Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 36. Регистрация кандидатов
1. Кандидаты при наличии необходимого количества собранных в их поддержку подписей избирателей не позднее чем за 35 дней до дня голосования регистрируются избирательной комиссией муниципального образования при наличии составленных в соответствии с пунктом 2 статьи 32 настоящего Закона заявлений кандидатов об их согласии баллотироваться по избирательному округу. Для регистрации кандидатов в избирательную комиссию муниципального образования должны быть представлены также сведения о доходах и об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности. Сведения о размере и об источниках доходов представляются в виде копии декларации о доходах гражданина, являющегося кандидатом, за год, предшествующий году назначения выборов (с отметкой налоговых органов). В случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах гражданин, являющийся кандидатом, не обязан представлять декларацию о доходах, представляется справка о совокупной величине его доходов за год, предшествующий году назначения выборов, из организации по месту получения доходов. Сведения об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, представляются по форме, установленной в приложении N 4 к настоящему Закону.
Избирательная комиссия муниципального образования вправе обратиться в соответствующие органы с представлением о проверке достоверности сведений, представляемых в соответствии с пунктом 2 статьи 32 настоящего Закона и пунктом 1 настоящей статьи.
2. Количество представленных подписей избирателей в поддержку кандидата не должно превышать их число, установленное в пункте 2 статьи 35 настоящего Закона.
3. Подписные листы представляются в избирательную комиссию муниципального образования в сброшюрованном и пронумерованном виде. При приеме подписных листов избирательная комиссия муниципального образования выдает уполномоченному представителю или кандидату письменное подтверждение о приеме подписных листов с указанием даты и времени их приема.
4. Избирательная комиссия муниципального образования проверяет соответствие порядка выдвижения кандидатов требованиям настоящего Закона, а также достоверность данных, содержащихся в подписных листах в поддержку каждого кандидата. По решению избирательной комиссии муниципального образования для проведения указанной проверки могут создаваться рабочие группы из числа членов избирательной комиссии и привлеченных специалистов. К проверке могут привлекаться члены нижестоящих избирательных комиссий, эксперты. Их заключения могут служить основанием для признания данных в подписных листах недостоверными.
5. Проверке подлежат либо все представленные подписи, либо часть этих подписей, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия). О каждом проведении проверки должны извещаться все кандидаты, представившие установленное количество подписей для регистрации. При проведении проверки подписей избирательной комиссией муниципального образования, включая проведение выборки подписей для проверки, вправе присутствовать все представившие установленное количество подписей кандидаты, представители кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, представители избирателей, осуществивших инициативу выдвижения кандидата.
6. Проверке и учету не подлежат подписи, находящиеся в подписных листах, но исключенные (вычеркнутые) инициаторами выдвижения кандидата до представления подписей в избирательную комиссию муниципального образования, если это ими специально отмечено.
7. Если при проверке подписных листов обнаруживается несколько подписей одного и того же лица в поддержку выдвижения одного и того же кандидата, учитывается только одна подпись.
8. Для проверки подлинности подписей члены комиссии вправе проводить опрос избирателей, чьи подписи указаны в проверяемых подписных листах, не вызывая их в избирательную комиссию.
9. Опрос проводится не менее чем двумя членами избирательной комиссии муниципального образования либо нижестоящей избирательной комиссии. Опрашивается непосредственно тот избиратель, чья подпись проверяется.
10. Недостоверными считаются:
подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. Подпись признается недостоверной при наличии соответствующей справки органа внутренних дел либо заключения эксперта;
подложные подписи, а именно подписи, в отношении которых установлено, что указанный избиратель не вносил собственноручно свои данные или не расписывался в соответствующем подписном листе; подлог подписи устанавливается по письменному заявлению избирателя, направленному в избирательную комиссию муниципального образования, либо по заключению эксперта.
11. Не являются недостоверными подписями, но не включаются в общее количество подписей избирателей, необходимых для регистрации кандидата:
подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом на день внесения подписи;
подписи лиц, не указавших в подписном листе все требуемые сведения;
подписи избирателей до получения от избирательной комиссии муниципального образования письменного подтверждения о приеме документов о выдвижении кандидата.
12. Оговоренные при составлении подписного листа исправления и помарки не могут быть основанием для признания подписи недостоверной в ходе проверки или при подсчете подписей, если не установлен подлог подписи или принадлежность ее гражданину, не обладающему активным избирательным правом.
