Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению
Измалковского районного Совета депутатов
от 30 января 2003 г. N 186-рс
Программа
социально-экономического развития Измалковского района
на 2003 год
Паспорт программы
Наименование программы: |
Программа социально-экономического развития Измалковского района на 2003 год |
Основание для разработки: |
Устав Измалковского района |
Основная цель программы: |
Создание благоприятных условий для динамического экономического роста, обеспечения последовательного повышения благосостояния населения |
Основная задачи программы: |
Повышение жизненного уровня и сокращение дифференциации доходов населения. Создание условий для достижения роста производства преимущественно на основе модернизации экономики, повышения ее эффективности. Создание экономических, правовых организационных условий для устойчивого развития производства. Повышение эффективности расходования бюджетных средств |
Сроки реализации программы: |
2003 год |
Перечень
реализуемых государственных Программ и их исполнители
Отдел социальной защиты населения, отдел образования администрации района, центральная районная больница, отдел по делам ГО и ЧС администрации района, отдел по труду, семейной и демографической политике администрации района, отдел культуры, отдел по делам молодежи, физкультуры и спорта администрации района.
"Развитие индустрии детского питания"
Отдел экономики администрации района, центральная районная больница.
"Профилактика безнадзорности и правонарушений
среди несовершеннолетних и защита их прав"
Отдел образования администрации района, комиссия по делам несовершеннолетних администрации района, отдел социальной защиты населения, центральная районная больница.
"Вакцинопрофилактика"
"Онкология", "О мерах по предупреждению распространения инфекций,
передаваемых половым путем", "Совершенствование службы медицинских
катастроф", "Профилактика внутрибольничных инфекций", "Профилактика
лечения артериальной гипертонии", "О дальнейшем развитии работ
по социально-гигиеническому мониторингу в Измалковском районе"
Центральная районная больница, ЦГСЭН в Измалковском районе.
"Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками
и их незаконному обороту", "Программа противодействия
и предупреждения преступности"
Отдел внутренних дел администрации района.
"Культура России", "Развитие и сохранение культуры
и искусства Липецкой области"
Отдел культуры администрации района.
"Программа содействия занятости населения"
Районный центр занятости населения.
"Комплексная программа социальной поддержки населения",
"Старшее поколение"
Отдел социальной защиты населения администрации района.
"Обеспечение жильем участников ликвидации последствий
на Чернобыльской АЭС", "Государственные жилищные сертификаты",
"Строительство на территории района жилья для граждан, выезжающих
из районов Крайнего Севера и приравненных к ней областей", "Свой Дом"
Отдел по делам архитектуры и строительства администрации района, организационный отдел администрации района.
"О защите населения и территорий области от чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера"
Отдел по делам ГО и ЧС администрации района.
Отдел по производству и переработке продукции растениеводства администрации района.
"Развитие земельной реформы в районе", "Создание автоматизированной
системы ведения государственного земельного кадастра"
Комитет по земельным ресурсам и землеустройству.
"Развитие почтовой связи"
Измалковский РУПФС.
"Программа поддержки малого предпринимательства"
Отдел по управлению муниципальным имуществом администрации района.
Источники финансирования
Программы социально-экономического развития
Измалковского района на 2003 год
1. Средства предприятий и организаций района.
2. Средства федерального бюджета.
3. Средства государственных внебюджетных фондов.
4. Средства областного бюджета.
5. Средства районного бюджета.
Система организации контроля
за исполнением Программы социально-экономического развития
Измалковского района на 2003 год
Ежеквартальное рассмотрение на Совете администрации района и сессиях Измалковского районного Совета депутатов.
Ожидаемые конечные результаты
Программы социально-экономического развития
Измалковского района на 2003 год
Увеличение объемов промышленного производства не менее чем на 3%, продукции сельского хозяйства на 3%, инвестиций на 15%, товарооборота на 3%, бытовых услуг на 3%, рост реальных располагаемых доходов населения 5%.
Основное содержание
1. Социально-экономическое положение Измалковского района
Измалковский район образован в 1928 году, расположен в Западной части Липецкой области. Площадь - 1117,9 кв. км, что составляет 4,6% от территории области, протяженность границ - 298 км, население 19,3 тысячи человек. Делится на 13 административно-территориальных единиц, имеет 123 населенных пункта. Плотность населения - 17,3 человека на 1 кв. км.
Основой экономического потенциала является сельское хозяйство, на его долю приходится около 98% производимой в районе продукции.
Благоприятные климатические условия, наличие черноземов, которые составляют 90% пашни, способствуют развитию сельскохозяйственного производства. Площадь сельхозугодий занимает 96,7 тысяч гектаров, 799 гектаров земли отведено под многолетние насаждения. Традиционными направлениями являются производство зерновых, сахарной свеклы, картофеля, свиноводства, разведение крупного рогатого скота.
В районе насчитывается 20 сельскохозяйственных предприятий, на долю которых приходится 58,6% объема произведенной продукции, населением производится 39,2%, в крестьянско-фермерских хозяйствах - 2,6%.
Промышленность представлена двумя предприятиями ОАО "Маслодельный завод" и ПО "Хлебокомбинат".
В районе имеются филиалы связи, дорожно-строительных, газовых областных организаций.
Потребительский рынок базируется на устойчивых тенденциях развития этой сферы, достигнутых в предшествующие периоды.
На территории района зарегистрировано 52 малых предприятия. В малом бизнесе занято 340 человек.
Имеются все современные системы связи. В районе продолжается введение в эксплуатацию цифровой сети передачи данных, что позволяет обеспечить качественно новый уровень предоставления услуг и информационного обмена.
Предприятие жилищно-коммунального хозяйства сохранило объемы предоставляемых услуг. Ежегодно обеспечивается выполнение мероприятий по подготовке инженерной инфраструктуры, объектов жилого фонда, социальной сферы к отопительным сезонам.
Наиболее крупные сельские администрации района: Измалковская с населением 5 тыс. человек, Афанасьевская - 2,9 тыс. человек, Чернавская - 3,1 тыс. человек.
Демографическая ситуация
Численность населения района к концу 2002 года составит 19,3 тыс. человек. Потери обусловлены неблагополучием в процессе естественного воспроизводства населения при снижении миграционного прироста.
Главная причина сокращения численности - естественная убыль населения. В 2002 году число умерших превысило число родившихся в 2,85 раза.
В текущем году рождаемость выросла на 7,1%. В районе возросла детская смертность.
Нынешняя ситуация отражает значительные перемены в репродуктивном процессе населения. Характер рождаемости определяется массовым распространением малодетности (1-2 ребенка), сближением параметра рождаемости с городским населением.
В 2002 году в районе зарегистрировано 96 браков и 88 разводов, по сравнению с 2001 годом число зарегистрированных браков выросло на 21,5%, разводов - на 11,4%. На каждые 100 браков приходится почти 92 развода.
В 2002 году зарегистрировано 18359 случаев заболевания населения острыми и хроническими заболеваниями. Рост болезней наблюдается в основном по классам: инфекционным и паразитарным, мочеполовой системы, системы кровообращения.
Состояние здоровья и уровень смертности населения адекватно отражаются на продолжительности жизни.
Учитывая сложившуюся ситуацию органами власти района осуществляется в приоритетном порядке и намечается ряд мер, которые изложены в разделах 2,3.
Образование
В районе принимаются необходимые меры по сохранению и восстановлению сети школьных и дошкольных образовательных учреждений.
Из существующих 25 школ газифицированы 22. На электрическом отоплении - 2.
В 2002 году был проведен намеченный комплекс работ по ремонту.
По сравнению с 2001 годом количество учащихся уменьшилось на 120 человек, в т.ч. в первый класс поступило на 26 человек меньше. Главная причина сокращения заключается в сложившейся демографической ситуации.
Повышается качество образования. В школах преподают более 450 учителей, 87% из них имеют высшее педагогическое образование. Доля учеников с двухсменным пребыванием составляет 8,4%. 100 учащихся охвачены питанием, охранена практика оздоровления детей в летний период. Количество детей, отдохнувших в оздоровительных лагерях увеличилось с 54% в 2001 году до 81% в 2002 году. В основном лагеря посещают дети малообеспеченных и многодетных семей, дети-сироты, находящиеся под опекой.
