За последние годы область развивается ускоренными темпами, при этом развитие происходит в условиях моноотраслевой экономики при высокой доле металлургии в промышленности и территориальной асимметрии. Структура валового регионального продукта на протяжении ряда лет не меняется: 70% приходится на производство товаров.
Задача удвоения валового регионального продукта, поставленная Президентом Российской Федерации, требует создания необходимой основы для ускоренного роста отраслей экономики. При этом более высокими темпами должны развиваться строительство и связь, транспорт, торговля и общественное питание.
За 11 месяцев текущего года рост промышленного производства к соответствующему периоду прошлого года составил 103%, опережающие темпы достигнуты в промышленности строительных материалов - 116%, пищевой - 111%, легкой - 106%.
Выпуск продукции сельского хозяйства всеми производителями составил 16,3 млрд. руб., что соответствует в сопоставимой оценке уровню января-ноября 2003 года.
В хозяйствах всех категорий увеличилось производство мяса - 103%, яиц - 101%. Возросла продуктивность животных.
В результате целенаправленной работы по привлечению инвестиций в развитие хозяйственного комплекса и социальную сферу области за счет всех источников финансирования направлено 19,8 млрд. руб., что в 1,4 раза превышает соответствующий уровень прошлого года.
Сдано в эксплуатацию 278 тыс. кв. м общей площади жилья, рост - 116%, в том числе индивидуальными застройщиками - 174 тыс. кв. м (110%). Введены в действие две общеобразовательных школы на 451 ученическое место в Добровском и Липецком районах.
Построено 15 км водопроводных и 110 км газовых сетей, газифицировано природным газом более 6 тыс. квартир.
Проведены мероприятия по укреплению материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений области, совершенствованию профилактической деятельности и лечебно-диагностического процесса. Снизилась заболеваемость туберкулезом, венерическими болезнями, инфекционными заболеваниями. На стабильно низком уровне сохраняется показатель младенческой смертности. Получили развитие высокотехнологичные виды медицинской помощи. Улучшилось качество оказания медицинской помощи и лекарственного обеспечения больных, страдающих социально значимыми заболеваниями.
Благоприятная экономическая конъюнктура оказала позитивное воздействие на динамику заработной платы и реальных располагаемых доходов населения. Их рост, соответственно, составил 127% и 106%. С начала года в 4 раза снизилась сумма задолженности по выплате заработной платы и составила 52 млн. руб.
Осуществлялись меры, направленные на социальную поддержку бедного населения. Среднедушевой доход бедного населения увеличился на 13%, при этом доля крайне бедного населения с доходами до 1000 руб. сократилась на треть (на 22 тыс. чел.).
Рост денежных доходов населения обусловил увеличение оборота розничной торговли на 14%, платных услуг населению - на 11%.
На 01.11.2004 прибыль предприятий и организаций составила 58,8 млрд. руб. и возросла в 2 раза.
В консолидированный бюджет области поступило 19,4 млрд. руб. налоговых платежей, или 111% к уточненному годовому плану, в областной бюджет - 12,7 млрд. руб., или 123%.
Бюджет области по расходам за 11 месяцев исполнен на 83%, областной бюджет - на 86% к годовому плану.
Кредиторская задолженность бюджета за полученные товары и оказанные услуги снизилась по сравнению с началом года на 30 млн. руб.
Вместе с тем анализ социально-экономического развития области свидетельствует о наличии ряда проблем и нерешенных вопросов.
Остается высокой доля убыточных предприятий. Имеется значительная задолженность по налоговым платежам - 2 млрд. руб. Достаточно высок физический и моральный износ основных фондов, одновременно с неэффективным использованием имеющихся мощностей и низкими темпами их обновления.
Снижены объемы производства в ряде отраслей промышленности.
Продолжается сокращение поголовья скота. Численность крупного рогатого скота уменьшилась на 12%, или на 36 тыс. голов, в т.ч. коров - на 11%, или на 12 тыс. голов, свиней - на 18%, или на 33 тыс. голов.
