г. Липецк |
27 декабря 2023 г. |
Общие положения
Мы, нижеподписавшиеся полномочные представители Правительства Липецкой области (далее - Правительство), объединений работодателей Липецкой области (далее - работодатели), Федерации профсоюзов Липецкой области (далее - профсоюзы), в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами заключили настоящее Соглашение, устанавливающее приоритетные цели, основные принципы совместных действий по экономическому развитию области, обеспечению социально-трудовых интересов и прав граждан, повышению благосостояния населения в 2024 - 2026 годах.
Настоящее Соглашение является правовым актом и заключается для определения и реализации приоритетов социально-экономической политики области с учетом интересов сторон социального партнерства, распространения принципов и опыта взаимодействия на все уровни системы социального партнерства.
Стороны признают необходимым дальнейшее развитие созданной в области системы социального партнерства и обязуются оказывать всестороннее содействие организациям, участвующим в социальном партнерстве, в повышении их эффективности в комплексном решении экономических и социальных задач. При этом Соглашение рассматривается сторонами как основа для переговоров при заключении территориальных, отраслевых и иных соглашений, коллективных договоров в организациях всех форм собственности, расположенных на территории области.
Обязательства и гарантии, включенные в Соглашение, являются минимальными и не могут быть изменены в сторону снижения социальной и экономической защищенности работников.
Стороны в пределах своих полномочий принимают меры по реализации Генерального соглашения между общероссийским объединением профсоюзов, общероссийским объединением работодателей и Правительством Российской Федерации и Соглашения между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, входящих в Центральный федеральный округ, Ассоциацией территориальных объединений организаций профсоюзов Центрального федерального округа, Координационным Советом руководителей объединений промышленников и предпринимателей (работодателей) в Центральном федеральном округе.
Обязательства сторон, включенные в данное Соглашение, выполняются ими в порядке и пределах полномочий, установленных действующими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Липецкой области.
I. В области экономического развития
Стороны совместно:
1.1. Способствуют реализации национальных проектов и государственных программ на территории области. Проводят активную политику по созданию благоприятных условий хозяйствования, предпринимательской деятельности, увеличению объема валового регионального продукта, укреплению экономического и финансового положения организаций, повышению жизненного уровня населения области.
1.2. Осуществляют взаимные консультации по социально-трудовым вопросам, принимают участие в подготовке проектов документов по вопросам социально-экономического развития области, направляют на рассмотрение в Областную трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений (далее - Областная трехсторонняя комиссия) проекты нормативных правовых актов Правительства области и Губернатора области в сфере труда, а также документы и материалы, необходимые для их обсуждения.
Решения Областной трехсторонней комиссии или мнения ее сторон по направленным проектам нормативных правовых актов Правительства области и Губернатора области подлежат обязательному рассмотрению Правительством области.
1.3. При рассмотрении вопросов, связанных с предстоящей реорганизацией и ликвидацией организаций, осуществляющих деятельность на территории области, своевременно информируют социальных партнеров для принятия мер по соблюдению законных прав работающих.
1.4. В целях изучения и распространения лучшего опыта производственно-экономической деятельности организуют областные смотры, конкурсы организаций различных отраслей экономики, производственной сферы и сферы обслуживания, профессионального мастерства; организуют социально-экономическое и внутрифирменное соревнование.
Предоставляют особо отличившихся работников к награждению государственными и областными наградами, чествуют лучшие трудовые коллективы, их руководителей и работников, добивающихся высоких результатов в труде, науке, творчестве, общественной деятельности.
Совершенствуют формы чествования человека труда, повышение престижа рабочих профессий через учреждение Доски почета, книги "Трудовая слава Липецкой области" и др.
Правительство и работодатели:
1.5. Способствуют привлечению в экономику области финансовых средств отечественных и иностранных инвесторов, разработке и внедрению цифровизации, инновационных технологий, механизмов, позволяющих увеличить выпуск конкурентоспособной продукции.
1.6. Разрабатывают предложения по стимулированию реального сектора экономики с использованием рыночных механизмов и предоставлению товаропроизводителям мер государственной поддержки и льгот.