Здравоохранение
Сеть учреждений здравоохранения включает 3 больницы на 245 человек, 1 поликлинику на 350 посещений в смену, 1 детскую консультацию, 2 амбулатории соответственно с числом посещений в смену 30 и 150.
Кроме средств из областного бюджета, из районного бюджета на здравоохранение было направлено 296 тыс. руб.
Введено детское и терапевтическое отделение ЦРБ, отремонтированы 2 поликлиники. Хирургическое отделение, заменен водопровод в пищеблоке. Из 25 ФАП газифицированы 22.
Обновляется устаревшее и хозяйственно-технологическое оборудование.
Продолжается активно действовать такая современная форма организации медпомощи, как дневной стационар.
В здравоохранении работают 34 врача и 179 человек среднего медицинского персонала.
Нормативный расход медикаментов в расчете на 1 койку в день выполнен на 99%.
В результате принятых мер по улучшению качества оказания медицинской помощи не отмечено случаев материальной помощи, однако младенческая смертность возросла. Возрос показатель общей заболеваемости с 900,1 случаев до 946,3 на 1 тысячу жителей и увеличилось количество лиц, признанных инвалидами (на 1 тысячу жителей с 60 в 2001 году до 66,5 в 2002 году).
За счет средств областного бюджета своевременно проводилась профессиональная переподготовка и повышение квалификации работников.
Культура и кинофикация
На территории района реализуются мероприятия по выполнению областных программ развития отрасли. Возрастают посещаемость кинозалов, библиотечных фондов. На 1 января 2003 года книжный фонд составил более 238 тысяч экземпляров. В 2002 году на отрасль культуры было выделено 5 млн. руб. или 122% к уровню прошлого года.
Сфера культуры объединяет 28 Домов культуры и клубов, 23 библиотеки, культурно-досуговый центр, музыкальную школу.
Обеспеченность посадочными местами на одного жителя в клубных учреждениях - 0,24, книгами в библиотеках - 12,2. В районе работает 10 киноустановок, при имеющихся 16.
За последние годы велась работа по газификации, укреплению материально-технической базы учреждений культуры.
Работниками культуры проводился ряд мероприятий районного уровня. Вошло в практику проведение праздников, посвященные Дням работников сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности, животноводов, хлебороба, Дней культуры района и т.д.
Успешно прошли мероприятия для молодежи и детей.
Коллективы художественной самодеятельности принимали активное участие в областных, зональных фестивалях, праздниках.
Деятельность учреждений киносети направлена на сохранение киноустановок и улучшения качества обслуживания. В 2002 году было проведено более 2 тысяч киносеансов и обслужено около 8,4 тысячи зрителей.
Посещаемость зрителей к 2003 году возросла в 1,4 раза. В 2002 году на кинофикацию было выделено 305 тыс. руб. или 121% к уровню 2001 года.
Физическая культура и спорт
В районе функционируют 43 коллектива физической культуры. Из них 23 коллектива общеобразовательных школ, 1 ДЮКФП и 19 коллективов организаций, предприятий и учреждений. В них различными видами спорта занимаются 34 районных спортивных мероприятий.
Все более заметное место занимает физкультурно-спортивные и оздоровительные мероприятия среди учащихся школ, а также проведение фестивалей, спортивно-театрализованных праздников. Конкурсов среди допризывной молодежи, соревнований на приз "Кожаный мяч" и "Белая ладья".
Молодежная политика
Молодежная политика района реализуется в соответствии с программой "Молодежь Измалковского района (2002-2005 г.г.), в рамках которой осуществляется сотрудничество с 13 молодежными общественными организациями.
Развивается детское движение района. В работе действует 22 детских организации, в т.ч. 2 - пионерские. В них насчитывается 1150 детей, из них 663 пионера.
Занятость населения
В районе планируются мероприятия в соответствии с программой "Содействие занятости населения Липецкой области на 2002-2005 годы". Это позволило сохранить достаточно стабильную ситуацию на рынке труда. Уровень безработицы в районе 0,59%, по области - 0,7%, по Центральному федеральному округу 1,2; в среднем по России - 1,7%. Уменьшилась "молодежная безработица с 13 человек в 2001 году до 8 человек в 2002 году. В течение года были трудоустроены 181 человек или 66% от обратившихся граждан. Большая работа по обеспечению занятости школьников проводится в свободное от учебы время и во время летних каникул. Был трудоустроен 131 школьник. Это в 1,7 раза больше, чем в 2001 году.
Законность, правопорядок, социальная стабильность
В текущем году осуществлен комплекс организационных и практических мероприятий по укреплению законности и правопорядка, обеспечения конституционных прав и законных интересов граждан. Особое внимание уделялось оздоровлению криминогенной обстановки в районе.
Реализовывались областные и районные программы. Укреплялась материальная база.
В результате принятых мер в 2002 году по сравнению с 2001 годом на 46% сокращено количество зарегистрированных преступлений, в т.ч. тяжких преступлений на 50%. В тоже время возросло количество особо тяжких преступлений. Изнасилований, разбоев, вымогательств.
За 2002 год количество ДТП возросло на 26%, количество раненых на 33,6%, уменьшилось число погибших с 10 до 8 человек.
Основными причинами ДТП являлись управление транспортными средствами в нетрезвом состоянии и нарушения скоростного режима.
Средства массовой информации
и информационная политика
На территории района издается газета "Сельский Восход". На ее издание из бюджетов всех уровней было получено 825 тыс. руб. к 2001 году на 113,5%.
На территории района радиопрограммы распространяются в эфире посредством передающих средств ОРТПЦ.
Развитие передающих средств связи обеспечивают территорию района телевизионным вещанием ОРТ, РТР, НТВ.
Уровень жизни населения
В районе, как и в области, был проведен ряд мероприятий по упорядочению заработной платы работников бюджетной сферы, в результате размер заработной платы в бюджетной сфере увеличился в 1,4 раза к уровню 2001 года.
Адекватные меры по упорядочению зарплаты были приняты в отраслях материального производства. Наибольший ее рост в 1,2 раза обеспечен в сельском хозяйстве, 1,28 раза в связи, промышленности и транспорте в 1,2 раза. Все это способствовало росту среднемесячной зарплаты в целом по району на 29%, ее размер достиг 1895 руб.
В ходе реализации пенсионной реформы средний размер пенсии увеличился с 1063 руб. до 1328 руб. в месяц. Основными факторами увеличения пенсионных выплат являются проведение индексации в феврале и августе 2002 года и снятие ограничений по выплате пенсий работающим пенсионерам.
В 2002 году введен социальный стандарт для повышения качества жизни работоспособного и других категорий населения, прожиточный минимум, величина которого возросла с начала года на 13% и составила 1500 рублей. Размер прожиточного минимума оказывает влияние на пересмотр в отраслях минимального размера оплаты труда и контингента нуждающихся в социальной помощи.
Однако наряду с положительными тенденциями по росту оплаты труда, остро стоит проблема ликвидации задолженности и по выплате заработной платы в отраслях материальной сферы и особенно в сельском хозяйстве. Остается низким уровень среднемесячной заработной платы в сельском хозяйстве, торговле, общественном питании, бытовом обслуживании, который почти в 1,6-1,8 раза меньше, чем в строительстве и связи.
Социальная поддержка населения
Условия в области социальной поддержки населения были направлены на комплексное решение проблем по обеспечению для населения социально приемлемого уровня жизни, доступности социальных услуг высокого качества.
Финансы
Доходы бюджета составили 76,5 млн. руб. и превысили уровень 2001 года на 14,7%. Район является дотационным, удельный вес собственных доходов около 27%. Собственные доходы формировались за счет налоговых платежей на 95%. Значительная часть налоговых поступлений обеспечивалась за счет налогов на прибыль и доходы с физических лиц.
В соответствии с социально-ориентированной политикой приоритетами бюджета являются отрасли: социальная политика, здравоохранение, образование и культура, на финансирование которых в 2002 году было направлено 58,2 млн. руб. Доля расходов на эти цели возросла до 76% против 72% в 2001 году.
Финансовое положение предприятий
В 2001 году прибыль по всем отраслям экономики была получена 1,5 млн. руб. в т.ч. по предприятиям 9,0 млн. руб. Доля прибыльных хозяйств составляет 55,6%.
