Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Липецкого областного Совета депутатов
от 18 марта 2004 г. N 458-пс
Областная целевая программа
"Социальное развитие села до 2010 года"
23 сентября 2004 г., 29 ноября 2005 г., 10 августа, 14 сентября, 19 декабря 2006 г., 27 марта, 13 декабря 2007 г., 3 апреля, 28 мая 2008 г.
О социальных выплатах жителям Липецкой области на приобретение или строительство жилья см. Закон Липецкой области от 27 декабря 2007 г. N 120-ОЗ
Постановлением Липецкого областного Совета депутатов от 3 апреля 2008 г. N 600-пс в паспорт настоящего приложения внесены изменения
Паспорт
областной целевой программы
"Социальное развитие села до 2010 года"
Наименование Программы |
Областная целевая программа "Социальное развитие села до 2010 года" |
Основание для разработки Программы |
Постановление Правительства РФ от 03.12.2002 N 858 "О федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2010 года" |
Государственный заказчиккоординатор Программы |
Администрация области |
Основные разработчики Программы |
Управление сельского хозяйства области, управление потребительского рынка области, управление здравоохранения области, управление культуры и искусства области, управление дорог и транспорта области, управление физической культуры, спорта и туризма области, управление труда и занятости области, ОГУП "Свой Дом". |
Цели и задачи Программы |
Развитие социальной сферы и инженерной инфраструктуры сельских муниципальных образований и/или сельских территорий муниципальных образований; создание правовых, административных и экономических условий для перехода к устойчивому социально-экономическому развитию сельских муниципальных образований; создание условий для завершения передачи объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры предприятий и организаций в ведение органов местного самоуправления; расширение рынка труда в сельской местности и обеспечение его привлекательности; создание основ для повышения престижности проживания в сельской местности |
Сроки и этапы реализации Программы |
2004-2010 годы: I этап - 2004-2006 годы; II этап - 2007-2010 годы |
Основные мероприятия Программы |
Мероприятия сгруппированы по следующим направлениям: жилищное строительство, образование, здравоохранение, физическая культура и спорт, культура, торгово-бытовое обслуживание, электрификация, газификация, телекоммуникационная связь, дорожное строительство, трудовая занятость населения, водоснабжение. Реализация мероприятий обеспечит: улучшение жилищных условий сельского населения; Информация об изменениях:См. текст абзаца 4 сохранение и развитие базы для занятий физической культурой и спортом в целях формирования здорового образа жизни сельского населения, профилактики правонарушений, наркомании и алкоголизма; повышение образовательного уровня учащихся общеобразовательных учреждений в сельской местности, приведение качества образования в соответствие с современными требованиями; Информация об изменениях:См. текст абзаца 7 активизацию культурно-досуговой деятельности на селе; развитие и расширение информационно-консультационного обслуживания сельского населения; повышение уровня и качества электро-, водо- и газоснабжения сельских поселений, обеспечение их телефонной и телекоммуникационной связью; расширение сети и благоустройство сельских автомобильных дорог с твердым покрытием; повышение уровня занятости сельского населения на основе сохранения и создания рабочих мест |
Исполнители Программы |
Управление сельского хозяйства области, управление строительства и архитектуры области, управление жилищно-коммунального хозяйства области, управление потребительского рынка области, управление образования и науки области, управление здравоохранения области, управление культуры и искусства области, управление дорог и транспорта области, управление информационноаналитической работы администрации области, управление физкультуры, спорта и туризма области, управление труда и занятости области, ОГУП "Свой Дом", Липецкий областной комитет государственной статистики (по согласованию), управление финансов области |
Объемы и источники финансирования Программы |
Общая сумма расходов областного и местных бюджетов (по согласованию) на реализацию Программы - 4171,5 млн. рублей. Объем финансирования Программы за счет средств областного бюджета ежегодно уточняется при формировании бюджета на очередной финансовый год |
Ожидаемые результаты реализации Программы |
Реализация Программы позволит: улучшить жилищные условия более 19 тыс. сельских семей; завершить газификацию домов (квартир) природным газом; улучшить снабжение сельских потребителей электроэнергией; довести долю обучающихся в благоустроенных общеобразовательных учреждениях в первую смену до 90 процентов, привести условия обучения в соответствие с Санитарно-эпидемиологическими правилами СанПиН 2.4.2.1178-02 (далее - Санитарные правила) повысить уровень обеспеченности детскими дошкольными учреждениями до 58 процентов; повысить уровень обеспеченности больничными местами до 103 койко-мест на 10 тыс. человек; повысить уровень обеспеченности клубными учреждениями до 211 мест на 1 тыс. человек; улучшить информационно-консультационное обслуживание сельского населения; привлечь к регулярным занятиям физической культурой и спортом 35 процентов учащейся сельской молодежи и 22 процента работающих в сельской местности; расширить сеть комплексных предприятий торгово-бытового обслуживания; обеспечить ввод 28,7 тыс. телефонных номеров; привести в нормативно-техническое состояние 109,7 км автомобильных дорог; сохранить на объектах социальной сферы и инженерной инфраструктуры 1993 мест и создать 198 новых рабочих мест |
I. Содержание проблемы и обоснование
необходимости ее решения программными методами
Исторически для основной массы сельских поселений характерна бытовая неустроенность. Комплексную застройку и благоустройство из 1543 сельских поселений имеют только 38%. В среднем по области на 100 сельских поселений приходится 26 детских дошкольных учреждений, 35 школ, 52 клуба, 32 учреждения здравоохранения.
