Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Липецкого областного Совета депутатов
от 4 декабря 2003 г. N 411-пс
Программа
реформирования и финансового оздоровления промышленных предприятий
Липецкой области на 2003-2006 годы
Паспорт Программы
Наименование Программы: |
"Программа реформирования и финансового оздоровления промышленных предприятий Липецкой области на 2003-2006 г.г." (далее Программа) |
Заказчик Программы: |
Администрация Липецкой области |
Разработчик Программы: |
ОАО "РОЭЛ Консалтинг" - победитель конкурса администрации области в соответствии с распоряжением Главы администрации области от 10.02.2003 г. N 137-р |
Цели Программы: | - повышение эффективности работы реформируемых предприятий и увеличение на этой основе налоговых платежей в бюджеты всех уровней, - создание механизмов, обеспечивающих в дальнейшем непрерывный процесс улучшения финансового состояния и конкурентоспособности предприятий |
Сроки реализации Программы: |
2003-2006 г.г. |
Перечень основных мероприятий: |
Нормативно-правовое и методическое обеспечение реализации Программы, создание инфраструктуры, освоение технологий реформирования предприятий и кадровое обеспечение реализации Программы, мониторинг реализации Программы, распространение современных технологии реформирования предприятий |
Исполнители Программы: |
Управление экономики администрации области, управление промышленности администрации области, комитет пищевой и перерабатывающей промышленности администрации области, главное управление строительства и архитектуры администрации области, Совет по координации деятельности контролирующих органов в вопросах обеспечения доходов бюджета области и внебюджетных фондов при администрации области, государственное учреждение по управлению реализацией Программы совместно с органами местного самоуправления и территориальным органом федеральной службы России по финансовом оздоровлению и банкротству (ТО ФСФО) в Липецкой области, реформируемые предприятия (по согласованию) |
Ожидаемые результаты: |
Увеличение объема производства промышленной продукции, уменьшение доли убыточных предприятий, увеличение налоговых платежей в бюджеты всех уровней предприятиями промышленности, повышение размеров среднемесячной заработной платы работающих в промышленности |
Система контроля: | Ежеквартальный мониторинг хода реализации Программы, сравнение плановых и фактических результатов. Контроль за реализацией Программы осуществляет управление экономики администрации области |
1. Цели и задачи Программы
Целями Программы являются:
- повышение эффективности работы реформируемых предприятий и увеличение на этой основе налоговых платежей в бюджеты всех уровней;
- создание механизмов, обеспечивающих в дальнейшем непрерывный процесс улучшения финансового состояния и конкурентоспособности предприятий.
Основные критерии достижения цели:
- прирост объемов производства и реализации промышленной продукции;
- прирост поступлений в доходную часть бюджетов всех уровней;
- снижение доли убыточных предприятий;
- повышение среднемесячной заработной платы работающих;
- рост числа рабочих мест.
В качестве основного критерия рассматривается рост объемов производства и реализации промышленной продукции, который обеспечивается за счет применения современных технологии реформирования промышленных предприятий. Технологии реформирования основываются на использовании внутренних резервов предприятий.
Основные задачи реформирования:
- создание системы передачи технологий реформирования и финансового оздоровления, целевой подготовки кадров предприятий, способных практически реализовать Программу;
- создание системы господдержки и мотивации всех участников процесса реформирования и финансового оздоровления предприятии;
- создание условий максимального благоприятствования для реализации инновационных программ реформируемых предприятии;
- создание эффективных систем и комплексных механизмов управления на реформируемых предприятиях;
- повышение инвестиционной привлекательности и техническое перевооружение изношенных производственных фондов реформируемых предприятий;
- переход на инновационное развитие реформируемых предприятий и реализация на этой основе главного конкурентного преимущества - увеличение доли импортозамещающей и экспортпригодной продукции;
- обеспечение своевременности и полноты платежей в бюджеты разных уровней и внебюджетные фонды.
2. Обоснование необходимости разработки Программы
2.1. Анализ ситуации и сложившихся тенденций
Липецкая область входит в состав Центрального Федерального округа и Центрально-Черноземного района, отличается выгодным географическим и экономическим положением. Занимает площадь 24,1 тыс. кв. км. Численность населения - 1,2 млн. чел., в т.ч. 65% - городское, 35% - сельское население. Промышленность области во многом зависит от поставки сырья из других регионов и работает в основном на привозном топливе, используется около 60% покупной электроэнергии.
По объему промышленной продукции область занимала в 2002 году 20-е место среди субъектов Российской Федерации и третье место в Центральном Федеральном округе. По объему промышленной продукции в расчете на одного занятого в производстве в 2002 году область находилась на десятом месте среди субъектов Российской Федерации и на первом месте в ЦФО. Рост производства промышленной продукции составил 112,5%, что выше, чем в целом по Российской Федерации (103,7%) и Центральному Федеральному округу (107,8%).
Доля промышленной продукции предприятий области занимает значительное место в общем объеме реализуемых товаров и услуг (79%). Промышленные предприятия области формируют более 64% доходной части областного бюджета.
Динамика основных показателей промышленности Липецкой области
Показатели |
2000 г. |
2001 г. |
2002 г. |
Объем промышленной продукции млн. руб. |
61139 | 67501 | 90613 |
Поступление налогов всего млн. руб. |
9618,2 | 10530,0 | 12711,1 |
в том числе: | |||
от промышленности, млн. руб. |
7273,6 | 7067,4 | 8137,0 |
Промышленный потенциал области представлен семью основными отраслями хозяйственного комплекса. Наибольший удельный вес занимают черная металлургия (60,6%), пищевая промышленность (15%), машиностроение и металлообработка (12,5%), электроэнергетика (7,2%), промышленность строительных материалов (1,9%), химическая и нефтехимическая промышленность (0,5%), легкая промышленность (0,5%).
Отраслевые особенности промышленности области
Относительно стабильной отраслью промышленности области является электроэнергетика. Ее доля в общем объеме промышленной продукции и налоговых поступлений составляет более 7%. Количество убыточных предприятий в отрасли в 2002 году составило 12,5%, сумма убытка - 1,7 млн. руб., это самый низкий показатель за последние три года. Превышение кредиторской задолженности над дебиторской в 2002 году составило 2,1 млн. руб., что не является критическим для данной отрасли.
Основные показатели развития электроэнергетики
N п / п |
Показатели |
2000 г. |
2001 г. |
2002 г. |
1 |
Индекс физического объема промышленного производства, в % к предыдущему году |
98 |
100 |
104 |
2 | Объем промышленной продукции, млн. руб. |
4119 | 4970 | 6480 |
Доля в общем объеме продукции промышленности, % |
6,7 |
7,4 |
7,2 |
|
3 | Поступление в доходную часть бюджета, млн. руб. |
399,89 | 655,52 | 593,63 |
Доля в общем объеме налоговых поступлении от промышленности, % |
5,5 |
9,3 |
7,3 |
|
4 | Доля убыточных предприятии, % |
12,5 | 37,5 | 12,5 |
5 | Сумма убытков, млн. руб. | 2,3 | 14,0 | 1,7 |
Ведущей отраслью промышленности в области является черная металлургия. В 2002 году предприятиями отрасли было произведено 60% промышленной продукции области (в 2001 году- 57%). Доля налоговых поступлении в бюджеты всех уровней со ставила 49%. Уровень убыточных предприятии отрасли сократился в 3 раза по сравнению с 2001 годом и составил 14,3%. Сумма убытка, полученная предприятиями отрасли, за этот же период сократилась с 589,8 млн. руб. до 1,2 млн. руб. Дебиторская задолженность превысила кредиторскую на 2,7 млрд. руб. Производственные мощности отрасли по основным видам продукции используются на 95%.
Основные показатели развития черной металлургии
N п / п |
Показатели |
2000 г. |
2001 г. |
2002 г. |
1 |
Индекс физического объема промышленного производства, в % к предыдущему году |
112 |
98 |
112 |
2 | Объем промышленной продукции, млн. руб. |
39844 | 38672 | 54948 |
Доля в общем объеме продукции промышленности, % |
65,2 |
57,3 |
60,6 |
|
3 | Поступление в доходную часть бюджета, млн. руб. |
4476,44 | 3026,89 | 3983,24 |
Доля в общем объеме налоговых поступлении от промышленности, % |
61,5 |
42,8 |
49,0 |
|
4 | Доля убыточных предприятии, % |
28,6 | 42,9 | 14,3 |
5 | Сумма убытков, млн. руб. | 589,8 | 89,8 | 1,2 |
6 | Загрузка производственных мощностей в соседнем, % |
85 | 90 | 95 |
Доля промышленного производства химической и нефтехимической промышленности составляет 0,5%. В 2002 году объем промышленной продукции снизился на 75 млн. руб. Половина предприятий отрасли убыточны, при этом убытки предприятий увеличились в 15 раз и составили 46,7 млн. руб. Превышение кредиторской задолженности над дебиторской составило 121,8 млн. руб. Производственные мощности загружены в среднем на 50%.