1.7. Проводят активную промышленную политику, создают условия для развития отечественного товаропроизводства и предпринимательства. Содействуют продвижению продукции местных товаропроизводителей на российский и зарубежный рынок, имиджа области, как региона с развитой промышленностью и сельским хозяйством, выпускающего продукцию, отвечающую высоким мировым стандартам качества, культурного и туристического центра, а также объекта, привлекательного для инвесторов.
1.8. Осуществляют импортозамещающую аграрную и продовольственную политику, создают условия для развития на селе всех форм хозяйствования (агропромышленных холдингов, личных подсобных хозяйств, фермеров).
1.9. Содействуют созданию новых и модернизации действующих ресурсоэффективных производств, высокотехнологических кластеров по различным направлениям из числа научных, промышленных организаций и малых предприятий, вводу высокопроизводительных рабочих мест и модернизации существующих рабочих мест.
1.10. В целях насыщения потребительского рынка качественными товарами, услугами создают благоприятные условия для развития сферы потребительского рынка, предпринимательства. Способствуют развитию системы сбыта сельскохозяйственной продукции путем расширения заготовительной деятельности, создания потребительских кооперативов, проведения розничных ярмарок в городах и районах области, на межрегиональных и международных выставках.
Правительство:
1.11. Осуществляет мониторинг и прогнозирует развитие социально-экономической ситуации в области с целью определения приоритетных направлений и перспектив развития. Разрабатывает государственные программы области и организует их реализацию.
1.12. Разрабатывает и реализует меры государственной поддержки развития агропромышленного комплекса, направленные на создание условий для эффективного функционирования сельскохозяйственных предприятий всех форм собственности, укрепление материально-технической базы сельского хозяйства.
1.13. С целью обеспечения продовольственной безопасности населения области на основе ускоренного развития и повышения эффективности производства продукции сельского хозяйства, улучшения условий труда и быта сельских тружеников организует реализацию государственных программ развития сельского хозяйства и кооперации.
1.14. Проводит анализ потенциального рынка сбыта сельхозпродукции. Способствует развитию партнерских отношений между сельхозтоваропроизводителями, торговыми, перерабатывающими предприятиями.
1.15. В целях улучшения транспортного обслуживания населения области в пределах полномочий осуществляет организацию работы пассажирского транспорта. Реализует мероприятия, направленные на развитие гражданской авиации, железнодорожного транспорта в пригородном сообщении.
1.16. Создает условия для развития и увеличения объемов жилищного строительства, привлечения внебюджетных источников в строительство жилья в целях обеспечения доступности и снижения стоимости жилья.
1.17. Осуществляет меры, направленные на развитие малого и среднего бизнеса, вовлечение его представителей в систему социального партнерства.
1.18. Проводит анализ социальной эффективности инвестиционных проектов, планируемых к реализации на территории региона, в том числе в части влияния на занятость населения (количество и профессионально-квалификационную структуру рабочих мест, среднюю заработную плату, социальный пакет работников) с привлечением сторон социального партнерства.
1.19. Взаимодействует с органами местного самоуправления в развитии системы земельных отношений на территории области.
Работодатели:
1.20. Принимают необходимые меры по улучшению экономического и финансового положения предприятий, организаций, обеспечивают их стабильную работу по увеличению объемов производства, выпуску конкурентоспособной продукции, содействию в развитии трудового соревнования. Совместно с профсоюзными организациями проводят системную работу по участию трудовых коллективов в обеспечении роста производительности труда.
1.21. Активно занимаются привлечением на предприятия инвестиционных ресурсов для создания новых и модернизации действующих производств, создания новых рабочих мест и увеличения налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.
1.22. Обеспечивают реализацию прав работников на участие в управлении организацией в соответствии с нормами Трудового кодекса Российской Федерации, коллективным договором и соглашениями.
Привлекают в коллегиальные органы управления организациями всех форм собственности полномочных представителей первичных профсоюзных организаций или представителей работников организации с правом голоса.
1.23. Беспрепятственно предоставляют представителям профсоюзных организаций информацию по социально-трудовым вопросам.
1.24. Обеспечивают своевременное и полное перечисление страховых взносов по обязательному социальному страхованию в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации и в Федеральную налоговую службу Российской Федерации.
Профсоюзы:
1.25. Принимают участие в установленном порядке в работе региональных комиссий, общественных советов, иных органов, осуществляющих координацию деятельности по вопросам, затрагивающим социально-трудовые отношения.
