Решение Норильского городского суда Красноярского края от 27 февраля 2014 г. N 2-120/2014
Именем Российской Федерации
27 февраля 2014 года
город Норильск
Норильский городской суд в районе Кайеркан г.Норильска Красноярского края
в составе председательствующего судьи Бурхановой Ю.О.,
при секретаре судебного заседания Семенник Н.В.,
с участием прокурора Образцовой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора г.Норильска о признании противоречащим закону пункта 3 Порядка распоряжения земельными участками из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для строительства, утвержденного постановлением Администрации города Норильска N 239 от 20 мая 2011 года, установил:
Прокурор г.Норильска обратился в суд с заявлением о признании противоречащим закону п.3 Порядка распоряжения земельными участками из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для строительства, утвержденного Постановлением Администрации г.Норильска N 239 от 20 мая 2011 года, указав в обоснование заявленных требований, что оспариваемый пункт Порядка противоречит требованиям земельного законодательства. Ст.30 Земельного кодекса РФ определен порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предусматривающий, что предоставление таких земельных участков осуществляется с проведением работ по их формированию с предварительных согласованием мест размещения объектов или без такового. Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта согласно ч.5 ст.30 Земельного кодекса РФ осуществляется в следующем порядке:
1. выбор земельного участка и приятие в порядке, установленном ст.31 Земельного кодекса РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта,
2. выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета,
3. принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными ст.32 Земельного кодекса РФ.
В соответствии со ст.31 Земельного кодекса РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в орган местного самоуправления непосредственно или через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. В нарушение указанных норм оспариваемым п. 3 Порядка определено, что предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в ином порядке, включающем в себя:
1. предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка и объекта капитального строительства,
2. выбор земельного участка для строительства,
3. предоставление земельного участка для строительства.
Таким образом, Порядком установлена дополнительная не предусмотренная действующим законодательством процедура, которую необходимо пройти заявителям для предоставления земельного участка - получение разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка и объекта капитального строительства, что, по мнению прокурора, обременительно для последних и является коррупциогенным фактором. С учетом заявления об уточнении требований просит оспариваемый пункт 3 Порядка распоряжения земельными участками из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для строительства, утвержденного Постановлением Администрации г.Норильска N 239 от 20 мая 2011 года, признать противоречащим ст.ст. 30, 31 Земельного кодекса РФ с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании прокурор Образцова А.В. заявленные требования поддержала по изложенным выше основаниям.
Представители заинтересованного лица Администрации г.Норильска Шаталова В.В., Беседина Е.В., действующие на основании доверенности в пределах предоставленных им полномочий, в судебном заседании против удовлетворения заявленных требований возражали, суду пояснив, что в соответствии со ст.11 Земельного кодекса РФ, п.3 ст.10 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления. Решением Норильского городского Совета депутатов от 10 ноября 2009 года утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования город Норильск, в соответствии с которыми распоряжение земельными участками для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется Администрацией г.Норильска в порядке, определяемом Постановлением Администрации г.Норильска, таким образом, Постановление Администрации г.Норильска "Об утверждении Порядка распоряжения земельными участками из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для строительства" принято Администрацией г.Норильска в пределах предоставленных ей полномочий. П. 3 указанного Порядка предусмотрен порядок предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов. В соответствии со ст.ст. 1, 7 Земельного кодекса РФ земельные участки должны использоваться согласно их целевому назначению и разрешенному использованию. Необходимость выбора земельного участка для строительства на основе информации о разрешенном использовании земельных участков предусмотрена и ст.ст. 30, 31 Земельного кодекса РФ. При этом нормы земельного законодательства исходят из того, что разрешенные условия использования соответствующей территории могут объективно препятствовать в предоставлении конкретного земельного участка, а потому установление таких условий связано с правовыми основаниями по дальнейшему выбору земельного участка. Правовой режим земельных участков и виды их использования определяются градостроительным законодательством. Одним из видов разрешенного использования земельных участков в соответствии со ст.37 Градостроительного кодекса РФ является условно разрешенный вид использования. Вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка в соответствии со ст.39 Градостроительного кодекса РФ подлежит обсуждению на публичных слушаниях, за исключением случаев, если условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства включен в градостроительный регламент в установленном для внесения изменений в правила землепользования и застройки порядке после проведения публичных слушаний по инициативе физического или юридического лица, заинтересованного в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования. Таким образом, до рассмотрения вопроса, связанного с установленной ст.31 Земельного кодекса РФ процедурой по выбору земельного участка, необходимо соблюсти требования ст. 39 Градостроительного кодекса РФ по установлению условно разрешенного вида использования земельного участка. При этом нормы земельного законодательства в рассматриваемых правоотношениях не могут рассматриваться в отрыве от норм градостроительного законодательства. Решение вопросов о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка и о выборе земельного участка отнесено к компетенции различных органов (первого - к компетенции Комиссии по землепользования и застройке муниципального образования город Норильск, второго - к компетенции органа местного самоуправления - Администрации г.Норильска) и не может быть объединено в одну муниципальную услугу. Оспариваемый прокурором п.3 Порядка распоряжения земельными участками из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для строительства устанавливает в целом процедуру предоставления земельных участков с учетом требований земельного и градостроительного законодательства, а потому не противоречит требованиям ст.ст. 30, 31 Земельного кодекса РФ и ст.ст. 37, 39 Градостроительного кодекса РФ.