Основные показатели развития химической
и нефтехимической промышленности
N п / п |
Показатели |
2000 г. |
2001 г. |
2002 г. |
1 |
Индекс физического объема промышленного производства, в % к предыдущему году |
104 |
97 |
68 |
2 | Объем промышленной продукции, млн. руб. |
465 | 571 | 496 |
Доля в общем объеме продукции промышленности, % |
0,8 |
0,8 |
0,5 |
|
3 | Поступление в доходную часть бюджета, млн. руб. |
76,1 | 90,1 | 89,5 |
Доля в общем объеме налоговых поступлений от промышленности, % |
1,0 |
1,3 |
1,1 |
|
4 | Доля убыточных предприятий, % |
25,0 | 50,0 | 50,0 |
5 | Сумма убытков, млн. руб. | 0,1 | 3,2 | 46,7 |
6 | Загрузка производственных мощностей в среднем, % |
50 | 50 | 50 |
Отрасль машиностроения и металлообработки играет существенную роль в формировании бюджетов всех уровней. В 2002 году доля налоговых поступлений в бюджеты всех уровней составила 23%. Предприятиями отрасли было произведено 12,5% от общего объема промышленного производства области.
Вместе с тем использование производственных мощностей отдельных видов продукции необоснованно низко по производству тракторов - не более 10%, по производству станков - не более 23%, по производству машин и оборудования для строительно-отделочных работ - 40%. При этом необходимо отметить, что основная доля импорта области (80%) состоит из машинно-технической продукции. 45% предприятий отрасли убыточны, что на 5,7% превышает показатель промышленности в целом (39,3%). Сумма убытков составила 596,8 млн. руб. Превышение кредиторской задолженности над дебиторской значительно и составило 1,9 млрд. руб.
Основные показатели развития машиностроения и металлообработки
N п / п |
Показатели |
2000 г. |
2001 г. |
2002 г. |
1 |
Индекс физического объема промышленного производства, в % к предыдущему году |
106 |
113 |
98 |
2 | Объем промышленной продукции, млн. руб. |
6648 | 9686 | 11347,8 |
Доля в общем объеме продукции промышленности, % |
10,9 |
14,4 |
12,5 |
|
3 | Поступление в доходную часть бюджета, млн. руб. |
831,6 | 1657,89 | 1836,23 |
Доля в общем объеме налоговых поступлений от промышленности, % |
11,4 |
23,5 |
22,6 |
|
4 | Доля убыточных предприятий, % |
25,0 | 31,7 | 45,0 |
5 | Сумма убытков, млн. руб. | 420,8 | 317,4 | 596,8 |
6 | Загрузка производственных мощностей в среднем, % |
40 | 50 | 40 |
Доля продукции промышленности строительных материалов составляет 1,9% от общего объема промышленного производства области. В 2002 году объем промышленной продукции увеличился на 130 млн. руб. Использование мощностей по производству изделий из железобетона составляет 28%, а оконных и дверных блоков - не более 11%. Доля убыточных предприятий отрасли увеличилась более чем в 4 раза и составила 50%, а сумма убытков предприятий увеличилась в 55 раз (с 1,7 млн. руб. до 93,8 млн. руб.). Превышение кредиторской задолженности над дебиторской составило 140 млн. руб.
Основные показатели развития промышленности строительных материалов
N п / п |
Показатели |
2000 г. |
2001 г. |
2002 г. |
1 |
Индекс физического объема промышленного производства, в % к предыдущему году |
113 |
108 |
100 |
2 | Объем промышленной продукции, млн. руб. |
1249 | 1548 | 1678 |
Доля в общем объеме продукции промышленности, % |
2,0 |
2,3 |
1,9 |
|
3 | Поступление в доходную часть бюджета, млн. руб. |
138,20 | 236,30 | 258,70 |
Доля в общих налоговых поступлениях от промышленности, % |
1,9 |
3,3 |
3,2 |
|
4 | Доля убыточных предприятий, % |
20,0 | 11,1 | 50,0 |
5 | Сумма убытков, млн. руб. | 13,0 | 1,7 | 93,8 |
6 | Загрузка производственных мощностей в среднем, % |
30 | 35 | 30 |
Доля продукции легкой промышленности составляет 0,5% от общего объема промышленного производства области. Использование мощностей производства по основным видам продукции составляет в среднем 75%. Доля убыточных предприятии за последние три года увеличилась до 37%, сумма убытков достигла 10,2 млн. руб. Превышение кредиторской задолженности над дебиторской составило 85,5 млн. руб.
Основные показатели легкой промышленности
N п / п |
Показатели |
2000 г. |
2001 г. |
2002 г. |
1 |
Индекс физического объема промышленного производства, в % к предыдущему году |
117 |
105 |
103 |
2 |
Объем промышленной продукции, млн. руб. |
335 | 439 | 411 |
Доля в общем объеме продукции промышленности, % |
0,5 |
0,7 |
0,5 |
|
3 |
Поступление в доходную часть бюджета, млн. руб. |
36,56 |
40,66 |
50,47 |
Доля в общих налоговых поступлениях от промышленности, % |
0,5 |
0,6 |
0,6 |
|
4 |
Доля убыточных предприятии, % |
30,8 | 33,3 | 37,0 |
5 |
Сумма убытков, млн. руб. |
1,9 | 6,8 | 10,2 |
6 |
Загрузка производственных мощностей в среднем, % |
70 |
85 |
75 |
Наибольшую долю (15%) в объеме производства промышленной продукции, после черной металлургии, занимает пищевая промышленность. Поступления налогов в бюджеты всех уровней составили 15%. Отрасль является наиболее динамично развивающейся, о чем свидетельствует устойчивый рост производства. Рост объемов производства пищевой промышленности связан, в основном, с ростом производства на нескольких предприятиях. За последние три года доля убыточных предприятий возросла с 22,6% до 36,7%. Убытки предприятий отрасли составили 185,4 млн. руб., что в пять раз больше, чем в 2001 году. Превышение кредиторской задолженности над дебиторской составило 410 млн. руб. Загрузка производственных мощностей по производству многих видов продукции (колбасные изделия, продукты переработки молока, макаронные изделия, хлеб, кондитерские изделия, спирт, пиво) не превышает 50%.
Основные показатели развития пищевой промышленности
N п/п |
Показатели | 2000 г. | 2001 г. | 2002 г. |
1 |
Индекс физического объема промышленного производства, в % к предыдущему году |
108 |
128 |
134 |
2 | Объем промышленной продукции, млн. руб. |
7120 | 10499 | 13584 |
Доля в общем объеме продукции промышленности, % |
11,6 |
15,6 |
15,0 |
|
3 |
Поступление в доходную часть бюджета, млн. руб. |
1180,34 |
1235,55 |
1230,67 |
Доля в общих налоговых поступлениях от промышленности, % |
16,2 |
17,5 |
15,2 |
|
4 | Доля убыточных предприятий, % |
22,6 | 25,0 | 36,7 |
5 | Сумма убытков, млн. руб. |
38,3 | 33,4 | 185,4 |
6 |
Загрузка производственных мощностей в среднем, % |
45 |
50 |
50 |
Выводы:
1. Существенная (около 50%) зависимость бюджета области от одной отрасли (черная металлургия) является опасной, так как количество производимой и реализуемой продукции практически полностью зависит от непредсказуемой ситуации на внешних рынках (на долю продукции черной металлургии приходится 95% всего экспорта области), что уже привело к снижению темпов роста промышленного производства в 2001 году.
2. Только черная металлургия показывает положительную тенденцию по росту промышленного производства, снижению доли убыточных предприятий, суммы убытков, загрузке производственных мощностей.
3. Все отрасли промышленности (за исключением черной металлургии) отстают по объемам промышленной продукции от ближайших регионов, что потребует немедленного повышения конкурентоспособности этих отраслей, так как они могут быть вытеснены с рынка.
4. Производственные мощности по выпуску большинства видов промышленной продукции используются в среднем на 35%, следовательно, область имеет значительные резервы для кратного роста объема производства промышленной продукции без крупных инвестиций.
Наличие и использование производственных мощностей по выпуску
отдельных видов продукции в промышленности за 2000-2002 годы
Наименование вида продукции |
Уровень использования среднегодовой производственной мощности (%) |
||
2000 г. | 2001 г. | 2002 г. | |
Лакокрасочные материалы, тонн |
0,2 | 3 | 11 |
Станки металлорежущие, штук |
68 | 70 | 23 |
Машины и оборудование для строительно-отделочных работ, штук |
33 |
37 |
40 |
Литье чугунное, тыс. тонн |
10 | 12 | 17 |
Тракторы, штук | 11 | 9 | 2 |
Мука известняковая и доломитовая для известкования кислых почв, тыс. тонн |
7 |
13 |
10 |
Радиаторы и конвекторы отопительные, тыс. кВт |
14 | 17 | 11 |
Ванны, тыс. штук | 12 | 10 | 9 |
Конструкции и детали сборные железобетонные, тыс. куб. м |
29 |
28 |
28 |
Оконные блоки, тыс. кв. м |
15 | 16 | 11 |
Дверные блоки, тыс. кв. м |
6 | 4 | 4 |
Мясо, тонн в смену | 23 | 15 | 36 |
Колбасные изделия, тонн в смену |
42 | 31 | 39 |
Масло животное, тонн в смену |
30 | 31 | 35 |
Сыры сычужные, тонн в смену |
46 | 46 | 46 |
Цельномолочная продукция (в пересчете на молоко), тонн в смену |
28 |
29 |
29 |
Водка и ликероводочные изделия, тыс. дкл. |
24 | 20 | 25 |
Кондитерские изделия, тонн |
45 | 28 | 40 |
Вина виноградные, тыс. дкл. |
2 | 1 | 1 |
Безалкогольные напитки, тыс. дкл. |
6 | 14 | 20 |
Крупа, тонн | 37 | 35 | 26 |
Элементы гальванические и батареи для электробытовых приборов, тыс. штук |
11 |
9 |
16 |
5. Более 60% производственных мощностей физически и морально устарели, и через несколько лет это может привести к полной неконкурентоспособности производимой продукции.
