Решение Советского районного суда г.Липецка от 13 апреля 2015 г. N 2-2061/15
Апелляционным определением Липецкого областного суда от 29 июня 2015 г. N 33-1707/2015 настоящее решение оставлено без изменения
Советский районный суд г. Липецка в составе: председательствующего судьи Торговченковой О.В., с участием прокурора Юрицыной А.Ю., при секретаре Демине В.В.;
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Максимовой, Шатова, Морозова, Кузнецова, Семеновой, Попадьина, Загорской, Коноваловой, Шаповал, Коротаевой, Власовой об оспаривании нормативного правового акта органа местного самоуправления, установил:
Максимова Г.В., Шатов В.В., Морозов Р.В., Кузнецов И.А., Семенова Л.О., Попадьин И.А., Загорская Н.А., Коновалова Н.Н., Шаповал О.П., Коротаева Л.В., Власова М.В. обратились в Советский районный суд г. Липецка с заявлением о признании недействующим постановления администрации города Липецка от 30 апреля 2014 года N 978 "О формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора" в части включения дома <адрес> в г. Липецке в Перечень многоквартирных домов, в отношении которых фонд капитального ремонта общего имущества формируется на счете регионального оператора - Фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Липецкой области.
Противоречие названного акта органа местного самоуправления (в оспариваемой части) заявители усматривают в том, что органом местного самоуправления в нарушение ст. 170 Жилищного кодекса Российской Федерации и ст. 5 Закона Липецкой области от 8 октября 2013 года N 211-ОЗ "О правовом регулировании некоторых вопросов в сфере капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" в Перечень многоквартирных домов, в отношении которых фонд капитального ремонта общего имущества формируется на счете регионального оператора - Фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Липецкой области включен дом N 9 по ул. Крайняя в г. Липецке, собственниками жилых помещений в котором они являются.
Так, в срок, установленный ст. 170 Жилищного кодекса Российской Федерации и ст. 5 Закона Липецкой области от 8 октября 2013 года N 211-ОЗ "О правовом регулировании некоторых вопросов в сфере капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах", собственники помещений дома <адрес> в г. Липецке представили в Фонд капитального ремонта Липецкой области протокол N внеочередного общего собрания членов ТСЖ "<данные изъяты>" от ДД.ММ.ГГГГ года, реализовав тем самым решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта, выбранного собственниками помещений указанного дома, а именно: перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет, владельцем которого является ТСЖ "<адрес>", открытый кредитной организацией - ОО "<данные изъяты>".
Однако, несмотря на соблюдение собственниками помещений названного дома требований закона, администрация г. Липецка включила дом <адрес> в г. Липецке в Перечень многоквартирных домов, в отношении которых фонд капитального ремонта общего имущества формируется на счете регионального оператора - Фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Липецкой области.
Заявители Максимова Г.В., Шатов В.В., Кузнецов И.А., Семенова Л.О., Попадьин И.А., Загорская Н.А., Коновалова Н.Н., Шаповал О.П., Коротаева Л.В., Власова М.В. в судебном заседании заявление поддержали, ссылаясь на доводы заявления.
Заявитель Морозов Р.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил.
Представитель администрации города Липецка по доверенности Начешникова Ю.Ю. в судебном заседании возражала относительно заявленных требований, ссылаясь на отсутствие оснований для их удовлетворения и законность оспариваемых положений нормативного правового акта органа местного самоуправления.
Представители заинтересованного лица - Государственной жилищной инспекции Липецкой области по доверенностям Новичкова Л.Н. и Шавина А.В. в судебном заседании возражали относительно заявленных требований, ссылаясь на отсутствие оснований для их удовлетворения и законность оспариваемых положений нормативного правового акта органа местного самоуправления.
Привлеченные к участию в деле в качестве заинтересованных лиц Морозова Т.П., Шатова Н.В., Барабанщиков И.В., Барабанщикова Е.Н., Сластунова Л.В., Елфимова В.И., Сажина В.В., Кудряшов В.М., Кудряшова В.А., действующая в интересах несовершеннолетней Кудряшовой Д.В., Набока С.А., Гладышева Ю.Е.,, Анисимова З.В., Иванников В.А., Моськин В.А., Семенова И.В., Гоц Ю.А. в судебном заседании заявление поддержали и просили его удовлетворить.