Сложившаяся ситуация в социальной сфере на селе является тормозом формирования социально-экономических условий устойчивого развития сельских территорий.
За последнее десятилетие в результате резкого спада сельскохозяйственного производства и ухудшения финансового положения отрасли социальная сфера на селе находится в кризисном состоянии, увеличилось отставание села от города по уровню и условиям жизни.
Основная часть сельского жилищного фонда не имеет элементарных коммунальных удобств.
За последнее десятилетие сеть участковых больниц сократилась. На 10 тыс. человек в сельской местности приходится 102 врачебные больничные койки, обеспеченность амбулаторно-поликлиническими учреждениями в расчете на 10 тыс. жителей на селе в 1,6 раза меньше, чем в городе.
Обеспеченность сельского населения врачами гораздо меньше по сравнению с городским населением.
Сеть физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений сократилась. Занимаются физической культурой и спортом всего 3%-5% взрослого населения и 8%-10% учащейся молодежи.
Сеть дошкольных образовательных учреждений по сравнению с 1990 годом уменьшилась на 47%. Из имеющихся на начало 2003 года 214 детских дошкольных учреждений 91% являются малокомплектными (на 1-3 группы).
Количество детей, посещающих детские дошкольные учреждения, снизилось с 58% до 53%, тогда как в городе оно составляет 64%.
См. текст абзаца 10 раздела I
За последние годы резко сократилась подготовка в сельских профессиональных училищах специалистов для агропромышленного комплекса. Если в 1991 году выпуск профессиональных кадров для агропромышленного комплекса составлял 843 человека, то в 2001 году только 632 человека.
За последнее десятилетие сократилось число клубов и домов культуры, киноустановок, библиотек.
В связи с увеличением издержек и резким падением платежеспособного спроса сельского населения розничная торговая сеть на селе уменьшилась по сравнению с 1990 годом наполовину.
Снизились объемы закупочной и производственной деятельности потребительской кооперации.
Потери электроэнергии из-за сверхнормативного износа электрических сетей возросли на 20%-25%.
К началу 2004 года более 133 км воздушных электрических линий и 136 трансформаторных подстанций, находящихся на балансе предприятий, отработали свой нормативный срок и требуют замены, их дальнейшая эксплуатация опасна для жизни потребителей. Более 30% линий электропередач, находящихся в муниципальной собственности, в результате сверхнормативной эксплуатации находится в ветхом, технически непригодном состоянии.
В сельской местности эксплуатируется 12 тыс. км распределительных газовых сетей, газифицировано 169 тыс. домов (квартир).
Большинство систем водоснабжения не имеет необходимых сооружений и технологического оборудования для улучшения качества воды или работает неэффективно, при этом 65% локальных водопроводов нуждается в реконструкции и 10% - в полном восстановлении. В результате 75% сельского населения вынуждено пользоваться водой, не соответствующей санитарным нормам и стандартам.
Телефонная сеть в сельских муниципальных образованиях физически и морально устарела. Только 28% абонентов имеет автоматический выход на междугородные телефонные станции.
Существующая сельская дорожно-транспортная сеть не соответствует растущим потребностям сельскохозяйственных товаропроизводителей, сдерживает интеграционные процессы, тормозит формирование в аграрном секторе рыночной инфраструктуры и препятствует организации выездных форм социального обслуживания сельского населения, развитию торгово-бытового и других видов сервиса.
В результате недостаточных инвестиций снизились объемы строительства объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры в сельской местности, увеличился сверхнормативный износ их основных фондов, сопровождающийся интенсивным сокращением имеющихся объектов социальной сферы и систем жизнеобеспечения.
Стремительно ухудшается демографическая ситуация на селе. Продолжительность жизни снизилась. Смертность значительно увеличилась во всех возрастных группах сельского трудоспособного населения, особенно у мужчин в возрасте 30-34 лет. Особую тревогу вызывает рост младенческой смертности.
Продолжается тенденция сокращения трудовых кадров сельского хозяйства и ухудшается качественный его состав. По сравнению с 1998 годом удельный вес механизаторов 1-го и 2-го класса сократился с 61% до 56%.
