Областное трехстороннее соглашение
на 2003-2005 годы между Администрацией Липецкой области,
Федерацией профсоюзов Липецкой области, объединениями работодателей
Липецкой области от 31 января 2003 г.
Настоящее Областное трехстороннее соглашение фактически прекратило действие в связи с истечением срока действия
О ходе выполнения областного трехстороннего соглашения в 2003 г. см. постановление Липецкой областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 4 февраля 2004 г. N 1
Настоящее соглашение заключено в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации "О коллективных договорах и соглашениях" и областными Законами "О социальном партнерстве", "О трехсторонних комиссиях по регулированию социально-трудовых отношений в Липецкой области" с целью совершенствования социального партнерства на основе практического внедрения необходимых условий для стабилизации и стимулирования производства, развития региональной системы защиты социально-трудовых прав граждан, населения области.
Стороны, подписавшие соглашение:
- признают необходимым заключение территориальных, отраслевых и иных соглашений, коллективных договоров на предприятиях и в организациях, действующих на территории области, независимо от форм собственности и обязуются оказывать всестороннее содействие в повышении их действительности. Считают стороной, представляющей интересы работников при проведении коллективных переговоров, первичные профсоюзные организации и объединения профсоюзов, при их отсутствии - иных представителей, избираемых работниками в соответствии с законодательством.
Настоящее соглашение рассматривается сторонами как основа для переговоров в отраслях и организациях.
Обязательства и гарантии, включенные в данное соглашение. Являются минимальными и не могут быть изменены в сторону снижения социальной и экономической защищенности трудящихся.
В развитие соглашения и для его реализации стороны в рамках областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений вырабатывают документы, принимают необходимые решения, обращения в адрес законодательных, исполнительных органов власти Российской Федерации, Липецкой области и добиваются их реализации с учетом мнения территориальных трехсторонних комиссий.
Организации, заключившие коллективный договор, присоединившиеся к данному Соглашению, участвующие в его реализации пользуются особой поддержкой при рассмотрении в администрации области и других государственных организациях вопросов обеспечения своей социальной и экономической деятельности, оказании практической помощи в совершенствовании производственно-экономических и связанных с ними социально-трудовых отношений со стороны администрации, профсоюзов, работодателей.
Зафиксированные в ряде пунктов соглашения суммы средств, направленных на реализацию намеченных мероприятий, включаются отдельной строкой в областной бюджет и соответствующие нормативные документы Федерации профсоюзов области и объединений работодателей.
Обязательства сторон
I. В области стабилизации экономики
Администрация:
1.1. Обеспечивает выполнение программы экономического и социального развития области на 2003 и последующие годы.
1.2. Осуществляет меры по предотвращению сокращений объемов производства и услуг в отраслях хозяйственного комплекса области, готовит предложения по осуществлению реструктуризации, финансовому оздоровлению неплатежеспособных предприятий.
1.3. Осуществляет содействие развитию малого и среднего бизнеса с целью увеличения объемов производства, создания новых рабочих мест согласно "Программы поддержки малого предпринимательства в Липецкой области".
1.4. Разрабатывает мероприятия по инвестиционной политике и контролирует их реализацию на территории области.
Осуществляет государственную поддержку юридических и физических лиц, реализующих высокоэффективные проекты, направленные на насыщение товарного рынка, создание новых рабочих мест, повышение инвестиционной активности и привлечение средств инвесторов в приоритетные для области направления.
Содействует привлечению в экономику области отечественных и иностранных инвестиций.
1.5. Способствует развитию системы сбыта сельскохозяйственной продукции, а также рынков разнообразных видов работ и услуг.
1.6. Проводит в пределах предусмотренных бюджетных средств финансирование мероприятий по коренному улучшению земель, поддержке элитного семеноводства, племдела, приобретению средств защиты растений, противоэпизоотическим мероприятиям.
1.7. Осуществляет формирование регионального продовольственного фонда и создание продовольственных резервов на основе авансирования сельхозтоваропроизводителей, поставляющих свою продукцию для государственных нужд.
1.8. Осуществляет регулирование зернового рынка за счет формирования продовольственного фонда, внедрение современных рыночных инструментов, обеспечивающих создание общероссийского организованного рынка зерна и продовольствия, развитие рыночной инфраструктуры области.
1.9. Разрабатывает и реализует меры государственной поддержки развития агропромышленного комплекса, направленные на создание условий для эффективного функционирования сельскохозяйственных предприятий всех форм собственности, укрепления материально-технической базы сельского хозяйства.
Предусматривает в проекте областного бюджета долю ассигнований на развитие агропромышленного комплекса на уровне, сложившемся в предыдущие годы.
1.10. Реализует меры, направленные на создание экономических условий развития предпринимательства на селе, привлечение инвестиций в сельское хозяйство области.
1.11. Обеспечивает ведение реестра показателей эффективности государственных унитарных предприятий.
1.12. Разрабатывает меры по повышению собираемости налогов и платежей в бюджеты всех уровней.
1.13. Добивается финансирования федеральных целевых программ в соответствии с утвержденными лимитами и участвует в их реализации на территории области.
1.14. Содействует развитию жилищно-коммунального хозяйства без ущемления интересов граждан.
1.15. Способствует сохранению и развитию инфраструктуры села.
1.16. Содействует развитию системы бытового обслуживания населения, потребительской кооперации.
1.17. Не реже одного раза в полугодие публикует в печати информацию об использовании средств областного бюджета.
Администрация и работодатели:
1.18. В целях продвижения продукции предприятий области на межрегиональный и региональный рынок содействуют развитию ярмарочно-выставочной деятельности.
Работодатели:
1.19. Участвуют в разработке и реализации приоритетных направлений экономики области и социальных программ.
1.20. Обеспечивают соблюдение установленных законодательством прав работников предприятий в области трудовых отношений и социальных гарантий.
1.21. Обеспечивают сохранение производственных мощностей, товарного производства, нормализуют процесс их качественного обновления за счет своевременного перепрофилирования производства с учетом требования рынка, активизации инвестиций. Не допускают банкротства предприятий.
