Распоряжение Главы администрации Липецкой области
от 24 декабря 1999 г. N 2725-р
"Об утверждении концепции Региональной программы качества
на 2000-2001 гг."
Распоряжением Главы администрации Липецкой области от 29 июля 2003 г. N 759-р настоящее распоряжение признано утратившим силу
В соответствии с приоритетами социально-экономического развития Липецкой области и в целях формирования региональной политики в области качества, повышения конкурентоспособности предприятий Липецкой области:
1. Утвердить концепцию Региональной комплексной программы повышения конкурентоспособности предприятий на 2000-2001 годы (приложение N 1).
2. Для реализации концепции Региональной программы повышения конкурентоспособности предприятий создать региональный совет по качеству в составе:
- Лаврентьева В.В. | - заместителя Главы администрации области |
- председатель совета |
- Гольцова А.В. | - начальника управления промышленности администрации области |
- зам. председателя совета |
- Погудиной Л.Д. | - президента Липецкой торгово-промышленной палаты (по согласованию) |
- зам. председателя совета |
- Кочетыгова А.С. | - директора Липецкого центра стандартизации, метрологии и сертификации (по согласованию) |
- член совета |
- Яхонтова В.Н. | - заместителя начальника службы качества ЗАО "ЗХ "СТИНОЛ" (по согласованию) |
- член совета |
3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Главы администрации области Лаврентьева В.В.
Глава администрации Липецкой области |
О.П. Королев |
Концепция
Региональной комплексной программы
повышения конкурентоспособности предприятий
("Региональной программы качества")
на 2000-2001 годы
(утв. распоряжением Главы администрации Липецкой области
от 24 декабря 1999 г. N 2725-р)
1. Нормативные ссылки
1. Международный стандарт ИСО 8402-1994 Управление качеством и обеспечение качества. Словарь.
2. Международный стандарт ИСО 10005-95 Административное управление качеством. Руководящие указания по программам качества.
2. Основные понятия
Конкурентоспособность продукции - сочетание цены, доступности, надежности и удовлетворения (лучше - превышения) ожиданий потребителя, приводящее к потребности приобрести ее.
Качество (в отличие от класса, сорта) продукции - сочетание характеристик продукции, способное удовлетворить конкретную (выявленную или потенциальную) потребность.
Политика в области качества - основные направления и цели организации в области качества, официально сформулированные высшим руководством. Политика в области качества является частью общей политики предприятия, направленной на достижение его экономической эффективности.
Управление качеством - методы и виды деятельности оперативного характера, используемые для выполнения требований к качеству.
Система качества - совокупность организационной структуры, методов работы, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством. Система качества организации предназначена, прежде всего, для удовлетворения внутренних потребностей управления организацией.
Обеспечение качества - все планируемые и систематически осуществляемые виды деятельности в рамках системы качества. Существуют как внешние (уверенность потребителей), так и внутренние (уверенность руководства) цели обеспечения качества.
Сертификация - наглядное доказательство применения определенных элементов системы качества.
3. Общие Положения
Одним из основных путей выхода из экономического кризиса является повышение конкурентоспособности продукции предприятий путем разработки и освоения систем обеспечения качества ее производства. Эффективность этого направления в экономической политике подтверждена на примере наиболее развитых стран мира (Япония, Германия, США, страны Юго-Восточной Азии и др.).
В настоящее время разработаны и действуют более десятка систем законодательно регулируемой (обязательной) сертификации продукции и услуг (Система ГОСТ Р, Система Госсанэпидемнадзора, Система Государственного пожарного надзора, Система обязательной сертификации по экологическим требованиям РФ, Система сертификации взрывоопасных производств и другие). Эти системы обязательной сертификации охватывают порядка 75% видов продукции, выпускаемой в стране.
Во многих регионах проблема повышения качества и конкурентоспособности продукции и услуг рассматривается как стратегическая задача, от успешного решения которой во многом зависит устойчивость социально-экономического развития региона, место региональной экономики на российском и мировом рынках.
Необходимость комплексного решения в Липецкой области проблемы повышения качества продукции, услуг (далее - "продукции") и конкурентоспособности предприятий определяется осознанием того, что:
- качество играет ключевую роль в экономической и социальной стратегии ведущих государств мира,
- повышение качества продукции и услуг является средством повышения уровня жизни людей и обеспечения экологической безопасности,
- в регионе (как и в стране) пока не созданы условия, благоприятствующие повсеместному росту заинтересованности товаропроизводителей в повышении качества своей продукции,
- пока не создана соответствующая система государственного стимулирования и поддержки производителей для преобразования их системы управления в интересах повышения качества продукции и конкурентоспособности.
4. Цели и задачи Программы
Целями Региональной программы качества на период с 2000 по 2001 год являются:
1. Создание в регионе организационных, экономических и социальных условий для устойчивого постоянного улучшения качества продукции и услуг.
2. Установление региональных (материальных и моральных) стимулов для предприятий, выпускающих высококачественную конкурентоспособную продукцию, осуществляющих сертификацию систем обеспечения качества.
3. Пропаганда выгоды для предприятий деятельности по повышению качества и ее результатов.
4. Обучение и стажировка руководства на предприятиях, имеющих сертифицированные системы обеспечения качества.
5. Создание целостной региональной системы подготовки специалистов всех направлений менеджмента качества силами местных специалистов.