В 2002 году, несмотря на рост объема производства сельхозпродукции, на сельхозпредприятиях получен убыток более 30 млн. руб., по району 33 млн. руб. Удельный вес прибыльных хозяйств сократился на 27 процентных пунктов и составил 33,3%.
Дебиторская задолженность возросла в 1,9 раза и составила 58 млн. руб. Удельный вес просроченной дебиторской задолженности равен 62% веса суммы дебиторской задолженности.
Доля просроченной кредиторской задолженности в общем ее объеме уменьшилась на 6 процентных пунктов и составила 80%.
В целях улучшения финансового состояния предприятий проводилась работа по реструктуризации имеющейся у них задолженности по платежам в федеральный бюджет. Анализ работы по реструктуризации показал, что значительная их часть не смогла выполнить условия реструктуризации.
Промышленность
В результате стабилизации мер к концу 1999 года удалось остановить не только спад производства. Но и создать базу для ежегодного устойчивого роста промышленности. За 2002 год объем промышленного производства в действующих ценах составил 32 млн. руб. Индекс физического объема - 105% к уровню прошлого года.
Улучшилось соотношение между произведенной и отгруженной продукцией, возросла доля оплаты денежными средствами.
Несмотря на рост производства в целом по промышленности отмечен спад в ПО "Хлебокомбинат". Снижение объемов производства на этом предприятии связано с утратой рынков сбыта.
На развитие производства было направлено более 1 млн. руб.
В развитии отрасли сохраняется целый ряд проблем, на решение которых направлены совместные усилия органов муниципальной власти и руководства предприятий.
Износ основных фондов составил в промышленности 6,6%. Недостаточное обновление основных средств привело к снижению конкурентоспособности.
Использование производственных мощностей на предприятиях остается на уровне 40-53%.
По-прежнему предприятия испытывают острый недостаток оборотных средств, что в свою очередь сказывается на состоянии платежной дисциплины и своевременности расчетов по платежам в бюджет и внебюджетные фонды, по заработной плате и расчетами с кредиторами. По состоянию на 1 января 2003 года удельный вес просроченной кредиторской задолженности возрос почти в 1,4 раза и составляет 72%.
Недостаточно и кредитование предприятий промышленности.
Повышение цен и тарифов на продукцию естественных монополий, опережающее уровень инфляции, привело к снижению доходности производства.
Сельское хозяйство
За последние годы в сельскохозяйственном производстве произошли существенные изменения, наметилась стабилизация, проявляющаяся в наращивании объемов производства. Объем валовой продукции во всех категориях хозяйств составил в действующих ценах около 183 млн. руб., в сопоставимой оценке с ростом к уровню 2001 года - 118,9%, в том числе в сельскохозяйственных предприятиях - 110,5%, крестьянско-фермерских хозяйствах - 130%, в личных подсобных хозяйствах объем валовой продукции сократился на 8%.
Структура производства валовой продукции сельского хозяйства в разрезе категорий хозяйств изменилась в сторону увеличения доли сельскохозяйственных предприятий - 94,7%.
Наблюдается резкий рост производства продукции растениеводства в ХПК, он составил 18,5%.
В расчете на душу населения в 2002 году произведено 3,3 тонн зерна (2001 году - 118,7%), молока - 547 кг.
В тоже время, впервые за последние годы, в 2002 году сократилось производство продукции в отрасли животноводства. Объем животноводческой продукции составил 96,2% к уровню 2002 года. Большой спад производства в СХПК "Афанасьевский" - 41%, Надой на корову - 2296 кг. Диапазон колебаний в продуктивности велик, от 3675 кг в СХПК "1 Мая" до 1474 в СХПК "Зареченский".
Продолжает сокращаться поголовье всех видов скота. Численность крупного рогатого скота к уровню прошлого года составляет 91% в т.ч. коров - 91%. Поголовье свиней сократилось в 1,6 раза.
Основными производителями зерна и технических культур остаются сельскохозяйственные предприятия. Их доля в производстве зерна и сахарной свеклы около 90%.
Рост производства зерна и сахарной свеклы обеспечен за счет повышения урожайности, соблюдения комплекса агротехнических мероприятий. В 2002 году урожайность зерновых культур в весе после доработки составила 21,4%, с ростом к 2001 году на 12%, сахарной свеклы 187% или в 1,6 раза.
По сравнению с 2001 годом площадь пшеницы увеличилась на 41%, ее доля в посевах зерновых выросла до 40% против 30,2% в 2001 году.
Несмотря на позитивные сдвиги в производстве сельскохозяйственной продукции, финансовое состояние сельхозпредприятий продолжает ухудшаться. В 2001 году уровень рентабельности составил 4%, в 2002 году убыточность 19,5%.
Негативное влияние на доход отрасли оказывает диспаритет цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, снижение в текущем году закупочных цен на зерно, молоко, мяса крупного рогатого и свиней.
Немаловажной проблемой является отсутствие организованного рынка сельскохозяйственной продукции, особенно зернового рынка. В силу неразвитости рыночной инфраструктуры не обеспечивается нормальная связь между производителем и потребителем продовольствия. Ограничивается возможность сбыта сельскохозяйственной продукции по приемлемым ценам. Отсутствие на практике государственных закупочных и товарных интервенций сельхозпродукции ведет к криминализации сельхозоборота. Нет комплексных мер антимонопольного регулирования в случаях применения монопольно-низких цен.
Неблагоприятные погодные условия, сложившиеся в 2002 году. Не позволили сельхозпредприятиям в полном объеме обеспечит животноводство кормами.
На период зимовки 2002-2003 годов заготовлено сена 492 тонны или 49% от потребности, силоса - 22 тыс. т (45%), сенажа - 1276 кг, кормов корнеплодов - 1650 т. На 1 условную голову заготовлено по 20,2 ц.к.ед. (2001 г. - 21,4 ц.к.ед.) без концкормов соответственно 3,6 (2001 г. - 16,9).
По-прежнему почти все сельхозпредприятия испытывают острый недостаток оборотных средств. Отсутствие необходимых денежных средств не позволяет производить своевременное обновление техники и оборудования, в полном объеме обеспечить внесение минеральных удобрений, производить сортообновление элитными семенами. Внесено минеральных удобрений 20 кг действующего вещества на 1 га или 70% к 2001 году.
По состоянию на 1 января 2003 года долг сельхозпредприятий составил 354 млн. руб., что превышает годовую выручку от реализации сельхозпродукции в 2,8 раза.
Задолженность по заработной плате в сельском хозяйстве составила 19,5 млн. руб., в т.ч. по СХПК - 19 млн. руб. или 4,5 месячных фонда.
Во многих сельхозпредприятиях заработная плата остается ниже величины прожиточного минимума, что сказывается на остром недостатке кадрового потенциала, недостаточном уровне менеджмента, организованной и консультационной работе по формированию и функционированию новых рыночных услуг.
Недостаточная государственная поддержка сельхозпроизводителей из федерального бюджета. В 2002 году на поддержку отрасли из федерального бюджета было выделено 2,6 млн. руб. или на 1 га пашни около 39 руб.
Доля крестьянско-фермерских хозяйств в общем объеме сельхозпродукции составляет 4%. Они производят в основном зерно и сахарную свеклу. Закрепленная площадь пашни составляет 5126 га или 6% от общей площади пашни. В 2002 году в среднем на хозяйство приходилось по 100,5 га земли.
Личные подсобные хозяйства являются основными производителями картофеля, овощей.
Их доля в производстве указанных культур составляет около 97%, в производстве мяса - 60%, молока около 50%, яиц - 100%. В последние годы в личных подсобных хозяйствах наметилась тенденция по снижению объемов производства. Закупки молока у населения сократились на 15%.
Инвестиционная деятельность
Объем инвестиций в основной капитал в 2002 году составил 70,1 млн. руб. и превысил уровень прошлого года на 10,6%.
Основными источниками финансирования по-прежнему остались собственные средства предприятий.
Торговля
Объем товарооборота розничной торговли составил 171 млн. руб. с ростом к 2001 году на 10,3%. На 1 жителя продано товаров на сумму 9,3 тыс. руб. против 7,3 тыс. руб. в 2001 году.
Объем товарооборота общественного питания составит 7,5 млн. руб., что оставляет 115,4% к уровню предыдущего года.
В структуре оборота розничной торговли продолжали преобладать продовольственные товары - 72%.