6. Резкий (в десятки раз) рост доли иностранной собственности (рост от нуля до 9,4%) и смешанной с иностранным участием собственности (от 2,8 до 68,1%), что в совокупности составляет уже более 77% общего объема производства. Зависимость промышленности области от иностранного капитала в таких размерах может содержать в себе целый ряд угроз, поэтому необходимо увеличивать долю собственных предприятий.
Структура промышленного производства по формам собственности
(в процентах к итогу)
N п/п |
Формы собственности |
Число предприятий | Общий объем промышленной продукции | ||||||||
1998 г. | 1999 г. | 2000 г. | 2001 г. | 2002 г. | 1998 г. | 1999 г. | 2000 г. | 2001 г. | 2002 г. | ||
Вся промышленность |
100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | |
в том числе по формам собственности |
|||||||||||
1 | государственная | 4,5 | 4,2 | 3,5 | 3,9 | 14,2 | 2,8 | 2 | 2 | 2,1 | 1,2 |
2 | муниципальная | 2,2 | 2 | 4,3 | 3,9 | 8,1 | 2,3 | 1,3 | 1,2 | 1,4 | 1,3 |
3 |
собственность общественных организаций |
0,6 |
0,8 |
1,5 |
1,6 |
6,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
4 |
собственность потребительской кооперации |
0 |
0 |
0,6 |
0,5 |
3 |
0 |
0 |
0,3 |
0,3 |
0,1 |
5 | частная | 84,4 | 85,8 | 82,7 | 83,4 | 37,6 | 12,2 | 11,7 | 10,1 | 14,8 | 12,8 |
6 |
смешанная без иностранного участия |
8 |
6,7 |
6,3 |
5,5 |
24,9 |
81,2 |
82,1 |
9,1 |
8,6 |
7 |
7 |
смешанная с иностранным участием |
0,3 |
0,5 |
1 |
1,1 |
5,1 |
1,4 |
2,8 |
70,7 |
62,1 |
68,1 |
8 | иностранная собственность |
0 | 0 | 0,1 | 0,1 | 1 | 0 | 0 | 6,5 | 10,6 | 9,4 |
7. За последние три года наблюдается негативная тенденция роста доли убыточных предприятий в промышленности, которая постоянно увеличивается, и составила в 2000 году 24,4%, в 2001 году - 32,6%, в 2002 году - 39,3%. Это влечет за собой значительный рост суммы убытков и резко сокращает пополнение доходной части областного бюджета.
2.2. Распределение предприятий области на группы
по уровню финансовой безопасности
По уровню финансовой безопасности промышленные предприятия области можно разделить на 4 группы.
Группа 1. Для предприятий этой группы главными признаками являются следующие: убыточность, большие и нарастающие долги, формально банкроты, отсутствие привлекательности для потенциальных инвесторов. Любое из них может быть подвергнуто процедуре банкротства. Основной целью для этих предприятий является выход на безубыточное функционирование за минимальное время. Их доля в общем количестве предприятий промышленности составляет 36,2%.
Анализ показывает, что не более 20% предприятий 1 группы безнадежны (это около 7-8% общего количества предприятий области). Большая часть промышленных предприятий этой группы имеют потенциал развития, достаточный для выхода на безубыточность.
Группа 2. Для предприятий этой группы характерны: безубыточность, нулевая или низкая прибыль, большие долги, при возможных неблагоприятных изменениях балансирование на грани убыточности и банкротства, темп развития ниже среднего, кредиты ограничены, инвестиционная привлекательность низкая. Эта группа предприятий также находится в зоне потенциального банкротства. Их доля в общем количестве предприятий промышленности составляет 36,2%.
Основная цель для этой группы промышленных предприятий - обеспечение финансово-стабильного функционирования и развития.
При использовании современных технологий реформирования и финансового оздоровления для 90% предприятий этой группы возможно существенное улучшение финансово-экономического состояния.
Группа 3. Основные признаки: средняя прибыльность, долги средние или ниже средних, идет их погашение, сравнительно устойчиво развиваются после 1998 г., но могут не выдержать конкуренцию импорта или крупных российских корпораций. Предприятия данной группы не могут рассчитывать на крупные инвестиции. Их доля в общем количестве предприятий промышленности составляет 213%.
Основной целью является сохранение и укрепление достигнутого стабильного положения с максимизацией финансового результата собственников.
Для 30% предприятий этой группы возможен выход на позиции лидера со значительным отрывом от конкурентов.
Для этого, как правило, требуется кратное увеличение объемов продаж, переход на инновационное развитие, объединение в корпорации и существенное повышение эффективности корпоративного управления.
Группа 4. Основные признаки: прибыльные и конкурентоспособные, развивающиеся крупные объединения, занимающие лидерские позиции, имеют значительную долю импортозамещающей и экспортпригодной продукции. Их доля в общем количестве предприятий промышленности составляет 63%.
Основная цель для этих предприятий - максимальный рост собственности (стоимости бизнеса).
2.3. Ключевые проблемы промышленности области
Основные стратегические угрозы для промышленности области на ближайшие три года:
1. Угроза интервенции импортной, более конкурентоспособной продукции, особенно пои вступлении России во Всемирную Торговую Организацию.
Если не принять мер по росту объемов импортозамещающей продукции, что требует очень существенного повышения конкурентоспособности предприятий, то будет расти доля импорта.
2. Высокий моральный и Физический износ производственных Фондов, особенно оборудования (более 60%).
Если не провести за 2-3 года технического перевооружения, это приведет на большинстве предприятий через 3-4 года к 100% износу производственно-технологического оборудования, полной потере конкурентоспособности и как следствие - к исчезновению с рынка.
3. Резкое отставание от потребности рынка в обновлении продукции, создании и продвижении на рынок новых конкурентоспособных видов продукции.
При сохранении данной тенденции через 3-5 лет это приведет к потере рынка сбыта продукции большинства предприятий, если не форсировать инновационную деятельность.
Ключевые проблемы на уровне предприятий:
1. Система управления:
- Отсутствие четких целей и стратегии развития;
- Плохое взаимодействие подразделений ("потери на стыках");
- Отсутствие комплексного планирования;
- Отсутствие системы управления изменениями (развитием).
2. Рынок:
- Неэффективная система маркетинга;
- Негибкая ценовая политика;
- Недостаточная конкурентоспособность продукции;
- Высокая конкуренция в регионе на рынках покупателей и поставщиков;
- Медленная реакция на изменения.
3. Финансы:
- Острый дефицит оборотных средств;
- Высокая себестоимость продукции;
- Высокая дебиторская задолженность;
- Отсутствие планирования финансовых потоков;
- Большие долги;
- Низкая инвестиционная привлекательность.
4. Производство:
- Недостаточное потребительское качество продукции, отсутствие системы управления потребительским качеством;
- Дефицит квалифицированных производственных кадров;
- Высокие издержки вспомогательных подразделений;
- Недостаток инвестиций, необходимых для технического перевооружения.
5. Управление персоналом:
- Дефицит квалифицированных управленческих кадров;
- Недостаточная мотивация на результат;
- Старение кадров;
- Текучесть кадров из-за низкой зарплаты.
3. Стратегия реформирования и финансового оздоровления
Стратегия реформирования промышленных предприятий области предполагает:
- конкретизацию целевых установок на срок реализации Программы;
- оценку потенциальных возможностей реализации этих целевых установок;
- выделение приоритетных направлений, дающих основной вклад в достижение цели;
- принятие механизмов управления, обеспечивающих реализацию стратегии.
Потенциал реформирования промышленности области
С учетом острого дефицита капиталовложений (инвестиций), низкой инвестиционной привлекательности предприятий области выделяются 3 группы потенциальных возможностей по мере возрастания требуемых инвестиций.
Потенциал первого уровня (потенциал реформирования) основан на повышении эффективности использования имеющихся материальных, трудовых и финансовых ресурсов предприятий. Он не требует серьезных капиталовложений. Для этих целей будут использованы адаптированные технологии и российский опыт реформирования систем управления действующих предприятий. Реформирование предприятий обеспечит удвоение объемов произведенной и реализованной предприятиями продукции за 2-2,5 года, в том числе за год - на 30-40% при затратах порядка миллиона рублей по каждому предприятию.
Потенциал второго уровня потребует для его реализации заметных, но сравнительно небольших инвестиций на устранение "узких мест" производства, мешающих восстановить докризисные объемы производства конкурентоспособной продукции на уровне, близком к проектной мощности предприятий.
Результат (увеличение объемов производства в 1,6 раза) может быть достигнут за 2 года при вложении нескольких десятков млн. рублей по каждому предприятию. Эти средства могут быть заемными при условии повышения инвестиционной привлекательности предприятий, которая может быть достигнута за счет реформирования.
Полная реализация потенциала второго уровня позволит восстановить объемы промышленного производства на уровне, близком к уровню докризисного периода.