1.26. Осуществляют контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обеспечивают защиту интересов работников.
1.27. Предоставляют бесплатную консультационную и правовую помощь профсоюзным организациям, членам профсоюза, в том числе защищают их права и интересы при смене собственника, изменении подведомственности организации, ее реорганизации.
II. В области развития рынка труда, занятости и кадровой политики
Стороны совместно:
2.1. Обеспечивают всесторонний анализ рынка труда, объединяют усилия в решении задач легализации рынка труда и трудовой миграции, создания новых эффективных рабочих мест, сохранения и развития кадрового потенциала, повышения качества и конкурентоспособности рабочей силы, ее сбалансированности с рабочими местами, смягчения последствий долговременной безработицы, предотвращения негативных последствий реструктуризации отраслей экономики.
2.2. Способствуют реализации мер, направленных на повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы, в целях совершенствования системы подготовки кадров для экономики области, осуществляют прогноз потребности организаций в подготовке квалифицированных кадров для экономики области на средне- и долгосрочную перспективу.
2.3. Содействуют осуществлению мер, направленных на создание и сохранение рабочих мест в сельском хозяйстве, в том числе через развитие организаций, осуществляющих микрофинансовую деятельность на селе.
2.4. В случаях возникновения критических ситуаций на рынке труда осуществляют экстренные меры, направленные на содействие занятости населения, поддержку высвобождаемых работников, определяют источники финансирования этих мероприятий.
2.5. Принимают скоординированные меры по снижению социальной напряженности в результате массового увольнения работников предприятий и организаций. При определении массового высвобождения работников руководствуются критериями, установленными Отраслевыми соглашениями, в случае их отсутствия в соглашении или отсутствия соглашения руководствуются следующими критериями:
- ликвидация предприятия любой организационно-правовой формы с численностью работающих 15 и более человек;
- сокращение численности или штата работников предприятия в количестве:
50 и более человек в течение 30 календарных дней;
200 и более человек в течение 60 календарных дней;
500 и более человек в течение 90 календарных дней.
2.6. В целях удовлетворения потребностей регионального рынка труда в кадрах и повышения качества образовательного процесса:
- проводят работу по совершенствованию организационно-экономических механизмов регулирования системы профессионального образования региона;
- участвуют в разработке системы взаимодействия организаций профессионального образования с работодателями.
2.7. Проводят согласованную политику в области регулирования вопросов привлечения иностранной рабочей силы в экономику региона. На заседаниях Межведомственной комиссии по вопросам привлечения и использования иностранных работников в области рассматривают заявки работодателей в отношении объемов и профессионально-квалификационной структуры привлечения иностранной рабочей силы с участием представителей Профсоюзов и Работодателей.
2.8. В целях поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов с учетом содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации при формировании квоты на привлечение и использование иностранной рабочей силы учитывают:
- отсутствие фактов массового высвобождения работников - граждан Российской Федерации в течение предыдущего года в связи с сокращением численности;
- наличие возможности удовлетворения потребности в рабочей силе за счет местных трудовых ресурсов, в том числе путем подготовки и переподготовки безработных граждан с учетом предложений муниципальных образований области.
При этом обеспечивают социально-бытовые условия проживания иностранных работников, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям.
2.9. Содействуют расширению объема и перечня видов оплачиваемых общественных работ с целью обеспечения временной занятости населения, в том числе несовершеннолетних граждан в свободное от учебы время, участвуют в мероприятиях по обеспечению профессиональной ориентации несовершеннолетних, достигших возраста 14-ти лет, с целью повышения мотивации к трудовой деятельности по профессиям и специальностям, востребованным на рынке труда.
2.10. Организуют совместные информационно-разъяснительные кампании и акции, включая массовые мероприятия (ярмарки вакансий, учебных и рабочих мест), по информированию населения о состоянии рынка труда, возможностях трудоустройства, профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации, проводят социологические исследования и опросы населения в сфере занятости. Привлекают средства массовой информации (далее - СМИ) к информационному обеспечению реализации государственной политики занятости.
2.11. Осуществляют комплекс мероприятий, направленных на стимулирование работодателей к трудоустройству инвалидов и обеспечение доступности профессионального образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом их индивидуальных возможностей.