В течение года открыто кафе в с. Слобода и с. Чернава, павильон "Продукты" в с. Недоходовка, продовольственный рынок и магазин "Вино-водка" в с. Измалково. Укрепление материально-технической базы торговли осуществлялось за счет частного капитала.
Важным фактором в насыщении потребительского рынка товарами и удовлетворения спроса населения оставались смешанные и продовольственные рынки и предприятия других организационно-правовых форм.
Предприятиями потребкооперации было реализовано населению товаров на сумму свыше 41 млн. руб., рост к уровню 2001 года составил 5,4%, занимает 23% в общем объеме товарооборота, 94% розничного товарооборота приходится на продовольственные товары.
В целях наиболее полного обеспечения сельского населения разнообразными товарами и продукцией местных сельхозпроизводителей в районе проводились областные ярмарки.
Платные услуги
Объем платных услуг населению в 2001 году достиг 20,9 млн. руб. в т.ч. бытовых услуг - 3,8 млн. руб., с ростом к уровню 2001 года соответственно 20% и 2,7%.
Рынок платных услуг расширяется. Динамика объемов и структура их реализации постепенно приобретает все более устойчивый характер, при этом расширяется не только ассортимент услуг, но и их качество.
Жилищно-коммунальное хозяйство
95% услуг оказывалось жилищно-коммунальным хозяйством и филиалом "Измалковорайгаз".
Жилищный фонд района составил 512.9 тыс. кв. м. Удельный вес в общем жилищном фонде муниципального жилья составляет около 5%, приватизированного - 15,8%, ведомственного - 2,2%.
Износ основных средств коммунального назначения составляет от 45 до 60 процентов. Запас прочности всех систем, включенных в инфраструктуру жилищно-коммунального хозяйства, уменьшается.
Бытовые услуги
В целях повышения уровня бытового обслуживания населения в селах района работает 13 комплексных приемных пунктов.
Для жителей, проживающих вдали от райцентра, наиболее выгодной формой остается выездное обслуживание.
Услуги транспорта
Объем перевозок автомобильным транспортом остается на уровне 2001 года.
За 2002 год было перевезено 92,2 тысяч пассажиров. Пассажирооборот снизился на 20%.
На пассажирском транспорте общего пользования в настоящее время работает 8 автобусов.
В 2002 году в районе увеличена маршрутная сеть на 9%, открыто 2 новых маршрута. Сохранен бесплатный и льготный проезд для учащихся общеобразовательных школ, социальных, педагогических и медицинских работников.
Основная проблема автомобильного транспорта, высокая степень износа автомобильного и автобусного парка предприятия, которая в среднем составляет около 80% в том числе по автобусам свыше 65%.
Услуги связи
В последние годы деятельность предприятий связи была направлена на ускоренное развитие инфраструктуры для удовлетворения растущих потребностей в услугах связи.
На территории района функционируют 17 телефонных станций, общей емкостью 3936 номеров, из них цифровая номерная емкость составляет 2189 номеров. Эксплуатируются 12 таксофонов. В районе 1 телепередатчик и 1 радиопередатчик.
Населению и предприятиям оказывают услуги 21 отделение связи. Число действующих почтовых ящиков составляет 40 штук.
Объем услуг связи на 2002 год составил 7,7 млн. руб. или 135,7% к уровню 2001 года.
В 2002 году увеличены мощности действующих телефонных станций на 137 номеров. За 2002 год установлено 3 таксофона нового образца. Расширены услуги Интернет.
Малый бизнес
Малый бизнес наиболее чутко реагирует на нужды потребителя. Быстро адаптируется к изменению экономических условий.
Сегодня малый бизнес района представляют 52 малых предприятия. В нем занято 340 человек.
Около 70% объема, произведенной малыми предприятиями продукции приходится на крестьянско-фермерские хозяйства.
Цены и тарифы
Наибольший пик инфляционных процессов приходится на 1999 год. Начиная с 2000 года наметилась тенденция замедления роста потребительских цен, в 2002 году их рост составил 113%, в том числе на услуги 125,5% и товары - 112%.
Самым существенным в последние годы остается удорожание жилищно-коммунальных услуг и это связано прежде всего с повышением тарифов на электрическую энергию, газ на федеральном уровне.
Экология
Реализуются мероприятия программы по улучшению экологической обстановки в районе на 2001-2005 годы.
Основные проблемы
социально-экономического развития Измалковского района
Анализ социально-экономического положения свидетельствует о наличии целого ряда проблем, решение которых будет осуществляться в рамках реализации Программы социально-экономического развития района на 2003 год.
Высокий износ основных фондов, который по району более 61%, в том числе в промышленности 66%, сельском хозяйстве 58%. За ряд последних лет существенных изменений в обновлении фондов не произошло. Коэффициент обновления составил около 3% при коэффициенте выбытия более 8. Недостаточное обновление основных фондов негативно отражается на конкурентоспособности продукции. Финансовом положении предприятий.
На низком уровне пока остается использование производственных мощностей. Поэтому амортизационные отчисления на их содержание тяжелым грузом ложатся на себестоимость производимой продукции.
В основном все предприятия испытывают острый недостаток оборотных средств. Что в свою очередь сказывается на состоянии платежной дисциплины и своевременности расчетов по платежам в бюджет и внебюджетные фонды, за пользование кредитами.
Особенно тяжелое положение на предприятиях сельского хозяйства. Просроченная зарплата составляет 10,7 млн. руб. и вся она приходится на сельское хозяйство. В ряде отраслей, в том числе и в сельском хозяйстве размер заработной платы не соответствует жизненным потребностям работающих. На многих сельхозпредприятиях зарплата остается ниже прожиточного минимума. Несмотря на то, что уровень заработной платы возрос на 23%. А в целом по району на 21% к уровню 2001 года.
Кредитование реального сектора экономики пока не адекватно потребностям. В структуре инвестиций банковские кредиты не составляют и 1%.
В условиях рыночной экономики повысилась требовательность к кадровому потенциалу. Многие предприятия сталкиваются с дефицитом высококвалифицированных специалистов.
Повышение цен и тарифов на продукцию естественных монополий, опережающее изменения уровня цен в отраслях хозяйственного комплекса привело к снижению доходности.
Нерешенной проблемой остается последствия жесточайшего диспаритета цен. Цены на промышленную продукцию, поставляемую сельскому хозяйству, росли за последние 10 лет в 4 раза быстрее, чем сельскохозяйственную. Следствием этого явилось - снижение энергетического потенциала, сокращение поголовья скота, ухудшение плодородия почвы.
Недостаточна государственная поддержка сельхозпредприятий из федерального бюджета. Средства, выделенные за последние годы составили около 1% от объема реализации продукции.
На инвестиционную активность негативное влияние оказывают сложное финансовое положение предприятий и организаций, высокая стоимость кредитов, налоговая нагрузка на реальный сектор экономики, высокий уровень цен на строительные материалы и т.д.
Остается сложной демографическая ситуация. Многолетнее снижение уровня естественного воспроизводства населения в сочетании с увеличением абсолютной численности старших возрастов сделало процесс демографического старения практически необратимы.
Важнейшей проблемой, имеющей социальное и экономическое значение является загрязнение природной среды вредными веществами, выбросами в водные объекты. Сложную экологическую проблему представляют твердые бытовые отходы производства.
На низком уровне остается раскрываемость преступлений. Требует дальнейшего совершенствования деятельность по охране всех форм собственности.
Выявление всех узловых проблем социально-экономического развития района и их взаимозависимости является объективной основой для разработки конкретных программных мероприятий на 2003 год.
Потенциал развития Измалковского района
Производственный потенциал
Стоимость основных производственных фондов составила более 720 млн. руб. в том числе в сельском хозяйстве более 630 млн. руб., промышленности - 15 млн. руб.
Большие возможности по наращиванию выпуска продукции пищевой и легкой промышленности, где мощности используются на 35-40%.
Инфраструктурный потенциал
Сельская телефонная сеть района включает 17 АТС, общей емкостью 3936 номеров. Имеются 4 цифровые АТС. Работают 6 таксофонов для местной связи, 6 - для междугородней.
Трудовой потенциал
Численность экономически активного населения составляет 6,4 тысячи человек, из них занято в экономике 5,6 тысячи человек. Наибольший удельный вес приходится на сельское хозяйство - 2,9 тысячи человек или 53%.