13. В случае обнаружения недостоверных подписей в количестве более 10 процентов от числа проверенных подписей дальнейшая проверка подписей прекращается и избирательная комиссия муниципального образования отказывает в регистрации кандидата.
14. Регистрация кандидата также не производится в том случае, если число представленных подписей избирателей за вычетом числа подписей, признанных недействительными и недостоверными, недостаточно для регистрации.
15. Для определения достоверности данных, содержащихся в подписных листах с подписями избирателей, избирательная комиссия муниципального образования вправе использовать государственную автоматизированную информационную систему регистрации (учета) избирателей.
16. По окончании проверки подписных листов в поддержку каждого кандидата составляется протокол об ее итогах, который подписывается руководителем рабочей группы (членом избирательной комиссии муниципального образования с правом решающего голоса) и представляется избирательной комиссии для принятия соответствующего решения. Копия протокола до заседания избирательной комиссии передается кандидату, уполномоченным представителям избирательного объединения, избирательного блока.
17. Избирательная комиссия муниципального образования обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям настоящего Закона в течение 5 дней со дня поступления подписных листов и принять решение о регистрации кандидата либо мотивированное решение об отказе в регистрации.
18. При регистрации кандидата, выдвинутого избирательным объединением, избирательным блоком, в решении избирательной комиссии муниципального образования отмечается факт его выдвижения соответствующим избирательным объединением, избирательным блоком. Кандидат, выдвинутый избирателями, вправе заявить о своей принадлежности не более, чем к одному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за год до дня голосования в установленных законом порядке, и о своем статусе в этом общественном объединении, что также отмечается в решении комиссии о регистрации кандидата.
19. Зарегистрированному кандидату выдается удостоверение о регистрации с указанием даты и времени. Данные о зарегистрированных кандидатах в течение 24 часов после регистрации передаются средствам массовой информации.
20. В случае отказа зарегистрировать кандидата избирательная комиссия муниципального образования обязана в течение суток с момента принятия решения об отказе выдать кандидату либо уполномоченному представителю избирательного объединения, избирательного блока, группе избирателей, избирателю, выдвинувшим кандидата, копию решения избирательной комиссии с изложением оснований отказа. Основаниями отказа могут быть:
существенное нарушение установленного настоящим Законом порядка сбора подписей;
недостаточное количество представленных достоверных подписей избирателей в поддержку кандидата или превышение установленной законом предельной доли недостоверных подписей среди подписей, подвергшихся проверке;
недостоверность сведений, представленных кандидатом в соответствии с пунктом 2 статьи 32 настоящего Закона и пунктом 1 настоящей статьи, если недостоверность этих сведений носит существенный характер;
существенное нарушение порядка создания избирательного фонда расходования его средств;
иных оснований, предусмотренных действующим законодательством.
21. В случае, если недостоверность сведений, представленных кандидатом в соответствии с пунктом 2 статьи 32 настоящего Закона и пунктом 1 настоящей статьи, установлена после регистрации кандидата и недостоверность этих сведений носит существенный характер, избирательная комиссия муниципального образования не позднее чем за 16 дней до дня голосования вправе принять решение об отмене регистрации соответствующего кандидата, а за 15-1 день до дня голосования обратиться в суд с представлением об отмене регистрации этого кандидата.
22. Решение избирательной комиссии муниципального образования о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации может быть обжаловано в суд. Жалоба (заявление) должна быть рассмотрена в течение 5 дней.
23. Кандидат вправе снять свою кандидатуру, но не позднее, чем за три дня до голосования.
24. В случае, если ко дню голосования не останется ни одного зарегистрированного кандидата либо останется только один зарегистрированный кандидат, выборы по решению избирательной комиссии муниципального образования откладываются на срок не более 6 месяцев для дополнительного выдвижения кандидатов и осуществления последующих избирательных действий.
25. При наступлении указанных в предыдущем пункте настоящей статьи обстоятельств в результате того, что кандидат без вынуждающих к тому обстоятельств снял свою кандидатуру либо его регистрация была отменена в соответствии с пунктом 6 статьи 48 настоящего Закона, все дополнительные расходы, понесенные в связи с этим избирательной комиссией муниципального образования на подготовку и проведение выборов, относятся на счет этого кандидата.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.