практически осталась на уровне 1998 г. (около 5%), по сахарной свекле - увеличилась с 7,2% до 9,4%. Урожайность зерновых культур в крестьянских (фермерских) хозяйствах в 1999 г. была в 1,27 раза ниже, чем в сельхозпредприятиях. Вместе с тем, урожайность сахарной свеклы в данных хозяйствах в 1,5 раза превысила аналогичный показатель по сельхозпредприятиям и составила 221,4 ц/га.
Продукции животноводства в фермерских хозяйствах производится менее 1% от общей величины этой продукции по области.
Постановлением Липецкого областного Совета депутатов от 30 октября 2003 г. N 352-пс в главу II настоящего приложения внесены изменения
IV. Основные цели и приоритеты областной политики по развитию
малого предпринимательства
Малое предпринимательство области обладает большим потенциалом роста и жизнеспособностью, настойчиво увеличивает производство и поставку на рынок товаров и услуг, стабильно обеспечивает поступление налогов в местные бюджеты, постоянно вбирает в себя основную часть трудоспособного населения, высвобождаемого из других секторов народного хозяйства. Постоянно увеличивающееся число людей, имеющих дополнительную занятость и извлекающих доходы из малого бизнеса, способствует формированию "среднего класса", являющегося социальной основой стабильного развития общества. Все это делает малое предпринимательство весомым социально-экономическим явлением, требующим внимания, формирования и реализации активной государственной политики, обеспечивающей благоприятные условия для его развития.
Однако, несмотря на определенные успехи, малое предпринимательство Липецкой области сталкивается с серьезными трудностями, находится в положении неустойчивого равновесия. Основные проблемы малого предпринимательства связаны с незавершенностью законодательной базы предпринимательской деятельности, жестким налоговым прессингом, недостаточностью начального капитала и собственных оборотных средств, трудностями с получением производственных помещений и крайне высокой арендной платой, низкой покупательной способностью населения и отсюда трудностями со сбытом продукции. Это приводит к тому, что 40% малых предприятий от их общего числа в Липецкой области, зарегистрировавшись, долгое время не могут организовать свое дело и приступить к работе.
Согласно оценкам специалистов Высшей школы международного бизнеса Академии народного хозяйства при Правительстве РФ, наша область вошла в число областей аутсайдеров, где социальный и экономический индикаторы развития малого предпринимательства снижаются, а число малых предприятий на 1000 человек не меняется и продолжает оставаться очень низким. В целом по России на 1000 человек приходится 7 малых предприятий, в г. Москве - более 20, у нас - лишь 4,6. При этом малый бизнес формирует до 40% доходов бюджета москвичей, у нас - всего 5%, доля в ВВП - всего 2%.
Экономика области объективно нуждается в малом предпринимательстве, крупные предприятия области не могут обрести нужную гибкость производства без опоры на хорошо развитую сеть обслуживающих их малых предприятий, дополняющих крупное производство, заполняющих ниши и способствующих расширению занятости населения. В связи с этим необходимо стимулировать предпринимательство в тех направлениях, которые в наибольшей степени способствуют решению проблем области, отвечают потребностям по насыщению внутреннего рынка потребительскими товарами.
Программой определены следующие приоритетные для области направления предпринимательской деятельности:
- производство и переработка сельскохозяйственной продукции;
- производство продовольственных, промышленных товаров, товаров народного потребления;
- оказание производственных, коммунальных и бытовых услуг;
- строительство объектов жилищного, производственного и социально-культурного назначения;
- инновационная и природоохранная деятельность;
- переработка вторичного сырья;
- транспортная деятельность;
- общественное питание;
- торговая деятельность в сельских населенных пунктах, за исключением райцентров;
- заготовительная деятельность.
Главная цель Программы - создание благоприятных экономических, правовых и организационных условий для устойчивого развития малого предпринимательства, обеспечивающего насыщение рынка отечественными товарами и услугами, стабильное поступление налогов в бюджеты всех уровней, формирование среднего класса, самостоятельно создающего собственное благосостояние и достаточный уровень жизни, являющегося основой социально-экономической стабильности в обществе.