В сфере малого предпринимательства трудятся около 300 человек или 4,5% от численности экономически активного населения.
В общей численности рабочих и служащих в отраслях экономики 45% составляют женщины, из них большее число занято в здравоохранении, торговле, бытовом обслуживании, социальном обеспечении, народном образовании, кредитовании, финансировании и страховании, где удельный вес женщин составляет от 70 до 100%.
Действующие механизмы влияния
на социально-экономическое положение Измалковского района
Продолжена государственная поддержка агропромышленного комплекса. В текущем году из федерального бюджеты было получено 2,9 млн. руб. в том числе по программе "Повышение плодородия почв" - 2,5 млн. руб. на поддержку элитного семеноводства - 26 тыс. руб., племдела - 45 тыс. руб.
Сохраняется ежегодное кредитование села за счет средств областного бюджета. В текущем году было получено товарного кредита на сумму 15,8 млн. руб., в том числе на закупку минеральных удобрений и средств защиты растений 2,8 млн. руб., техники и запасных частей 2,8 млн. руб., ГСМ - 6,9 млн. руб. Кроме того осуществлялось банковское кредитование на закупку ГСМ через перерабатывающие и обслуживающие предприятия, на условиях возмещения затрат по погашению процентной ставки из областного бюджета.
Проводилась работа по коренному улучшению земель, в 2002 году на эти цели было выделено 359 тыс. руб.
Продолжается целенаправленная работа по организации закупок излишков сельскохозяйственной продукции у населения. В 2002 году закуплено 1487 тонн молока, было выплачено ОАО "Маслодельный завод "Измалковский" 3,9 млн. руб.
Осуществлялась государственная поддержка инфраструктуры, в текущем году было введено 0,1 км газовых сетей, газифицировано 291 квартира.
Для решения проблем обеспечения индивидуальным жильем сельского населения с 1998 года реализуется областная программа "Свой дом". Это позволило обеспечить ввод 2,7 кв. м жилья.
Реализация программы способствует комплексному решению вопросов электроснабжения, водоснабжения, благоустройства. Эта программа не только предоставила сельским жителям возможность строить жилье, но и стимулировала развитие личного подсобного хозяйства, привлечения средств населения и т.д.
Приоритетным направлением является выполнение областной программы "Обеспечение питьевой водой населения Липецкой области". Был заменен водопровод 1,2 км, установлены на водозаборах ограждения, санитарные зоны и т.д.
В целях защиты прав потребителей, повышению эффективности контроля за денежным оборотом в сфере услуг и торговле, предотвращения сокрытия доходов от налогообложения, роста поступления налогов в бюджет принимаются меры по расширению сферы применения контрольно-кассовых машин.
В центре внимания находятся вопросы по предупреждению и пресечению незаконного производства и оборота алкогольной продукции.
Учитывая, что бытовые услуги населению несут большую социальную нагрузку, согласно Закона Липецкой области "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" для предприятий бытового обслуживания введены понижающие коэффициенты, учитывающие конкретные виды и условия оказываемых услуг.
Хозяйственная деятельность МП "Измалковская МПЖКХ" осуществляется за счет средств, полученных за предоставленные услуги и частного финансирования из бюджета. В 2002 году из бюджета было направлено 3,5 млн. руб. с ростом на 29% к уровню 2991 года.
В 2001 году субсидиями воспользовались 86 семей. Наряду с предоставлением субсидий население пользуется льготами по оплате жилья и коммунальных услуг.
Решению социально-экономических проблем, сохранению социальной стабильности. Способствует созданная и целенаправленно развивающаяся система социального партнерства.
Количество зарегистрированных коллективных договоров с 35 в 2001 году возросло до 36, охват работников, чьи права защищены ими возрос с 72 до 90% всех занятых в экономике района.
В результате принятых мер число пострадавших от производственного травматизма и профзаболеваний сокращается.
Проводится первоочередное финансирование расходов на выплату заработной платы работникам бюджетной сферы.
В текущем году на нужды здравоохранения было направлено 13,8 млн. руб. Удельный вес затрат на здравоохранение составляет в бюджете 18%. Кроме того финансирование отрасли осуществлялось из фонда обязательного медицинского страхования.
В сфере здравоохранения продолжает реализовываться стратегическая задача профилактики заболеваемости, улучшения состояния здоровья жителей района. Реализуются федеральные и областные целевые программы.
Обеспечена потребность в лекарственных препаратах больных, страдающих социально-значимыми заболеваниями и граждан, имеющих право на получение медикаментов на льготных условиях и бесплатно.
В текущем году в сферу образования было направлено более 3,4 млн. руб., что составляет 45% в общих расходах.
Решаются вопросы технического перевооружения системы образования. Имеются 6 компьютерных классов.
Сохранение потенциала культуры было обеспечено за счет своевременного финансирования отрасли. В 2002 году в сферу культуры направлено 5,З млн. руб. бюджетных средств, что составляет 7% консолидированного бюджета с ростом к 2001 году на 22,6%. Оказано платных услуг на сумму 376 тыс. руб.
С целью осуществления мер по улучшению положения детей, женщин, семьи и демографической ситуации в 2002 году приоритетное внимание уделялось укреплению и повышению статуса семьи с детьми, особенно социальной поддержке многодетных семей, семей с детьми первых двух лет жизни, а также оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Дальнейшее развитие получила программа "Дети России". Приоритетное внимание уделялось детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
В условиях ухудшения демографической ситуации принимались дополнительные меры по социальной поддержке многодетных семей. В 2002 году было принято постановление "О дополнительных мерах по социальной поддержке многодетных семей", где с учетом особенностей экономического и демографического развития района изменен статус многодетной семьи и им предоставлено 13 дополнительных прав и льгот.
Число детей, получающих различное питание в школах составляет 100%. Целенаправленно ведется работа по выполнению программ, направленных на социальную поддержку малообеспеченного населения. В 2002 году социальную поддержку получили 169 малообеспеченных граждан на сумму более 800 тыс. руб.
Не первый год в районе работает служба социальной помощи, 2 года действует служба "Социальное такси".
Начиная с 1999 года бесплатно было газифицировано 137 квартир, в том числе в 2002 году - 33. Около 6 млн. руб. было израсходовано на предоставление льгот ветеранам.
Своевременно выплачивается компенсация за неиспользованные санаторно-курортные путевки.
Реализуется целевая комплексная программа "Дети России", предусматривающая создание условий для нормального развития детей и обеспечение их социальной защитой.
Основные направления
и приоритетные задачи экономического
и социального развития района на 2003 год
Демографическая политика
Основными задачами демографической политики являются увеличение продолжительности жизни населения, улучшение репродуктивного здоровья граждан, создание предпосылок для повышения рождаемости.
Успешное решение демографических проблем во многом определяется политикой, проводимой Правительством Российской Федерации, вместе с тем, в районе, как и в области, деятельность также будет направлена, в первую очередь, на повышение качества жизни граждан, улучшение социальной политики, стержнем которой является рост реальных доходов населения, решение проблем занятости, доступность и повышение уровня образовательного, медицинского и культурного обслуживания, увеличением государственной поддержки в улучшении жилищных условий, что в конечном итоге будет способствовать улучшению демографической ситуации.
Поддержка семьи и детей
Продолжится реализация областных комплексных программ по улучшению положения детей: "Дети-сироты", "Дети-инвалиды", "Одаренные дети", "Профилактика безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних, защита их прав", "Дети Чернобыля", "Безопасное материнство", "Развитие индустрии детского питания", "Большая семья", "Здоровый ребенок".
Основное внимание при реализации программы "Дети-сироты" будет уделяться постинтернатной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечению их жильем, оказанию адресной помощи при создании ими семей и рождении детей. Финансирование мероприятий будет осуществляться из областного и федерального бюджетов.
В рамках программы "Дети-инвалиды" предполагается решить целый комплекс социально-, психолого-педагогических и медицинских вопросов Финансирование будет проводится из областного и федерального бюджетов.
По программе "Одаренные дети", финансирование которой, начиная с 2003 года, осуществляется только из областного бюджета, намечается решить проблемы укрепления материально-технической базы образовательных и культурных учреждений, в которых занимаются одаренные дети, повышения квалификации педагогических кадров, материальной поддержки одаренных детей.
Программа "Профилактика безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних" будет финансироваться из областного и федерального бюджетов.