Профсоюзы:
1.22. Содействуют осуществлению мероприятий, не противоречащих действующему законодательству, направленных на реализацию экономических реформ в области.
Оказывают правовую и методическую помощь профсоюзным организациям, членам профсоюзов, защищают права и интересы членов профсоюзов при смене собственника, изменении форм собственности организаций.
Способствуют развитию активности работников организаций в управлении производством, в решении вопросов оздоровления финансово-экономического положения организаций.
1.23. Защищают интересы и права работников при акционировании организаций, добиваются включения своих представителей в состав приватизационных комиссий и органов управления организациями.
1.24. Участвуют в управлении и осуществляют общественный контроль за расходованием средств областных социальных внебюджетных фондов через деятельность координационных советов.
1.25. Содействуют укреплению производственной и трудовой дисциплины.
II. В сфере развития человеческих ресурсов, рынка труда
и занятости населения
Администрация, работодатели и профсоюзы:
2.1. Обеспечивают анализ состояния трудовых ресурсов, разрабатывают меры, направленные на развитие трудового потенциала, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы, ее сбалансированности с рабочими местами, смягчение последствий долговременной безработицы.
2.2. Обеспечивают разработку и реализацию программ содействия занятости населения, в том числе для категорий, нуждающихся в особой поддержке - женщин, несовершеннолетних, лиц предпенсионного возраста, инвалидов и т.д.
2.3. В случаях возникновения критической ситуации на рынке труда разрабатывают программу экстренных мер, направленных на содействие занятости населения, поддержку высвобождаемых работников, определяют источники финансирования этих мероприятий.
2.4. Восстанавливают и совершенствуют традиционные формы чествования человека труда, поднятия престижа массовых профессий через проведение различных конкурсов профессионального мастерства, учреждение Досок почета, Книг "Трудовая слава" и других форм чествования лучших трудовых коллективов, их руководителей и работников, добивающихся наилучших результатов в труде, науке, творчестве, общественной деятельности.
2.5. Участвуют в работе областного координационного комитета содействия занятости населения.
2.6. Проводят текущее и перспективное прогнозирование потребности в рабочих кадрах и специалистах в целях организации заблаговременной их подготовки.
2.7. Содействуют расширению видов оплачиваемых общественных работ.
2.8. В ситуациях массового высвобождения работающих руководствуются критериями, определенными постановлением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 1993 года N 99.
Администрация:
2.9. Способствует реализации мер, направленных на повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы через реализацию Концепции развития кадрового потенциала Липецкой области на 2003-2005 годы и территориальных программ содействия предприятиям в профессиональном развитии персонала на производстве.
2.10. В случаях массового высвобождения работников организаций и затруднений в их дальнейшем трудоустройстве по предложению органов службы занятости, профсоюзных органов рассматривается вопрос о приостановке или поэтапном высвобождении.
2.11. Предусматривает квотирование рабочих мест для граждан с пониженной конкурентоспособностью на рынке труда (инвалидов, сирот, многодетных матерей и др.)
2.12. Содействует организации общественных работ и временной занятости несовершеннолетних граждан в свободное от учебы время.
Работодатели:
2.13. Реализуют меры по обеспечению ритмичной работы производства, сохранению трудовых коллективов, предупреждению высвобождения работников.
2.14. Предоставляют возможность трудоустройства на вновь вводимые рабочие места ранее высвобожденным работникам при соответствии их квалификации требованиям производства, а в сельскохозяйственном производстве первоочередную возможность трудоустройства из числа постоянно проживающего сельского населения.
2.15. Осуществляют прогнозные расчеты потребности в работниках на перспективу.
2.16. Организуют профессиональное обучение и повышение квалификации персонала на производстве, предоставляют высвобождаемым работникам возможность переобучения новым профессиям до наступления срока расторжения трудового договора.
2.17. Предоставляют, не позднее, чем за два месяца, в органы службы занятости сведения о предстоящих высвобождениях работников.
2.18. При рассмотрении вопросов целесообразности привлечения и использования иностранной рабочей силы отдают приоритет местным трудовым ресурсам.
2.19. Предоставляют оплачиваемые рабочие места для временного трудоустройства безработных и несовершеннолетних граждан в свободное от учебы время.
Выделяют и создают рабочие места в счет квоты для граждан, особо нуждающихся в социальной защите.
2.20. При проведении процедуры банкротства включают в ликвидационные комиссии представителей профсоюзных организаций.
2.21. Оказывают материальную помощь сокращаемым работникам согласно условиям коллективного договора.
Профсоюзы:
2.22. Участвуют в разработке и реализации программы "Содействия занятости населения Липецкой области на 2002-2005 годы", осуществляют контроль за соблюдением законодательства в области занятости населения, принимают меры по защите членов профсоюзов всеми формами, в том числе через суды.
2.23. Через коллективные договоры добиваются включения достаточного финансирования мероприятий, направленных на сохранение и увеличение объема работ, числа рабочих мест, повышение квалификации и рост профессионального мастерства кадров, переподготовку высвобождаемых работников, предоставление им льгот и компенсаций, дополнительных к установленным законодательством.
Содействуют трудоустройству и сохранению рабочих мест граждан, нуждающихся в особой социальной защите (инвалиды, одинокие и многодетные родители, сироты и др.).
2.24. При увольнении работников по сокращению штатов контролируют выполнение работодателями гарантий, льгот и компенсаций высвобожденным работникам, предусмотренных действующим законодательством и колдоговорами, соглашениями.
2.25. Вносят на рассмотрение администрации области, органов местного самоуправления предложения о временной приостановке массового высвобождения работников.
2.26. Предоставляют бесплатную консультационную и правовую помощь профсоюзным организациям, членам профсоюзов по вопросам занятости.
2.27. Оказывают материальную помощь безработным членам профсоюзов с учетом финансовых возможностей.
2.28. Добиваются на предприятиях и в организациях включения в коллективные договоры норм, исключающих необоснованное и массовое применение срочных трудовых договоров.
