Решение Липецкого городского Совета депутатов
от 18 мая 2004 г. N 451
"О проекте Программы "Охрана окружающей природной среды
г. Липецка на среднесрочную перспективу (2004-2007 гг.)"
24 февраля 2005 г., 29 августа 2006 г., 3 апреля, 21 августа 2007 г.
Рассмотрев проект Программы "Охрана окружающей природной среды г. Липецка на среднесрочную перспективу (2004 - 2007 гг.)", представленный Главой администрации города, с целью охраны и улучшения состояний окружающей природной среды в г. Липецке, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом Российской Федерации "Об охране окружающей среды от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ, Законом Липецкой области, "Об охране окружающей природной среды Липецкой области" от 8.01.2003 г. N 33-03, ст. 12 Устава города Липецка, принимая во внимание заключение прокуратуры Липецкой области от 26.04.2004 г. N 7-16-04, учитывая решение постоянных комиссий Липецкого городского Совета депутатов по экологии и охране здоровья; по образованию, культуре, делам молодежи, физкультуре и спорту и предложения депутатов, городской Совет депутатов решил:
1. Принять Программу "Охрана окружающей природной среды г. Липецка на среднесрочную перспективу (2004-2007 г.г.)" (прилагается).
2. Направить данную Программу Главе администрации г. Липецка для подписания и опубликования.
3. Администрации г. Липецка ежегодно представлять в Липецкий городской Совет депутатов информацию о результатах реализации Программы "Охрана окружающей природной среды г. Липецка на среднесрочную перспективу (2004 - 2007 г.г.)".
4. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на постоянную комиссию Липецкого городского Совета депутатов по экологии и охране здоровья (Покидов М.Г.).
5. Настоящее решение вступает в силу со дня его официального опубликования.
Председатель Липецкого городского Совета депутатов |
В.И. Синюц |
Программа
"Охрана окружающей природной среды города Липецка на среднесрочную
перспективу (2004-2007 годы)"
(утв. решением Липецкого городского Совета депутатов
от 18 мая 2004 г. N 451)
24 февраля 2005 г., 29 августа 2006 г., 3 апреля 2007 г.
Решением Липецкого городского Совета депутатов от 21 августа 2007 г. N 624 в паспорт настоящей Программы внесены изменения
Паспорт
Программы "Охрана окружающей природной среды города Липецка
на среднесрочную перспективу (2004-2007 годы)"
Наименование Программы - Программа "Охрана окружающей природной
среды города Липецка на среднесрочную
перспективу (2004 - 2007 годы)"
(далее - Программа)
Основание для разработки - Федеральный закон Российской Федерации
Программы "Об охране окружающей среды" от 10 января
2002 года N 7-ФЗ, Закон Липецкой области
"Об охране окружающей среды
Липецкой области" от 8 января 2003 года
N 33-ОЗ
Перечень Разделов - Охрана атмосферного воздуха
Охрана водных ресурсов
Охрана земельных ресурсов
Отходы
Озеленение и развитие зеленой зоны
Экологическое образование и просвещение
населения
Заказчик Программы - Администрация города Липецка
Основной разработчик - Отдел экологии администрации города Липецка
Программы
Исполнители Программных - структурные подразделения администрации
мероприятий города Липецка
Цель Программы - Охрана и улучшение состояния окружающей
природной среды города Липецка
Сроки реализации - 2004-2007 годы
Программы
Объемы и источники - Общий объем финансирования на 2004-2007 годы-
финансирования Программы 411355,0 тыс. рублей.
Источники финансирования:
- средства областного бюджета - 28985,0 тыс.
рублей;
- средства местного бюджета - 134792,0 тыс.
рублей;
- средства природопользователей (прочие
средства) - 247578,0 тыс. рублей.
Затраты по направлениям:
"Охрана атмосферного воздуха" - 315160,0 тыс.
рублей,
средства областного бюджета - 16150,0 тыс.
рублей;
средства местного бюджета - 67396,0 тыс.
рублей;
средства природопользователей (прочие
средства) - 231614,0 тыс. рублей.
"Охрана водных ресурсов" - 20339,0 тыс.
рублей,
средства областного бюджета - 2900,0 тыс.
рублей;
средства местного бюджета - 5365,0 тыс.
рублей;
средства природопользователей (прочие
средства) - 12074,0 тыс. рублей.
"Охрана земельных ресурсов" - 14817,9 тыс.
рублей,
средства областного бюджета - 550,0 тыс.
рублей;
средства местного бюджета - 13557,9 тыс.
рублей;
средства природопользователей (прочие
средства) - 710,0 тыс. рублей,
"Отходы" - 52073,5 тыс. рублей,
средства областного бюджета - 7500,0 тыс.
рублей;
средства местного бюджета - 44193,5 тыс.
рублей;
средства природопользователей (прочие
средства) - 380,0 тыс. рублей.
Особо охраняемые природные территории
(ООПТ) - 120,0 тыс. руб.:
средства областного бюджета -;
средства местного бюджета - 120,0 тыс.
рублей;
средства природопользователей (прочие
средства) -;
"Озеленение и развитие зеленой зоны" - 5200
тыс. рублей,
средства областного бюджета - 900,0 тыс.
рублей;
средства местного бюджета - 1500,0 тыс. руб.
средства природопользователей (прочие
средства) - 2800,0 тыс. рублей,
"Экологическое образование и просвещение
населения" - 3644,6 тыс. рублей,
средства областного бюджета - 3675,0 тыс.
рублей
средства местного бюджета - 2909,6 тыс. руб.
Ожидаемые конечные - Снижение выбросов вредных веществ
результаты реализации в атмосферный воздух, сбросов загрязненных
Программы сточных вод в водные объекты, объемов
складируемых отходов; оздоровление
экологической обстановки в г. Липецке;
развитие системы комплексного мониторинга
состояния окружающей природной среды;
уменьшение и локализация негативного
воздействия отходов на окружающую природную
среду; повышение экологической культуры
и просвещения населения
Контроль за реализацией - Контроль за реализацией Программы
осуществляется в установленном порядке
Программы заказчиком Программы. Текущий
детальный контроль за выполнением
мероприятий Программы осуществляет отдел
экологии администрации города Липецка
1. Основные проблемы и необходимость их решений
1.1. Введение
Актуальность проблемы сохранения окружающей природной среды в г. Липецке продиктована напряженностью экологической обстановки, сложившейся на территории с интенсивной промышленной деятельностью. Основными экологическими проблемами в городе являются:
- загрязнение атмосферного воздуха в результате выбросов от промышленных предприятий и автотранспорта;
- загрязнение водных ресурсов города предприятиями промышленности, жилищно-коммунального хозяйства;
- образование и накопление отходов производства и потребления;
- сохранение зеленых насаждений при реконструкции и строительстве объектов в городе;
- загрязнение почв вследствие антропогенного воздействия.