В ряде районов недостаточны темпы строительства жилья и благоустройства территорий, имеются серьезные проблемы с водоснабжением населения.
Для повышения качества лечебно-диагностического процесса необходимо обеспечить совершенствование первичного звена здравоохранения и профилактики заболеваний, дальнейшее развитие квалифицированной и специализированной медицинской помощи.
Достаточно высоким остается уровень бедности населения, за ее чертой находится 262 тыс. чел. Особую озабоченность вызывает бедность как результат социально-экономической дифференциации трудоспособного населения на рынке труда. Несмотря на устойчивый рост среднемесячной заработной платы, почти 4 тыс. чел., работающих на крупных и средних предприятиях, имеют заработную плату ниже величины прожиточного минимума. Пятая часть трудоспособного населения не занята в экономике.
В целях решения имеющихся проблем, учитывая итоги социально экономического развития за 11 месяцев текущего года и поставленную задачу по увеличению валового регионального продукта, администрация области постановляет:
1. Заместителям Главы администрации области, руководителям структурных подразделений администрации области совместно с органами местного самоуправления принять исчерпывающие меры по увеличению производства продукции в объемах, необходимых для выполнения намеченной задачи по удвоению ВРП.
2. Одобрить проект создания промышленно-производственной зоны в районе железнодорожной станции Казинка Грязинского района.
Заместителю Главы администрации области Лаврентьеву В.В., управлению промышленности (Гольцов А.В.), управлению инвестиций и международных связей (Подгорный В.М.):
2.1. Продолжить работу по привлечению отечественных и иностранных инвестиций в промышленный комплекс области, поиску потенциальных участников промышленно-производственной зоны с инвестиционными проектами создания высокотехнологичных производств, отвечающих международным стандартам, по выпуску продукции глубокой промышленной переработки.
2.2. Совместно с заинтересованными структурными подразделениями администрации области:
- приступить к разработке нормативных правовых актов по организации и функционированию промышленно-производственной зоны на территории Грязинского района;
- в срок до 01.04.2005 внести предложение по созданию областного государственного унитарного предприятия "Управляющая компания промышленно-производственной зоны "Казинка" для реализации данного проекта.
2.3. При уточнении исполнения бюджета области по итогам работы за I квартал 2005 года внести предложения по финансированию проектирования и строительства объектов инфраструктуры промышленно-производственной зоны.
3. Заместителям Главы администрации области Глуховкиной Т.А., Лаврентьеву В.В., Божко Ю.Н., Тагинцеву Н.Ф., управлениям инвестиций и международных связей, экономики (Гребенщикова З.Н.), промышленности, Главному управлению строительства и архитектуры (Тучков В.В.), комитету пищевой и перерабатывающей промышленности (Яицкий П.А.) обеспечить ежеквартальное проведение мониторинга за реализацией инвестиционных проектов и планов реформирования и финансового оздоровления промышленных предприятий - победителей конкурсов в рамках реализации областного Закона "О поддержке инвестиций в экономику Липецкой области", "Программы развития промышленности Липецкой области на 2002-2005 гг.", "Программы реформирования и финансового оздоровления промышленных предприятий Липецкой области на 2003-2006 гг.".
4. Заместителю Главы администрации области Лаврентьеву В.В. в срок до 01.02.2005 разработать порядок проведения обязательного ежегодного аудита областных государственных унитарных предприятий.
5. Департаменту топливно-энергетического комплекса и реформирования жилищно-коммунального хозяйства (Глебов В.М.), Главному управлению сельского хозяйства (Кузнецов М.Н.), Главному управлению строительства и архитектуры, управлению автодорог (Грибакин Н.Г.), управлению транспорта (Просветов С.А.), управлению культуры и искусства (Жиляев Ф.И.), комитету пищевой и перерабатывающей промышленности, комитету по фармации и медтехнике (Фролов А.С.):
5.1. Усилить элементы директивного планирования в хозяйствующих субъектах государственного сектора экономики.