Потенциал третьего уровня требует для его реализации большие инвестиции (сотни миллионов рублей в среднем по каждому предприятию), которые используются для замены производственных фондов или на создание дополнительных мощностей по производству новой импортозамещающей и экспортпригодной продукции.
Трудности массовой реализации инвестиционных проектов связаны в первую очередь с острейшим дефицитом бюджетных инвестиций и низкой инвестиционной привлекательностью большинства предприятий области. Поэтому ключевой проблемой является повышение инвестиционной привлекательности предприятий.
3.1. Целевые установки Программы на 2004-2006 г.г.
Увеличить в 2004-2006 г.г. по отношению к уровню 2002 г.:
- объем производства в 2,5 раза, в том числе в 2004 году не менее чем в 1,5 раза на реформируемых предприятиях;
- налоговые поступления в бюджеты всех уровней в 2,6 раза, в том числе в 2004 году в 1,5 раза от реформируемых предприятий;
- среднюю зарплату в 2 раза и в 1,3 раза - в 2004 году на реформируемых предприятиях;
- число рабочих мест в 1,3 раза и в 1,1 раза в 2004 году на реформируемых предприятиях;
- сокращение доли убыточных предприятий по результатам реформирования в 3 раза, в том числе в 1,2 раза в 2004 году.
Фактические значения этих показателей не должны снижаться ниже минимально допустимых значений Программы-минимум, соответствующей прогнозу темпов развития области, и не могут реально достигнуть максимальных значений Программы-максимум, соответствующей потенциалу промышленности области (при сохранении тенденций развития черной металлургии).
Динамика целевых значений основных показателей промышленности
области по реализуемому варианту (в ценах соответствующих лет, млн. руб.)
Основные показатели |
Факт | Оценка | Прогноз вариант реализации | ||
2002 г. | 2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | 2006 г. | |
Объем промышленной продукции | |||||
Вся промышленность | 90613 | 120000 | 135494 | 166858 | 224481 |
индекс физического объема промышленного производства, % |
112,5 |
105,0 |
108,6 |
116,4 |
129,7 |
Черная металлургия | 54948 | 76400 | 81816 | 90073 | 101197 |
индекс физического объема промышленного производства, % |
111,9 |
105,0 |
104,5 |
104,9 |
105,0 |
Другие отрасли промышленности |
35664 | 43600 | 53678 | 76785 | 123284 |
индекс физического объема промышленного производства, % |
113,4 |
105,0 |
115,0 |
130,0 |
150,0 |
Поступление налогов всех уровней | |||||
Вся промышленность | 8132 | 11550 | 11868 | 15076 | 21235 |
Черная металлургия | 3983 | 5660 | 5700 | 5900 | 6600 |
Другие отрасли промышленности |
4149 | 5890 | 6168 | 9176 | 14635 |
Минимально допустимые и максимально возможные значения основных
показателей промышленности области (в ценах соответствующих
лет, млн. руб.)
N п/ п |
Основные показатели |
Факт |
Оценка |
Прогноз-варианты развития |
|||||
Программа-минимум | Программа-максимум | ||||||||
2002 г. | 2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | 2006 г. | 2004 г. | 2005 г. | 2006 г. | ||
1 | Объем промышленной продукции | ||||||||
Вся промышленность |
90613 | 120000 | 130016 | 145531 | 164890 | 137794 | 176227 | 248861 | |
Индекс физического объема промышленного производства, % |
112,5 |
105,0 |
105,0 |
105,2 |
105,4 |
110,8 |
122,0 |
137,6 |
|
Черная металлургия |
54948 | 76400 | 81816 | 90073 | 101197 | 81816 | 90073 | 101197 | |
Индекс физического объема промышленного производства, % |
111,9 |
105,0 |
104,5 |
104,9 |
105,0 |
104,5 |
104,9 |
105,0 |
|
Другие отрасли промышленности |
35664 | 43600 | 48200 | 55458 | 63693 | 55978 | 86154 | 147664 | |
Индекс физического объема промышленного производства, % |
113,4 |
105,0 |
105,0 |
105,7 |
106,0 |
120,0 |
140,0 |
160,0 |
|
2 | Поступление налогов всех уровней | ||||||||
Вся промышленность |
8132 | 11550 | 11500 | 12000 | 13440 | 12132 | 16153 | 24038 | |
Черная металлургия |
3983 | 5660 | 5700 | 5900 | 6600 | 5700 | 5900 | 6600 | |
Другие отрасли промышленности |
4149 | 5890 | 5800 | 6100 | 6840 | 6432 | 10253 | 17438 |
3.2. Структура целей предприятия и критерии их достижения
Общая цель - обеспечение стабильного финансового функционирования и динамичного развития предприятий области.
Типовые целевые установки для реформируемого предприятия на 2003-2006 г.г.
Рыночные цели
1. Реализация стратегии захвата рынка.
2. Увеличение объема продаж в 1,5 раза в 2004 г. и 2,5 раза в 2006 году.
3. Обеспечить опережающие темпы роста продаж высокорентабельной и быстрооборачиваемой продукции.
Производственные цели
1. Своевременное и полное удовлетворение требований рыночных целей.
2. Создание системы управления потребительским качеством продукции.
3. Техническое перевооружение устранение "узких мест" в 2004 г., полное - в 2005-2006 г.г.
Финансово-экономические цели
1. Увеличение маржинальной прибыли в 1,6 раза в 2004 году и в 2,7 раза в 2006 году к уровню 2002 года.
2. Рост маржинальной рентабельности на 5% в 2004 году и на 15% в 2005 году к уровню 2002 года.
3. Для обеспечения финансовой стабильности:
- увеличение коэффициента финансовой прочности (выручка/порог безубыточности) от 0,95 в 2002 г. до 2,8 в 2006 г., в т.ч. до 1,6 в 2004 г.;
- обеспечение платежеспособности и бездефицитности еженедельного финансового потока.
Социально-экономические цели
1. Повышение уровня жизни работающих (среднемесячная зарплата в 1,3 раза в 2004 г. и в 2,0 раза в 2006 г.) при условии выполнения рыночных и финансово-экономических целей.
2. Рост уровня заработной платы с коэффициентом 0,8 к росту объема продаж произведенной промышленной продукции.
3.3. Приоритетные направления реформирования
промышленных предприятий
Создание системы управления областной Программой, включая механизмы государственной поддержки, передачи технологий реформирования и целевой подготовки кадров.
Содействие органам местного самоуправления по созданию системы управления разработкой и реализацией муниципальных Программ экономического развития на примере "пилотных" муниципальных образований, организации реформирования средних и малых предприятий.
Приоритетные направления работ
1. Освоение технологий реформирования "пилотных" предприятий.
2. Целевая переподготовка специалистов органов местного самоуправления и предприятий с освоением практических навыков по управлению финансами, производством, персоналом, изменениями (реформированием).
- Реализация данных направлений позволит получить:
- рост объемов производства на 20-30% в год, начиная с 2004 г., что составляет, например, для "пилотного" муниципального образования около 100 млн. руб./год при затратах около 2 млн. руб., отдача на рубль около 50 руб.;
- повышение инвестиционной привлекательности предприятий и привлечение инвестиций.
3. Разработка и реализация средних инвестиционных проектов модернизации имеющихся мощностей и устранение "узких мест".
Результат: рост объемов производства на 30-40% с 2005 г. (150-200 млн. в год) при затратах (по муниципальному образованию) около 100 млн. руб., отдача на рубль - около 2-2,5 руб.
4. Разработка и реализация крупных инвестиционных проектов (полное техперевооружение, строительство новых производств).
Результат: рост объемов производства на предприятии на 70-100% (до 300-400 млн. руб./год с 2006 г.) при затратах 500-600 млн. руб., отдача на рубль до 0,5-0,7 руб./год.
Реализация первых двух направлений работ дает более половины прироста результата за три года и является необходимым условием для привлечения инвестиций для массовой реализации инвестиционных проектов третьего и четвертого направлений.
Соответственно, направления 1 и 2 являются самыми выгодными, приоритетными и первоочередными.
4. Механизмы и участники управления реализацией Программы
4.1. Основные участники реализации Программы
и приоритетные направления их деятельности
1. Управление экономики
- определение и уточнение целевых установок областной Программы;
- содействие и оказание методической и практической помощи в разработке муниципальных Программ;
- курирование "пилотных" муниципальных образований и предприятий при разработке и реализации муниципальных Программ экономического развития и планов реформирования и финансового оздоровления предприятий;
- ежеквартальное подведение итогов реализации Программы;
- внесение предложений по созданию государственного учреждения для управления реализацией Программы, основными направлениями деятельности которого являются:
- реализация мероприятий Программы;
- осуществление методической и практической помощи в разработке и реализации муниципальных Программ, планов реформирования и финансового оздоровления предприятий и их согласование со структурными подразделениями администрации области, обобщение и распространение передового опыта;
- выработка рекомендаций по формам и объемам государственной поддержки;
- аналитическая работа по оценке последствий отклонения фактических результатов реализации Программ от их запланированных показателей и выработка рекомендаций по корректировке Программ;
- организация комплекса обучающих семинаров для специалистов органов местного самоуправления и предприятий.