Сохранение деструктивных демографических процессов на селе, а также преобладание в структуре сельского населения пожилых людей, распространение алкоголизма и других проявлений асоциального поведения ставят под угрозу формирование трудового потенциала, адекватного новым требованиям, пагубно отражаются на перспективах оздоровления и роста сельской экономики.
Исходя из задач социально-экономической политики страны на ближайший период и долгосрочную перспективу, для преодоления критического положения в сфере социального развития села необходимо проведение упреждающих мероприятий.
Таким образом, необходимость разработки и реализации долгосрочной областной целевой программы "Социальное развитие села до 2010 года" (далее именуется Программа) обусловлена:
1) социально-политической остротой проблемы.
Для устойчивого социально-экономического развития сельских муниципальных образований и эффективного функционирования агропромышленного производства области необходима государственная поддержка развития социальной сферы и инженерной инфраструктуры на селе, а также несельскохозяйственных видов деятельности в сельской местности, расширения рынка труда, развития процессов самоуправления в сельской местности с целью активизации человеческого потенциала;
2) межотраслевым и межведомственным характером проблемы, необходимостью привлечения к ее решению органов законодательной и исполнительной власти на федеральном и региональном уровнях, органов местного самоуправления, профсоюзных организаций агропромышленного комплекса, общественных объединений сельских жителей.
Удаленность сельских поселений от центральных усадьб и районных центров предопределяет их автономное жизнеобеспечение и необходимость применения комплексного подхода к развитию сельских муниципальных образований.
Определение ресурсных потребностей села осуществляется органами местного самоуправления путем оценки, корректировки (разработки) схем районной планировки и генпланов застройки сельских муниципальных образований;
3) необходимостью приоритетной государственной финансовой поддержки развития социальной сферы и инженерного обустройства сельских территорий.
Без государственной поддержки в современных условиях сельские муниципальные образования не в состоянии эффективно участвовать в проведении социальных реформ, в удовлетворении основных жизненных потребностей проживающего на их территории населения.
Постановлением Липецкого областного Совета депутатов от 14 сентября 2006 г. N 1384-пс в раздел 2 настоящего приложения внесены изменения
II. Основные цели, задачи, сроки
и этапы реализации Программы
Программа разработана для достижения следующих основных целей:
- развитие социальной сферы и инженерной инфраструктуры сельских муниципальных образований;
- сокращение разрыва между городом и селом в уровне обеспеченности объектами социальной сферы и инженерной инфраструктуры, создание основ для повышения престижности проживания в сельской местности и содействие решению общегосударственных задач в области миграционной политики;
- создание правовых, организационных, институциональных и экономических условий для перехода к устойчивому социально-экономическому развитию сельских муниципальных образований, эффективная реализация полномочий органов местного самоуправления сельских территорий;
- расширение рынка труда в сельской местности и создание условий для развития сельской экономики с целью обеспечения более высокого уровня социального потребления сельского населения за счет роста собственных доходов;
- создание условий для завершения передачи объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры сельскохозяйственными предприятиями и организациями в ведение органов местного самоуправления.
Программные мероприятия направлены на решение следующих основных задач:
- стимулирование привлечения и закрепления для работы в социальной сфере и других секторах сельской экономики выпускников высших учебных и средних профессиональных заведений, молодых специалистов;
- улучшение состояния здоровья сельского населения за счет повышения доступности и качества первичной медико-санитарной помощи, занятий физической культурой и спортом для предупреждения заболеваний, поддержания высокой работоспособности;
- повышение роли физкультуры и спорта в деле профилактики правонарушений, преодоления распространения наркомании и алкоголизма;
- повышение образовательного уровня учащихся сельских школ, приведение качества образования в соответствие с современными требованиями, обеспечивающими конкурентоспособность кадров на рынке труда;
- активизация культурной деятельности на селе;
- предотвращение неблагоприятного воздействия вредных факторов и условий на здоровье обучающихся;
- развитие и расширение информационно-консультационного и правового обслуживания сельского населения по вопросам ведения личного подсобного и домашнего хозяйства, развитие несельскохозяйственных видов деятельности;
- повышение уровня и качества электро-, водо- и газоснабжения сельских поселений, обеспечение их телефонной и телекоммуникационной связью;
- расширение сети и благоустройство сельских автомобильных дорог с твердым покрытием;
- повышение уровня занятости сельского населения, сохранение и создание новых рабочих мест.
Учитывая ограниченность средств бюджетов всех уровней, поставленные в Программе задачи будут решаться путем формирования условий для самодостаточного развития сельских муниципальных образований, применения ресурсосберегающих подходов и технологий, создания благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата в сфере обустройства сельских муниципальных образований.