2.29. При заключении коллективных договоров и соглашений добиваются принятия работодателями обязательств о включении в состав ликвидационных комиссий представителей профсоюзных организаций для обеспечения защиты интересов работников в процессе проведения процедуры банкротства.
III. В области доходов, социальной защиты населения и защиты
трудовых прав граждан
Администрация, работодатели, профсоюзы:
3.1. Осуществляют меры в пределах своей компетенции, направленные на рост заработной платы, опережающий темпы роста инфляции, повышение уровня жизни населения области, уменьшение численности граждан, имеющих среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума.
3.2. Осуществляют комплекс мер по поэтапному приближению минимального размера оплаты труда работающего к величине прожиточного минимума в области согласно областных отраслевых соглашений.
3.3. Разрабатывают предложения и принимают практические действия по:
- регулированию заработной платы работников различных отраслей на основе социального партнерства, отраслевых тарифных соглашений, коллективных договоров;
- обеспечению своевременной выплаты текущей заработной платы, стипендий, пособий и погашения задолженности в организациях независимо от форм собственности и источников финансирования.
3.4. Обеспечивают соблюдение установленных законодательством прав работников в области трудовых отношений и социальных гарантий.
3.5. Обеспечивают выполнение Комплексной программы по социальной поддержке населения и Положения об оказании адресной помощи малоимущим слоям населения области.
3.6. Обеспечивают разработку и внедрение областного тарифного соглашения между администрацией области, Федерацией профсоюзов и объединением работодателей, устанавливающего систему оплаты труда, восстановление цены рабочей силы.
3.7. Осуществляют контроль за обеспечением минимальных государственных социальных гарантий в области оплаты труда, своевременностью выплаты заработной платы в организациях всех форм собственности.
3.8. Продолжают проведение областного конкурса "Коллективный договор, эффективность производства - основа защиты социально-трудовых прав граждан".
3.9. В целях проведения согласованной политики по развитию системы негосударственного пенсионного обеспечения населения области в рамках действующего федерального законодательства разрабатывают и реализуют программы негосударственного пенсионного обеспечения.
Администрация:
3.10. Обеспечивает реализацию нормативных актов по прожиточному минимуму в соответствии с Федеральным законом "О прожиточном минимуме в Российской Федерации".
3.11. Рассчитывает ежеквартально прожиточный минимум по социально-демографическим группам населения и информирует население. Принимает меры по расширению сферы действия прожиточного минимума как социального стандарта для поддержания жизненного уровня населения.
3.12. Принимает меры по повышению уровня заработной платы работникам бюджетной сферы, финансируемым из областного бюджета, с учетом величины прожиточного минимума.
3.13. Содействует оказанию различных видов материальной помощи малоимущим слоям населения, поддерживает развитие благотворительной деятельности. Предоставляет субсидии малообеспеченным категориям населения на газификацию домов в установленном порядке. Обеспечивает бесплатным питанием детей первого и второго года жизни в семьях, имеющих среднедушевой доход ниже прожиточного минимума.
О государственной социальной помощи см. Закон Липецкой области от 29 марта 2005 г. N 179-ОЗ
Проводит необходимую работу по предоставлению компенсаций (субсидий) гражданам при оплате за жилье и коммунальные услуги по критерию среднедушевого дохода семьи.
3.14. Организует обеспечение лечебных, санаторно-курортных, интернатных и детских дошкольных учреждений продуктами питания в соответствии с установленными натуральными нормами.
3.15. Принимает практические меры по социальному развитию села, направляя усилия на приближение уровня жизни сельского населения к уровню жизни городского населения, на развитие в сельской местности различных отраслей материального производства и сферы услуг и культуры.
3.16. Обеспечивает гарантированный государством уровень бесплатного образования в общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях, обучения в детско-юношеских спортивных школах и других организациях дополнительного образования.
Контролирует вопросы содержания детей в ведомственных детских дошкольных учреждениях.
Не допускает использования учебных площадей под коммерческую деятельность или не по прямому назначению.
По мере изыскания дополнительных возможностей принимает на свой баланс и обеспечивает финансирование ведомственных дошкольных учреждений, детско-юношеских спортивных школ, детских оздоровительных загородных лагерей от организаций, не имеющих средств на их содержание.
Содействует созданию необходимых условий для оздоровления, занятий физкультурой, спортом и туризмом различных категорий населения, особенно, детей и молодежи, сельского населения, малообеспеченных граждан.
3.17. Открывает II очередь оздоровительного центра "Лесная сказка" для детей из малообеспеченных семей, детей-инвалидов, участников и инвалидов войны.
3.18. Открывает областной социально-реабилитационный центр "Надежда" в г. Задонске для несовершеннолетних детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
3.19. Открывает специальный дом-интернат для престарелых инвалидов на 105 мест в селе Знаменка Лев-Толстовского района.
3.20. Осуществляет регулирование цен и тарифов в пределах, определенных законодательством на социально значимые товары народного потребления и услуги, оказываемые населению (в т.ч. энергоносители, транспорт, почтовую связь, лекарственные средства и изделия медицинского назначения, детское питание, хлебобулочные изделия, ритуальные услуги и т.д.), наценки на продукцию и товары, реализуемые на предприятиях общественного питания при общеобразовательных школах, профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях. Организует контроль за соблюдением государственной дисциплины цен юридическими лицами и предпринимателями независимо от форм собственности.
3.21. Изыскивает возможность социальной поддержки низкооплачиваемых категорий работников бюджетной сферы области.
3.22. Принимает необходимые меры по улучшению работы общественного транспорта и обеспечению его своевременным финансированием.
3.23. Предусматривает бюджетные ассигнования в полном объеме учреждениям бюджетной сферы на оплату жилищно-коммунальных услуг.
3.24. Разрабатывает и осуществляет механизм предоставления бесплатного и льготного проезда на транспорте общего пользования для лиц, пользующихся таким правом в соответствии с федеральным и областным законодательством.
3.25. Изыскивает возможности устанавливать льготный тариф на проезд в пригородном железнодорожном и автомобильном транспорте (кроме такси) в период проведения сезонных работ на дачных участках.