Привлеченные к участию в деле в качестве заинтересованных лиц Солопова Т.М., Шатова Е.В., Чурсина Ю.Ю., Ткаченко Л.А., Шаповал С.Л., Шаповал И.О., Кукуева М.И., Коновалов Ю.А., Коновалова К.Ю., Набока С.Н., Понаморева Я.Е., Болбенкова О.Н., Торжинская М.И., Кузнецова Е.А., Гордейчук Т.И., Ражин Е.И., Ражина А.В., Желнинская Е.В., Гуревич Е.В., Эйсмонт Н.В., Сенчекова И.В., Сенчеков В.В., Зайцева л.В., Гончарова Л.М., Рябцева Е.И., Рябцев О.В., Джуккаева Г.Р., Кудинова Н.Н., Федянина Е.М., Разводова Е.В. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Выслушав объяснения заявителей, заинтересованных лиц и представителей заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора Юрицыной А.Ю., полагавшей в удовлетворении заявленных требований отказать, суд приходит к выводу о том, что требования заявителей удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
ДД.ММ.ГГГГ в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о создании юридического лица - товарищества собственников жилья "<адрес>".
ТСЖ "<адрес>" осуществляет управление двумя многоквартирными домами: <адрес> и <адрес> в г. Липецке.
ДД.ММ.ГГГГ состоялось внеочередное общее собрание собственников помещений многоквартирных жилых домов ТСЖ "<адрес>", расположенных по адресу: г. Липецк, <адрес>, на котором принято решение о выборе способа формирования фонда капитального ремонта путем формирования фонда капитального ремонта на специальном счете; владельцем специального счета для формирования фонда капитального ремонта определено ТСЖ "<адрес>"; кредитной организацией, в которой будет открыт специальный счет, определен ОО "Липецкий" Ярославского филиала ОАО "Промсвязьбанк"; организацией, осуществляющей начисление, сбор и перечисление ежемесячных платежей для формирования фонда капитального ремонта, определено ТСЖ "<адрес>" (г. Липецк, ул<адрес>).
ДД.ММ.ГГГГ протокол N внеочередного общего собрания собственников помещений многоквартирных жилых домов ТСЖ "<адрес>", расположенных по адресу: г. Липецк, <адрес>, представлен в "Фонд капитального ремонта Липецкой области", что подтверждается штампом входящей корреспонденции на экземпляре ТСЖ.
Как следует из справки от ДД.ММ.ГГГГ N, выданной <данные изъяты>", ТСЖ "<адрес>" открыт расчетный счет N в <данные изъяты>, дата открытия счета - ДД.ММ.ГГГГ. Согласно штампу входящей корреспонденции на экземпляре ТСЖ данная справка представлена в "Фонд капитального ремонта Липецкой области" ДД.ММ.ГГГГ года. В тот же день, то есть ДД.ММ.ГГГГ года, указанная информация представлена председателем ТСЖ "<адрес>" в Государственную жилищную инспекцию Липецкой области, что подтверждается ответом ГЖИ Липецкой области в адрес председателя ТСЖ от ДД.ММ.ГГГГ N и заявителями не оспаривается.
Согласно регистрационно-контрольной карточке N от ДД.ММ.ГГГГ информация о выбранном и реализованном собственниками помещений в многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта на специальном счете регионального оператора, а также о выбранном и реализованном собственниками помещений в многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта на специальном счете товарищества собственников жилья по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ из Государственной жилищной инспекции Липецкой области поступила в администрацию города Липецка 22.04.2014 года.
Постановлением администрации города Липецка от 30.04.2014 N 978 "О формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора" сформирован фонд капитального ремонта общего имущества в отношении многоквартирных домов на счете регионального оператора - Фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов <адрес>. Приложением к постановлению является Перечень многоквартирных домов, в отношении которых фонд капитального ремонта общего имущества формируется на счете регионального оператора - Фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Липецкой области. В указанный Перечень под N ... включен дом, расположенный по адресу: <адрес>.
Данное постановление опубликовано в "Липецкой газете" от 26 ноября 2014 г. N 228.