V. Основные мероприятия программы
В Программе выделены следующие основные функциональные подпрограммы:
1. Нормативно-правовое обеспечение малого предпринимательства
Целью данной подпрограммы является дальнейшее формирование пакета законодательных и нормативных актов, отражающих интересы малого предпринимательства. Новые нормативно-правовые документы должны обеспечивать инвестиционную, финансово-кредитную, производственно-инновационную поддержку малого предпринимательства. Развитие нормативно-правовой базы с целью укрепления позиций малого предпринимательства выходит на передний план.
Особое внимание уделяется созданию нормативно-правовой базы по налогообложению малого предпринимательства и совершенствованию охраны труда.
2. Развитие прогрессивных финансовых технологий поддержки малого предпринимательства
В качестве основных направлений инвестиционно-финансовой поддержки малых предприятий предусматривается:
развитие системы гарантийных, залоговых и страховых фондов;
создание широкой сети лизинговых компаний и опорных лизинговых цен тров;
активизация страхового обеспечения инвестиций;
микрокредитование высокоэффективных проектов на конкурсной основе;
поддержка инновационной деятельности.
Инвестиционно-производственную активность будут стимулировать: введение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства, переход на единый налог на вмененный доход и на международные стандарты бухгалтерского учета. В зависимости от взаимодействия финансово-кредитных институтов с участием ведущих банков и их филиалов будут освоены специальные механизмы финансово-кредитной поддержки малых предприятий в производственной и инновационных сферах.
3. Реализация приоритетных направлений малого предпринимательства
Данная подпрограмма предполагает усилить финансовую поддержку малых предприятий по приоритетным направлениям деятельности. Особое внимание будет уделено развитию малого предпринимательства в агропромышленном комплексе, в т.ч. фермерству, возрождению пчеловодства, развитию соевого производства, малой строительной индустрии. Большой акцент по всем этим направлениям делается на развитие молодежного предпринимательства.
4. Повышение эффективности использования созданной инфраструктуры малого предпринимательства и информационных систем
Подпрограмма предусматривает дальнейшее развитие информационных центров и технологий; проведение мониторинга и создание информационной базы о состоянии и эффективности функционирования малых предприятий и систем их поддержки; координацию потоков ресурсов в развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства; разработку научно-методического обеспечения государственной поддержки малого предпринимательства; создание базовых учебно-консультационных центров для обучения предпринимателей и консультационного сопровождения их деятельности; издание учебно-методической литературы и информационных материалов.
Важное место в этом разделе отводится организации ярмарок, выставок продукции малых предприятий.
5. Социальная защита работников малого бизнеса
Подпрограмма предусматривает осуществление координации программы поддержки малого предпринимательства в Липецкой области и программы содействия занятости населения.
Важное место отводится проведению мероприятий по оказанию практической помощи субъектам малого предпринимательства в области охраны труда и техники безопасности, а также в области социально-трудовых отношений, в частности, между работодателем и работником.
6. Организационно-методическое и кадровое обеспечение малого предпринимательства, взаимодействие со средствами массовой информации и пропаганда предпринимательской деятельности
Подпрограмма предусматривает координацию деятельности органов исполнительной власти, общественных формирований, заинтересованных организаций по вопросам поддержки предпринимательства.
Предусматривается создание базовых учебно-консультационных центров для обучения предпринимателей; обучение активной части незанятого населения навыкам ведения собственного дела. Особое внимание будет уделено изучению и мониторингу социально-экономических процессов и социально-психологического климата малого предпринимательства.
Весьма существенна целенаправленная и скоординированная работа средств массовой информации в поддержке малых предприятий, рекламировании их продукции, включая проведение радио- и телепередач, формирующих благоприятный имидж предпринимателей.