На преодоление этих негативных тенденций нацелена Программа "Охрана окружающей природной среды города Липецка на среднесрочную перспективу (2004-2007 годы)", предусматривающая принятие неотложных мер по решению экологических проблем в городе в период с 2004 по 2007 год.
Программа "Охрана окружающей природной среды города Липецка на среднесрочную перспективу (2004-2007 года)" основывается на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации, разработана во исполнение Федерального закона Российской Федерации от 10.01.2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Закона Липецкой области от 08.01.2003 года N 33-ОЗ "Об охране окружающей среды Липецкой области"
Цель Программы - охрана и улучшение состояния окружающей природной среды в городе Липецке.
Программа направлена на решение важнейшей комплексной проблемы обеспечения конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду.
Программа рассчитана на период 2004-2007 годы.
1.2. Краткая характеристика природных условий города Липецка
Город Липецк является областным центром и расположен на юго-востоке Липецкой области. Территория города составляет 270 кв. км. Липецк находится в пределах черноземной полосы в лесостепной зоне и представляет собой крупную агломерацию жилых массивов и промплощадок предприятий по обоим берегам реки Воронеж.
Липецк не имеет административного деления, а состоит из четырех территориальных округов: Левобережного, Правобережного, Советского и Октябрьского.
Липецк располагается в умеренном климатическом поясе.
Самым холодным месяцем в году является январь со средней температурой - 9,6 градусов Цельсия. Абсолютным минимумом температуры воздуха является температура - 35,7-38,4 градусов Цельсия. Самым теплым месяцем в году является июль со средней температурой 20-21 градус Цельсия. Абсолютный максимум температуры воздуха повышается до 34-37 градусов Цельсия, но такие температуры наблюдаются редко.
Ветровой режим зависит от времени года. В холодное время года преобладают юго-западные и западные ветры со скоростью 4-6 м/сек. В летний период ветры юго-восточных направлений (до 3-4 м/сек.).
Липецк расположен на холмистой местности с развитой сетью оврагов и балок. Большое влияние на состояние геологической среды оказывают техногенные факторы. К опасным геологическим процессам и явлениям, относятся овражно-балочная эрозия, плоскостной смыв, карсты, оползни. Оползневые процессы связаны с деятельностью подземных и поверхностных вод на склонах. Наиболее интенсивно развит известковый карст в местах развития верхнедевонских карбонатных пород. Широко распространены воронки, пустоты, пещеры.
На территории города получили распространение типы почв: черноземы, серые лесостепные почвы, почвы балочных склонов, пойменные почвы, пески и песчаные почвы. Остальные типы почв распространены ограниченно. Наибольшие площади из черноземов занимают выщелоченные черноземы, значительно меньшую - типичные и оподзоленные.
Территория Липецка, занятая зелеными насаждениями составляет 7,4 тыс. га. В городском озеленении основной фон насаждений представлен четырьмя древесными породами: тополь, клен, липа и береза и рядом кустарников: спирея, жимолость, сирень, боярышник, кизильник. Санитарное состояние существующих в городе насаждений можно оценить как удовлетворительное.
Склонново-парковый антропогенный ландшафт представляет благоприятную среду для обитания 13 видов птиц, некоторые виды птиц живут здесь оседло. Довольно обычны в парке серая ворона, большая синица, щегол.
По территории города Липецка протекает река Воронеж. Протяженность реки в черте города составляет 12-13 км. В черте города (до городского пляжа) ширина реки достигает 100-130 м, глубина 6-10 м. Русло реки прямолинейное. Долина реки имеет асимметричный характер: правый склон возвышенный, левый - пологий. Река Воронеж имеет относительно устойчивый водный режим в меженный период, преимущественно снеговое питание. По режиму относится к реке с весенним половодьем. Одним из самых крупных водных объектов, расположенных в Липецке является Матырское водохранилище. Оно имеет емкость 140 куб. км, площадь водного зеркала составляет 4,5 тыс. га.
В водоемах города обитают различные рыбы: окунь, щука, лещ, судак, плотва, карась, сазан и другие, а также раки, моллюски. Из земноводных - лягушки, жабы, тритоны.
1.3. Оценка экологического состояния города Липецка
1.3.1. Оценка поверхностных вод суши
На протяжении последних лет состояние поверхностных вод остается достаточно стабильным. По данным комплексной лаборатории по мониторингу окружающей среды Липецкого ЦГМС отмечены превышения содержания загрязняющих веществ в реке Воронеж по: азоту нитритному от 1,0 до 2,5 ПДК, азоту аммонийному от 1,1 до 2,9 ПДК, по железу общему от 1,0 до 2,4 ПДК, по загрязнению органическими веществами БПК5 от 1,0 до 1,7 ПДК, по нефтепродуктам от 1,0 до 2,8 ПДК. Отмечается тенденция снижения загрязняющих веществ по азоту нитритному, но в тоже время растет концентрация загрязняющих веществ в поверхностных водах по азоту аммонийному, железу общему, нефтепродуктам. Повышенное содержание железа в поверхностных водах города объясняется большим количеством железа в подземных водах (до 11 мг/л и более).
Вода в реке Воронеж соответствует 3 классу качества ("умеренно-загрязненная").
1.3.2. Состояние земельных ресурсов и зеленых насаждений
В административных границах города Липецка закрепляется 24630 га земель.
Все земли по основному целевому назначению в пределах административных границ города подразделяются на три категории: земли поселений - 18648 га; земли лесного фонда - 5862 га; земли водного фонда -120 га.
В состав земель поселений входят земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительным зонированием к зонам жилой застройки - 4789 га; общественно-деловой застройки - 375 га; инженерных и транспортных инфраструктур - 667 га; сельскохозяйственного использования - 1574 га; земли режимных объектов - 1666 га; земли специального назначения - 82 га.
В соответствии с действующим законодательством на праве частной собственности земля принадлежит гражданам - 1016 га (садовые участки) и юридическим лицам - 2754 га (земли промышленного использования).