5.2. Принять надлежащие меры по контролю за осуществлением обязательных ежегодных аудиторских проверок бухгалтерского учета и финансовой отчетности областных государственных унитарных предприятий.
5.3. До 10.04.2005 направить в комитет по управлению государственным имуществом области анализ финансово-хозяйственной деятельности ОГУП с предложениями о повышении эффективности их деятельности.
6. Заместителю Главы администрации области Тагинцеву Н.Ф., Главному управлению сельского хозяйства:
6.1. Принять необходимые меры по выполнению Программ государственной поддержки растениеводства и животноводства Липецкой области на 2005-2007 годы.
6.2. Обеспечить выполнение комплекса мер по снижению себестоимости сельскохозяйственной продукции за счет внедрения ресурсосберегающих технологий в растениеводстве и животноводстве, повышения эффективности производства.
6.3. Активизировать работу по использованию средств федерального бюджета для субсидирования процентной ставки по долгосрочным и краткосрочным кредитным ресурсам, используемым предприятиями агропромышленного комплекса.
6.4. В соответствии с Программой "Сельское подворье Липецкой области на 2003-2005 годы" осуществить комплекс необходимых мер по подведению итогов конкурса "Лучшее подворье года" за 2004 год.
7. Отметить неудовлетворительную работу комитета пищевой и перерабатывающей промышленности (Яицкий П.А.) в вопросах формирования конкурентной среды, условий для появления эффективного собственника, реальной рыночной структуры. Заместителю Главы администрации области Тагинцеву Н.Ф., комитету пищевой и перерабатывающей промышленности в месячный срок подготовить к рассмотрению на заседании Президиума Совета администрации области предложения по увеличению налогооблагаемой базы предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, созданию эффективного собственника, формированию конкурентоспособной среды и рыночной структуры в отрасли.
8. Заместителям Главы администрации области Божко Ю.Н., Глуховкиной Т.А., Главному управлению строительства и архитектуры, управлениям автомобильных дорог (Грибакин Н.Г.), финансов в срок до 01.02.2005 подготовить предложения по нормативам затрат на производство строительных и ремонтных работ в целях экономного и эффективного использования бюджетных средств.
9. Заместителю Главы администрации области Глуховкиной Т.А., департаменту потребительского рынка (Чеботарев В.А.):
9.1. Оказывать методологическую и консультативную помощь специалистам в районах области по выполнению Программ государственной поддержки торгового обслуживания сельского населения области на 2004-2005 годы и развития бытовых услуг населению на 2003-2005 годы.
9.2. Совместно с налоговыми органами и органами местного самоуправления осуществлять действенный контроль за балансом отгрузки алкогольной продукции акцизными складами и ее оборотом на территории области.
10. Управлению транспорта совместно с управлением автомобильных дорог в срок до 01.03.2005 внести изменения в Программу совершенствования и развития сети автомобильных дорог Липецкой области на 2005-2010 годы в части увеличения ежегодных темпов строительства остановочных, посадочных и разворотных площадок, а также установки автопавильонов на маршрутной сети.
11. Заместителям Главы администрации области, руководителям структурных подразделений администрации области совместно с органами местного самоуправления, руководителями предприятий и организаций обеспечить максимальную активизацию неинвестиционных факторов экономического роста в целях генерирования новых рабочих мест за счет стимулирования развития приоритетных секторов экономики, способных дать быстрое увеличение количества рабочих мест при минимально возможных вложениях капитала: малый бизнес, легкая, пищевая промышленность, промышленность строительных материалов и т.д.
