Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
II. Описательная часть программы
1. Характеристика проблем, на решение которых направлена программа
В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Липецкой области до 2020 года, необходимостью ускорения темпов социально-экономического развития, потребностью в существенном улучшении условий жизни населения требуется развитие не только традиционных, но и новых стратегических направлений, среди которых безусловным приоритетом является развитие и функционирование индустрии туризма.
Причиной столь успешного развития отрасли в мире является социально-экономический эффект, получаемый в результате развития туризма:
- туризм создает рабочие места в секторе туризма и в смежных с ним отраслях;
- стимулирует развитие внутренних подотраслей - гостинично-туристского и санаторно-курортного комплекса, транспортного и ресторанного бизнеса, экскурсионно-информационных служб, туристско-развлекательных, спортивно-оздоровительных комплексов и деловых центров;
- способствует притоку в район иностранной валюты;
- стимулирует инвестиции в местную туриндустрию, способствуя увеличению налогооблагаемой базы и доходов бюджетов;
- стимулирует модернизацию местных инфраструктур транспорта, связи и других базовых систем;
- способствует сохранению и восстановлению историко-культурного и природного наследия района;
- стимулирует возрождение и развитие традиционных народных промыслов и ремесел, изготовление сувенирной продукции;
- экологически устойчивый туризм способствует продуктивному экоориентированному использованию земель, не имеющих сельскохозяйственного значения, что позволяет сохранять естественную флору на больших площадях, а также наглядно демонстрирует большое значение природных и культурных ресурсов для экономического и социального благосостояния общества;
- формирует престиж области и страны в целом.
Согласно Федеральному закону от 24 ноября 1996 года N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" туризм отнесен к числу приоритетных отраслей экономики.
Задонский район отличает выгодное географическое положение, высокая транспортная доступность, инвестиционная привлекательность, высокие темпы развития экономики, политическая и социальная стабильность.
Район является одним из центров православия России, который еще в 19 веке называли "Русским Иерусалимом". Сочетание основных ландшафтно-образующих факторов позволяют называть Задонский район "Русской Швейцарией", а за исключительную чистоту воздуха его именуют "Легкими Липецкой области".
Город Задонск - крупный центр православной культуры. Святыни - четыре монастыря и десятки храмов - на протяжении двух с лишним веков привлекают сюда ежегодно тысячи туристов и паломников со всей страны и зарубежья. Слава этих мест связана с именем чудотворца Тихона Задонского.
С 2006 года на территории Задонского района реализуется проект особой экономической зоны регионального уровня туристско-рекреационного типа "Задонщина". Создание особой экономической зоны регионального уровня туристско-рекреационного типа имеет большое значение для организации и развития туризма, позволяет привлекать в район инвестиционные компании.
Особая экономическая зона регионального уровня туристско-рекреационного типа "Задонщина" является точкой роста экономического развития района. Именно поэтому вопрос успешной реализации инвестиционных проектов является залогом развития туризма и территории в целом.
Под развитие ОЭЗ РУ ТРТ "Задонщина" в районе отведено 97 тыс. га земель. В особую экономическую зону вошли 11 сельских и 1 городское поселение, образующие туристско-рекреационный коридор вдоль реки Дон.
С 2012 года на территории особой экономической зоны будет реализовываться новый проект автотуристского кластера "Задонщина", вошедший в федеральную целевую программу "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации на 2012 - 2018 годы", который является перспективным как с точки зрения развития особой экономической зоны, так и в плане развития сфер услуг, реализации новых проектов, созданию новых рабочих мест.
По укрупненным расчетам стоимость обеспечивающей инфраструктуры составит порядка 2,2 млрд. руб.
Вышеуказанные проекты будут реализованы в рамках Программы на основе государственно-частного партнерства. Автотуристский кластер "Задонщина" располагается на федеральной трассе М4 и будет включать в себя придорожную гостиницу или мотель, парковки для легкового и грузового автотранспорта, автобусов, кафе-ресторан, автосервис, магазины придорожной торговли, автозаправочный комплекс и другие объекты. Кластеры станут точками роста района, вокруг которых активизируется развитие малого и среднего бизнеса.
Туристские отрасли и смежные секторы являются привлекательными сегментами для работы малого бизнеса, развития предпринимательства, поскольку требуют относительно малых инвестиционных вложений, обладают большей гибкостью, возможностью кооперации.
Состояние социально-экономической сферы района свидетельствует о его стабильном развитии.
В настоящее время объективно необходимым становится формирование в районе системы рекреации здоровья и отдыха населения.
Задонский район обладает большим историко-культурным и природно-рекреационным потенциалом, составляющим основу туристских ресурсов области.
Для большинства поселений района уникальное историко-культурное наследие является одним из основных ресурсов развития туризма.
В связи с этим, необходима комплексная работа по формированию кластеров креативных индустрий на основе историко-культурного наследия Задонского района.