Городские зеленые насаждения в соответствии с генеральным планом города по функциональному признаку подразделяются на группы:
- насаждения общего пользования (парки, скверы, городские сады, бульвары);
- насаждения ограниченного пользования (озелененные участки жилой и общественной застройки, насаждения на территории промышленных предприятий);
- насаждения специального назначения (насаждения в санитарных, санитарно-защитных зонах, на коммунально-складских территориях, защитно-декоративные и мелиоративные насаждения, насаждения кладбищ);
- насаждения улиц;
- леса и лесопарки;
- питомники древесных и кустарниковых растений и цветочно-оранжерейные хозяйства.
На территории города в категорию "Памятник природы" регионального значения выделены следующие объекты:
Нижний парк (историческая часть, 49 га);
Верхний парк (полностью);
Каменный лог (низовье, от ул. Терешковой до Комсомольского пруда, 50 га);
Митрохин угол (411,8 га).
Несмотря на отрицательное воздействие промышленности и автотранспорта, санитарное состояние существующих в городе насаждений оценивается как удовлетворительное.
1.3.3. Состояние воздушной среды
Город Липецк, вследствие большой антропогенной нагрузки относится к городам с высокой экологической напряженностью. Основными загрязнителями атмосферного воздуха являются стационарные источники промышленных предприятий и автотранспорт.
В 2003 году выбросы вредных веществ от стационарных источников составили 376,96 тыс. тонн, от автотранспорта - 75,8 тыс. тонн. Количество автотранспортных средств ежегодно увеличивается, что сопровождается увеличением объема загрязняющих веществ: оксидов азота, серы, углеводородов, сажи.
В городе в последние годы наблюдается рост промышленного производства. Благодаря выполнению предприятиями города природоохранных мероприятий, адекватного роста выбросов вредных веществ в атмосферу не произошло. В среднем за 6 лет выбросы от стационарных источников увеличились на 12,8 тыс. тонн при росте производства на 6-11%.
Город Липецк в течение длительного времени входит в список городов Российской Федерации с наибольшим уровнем загрязнения атмосферного воздуха. В 2003 году в город Липецк по данным областного Центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды высокого загрязнения (10 ПДК и выше) не наблюдалось. В целом по городу за год средняя концентрация пыли составила 1,0 ПДК с.с; диоксида серы, оксида азота, оксида углерода - ниже ПДК с.с, диоксида азота - 1,0 ПДК с.с; фенола - 1,0 ПДК с.с; формальдегида - 5,0 ПДК с.с.
Основным критерием оценки качества воздуха служит индекс загрязнения атмосферы (ИЗА). Комплексный показатель ИЗА (КИЗА) дает возможность сравнивать уровень загрязнения несколькими видами примесей за разные годы, поскольку средние концентрации от года к году изменяются. Комплексный индекс загрязнения атмосферного воздуха по пяти видам примесей (КИЗА5) в целом по городу в 2003 г. снизился с 19,28 (загрязнение очень высокое) до 16,0.
Уровень загрязнения атмосферы города Липецка за последние 6 лет снизился почти по всем примесям: взвешенные вещества, двуокись азота, оксид углерода, диоксид серы, фенол. По прежнему основными источниками загрязнения города являются ОАО "НЛМК", ОАО "ЛМЗ "Свободный Сокол", Цементный завод, ТЭЦ-2, ОАО "Липецкэнерго", Тепловые сети.
Для оценки максимальных уровней загрязнения используются максимальные из разовых предельно-допустимых концентраций ПДК м.р. В 2003 г. максимальные из разовых концентраций наблюдались по следующим ингредиентам: пыль - 5,8 ПДК м.р., оксид углерода - 2,6 ПДК м.р., оксид азота - 1,2 ПДК м.р., сероводород - 4,8 ПДК м.р. (жилой район ОАО "ЛМЗ "Свободный Сокол"); фенол - 3,8 ПДК м.р. (жилой район 23 микрорайона); формальдегида - 4,4 ПДК м.р. (жилой район Трубного завода). Уровень загрязнения атмосферы диоксидом серы не превышал допустимых норм.
1.4. Основные факторы антропогенного воздействия
В городе Липецке функционируют 100 наиболее крупных промышленных предприятий.
Основными загрязнителями окружающей природной среды в городе Липецке являются предприятия черной металлургии (94%), производства строительных материалов (3%), топливно-энергетический комплекс (1,9%). По отраслям промышленности наибольший вклад в загрязнение природной среды вносят следующие предприятия:
черная металлургия - ОАО "НЛМК" (город Липецк), ОАО "Свободный Сокол" (город Липецк), АО "Стагдок" (город Липецк);
топливно-энергетический комплекс - ОАО "Липецкэнерго": филиал Липецкая ТЭЦ-2;
производство строительных материалов - ОАО "Липецкцемент";
Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух по городу составляют 376,96 тыс. тонн и представлены 136 веществами различных классов опасности.
В городе Липецке в 2003 году образовалось 1889,8 тыс. тонн загрязняющих веществ от стационарных источников. На очистку поступило 1605,7 тыс. тонн и 1512,9 тыс. тонн уловлено газоочистными и пылеулавливающими установками, эффективность очистки которых составляет 94,0%. Без очистки в атмосферу выброшено 284,1 тыс. тонн загрязняющих веществ. В атмосферу города промышленными предприятиями выбрасываются такие вредные вещества, как оксид углерода, диоксид азота, фенол, формальдегид, сероводород, хлористый водород, фтористый водород, толуол, ксилол, бензол, этилбензол, цианиды, аммиак, кадмий, свинец, цинк, ртуть, пыль различного происхождения, хром и его соединения, бенз(а)пирен и другие.
Хозбытовые и промзагрязненные сточные воды города Липецка проходят очистку на объединенных канализационных очистных сооружениях биологической очистки (ОКОС) и далее сбрасываются в р. Воронеж. Также в поверхностный водоем сбрасываются промливневые стоки ОАО "НЛМК" из прудов 1,7. Общий объем недостаточно-очищенных сточных вод сбрасываемых в р. Воронеж составляет 123,2 млн. м3. Сброс сточных вод превышает утвержденные нормы ПДС по органическим загрязнениям (БПК5, нефтепродуктам, взвешенным веществам, солям аммония, фенолу, цинку, меди, жирам, что приводит к загрязнению р. Воронеж. Эксплуатацию ОКОС осуществляют МУП "Липецкводоканал" и ОАО "НЛМК". Загрязненные без очистки стоки отсутствуют, нормативно-очищенные составляют 3,8 млн. куб. м; нормативно-чистые воды - 4,5 млн. куб. м.