12. В целях анализа состояния кадрового потенциала и принятия мер по его регулированию управлению труда и занятости населения (Горлов А.Т.):
12.1. Совместно с департаментом образования и науки (Таран Ю.Н.), структурными подразделениями администрации области, департаментом федеральной государственной службы занятости по Липецкой области (Москворецкий П.С.) обеспечить во втором квартале 2005 года подготовку для рассмотрения на заседании Президиума Совета администрации области вопроса о состоянии трудовых ресурсов области и мерах по развитию кадрового потенциала для обеспечения потребности экономики и социальной сферы.
12.2. Обеспечить формирование сведений о потребности предприятий и организаций в квалифицированной рабочей силе по отраслевому принципу на пятилетнюю перспективу.
12.3. Завершить в первом квартале 2005 года разработку программы по кадровой политике в промышленности Липецкой области на 2005-2010 годы.
13. Рекомендовать департаменту федеральной государственной службы занятости населения по Липецкой области совместно с департаментом образования и науки, органами местного самоуправления в срок до 01.05.2005:
13.1. Подготовить предложения по переподготовке кадров и, в первую очередь, по обучению молодежи, не имеющей квалификации и впервые выходящей на рынок труда.
13.2. В целях обеспечения занятости различных категорий безработных, в значительной мере утративших квалификацию и навыки регулярной трудовой деятельности, подготовить предложения по созданию временных рабочих мест и организации общественных работ.
14. Заместителям Главы администрации области Лебедеву Н.В., Глуховкиной Т.А., управлениям социальной защиты населения (Явных В.И.), финансов (Щеглеватых В.М.) осуществить необходимый комплекс мер по стабилизации экономической ситуации в области в части социальных выплат гражданам в соответствии с действующим законодательством.
15. Заместителю Главы администрации области Глуховкиной Т.А., управлению экономики совместно со структурными подразделениями администрации области обеспечить координацию действий с муниципальными образованиями при планировании в целях максимальной оптимизации территориальных пропорций размещения производства, капиталовложений, занятости населения, миграционных потоков.
16. Заместителям Главы администрации области Лебедеву Н.В., Божко Ю.Н., управлению здравоохранения (Мурузов В.Х.), Главному управлению строительства и архитектуры:
- обеспечить в 2005 году ввод в эксплуатацию III очереди Елецкой детской больницы на 45 коек, завершить реконструкцию Елецкого наркологического диспансера, продолжить строительство поликлиники областного онкологического диспансера, приступить к строительству нового корпуса областной детской больницы на 210 коек, лабораторного корпуса с детским отделением на 40 коек областного противотуберкулезного диспансера;
- совместно с органами местного самоуправления г. Липецка внести предложение по проектированию и строительству поликлиники в 26-м микрорайоне г. Липецка.
17. Управлению финансов при уточнении исполнения областного бюджета по итогам работы за I квартал 2005 года рассмотреть вопросы о выделении средств:
- для подготовки проектно-сметной документации по строительству кардиологического диспансера;
- для организации областного гемодиализного Центра, оснащения межрайонных медицинских центров и отделений, укрепления материальной базы областного Центра медицинской профилактики.
18. Управлению здравоохранения:
18.1. Принять меры по развитию специализированных и высокотехнологичных видов медицинской помощи в учреждениях областного подчинения. Разработать областную целевую программу "Медицина высоких технологий".
18.2. Совместно с органами местного самоуправления:
- продолжить работу по созданию и дальнейшему развитию межрайонных центров и отделений в гг. Ельце и Данкове, организации центров амбулаторной хирургии в гг. Липецке и Ельце;
- принять необходимые меры по комплектованию врачебными кадрами лечебно-профилактических учреждений муниципального здравоохранения.
- активизировать работу по раннему выявлению и профилактике туберкулеза. Довести процент охвата осмотрами на туберкулез до 85% населения от подлежащего обследованию;
- усилить работу по диспансеризации населения, проживающего в сельской местности. Держать на персональном контроле количественные и качественные показатели диспансерных мероприятий.