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Вместо "п.3 ст.10" имеется в виду "п.10 ст.3"
Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.12 ГК РФ признание недействительным акта органа местного самоуправления является одним из способов защиты гражданских прав.
Согласно ч.1 ст.13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. Основанием для принятия решения суда о признании нормативного акта органа местного самоуправления недействительным является одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица. Несоответствие акта закону охватывает неправильное толкование или применение закона при принятии акта, издание акта соответствующим органом с превышением своих полномочий или нарушением процедуры его принятия и другие нарушения.
В соответствии с ч.1 ст.251 ГПК РФ прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании принятого и опубликованного в установленном порядке нормативного правового акта органа местного самоуправления противоречащим закону полностью или в части.
Исходя из смысла ч.4 ст.7 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" N 131-ФЗ от 6 октября 2003 года муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений закреплены в ст.11 Земельного кодекса РФ, согласно которой к таковым отнесены, в том числе, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. В соответствии с ч.10 ст.3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса РФ" N 137-ФЗ от 25 октября 2001 года к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений отнесено также распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
В пределах своих полномочий на основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления могут издавать акты, содержащие нормы земельного права (ч. 4 указанной нормы).
Согласно ст. 29 Земельного кодекса РФ на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса, осуществляется предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Решением Норильского городского Совета депутатов от 10 ноября 2009 года N 22-533, являющегося согласно ст.ст. 27, 28 Устава МО "Город Норильск" представительным органом муниципального образования, к исключительной компетенции которого относится определение порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью, в том числе принятие правил землепользования и застройки муниципального образования город Норильск (л.д. 38-70), утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования город Норильск (л.д. 30-37).
В соответствии с п.п.1.2 п.2.3.1 указанных Правил распоряжение земельными участками для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется Администрацией г.Норильска с учетом разграничения полномочий между ее структурными подразделениями в порядке, определяемом постановлением Администрации г.Норильска, издаваемом руководителем администрации.
В силу пп.1 п.2.3.1 Правил предоставление земельных участков для строительства производится на основании земельного и градостроительного законодательства Российской Федерации, законов Красноярского края, правовых актов муниципального образования город Норильск, в соответствии с Генеральным планом и Правилами и в соответствии с условно разрешенными видами разрешенного использования земельных участков, предусмотренными градостроительными регламентами.
Порядок распоряжения земельными участками из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для строительства, содержащий оспариваемые заявителем нормы, утвержден Постановлением Администрации г.Норильска N 239 от 20 мая 2011 года и в соответствии с требованиями ст.61 Устава муниципального образования город Норильск опубликован в газете "Заполярная правда" N 73 за 26 мая 2011 года (л.д. 80).
На момент рассмотрения настоящего дела Порядок не отменен, является действующим.
В соответствии с п.1 вышеуказанного Порядка предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для строительства осуществляется в соответствии со ст.ст. 30-32 Земельного кодекса РФ, ст.39 Градостроительного кодекса РФ и иными нормативными актами.
Оспариваемым заявителем п.3 Порядка установлено, что предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в следующем порядке:
1. предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка и объекта капитального строительства,
2. выбор земельного участка для строительства,
3. предоставление земельного участка для строительства.