2. Управление промышленности, комитет пищевой и перерабатывающей
промышленности, главное управление строительства и архитектуры
администрации области
- подготовка предложении о включении предприятий в Реестр реформируемых;
- определение критериев развития промышленных предприятий;
- содействие в разработке и реализации муниципальных Программ и планов реформирования и финансового оздоровления предприятий;
- мониторинг (ежемесячно) разработки и реализации планов реформирования и финансового оздоровления предприятий;
- содействие предприятиям в переподготовке и подготовке специалистов предприятий.
Кроме того, участниками Программы могут быть предприятия, прошедшие конкурсный или иной отбор (включенные в Реестр реформируемых) и муниципальные образования, на территории которых реализуются Программы экономического развития.
В рамках реализации Программы органы местного самоуправления могут:
- создавать системы управления реализацией Программы;
- вносить предложения о включении предприятий в Реестр реформируемых;
- оказывать финансовую поддержку реформируемым предприятиям;
- осуществлять ежемесячный контроль и анализ реализации планов реформирования и финансового оздоровления предприятий и муниципальной Программы;
- оказывать содействие предприятиям в переподготовке и подготовке специалистов, необходимых для реализации планов реформирования и финансового оздоровления предприятий;
- организовывать обучение специалистов органов местного самоуправления для реализации Программ экономического развития.
4.2. Формирование и ведение Реестра реформируемых предприятий
1. Реестр реформируемых предприятий - перечень предприятий, имеющих неудовлетворительное финансовое состояние и нуждающихся в проведении процедур финансового оздоровления.
2. Предприятия включаются в Реестр реформируемых на основании решения Совета по координации деятельности контролирующих органов в вопросах обеспечения доходов бюджета области и внебюджетных фондов при администрации области.
3. По результатам принятого решения предприятие включается во все процедуры управления реализацией Программы.
4. Предприятия, включенные в Реестр реформируемых:
- разрабатывают планы реформирования и финансового оздоровления своих предприятий, в т.ч. с участием консультантов;
- согласовывают проекты планов, включая формы государственной поддержки, с органами местного самоуправления;
- обеспечивают профессиональную подготовку и переподготовку специалистов;
- реализуют планы реформирования и финансового оздоровления предприятия;
- передают технологии разработки и реализации планов реформирования и финансового оздоровления другим предприятиям области (для "пилотных" предприятий).
4.3. Схема реализации Программы
Реформируемыми предприятиями, включенными в Реестр реформируемых, представляются в органы местного самоуправления разработанные планы реформирования и финансового оздоровления, на основании которых готовятся муниципальные Программы экономического развития, годовой план их реализации с поквартальной разбивкой и заявка для оказания господдержки.
На основании представленных материалов готовится годовой план реализации областной Программы.
По итоговым данным реализации Программ подводятся итоги трех кварталов, делается прогноз их реализации на IV квартал и формируются предложения (включая господдержку) на следующий год.
4.4. Механизм оказания государственной поддержки реформируемым
предприятиям (организациям) и муниципальным образованиям
4.4.1. Общие положения
Настоящий механизм устанавливает формы, условия и порядок (регламент) оказания господдержки реформируемым предприятиям и муниципальным образованиям. Этот механизм является главным средством стимулирования процесса реформирования и финансового оздоровления предприятий и основным инструментом управления реализацией Программы.
4.4.2. Формы государственной поддержки предприятиям (организациям)
Государственная поддержка предприятиям (организациям) оказывается в форме:
- частичного или полного финансирования работ по разработке (передаче технологий) и реализации планов реформирования и финансового оздоровления предприятий в виде бюджетного кредита из областного бюджета на возмездной и возвратной основе;
- государственных гарантий области по кредитам банков, направленным на реализацию планов реформирования и финансового оздоровления предприятий;
- налоговых льгот реформируемым предприятиям по уплате налога на имущество организаций и налога на прибыль в части, подлежащей зачислению в областной и местные бюджеты;
- субсидирование процентной ставки за пользование кредитом банка, направленным на реализацию планов реформирования и финансового оздоровления предприятий.
4.4.3. Бюджетный кредит
Бюджетный кредит может быть предоставлен предприятиям для частичной или полной оплаты работ по разработке (передаче технологий) и реализации планов реформирования и финансового оздоровления предприятий, в т.ч. с участием консультантов на основании договора, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Цели, условия предоставления бюджетных кредитов, лимиты их предоставления на срок в пределах года и на срок, выходящий за пределы бюджетного года, а также ограничения по субъектам использования бюджетных кредитов устанавливаются законом области об областном бюджете на очередной финансовый год. Предоставление бюджетного кредита осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
4.4.4. Предоставление государственных гарантий области
Предоставление государственных гарантий области осуществляется под заемные средства для реализации планов реформирования и финансового оздоровления предприятий по основному долгу без начисленных на него процентов, пеней и штрафов в пределах средств, предусмотренных на эти цели законом об областном бюджете на соответствующий год.
Объем выдаваемых гарантий не должен превышать сумму средств, предусмотренных на эти цели законом об областном бюджете, с учетом выданных ранее поручительств.
4.4.5. Льготы по налогу на имущество организаций
В соответствии с законом об областном бюджете на очередной финансовый год не облагается налогом в части, подлежащей зачислению в областной и местные бюджеты, имущество организаций, осуществляющих реализацию планов реформирования и финансового оздоровления.
4.4.6. Льготы по налогу на прибыль организаций
В соответствии с законом об областном бюджете на очередной финансовый год ставка налога на прибыль организаций, осуществляющих реализацию планов реформирования и финансового оздоровления в части сумм налога, зачисляемого в областной бюджет, снижается на 4 процентных пункта.
4.4.7. Субсидирование процентной ставки
Субсидирование процентной ставки осуществляется в форме компенсации предприятиям, осуществляющим реализацию планов реформирования и финансового оздоровления, процентов за банковский кредит, полученный в текущем финансовом году, в размере, установленном в кредитном договоре, но не выше ставки рефинансирования Центрального Банка РФ, за счет средств областного бюджета.
Компенсации подлежат проценты, начисленные с 1 января по 30 декабря текущего года, но не позднее даты возврата кредита, установленной в кредитном договоре.
4.4.8. Условия и порядок предоставления государственной поддержки
предприятиям (организациям)
Государственная поддержка предоставляется на конкурсной основе предприятиям, включенным в Реестр реформируемых предприятий и осуществляющим разработку и реализацию планов реформирования и финансового оздоровления, в пределах сумм, установленных законом области об областном бюджете на очередной финансовый год на эти цели.
Бюджетный кредит предоставляется на условиях возмездности, возвратности и целевого использования.
Обязательным условием предоставления бюджетного кредита является проведение предварительной проверки финансового состояния получателя бюджетного кредита управлением финансов администрации области. Управление финансов имеет право на проверку получателя бюджетного кредита в любое время действия кредита, а также ежеквартально проводит проверку целевого использования бюджетного кредита.
Бюджетный кредит может быть предоставлен только тем предприятиям, которые не имеют просроченной задолженности по ранее предоставленным бюджетным средствам на возвратной основе.
Условиями для претендентов на получение государственных гарантий области являются:
- отсутствие задолженности по платежам в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды, наличие прибыли от финансово-хозяйственной деятельности;
- доля собственных средств претендента в затратах на реализацию планов реформирования и финансового оздоровления должна составлять не менее 20% от затрат, предусмотренных по годам реализации проекта.
Срок действия государственной гарантии области не может быть более 3 лет. Указанный срок фиксируется в договоре гарантии, заключаемом администрацией области и кредитором, и пересмотру не подлежит. Предоставленная государственная гарантия, не использованная в течение финансового года, аннулируется.
Льготный режим налогообложения устанавливается на срок реализации планов реформирования и финансового оздоровления предприятий, но не более 3-х лет.
Субсидирование процентной ставки по кредитным договорам предприятий устанавливается на срок реализации планов реформирования и финансового оздоровления предприятий, не более 3-х лет с момента осуществления государственной поддержки.
4.4.9. Обязательства по предоставленной предприятиям
государственной поддержке
Способами обеспечения исполнения обязательств по возврату бюджетного кредита могут быть только банковские гарантии, поручительства, залог имущества, в том числе в виде акций, иных ценных бумаг, паев, в размере не менее 100% предоставляемого кредита. Обеспечение исполнения обязательств должно иметь высокую степень ликвидности. Оценка имущества, представленного в обеспечение получения бюджетного кредита, осуществляется в соответствии с законодательством РФ.
При неспособности заемщика обеспечить исполнение обязательств по бюджетному кредиту указанными способами, бюджетный кредит не предоставляется. К отчету об исполнении бюджета прилагается отчет о предоставлении и погашении бюджетных кредитов.
Исполнение обязательств по предоставленным гарантиям определено в пункте 6 постановления Главы администрации области от 23 июля 2002 г. N 115 "О порядке предоставления гарантий по инвестиционным проектам предприятий и организаций области".
Предприятия, которым предоставляется государственная поддержка, обязаны:
- ежеквартально в сроки сдачи бухгалтерской отчетности предоставлять в администрацию области сведения о фактически произведенных вложениях для реализации планов реформирования и финансового оздоровления предприятий, информацию о полученных результатах, а также копии документов, подтверждающие целевое использование предоставленных льгот и кредитов банка.