19. Рекомендовать управлению Федеральной налоговой службы Министерства финансов РФ (Бербенец В.И.):
19.1. Повысить эффективность мер по принудительному взысканию недоимок по налогам, штрафам и пеням в бюджет области, совместно с заинтересованными службами принять меры по инициированию процедур банкротства в отношении злостных неплательщиков налогов в бюджет, по ускорению проведения данных процедур.
19.2. Ужесточить дисциплину уплаты текущих платежей, использовать весь комплекс мер для погашения налоговыми агентами имеющейся задолженности по налогу на доходы физических лиц, в том числе путем использования механизма реализации сельхозпродукции в погашение задолженности по налогу.
20. Рекомендовать правоохранительным и контролирующим органам принять дополнительные меры по пресечению нелегальной и "теневой" экономической деятельности, повышению персональной ответственности руководителей предприятий и организаций за достоверность информации о результатах хозяйственной деятельности.
21. Первому заместителю Главы администрации области Горлову П.Т., заместителям Главы администрации области, согласно принадлежности, структурным подразделениям администрации области совместно с органами местного самоуправления в целях повышения ответственности руководителей всех уровней обеспечить подготовку и проведение в I квартале 2005 года:
- заседаний городских и районных административных советов по итогам социально-экономического развития за 2004 год, в том числе расширенное заседание в одном из районов с приглашением на него руководителей городов, районов, структурных подразделений администрации области;
- заседания Президиума Совета администрации области по вопросу обеспечения государственной поддержки молодой семьи.
22. Рекомендовать органам местного самоуправления:
22.1. Совместно с управлением экономики, структурными подразделениями администрации области с привлечением налоговых органов организовать работу по увеличению налогового потенциала.
22.2. Совместно с налоговыми органами, комитетом по земельным ресурсам и землеустройству (Красников В.П.) провести сверку данных в разрезе налогоплательщиков и по категориям земель с балансом земельных ресурсов с целью выявления безосновательно необлагаемых земель и привлечения их к налогообложению.
22.3. Принять программы по обеспечению разработки градостроительной документации сельских населенных пунктов на подведомственной территории.
22.4. В целях обеспечения населения необходимыми товарами и наращивания объемов оборота розничной торговли:
- развивать сеть социальных магазинов (экономического класса), особенно в сельской местности;
- разработать перспективный план преобразования рынков в современные торговые комплексы.
22.5. Продолжить работу по укреплению материально-технической базы учреждений здравоохранения, развитию первичной медико-санитарной помощи населению, внедрению ресурсосберегающих видов медицинской помощи (дневные стационары, стационары на дому, отделения неотложной помощи в поликлиниках), общей врачебной практики.
22.6. При проектировании и вводе в эксплуатацию жилых домов предусматривать выделение квартир для проживания врачей общей практики (семейных врачей), а также организации офисов общеврачебной практики.
22.7. До конца 2005 г. обеспечить жильем максимальное количество медицинских работников, в том числе за счет ипотечного кредитования и программы "Свой дом".
22.8. Обеспечить население муниципальных образований в достаточном количестве эффективными средствами специфической и неспецифической профилактики инфекционных заболеваний.
22.9. Принять меры по сокращению задолженности населения по оплате жилищно-коммунальных услуг.
22.10. Совместно с руководителями жилищных и коммунальных предприятий разработать программы обучения и повышения квалификации кадров, занятых в жилищно-коммунальной сфере.
22.11. Усилить контроль и повысить ответственность руководителей коммунальных предприятий за обеспечение вывоза твердых бытовых отходов и жидких нечистот в частном секторе жилого фонда.
23. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителей Главы администрации области по принадлежности.
Глава администрации Липецкой области |
О.П.Королев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Липецкой области от 29 декабря 2004 г. N 224 "Итоги социально-экономического развития Липецкой области за 11 месяцев 2004 года и резервы повышения эффективности экономики"
Текст постановления официально опубликован не был