Недостаточно эффективно работают очистные сооружения города Липецка. Несмотря на ряд проведенных в 2002-2003 годах мероприятий по улучшению очистки сточных вод (ввод в эксплуатацию нового цеха мехобезвоживания, ремонт систем аэрации и т.д.) очистные сооружения биологической очистки города Липецка работают с нарушением технологического режима эксплуатации и требуют реконструкции и строительства 2-й очереди очистных сооружений, с целью доведения очистки хозбытовых и промышленных сточных вод до нормативов предельно-допустимого сброса (ПДС). В городе отмечается загрязнение промышленными предприятиями подземного водоносного горизонта. Подземные воды неогенчетвертичного горизонта левобережья города Липецка загрязнены фенолами, роданидами, цианидами, нефтепродуктами и железом. Площадь ореола загрязнения превышает 40 кв. км.
Немаловажную роль в загрязнении окружающей природной среды играет автотранспорт. На территории города Липецка зарегистрировано порядка 96 тыс. единиц транспортных средств. Ежегодное увеличение количества автотранспортных средств сопровождается возрастанием объемов выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.
Автомобиль является источником выбросов в атмосферу более 200 ингредиентов вредных веществ, многие из которых имеют канцерогенное и мутагенное воздействие. Выхлопные газы опасны тем, что сразу поступают в активную зону биосферы - они находятся на уровне дыхания человека. Выбросы от автотранспортных средств составляют 75,8 тыс. тонн в год в том числе оксида углерода 59,9 тыс. т/год, углеводородов 6,8 тыс. т/год, оксида азота 7,0 тыс. т/год, сажи 1,3 тыс. т/год, диоксида серы 0,5 тыс. т/год, бенз(а)пирена 0,3 т/год.
Использование в городе Липецке неэтилированного бензина исключает выбросы опасного загрязняющего вещества - свинца. Наблюдается снижение токсичности отработанных газов при замене бензина сжиженным нефтяным газом: в 3-4 раза сокращаются выбросы углеводородов, полностью исключаются выбросы соединений свинца, в 8 - 10 раз снижается дымность отработавших газов.
Серьезной экологической проблемой, требующей безотлагательного решения, являются отходы производства и потребления. В 2003 г. на предприятиях города образовалось 6,4 млн. тонн отходов 98 видов всех классов опасности. Из них использовано в качестве вторичного сырья - 4,3 млн. тонн, полностью обезврежено 459,2 тонн. 77% отходов используются на предприятиях, в основном это шлаки и шламы металлургические, пыль и окалина металлургическая первичная.
Около 11% токсичных обезвреживается и 15% подлежит захоронению. 97% образующихся токсичных отходов относится к 4-му классу опасности, около 3% - к 3 классу, 0,04% - ко 2 классу и 0,001% - 1 классу опасности.
Специализированными предприятиями по утилизации отходов: ОАО "ЭКОС-Л", ЗАО НПП "Химмотолог-ЛМ", ООО фирма "Липецкэкохим" ежегодно обезвреживается свыше 20% от общего количества токсичных отходов. ООО фирма "Липецкэкохим" утилизирует промышленные отходы 4 класса опасности: отходы тетрахлорэтилена. ОАО "ЭКОС-Л", ЗАО НПП "Химмотолог-ЛМ" утилизирует маслосодержащие стоки, шламы, эмульсии и осадки, производя из них товарную продукцию, также утилизирует маслоэмульсионные стоки, отработанные масла, бочки из-под пластичной смазки. В результате переработки маслосодержащих отходов получают качественные эмульсолы, консервационные жидкости, котельное топливо.
ОАО "ЭКОС-Л" разработана технология утилизации нефтемаслосодержащих отходов, позволяющая снизить их токсичность со 2 класса опасности до 4.
На сегодняшний день к числу нерешенных вопросов относятся: организация раздельного сбора компонентов ТБО, утилизация упаковочной полиэтиленовой тары, авторезины с металлокордом, ртутьсодержащих отходов.
Общая площадь, занимаемая объектами размещения отходов в городе Липецке составляет - 410 га. Площадь под полигонами и свалками составляет 34,9 га, в том числе полигон бытовых отходов "Венера" - 23,6 га, полигон "Орлиный Лог" - 1,3 га. Всего накоплено на предприятиях города Липецка 6,7 млн. тонн отходов всех классов опасности. 96% всех токсичных отходов размещены на территории ОАО "НЛМК".
Переработка ранее накопленных отходов ведется медленно (около 2% в год). Не менее остро в городе стоит вопрос размещения и утилизации бытовых отходов. Полигон ТБО "Венера" в городе Липецке перегружен, его дальнейшая эксплуатация может привести к загрязнению почвы и водоносных горизонтов. В городе Липецке введена под наладку первая очередь станции приема, сортировки и брикетирования ТБО, рассчитанная на переработку 100 тыс. тонн в год бытового мусора с извлечением вторичных материалов: металла, картона, текстиля и др.
1.5. Экологическое воспитание и образование населения
Формирование системы непрерывного экологического образования и воспитания населения города Липецка - одна из важнейших задач, решение которой требует качественных изменений во всех сферах образования, культуры, жизни. Основной задачей является создание государственных и негосударственных систем непрерывного экологического образования и просвещения с целью развития экологической культуры и базовых научных знаний населения, экологического мировоззрения и навыков рационального природопользования, ресурсосбережения и обеспечения экологической грамотности населения города.
В рамках Программы принимают участие более 20-ти учреждений образования и культуры. В их числе совместная работа в этом направлении с редакцией газеты "Золотой ключик" в издании экологической газеты "Сыроежка", которая является уникальным изданием Центрального Черноземья и распространяется во всех школах Липецка. Она содержит редкостный материал по экологическому краеведению, реликтовым растениям паркам города и области. Вот уже пятый год продолжает выходить детская экологическая телепередача "Стрекоза". Диапазон ее тем широк: от научно-познавательных до экологических проблем города. Большой вклад в экологическое образование детей и подростков вносят детские библиотеки. Активную работу ведет Центральная городская детская библиотека, победитель и дипломант Всероссийских и международных конкурсов по экологическому просвещению и образованию, на базе которой создан Детский информационный экологический центр. Центральная городская детская библиотека - это методический центр не только для библиотек, учреждений образования города Липецка. Сюда приезжают за опытом представители других областей.