Предприятия, которым предоставляется государственная поддержка в виде налоговых льгот, дополнительно представляют указанную информацию в налоговый орган по месту постановки на налоговый учет.
4.4.10. Ответственность получателей государственной поддержки
Предприятие несет ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, полученных в форме государственной поддержки, в соответствии с действующим законодательством.
В случае невыполнения мероприятий, предусмотренных планами реформирования и финансового оздоровления предприятий, приостанавливается финансирование и осуществляется возврат перечисленных средств государственной поддержки в установленном законодательстве порядке.
В случае если предприятие, в отношении которого установлен льготный режим налогообложения, не выполнило условия предоставления налоговых льгот, не уплаченные в связи с этим суммы налогов подлежат уплате в соответствующие бюджеты согласно действующему законодательству.
Возврат предоставленного организациям бюджетного кредита, а также плата за пользование им приравнивается к платежам в бюджет.
4.4.11. Конкурсный отбор претендентов для предоставления
государственной поддержки
Организатором конкурсного отбора проектов и планов реформирования и финансового оздоровления предприятий для предоставления государственной поддержки является государственное учреждение, осуществляющее управление реализацией Программы.
В обязанности организатора конкурса входит:
- оповещение о предстоящем конкурсе потенциальных участников не менее чем за 30 календарных дней до окончания срока приема заявок;
- прием заявок с необходимыми документами и их регистрация в установленный срок;
- проверка соответствия заявок конкурсным требованиям, систематизация и предварительный анализ документов;
- оценка финансовой состоятельности участников конкурса;
- предварительная экспертиза планов реформирования и финансового оздоровления предприятий;
- принятие решения о допуске претендентов к участию в конкурсе;
- передача документов на рассмотрение конкурсной комиссии;
- направление официального уведомления победителям конкурса на основании решения конкурсной комиссии, остальным участникам - об отклонении их проектов.
Конкурсный отбор проектов и планов реформирования и финансового оздоровления предприятий для предоставления государственной поддержки осуществляет конкурсная комиссия, утвержденная распоряжением Главы администрации области. В обязанности конкурсной комиссии входит:
- рассмотрение всех представленных на конкурс проектов и планов реформирования и финансового оздоровления предприятий;
- определение победителей конкурса (в срок не более 30 календарных дней);
- определение размера и формы государственной поддержки, предоставляемой победителям конкурса.
К участию в конкурсе не допускаются претенденты:
- находящиеся в стадии реорганизации или ликвидации, либо ограничиваемые в правовом отношении в соответствии с действующим законодательством;
- не представившие необходимые документы, а также представившие документы, оформленные ненадлежащим образом.
Претенденты на участие в конкурсе направляют в конкурсную комиссию:
а) заявление в произвольной форме (с указанием видов необходимой государственной поддержки);
б) учредительные документы, заверенные нотариально или регистрирующим органом;
в) бухгалтерский баланс и статистическую отчетность за последний отчетный период и предшествующий год;
г) расчет суммы предполагаемой государственной поддержки;
д) план реформирования и финансового оздоровления предприятия;
е) заключение о финансовом состоянии организации и о неприменении к ней процедур, предусмотренных законодательством о банкротстве;
е) справку о состоянии расчетов по налоговым платежам в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды;
ж) расшифровку задолженности по кредитам банков (с указанием дат получения и погашения кредитов, процентной ставки, сумм просроченных обязательств, включая проценты и штрафы);
з) справки банков, обслуживающих претендента, о наличии и движении средств по счетам за последние 12 месяцев и остатках на расчетных, ссудных и валютных счетах;
и) копии кредитных договоров организации (заемщика) с другими банками;
к) копию договора с консультационной фирмой о разработке или реализации плана реформирования и финансового оздоровления предприятий;
л) письменное подтверждение банка о возможности кредитования мероприятий плана реформирования и финансового оздоровления предприятия-претендента на участие в конкурсе.
Предприятия, претендующие на получение государственной поддержки в виде:
- бюджетного кредита на частичное или полное финансирование работ только по разработке (передаче технологий) плана реформирования и финансового оздоровления предприятия не представляют документы указанные в пунктах "д" и "л";
- налоговых льгот - не предоставляют документы, указанные в пунктах "ж", "з", "и", "л".
При рассмотрении представленных участниками конкурса проектов и планов реформирования и финансового оздоровления конкурсной комиссией в обязательном порядке учитываются:
- экономическая и социальная значимость предприятия для области;
- бюджетная эффективность плана реформирования и финансового оздоровления (отношение суммы прироста налоговых отчислений в бюджет к сумме необходимой государственной поддержки);
- показатели эффективности, заложенные в плане реформирования и финансового оздоровления предприятия.
Решение конкурсной комиссии оформляется в виде протокола, подписываемого председателем и ответственным секретарем.
Перечень предприятий-победителей конкурса, получивших государственную поддержку в виде налоговых льгот, подлежит ежегодному утверждению в составе закона области об областном бюджете на очередной финансовый год.
На основании результатов конкурсного отбора готовится распоряжение Главы администрации области о предоставлении государственной поддержки победителям конкурса.
На основании распоряжения Главы администрации области о предоставлении государственной поддержки в виде:
- бюджетного кредита заемщик заключает договор на его предоставление с администрацией области;
- государственных гарантий заемщик заключает с кредитором кредитный договор о предоставлении денежных средств для реализации плана реформирования и финансового оздоровления предприятия. Администрацией области заключается с кредитором договор о предоставлении государственной гарантии. Кредитор осуществляет контроль за целевым использованием указанных средств и в случае нецелевого их использования сообщает об этом в администрацию области, которая может отказать в удовлетворении гарантийных требований.
На основании распоряжения Главы администрации области управление финансов администрации области перечисляет на отдельные расчетные счета заемщиков:
- средства кредитным организациям на погашение процентов за пользование кредитами;
- бюджетный кредит реформируемым предприятиям.
4.4.12. Порядок предоставления государственной поддержки муниципальным
образованиям для реализации их Программ экономического развития
Государственная поддержка муниципальным образованиям для разработки и реализации Программ экономического развития оказывается в форме:
- предоставления субсидий на финансирование разработки Программы экономического развития;
- компенсации выпадающих доходов, возникших в результате предоставления льготного режима налогообложения реформируемым предприятиям, приводящих к уменьшению доходов местных бюджетов.
Государственная поддержка предоставляется муниципальным образованиям, получающим финансовую помощь из областного бюджета, для разработки и реализации планов экономического развития, в пределах сумм, установленных в областном бюджете на очередной финансовый год на эти цели.
Предоставление государственной поддержки из областного бюджета муниципальным образованиям для финансирования разработки и реализации Программ экономического развития осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
4.4.13. Контроль за использованием средств
Контроль за целевым использованием финансовых средств, выделяемых для государственной поддержки, осуществляется администрацией области.
5. Основные мероприятия Программы и этапы их выполнения
5.1. Методологические аспекты реализации Программы
Для достижения поставленных целевых установок Программы на 2003-2006 г.г. необходимо произвести реформирование практически всех предприятий области. Реформирование предприятий позволит достичь уровня, при котором они становятся инвестиционно привлекательны. Начиная реформирование промышленных предприятий области с небольшого количества "пилотных" предприятий, одновременно начинается подготовка кадров для реформирования следующей очереди предприятий, причем "пилотные" предприятия используются как база для практического освоения полученного опыта. Подготовленные таким образом специалисты в состоянии самостоятельно разработать и реализовать планы реформирования и финансового оздоровления на своих предприятиях.
Такая методология позволит выполнить весь объем запланированной работы, достичь целевых установок Программы.
Реализация Программы обеспечивается использованием следующих основных технологий реформирования:
Технология N 1. На предприятии проводится диагностика состояния и проблем предприятия, разрабатывается стратегия его конкурентоспособного развития, программа и календарный план работ по реформированию и финансовому оздоровлению, организационные меры, необходимые для запуска процесса реформирования. Реформирование целесообразно проводить совместно с консультантами и практиками, имеющими опыт успешного реформирования предприятий. Технология рекомендуется для крупных и средних предприятий с годовым объемом реализации продукции в сумме более 100 млн. руб.
Технология N 2. На базе "пилотных" предприятий в течение 2-х месяцев совместно с консультантами производится передача технологий разработки и реализации планов реформирования и финансового оздоровления специалистам других предприятий. Оптимальное количество - 8 предприятий. Форма очно-заочная (раз в три недели двухдневный семинар по 10 часов, с заданием на три последующие недели). Сопровождение реализации планов реформирования и финансового оздоровления ведется 2 года. Технология используется для реформирования средних предприятий.
Технология N 3. Осуществляется целевая подготовка и переподготовка руководящих кадров и специалистов предприятий (маркетинг, финансы, управление производством, персоналом, стратегическое управление) с последующей передачей опыта реформирования. Технология реформирования для предприятий с годовым объемом реализации продукции в сумме свыше 8 млн. рублей.
Технология N 4. Проводится консультирование предприятий и семинары по отдельным вопросам. Технология может использоваться всеми предприятиями.
5.2. Основные мероприятия Программы
Выделяются пять групп мероприятий:
- разработка нормативных правовых актов и методических материалов;
- создание инфраструктуры управления Программой;
- освоение технологий реформирования предприятий и кадровое обеспечение;
- мониторинг реализации Программы.