Оспаривая соответствие указанного пункта Порядка действующему законодательству, заявитель ссылается на его противоречие ст.ст. 30, 31 Земельного кодекса РФ.
В соответствии с ч.5 ст.30 Земельного кодекса РФ порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта включает в себя выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном ст.31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта, а также проведение иных предусмотренных указанной нормой процедур.
В соответствии со ст.31 Земельного кодекса РФ, определяющей порядок выбора земельных участков для строительства, гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст.29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, а орган местного самоуправления по соответствующему заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного ст.29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах; информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства; оформляет результаты выбора земельного участка актом о выборе земельного участка для строительства и принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в размещении объекта (ч.ч. 2-6 указанной нормы).
В соответствии с ч.2 ст.7 Земельного кодекса РФ земли Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Нормативным актом, регулирующим общественные отношения в сфере территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории является Градостроительный кодекс РФ.
В соответствии с ч.1 ст.36 Градостроительного кодекса РФ правовой режим земельных участков определяется градостроительным регламентом, которым устанавливаются виды разрешенного использования объектов недвижимости и земельных участков, расположенных в границах соответствующей территориальной зоны и ограничения в их использования (п.9 ч. 1 ст.1 Градостроительного кодекса РФ).
Ч.1 ст.37 Градостроительного кодекса РФ предусматривает возможность установления основных, условно разрешенных и вспомогательных видов разрешенного использования. Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования (ч.4 ст.37 Градостроительного кодекса РФ). Разрешение на условно разрешенный вид разрешенного использования предоставляется органом местного самоуправления заинтересованному в предоставлении и использовании земельного участка лицу в порядке, предусмотренном ст.39 Градостроительного кодекса РФ с учетом результатов публичных слушаний, проводимых в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства с участием граждан, проживающих в пределах территориальной зоны, в границах которой расположен земельный участок или объект капитального строительства, применительно к которым запрашивается разрешение, и правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.
Анализ вышеприведенных норм земельного и градостроительного законодательства позволяет сделать вывод о том, что устанавливая требования к обеспечению выбора земельного участка с учетом условий использования соответствующей территории, нормы Земельного кодекса РФ предполагают, что выбор земельного участка для строительства осуществляется, в том числе, с учетом информации о разрешенном использовании земельных участков, поскольку разрешенные условия использования соответствующей территории могут объективно препятствовать в предоставлении заинтересованному лицу конкретного земельного участка, и установление таких условий связано с правовыми основаниями по дальнейшему выбору земельного участка.
Обязательность определения разрешенного вида использования земельного участка при его выборе и предоставлении определяется и положениями п.2 ч.5 ст.30 Земельного кодекса РФ, устанавливающей в качестве одного из этапов предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета, поскольку в соответствии с п.9 ч.1 ст.22 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" N 221-ФЗ от 24 июля 2007 года копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом установленное разрешенное использование земельного участка, является одним из документов, необходимых для кадастрового учета недвижимости.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что оспариваемый заявителем п.3 Порядка, устанавливающий для заинтересованных в предоставлении земельного участка лиц необходимость до выбора земельного участка предоставить разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка и объекта капитального строительства, не противоречит требованиям ст.ст. 30, 31 Земельного кодекса РФ.
Оценивая изложенное в совокупности, принимая во внимание, что Порядок распоряжения земельными участками из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для строительства, содержащий оспариваемые заявителем нормы, утвержден принятым в пределах его компетенции актом полномочного органа местного самоуправления с соблюдением предусмотренной для его принятия процедуры и в оспариваемой заявителем части признан судом не противоречащим требованиям нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, суд полагает необходимым в удовлетворении заявленных требований отказать.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 253, 199 ГПК РФ, суд решил:
Отказать в удовлетворении заявления прокурора г.Норильска о признании противоречащим ст.ст. 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации пункта 3 Порядка распоряжения земельными участками из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для строительства, утвержденного постановлением Администрации города Норильска N 239 от 20 мая 2011 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в месячный срок со дня его принятия в окончательной форме путем подачи жалобы, представления через Норильский городской суд в районе Кайеркан г.Норильска Красноярского края.
Судья |
Ю.О.Бурханова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Норильского городского суда Красноярского края от 27 февраля 2014 г. N 2-120/2014
Текст решения официально опубликован не был