24 октября 2014 г. администрацией города Липецка принято постановление N 2373 "О внесении изменений в постановление администрации города Липецка от ДД.ММ.ГГГГ N", которым приложение к постановлению изложено в новой редакции. В соответствии с постановлением администрации города Липецка от 30.04.2014 N 978 "О формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора" (в редакции от 24.10.2014 года) дом по <адрес> в г. Липецке включен в Перечень многоквартирных домов, в отношении которых фонд капитального ремонта общего имущества формируется на счете регионального оператора - Фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Липецкой области, под N.
Данное постановление опубликовано в "Липецкой газете" 30.01.2015 года N 18.
Заявители, являясь собственниками жилых помещений в многоквартирном доме <адрес> в г. Липецке, оспаривают постановление администрации города Липецка от 30 апреля 2014 года N 978 "О формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора" в части включения в Перечень многоквартирных домов, в отношении которых фонд капитального ремонта общего имущества формируется на счете регионального оператора, дома <адрес>, полагая, что собственниками помещений указанного дома в установленный законом срок принято и реализовано решение о выборе способа формирования фонда капитального ремонта.
В силу ч. 1 ст. 167 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации.
Частью 1 ст. 168 ЖК РФ предусмотрено, что региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов.
В соответствии с частями 1, 3 ст. 169 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, частью 8 статьи 170 и частью 4 статьи 181 настоящего Кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.
Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом.
Согласно ч. 1 ст. 170 ЖК РФ взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, проценты, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, образуют фонд капитального ремонта.
Частями 3-7 той же статьи предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта:
1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете);
2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).
В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в качестве способа формирования фонда капитального ремонта выбрали формирование его на специальном счете, решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть определены:
1) размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт, который не должен быть менее чем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации;
2) перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме в составе не менее чем состав перечня таких услуг и (или) работ, предусмотренный региональной программой капитального ремонта;
3) сроки проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, которые не могут быть позднее планируемых сроков, установленных региональной программой капитального ремонта;
4) владелец специального счета;
5) кредитная организация, в которой будет открыт специальный счет. Если владельцем специального счета определен региональный оператор, выбранная собственниками помещений в многоквартирном доме кредитная организация должна осуществлять деятельность по открытию и ведению специальных счетов на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме не выбрали кредитную организацию, в которой будет открыт специальный счет, или эта кредитная организация не соответствует требованиям, указанным в настоящем пункте и части 2 статьи 176 настоящего Кодекса, вопрос о выборе кредитной организации, в которой будет открыт специальный счет, считается переданным на усмотрение регионального оператора.
Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования утвержденной в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта. В целях реализации решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя регионального оператора, собственники помещений в многоквартирном доме должны направить в адрес регионального оператора копию протокола общего собрания таких собственников, которым оформлено это решение.
Не позднее чем за месяц до окончания срока, установленного частью 5 настоящей статьи, орган местного самоуправления созывает общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, если такое решение не было принято ранее.
В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частью 5 настоящей статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частью 5 настоящей статьи срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 настоящего Кодекса, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора.
Частью 3 статьи 5 Закона Липецкой области от 8 октября 2013 года N 211-ОЗ "О правовом регулировании некоторых вопросов в сфере капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" установлено, что решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение четырех месяцев после официального опубликования областной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта.
В целях реализации решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя областного оператора, собственники помещений в многоквартирном доме направляют в адрес областного оператора копию протокола общего собрания таких собственников, которым оформлено это решение.
В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частью 3 настоящей статьи срок, орган местного самоуправления области в течение 10 дней принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете областного оператора.
Областная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Липецкой области, на на 2014 - 2043 годы утверждена постановлением Администрации Липецкой области от 28 ноября 2013 г. N 528, текст которого опубликован в "Липецкой газете" от 17 декабря 2013 года N 242 и в газете г. Ельца "Красное знамя" от 17 декабря 2013 года N 300-301.
Таким образом, исходя из вышеуказанных норм действующего законодательства, собственники помещений в многоквартирном доме, расположенном на территории Липецкой области, должны принять решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта и реализовать его в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок до ДД.ММ.ГГГГ не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в указанный срок, орган местного самоуправления в течение 10 дней должен был принять решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете областного оператора.