3.26. Предоставляет дотацию на питание учащимся общеобразовательных и средних специальных учебных заведений.
3.27. Обеспечивает реализацию программы строительства жилья для льготных категорий населения, работников бюджетных организаций и улучшения жилищных условий малообеспеченных семей.
3.28. Внедряет систему долгосрочного ипотечного жилищного кредитования, обеспечивает привлечение и эффективное использование средств населения и внебюджетных источников для развития жилищного строительства.
Рассматривает вопрос выделения средств из бюджета на развитие ипотечного жилищного строительства, а также на реализацию программы "Свой дом".
Изыскивает возможности для предоставления жилья детям-сиротам - выпускникам детских домов, школ-интернатов, профтехучилищ, вузов, не имеющих закрепленного жилья.
Работодатели и профсоюзы:
3.29. Обеспечивают своевременную выплату заработной платы работникам.
3.30. Своевременно заключают или вносят необходимые изменения в действующие коллективные договоры, предусматривающие реальное повышение заработной платы, уровня жизни работников, развитие негосударственного пенсионного обеспечения работников.
3.31. Разрабатывают и внедряют эффективные системы оплаты труда, порядок индексации оплаты труда работников в связи с ростом стоимости жизни.
3.32. Разрабатывают условия предоставления дополнительных (сверх установленных законодательными актами) социальных льгот и гарантий работникам, имеющим детей, инвалидам, работающим пенсионерам, бывшим работникам предприятий за счет собственных средств по критериям прожиточного минимума и среднедушевого дохода.
3.33. Особое внимание уделяют мерам, направленным на социальную защиту работников, имеющих несовершеннолетних детей. Устанавливают размер компенсационных выплат матерям или другим лицам, осуществляющим уход за детьми до 3-летнего возраста не ниже 50% суммы выплачиваемой фондом социального страхования за счет собственных средств предприятий.
Через коллективные договоры предусматривают социальную защиту, дополнительные гарантии и льготы молодым семьям (единовременные пособия на рождение детей, поддержка беременных и кормящих женщин); молодым родителям многодетных, неполных семей, воспитывающих детей-инвалидов, родителям одаренных детей (гибкий график работы, дополнительный отпуск, доплата на питание детей, оказание помощи в обучении детей в специализированных учебных заведениях).
3.34. Содействуют созданию комиссии по социальному страхованию с равным числом и равными правами представителей от работодателей и профсоюзной организации.
3.35. Участвуют в организации и проведении оздоровительной кампании детей и подростков в каникулярный период.
Работодатели:
3.36. Не препятствуют осуществлению общественного контроля за соблюдением законодательных и других нормативных актов по труду правовыми, техническими инспекторами профсоюзов, уполномоченными (доверенными) лицами профсоюзных комитетов.
3.37. Обеспечивают содержание учреждений культуры, спорта и оздоровления, находящихся на балансе организаций, согласно условиям колдоговоров.
3.38. Осуществляют финансирование мероприятий по организации досуга и отдыха работников и членов их семей согласно условиям колдоговоров.
3.39. Не применяют без согласия работника для него режим неполного рабочего времени за 3 года до ухода на пенсию.
3.40. Предоставляют отпуск преимущественно в летнее время, как многодетным матерям, так и отцам, в семьях которых трое и более детей.
3.41. Производят ежемесячную доплату к пенсии из средств организаций в размере не менее минимальной месячной оплаты труда лицам, уволенным с предприятия по сокращению штатов и которым в соответствии с Федеральным законом "О занятости населения в Российской Федерации" по предложению органов службы занятости досрочно оформлена пенсия до момента наступления общеустановленного пенсионного возраста.
3.42. Сохраняют высвобождаемым в связи с сокращением численности или штата работникам очередь на получение жилья, улучшение жилищных условий и возможность пользования детскими дошкольными учреждениями в течение трех лет, а также в течение двух лет - право на получение путевок в санатории и профилактории, оздоровительные детские лагеря, пользование услугами лечебных учреждений, обеспечение топливом на равных условиях с работающими, первоочередное трудоустройство на своем предприятии при наличии свободных рабочих мест.
3.43. С целью улучшения демографической ситуации в области изыскивают возможности единовременных выплат при рождении первого ребенка - в сумме не менее 5 тыс. руб., при рождении второго и каждого последующего ребенка - в сумме не менее 10 тыс. руб., при поступлении ребенка в первый класс - в сумме не менее 3 тыс. руб.
3.44. Беспрепятственно предоставляют работнику информацию о начислении страховых взносов и возможность контроля за их уплатой в бюджет Пенсионного фонда.
3.45. Обеспечивают право выбора застрахованными лицами управляющей компании для инвестирования пенсионных накоплений.
Профсоюзы:
3.46. Добиваются заключения коллективных договоров на предприятиях всех форм собственности, поэтапного доведения минимальной оплаты труда до величины прожиточного минимума, установления порядка индексации не своевременно выплаченной зарплаты, а также в связи с ростом стоимости жизни.
3.47. Обеспечивают заключение индивидуальных трудовых договоров, не ухудшающих положения работников, определенного законодательством о труде, коллективными договорами и соглашениями.
3.48. Добиваются включения в коллективные договоры условий обучения специалистов и профактива организаций всех форм собственности по вопросам трудового законодательства.
3.49. Предусматривают бесплатные консультации и иную юридическую помощь по вопросам социальной защиты членам профсоюзов, профсоюзным организациям, своевременно рассматривают заявления и обращения членов профсоюзов по вопросам оплаты труда, социальной защиты, осуществляют защиту членов профсоюзов в комиссиях по трудовым спорам, судах.
3.50. Участвуют в организации контроля за соблюдением законодательных и других нормативных актов о труде силами правовых и технических инспекторов труда профсоюзов, уполномоченных (доверенных) лиц профсоюзных комитетов, в том числе по выплате заработной платы.
3.51. Участвуют в работе комиссий по реформированию жилищно-коммунального хозяйства и жилищным спорам.