2.12. Содействуют развитию практики наставничества в организациях.
Правительство:
2.13. Предоставляет государственные услуги в области содействия занятости населения. Реализует мероприятия по содействию занятости населения области и социальной поддержки безработных граждан с учетом ситуации на рынке труда.
2.14. Содействует реализации политики подбора, подготовки и сохранения высококвалифицированных кадров, повышению их конкурентоспособности на рынке труда.
2.15. Принимает меры по укреплению учебной и материально-технической базы в учреждениях профессионального образования области.
2.16. Предусматривает квотирование рабочих мест для граждан с пониженной конкурентоспособностью на рынке труда (инвалидов, несовершеннолетних сирот, одиноких и многодетных родителей несовершеннолетних детей, выпускников образовательных учреждений, лиц предпенсионного возраста и др.).
2.17. В целях повышения престижа наиболее востребованных рабочих профессий и содействия повышению их квалификации предусматривает в проекте областного бюджета средства на проведение конкурсов профессионального мастерства.
2.18. Способствует развитию системы профессиональных квалификаций в Липецкой области, включая создание центров оценки квалификации или экзаменационных площадок, внедрение профессиональных стандартов на территории региона.
Работодатели:
2.19. Не допускают массового высвобождения работников. Принимают меры по наиболее полному использованию производственных мощностей, созданию дополнительных и сохранению имеющихся рабочих мест, а также рабочих мест с гибким рабочим временем и возможностью трудоустройства на них инвалидов, женщин, имеющих малолетних детей, лиц предпенсионного возраста.
2.20. Предоставляют возможность трудоустройства на вновь вводимые рабочие места ранее высвобожденным работникам при соответствии их квалификации требованиям производства, а в сельскохозяйственном производстве - первоочередную возможность трудоустройства из числа постоянно проживающего сельского населения.
2.21. Принимают меры при планируемом сокращении работников по их максимальному обеспечению рабочими местами за счет перепрофилирования производства, переобучения, ведения режима неполного рабочего времени и других защитных мер, предусмотренных законодательством.
2.22. Организуют профессиональное обучение и повышение квалификации персонала на производстве с целью увеличения доли высококвалифицированных работников в общей численности квалифицированных работников.
2.23. В рамках национального проекта "Демография" активно направляют своих работников из числа лиц в возрасте 50-ти лет и старше, а также лиц предпенсионного возраста, женщин в период отпуска по уходу за ребенком в возрасте до трех лет на профессиональное обучение и повышение квалификации по востребованным в экономике профессиям, навыкам и компетенциям с целью сохранения их занятости.
2.24. В рамках договоров, заключаемых с профессиональными образовательными учреждениями:
- предоставляют рабочие места для прохождения учащимися производственной практики;
- обеспечивают закрепление наставников за молодыми работниками, осуществляют доплату наставникам в размере не менее 10% от оклада (должностного оклада), ставки заработной платы;
- предоставляют возможность для стажировки преподавателей профессионального цикла и мастеров производственного обучения непосредственно на производстве;
- определяют стипендиатов среди учащихся учреждений профессионального образования и выплачивают им стипендию, установленную за счет средств предприятий;
- обеспечивают учащихся средствами индивидуальной защиты во время производственной практики.
2.25. Обеспечивают заключение письменных трудовых договоров с работниками и не допускают подмены трудовых договоров договорами гражданско-правового характера. Не допускают нелегальной и теневой занятости.
2.26. Проводят консультации физических лиц по трудоустройству на предприятия, в том числе иностранных граждан, руководствуясь при этом законодательством Российской Федерации, предусматривающим трудоустройство в приоритетном порядке граждан Российской Федерации.
2.27. В целях развития системы профессиональных квалификаций в Липецкой области активно участвуют в разработке профессиональных стандартов, наименований квалификаций и требований к ним, оценочных средств, внедряют профессиональные стандарты на предприятии, направляют работников с их согласия для прохождения независимой оценки квалификаций в центры оценки квалификации, способствуют созданию центров оценки квалификации, экзаменационных центров и экзаменационных площадок в области.
2.28. При приеме на работу направляют работника в выборный орган первичной профсоюзной организации с целью информирования об ее деятельности.