Статья 172 ЖК РФ, регламентирующая контроль за формированием фонда капитального ремонта, предусматривает, что владелец специального счета в течение пяти рабочих дней с момента открытия специального счета обязан представить в орган государственного жилищного надзора уведомление о выбранном собственниками помещений в соответствующем многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта с приложением копии протокола общего собрания собственников помещений в этом многоквартирном доме о принятии решений, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 170 настоящего Кодекса, справки банка об открытии специального счета, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Региональный оператор обязан представлять в орган государственного жилищного надзора в порядке и в сроки, которые установлены законом субъекта Российской Федерации, предусмотренные законом субъекта Российской Федерации сведения о многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, а также о поступлении взносов на капитальный ремонт от собственников помещений в таких многоквартирных домах.
Владелец специального счета обязан представлять в орган государственного жилищного надзора в порядке и в сроки, которые установлены законом субъекта Российской Федерации, сведения о поступлении взносов на капитальный ремонт от собственников помещений в многоквартирном доме, о размере остатка средств на специальном счете.
Орган государственного жилищного надзора ведет реестр уведомлений, указанных в части 1 настоящей статьи, реестр специальных счетов, информирует орган местного самоуправления и регионального оператора о многоквартирных домах, собственники помещений в которых не выбрали способ формирования фондов капитального ремонта и (или) не реализовали его.
Таким образом, исходя из системного толкования вышеуказанных норм действующего законодательства, следует, что ст. 170 ЖК РФ определяет способы формирования фонда капитального ремонта, а также сроки принятия решения об определении способа формирования фонда капитального ремонта собственниками помещений и сроки его реализации.
Кроме того, часть 5 статьи 170 ЖК РФ предусматривает механизм реализации собственниками помещений решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя регионального оператора, который заключается в направлении в адрес регионального оператора копии протокола общего собрания собственников, которым оформлено это решение, в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Для Липецкой области данный срок ограничен законом субъекта ДД.ММ.ГГГГ.
Механизм реализации собственниками помещений решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя выбранного собственниками владельца счета, во взаимосвязи со статьей 170 ЖК РФ регламентирован частью 1 статьи 172 ЖК РФ, который заключается в предоставлении владельцем специального счета в течение пяти рабочих дней с момента открытия специального счета в орган государственного жилищного надзора уведомления о выбранном собственниками помещений в соответствующем многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта с приложением копии протокола общего собрания собственников помещений в этом многоквартирном доме о принятии решений, предусмотренных частями 3 (способы формирования фонда капитального ремонта) и 4 (вопросы, которые определяют собственники в случае, если они в качестве способа формирования фонда капитального ремонта выбрали формирование его на специальном счете) статьи 170 настоящего Кодекса, справки банка об открытии специального счета. При этом срок реализации указанного механизма ограничен вышеуказанным законом субъекта тем же сроком, что и для собственников, принявших решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя регионального оператора, ДД.ММ.ГГГГ.
При таких обстоятельствах, исходя из требований вышеуказанных норм действующего законодательства, следует, что ТСЖ "<адрес>", являясь владельцем специального счета, обязано было в течение пяти рабочих дней с момента открытия специального счета представить в Государственную жилищную инспекцию Липецкой области уведомление о выбранном собственниками помещений в многоквартирном доме <адрес> в г. Липецке способе формирования фонда капитального ремонта с приложением копии протокола общего собрания собственников помещений в этом многоквартирном доме о принятии решений, предусмотренных частями 3 (способы формирования фонда капитального ремонта) и 4 (вопросы, которые определяют собственники в случае, если они в качестве способа формирования фонда капитального ремонта выбрали формирование его на специальном счете) статьи 170 настоящего Кодекса, а также справки банка об открытии специального счета.
Как установлено по делу, указанная информация была предоставлена ТСЖ "<адрес>" в Государственную жилищную инспекцию Липецкой области только ДД.ММ.ГГГГ года, то есть по истечении срока, установленного Законом Липецкой области от 8 октября 2013 года N 211-ОЗ "О правовом регулировании некоторых вопросов в сфере капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах".
Следовательно, администрация города Липецка, являясь органом местного самоуправления в соответствии Уставом города Липецка, принятым на ХХХ1Х сессии Липецкого городского Совета депутатов 25 декабря 2004 года, решение N 539 (с последующими изменениями), реализуя требования федерального законодательства, а также закона Липецкой области, являющегося субъектом Российской Федерации, законно включило дом <адрес> в г. Липецке в Перечень многоквартирных домов, в отношении которых фонд капитального ремонта общего имущества формируется на счете регионального оператора - Фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Липецкой области, как многоквартирный дом, собственники которого не реализовали выбранный ими способ формирования фонда капитального ремонта в установленный законом срок.