Основные пути решения программных задач:
- поддержка развития социальной сферы и инженерного обустройства сельских муниципальных образований;
- разработка и реализация эффективного экономического механизма, обеспечивающего содержание и эксплуатацию объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры села на уровне нормативных требований;
- повышение эффективности использования материально-технических и кадровых ресурсов социальной сферы села путем формирования предприятий интегрированного типа, внедрения новых прогрессивных форм деятельности;
- разработка и внедрение в сельском строительстве новых экономичных проектов жилых домов, жилищно-производственных, жилищно-сервисных комплексов, общественных зданий (в том числе многопрофильного использования), адаптированных к различным типам сельских поселений, их местоположению, демографической ситуации и другим условиям;
- удешевление сельского жилищно-гражданского строительства путем внедрения новых конструктивных решений, отечественных строительных материалов и технологий, расширения применения комплектов деталей и домов, строительства жилья "под ключ", развития инжиниринговых услуг, снижения стоимости строительных материалов, применяемых в сельском строительстве;
- создание условий для привлечения в социальную сферу села средств сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также средств других внебюджетных источников, организации и функционирования в сфере обслуживания сельского населения малых предпринимательских структур;
- формирование правового и методического обеспечения социального развития села.
Предусматривается, что Программа будет осуществляться в два этапа.
На первом этапе (2004-2006 годы) должно быть обеспечено совершенствование нормативно-правовой, организационно-управленческой и научно-методической базы социального развития села и создание условий, минимально необходимых для реализации социальных гарантий, установленных законодательством Российской Федерации.
На втором этапе (2007-2010 годы) предусматривается переход к формированию в сельских муниципальных образованиях условий, обеспечивающих более высокий жизненный стандарт, соответствующий новым требованиям к качеству рабочей силы и интенсивности труда, создание предпосылок устойчивого развития сельских территорий.
Исходя из ресурсных возможностей областного бюджета в 2004-2005 годах, приоритетными направлениями государственной поддержки являются жилищное строительство, газификация и водоснабжение сельских поселений, развитие средств связи общего пользования и строительство автомобильных дорог в сельской местности.
III. Мероприятия Программы
Программа призвана способствовать реализации задач, определенных основными направлениями социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу.
Мероприятия по научному обеспечению реализации Программы включают разработку новых технических подходов и технологий жилищно-гражданского строительства, инженерного обустройства сельских муниципальных образований, новых проектных решений по объектам жилищного, социально-культурного назначения с учетом развития фермерства и малого предпринимательства несельскохозяйственного характера, мониторинг процессов, происходящих в различных отраслях социальной сферы сельских поселений и подготовку предложений, рекомендаций по их регулированию.
Инвестиционные мероприятия по реализации Программы направлены на окончание строительства незавершенных объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры, замену ветхого и аварийного фонда зданий и сооружении, реконструкцию, техническое перевооружение действующих объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры сельских муниципальных образований, а также новое строительство.
Организационное обеспечение включает реализацию мероприятий областного уровня по проведению инвентаризации и оптимизации сети объектов социальной сферы, оказанию содействия хозяйствующим субъектам, участвующим в социальном развитии села, созданию других условий, способствующих улучшению условий жизни сельского населения, демографической и социально-психологической ситуации на селе.
Программа является комплексной и включает систему мероприятий в области жилищной сферы, развития в сельской местности сети учреждений образования, здравоохранения, культуры, информационно-консультационного обеспечения, систем электро-, водо- и газоснабжения, сети автомобильных дорог общего пользования и телекоммуникационной связи.
Постановлением Липецкого областного Совета депутатов от 28 мая 2008 г. N 663-пс в подраздел 1 раздела 3 настоящего приложения внесены изменения
1. Развитие жилищного строительства в сельской местности
В целях улучшения жилищных условий сельских граждан, не обладающих достаточными собственными накоплениями, Программа предусматривает:
- формирование финансовых, организационных и кредитно-финансовых механизмов приобретения и строительства жилья, включая механизмы ипотечного жилищного кредитования;
- создание условий, способствующих привлечению внебюджетных средств в жилищное строительство в сельской местности.