Карта учреждений образования - участников программы экологического просвещения представлена следующими школами и детскими садами: ОУ N 66, 51, 50, 42, 5; ДОУ N 97, 118, Сюн "Эколог", "Флора", "Биосфера", Центр творчества детей и юношества "Советский" - постоянные участники программы. Основной работой станций юных натуралистов остается, так называемая, практическая экология. Формируя систему информационно-методического обеспечения экологического образования и просвещения, совместно с Липецким государственным педагогическим университетом разработана программа по совершенствованию преподавания экологии в школах. Продолжается сотрудничество с Липецким эколого-гуманитарным институтом и Всероссийским обществом охраны природы. Выпускается экологическая литература, проводятся конференции, семинары. В городе Липецке определены 7 базовых площадок по экологическому образованию и просвещению населения. Это Центральная городская детская библиотека, городская станция юных натуралистов, 66 школа, 118 детский сад, станция юных натуралистов "Эколог", Центр развития творчества детей и юношества "Советский", заповедник "Галичья гора".
2. Основные приоритеты и направления природоохранной
деятельности Программы
Основные приоритеты
Основными приоритетами в решении экологических проблем города являются снижение техногенной нагрузки промышленности, жилищно-коммунального хозяйства и автотранспорта на окружающую природную среду и здоровье человека, сохранение природных комплексов города, повышение экологической культуры населения.
Направления природоохранной деятельности:
- улучшение качества окружающей природной среды; улучшение состояния атмосферного воздуха; снижение загрязнения поверхностных вод;
- предотвращение и ликвидация вредного воздействия отходов производства и потребления на окружающую природную среду; озеленение и развитие зеленой зоны; - экологическое образование и просвещение населения.
3. Финансирование Программы
Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет областного бюджета, средств бюджета города, средств природопользователей (прочих средств). Финансирование из областного бюджета производится за счет платы за загрязнение окружающей среды природопользователями, поступающей в областной бюджет. Использование средств бюджета города и природопользователейпредусмотрено в соответствии с предложениями органов местного самоуправления и хозяйствующих субъектов области.
Общий объем финансирования на весь период реализации Программы составит 458502,0 тыс. рублей, в том числе 124495,0 тыс. рублей - из средств областного бюджета, 86429,0 тыс. рублей - средств бюджета города (местный бюджет), 247578,0 тыс. рублей - средства природопользователей (прочие средства) (таблица 1).
Объемы финансирования Программы за счет средств областного бюджета носят прогнозный характер и подлежат ежегодному уточнению в установленном порядке при формировании областного бюджета на соответствующий год, исходя из возможностей областного бюджета.
Органы местного самоуправления при подготовке бюджетов на очередной год предусматривают в них необходимые затраты на реализацию Программы. Часть программных мероприятий будет профинансирована за счет собственных средств предприятий.
4. Контроль за ходом реализации Программы
Контроль за реализацией Программы осуществляется на всех этапах в форме постоянного мониторинга с использованием специальной оперативной отчетности и авторского надзора.
Контроль осуществляется в установленные сроки с периодичностью не менее одного раза в год, а также по разовым запросам администрации г. Липецка и Липецкой области.
Федеральным законом N 7-ФЗ от 10.01.02 г. "Об охране окружающей среды" на органы местного самоуправления возложены обязанности осуществления муниципального экологического контроля, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности законодательства в области охраны окружающей среды, проведение самостоятельной природоохранной политики на территории города и полную меру ответственности за ее проведение. Перечень природоохранных мероприятий представленный в Программе содержит предприятия (ОАО "Липецкцемент", ОАО "Липецкий комбинат силикатных изделий", ОАО "Ликонф", ОАО ЛМЗ "Свободный сокол", ОАО "Липецкоблгаз") не подлежащие муниципальному экологическому контролю. Однако, по территориальной принадлежности эти предприятия оказывают негативное влияние на жителей города. Данные предприятия представлены в Программе декларативно. Контроль за осуществлением природоохранной деятельности этих предприятий-природопользователей осуществляют природоохранные органы субъекта РФ и специально уполномоченные федеральные органы.
Исполнители программных мероприятий отчитываются о целевом использовании выделенных им финансовых средств в установленном порядке. Отчет о результатах контроля направляется в органы государственной власти города, принявшие Программу.
Реализация Программы осуществляется в рамках действующего законодательства.
5. Эффективность Программы
Реализация Программы "Охрана окружающей природной среды города Липецка на среднесрочную перспективу (2004-2007 годы)" позволит снизить отрицательное влияние промышленности, жилищно-коммунального хозяйства и предприятий автотранспорта на окружающую среду, улучшить экологическую обстановку в городе, создать более комфортные условия для проживания населения.
Программа оценивается по результатам ее реализации в экологической, экономической и социальной сферах.
За счет проведения промышленными предприятиями города воздухоохранных мероприятий - перехода на экологически безопасные технологии, строительства новых и повышения эффективности работы действующих газоочистных установок и сооружений в городе Липецке, осуществления мониторинга за воздействием на окружающую природную среду будут достигнуты предельно допустимые выбросы (ПДВ) по окиси углерода, оксидам азота, нафталину, аммиаку, сероводороду, бензолу, цианидам.
Мероприятия по снижению вредного влияния автотранспорта на окружающую природную среду приведут к уменьшению выбросов в атмосферный воздух токсичных соединений: бенз(а)пирена, альдегидов, оксидов азота и углерода на 1 тыс. тонн.
Для осуществления оперативного контроля и регулирования качества окружающей природной среды в течение срока реализации Программы будет проводиться развитие системы комплексного мониторинга состояния окружающей среды в городе. Успешно функционирует пост контроля по ул. Титова, приобретены ОАО "НЛМК" два поста контроля (АСК), которые расположены по улицам Краснозаводская и Ферросплавная (район детсада), в 2004 году будет проведена расконсервация поста АСК по ул. Ленина. Транспортные потоки на улицах города создают неблагоприятную экологическую обстановку. Для улучшения состояния воздушной среды осуществляется работа по созданию автоматизированной системы управления дорожным движением и системы оперативного анализа состояния воздушной среды, работающей в круглосуточном режиме, что позволит своевременно получать аналитическую информацию состояния воздушной среды и рационально организовывать движение транспортных потоков. Укрепление материально- технической базы по контролю за качеством окружающей природной среды позволит повысить уровень контроля и расширить перечень определяемых вредных веществ в выбросах предприятий города.
Выполнение предприятиями города водосберегающих и водоохранных мероприятий приведет к увеличению объема оборотного водоснабжения и сокращению сброса недостаточно очищенных сточных вод в водоемы города. С целью снижения сброса загрязняющих веществ в поверхностный водоем предусматривается реконструкция и расширение очистных сооружений города Липецка.