Довод заявителей о том, что реализация принятого ими решения об определении способа формирования фонда капитального ремонта заключается в предоставлении в срок до ДД.ММ.ГГГГ указанного решения в адрес регионального оператора, которым на территории Липецкой области является Фонд капитального ремонта Липецкой области, основан на ошибочном толковании норм действующего законодательства. Указанный механизм реализации принятого собственниками решения определен законом для собственников помещений, принявших решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя регионального оператора, а не для собственников помещений, принявших решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя выбранного этими собственниками владельца счета.
Ссылка заявителей на то обстоятельство, что принятое ими решение о выбранном способе формирования фонда капительного ремонта реализовано в срок, установленный Жилищным кодексом РФ, не влияет на вывод суда, поскольку ч. 5 ст. 170 ЖК РФ регламентирует права органа государственной власти субъекта Российской Федерации в части определения срока принятия решения собственниками помещений многоквартирного дома об определении способа формирования фонда капитального ремонта и его реализации, ограничив его предельным сроком - не более шести месяцев после официального опубликования утвержденной в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта.
Таким образом, орган государственной власти субъекта Российской Федерации обязан был установить указанный срок, который не должен превышать шести месяцев. Следовательно, для собственников помещений многоквартирных домов, расположенных на территории Липецкой области, обязательным является срок, установленный Законом Липецкой области от 8 октября 2013 года N 211-ОЗ "О правовом регулировании некоторых вопросов в сфере капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах". Нарушение срока, установленного указанным законом субъекта, свидетельствует о нарушении собственниками требований, в том числе, и федерального законодательства.
Публикация оспариваемого постановления в "Липецкой газете" 26.11.2014 года, то есть спустя почти семь месяцев со дня его принятия, в данном случае правового значения не имеет, поскольку с публикацией нормативного правового акта действующее законодательство связывает лишь момент начала действия указанного акта, а не его соответствие требованиям федерального законодательства, либо законам субъекта Российской Федерации.
Кроме того, статья 175 ЖК РФ, а также соответствующая ей статья 5 Закона Липецкой области от 8 октября 2013 года N 211-ОЗ "О правовом регулировании некоторых вопросов в сфере капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" регламентируют требования к владельцу специального счета. В соответствии с указанными нормами владельцем специального счета может быт товарищество собственников жилья, осуществляющее управление многоквартирным домом и созданное собственниками помещений в одном многоквартирном доме или нескольких многоквартирных домах, если данные дома расположены на земельных участках, которые в соответствии с содержащимися в государственном кадастре недвижимости документами имеют общую границу и в пределах которых имеются сети инженерно-технического обеспечения, другие элементы инфраструктуры, предназначенные для совместного использования собственниками помещений в данных домах.
Как установлено по делу, ТСЖ "<адрес>", определенное собственниками помещений владельцем специального счета, осуществляет управление двумя многоквартирными домами: <адрес> ул. <адрес> в г. Липецке, которые расположены на земельных участках, не имеющих в соответствии с содержащимися в государственном кадастре недвижимости документами общей границы, и в пределах которых отсутствуют сети инженерно-технического обеспечения, другие элементы инфраструктуры, которые предназначены для совместного использования собственниками помещений в данных домах.
Следовательно, данное товарищество собственником жилья не соответствует требованиям, предъявляемым законом к владельцам специального счета.
Довод заявителей о том, что ТСЖ "<адрес>" создано до ДД.ММ.ГГГГ года, то есть до срока, после которого действующим законодательством запрещено создание подобных товариществ, не опровергает вывод суда, поскольку установленный законом срок для реорганизации ТСЖ, созданных в двух и более многоквартирных домах, в случае их несоответствия требованиям, установленным пунктом 1 части 2 статьи 136 ЖК РФ, распространяется лишь на правоотношения, связанные с приведением статуса этих товариществ требованиям закона, но никоим образом не распространяется на спорные правоотношения. Законность существования ТСЖ "<адрес>" в той форме, в котором оно создано до ДД.ММ.ГГГГ года, никем не оспаривается.