2.29. В случае сокращения численности или штата работников организации не допускают одновременного увольнения работников, которые являются членами одной семьи, в течение года после расторжения трудового договора с одним из членов семьи (за исключением случаев добровольного согласия работников на увольнение и положений, установленных коллективным договором).
Профсоюзы:
2.30. Осуществляют общественный контроль за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства, локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, обеспечивающих защиту интересов работников, в том числе по вопросам приема и увольнения, предоставления гарантий и компенсаций, в связи с расторжением трудового договора.
2.31. Осуществляют контроль и принимают меры в организациях по недопущению массового заключения срочных трудовых договоров.
2.32. Оказывают материальную помощь членам профсоюза, в том числе безработным, высвобожденным из организаций, с учетом финансовых возможностей.
III. В области оплаты труда, доходов и уровня жизни
Стороны совместно:
3.1. Согласились, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего норму рабочего времени и выполнившего норму труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законодательством; при этом размер минимальной заработной платы не является ограничением для реализации более высоких гарантий по оплате труда.
3.2. Содействуют тому, чтобы в организациях, самостоятельно определяющих системы оплаты и условия стимулирования труда, данные положения закреплялись в коллективных договорах и соглашениях.
3.3. Обеспечивают соблюдение установленных законодательством прав работников в области трудовых отношений и социальных гарантий, а также коллективных договоров и соглашений, регламентирующих отношения работников и работодателей.
3.4. Обсуждают проекты нормативных правовых актов области по внесению изменений и дополнений в областное законодательство об оплате труда работников бюджетных учреждений.
3.5. Считают приоритетными в сфере регулирования оплаты труда следующие направления:
- ежегодное повышение уровня реальной заработной платы работников;
- максимальное снижение численности населения с доходами ниже прожиточного минимума;
- легализация трудовых отношений, снижение неформальной занятости, ликвидация "теневых" зарплат;
- увеличение доли фонда оплаты труда в валовом региональном продукте;
- системная организация нормирования труда.
3.6. Проводят мониторинг эффективности отраслевых систем оплаты труда работников бюджетной сферы.
3.7. Проводят работу по совершенствованию системы тарифного регулирования заработной платы в организациях внебюджетного сектора экономики. Устанавливают тарифную часть заработной платы на уровне не ниже 65% от общего ее размера.
3.8. Предпринимают меры по доведению средней заработной платы в области до уровня не менее трехкратного размера прожиточного минимума, установленного в области на душу населения.
3.9. Добиваются снижения внутриотраслевой дифференциации по заработной плате между организациями за счет ее повышения в тех организациях, где она ниже, чем в среднем по отрасли.
3.10. Для стимулирования формирования пенсионных накоплений и повышения уровня пенсионного обеспечения граждан содействуют привлечению к добровольному вступлению застрахованных лиц в правоотношения по дополнительному пенсионному страхованию в целях увеличения размеров накопительной части трудовой пенсии.
Содействуют развитию негосударственного пенсионного обеспечения населения области.
3.11. Проводят консультации по следующим вопросам:
- регулирование цен и тарифов на коммунальные услуги, повышение качества и доступности предоставляемых услуг;
- поэтапное снижение регионального стандарта максимально допустимой доли расходов на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.
3.12. Обеспечивают бесплатную юридическую помощь по вопросам пенсионного, социального страхования и иным вопросам в соответствии с действующим законодательством.
Правительство:
3.13. При формировании проекта бюджета области и формировании межбюджетных отношений между областью и муниципальными образованиями области предусматривает средства на:
- повышение заработной платы работников бюджетной сферы и приближение ее к уровню средней заработной платы по области;
- фонд оплаты труда работников областных государственных учреждений в соответствии с действующей системой оплаты труда, выплату гарантированных доплат, надбавок и компенсаций в размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;
- обеспечение сохранения достигнутого соотношения уровня оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы, определенных указами Президента Российской Федерации, со среднемесячной заработной платой наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячным доходом от трудовой деятельности) в области;
- компенсацию стоимости питания студентам и учащимся образовательных учреждений области в установленном законодательством порядке;
- компенсацию предприятиям пассажирского транспорта расходов по обеспечению проезда льготных категорий населения;
- материальную поддержку студентов и учащихся, выплату стипендий за особые успехи в учебе;
- оказание государственной социальной помощи малоимущим гражданам области, мер социальной поддержки льготным категориям граждан области.