В городе Липецке складирование и утилизация основной массы бытового мусора и отходов осуществляется на городском полигоне ТБО "Венера", ТБО "НЛМК" и его подразделений (п/л "Прометей", б/о "Сухоборье", санаторий "Парус") утилизируются на площадке депонирования бытовых отходов ОАО "НЛМК". Эксплуатация полигона ТБО "Венера" ведется более 40 лет и в настоящее время подлежит закрытию. Для переработки всего объема бытового мусора образующегося в городе построена первая технологическая линия на станции приема, сортировки и брикетирования твердых бытовых отходов (ТБО) в городе Липецке. Приступили к строительству полигона ТБО в пос. Сырский, при завершении строительства которого позволит утилизировать до 100 тыс. тонн бытовых отходов в год в брикетах высокой плотности.
Реализация мероприятий "Экологическое образование и просвещение населения" будет способствовать повышению экологической культуры всех слоев населения города.
Социальная эффективность Программы характеризуется улучшением условий проживания населения, снижением риска заболеваний, обусловленных воздействием фактора загрязнения окружающей природной среды, сохранением генетического фонда и возможностей для жизни будущих поколений.
Таблица 1
Объемы и источники финансирования
Программы "Охрана окружающей природной среды города Липецка
на среднесрочную перспективу (2004-2007 гг.)"
(утв. решением Липецкого городского Совета депутатов
от 18 мая 2004 г. N 451)
См. текст таблицы 1
Решением Липецкого городского Совета депутатов от 21 августа 2007 г. N 624 в настоящий Перечень внесены изменения
Перечень мероприятий
по реализации Программы "Охрана окружающей природной среды
города Липецка на среднесрочную перспективу (2004-2007 гг.)"
(утв. решением Липецкого городского Совета депутатов
от 18 мая 2004 г. N 451)
24 февраля 2005 г., 3 апреля, 21 августа 2007 г.
тыс. руб.
N п/п |
Наименование мероприятий | Стоимость мероприятий | Источники финансирования | Ожидаемые результаты | ||||||
Всего | В том числе по годам | Област- ной бюджет |
Местный бюджет |
Средства природо- пользо- вателей (прочие средства) |
||||||
2004 | 2005 | 2006 | 2007 | |||||||
Охрана атмосферного воздуха | ||||||||||
1 | Администрация города Липецка Разработка сводного тома ПДВ города |
1200 |
600 |
600 |
- |
- |
600 |
600 |
- |
Обеспечение достоверной информацией о состоянии загрязнения атмосферного воздуха города Липецка с целью снижения выбросов загрязняющих веществ в атмосферу |
2 | Строительство жилья для переселения жителей, проживающих в санитарно-защитной зоне ОАО "НЛМК" Областной бюджет Местный бюджет |
69923 | 28600 8600 20000 |
20000 20000 |
21323 21323 |
25242 10000 |
8600 | 61323 | - | Уменьшение негативного влияния на здоровье населения |
3 | Администрация города Липецка Внедрение расчетного мониторинга Корректировка сводного тома ПДВ г. Липецка с проведением расчетного мониторинга загрязнения окружающей среды Областной бюджет Местный бюджет |
1365 | 550 550 - |
- |
510 - 510 |
305 - 305 |
550 | 815 | - | Создание системы наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха г. Липецка |
4 | Липецкий областной центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (согласовано) Расконсервация и проведение мониторинга на посту АСК по ул. Ленина Областной бюджет Местный бюджет |
600 |
600 600 |
50 |
50 |
600 |
- |
Создание системы наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха г. Липецка с целью снижения выбросов загрязняющих веществ в атмосферу |
||
5 | Департамент городского транспорта администрации города Лирецка Перевод автотранспорта на газообразное моторное топливо Областной бюджет Местный бюджет |
2558 |
900 900 - |
900 - 900 |
- |
758 - 758 |
3600 900 1800 |
1658 |
- |
Снижение загрязнения атмосферного воздуха г. Липецка |
6 | Главное управление городского транспорта Обеспечение муниципальных транспортных предприятий современной диагностической и регулировочной аппаратурой и оборудованием для проведения ТОиТР |
200 | 200 | - | - | - | 200 | - | - | Снижение загрязнения атмосферного воздуха |
7 | Липецкий областной Центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (согласовано) Разработка и внедрение постов контроля за выбросами вредных веществ в атмосферный воздух, в том числе от автотранспорта Областной бюджет Местный бюджет |
700 | 700 700 - |
- - |
- |
700 - |
2800 700 700 |
- | - | Создание системы наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха |
8 | Развитие АСУ дорожным движением в городе Липецке Областной бюджет Местный бюджет |
6000 | 3000 3000 - |
- - - |
- |
3000 - 3000 |
3000 |
3000 |
Снижение загрязнения окружающей среды |
|
9 9.1. 9.2. 9.3. |
ОАО "Липецкцемент" (согласовано) Установка рукавных фильтров ФРКИ-30 на дозаторы и пересыпные течки цементных мельниц N 6,7,8 Полная замена коронирующих электродов на вертикальных электрофильтрах сырьевых мельниц N 1, 2, 3, 4 Замена устаревшей упаковочной машины для тарирования цемента на современную со строительством производственного помещения и склада |
600 160 18000 |
- 80 - |
400 80 - |
200 - 8000 |
- - 10000 |
- - - |
- - - |
600 160 18000 |
Ликвидация источников неорганизованного выброса пыли Снижение выбросов пыли за счет повышения КПД электрофильтров Уменьшение загрязнения окружающей среды |
10 | МУ "СПАТ по уборке города" Проектирование санитарно-защитной зоны Советского и Правобережного участков |
100 |
100 |
- |
- |
- |
- |
- |
100 |
Обеспечение благоприятной окружающей среды для населения |
11 | ОАО "Липецкий комбинат силикатных изделий" (согласовано) Реконструкция аспирационной системы извести |
160 |
20 |
35 |
50 |
55 |
- |
- |
160 |
Уменьшение загрязнения окружающей среды |
12 12.1. 12.2. |
ОАО "Ликонф" (согласовано) Устройство систем аспирации на технологических линиях Приобретение переносного газоанализатора отходящих газов от котельной |
200 20 |
55 20 |
- - |
95 - |
50 - |
- - |
- - |
200 20 |
Снижение загрязнения окружающей среды Снижение загрязнения окружающей среды |