3.52. Участвуют в управлении фондами, гарантирующими социальную защиту (социального страхования, медицинского страхования, пенсионного и социальной поддержки) через своих представителей в фондах. Осуществляют общественный контроль за предоставлением льгот и пособий, в том числе пособий на детей, фактами нарушения прав и законных интересов собственников пенсионных накоплений.
3.53. Выделяют при наличии средств из профсоюзного бюджета для частичного возмещения стоимости путевок в оздоровительные лагеря для детей из неполных семей и социально незащищенных работников - членов профсоюза.
3.54. Вносят предложения в соответствующие органы о привлечении к ответственности руководителей и должностных лиц за невыполнение трудового законодательства, колдоговоров и соглашений, правил и норм охраны труда.
3.55. Принимают меры по повышению мотивации членства в профсоюзах работников организаций различных отраслей экономики и форм собственности.
IV. По сохранению здоровья населения, охране труда, охране
окружающей среды
Администрация, работодатели, профсоюзы:
4.1. В интересах обеспечения приоритета сохранения жизни и здоровья работников обеспечивают взаимодействие по исполнению федерального и областного законодательства об охране труда в организациях, охране окружающей среды области, обязательном медицинском страховании населения и защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
4.2. Разрабатывают областную целевую программу улучшения условий и охраны труда на 2003-2006 г.г. и организуют ее исполнение.
4.3. Изучают и распространяют практику реализации основных направлений государственной политики в сфере охраны труда; проводят смотры, выставки, совещания и др.
Администрация:
4.4. В пределах полномочий осуществляет государственное управление охраной труда на территории области и защиты населения от чрезвычайных ситуаций, разрабатывает и реализует соответствующие областные программы.
4.5. Принимает меры по введению на территории области сертификации работ по охране труда.
4.6. Организует обучение и проверку знаний требований охраны труда руководителей и специалистов организаций.
4.7. Осуществляет проведение государственной экспертизы условий труда работников, проектов строительства новых и реконструируемых производственных объектов; контроль качества аттестации рабочих мест по условиям труда.
4.8. Проводит проверки организаций по вопросу соблюдения законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда, взаимодействуя в этом направлении с органами государственного, общественного и ведомственного контроля.
4.9. Обеспечивает контроль и принимает меры по бюджетному финансированию программ согласно приложению к трехстороннему соглашению.
4.10. Обеспечивает контроль за:
- ходом выполнения первоочередных природоохранных мероприятий и программы экологического образования населения области;
- выделением и использованием по назначению средств областного бюджета, предназначенных на экологические мероприятия;
- ходом строительства природоохранных объектов;
- деятельностью медицинских учреждений по объему, качеству и соответствию лицензии на виды медицинской деятельности.
4.11. Предусматривает в областном бюджете средства на финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Формирует и содержит на складах необходимые материальные ценности для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
4.12. Обеспечивает создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обучение работников организаций способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях.
4.13. Создает и содержит резервы финансовых и материальных ресурсов и иных средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе на организацию охраны лесов от пожаров.
4.14. Создает и поддерживает в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях и технические средства, снижающие тяжесть последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий.
4.15. Регулярно информирует население о состоянии окружающей природной среды, условий труда, производственного травматизма и принимаемых мерах по охране здоровья граждан в области.
4.16. Оказывает содействие в подготовке детских оздоровительных лагерей к летнему сезону, комплектованию их квалифицированными кадрами.
Предусматривает в бюджете области средства на содержание оздоровительных лагерей и на проведение оздоровительных мероприятий как детей и подростков, так и работников бюджетных отраслей.
4.17. Способствует пропаганде здорового образа жизни, в том числе посредством участия в создании и распространении социальной рекламы, тематических программ и рубрик; проведения массовых спортивно-оздоровительных мероприятий.
4.18. Вносит предложения в установленном порядке по повышению страхового тарифа на медицинское страхование неработающего населения.
Работодатели:
4.19. Реализуют меры по обеспечению безопасных условий труда в организациях, предоставляют компенсации за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями труда.
4.20. Ведут профилактическую работу по предупреждению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости среди работающих; выполняют мероприятия областной целевой программы улучшения условий и охраны труда и областной программы по охране окружающей среды.
4.21. Организуют проведение обучения и инструктажей по вопросам охраны труда; гигиенического обучения работающих.
4.22. Осуществляют обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
4.23. Обеспечивают включение в коллективные договоры и соглашения мероприятий по улучшению условий и охраны труда, предусмотрев их финансирование в размерах, обеспечивающих нормативные требования охраны труда; дополнительные гарантии права работников на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда, в том числе для женщин.
4.24. В организациях, осуществляющих производственную деятельность, с численностью более 100 работников, организуют службу охраны труда, создают условия для ее деятельности.
4.25. Проводят аттестацию рабочих мест по условиям труда, используя ее результаты в качестве плановой основы деятельности по улучшению охраны труда, а также для обоснования предоставления компенсаций по условиям труда; сертификации работ по охране труда.
4.26. Обеспечивают работников надлежащим санитарно-бытовым и лечебно-профилактическим обслуживанием; сертифицированными средствами индивидуальной и коллективной защиты, контролируют их применение.
4.27. За счет собственных средств проводят предварительные и периодические медицинские осмотры работников, внеочередное обследование по их просьбе с сохранением места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения осмотров.
4.28. Строительство и реконструкцию производственных объектов, внедрение новой техники, технологий осуществляют только при наличии заключения государственной экспертизы условий труда, экологической экспертизы.
4.29. Предоставляют органам государственного управления охраной труда, государственного надзора и контроля, общественного контроля за соблюдением требований охраны труда информацию и документацию, необходимые для осуществления возложенных полномочий.
4.30. Выполняют предписания должностных лиц органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, рассматривают в установленном порядке представления органов общественного контроля.
4.31. Обеспечивают проведение производственного лабораторного контроля за уровнем воздействия вредных производственных факторов, разработку и реализацию мер по их доведению до предельно допустимых уровней и концентраций.