3.14. Принимает меры по совершенствованию системы оплаты труда работников бюджетного сектора экономики с учетом необходимости обеспечения индексации и повышения оплаты труда, в том числе на основе достижения конкретных показателей качества и количества оказываемых услуг.
3.15. Обеспечивает в установленном порядке определение, утверждение и публикацию в средствах массовой информации величины прожиточного минимума на душу населения в целом по области и по основным социально-демографическим группам населения.
Принимает меры по расширению сферы действия прожиточного минимума как социального стандарта для поддержания жизненного уровня населения.
3.16. Совершенствует систему стипендиального обеспечения обучающихся в профессиональных образовательных учреждениях, финансируемых из областного бюджета.
Работодатели:
3.17. Во внебюджетном секторе экономики принимают меры по установлению размера месячной тарифной ставки 1 разряда (минимального должностного оклада) работников, занятых в нормальных условиях труда, за работу, не требующую специальной профессиональной подготовки, знаний, умений и профессиональных навыков и опыта работы, не ниже федерального минимального размера оплаты труда.
3.18. Применяют системы оплаты труда, позволяющие начислять заработную плату работникам в зависимости от их квалификации, сложности выполняемой ими работы и качества затраченного труда.
3.19. Обеспечивают своевременную и в полном объеме выплату заработной платы, оплату отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику в соответствии с действующим трудовым законодательством, соглашениями, коллективным и трудовыми договорами. Разрабатывают мероприятия, направленные на недопущение возникновения задолженности по заработной плате и скорейшую ликвидацию в случае ее возникновения.
3.20. Возмещают работнику, вынужденно приостановившему работу в связи с задержкой выплаты заработной платы на срок более 15 календарных дней, неполученный им средний заработок за весь период ее задержки, включая период приостановки исполнения трудовых обязанностей, с уплатой по требованию работника денежной компенсации за задержку выплат в размере не ниже одной стопятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от общей суммы невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со дня, следующего за днем установленного срока выплаты заработной платы, по день фактического расчета заработной платы включительно.
3.21. Выплачивают выходное пособие при расторжении трудового договора по инициативе работодателя в связи с сокращением численности или штата работников организации из расчета средней заработной платы работника в соответствии с нормами трудового законодательства без учета периода работы в режиме неполного рабочего времени, введенного по инициативе работодателя.
3.22. Проводят индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги.
3.23. Производят бесплатное удержание и перечисление на счет, указанный профсоюзом, профсоюзных взносов в соответствии с заявлениями членов профсоюза. В случае неправомерной задержки перечисления профсоюзных взносов несут ответственность, предусмотренную статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации.
3.24. Обеспечивают своевременное и достоверное предоставление сведений в территориальный орган Социального Фонда России для назначения застрахованным гражданам соответствующих видов пособий.
3.25. Принимают меры по доведению уровня средней заработной платы в организациях до среднеотраслевого уровня в регионе.
Профсоюзы:
3.26. Участвуют в обсуждении проектов законов и иных нормативных правовых актов в сфере труда, в том числе оплаты труда и уровня жизни населения.
3.27. Осуществляют профсоюзный контроль за своевременной и в полном объеме выплатой заработной платы работникам организаций всех форм собственности, осуществляющих деятельность на территории области.
3.28. Проводят информационно-разъяснительную работу в трудовых коллективах, в том числе через профсоюзные СМИ, по вопросам пенсионного обеспечения работающих, трудового законодательства.
IV. В области улучшения условий и охраны труда, обеспечения экологической безопасности
Стороны совместно:
4.1. Признавая в настоящем Соглашении приоритетными действия по сохранению жизни и здоровья работников, обеспечивают реализацию основных направлений государственной политики в области охраны труда и экологической безопасности.
4.2. Разрабатывают предложения по совершенствованию законодательства в области охраны труда и экологической безопасности.
4.3. Инициируют разработку, принятие и выполнение программ и мероприятий, направленных на предупреждение производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также на улучшение условий труда, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам.
4.4. Осуществляют взаимодействие с федеральными органами государственного надзора и контроля в трудоохранной сфере и экологической безопасности.
4.5. Проводят мониторинг состояния условий и охраны труда в организациях области.