1. Разработка нормативных правовых актов и методических материалов
N п/п |
Наименование мероприятия |
Исполнитель | Срок исполнения |
1 |
Разработка нормативных правовых актов и методических материалов в области реформирования и финансового оздоровления промышленных предприятий |
Управление экономики администрации области |
постоянно |
2 |
Разработка типового макета Плана реформирования и финансового оздоровления предприятий и Программ экономического развития муниципальных образований |
Управление экономики администрации области |
2003 г. |
2. Создание инфраструктуры управления Программой
N п/п |
Наименование мероприятия |
Исполнитель | Срок исполнения |
Объем финансирования (млн. руб.) | |||
2004 г. | 2005 г. | 2006 г. | Всего | ||||
1 2 |
Создание государственно- го учреждения для осуществления управления реализацией Программы Содействие созданию муниципальных систем управления реализацией Программы |
Администрация области Администрация области |
1 квартал 2004 г. постоянно |
2,0 - |
1,5 - |
1,5 - |
5,0 - |
Итого | 2,0 | 1,5 | 1,5 | 5,0 |
3. Освоение технологий реформирования предприятий
и кадровое обеспечение
Необходимым условием успешной реализации Программы является освоение технологий реформирования предприятий всеми ее участниками.
Основным фактором получения реальных результатов Программы является наличие на предприятиях, в органах местного самоуправления специалистов, способных успешно освоить и реализовать нестандартные технологии разработки и управления реализацией Программы. Их подготовка существенно отличается от общеобразовательной и направлена на передачу технологий практического решения конкретных проблем предприятий.
N п/п |
Наименование мероприятия |
Исполнители (по согласованию) |
Срок исполнения |
Объем финансирования (млн. руб.) | |||
2004 г. | 2005 г. | 2006 г. | Всего | ||||
1 |
Распространение материалов о практическом опыте и технологиях кратного повышения финансового результата и роста инвестиционной привлекательности предприятий за счет реформирования |
Администрация области |
Постоянно |
- |
- |
- |
- |
2 | Государственная поддержка реформируемым предприятиям для разработки и реализации планов реформирования и финансового оздоровления промышленных предприятий и муниципальных образований в том числе: а) финансирование из областного бюджета: - частичное или полное финансирование работ по разработке (передаче технологий) и реализации планов реформирования и финансового оздоровления предприятий и Программ экономического развития в виде бюджетного кредита из областного бюджета на возвратной основе; - субсидии муниципальным образованиям и субсидирование процентной ставки за пользование кредитом банка, направленным на реализацию планов реформирования и финансового оздоровления предприятий; |
Администрация области совместно с органами местного самоуправления |
Постоянно | 46,0 18,0 3,0 15,0 |
77,0 37,0 10,0 27,0 |
87,0 35,0 10,0 25,0 |
210,0 90,0 23,0 67,0 |
б) гарантии и обязательства областного бюджета: - гарантии области по кредитам банков, направленным на реализацию планов реформирования и финансового оздоровления предприятий; в) выпадающие доходы областного бюджета: - льготы по налогам на имущество организаций в части, подлежащей зачислению в областной и местные бюджеты, прибыль организаций, в части подлежащей зачислению в областной бюджет и компенсация потерь в доходах местных бюджетов в связи с предоставлением налоговых льгот |
20,0 8,0 |
30,0 10,0 |
40,0 12,0 |
90,0 30,0 |
|||
3 |
Оказание финансовой помощи в подготовке и переподготовке управленческих кадров реформируемых предприятий и специалистов органов местного самоуправления |
Администрация области совместно с органами местного самоуправления |
2,0 |
4,0 |
2,0 |
8,0 |
|
Всего | 48,0 | 81,0 | 89,0 | 218,0 |
4. Мониторинг реализации Программы
Определяются этапы, сроки работ и ответственные исполнители, обеспечивающие получение запланированных результатов на реформируемых предприятиях: удвоение объемов производства и заработной платы, рост поступлений в бюджеты различных уровней, сокращение количества убыточных предприятий.
N п/п |
Наименование мероприятия | Исполнители (по согласованию) | Срок исполнения |
1 |
Мониторинг хода реализации Программы и подведение итогов начального этапа реформирования "пилотных" предприятий |
Управления экономики, промышленности, строительства и архитектуры и комитет пищевой и перерабатывающей промышленности администрации области совместно с органами местного самоуправления |
Постоянно |
2 |
Подготовка и принятие решения по корректировке мер и реализации первой очереди Программы |
Управление экономики, промышленности, строительства и архитектуры и комитет пищевой и перерабатывающей промышленности администрации области |
2004 г. |
3 |
Реализация, мониторинг и подведение итогов реализации первой очереди Программы, реализация второй очереди Программы |
Управления экономики, промышленности, строительства и архитектуры и комитет пищевой и перерабатывающей промышленности администрации области совместно с органами местного самоуправления |
2004 г. |
4 |
Реализация, мониторинг и подведение итогов реализации второй очереди Программы |
Управления экономики, промышленности, строительства и архитектуры и комитет пищевой и перерабатывающей промышленности администрации области совместно с органами местного самоуправления |
2005 г. |
5 |
Начало реализации третьей-пятой очередей Программы. Корректировка Программы на 2007-2008 г.г. |
Управления экономики, промышленности, строительства и архитектуры и комитет пищевой и перерабатывающей промышленности администрации области совместно с органами местного самоуправления |
2006 г. |
Мониторинг по фактическому исполнению Программ и планов реформирования и финансового оздоровления предприятий производится:
- по областной Программе - ежеквартально;
- по муниципальным Программам - ежемесячно.
Критерии, по которым оцениваются результаты реформирования, берутся из целевых установок Программы.
Таблица 1. Результаты реализации областной и муниципальных Программ
и планов реформирования и финансового оздоровления предприятий
за__________квартал________года
N п / п |
Критерии |
План |
Факт |
% |
Факт (предшествующий период) |
1 | Объем производства, млн. руб. |
||||
2 | Налоговые поступления, млн. руб. |
||||
3 | Среднемесячная заработная плата, руб. |
||||
4 | Количество новых рабочих мест, ед. |
||||
5 | Доля убыточных предприятий, % |
Примечание: на уровне предприятия в пункте 5 указывается чистая прибыль или убытки.
Таблица 2. Календарный план работ по реформированию и финансовому
оздоровлению предприятий на квартал
N п / п |
Работы |
Результаты |
Сроки |
Ответственные исполнители |
Примечание |
|
начало | окончание | |||||
1 | ||||||
2 | ||||||
3 | ||||||
4 |
По результатам мониторинга ежемесячно проводится анализ отклонений фактических значений критериев от плановых, а также анализ выполнения календарных планов работ и разрабатываются меры по корректировке календарного плана работ на следующий период.
При возникновении угрозы значительного срыва запланированных мероприятий принимаются необходимые меры по исправлению сложившейся ситуации.