В ходе реализации программы "Дети Чернобыля" основное внимание будет уделено оказанию специализированной медицинской помощи детям, подвергшимся радиационному воздействию, обеспечению их продуктами питания с лечебно-профилактическими свойствами, а также совершенствованию оказания социально-психологической и педагогической помощи.
В программе "Безопасное материнство" предусмотрены дополнительные меры по охране репродуктивного здоровья населения и обеспечению безопасного материнства, направленные на снижение уровня материнской и младенческой заболеваемости и смертности, а также поддержка беременных и кормящих женщин, внедрение прогрессивных технологий для организации медицинской помощи матерям и детям, укрепление материально-технической базы учреждений акушерско-гинекологической и педиатрических служб. На реализацию этой программы будут использованы бюджетные средства и средства фонда обязательного медицинского страхования.
Программа "Развитие индустрии детского питания" финансируется только из областного бюджета.
Мероприятия программы "Большая семья" за счет изменения критерия определения многодетной семьи позволят расширить социальные гарантии; бесплатное содержание детей в детских дошкольных учреждениях, бесплатное обучение в художественных, музыкальных, спортивных школах, улучшение жилищных условий. Помимо этого, будет уделяться внимание развитию трудового потенциала многодетных семей (личные подворья, крестьянско-фермерские хозяйства, предпринимательство).
В рамках программы "Здоровый ребенок" на покупку школьной мебели кухонно-технологического, прачечного и медицинского оборудования, транспорта для доставки детей в школы средства будут выделяться из областного бюджета.
Образование
В сфере образования задачи определены, исходя из приоритетности этой отрасли, как неотъемлемого условия развития общества и обеспечения конкурентоспособности экономики. Важным условием при этом является улучшение качества образования.
Определяющее значение будет иметь обеспечение равного доступа к образованию для различных социальных слоев и территориальных групп населения.
Будут приняты меры по обновлению методов и технологий обучения в образовательных учреждениях, направленных на достижение оптимального сочетания фундаментальных и практических знаний, формирование у учащихся практических навыков анализа информации и самообучения.
Получит дальнейшее развитие материально-техническая база образовательных учреждений, компьютеризация и информатизация образовательного процесс на приобретение компьютеров средства будут направлены из областного бюджета.
Предусматривается продолжить реализацию программ "Развитие образования", "Дети-сироты", "Одаренные дети", "Большая семья", "Здоровый ребенок", "Развитие социального обслуживания семьи и детей", "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" за счет средств федерального и областного бюджетов.
Здравоохранение
Основной задачей в области здравоохранения будет, по-прежнему, улучшение состояния здоровья населения на основе обеспечения доступности медицинской помощи путем создания правовых, экономических и организационных условий предоставления медицинских услуг, виды, качество и объемы которых соответствуют уровню заболеваемости и потребности населения.
Продолжится совершенствование системы обязательного медицинского страхования, направленное на повышение эффективности использования имеющихся и привлечение дополнительных финансовых ресурсов.
В соответствии с Концепцией развития здравоохранения Липецкой области на 2001-2005 годы и на период до 2010 года продолжится работа по оптимизации объемов предоставляемой бесплатной медицинской помощи и реструктуризации сети лечебно-профилактических учреждений, направленная на повышение их клинической и экономической эффективности.
В 2003 году планируется организовать работу по методу общеврачебной практики на базе участковой больницы, будет передана органам социальной защиты населения Афанасьевская больница.
Будет продолжена работа по поддержанию и развитию материально-технической базы системы здравоохранения. Планируется продолжить строительство 2 очереди больницы в с. Измалково.
Продолжится реализация мероприятий по программе: "Сахарный диабет", "Неотложные меры борьбы с туберкулезом в Липецкой области", "Онкология", "Профилактика и лечение артериальной гипертонии", "Дети-инвалиды " "Здоровый ребенок", "Безопасное материнство", "Вакцинопрофилактика", "Анти-ВИЧ/СПИД", "Совершенствование всероссийской службы медицины катастроф", "Профилактика заболеваний, передающихся половым путем", "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту", направленных на оказание специализированной медицинской помощи, обеспечение определенных групп населения жизненно важными лекарственными средствами. На эти цели средства будут направлены из областного бюджета.
Физическая культура, спорт и туризм
Первостепенное внимание будет уделяться качественному улучшению физического состояния населения. Дальнейшее развитие получит детско-юношеский спорт.
Значительным событием в спортивной жизни является областная Спартакиада трудящихся с обязательным проведением районных финалов с участием всех команд.
Будет продолжена работа по реализации федеральных и областных программ "Физическое воспитание и оздоровление детей, подростков и молодежи в Российской Федерации (2002-2005 годы)", "Молодежь России", "Одаренные дети", "Здоровый ребенок".
В 2003 году планируется осуществить капитальный ремонт стадиона в с. Измалково.
Молодежная политика
В рамках реализации программы "Молодежь Липецкой области 2002-2005 г.г." будут решаться проблемы молодежи и молодых семей.
Культура, искусство и кинофикация
Поддержка культуры является одним из приоритетных направлений государственной политики. В связи с этим, в 2003 году основными задачами определены сохранение культурного потенциала и культурного наследия, обеспечение преемственности развития культуры, а также развитие и укрепление инфраструктуры отрасли, обеспечивающей единство культурного пространства и условия для доступа граждан к культурному достоянию и информационным ресурсам.
Продолжится реализация мероприятий в рамках действующих федеральных и областных программ: "Культура России на 2001-2005 годы", "Развитие и сохранение культурного наследия Липецкой области (1997-2007 годы)".
За счет средств областного бюджета будут проводиться мероприятия по повышению качества кинообслуживания населения.
Занятость населения и уровень жизни
Продолжится реализации программы "Содействие занятости населения Липецкой области на 2002-2005 годы", в ходе которой особое внимание будет уделяться трудоустройству граждан, нуждающихся в содействии государственных органов.
В то же время сохранится несоответствие предложения рабочей силы и спроса на нее. Прогнозируемые темпы экономического роста не приведут к адекватному увеличению численности, занятых в экономике, поскольку вводимые рабочие места будут частично замещаться работниками, вынужденно занятыми неполное рабочее время и находящимися в административных отпусках.
В 2003 году предстоит закрепить положительные тенденции социального партнерства, сохранить социальную стабильность и продолжить совершенствование совместной деятельности органов государственной власти и местного самоуправления с работодателями, профсоюзами по решению производственно-экономических задач в комплексе с обеспечением соблюдения социально-трудовых прав и интересов работников и их семей.
Особое внимание будет уделяться развитию различных форм и методов трудовой активности и профессионального мастерства как важнейшего фактора роста эффективности производственно-трудовой деятельности и повышения благосостояния работников и их семей. Намечается активизировать поиск, изучение и распространение опыта работы лучших коллективов через развитие различных форм трудового соперничества, к которым относятся проведение разнообразных конкурсов и смотров. Дальнейшее развитие системы коллективных договоров позволит шире внедрять более эффективные системы оплати труда. В 2003 году в рамках областного отраслевого тарифного Соглашения будет осуществлен; поэтапный переход всех предприятий сельского хозяйства к размеру минимальной оплаты труда на уровне прожиточного минимума трудоспособного населения.
В 2003 году важнейшей задачей остается сокращение и ликвидация задолженности по выплате заработной платы.
Законность и правопорядок
В целях обеспечения защиты конституционных прав и свобод граждан реализации принципа неотвратимости наказания за совершенные правонарушения, защиты собственности от преступных посягательств, укрепления материально-технической базы правоохранительных органов, повышение ответственности их сотрудников за порученное дело, будет продолжена работа по выполнению мероприятий в рамках областных программ: "Противодействие и предупреждение преступности на 2001-2003 годы", "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2001-2005 годы" и Комплексной программы по совершенствованию работы участковых уполномоченных милиции Липецкой области на 2001-2003 годы.
Средства массовой информации
и информационная политика
Возрастающие динамика и масштабы социально-экономических преобразований обуславливают повышение роли средств массовой информации, их огромной гражданской и моральной ответственности за единение и согласие, консолидацию и прогресс.
В 2003 году намечается существенное расширение информационных возможностей за счет создания областного общественного телевидения и развития ряда других конкретных мероприятий, призванных обеспечить более широкое информирование жителей района.