4.32. Обеспечивают наличие законодательных и нормативных правовых актов об охране труда, учитывающих специфику организации.
4.33. Ведут техническую политику применения "чистых технологий", модернизацию и замену устаревшего оборудования, безопасных материалов, сырья и полуфабрикатов. Способствуют внедрению в производство экологически чистых и ресурсосберегающих технологий.
4.34. Выделяют через коллективные договоры средства на отдых и оздоровление работающих и их семей.
Профсоюзы:
4.35. Содействуют реализации государственной политики в сфере охраны труда, окружающей среды и здоровья населения на территории области.
4.36. Осуществляют общественный контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда силами технических инспекций профсоюзов, уполномоченных (доверенных) лиц. Выступают инициаторами формирования в организациях области комитетов (комиссий) по охране труда.
4.37. Участвуют в разработке мероприятий по охране труда, осуществляют контроль за их выполнением и правильностью расходования средств на эти цели.
4.38. Обеспечивают правовую защиту интересов членов профсоюзов, пострадавших от трудового увечья, профзаболевания; защиту прав застрахованных в системе обязательного социального и медицинского страхования.
4.39. Осуществляют общественный контроль:
- за выполнением программы государственных гарантий обеспечения населения Липецкой области бесплатной медицинской помощью;
- за поступлением страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения.
4.40. Принимают меры по исключению случаев сокрытия производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
V. По развитию социально-культурной сферы
Администрация:
5.1. Определяют формы и методы работы по культурному обслуживанию населения, гармоничному развитию личности, в том числе и через реализацию областных целевых программ.
5.2. Обеспечивает:
- организацию работы учреждений культуры, дополнительного образования, детско-юношеских спортивных школ, спортивных сооружений, спортивно-оздоровительных лагерей, областного физкультурно-спортивного клуба инвалидов, содержание команд мастеров по футболу, хоккею и волейболу;
- выделение средств на выплату специальных стипендий и премий ведущим деятелям искусств, особо одаренным детям, особо одаренным студентам, сильнейшим спортсменам области, добившимся наивысших результатов - членам сборных команд страны;
- подписку периодической печати, приобретение литературы для библиотек области и приобретение музыкальных инструментов, оборудования для учреждений культуры;
- содействие творческим коллективам области, одаренным детям в организации гастролей, поездок на международные, всероссийские и региональные фестивали, конкурсы и т.д.;
- организацию охраны и противопожарной безопасности музеев, библиотек, театрально-зрелищных учреждений;
- содействие сохранению фильмофонда области, приобретению новых кинофильмов.
5.3. Содействует:
- передаче в муниципальную, областную собственность и обеспечению работы по профилю учреждений культуры, спорта и отдыха профсоюзов и приватизируемых госпредприятий в случае отказа последних от и содержания;
- выделению помещений для областной школы особо одаренных детей, филармонии, библиотек;
- выделению средств для охраны и реставрации памятников истории и культуры области;
- проведению ремонта, газификации и улучшению материальной базы учреждений культуры области;
- созданию и распространению телевизионных и радиопрограмм о культурном наследии, творческих коллективах, одаренных детях, патриотических движениях и т.д.
Работодатели:
5.4. Финансируют работу по организации оздоровления, досуга и отдыха работников и их семей. Обеспечивают хозяйственное содержание учреждений культуры, спорта, туризма, оздоровления и отдыха, находящихся на их балансе.
Работодатели и профсоюзы:
5.5. Предусматривают в коллективных договорах мероприятия по сохранению объемов услуг, оказываемых учреждениями культуры, спортсооружениями, другими оздоровительными, социально-бытовыми объектами предприятий и организаций.
5.6. Предусматривают в коллективных договорах и соглашениях проведение и финансирование из фондов предприятий, профбюджета и средств социального страхования мероприятий по созданию условий для досуга и отдыха работников и членов их семей, особенно в местных здравницах, пансионатах, домах и базах отдыха, детских оздоровительных лагерях.
5.7. Оказывают организационно-методическую помощь клубным учреждениям, спортсооружениям, библиотекам, детским оздоровительным лагерям предприятий и организаций.
VI. По социальной защите молодежи
Администрация:
6.1. Обеспечивает государственную, финансовую поддержку областным молодежным программам, деятельности молодежных объединений.
6.2. Способствует трудоустройству выпускников профессиональных учебных заведений.
6.3. Обеспечивает оказание психологической, педагогической, информационной помощи через Центр социально-психологической адаптации и информации молодежи.
6.4. Обеспечивает государственную поддержку талантливой молодежи, способствует организации и проведению конкурсов, смотров, выставок в научной, общественно-политической и социально-культурной сферах.
Работодатели:
6.5. Осуществляют прием на работу выпускников профессиональных образовательных учреждений в счет установленной для них квоты.
6.6. Предоставляют возможность для прохождения производственной практики студентам и учащимся профессиональных учебных заведений.
6.7. Предусматривают организационные льготы молодым рабочим, специалистам на период профессиональной адаптации, меры направленные на повышение квалификации и профессиональный рост молодых работников.
Профсоюзы:
6.8. Обеспечивают разработку и заключение соглашений по социально-трудовым правам молодежи в средних, высших учебных заведениях и контролируют их выполнение.
6.9. Усиливают контроль за исполнением законодательства в сфере оплаты и охраны труда, приема и увольнения молодежи на предприятиях различных форм собственности.
VII. По организации социального партнерства
Администрация, работодатели, профсоюзы:
7.1. В целях совершенствования на территории области государственной системы защиты трудовых прав граждан, устранения и предупреждения нарушений трудового законодательства, усиления взаимодействия органов государственного управления, работодателей и профсоюзов, стороны в осуществлении государственной политики в сфере социально-трудовых отношений, руководствуются принципами Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ, положениями областных законов "О социальном партнерстве", "Об охране труда в Липецкой области", "О трехсторонних комиссиях по регулированию социально-трудовых отношений в Липецкой области" и данного Соглашения.