Поставленные цели предполагают решение ряда практических задач:
- сосредоточить усилия органов управления области, производителей товаров и услуг, ученых вузовской и промышленной науки на решении проблем повышения конкурентоспособности продукции,
- определить главным инструментом повышения конкурентоспособности продукции - преобразование систем управления предприятиями на принципах менеджмента качества,
- повысить качество и надежность выпускаемой продукции за счет создания и сертификации эффективных систем качества, ведущих к ориентации производства на запросы потребителей, прежде всего в регионе,
- сохранить и развить научно-технический потенциал исследовательских и промышленных предприятий за счет развития сети испытательных лабораторий для привлечения их к сертификационным испытаниям;
- организовать подготовку специалистов в высших и специальных учебных заведениях и переподготовки персонала предприятий по овладению современными методами организации производства, обеспечения качества;
- принять специальные экономические меры для восстановления и оживления работы проектно-конструкторских и технологических организаций, целевое кредитование и финансирование разработки и организации производства новой высокоэффективной, конкурентоспособной продукции как из местного бюджета, так и коммерческими банками;
- освоить на предприятиях региона комплексную программу экологически ориентированного управления, охватывающую все аспекты обеспечения природоохранной деятельности.
5. Основные этапы Программы
Построение Региональной комплексной программы качества предполагает решение двух групп вопросов.
5.1. Создание инфраструктуры управления Региональной системы качества.
а) Создание и организация работы Регионального совета по качеству, обеспечивающего достижение целей Программы и представляющего интересы региональных органов управления, заинтересованных государственных комитетов РФ и Российских общественных объединений, исполнителя и соисполнителей Программы.
б) Отработка механизма привлечения к участию в Региональной программе предприятий Липецкой области.
в) Разработка методики оценки эффективности мероприятий Программы.
г) Создание и организация работы Регионального центра качества (РЦК) Липецкой торгово-промышленной палаты - исполнительного органа Региональной программы с функциями:
- обучения персонала по всем направлениям менеджмента качества;
- подготовки экспертов по внутреннему аудиту;
- проведения практико-консультационных семинаров по менеджменту качества;
- оказания помощи предприятиям региона в создании и внедрении систем менеджмента качества на основе международных стандартов ИСО семейства 9000.
На первом этапе реализации Региональной программы основные усилия исполнителей сосредотачиваются на вопросах подготовки персонала РЦК, оборудования Центра обучения, разработки методических материалов.
5.2. Решение проблем повышения качества продукции и конкурентоспособности предприятий региона.
а) Создание высокоэффективных систем качества, включающее обучение персонала всех уровней, планирование, поэтапное консультирование, экспертное сопровождение и сертификацию систем.
б) Выбор на конкурсной основе предприятий, наиболее подготовленных к восприятию передовых достижений по управлению качеством, продукция которых уже обладает достаточно высоким уровнем конкурентоспособности и экспортным потенциалом в качестве "Базовых предприятий Программы" для активного проведения работ по созданию и освоению систем качества и распространению своего опыта среди других предприятий области.
Цель второго этапа Программы - преодоление влияния неблагоприятных факторов, к которым можно отнести:
- отсутствие федеральных и региональных экономических стимулов повышения качества и конкурентоспособности продукции;
- недостаточная квалификация руководителей предприятий для работы в рыночных условиях;
- отсутствие разветвленной региональной системы освоения (обучения и консультирования) идеологии менеджмента качества.
6. Участники реализации программы и их функции
В создании и реализации Региональной программы качества участвуют:
Администрация Липецкой области - является генеральным заказчиком Программы:
- формирует Региональную политику в области качества.
Региональный совет по качеству - является координирующим органом Программы:
- формирует цели Программы и осуществляет контроль за ходом их достижения,
- вносит изменения в Программу.
Липецкая торгово-промышленная палата - является исполнителем Программы:
- формирует исполнительный орган - Региональный центр качества,
- реализует положения Программы и привлекает соисполнителей.
Кроме вышеперечисленных, в Программе участвуют предприятия Липецкой области, создающие и сертифицирующие системы обеспечения качества, а также другие организации и предприятия, привлекаемые к работе участниками Программы на условиях субподряда.
Взаимодействие Генерального заказчика и инвесторов Программы с исполнителями осуществляется на основе договоров.
7. Обеспечение ресурсами
Для реализации Программы требуются ресурсы:
а) организационные в виде нормативных документов Региональной системы качества: законов, положений и других нормативных актов администрации области, поддерживающих региональную структуру управления качеством;
б) трудовые в виде квалифицированных участников (инвесторов и исполнителей) реализации мероприятий Программы;
в) финансовые.
Организационные ресурсы и группа квалифицированных специалистов для начала работ формируются на первом этапе реализации Программы.
8. Оценка эффективности мероприятий Программы
Оценка эффективности мероприятий Программы может быть осуществлена по двум блокам мероприятий:
- эффективность мероприятий по созданию необходимой инфраструктуры;
- эффективность мероприятий по повышению качества и конкурентоспособности продукции и услуг предприятий и организаций региона.
По оценке экспертов Академии проблем качества РФ, создание оптимальной Региональной системы управления качеством обеспечит предприятиям региона подготовку и проведение сертификации систем качества по цене, примерно в десять раз более низкой, чем при привлечении специалистов из-за пределов области.
Эффективность мероприятий по повышению качества и конкурентоспособности продукции и услуг может быть оценена самими предприятиями по соответствующим методикам, планируемым к разработке в рамках Программы.
9. Методы работы
Идеология реализации целей Региональной программы строится на принципах международных стандартов ИСО семейства 9000.
Для решения поставленных задач используются уже разработанные или создаются соответствующие методики.
10. Условия финансирования исполнителей
и субподрядчиков
К выполнению работ и поставок продукции или услуг по договорам в рамках реализации Программы должны привлекаться исполнители и субподрядчики, имеющие системы обеспечения качества или предъявляющие программы качества на выполнение работ по договорам.
Методы, используемые для оценки, выбора и контроля субподрядчиков оговариваются при заключении соответствующих договоров.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.