4.6. В рамках своей компетенции принимают скоординированные меры по обеспечению соблюдения работодателями и работниками требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, проверке условий и охраны труда на рабочих местах.
4.7. Участвуют в разработке и реализации мероприятий в области охраны труда и экологической безопасности в рамках коллективных договоров и соглашений, осуществляют контроль за ходом их выполнения.
4.8. Проводят семинары, совещания, круглые столы и другие мероприятия по вопросам условий и охраны труда.
Правительство:
4.9. В пределах полномочий реализует задачи, направленные на соблюдение трудовых прав и социальных гарантий граждан, предусмотренных трудовым законодательством; осуществляет государственное управление охраной труда, окружающей средой на территории области, разрабатывает и реализует соответствующие государственные программы (подпрограммы).
4.10. Регулярно на информационных площадках региона и через СМИ информирует население о состоянии окружающей природной среды, состоянии условий труда, производственного травматизма и принимаемых мерах по охране здоровья граждан, освещает проводимые мероприятия в области охраны труда и экологической безопасности.
4.11. Способствует пропаганде здорового образа жизни, профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании, в том числе посредством участия в создании и распространении социальной рекламы, тематических программ и рубрик; проведению массовых спортивно-оздоровительных мероприятий.
Работодатели:
4.12. Организуют контроль за состоянием условий труда на рабочих местах, соблюдением работниками требований охраны труда, а также за правильностью применения ими средств индивидуальной и коллективной защиты, принимают меры по предупреждению промышленных аварий, несчастных случаев, профессиональных заболеваний, решают вопросы экологической безопасности в зоне расположения организаций.
4.13. Способствуют развитию оказания медицинской помощи работникам по месту работы. Содействуют в проведении иммунизации работающих (в том числе трудовых мигрантов) в объеме национального календаря профилактических прививок и прививок по эпидемическим показаниям (дифтерия, столбняк, корь, краснуха, грипп, вирусный гепатит В, коронавирусная инфекция и т. д.).
4.14. Содействуют медицинским организациям в привлечении работников к профилактическим обследованиям на ВИЧ-инфекцию.
4.15. Разрабатывают и реализуют программу "Нулевой травматизм".
4.16. Создают в организациях за счет собственных средств рабочие места для трудоустройства инвалидов, получивших трудовое увечье, профессиональное заболевание либо иное повреждение здоровья, связанное с исполнением работниками трудовых обязанностей в данной организации, и имеющих в соответствии с индивидуальными программами реабилитации рекомендации к труду.
4.17. В установленные сроки обеспечивают проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений, технических устройств, принимают меры по выводу из эксплуатации морально и физически изношенного оборудования, угрожающего жизни и здоровью работников, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду.
4.18. Ведут профилактическую работу по снижению рисков несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, повышению качества рабочих мест и условий труда, снижению смертности от предотвратимых причин.
4.19. Своевременно организует обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда, которые осуществляются в ходе проведения:
- инструктажей по охране труда;
- стажировки на рабочем месте;
- обучения по оказанию первой помощи пострадавшим;
- обучения по использованию (применению) средств индивидуальной защиты;
- обучения по охране труда у работодателя, в том числе обучения безопасным методам и приемам выполнения работ, или в организации, у индивидуального предпринимателя, оказывающих услуги по проведению обучения по охране труда.
4.20. Осуществляют обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний работников, в том числе и лиц, выполняющих работы по гражданско-правовому договору (согласно соответствующим условиям договора), а также разъясняют застрахованным их права и обязанности, порядок и условия этого вида страхования.
4.21. Организуют надлежащее санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников в соответствии с требованием охраны труда, соблюдение установленного законодательством режима труда и отдыха работников.
4.22. За счет собственных средств организуют проведение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований.
4.23. Осуществляют строительство, реконструкцию, расширение, техническое перевооружение зданий, сооружений и площадок при наличии соответствующих положительных заключений экспертиз. Включают представителей профсоюзов в комиссии по испытанию и приему в эксплуатацию производственных объектов и средств производства.
4.24. В установленные сроки выполняют предписания должностных лиц органов государственного надзора и контроля, представления органов общественного контроля за соблюдением требований охраны труда, промышленной и экологической безопасности.