5.3. Этапы реализации Программы
N п/ п |
Мероприятия |
Ожидаемые результаты |
Исполнители (по согласованию) |
1 этап - первая очередь реализации Программы (продолжительность - 3 мес.) |
|||
1 |
Начало реформирования выбранных 5 "пилотных" предприятий, адаптация технологий реформирования |
Достигаются первые финансовые результаты, перелом негативных тенденций |
Управления экономики, промышленности, строительства и архитектуры и комитет пищевой и перерабатывающей промышленности администрации области совместно с органами местного самоуправления и ТО ФСФО в Липецкой области |
2 |
Оказание государственной поддержки для разработки Программ экономического развития в 2-х "пилотных" муниципальных образованиях |
Программы экономического развития "пилотных" муниципальных образований |
Управления экономики, промышленности, строительства и архитектуры и комитет пищевой и перерабатывающей промышленности администрации области совместно с органами местного самоуправления |
3 |
Создание инфраструктуры и механизмов для массовой передачи опыта и технологий разработки и реализации планов предприятий и Программ муниципальных образований области |
Создание государственного учреждения для осуществления управления реализацией Программы |
Администрация области |
4 |
Оказание финансовой помощи в организации и проведении целевой подготовки специалистов органов местного самоуправления, необходимых для реализации Программ, планов реформирования и финансового оздоровления предприятий второй очереди |
Подготовка специалистов органов местного самоуправления и предприятий для реализации Программ и планов реформирования и финансового оздоровления предприятий |
Администрация области совместно с органами местного самоуправления |
2 этап - вторая очередь реализации Программы (продолжительность - 6 мес.) |
|||
5 |
Реформирование "пилотных" предприятий |
Улучшение основных финансовых показателей на 30-40%, устойчивые текущие выплаты в бюджет |
Управления экономики, промышленности, строительства и архитектуры и комитет пищевой и перерабатывающей промышленности администрации области совместно с органами местного самоуправления и ТО ФСФО в Липецкой области |
6 |
Оказание государственной поддержки для реализации Программ экономического развития "пилотных" муниципальных образований |
Увеличение поступлений в бюджет в "пилотных" муниципальных образованиях на 8-10% |
Управления экономики, промышленности, строительства и архитектуры и комитет пищевой и перерабатывающей промышленности администрации области совместно с органами местного самоуправления |
7 |
Оказание финансовой помощи в организации и проведении на "пилотных" предприятиях целевой подготовки и стажировки специалистов предприятий второй очереди |
Подготовка специалистов для реализации планов реформирования и финансового оздоровления предприятий |
Администрация области совместно с органами местного самоуправления |
8 |
Прохождение практики и целевой подготовки специалистов органов местного самоуправления второй очереди |
Подготовка специалистов органов местного самоуправления второй очереди |
Администрация области совместно с органами местного самоуправления |
9 |
Начало реформирования на 5 крупных предприятиях по технологии-1 |
Достигаются первые финансовые результаты, перелом негативных тенденций |
Управления экономики, промышленности, строительства и архитектуры и комитет пищевой и перерабатывающей промышленности администрации области совместно с органами местного самоуправления и ТО ФСФО в Липецкой области |
10 |
Оказание государственной поддержки для разработки Программ экономического развития в 3-х муниципальных образованиях |
Программы экономического Развития 3-х муниципальных образований |
Управления экономики, промышленности, строительства и архитектуры и комитет пищевой и перерабатывающей промышленности администрации области совместно с органами местного самоуправления |
11 |
Начало реформирования более чем на 40 предприятиях второй очереди по технологии-2 |
Достигаются первые финансовые результаты, перелом негативных тенденций |
Управления экономики, промышленности, строительства и архитектуры и комитет пищевой и перерабатывающей промышленности администрации области совместно с органами местного самоуправления и ТО ФСФО в Липецкой области |
12 |
Подведение итогов и обобщение опыта по первому-второму этапам реформирования "пилотных" предприятий и муниципальных образований |
Подготовка и распространение комплекта рабочих методик |
Администрация области |
3 этап - третья очередь реализации Программы (продолжительность - 6 мес.) |
|||
13 |
Начало реформирования не менее 20 предприятий третьей очереди по технологии-2 |
Достигаются первые финансовые результаты, перелом негативных тенденций |
Управления экономики, промышленности, строительства и архитектуры и комитет пищевой и перерабатывающей промышленности администрации области совместно с органами местного самоуправления и ТО ФСФО в Липецкой области |
14 |
Начало реформирования на 5 крупных предприятиях |
Достигаются первые финансовые результаты, перелом негативных тенденций |
Управления экономики, промышленности, строительства и архитектуры и комитет пищевой и перерабатывающей промышленности администрации области совместно с органами местного самоуправления и ТО ФСФО в Липецкой области |
15 |
Оказание государственной поддержки для разработки Программ экономического развития в 5-ти муниципальных образованиях |
Программы экономического развития муниципальных образований |
Управления экономики, промышленности, строительства и архитектуры и комитет пищевой и перерабатывающей промышленности администрации области совместно с органами местного самоуправления |
16 |
Продолжение реформирования объектов второй очереди |
Улучшение основных финансовых показателей на 30%, устойчивые текущие выплаты в бюджет, повышение поступлений в бюджет районов второй очереди на 8% |
Управления экономики, промышленности, строительства и архитектуры и комитет пищевой и перерабатывающей промышленности администрации области совместно с органами местного самоуправления и ТО ФСФО в Липецкой области |
17 |
Завершение реформирования "пилотных" объектов |
Улучшение финансово-экономи- ческих показателей в 1,5 раза, начало погашения долгов, сокращение дефицита бюджета "пилотных" муниципальных образований на 30% |
Управления экономики, промышленности, строительства и архитектуры и комитет пищевой и перерабатывающей промышленности администрации области совместно с органами местного самоуправления и ТО ФСФО в Липецкой области |
18 |
Подготовка комплекта рабочих методик по третьему этапу реформирования (переход на режим инновационного, конкурентоспособного саморазвития) для дальнейшего использования на 4 этапе |
Подготовка и распространение комплекта рабочих методик |
Администрация области |
19 |
Оказание финансовой помощи в организации обучения и стажировки специалистов муниципальных образований и реформируемых предприятий, необходимых для работы на предприятиях 4 этапа |
Подготовка специалистов, необходимых для работы на реформируемых предприятиях 4 этапа |
Администрация области |
4 этап - четвертая очередь Программы (продолжительность - 6 мес.) |
|||
20 |
Начало реформирования на 20 предприятиях по технологии-1 и на 20 предприятиях по технологии-2 |
Достигаются первые финансовые результаты, перелом негативных тенденций |
Управления экономики, промышленности, строительства и архитектуры и комитет пищевой и перерабатывающей промышленности администрации области совместно с органами местного самоуправления и ТО ФСФО в Липецкой области |
21 |
Оказание государственной поддержки для разработки Программ экономического развития в 2-х муниципальных образованиях |
Программы экономического развития муниципальных образований |
Управления экономики, промышленности, строительства и архитектуры и комитет пищевой и перерабатывающей промышленности администрации области совместно с органами местного самоуправления |
22 |
Организация передачи опыта реформирования предприятий области |
Массовая реализация Программы реформирования и финансового оздоровления предприятий |
Управления экономики, промышленности, строительства и архитектуры и комитет пищевой и перерабатывающей промышленности администрации области совместно с органами местного самоуправления и ТО ФСФО в Липецкой области |
5 этап - пятая очередь Программы |
|||
23 |
Реформирование оставшихся предприятий области |
Завершение Программы реформирования. Удвоение объемов Управления экономики, промышленности, производства и строительства и налоговых поступлений в бюджет от реформируемых предприятий |
Управления экономики, промышленности, строительства и архитектуры и комитет пищевой и перерабатывающей промышленности администрации области совместно с органами местного самоуправления и ТО ФСФО в Липецкой области |
5.4. Ресурсное обеспечение Программы
Общая потребность в финансовых средствах из областного бюджета на реализацию Программы - 223 млн. руб., в том числе в 2004 г. - 50 млн. руб., в 2005 году - 82,5 млн. руб., в 2006 году - 90,5 млн. руб.
N п / п |
Наименование мероприятия |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
Всего |
1 | Создание государственного учреждения для осуществления реализации Программы (млн. руб.) |
2,0 | 1,5 | 1,5 | 5,0 |
2 | Государственная поддержка реформируемым предприятиям для разработки и реализации планов реформирования и финансового оздоровления промышленных предприятий и муниципальных образовании области (млн. руб.), в том числе: а) финансирование из областного бюджета - частичное или полное финансирование работ по разработке (передаче технологий) и реализации планов реформирования и финансового оздоровления предприятий и Программ экономического развития в виде бюджетного кредита из областного бюджета на возвратной основе, - субсидии муниципальным образованиям и субсидирование процентной ставки за пользование кредитом банка, направленным на реализацию планов реформирования и финансового оздоровления предприятий, б) гарантии и обязательства областного бюджета - гарантии области по кредитам банков, направленным на реализацию планов сформирования и финансового оздоровления предприятий, в) выпадающие доходы областного бюджета - льготы по налогам на имущество организаций в части, подлежащей зачислению в областной и местные бюджеты, прибыль организаций в части, подлежащей зачислению в областной бюджет и компенсация потерь в доходах местных бюджетов в связи с предоставлением налоговых льгот |
46,0 18,0 3,0 15,0 20 8,0 |
77,0 37,0 10,0 27,0 30 10,0 |
87,0 35,0 10,0 25,0 40 12,0 |
210,0 90,0 23,0 67,0 90,0 30,0 |
3 |
Оказание финансовой помощи в подготовке и переподготовке управленческих кадров реформируемых предприятий и специалистов администраций муниципальных образований (млн. руб.) |
2,0 |
4,0 |
2,0 |
8,0 |
4 | Итого: | 50,0 | 82,5 | 90,5 | 223,0 |
6. Оценка эффективности Программы
В качестве основных критериев оценки эффективности Программы приняты:
- объем производства промышленной продукции;
- поступления налогов в бюджеты всех уровней.
Ожидаемые результаты реализации Программы реформирования и финансового оздоровления промышленных предприятий области (млн. руб.)
N п/ п |
Основные показатели | Варианты развития | |||||
сохранение тенденции Программы-минимум |
вариант реализации |
||||||
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
||
1 | Объем промышленной продукции | 130016 | 145531 | 164890 | 135494 | 166858 | 224481 |
2 | Поступление налогов всех уровней от промышленности |
11500 | 12000 | 13440 | 11868 | 15076 | 21235 |
Бюджетная эффективность Программы (млн. руб.)
N п / п |
Основные показатели | Эффект | |||
2004 г. |
2005 г. |
2006 г. |
за весь пери- од |
||
1 | Затраты на основные мероприятия из областного бюджета, млн. руб. |
50,0 | 82,5 | 90,5 | 223,0 |
2 | Затраты на основные мероприятия из областного бюджета, без гарантий и обязательств, млн. руб. |
30,0 | 52,5 | 50,5 | 133,0 |
3 | Прирост по объему промышленной продукции, млн. руб. |
5478 | 21327 | 59591 | 86396 |
4 | Эффективность вложений по объему промышленной продукции (прирост на рубль затрат), руб. |
182,6 | 406,2 | 1180,0 | 650,0 |
5 | Прирост по поступлениям налогов в бюджеты всех уровней, млн. руб. |
368 | 3076 | 7795 | 11239 |
6 | Эффективность вложений по поступлениям налогов (прирост на рубль затрат), руб. |
12,3 | 58,6 | 154,4 | 84,5 |
<< Назад |
||
Содержание Постановление Липецкого областного Совета депутатов от 4 декабря 2003 г. N 411-пс "О Программе реформирования и финансового... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.