Участниками Программы являются жители Липецкой области, изъявившие желание построить или приобрести на условиях Программы жилье в сельской местности на территории области и относящиеся к следующим категориям граждан:
а) молодые специалисты, под которыми понимаются граждане Российской федерации в возрасте не старше 35 лет, имеющие законченное высшее (среднее, начальное) профессиональное образование, либо учащиеся последнего курса образовательных учреждений высшего (среднего, начального) профессионального образования, отвечающие в совокупности следующим условиям:
работают или изъявили желание работать по трудовому договору не менее 5 лет в организациях агропромышленного комплекса или социальной сферы в сельской местности в соответствии с полученной (получаемой) квалификацией;
постоянно проживают или изъявили желание проживать в сельской местности;
нуждаются в улучшении жилищных условий либо не имеют жилья в сельской местности, в которой работают, или изъявили желание работать по трудовому договору не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы;
б) молодая семья, под которой понимаются состоящие в зарегистрированном браке лица, один из которых является гражданином Российской федерации, постоянно проживающие на территории области, в возрасте не старше 35 лет, или неполная семья, которая состоит из одного родителя, чей возраст не превышает 35 лет, и одного или более детей (в том числе усыновленных), отвечающие в совокупности следующим условиям:
один из членов молодой семьи (родитель неполной семьи) работает или изъявил желание работать по трудовому договору не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в сельской местности;
постоянно проживает или изъявила желание постоянно проживать в сельской местности;
нуждается в улучшении жилищных условий либо не имеет жилья в сельской местности, в которой один из членов молодой семьи (родитель неполной семьи) работает или изъявил желание работать по трудовому договору не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы;
в) иные граждане Российской Федерации, отвечающие в совокупности следующим условиям:
постоянно проживающие в сельской местности;
документально подтвердившие наличие собственных (в том числе заемных) средств в размере не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья;
нуждающиеся в улучшении жилищных условий.
Под сельской местностью в настоящей Программе понимаются сельские поселения или сельские поселения и межселенные территории, объединенные общей территорией в границах муниципального района, а также сельские населенные пункты, входящие в состав городских поселений или городских округов, на территории которых преобладает деятельность, связанная с производством и переработкой сельскохозяйственной продукции. Перечень таких сельских населенных пунктов на территории области определяется администрацией Липецкой области.
Участникам Программы предоставляются социальные выплаты в соответствии с законом области о социальных выплатах жителям Липецкой области на приобретение или строительство жилья.
Участники Программы, получившие социальные выплаты на приобретение или строительство жилья в соответствии с Законом области "О социальных выплатах жителям Липецкой области на приобретение или строительство жилья", используют их на:
а) приобретение готового жилого помещения в сельской местности, которую они избрали для постоянного проживания;
б) создание объекта индивидуального жилищного строительства (далее - строительство жилого дома) в сельской местности, которую они избрали для постоянного проживания, в том числе на завершение ранее начатого строительства жилого дома;
в) приобретение жилого помещения путем участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома в сельской местности, которую они избрали для постоянного проживания.
Приобретенное или построенное получателем социальной выплаты жилое помещение должно быть пригодным для постоянного проживания граждан, при этом общая площадь жилого помещения в расчете на 1 члена семьи не должна быть меньше размера, равного учетной норме площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления. Жилое помещение оформляется в общую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве.
2. Развитие сети общеобразовательных учреждений в сельской местности
См. текст подраздела 2
3. Развитие сети учреждений первичной медико-санитарной
помощи в сельской местности
См. текст подраздела 3
4. Развитие физической культуры и спорта в сельской местности
См. текст подраздела 4
5. Развитие культурно-досуговой деятельности в сельской местности
См. текст подраздела 5
6. Развитие торгового и бытового обслуживания в сельской местности
См. текст подраздела 6
7. Развитие электрических сетей в сельской местности
Основной задачей развития электрических сетей в сельской местности является обеспечение надежного, безопасного и эффективного электроснабжения сельских потребителей при снижении электроемкости производства продукции и создание комфортных социально-бытовых условий жизни.
Состояние распределительных сетей 0,38-10 кВ из года в год ухудшается, количество электрических сетей, находящихся в непригодном и неудовлетворительном состоянии, ежегодно увеличивается из-за недостаточного финансирования и постоянного сокращения объемов строительства (реконструкции) сетей, взамен пришедших в негодность.
Большая часть линий электропередачи 0,3810 кВ построена в период массовой электрификации села с применением деревянных или железобетонных опор, рассчитанных на малые гололедные и ветровые нагрузки, имеющих сниженную пропускную способность из-за малых сечений проводов. В тоже время это объекты повышенной опасности и их повреждения могут приводить не только к перерывам электроснабжения, но и к травматизму населения.
По состоянию на 01.01.2004 амортизировано:
- 4208 км ВЛ 0,38 кВ (40%);
- 2863 км ВЛ 6-10 кВ (24%);
- 3550 ТП 6-10/0,38 кВ (61%).
Программа предусматривает следующие мероприятия в области развития электрических сетей в сельской местности:
- обеспечение бесперебойного снабжения электроэнергией сельского населения и других потребителей, расположенных в сельской местности;
- повышение качества потребляемой на селе электроэнергии.
Реализация мероприятий согласно приложению N 7 позволит повысить надежность и эффективность электроснабжения населения сельской местности и сохранить 182 рабочих места.
Объем финансирования мероприятий согласно приложению N 7 за счет средств областного бюджета составляет 564 млн. руб.