4.25. Обеспечивают проведение постоянного производственного лабораторного контроля уровня воздействия вредных производственных факторов, разработку и реализацию исчерпывающих мер по максимальному снижению их уровней и концентраций, исключению случаев превышения предельно допустимых их значений. Информируют работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья и полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты. Обеспечивают выплаты таких компенсаций и использование средств индивидуальной защиты.
4.26. Обеспечивают наличие и возможность изучения сотрудниками законодательных и иных нормативных правовых актов об охране труда, учитывающих специфику организации.
4.27. Ведут техническую политику применения "чистых технологий", модернизацию и замену устаревшего оборудования, безопасных материалов, сырья и полуфабрикатов; способствуют внедрению в производство экологически чистых и ресурсосберегающих технологий.
4.28. Предоставляют органам государственного управления, надзора и контроля, общественного контроля за соблюдением законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда, экологической безопасности необходимую информацию для осуществления возложенных на них полномочий.
4.29. Не допускают сокрытия несчастных случаев, проводят расследование и учет несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний, учет и рассмотрение причин и обстоятельств событий, приведших к возникновению микроповреждений (микротравм), включают представителей профсоюзных органов в состав комиссий по их расследованию.
4.30. Ежегодно определяют мероприятия по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков, исходя из специфики своей деятельности, комплексной оценки технического и организационного уровня рабочего места, а также оценки факторов производственной среды и трудового процесса, которые могут вызвать повреждения здоровья работников, осуществляют их финансирование и реализацию.
4.31. Используют средства Социального Фонда России на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в рамках "Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами" в первую очередь: на мероприятия по охране труда, на санаторно-курортное лечение работников не ранее чем за пять лет до достижения ими возраста, дающего право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пенсионным законодательством.
4.32. Обеспечивают:
- систематическое выявление опасностей и профессиональных рисков, их регулярный анализ и оценку;
- реализацию мероприятий по улучшению условий и охраны труда;
- заблаговременную разработку мер, направленных на обеспечение безопасных условий и охраны труда, определение профессиональных рисков перед вводом в эксплуатацию производственных объектов, вновь организованных рабочих мест;
- разработку и внедрение корпоративных программ по оздоровлению и формированию здорового образа жизни работников трудового коллектива.
Профсоюзы:
4.33. Содействуют реализации государственной политики в области охраны труда и экологической безопасности работников на территории области.
4.34. Осуществляют общественный контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда, экологической безопасности.
4.35. Взаимодействуют с государственными органами управления, надзора и контроля за охраной труда, промышленной и экологической безопасностью, органами государственной власти и местного самоуправления в осуществлении контроля за условиями и охраной труда, правильностью предоставления компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
4.36. Принимают участие в расследовании несчастных случаев на производстве.
4.37. Подготавливают методические рекомендации профсоюзному активу организаций по осуществлению общественного контроля за соблюдением трудовых прав работников, правил и норм по охране труда и экологической безопасности.
4.38. Организуют обучение уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профсоюзов и иных уполномоченных работниками представительных органов, членов комитетов (комиссий) по охране труда и профактива организаций.
4.39. Принимают участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением законодательства об охране труда, обязательств работодателей по охране труда в коллективных договорах и соглашениях, а также в связи с изменением условий труда.
4.40. Обеспечивают правовую защиту интересов членов профсоюзов, пострадавших от трудового увечья, страдающих профзаболеваниями; защиту прав застрахованных в системе обязательного социального и медицинского страхования.
4.41. Вносят в установленном законом порядке предложения в соответствующие органы о привлечении к ответственности руководителей и должностных лиц за несоблюдение трудового законодательства, коллективных договоров и соглашений, правил и норм по охране труда, сокрытие фактов несчастных случаев на производстве.
V. В области молодежной политики, улучшения демографической ситуации, поддержки социальной сферы
Стороны совместно:
5.1. В целях повышения уровня жизни инвалидов, пенсионеров, многодетных семей, детей-сирот, граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, сем
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Областное трехстороннее соглашение на 2024 - 2026 годы между Правительством Липецкой области, Федерацией профсоюзов Липецкой области, объединениями работодателей Липецкой области
Вступает в силу с 1 января 2024 г.
Опубликование:
газета "Липецкая газета" от 12 января 2024 г. N 3