Усилить привлекательность района и обеспечить туристские потоки также сможет развитие делового, сельского и событийного видов туризма.
Уникальность географического положения нашего края, наличие особо охраняемых природных территорий, рек, озер, искусственных водоемов создают условия для развития экологического и охотничье - рыболовного туризма.
Но вместе с тем следует отметить, что, несмотря на высокий туристский потенциал Задонского района, туристские ресурсы используются туроператорами недостаточно эффективно. Основными причинами являются неразвитость туристской инфраструктуры района.
На сегодняшний день очень ограничена типология объектов туристского обслуживания. Отсутствуют многофункциональные комплексы, мотели на основных въездах в район, и другие виды объектов, присущие туристским центрам.
Общим недостатком гостиничного хозяйства является отсутствие квалифицированных кадров, что сказывается на уровне культуры обслуживания, а также явно недостаточное применение современных гостиничных технологий в практике работы предприятий размещения туристов.
Тесная взаимосвязь процессов, происходящих в туристской отрасли, с процессами, происходящими в обществе, является главным фактором и условием дальнейшего развития туристской индустрии на территории района.
Основными преимуществами решения поставленной проблемы программно-целевым методом являются:
- комплексный подход к решению проблемы. Цели, задачи и основные направления реализации Программы позволяют учесть все аспекты развития туризма в Задонском районе, а направления финансирования - определить приоритетность тех или иных мероприятий в рамках Программы;
- определение показателей, которые по итогам мониторинга позволяют ежегодно оценивать эффективность планирования и результаты реализации тех или иных мероприятий Программы.
2. Цель и задачи Программы с указанием сроков и этапов ее реализации
Целью Программы является формирование и сохранение конкурентоспособной туристской индустрии, способствующей социально-экономическому развитию Задонского района.
Для достижения указанной цели должны быть решены следующие основные задачи:
1. Развитие туристско-рекреационного комплекса Задонского района.
Реализация данной задачи предполагается путем:
а) развития особой экономической зоны и автотуристского кластера "Задонщина" на территории Задонского района Липецкой области.
2. Повышение качества туристских услуг.
Реализация данной задачи предполагается путем:
а) увеличения количества мест размещения;
б) увеличения количества мест работающих в коллективных средствах размещения и туристических фирмах.
3. Продвижение туристского продукта Задонского района Липецкой области на мировом и внутреннем туристских рынках.
Реализация данной задачи предполагается путем:
а) разработки новых туристических маршрутов;
б) реализации событийных мероприятий;
в) продвижение туристских ресурсов на выставках, ярмарках, фестивалях, в СМИ.
Постановлением Администрации Задонского муниципального района Липецкой области от 22 ноября 2013 г. N 1208 подраздел 3 раздела II настоящего приложения изложен в новой редакции
3. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Общий объем финансирования Программы за счет средств бюджета муниципального района в 2012 году составляет 430,0 тыс. руб., 2013 год - 560 тыс. руб., 2014 год - 240 тыс. руб.
Перечень мероприятий и объемы финансирования районной целевой программы за счет средств бюджета муниципального района
Таблица
N |
Наименование |
Единица измерения |
Объем финансирования (тыс. руб.) |
|||
всего |
в том числе по годам реализации |
|||||
2012 год |
2013 год |
2014 год |
||||
1 |
Проведение научно-практических конференций по вопросам развития внутреннего и въездного туризма, семинаров для туристических агентств Липецкой области, участие в совещаниях, конференциях, семинарах, форумах |
тысяча рублей |
189,4 |
129,4 |
0,0 |
60,0 |
2 |
Создание рекламно-информационных материалов о туристском потенциале района на нескольких языках (буклеты, каталоги, карты, путеводители, плакаты, открытки, календари, сувенирная продукция), в т.ч. видео- и мультимедийных продуктов, роликов и фильмов о туризме района, их тиражирование и размещение |
тысяча рублей |
752,2 |
224,7 |
437,5 |
90,0 |
3 |
Участие во всероссийских и международных выставочно-ярмарочных мероприятиях, создание экспозиций, приобретение выставочного оборудования |
тысяча рублей |
288,4 |
75,9 |
122,5 |
90 |
|
Итого: |
тысяча рублей |
1230 |
430 |
560 |
240 |
Постановлением Администрации Задонского муниципального района Липецкой области от 20 июля 2012 г. N 581 подраздел 4 раздела II настоящего приложения изложен в новой редакции
4. Механизм реализации целевой Программы и контроль за ходом ее выполнения
Заказчиком Программы является администрация Задонского муниципального района.
Администрация Задонского муниципального района осуществляет:
- выполнение мероприятий Программы (в соответствии с системой программных мероприятий);
- размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд";
- координацию деятельности по реализации Программы;
- аналитическую работу по оценке отклонений фактических результатов от их запланированных показателей в рамках реализации Программы и вносит предложения по уточнению ее целевых установок;
- ежеквартальный мониторинг реализации Программы;
- подготовку предложений по уточнению и корректировке программных мероприятий;
- подготовку предложений по уточнению объемов расходов на выполнение мероприятий Программы в процессе формирования бюджета на очередной финансовый год.