13 | МУП "Липецктеплосеть" Реконструкция и ремонт котлов в котельных города Липецка, строительство водогрейных автоматизированных котельных |
76700 |
35800 |
37400 |
3500 |
- |
- |
- |
76700 |
Снижение загрязнения атмосферного воздуха по оксиду азота, диоксиду азота, оксиду углерода |
14 14.1. 14.2. 14.3. 14.4. |
ОАО ЛМЗ "Свободный сокол" (согласовано) Реконструкция литейного двора с устройством аспирационной системы ДП N 1, 2 доменного цеха Строительство аспирационной системы от мест пересыпки окатышей и кокса в подбункерном помещении доменного цеха Строительство в ТЭЦ-ПВС котла N 6 по производству пара производительностью 75 тонн в час (истек срок эксплуатации котлов N 1, 2) Проект организации санитарно-защитной зоны |
49000 700 71200 1020 |
- - - 1020 |
5000 700 400 - |
24000 - 800 - |
20000 - 70000 - |
- - - - |
- - - - |
49000 700 71200 1020 |
Снижение выбросов в атмосферу: пыли на 50%, сернистый ангидрид на 50% Снижение выбросов вредных веществ после мероприятия на 5,541 тонн в год Экономия природных ресурсов, снижение расходов доменного и природного газов на 10%, снижение выбросов в атмосферу оксидов углерода и азота Обеспечение благоприятной окружающей среды для населения |
15 15.1. 15.2. |
МУП "А/к 1415" Проектирование и строительство отделения окраски автобусов в современном варианте Замена котлов и газоочистительного оборудования котельной |
1430 12300 |
- - |
- - |
693 - |
737 12300 |
- - |
- - |
1430 12300 |
Исключение попадания в атмосферу вредных веществ, выделяющихся при проведении окраски кузовов Снижение вредных выбросов в атмосферу |
16 | МУ "ПАТП N 3" Оснащение котельной двумя приборами оптимизации режимов горения "Оптима" |
24 |
- |
- |
- |
24 |
- |
- |
24 |
Снижение вредных выбросов в атмосферу |
17 | Госэнергонадзор (согласовано) Создание лаборатории контроля качества бензина |
1000 |
1000 |
- |
- |
- |
1000 |
- |
- |
Снижение вредных выбросов в атмосферу |
Охрана водных ресурсов | ||||||||||
1 | Администрация города Липецка Очистка русла р. Воронеж от водной растительности в районе Петровского моста и Сокольского пляжа, пляжа в районе ЛТЗ Областной бюджет Местный бюджет |
1100 |
300 300 - |
800 - 800 |
- |
300 - |
300 |
800 800 |
- |
Восстановление естественного промыва русла и гидрологического состояния реки Воронеж |
2 | Администрация г. Липецка Предотвращение загрязнения подземных вод в зоне водозаборов города Липецка(по программе нитратного загрязнения) Областной бюджет Местный бюджет Средства природопользователей |
9465 |
2000 2000 - - |
2715 - 315 |
3150 - 300 |
1600 - 300 |
2000 2000 |
3690 915 |
6550 |
Выявление источников загрязнения водоносного горизонта с целью их ликвидации, прогнозирование загрязнения водоисточников, улучшение санитарной обстановки в зонах санитарной охраны |
3 | ОАО "Липецкоблгаз" (согласовано) Реконструкция очистных сооружений с подключением стоков от ОМТС ("Облгаз"), ЗАО "Автомост" |
500 |
500 |
- |
- |
- |
- |
- |
500 |
Стабилизация нитратов в водоисточниках водозабора 5 |
4 | МУ "Управление строительства города Липецка" Проектирование и строительство системы канализации Липецкого зоопарка и благоустройство прилегающей территории Областной бюджет Местный бюджет |
2600 |
2600 600 2000 |
- - - |
- - - |
- - - |
600 |
2000 |
- |
Улучшение состояния окружающей среды в районе Нижнего парка, городского пляжа |
5 | МУП "Липецкводоканал" Работы по реконструкции ЗСО 1 пояса на водозаборах |
4000 |
1000 |
1500 |
1500 |
- |
- |
- |
4000 |
Улучшение санитарной обстановки в зонах санитарной охраны |
6 | Очистка водоотводных канав Местный бюджет |
1650 |
450 |
550 |
650 |
- |
1650 |
- |
Снижение загрязнения поверхностных вод |
|
7 | МУ "СПАТ по уборке города" Строительство нефтеловушки на сливном колодце насосной станции |
55 |
55 |
- |
- |
- |
- |
- |
55 |
Снижение загрязнения поверхностных вод |
8 8.1. 8.2. |
МУП "А/к 1415" Реконструкция очистных сооружений дождевых и паводковых вод на территории автоколонны Реконструкция очистных сооружений моечного оборудования комплекса ЕО автомобилей и очистных сооружений сточных вод от мойки |
178 791 |
- - |
- 400 |
178 391 |
- - |
- - |
- - |
178 791 |
Снижение загрязнения почв и сточных вод Снижение загрязнения почв и сточных вод |
Охрана земельных ресурсов | ||||||||||
1 | Администрация города Липецка Почвенный мониторинг выполнение работ по выявлению загрязненных и деградированных земель в г. Липецке, определение фоновых показателей и создание карты состояния почв г. Липецка в электронном виде (корректировка электронной карты состояния почв города Липецка) Областной бюджет Местный бюджет |
9207,4 |
550 550 - |
1000 - 1000 |
3557,4 - 3557,4 |
4100,0 - 4100,0 |
2400 550 4807 |
8657,4 |
- |
Определение состояния почвенного покрова |
2 2.1. 2.2. |
Засыпка лога в районе улиц Верхняя-Мичурина Строительство площадки приготовления и хранения пескосоляной смеси |
710 2000 |
170 1000 |
175 1000 |
180 - |
185 - |
- - |
2000 - |
710 - |
Благоустройство засыпаемой части лога Предотвращение загрязнения земель |
3 | Ликвидация локального загрязнения почв нефтепродктами в поселке Сырский Рудник Областной бюджет Местный бюджет |
2900,5 | - | - | - | 2900,5 | - | 2900,5 | - | Улучшения состояния почвенного покрова и предотвращения загрязнения подземного водоносного горизонта |
Отходы | ||||||||||
1 | Строительство полигона ТБО в виде брикетов "Центролит" Областной бюджет Местный бюджет |
20100 |
7500 7500 - |
- |
10000 - 10000 |
2600 |
7500 7500 |
12600 10000 |
- |
Утилизация и |
2 | Администрация города Липецка Сбор, учет, хранение и утилизация отработанных ртутьсодержащих отходов |
1950 |
600 |
800 |
200 |
350 |
- |
1950 |
- |
Предотвращение загрязнения окружающей среды ртутью |
3 | Рекультивация полигона ТБО "Венера" Областной бюджет Местный бюджет |
24827 |
- - |
9380 9920 |
9920 9920 |
5527 5527 |
- |
28427 |
- |
Утилизация и размещение отходов |