8. Развитие газификации в сельской местности
Основной целью Программы в области развития газификации в сельской местности является повышение уровня снабжения природным газом сельского населения и создание комфортных условий труда и быта в сельской местности.
Программа предусматривает следующие мероприятия в области развития газификации в сельской местности:
- завершить строительство и реконструкцию распределительных газовых сетей в сельских муниципальных образованиях;
- повысить уровень газификации жилого фонда в сельской местности;
- внедрить экономичные энергосберегающие технологии строительства и эксплуатации газовых сетей, высокоэффективного и экологически безопасного оборудования для использования газового топлива;
- повысить эффективность использования природного газа.
На 01.01.2004 на территории области проложено свыше 15,0 тыс. км газовых сетей, из них 12,0 тыс. км в сельской местности, газифицировано 446,0 тыс. квартир, из них 169,0 тыс. квартир на селе.
Процент газификации в городах и рабочих поселках составил 90%, в т.ч. на селе 63%.
В сфере газификации будет создано 53 рабочих места.
Окончание газификации Липецкой области ожидается в 2005 году.
Объем финансирования мероприятий согласно приложению N 8 за счет средств областного бюджета составляет 197,16 млн. руб.
9. Развитие телекоммуникационных систем
в сельской местности
Основной целью развития телекоммуникационных сетей в сельской местности является обеспечение населения, предприятий, учреждений и организаций телефонной связью и другими информационными услугами.
Начиная с 2004 года запланировано ввести в эксплуатацию 29 тыс. номеров сельских цифровых АТС. Прирост монтированной емкости составит 18 тыс. номеров. Замена морально устаревшего оборудования на современное цифровое составит 11 тыс. номеров. Телефонная плотность в сельской местности увеличится до 20,5 телефонов на 100 человек.
Программа предусматривает следующие мероприятия по развитию телекоммуникационных сетей:
- внедрение предложений по максимальному использованию свободных емкостей автоматизированных телефонных станций и линейных сооружений, а также современных технологий проектирования;
- поэтапная экономически обоснованная замена морально устаревших автоматизированных телефонных станций на электронные;
- улучшение методов и форм развития и эксплуатации сетей телефонной связи;
- осуществление проектирования, разработки, испытания и внедрения новых средств телекоммуникаций и информационных услуг.
Развитие телекоммуникационных услуг сетей в сельской местности согласно приложению N 10 позволит улучшить условия жизнедеятельности сельского населения, повысить уровень комфортности сельского быта и создать 64 рабочих места.
Объем финансирования мероприятий согласно приложению N 9 за счет средств областного бюджета составляет 122 млн. руб.
10. Развитие сети автомобильных дорог в сельской местности
См. Программу совершенствования и развития сети автомобильных дорог Липецкой области на 2005-2010 годы, утв. постановлением Липецкого областного Совета депутатов от 9 декабря 2004 г. N 678-пс
Общая протяженность территориальных автомобильных дорог общего пользования области составляет 5514 км, в том числе с асфальтобетонным покрытием 4276 км, с покрытием из черного щебня 268 км, с покрытием из белого щебня 273 км, грунтовых дорог 697 км.
В рамках реализации Программы необходимо довести до нормативного состояния 109,7 км дорог.
Реализация мероприятий по развитию сети автомобильных дорог в сельской местности будет способствовать:
- расширению сети и благоустройство сельских автомобильных дорог с твердым покрытием;
- повышению уровня занятости сельского населения, созданию новых рабочих мест;
- улучшению состояния здоровья сельского населения, за счет повышения доступности первичной медико-санитарной помощи;
- снижению себестоимости перевозок;
- сокращению объемов вредных выбросов в атмосферу;
- сокращению времени доставки и сохранности грузов;
- повышению производительности транспортных средств и т.д.
Развитие сети автомобильных дорог в сельской местности позволит создать 46 рабочих мест.
Объем финансирования мероприятий согласно приложению N 10 за счет средств областного бюджета составляет 356,9 млн. рублей.
Постановлением Липецкого областного Совета депутатов от 3 апреля 2008 г. N 600-пс подраздел 11 раздела III настоящего приложения изложен в новой редакции
11. Развитие трудовой занятости населения
сельской местности
Целью мероприятий по развитию трудовой занятости населения является сохранение и развитие уровня трудовой занятости населения в сельской местности, в том числе молодежи.
В этом направлении программой предусмотрены следующие мероприятия:
- совершенствование механизмов, направленных на развитие временных общественных работ;
- повышение уровня профессионального образования безработных граждан.
Выполнение мероприятии согласно приложению N 11 позволит повысить уровень занятости населения в сельской местности, конкурентоспособность, профессиональную и трудовую мобильность незанятых сельских граждан на рынке труда. Планируется ежегодно проводить обучение двух тыс. человек. Будут ежегодно созданы дополнительные условия для временном занятости населения в количестве 1,3 тыс. человек.