Контроль за исполнением Программы осуществляет администрация Задонского муниципального района.
Комитет экономики и имущественных отношений администрации Задонского муниципального района представляет отчетные данные в соответствии с постановлением администрации Задонского муниципального района от 10.04.2012 N 243 "О порядке разработки, утверждения и реализации районных целевых программ".
5. Оценка эффективности Программы
Используемые показатели эффективности и методы их определения задаются целями и задачами целевой программы. В ходе разработки проекта целевой программы ее эффективность определяется как плановая, при реализации - как фактическая.
Определение эффективности Программы производится на этапе разработки Программы и далее отслеживается на всех этапах ее реализации.
Оценка последствий реализации Программы включает выявление полного комплекса конечных результатов Программы (в том числе незапланированных) и их влияния на социально-экономическую ситуацию в районе.
Под оценкой общественной эффективности понимается отношение индикаторов целей Программы к показателям непосредственных результатов реализации.
Значения фактических показателей зависят от характера действия внешних факторов в рассматриваемый период, от степени исполнения системы программных мероприятий, которые в совокупности определяют условия выполнения Программы.
Оценка эффективности проводится по каждой цели и задаче целевой программы с учетом выполнения всех мероприятий, направленных на ее достижение.
Плановые показатели и плановые значения эффективности задач целевой программы представлены в таблице 1:
Постановлением Администрации Задонского муниципального района Липецкой области от 22 ноября 2013 г. N 1208 таблица 1 подраздела 5 раздела II настоящего приложения изложена в новой редакции
Таблица 1
Плановые показатели и плановые значения эффективности задач Программы
Наименование |
Величина в базовом году (до начала реализации программы) 2011 год |
Плановые значения по периодам действия целевой программы |
Источник определения значения |
||
2012 год |
2013 год |
2014 год |
|||
Цель: Формирование и сохранение конкурентоспособной туристской индустрии, способствующей социально-экономическому развитию Задонского муниципального района Липецкой области | |||||
Индикатор цели - Численность туристов, размещенных в коллективных средствах размещения, тыс. чел./год |
41,6 |
48,3 |
53,5 |
64 |
данные |
Задача 1: Развитие туристско-рекреационного комплекса Задонского муниципального района Липецкой области | |||||
Показатель 1 задачи 1 - Количество единиц номерного фонда коллективных средств размещения, ед. |
207 |
226 |
246 |
270 |
данные |
Общественная эффективность мероприятий к показателю 1 задачи 1, % |
|
1,0 |
1,1 |
1,1 |
|
Объем финансовых средств по мероприятиям, тыс. руб. |
|
75,9 |
122,5 |
90,0 |
|
Задача 2: Повышение качества туристских услуг | |||||
Показатель 1 задачи 2 - Количество лиц, работающих в коллективных средствах размещения и туристических фирмах, чел. |
124 |
140 |
150 |
170 |
данные |
Общественная эффективность мероприятий к показателю 1 задачи 2, % |
|
1,1 |
1,1 |
1,2 |
|
Объем финансовых средств по мероприятиям, тыс. руб. |
|
224,7 |
437,5 |
90,0 |
|
Задача 3: Продвижение туристского продукта Задонского муниципального района на мировом и внутреннем туристских рынках | |||||
Показатель 1 задачи 3 - Количество событийных туристических мероприятий, ед. |
3 |
4 |
5 |
6 |
отчетность отдела культуры |
Общественная эффективность мероприятий к показателю 1 задачи 3, % |
|
1,3 |
1,2 |
1,2 |
|
Объем финансовых средств по мероприятиям, тыс. руб. |
- |
129,4 |
0,0 |
60,0 |
|
Нумерация подразделов приводится в соответствии с источником
8. Целевые показатели Программы
N |
Наименование показателей |
Базовые показатели |
Плановые показатели |
||
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
||
1. |
Численность туристов, размещенных в коллективных средствах размещения, тыс. чел./год |
41,6 |
48,3 |
53,5 |
64,0 |
2. |
Количество единиц номерного фонда коллективных средств размещения, ед. |
207 |
244 |
250 |
310 |
3. |
Инвестиции в основной капитал средств размещения, тыс. руб. |
74,6 |
90,0 |
100,0 |
120,0 |
4. |
Количество койко-мест в коллективных средствах размещения, ед. |
613 |
713 |
730 |
833 |
5. |
Количество лиц, работающих в коллективных средствах размещения и туристических фирмах, чел. |
124 |
150 |
170 |
190 |
6. |
Количество событийных туристических мероприятий, ед. |
3 |
4 |
5 |
6 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.