При таких обстоятельствах, оценив доводы заявителей о несоответствии оспариваемого нормативного правового акта положениям Жилищного кодекса Российской Федерации и Закону Липецкой области от 8 октября 2013 года N 211-ОЗ "О правовом регулировании некоторых вопросов в сфере капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах", суд приходит к выводу о соответствии постановления администрации города Липецка от 30 апреля 2014 года N 978 "О формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора" в части включения дома <адрес> в г. Липецке в Перечень многоквартирных домов, в отношении которых фонд капитального ремонта общего имущества формируется на счете регионального оператора - Фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Липецкой области, нормативным правовым актам Российской Федерации и Липецкой области.
Проверяя компетенцию администрации города Липецка, принявшей оспариваемый нормативный правовой акт, суд исходит из следующего.
Согласно статье 32 Устава администрация города Липецка - исполнительно-распорядительный орган города Липецка, обладает правами юридического лица.
Администрацией города руководит Глава города на принципах единоначалия.
Компетенция администрации города закреплена в статье 33 Устава, из которой следует, что помимо перечисленных в статье полномочий к полномочиям администрации города могут быть отнесены иные полномочия в соответствии с действующим законодательством.
В силу п. 6 ст. 43 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации.
Часть 4 статьи 5 Закона Липецкой области от 8 октября 2013 года N 211-ОЗ "О правовом регулировании некоторых вопросов в сфере капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" наделяет орган местного самоуправления обязанностью по принятию решения о формировании фонда капитального ремонта на счете областного оператора в отношении домов, собственники которых в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частью 3 настоящей статьи срок.
Оспариваемое постановление принято во исполнение вышеуказанного Закона Липецкой области.
Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий администрации города Липецка как органа местного самоуправления.
При проверке порядка и процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта нарушений требований действующего законодательства судом не установлено.
Так, в соответствии с пунктом 2.2 распоряжения администрации г. Липецка от 1 марта 2011 года N 122-р "О Порядке подготовки правовых актов администрации города Липецка, первого заместителя, заместителей главы администрации города" глава города в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами Липецкой области, Уставом города Липецка и решениями Липецкого городского Совета депутатов, издает постановления администрации города по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Липецкой области, а также распоряжения администрации города по вопросам организации работы администрации города.
Согласно ч. 2 ст. 47 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Пунктом 8.1 распоряжения администрации города Липецка от 1 марта 2011 года N 122-р "О Порядке подготовки правовых актов администрации города Липецка, первого заместителя, заместителей главы администрации города" постановления администрации города, затрагивающие права, свободы и обязанности граждан города, вступают в силу со дня их официального опубликования.
Распоряжением главы администрации города Липецка от 3 февраля 2006 года N 466-р "Об опубликовании муниципальных правовых актов администрации г. Липецка" официальным печатным изданием для опубликования муниципальных правовых актов администрации г. Липецка, затрагивающих права и интересы граждан, определена газета "Липецкая газета".
Оспариваемый акт подписан Главой города Липецка, текст постановления опубликован в "Липецкой газете" 26.11.2014 года N 228.
24 октября 2014 г. администрацией города Липецка принято постановление N 2373 "О внесении изменений в постановление администрации города Липецка от 30.04.2014 года N 978", которым приложение к постановлению изложено в новой редакции. Данное постановление опубликовано в "Липецкой газете" 30.01.2015 года N 18.
Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий и компетенции органа местного самоуправления, в предусмотренной Уставом города Липецка форме, введен в действие и опубликован в установленном законом порядке.
С учетом указанных обстоятельств суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований заявителей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 253 ГПК РФ, суд решил:
Максимовой, Шатову, Морозову, Кузнецову, Семеновой, Попадьину, Загорской, Коноваловой, Шаповал, Коротаевой, Власовой в удовлетворении заявления о признании недействующим постановления администрации города Липецка от 30 апреля 2014 года N 978 "О формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора" в части включения дома <адрес> в г. Липецке в Перечень многоквартирных домов, в отношении которых фонд капитального ремонта общего имущества формируется на счете регионального оператора - Фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Липецкой области, отказать.
Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Советский районный суд г. Липецка путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья |
О.В. Торговченкова |
Решение суда принято в окончательной форме 20.04.2015 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Советского районного суда г.Липецка от 13 апреля 2015 г. N 2-2061/15
Текст решения официально опубликован не был