Объем финансирования мероприятий согласно приложению N 11 за счет средств областного бюджета составляет 3125,9 тыс. руб.
12. Развитие водоснабжения сельских населенных пунктов
Главными целями в области развития водоснабжения в сельской местности являются обеспечение сельского населения питьевой водой в достаточном количестве, улучшение на этой основе состояния здоровья населения и оздоровление социальноэкологической обстановки в сельской местности, а также рациональное использование природных водных источников, на которых базируется питьевое водоснабжение.
По состоянию на 01.01.2004 централизованная система водоснабжения области насчитывает 7094 км водопроводных сетей и 4502 артезианские скважины. Из них 3130 скважин и 5156 км водопроводных сетей обеспечивают питьевой водой население 1279 сельских населенных пунктов.
Эксплуатацией систем водоснабжения и водоотведения занято 8 специализированных и 14 многоотраслевых предприятий.
Состояние большинства сельских водопроводов продолжает оставаться неудовлетворительным. Во многих хозяйствах скважины заброшены, бездействуют, герметизация устьев отсутствует, территория 1-го пояса зоны санитарной охраны (ЗСО) не огорожена, имеется свободный доступ посторонних лиц к водозаборным сооружениям. Несвоевременно проводится тампонаж бездействующих скважин. На селе отсутствует служба по ремонту и эксплуатации водопроводных сооружений, что не дает возможности своевременно провести их ремонт.
Состояние водопроводных сетей неудовлетворительное, сети старые, ветхие, замена их не проводится во многих хозяйствах 20-30 лет, изношенность водопроводных сетей достигает 80%.
Для централизованного водоснабжения на территории области используются подземные воды в основном шести водоносных горизонтов.
Вода, подаваемая населению, подвержена загрязнению, т.к. в области насчитывается более 360 очагов загрязнения.
Отрицательное влияние на качество подземных вод оказывает неэффективная работа очистных сооружений и накопителей сточных вод, около 50% которых находятся в неудовлетворительном состоянии и требуют немедленного ремонта.
98,5% населения обеспечено централизованным водоснабжением и лишь 1,5% жителей пользуются децентрализованными источниками водоснабжения без соответствующей водоподготовки.
Эксплуатируемые водоносные горизонты имеют различные категории защищенности. Это вынуждает проводить постоянное круглогодичное хлорирование воды на всех водозаборах.
Во многих населенных пунктах, вследствие выхода из строя скважин, остро ощущается недостаток питьевой воды. В связи с этим, необходимо провести большой комплекс работ по ремонту существующих и строительству новых скважин и водопроводных сетей.
В целях решения указанных в настоящем разделе проблем постановлением Липецкого областного Совета депутатов от 23 декабря 2003 года N 429-пс утверждена областная целевая программа "Государственная поддержка обеспечения населения Липецкой области питьевой водой на 2004-2010 годы", которая предусматривает финансирование из областного бюджета мероприятий по развитию водоснабжения на территории области в объеме 714,66 млн. рублей.
Постановлением Липецкого областного Совета депутатов от 14 сентября 2006 г. N 1384-пс в раздел 4 настоящего приложения внесены изменения
IV. Финансовое и ресурсное обеспечение Программы
При разработке стратегии ресурсного обеспечения Программы учитывались реальная ситуация в финансово-бюджетной сфере на областном уровне, высокая общеэкономическая, социально-демографическая и политическая значимость проблемы, а также реальная возможность ее решения при вовлечении в инвестиционную деятельность всех участников реализации Программы, включая сельское население.
Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств областного бюджета, а также средств федерального бюджета. При строительстве (приобретении) жилья на селе субсидии могут предоставляться одновременно из бюджетов различных уровней каждому участнику программы.
Для реализации мероприятий настоящей программы предусмотрено выделение средств областного и местных бюджетов (по согласованию) 4171,5 млн. рублей.
Граждане, получившие заем по Программе "Свой дом", имеют право на государственную поддержку за счет средств областного бюджета (субсидию) по настоящей Программе, при этом заемные средства могут быть представлены только по одной программе.
Затраты на реализацию Программы определены исходя из потребности ввода в действие объектов социальной сферы и инженерного обустройства села, из фактической стоимости строительства единицы мощности и удельных капитальных вложений на строительство.
Первоочередному финансированию подлежат работы на объектах, не завершенных строительством, на объектах, находящихся в ветхом и аварийном состоянии, а также имеющих высокую степень технической строительной готовности.
Контроль за целевым использованием средств, выделяемых на реализацию мероприятий Программы, осуществляется государственным заказчиком Программы.
Липецкий областной комитет государственной статистики совместно с государственным заказчиком-координатором Программы организует ведение статистической отчетности по ее реализации.