VI. Механизм реализации программы
Координация деятельности органов исполнительной власти и местного самоуправления Липецкой области, компетентных организаций федерального подчинения, действующих на территории Липецкой области, фонда поддержки предпринимательства и инвестиций, а также общественных объединений предпринимателей по выполнению мероприятий Программы осуществляется управлением экономики, которое определяет первоочередность выполнения мероприятий с учетом приоритетных направлений Программы.
Программа предусматривает поэтапное выполнение намечаемых мероприятий, осуществление государственной политики в сфере малого предпринимательства в рамках реализации Программы социально-экономического развития области.
Программа исходит из необходимости максимальной координации действий с Федеральным фондом поддержки малого предпринимательства по участию в реализации мероприятий Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 2000-2001 годы.
VII. Ресурсное обеспечение программы
Одной из составляющих ресурсного обеспечения развития предпринимательства и реализации программы поддержки предпринимательства должно стать выделение средств областного и местных бюджетов. При этом средства из бюджетов на реализацию предпринимательских проектов в приоритетных для области направлениях должны выделяться при безусловном конкурсном распределении ресурсов на паритетной с предпринимателями основе и, преимущественно, в форме гарантий и участия в создании гарантийных фондов, субсидирования процентной ставки по кредитам коммерческих банков.
Финансовое обеспечение Программы:
- выделение средств областного и местных бюджетов в соответствии с законом Липецкой области об областном бюджете и соответствующими нормативными актами органов местного самоуправления на соответствующий финансовый год;
- привлечение на паритетной основе средств Федерального бюджета для финансирования приоритетных мероприятий Программы и социально-значимых предпринимательских проектов;
- активное привлечение средств из других источников, в том числе средств, направляемых на реализацию мероприятий по увеличению занятости населения;
- активное привлечение средств коммерческих банков, инвестиционных фондов, в том числе международных и зарубежных, собственных средств предпринимательских структур и организаций, участвующих в реализации Программы.
Всего потребность в финансовых средствах на реализацию мероприятий составляет:
2001 г. - 86 млн. руб.;
2002 г. - 98 млн. руб.;
2003 г. - 110 млн. руб.;
2004 г. - 119 млн. руб. (Приложение N 1).
Структура Программы обеспечивает преемственность развития системы государственной поддержки в интересах малого бизнеса, причем в каждом направлении предусматриваются свои цели, ставятся определенные задачи и реализуются программные мероприятия. Такой принцип позволяет выбирать и изменять стратегию реализации Программы при разном ресурсном обеспечении. В максимальном варианте бюджетного финансирования будут задействованы все направления и мероприятия, в минимальном - только те, которые являются необходимыми.
Объемы финансирования за счет областного и местных бюджетов на 2001-2004 гг. будут уточняться в процессе разработки областного и местных бюджетов на соответствующий год.
VIII. Оценка ожидаемой эффективности
Реализация Программы стимулирует привлечение средств инфраструктуры поддержки малого предпринимательства для решения проблем его государственной поддержки: на 1 рубль средств областного бюджета привлекаются около 2 рубля средств инфраструктуры; 87% мероприятий выполняются без прямого использования средств областного бюджета.
Реализация Программы стимулирует привлечение инвестиций в малое предпринимательство Липецкой области: на 1 рубль бюджетных средств планируется привлечение 5 рублей средств отечественных и зарубежных структур и предпринимателей.
В результате реализации Программы будут созданы элементы системы государственной поддержки и управления развитием малого предпринимательства региона, включая нормативно-правовую базу и основы информационных систем: системы управления и контроля эффективности государственной поддержки малого предпринимательства, системы маркетинговой поддержки и системы кадрового обеспечения малого предпринимательства.
Ожидается, что реализация мер Программы создаст базу для обеспечения роста как числа малых предприятий, так и увеличение численности занятых в сфере малого бизнеса.
Планируется развитие налогооблагаемой базы и увеличение налоговых поступлений от субъектов малого предпринимательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.