4 | МУП "Горэлектросеть" Реконструкция маслосборных резервуаров на ТП |
380 |
380 |
- |
- |
- |
- |
- |
380 |
Утилизация и |
4 | Разработка проектов нормативов образования отходов и лимитов размещения отходов, паспортов на опасные отходы для администрации города Липецка, структурных подразделений администрации г. Липецка Областной бюджет Местный бюджет |
4816,5 |
- |
- |
- 2047,5 |
2769 |
4816,5 | Решение проблемы безопасного обращения с отходами, образующимися в процессе хозяйственной деятельности |
||
Особо охраняемые природные территории ООПТ | ||||||||||
1 | Обследование земельных участков и объектов, имеющих природохранное значение для придания им статуса особо охраняемых территорий Областной бюджет Местный бюджет |
120 | - - - |
- - - |
- - - |
120 - 120 |
- | 120 | - | Придание статуса ООПТ местного значения |
Озеленение и развитие зеленой зоны | ||||||||||
1 | МУ "Управление главного смотрителя города Липецка" Проведение инвентаризации зеленых насаждений по городу Липецку |
300 |
300 |
- |
- |
- |
300 |
- |
- |
Повышение эффективности учета и контроля за зелеными насаждениями в целях улучшения озеленения города |
2 | Посадка и уход за зелеными насаждениями в парке 7-го жилого района Областной бюджет Местный бюджет |
2100 |
600 600 - |
500 - 500 |
500 - 500 |
500 - 500 |
600 600 |
1500 1500 |
- |
Улучшение экологической обстановки в новых микрорайонах г. Липецка |
3 | Посадка деревьев, кустарников, цветников, посев газонов |
2800 |
700 |
700 |
700 |
700 |
- |
- |
2800 |
Озеленение г. Липецка |
Экологическое образование и просвещение населения | ||||||||||
1 | Подготовка и издание детской экологической газеты. Фотоконкурс природа кричит SOS Областной бюджет Местный бюджет |
802 |
301 301 - |
301 - 301 |
200 - 200 |
- |
1204 301 802 |
501 |
- |
Систематизация экологических знаний населения города Липецка через экологическое краеведение |
2 | Администрация города Липецка Проведение дней защиты от экологической опасности по датам экологического календаря Областной бюджет Местный бюджет |
208 |
45 45 - |
30 |
63 - 63 |
55 - 55 |
150 45 138 |
163 |
- |
Улучшение санитарного и экологического состояния территории г. Липецка |
3 | Департамент образования администрации города Липецка Реализация программ по экологическому образованию и воспитанию школьников Областной бюджет Местный бюджет |
326,5 |
115,5 115,5 - |
79 - 79 |
- |
132 - 132 |
115,5 115,5 |
284 211 |
- |
Систематизация экологических знаний в практическом аспекте проблемы |
4 | Департамент дошкольного образования администрации г. Липецка Реализация программ экологической культуры в дошкольном возрасте Областной бюджет Местный бюджет |
107,5 |
30 30 - |
47,5 - 47,5 |
- |
30 |
30 30 |
77,5 77,5 |
- |
Воспитание экологической культуры в дошкольном возрасте |
5 | Департамент культуры администрации города Липецка Реализация комплексных программ детских библиотек города, художественных школ, Липецкого зоопарка Областной бюджет Местный бюджет |
348,5 |
57 57 - |
20 - 20 |
271,5 - 271,5 |
57 57 |
291,5 291,5 |
- |
Применение экологической информации в практической деятельности |
|
6 | Департамент по работе с населением и связям с общественностью Департамент по физической культуре и спорту Проведение экологической смены в рамках фестиваля "Студенческое лето", круглых столов, конкурса графити "Зеленый взгляд" Областной бюджет Местный бюджет |
48 |
11,5 11,5 - |
11,5 - 11,5 |
- |
25 - 25 |
11,5 11,5 |
22,5 36,5 |
- |
Привлечение молодежи к вопросам защиты окружающей среды от экологической опасности |
7 | Липецкий государственный педагогический университет (согласовано) Реализация комплексной программы экологолизации школьных предметов Областной бюджет Местный бюджет |
65 |
65 65 - |
- |
- |
- |
65 65 |
- |
- |
Совершенство-вание преподавания экологии в школах г. Липецка |
8 | НОУ "Липецкий эколого- гуманитарный институт" (согласовано) Проведение конференций, обучение работников бюджетной сферы, проведение экологических исследований Областной бюджет Местный бюджет |
130 |
120 120 - |
4 - 4 |
2 - 2 |
4 - 4 |
120 120 |
10 10 |
- |
Развитие системы всеобщего и комплексного экологического образования |
9 | Администрация города Липецка. Обучение работников бюджетной сферы и работников муниципальных предприятий и учреждений Областной бюджет Местный бюджет |
423,6 |
- - - |
390 - 390 |
33,6 - 33,6 |
- |
- |
423,6 423,6 |
- |
Просвещение "специализированных" аудиторий с целью обеспечения ими природоохранного законодательства |
10 | ЛОООО "Всероссийское общество охраны природы" (согласовано) Организация и проведение экологических десантов в зоне Матырского водохранилища, Силикатных озер и других природных объектов города Липецка Областной бюджет Местный бюджет |
27 |
20 20 - |
7 - 7 |
- |
- |
20 |
7 7 |
- |
Улучшение экологического состояния природных объектов г. Липецка |
11 | Изготовление и выпуск экологических передач "Стрекоза", "Природа и мы. Городские проблемы", видеосюжетов и социальной рекламы Областной бюджет Местный бюджет |
1158,5 |
220 220 - |
180 - 180 |
150 - 150 |
608,5 - 608,5 |
220 220 |
938,5 938,5 |
- |
Освещение состояния окружающей природной среды и жизненно важных интересов города в аспекте экологических проблем |
Глава администрации Липецкой области |
М.В. Гулевский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Липецкого городского Совета депутатов от 18 мая 2004 г. N 451 "О проекте Программы "Охрана окружающей природной среды г. Липецка на среднесрочную перспективу (2004-2007 гг.)"
Настоящее решение вступает в силу с момента его официального опубликования
Текст решения официально опубликован не был
В настоящее решение внесены изменения следующими документами:
Решение Липецкого городского Совета депутатов от 21 августа 2007 г. N 624
Решение Липецкого городского Совета депутатов от 3 апреля 2007 г. N 538
Решение Липецкого городского Совета депутатов от 29 августа 2006 г. N 401
Решение Липецкого городского Совета депутатов от 24 февраля 2005 г. N 15