V. Механизм реализации Программы
Механизм реализации Программы базируется на принципах социального партнерства сельского населения, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти области и органов местного самоуправления, хозяйственных и общественных организаций, а также четкого разграничения полномочий и ответственности всех участников Программы.
Реализация Программы осуществляется государственным заказчиком с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти области и органов местного самоуправления.
Государственный заказчик Программы осуществляет:
- нормативно-правовое и методическое обеспечение реализации Программы;
- подготовку предложений по объемам и условиям предоставления средств областного бюджета для реализации Программы;
- организацию информационной и разъяснительной работы, направленной на освещение целей и задач Программы;
- координацию деятельности исполнителей в ходе реализации Программы;
- контроль за целевым использованием бюджетных средств.
Государственный заказчик может на договорной основе передавать выполнение части своих функций органам исполнительной власти, участвующим в реализации Программы.
Основанием для получения государственной поддержки за счет средств федерального бюджета на развитие объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры на селе является бюджетная заявка органов исполнительной власти области на реализацию мероприятий Программы, а также заключение ими ежегодных соглашений с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.
VI. Организация управления реализацией Программы
и контроль за ходом ее выполнения
Управление реализацией Программы осуществляет администрация области, являющаяся государственным заказчиком Программы.
Государственный заказчик обеспечивает согласованность действий по подготовке и реализации программных мероприятий, целевому и эффективному использованию средств областного бюджета, финансирование программных мероприятий; осуществляет взаимодействие с исполнителями Программы, ответственными за выполнение программных мероприятий.
Исполнители Программы ежегодно в срок до 20 января представляют отчет о целевом использовании средств областного бюджета в администрацию области и областной Совет депутатов.
Постановлением Липецкого областного Совета депутатов от 14 сентября 2006 г. N 1384-пс в раздел 7 настоящего приложения внесены изменения
VII. Оценка эффективности, социально-экономических
и экологических последствий реализации Программы
В результате реализации Программы предусматривается создание правовых, организационно-управленческих, финансовых и материально-технических условий, способствующих предотвращению дальнейшего ухудшения ситуации в области социального развития на селе, решению жилищной проблемы сельского населения, инженерному обустройству сельских муниципальных образований, обеспечению доступности получения сельскими жителями качественного образования, а также повышению уровня медицинского, культурного, торгового, бытового и информационно-консультационного обслуживания сельского населения.
Более 19 тыс. сельских семей улучшат жилищные условия, при этом повысится уровень предоставления коммунальных услуг. Завершить газификацию жилищного фонда. Будет ликвидирован сверхнормативный износ основных фондов социальной сферы и инженерной инфраструктуры. Обеспеченность больничными местами будет доведена до 103 койко-мест на 10 тыс. человек, клубными учреждениями - до 211 мест на 1 тыс. человек, при этом количество привлеченных к регулярным занятиям физкультурой и спортом составит 35% учащейся сельской молодежи и 22% работающих в сельской местности.
См. текст абзаца 3 раздела VII
Развитие телекоммуникационных сетей позволит обеспечить дополнительно 29 тыс. сельских потребителей телефонной и информационной связью, транспортные издержки в себестоимости сельскохозяйственной продукции будут снижены до 20%-25%.
В демографической области предполагается снижение уровня заболеваемости и смертности детей, а также трудоспособного населения на 8%-10%.
В области занятости сельского населения предусматривается более полное использование трудоспособного населения, снижение уровня безработицы в результате сохранения на объектах социальной сферы и инженерной инфраструктуры, создания дополнительных рабочих мест и получения сельским населением дополнительных доходов.
В области кадрового обеспечения сельскохозяйственного производства будет создана минимально необходимая база для преодоления негативных тенденций в кадровом обеспечении сельскохозяйственного производства, привлечения и закрепления в сельском хозяйстве профессионально подготовленной молодежи, а также для формирования в отрасли стабильного, высококвалифицированного кадрового потенциала, способного к освоению высокоэффективных технологий. В результате реализации Программы будет сохранено 1993 и создано 198 рабочих мест.
Экономическая эффективность от реализации Программы состоит в увеличении производительности сельскохозяйственного труда на 20%-25% на основе:
- улучшения здоровья сельских жителей, повышения их общеобразовательной и профессиональной подготовки, создания в сельской местности благоприятных жилищных условий;
- сокращения потерь рабочего времени, связанных с заболеваемостью;
- сокращения потерь сельскохозяйственной продукции при ее транспортировке.
Реализация Программы будет иметь благоприятные экологические последствия.
При разработке проектов по строительству объектов социальной сферы и инженерного обустройства на селе уже на стадии проработки технико-экономического обоснования этих проектов будут предусматриваться меры по защите окружающей среды, что позволит исключить применение в жилищно-гражданском строительстве экологически вредных материалов, а использование легких современных конструктивных материалов приведет к снижению энергозатрат на их производство, транспортировку и монтаж.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.