О мерах по улучшению взаимодействия администрации области, органов местного самоуправления и объединений работодателей с объединениями профсоюзов на территории Липецкой области см. постановление Администрации Липецкой области от 4 августа 2004 г. N 142
7.2. Содействуют вовлечению более широкого круга работодателей и работников в переговорные процессы по заключению отраслевых, территориальных соглашений и коллективных договоров, принимают меры по повышению качественного уровня заключаемых коллективных договоров и соглашений, организации контроля за их выполнением.
7.3. Определяют основные направления в развитии социального партнерства в районах и городах области через трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Способствуют обобщению и распространению передового опыта социального партнерства.
7.4. Организуют трудовое соперничество (соревнование) между районами, городами, трудовыми коллективами организаций всех форм собственности. Вносят предложения по кандидатурам для занесения на областную Доску почета и в Книгу "Трудовая слава Липецкой области" после обсуждения на областной трехсторонней комиссии.
7.5. Способствуют предотвращению коллективных трудовых споров, участвуют в работе по их урегулированию в соответствии с Трудовым кодексом РФ, Федеральным законом "О порядке разрешения коллективных трудовых споров".
7.6. Стороны содействуют созданию профсоюзных организаций на предприятиях независимо от форм собственности.
7.7. Обеспечивают регулярную публикацию материалов, посвященных развитию системы социального партнерства на территории области.
7.8. Предоставляют друг другу необходимую бесплатную информацию по вопросам социально-экономического положения и информируют по итогам полугодия о выполнении взаимных обязательств.
Администрация:
7.9. В ситуациях, вынуждающих администрацию области принимать решения, затрагивающие социально-экономические права и интересы трудящихся и населения, соответствующие нормативные акты принимаются после консультаций и согласования с Федерацией профсоюзов и объединениями работодателей.
7.10. Проводит предварительную экспертизу областных отраслевых тарифных соглашений в части финансового обеспечения, соответствия законодательным и нормативным актам Российской Федерации и Липецкой области.
7.11. Обеспечивает деятельность службы по урегулированию коллективных трудовых споров.
7.12. Содействует представительству профсоюзов в работе постоянно действующих комиссий, рассматривающих вопросы приватизации, банкротства предприятий, обеспечения занятости и других, затрагивающих реализацию социально-экономических интересов работников и населения области.
7.13. Поддерживает на всех уровнях деятельность трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений.
Администрация и профсоюзы:
7.14. Организуют обучение руководителей и специалистов предприятий и организаций всех форм собственности по вопросам социального партнерства, трудового законодательства, охраны труда, используя материально-техническую базу Учебно-методического Центра Федерации профсоюзов области.
7.15. Оказывают практическую помощь в создании объединений работодателей.
Работодатели:
7.16. Создают объединения работодателей.
7.17. Способствуют реализации прав профсоюзов и их выборных органов в организациях в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности".
7.18. Содействуют созданию условий для организации и деятельности выборных профсоюзных органов, в том числе в перечислении профсоюзных взносов через бухгалтерию предприятий одновременно с выплатой заработной платы.
7.19. Работодатели и профсоюзные органы при заключении коллективных договоров предусматривают для освобожденных профсоюзных работников и работников аппарата выборных профсоюзных органов льготы и социальные гарантии, установленные для работников данной организации.
7.20. Предусматривают в колдоговорах предоставление оплачиваемого времени уполномоченным профсоюзных комитетов и комиссий для выполнения возложенных на них обязанностей по контролю за состоянием оплаты и охраны труда.
Профсоюзы:
7.21. В период действия настоящего соглашения профсоюзы не организуют забастовок по вопросам, включенным в соглашение, при условии их выполнения. Возникающие разногласия и конфликты по поводу невыполнения отдельных обязательств Соглашения рассматриваются в соответствии с Федеральным законом "О порядке разрешения коллективных трудовых споров".
7.22. Поддерживают усилия администрации области и органов местного самоуправления, представителей работодателей, направленные на повышение эффективности народного хозяйства, жизненного уровня трудящихся, социальную защиту малообеспеченных слоев населения.
7.23. Создают территориальные объединения профсоюзов.
Работодатели и профсоюзы:
7.24. Обеспечивают регулирование отношений работников и работодателей в организациях на основе соблюдения норм Трудового кодекса Российской Федерации, коллективных договоров и соглашений, индивидуальных трудовых договоров.
7.25. Восстанавливают и приводят в систему подведение итогов трудового соперничества.
7.26. Не реже двух раз в год подводят итоги выполнения коллективных договоров и соглашений.
VIII. Действие областного соглашения, обеспечение контроля
за ходом его выполнения
8.1. Стороны признают настоящее соглашение областным правовым актом, регулирующим социально-трудовые отношения.
Создают необходимые условия для реализации принятых ими обязательств, обмениваются взаимной информацией и сообщают населению о ходе реализации соглашения 1 раз в полугодие с промежуточным заслушиванием ответственных исполнителей на заседании областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
8.2. Контроль за исполнением Соглашения и решение всех вопросов, возникающих в ходе его реализации, осуществляется областной трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений, а также сторонами самостоятельно в соответствии с их функциями и организационными принципами деятельности. Стороны уполномочивают комиссию в случае необходимости вносить изменения и дополнения в действующее соглашение.
8.3. Настоящее соглашение открыто для присоединения к нему других объединений профсоюзов и работодателей согласно установленному порядку.
8.4. В соответствии с Законом РФ "О коллективных договорах и соглашениях":
- стороны, подписавшие настоящее соглашение, несут ответственность за его выполнение, кроме форс-мажорных обстоятельств в соответствии с законодательством;
- настоящее соглашение обязательно для выполнения предприятиями, организациями и учреждениями всех форм собственности.
8.5. Соглашение вступает в силу со дня его подписания договаривающимися сторонами и действует до подписания нового соглашения. Текст Соглашения публикуется в печати.