Социальная поддержка населения
Основной задачей по социальному обслуживанию престарелых и инвалидов будет обеспечение им равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также общепризнанными принципами и нормами международного права. Будет продолжено дальнейшее укрепление материально-технической базы отрасли.
В рамках подготовки к празднованию 60-летия Победы в Великой Отечественной войне за счет средств областного бюджета предусматривается для ветеранов Великой Отечественной войны завершить телефонизацию и обеспечить их автотранспортом в соответствии с медицинскими показаниями.
Финансы
Бюджетная политика будет направлена на поддержание устойчивых темпов экономического роста, на обеспечение социальной стабильности в обществе, повышение эффективного финансирования бюджетных расходов.
Формирование доходной базы бюджетной системы в 2003 году будет осуществляться с учетом изменений в налоговом законодательстве, направленном на снижение налогового бремени и совершенствование системы налогообложения для субъектов малого предпринимательства.
Большая роль в этом направлении отводится повышению эффективности налогового администрирования, что позволит обеспечить высокий уровень собираемости налоговых доходов. Совершенствование администрирования налоговых платежей предусматривается также и путем продолжения работы по снижению накопившейся налоговой задолженности, осуществления мер по ее реструктуризации.
В целях обеспечения роста доходов бюджета провести мероприятия по повышению эффективного использования муниципальной собственности. Одной из первоочередных задач в области сокращения бюджетных расходов является осуществление муниципальных закупок на конкурсной основе.
Приоритетами бюджетной политики в области расходов является дальнейшее преимущественное финансирование отраслей социально-культурной сферы. Их доля в расходах бюджета повысится до 56%.
Продолжится совершенствование межбюджетных отношений между областным бюджетом и бюджетом района. Система межбюджетных отношений позволит обеспечить социальную защищенность и равный доступ населения к бюджетным услугам и социальным гарантиям по всей территории области, а также обеспечит устойчивое экономическое развитие при оптимальном использовании налогового потенциала муниципальных образований.
Основные направления и приоритетные задачи
социально-экономического развития
Измалковского района на 2003 год
Промышленность
Развитие промышленности будет по-прежнему ориентировано на повышение конкурентоспособности продукции, обеспечение роста производства.
Обеспечение устойчивых темпов роста промышленного производства требует активизации промышленной политики, реализация которой будет осуществляться через мероприятий по развитию промышленности района до 2005 года.
Приоритетным направлением развития промышленности будет являться:
- активизация политики реформирования предприятий, направленной на совершенствование системы управления, повышения ответственности руководителей за последствия принимаемых решений, снижение издержек, улучшение финансово-экономических результатов деятельности;
- создание условий для ускорения восстановления производства и дальнейшего их развития;
- перепрофилирование, модернизация неиспользованных для организации производства конкурентоспособной продукции;
- формирование устойчивости рынков сбыта.
Основу стратегии развития промышленности составит ориентация в основном на собственный ресурсный потенциал, внутренние источники накопления.
Продолжится реализация Программы качества, основной целью которой является создание условий для улучшения качества продукции и услуг.
Будет продолжена работа по координации деятельности в целях достижения устойчивости роста объемов промышленного производства. Рост промышленного производства в 2003 году оценивается на уровне 103,1% к 2001 году.
В легкой промышленности объем производства возрастет на 6% за счет увеличения объемов индивидуального пошива, организации и ремонта сложной бытовой техники.
В пищевой промышленности в условиях ограниченных сырьевых ресурсов особое внимание обращается на их использование, сокращение потерь, более полной загрузки производства мощностей.
Для обеспечения роста объемов выпускаемой продукции ОАО "Маслодельный завод "Измалковский" планирует увеличить закупки молочного сырья у сельхозпроизводителей и населения района, а также за его пределами. Это позволит насытить рынок конкурентоспособной продукцией.
Прирост объема производства продукции пищевой промышленности по прогнозу составит 3% к уровню 2002 года.
Сельское хозяйство
Аграрная политика будет направлена на повышение объемов производства сельскохозяйственной продукции, создание эффективного собственника, обеспечение сырьем предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, на формирование развитых агропродовольственных рынков и сохранение природных ресурсов для сельскохозяйственного производства.
Основной целью, по-прежнему, остается увеличение вклада сельского хозяйства в экономику района, повышение уровня доходов сельского населения, сохранение особенностей сельского уклада жизни.
Из федерального бюджета будет продолжено субсидирование процентной ставки по банковским кредитам, выделение техники по лизингу, частичная компенсация стоимости минеральных удобрений, поддержка элитного семеноводства, племотдела, финансирование Программы "Повышение плодородия почв".
Будет продолжена государственная поддержка села за счет средств областного бюджета. По-прежнему, будет обеспечен равный доступ к государственным финансовым ресурсам всех сельхозтоваропроизводителей, независимо от форм собственности.
За счет возвратных средств, полученных от реализации продукции регионального продовольственного фонда, будет продолжено товарное кредитование на закупку минеральных удобрений, средств защиты растений и другие цели. В целях создания условий для дополнительного привлечения финансовых средств в агропромышленный комплекс, снижения рисков, как для бюджета, так и для инвесторов, возобновления кредитного и расчетного обслуживания сельхозтоваропроизводителей дальнейшее развитие получит практика субсидирования процентной ставки по банковским кредитам. Товарное кредитование и государственная поддержка из областного бюджета будет осуществляться на условиях применения в хозяйственном обороте простых и двойных складских свидетельств под залог зерна.
Безвозмездная помощь будет направлена на решение вопросов коренного улучшения земель и племенного дела.
В условиях жесткой ограниченности финансовых ресурсов родним из путей решения назревших проблем в сельском хозяйстве будет интенсификация производства.
В животноводстве в качестве приоритетных направлений развития отрасли будут: увеличение объемов производства на базе использования современных технологий выращивания и кормления животных, повышение продуктивности с использованием результатов селекционно-племенной работы, внедрение прогрессивных технологий возделывания, заготовки и хранения кормов.
В 2003 году довести производство молока до 10,6 тыс. тонн в сельском хозяйстве. Увеличить надой молока на 1 фур. корову до 2520 кг.
В растениеводстве в качестве приоритетных направлений развития отрасли будут: внедрение эффективных систем земледелия, ресурсосберегающих технологий возделывания зерновых, технических и кормовых культур; увеличение объемов производства на базе использования индустриальных технологий производства; повышение потребительских качеств продукции за счет использования районированных высококлассных и гибридных семян зерновых и масличных культур. Намечено осуществить комплекс мер по улучшению плодородия сельскохозяйственных угодий и, особенно, пашни, предотвращению выбытия сельскохозяйственных угодий из оборота.
Намечается принять меры по укреплению кормовой базы для животноводства за счет расширения площадей многолетних трав, в том числе увеличения в них доли бобовых, кукурузы по зерновой технологии, кормовых корнеплодов, повторных посевов кормовых культур на зеленый корм, увеличения заготовки и повышения качества сена.
Для увеличения объемов производства продукции в личных подсобных хозяйствах и в целях поддержки необходимого уровня жизни на селе будет реализовываться Программа "Сельское подворье Липецкой области на 2003-2005 годы".
Рост производства сельскохозяйственной продукции в сопоставимой оценке к уровню 2002 года составил 3%.
Инвестиционная деятельность
Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования по прогнозу составляет 115% к уровню 2002 года.
Основными приоритетами инвестиционной политики станут реализация областных жилищных программ, программ благоустройства и водоснабжения района.
По программе "Свой дом" за счет всех источников финансирования планируется обеспечить ввод не менее 4 тыс. кв. м.
Продолжится реализация государственных федеральных целевых программ: "Обеспечение жильем участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС", "Государственные жилищные сертификаты", "Жилищные субсидии гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
Продолжится реализация программы по водоснабжению и газификации населения.
Продолжится работа по укреплению материально-технической базы системы здравоохранения, образования и культуры за счет всех источников финансирования.
Торговля
В целях максимального удовлетворения потребностей населения в товарах, повышения культуры обслуживания продолжится целенаправленная структурная перестройка на потребительском рынке, способная обеспечить сбалансированное развитие отдельных звеньев торговой системы на принципах рыночного разнообразия субъектов торговой деятельности.