Настоящее соглашение подписано сторонами:
Глава администрации Липецкой области |
О.П.Королев |
Председатель Федерации профсоюзов Липецкой области |
А.Ф.Жидких |
Координатор областной трехсторонней комиссии |
В.В.Попов |
Глава администрации г. Липецка |
М.В.Гулевский |
г. Елец
Глава администрации |
В.А.Соковых |
От объединения работодателей |
В.С. Сушенцев |
От координационного совета профсоюзов |
Н.А.Бородина |
Воловский район
Глава администрации |
В.И.Кузнецов |
От объединения работодателей |
В.А.Лешов |
От координационного совета профсоюзов |
И.Ф.Проскуряков |
Грязинский район
Глава администрации |
В.Т.Рощупкин |
От объединения работодателей |
В.В.Попов |
От координационного совета профсоюзов |
В.А. Тонких |
Данковский район
Глава администрации |
В.В.Волков |
От объединения работодателей |
Ф.В.Корлыханов |
От координационного совета профсоюзов |
А.С. Колембет |
Добринский район
Глава администрации |
В.В.Тонких |
От объединения работодателей |
Ю.В.Будаев |
От координационного совета профсоюзов |
Л.М.Шляхова |
Добровский район
Глава администрации |
А.И.Глазунов |
От объединения работодателей |
В.И.Мещеряков |
От координационного совета профсоюзов |
Б.А.Новожилов |
Долгоруковский район
Глава администрации |
Н.И.Печерский |
От объединения работодателей |
В.А.Неделин |
От координационного совета профсоюзов |
Л.Н.Сальман |
Елецкий район
Глава администрации |
Н.И.Савенков |
От объединения работодателей |
Б.В.Богатиков |
От координационного совета профсоюзов |
Н.А.Бородина |
Задонский район
Глава администрации |
Ю.Н.Божко |
От объединения работодателей |
В.В.Зимин |
От координационного совета профсоюзов |
С.С.Шепелева |
Измалковский район
Глава администрации |
В.Е.Казьмин |
От объединения работодателей |
В.А.Афанасьев |
От координационного совета профсоюзов |
Н.А.Ефанов |
Краснинский район
Глава администрации |
П.Н.Приходько |
От объединения работодателей |
А.С.Ноздреватых |
От координационного совета профсоюзов |
Н.В.Кузьменкова |
Лебедянский район
Глава администрации |
Н.Н.Беляев |
От объединения работодателей |
Н.И.Борцов |
От координационного совета профсоюзов |
Л.П.Щербакова |
Лев-Толстовский район
Глава администрации |
А.С.Илясов |
От объединения работодателей |
В.Ф.Булах |
От координационного совета профсоюзов |
Ю.П.Рудаков |
Липецкий район
Глава администрации |
А.М.Киселев |
От объединения работодателей |
И.А.Чернышов |
От координационного совета профсоюзов |
Т.Н.Дерр |
Становлянский район
Глава администрации |
В.А.Герасимов |
От объединения работодателей |
Н.В.Бубнов |
От координационного совета профсоюзов |
В.Н.Салтыкова |
Тербунский район
Глава администрации |
В.М.Дорохин |
От объединения работодателей |
М.Г.Разинков |
От координационного совета профсоюзов |
З.Н.Антипова |
Усманский район
Глава администрации |
Н.С.Жуликов |
От объединения работодателей |
В.М.Боев |
От координационного совета профсоюзов |
В.Б.Брыкин |
Хлевенский район
Глава администрации |
М.А.Лисов |
От объединения работодателей |
В.А.Пополитова |
От координационного совета профсоюзов |
В.И.Филонов |
Чаплыгинский район
Глава администрации |
Н.П.Климов |
От объединения работодателей |
И.Н.Паршенцов |
От координационного совета профсоюзов |
Ю.Г.Костюнин |
Руководители отраслевых объединений работодателей
Генеральный директор областной ассоциации
промышленных предприятий |
А.М.Рясков |
Исполнительный директор ассоциации
"Строительный комплекс Липецкой области" |
П.С.Пьяных |
Председатель аграрного союза Липецкой области |
Ю.А.Федянин |
Исполнительный директор ассоциации крестьянских
фермерских) хозяйств и сельхозкооперативов
Липецкой области |
А.А.Золотарева |
Президент Липецкой областной общественной
организации содействия малому бизнесу |
А.В.Крутько |
Председатели обкомов профсоюзов области
Председатель обкома профсоюза работников госучреждений
и общественного обслуживания |
В.И.Гоцуляк |
Председатель обкома профсоюза работников автомобильного
и дорожного хозяйства |
Н.М.Газин |
Председатель обкома профсоюза "Электропрофсоюз" |
В.И.Кобляков |
Председатель обкома профсоюза работников торговли
и общепита |
В.И.Ковалева |
Председатель обкома профсоюза работников культуры |
К.П.Копенкина |
Председатель обкома профсоюза работников кооперации |
Г.А.Куликов |
Председатель обкома профсоюза работников здравоохранения |
Г.А.Лошаков |
Председатель обкома профсоюза связи |
В.Н.Макрушин |
Председатель обкома профсоюза АПК |
А.Т.Мачнева |
Председатель обкома профсоюза инновационных и малых
предприятий |
И.Н.Мехонцев |
Председатель обкома профсоюза работников местной
промышленности и коммунально-бытовых предприятий |
В.А.Семенов |
Председатель обкома профсоюза работников строительства
и промстройматериалов |
А.И.Сиротин |
Председатель обкома профсоюза работников
автосельхозмашиностроения |
И.П.Титов |
Председатель обкома профсоюза работников образования и науки |
Н.Ф.Целищева |
Председатель обкома горнометаллургического профсоюза России |
В.А.Юров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Областное трехстороннее соглашение на 2003-2005 годы между Администрацией Липецкой области, Федерацией профсоюзов Липецкой области, объединениями работодателей Липецкой области от 31 января 2003 г.
Соглашение вступает в силу со дня его подписания договаривающимися сторонами и действует до подписания нового соглашения
Текст соглашения опубликован в газете "Ведомости администрации Липецкой области" от 13 марта 2003 г. (специальный выпуск)
Настоящее Областное трехстороннее соглашение фактически прекратило действие в связи с истечением срока действия