В целях более полного обеспечения сельского населения товарами, создания условий для развития торгового обслуживания, будет разработана Программа развития потребительской кооперации Измалковского района до 2005 года, в которой намечается предусмотреть увеличение объемов реализации товаров сельскому населению, развитие торговой сети и сети общественного питания.
Продолжится работа межведомственной комиссии по предупреждению и пресечению незаконного производства и оборота алкогольной продукции.
В целях защиты потребительского рынка от фальсифицированной продукции и обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан предусматривается усиление мер по предотвращению поступления в торговую сеть некачественной продукции.
Решение поставленных задач позволит довести рост объемов розничного товарооборота к уровню 2002 года на 3%, объем общественного питания останется на уровне предыдущего года.
Жилищно-коммунальные услуги
Для обеспечения надежности функционирования систем жизнеобеспечения, снижения дотационности жилищно-коммунального хозяйства, а также повышения благоустройства жилищного фонда и прилегающих территорий определены следующие основные направления и приоритетные задачи развития отрасли.
Главной задачей в 2003 году будет сохранение государственной поддержки населения с принятием дополнительных мер по социальной защите малообеспеченных граждан.
Для ее реализации намечено установить:
- уровень платежей населения за жилищно-коммунальные услуги в размере 75% от затрат на их производство (вместо 90% - по федеральному стандарту);
- долю платежей населения в совокупном доходе семьи при оплате за жилищно-коммунальные услуги в размере 22% (на уровне федерального стандарта).
В качестве дополнительной меры по социальной защите малообеспеченных слоев населения предусматривается изменить порядок предоставления гражданам (семья) субсидий на оплату жилищных и коммунальных услуг (жилищных субсидий, при этом максимально допустимая доля собственных расходов граждан на указанные выше цели будет определяться в зависимости от размера среднедушевого дохода семьи:
- до 1750 - 10%;
- до 3000 руб. - 15%;
- свыше 3000 руб. - 22%.
В 2003 году планируется направить средства из областного и местных бюджетов:
- на выплату дотаций жилищно-коммунальным предприятиям (на покрытие разницы в тарифах и убытков от основной деятельности) - в сумме 657 тыс. руб.;
- на выплату жилищных субсидий - в сумме 155 тыс. руб.
За счет бюджетных средств предусмотрено также компенсировать предприятиям отрасли расходы, связанные с предоставлением населению льгот в соответствии с действующим законодательством на сумму 580 тыс. руб.
Предусматривается совершенствовать существующий механизм компенсаций жилищных субсидий из бюджета непосредственно гражданам. Переход от категорийной к адресной социальной помощи позволит создать реальную базу получателей льгот и субсидий, освободить бюджет от выплат, которые имеют обобщенный характер и на этой основе обеспечить экономию бюджетных средств.
При этом особое внимание с отрасли будет уделено ценообразованию и тарифному регулированию, энерго- и ресурсосбережению.
Энергосбережение
В целях снижения энергоемкости выпускаемой продукции, сокращения бюджетных затрат на покупку энергоресурсов организовать работу по выполнению энергосберегающих мероприятий в жилых и административных зданиях, на предприятиях всех сфер экономики.
В качестве первоочередных мер по финансовому оздоровлению предприятий отрасли предусмотрено:
- разработка и введение в действие нормативных правовых актов на областном и муниципальных уровнях о порядке определения, согласования и утверждения объема закупок и лимита бюджетных обязательств на коммунальные услуги для бюджетных организаций, заключения государственных (областных) и муниципальных контрактов, а также контроля за их выполнением;
- разработка и введение в действие нормативных правовых актов на областном и муниципальном уровнях, регулирующих порядок бюджетного дотирования предприятий, оказывающих жилищно-коммунальные услуги для населения;
- осуществление мероприятий, направленных: на совершенствование структуры управления, повышение эффективности использования производственных мощностей и всех видов ресурсов.
Программой реформирования и модернизации жилищно-коммунального хозяйства области намечено выполнение мероприятий по модернизации систем теплоснабжения.
Особое внимание при этом будет уделено приведению и надлежащее состоящее бесхозяйственных электросетей с принятием их на баланс специализированными организациями. Будет продолжена работа по сокращению потерь энергии в электросетях и транспортных подстанциях, что позволит добиться их снижения на 6%.
Бытовые услуги
В целях дальнейшего совершенствования сферы бытовых услуг, обеспечения устойчивого развития отрасли и расширения перечня оказываемых видов услуг, повышения уровня и качества обслуживания населения особое внимание будет обращено на создание современной материально-технической базы отрасли.
Будет разработана Программа развития бытовых услуг населению района на 2003-2005 г.г.
В целях сохранения конкуренции и развития сферы услуг планируется продолжить поддержку предприятий службы быта в сфере малого предпринимательства, в соответствии с Программой поддержки малого предпринимательства в Липецкой области на 2001-2004 годы.
Работа контролирующих органов будет направлена на усиление защиты прав потребителей бытовых услуг и повышение уровня безопасности и качества обслуживания населения.
Реализация намеченных мероприятий позволит закрепить и развить достигнутые положительные тенденции, а также устранить имеющиеся недостатки в развитии сферы бытовых услуг, довести рост объема их реализации в 2003 году к 2002 году на 103%.
Услуги связи
Ключевым направлением политики в области развития услуг связи является разработка мер, направленных на создание условий и формирование механизмов, обеспечивающих:
- доступ широких слоев населения к телекоммуникационной инфраструктуре и информационным ресурсам;
- ускоренное развитие рынка современных и высококачественных услуг связи (передача данных, электронная почта, услуги по доступу в сеть Интернет и т.д.);
- поэтапное создание системы универсального обслуживания (предоставление любому пользователя на территории области доступа к сети связи общего пользования, с оказанием основных услуг связи с установленной качественными характеристиками);
- сохранение существующей сети почтовых отделений, улучшение качества традиционных почтовых услуг и расширение номенклатуры услуг;
- внедрение современных информационных технологий в органах местного самоуправления для создания единого информационного пространства в регионе.
Для реализации поставленных задач предусматривается:
- строительство новой цифровой станции в с. Афанасьеве;
- строительство АТС в деревне Панкратовка.
В 2003 году планируется обеспечить район эфирным вещанием телеканала "Культура".
Малый бизнес
Основные мероприятия по созданию оптимальной среды для развития малого бизнеса будут реализовываться в рамках областной Программы поддержки малого предпринимательства. Координатором исполнения мероприятий Программы выступит комитет по развитию малого бизнеса администрации области.
Особое внимание планируется уделить обеспечению результативной работы Координационного совета по развитию малого бизнеса.
Взаимодействие органов власти и субъектов малого предпринимательства будет осуществляться в ходе проведения "круглых столов" с контролирующими органами, выездных зональных совещаний, работы общественной приемной по проблемам малого бизнеса при администрации области.
Будет активизироваться деятельность по формированию позитивного образа предпринимателя и пропаганде положительного опыта предпринимательской деятельности через средства массовой информации.
Состояние окружающей среды.
Реализация природоохранных мер
Вопросы охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности и создания благоприятных условий для жизни населения будут решаться также за счет реализации ряда федеральных целевых программ: "Повышение плодородия почв России на 2002-2005 годы", "Экология и природные ресурсы России (2002-2010)".
Продолжается реализация природоохранных мероприятий в рамках областной долгосрочной программы "Охрана окружающей природной среды Липецкой области (2002-2010)".
VI. Ресурсное обеспечение Программы
Финансовые источники | Объем средств в 2003 г. млн. руб. |
Доля в общей сумме ресурсов (в %,%) |
Средства предприятий - всего | 18,1 | 7,5 |
Средства областного и местного бюджетов |
89,2 | 36,9 |
Средства государственных внебюджетных фондов |
125 | 51,6 |
Средства федерального бюджета | 9,6 | 4 |
Итого общий объем финансовых ресурсов |
241,9 | 100 |
Общий объем финансовый ресурсов района, включающих в себя прибыль, амортизацию, средства консолидированного бюджета, средства государственных внебюджетных фондов, средства федерального и областного бюджетов, по прогнозу в 2003 году составит 241,9 млн. рублей и возрастет по сравнению с 2002 г. на 6,1%.
<< Назад |
||
Содержание Решение Измалковского районного Совета депутатов Липецкой области от 30 января 2003 г. N 186-рс "О Программе социально-экономического... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.