Именем Российской Федерации
город Норильск, Красноярский край 11 марта 2014 года
Норильский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Крамаровской И.Г.,
при секретаре судебного заседания Киселевой О.Н.,
с участием представителя Администрации г.Норильска Синяковой И.В.,
старшего помощника прокурора г.Норильска Образцовой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Тукуреева Л.К. об отмене пункта 2.9 Порядка предоставления бесплатных продуктовых наборов, утвержденного постановлением Администрации города Норильска от 07 апреля 2010 года N 114, установил:
Тукуреев Л.К. обратился в суд с заявлением, в котором просит отменить п.2.9 Порядка предоставления бесплатных продуктовых наборов, утвержденного постановлением Администрации г.Норильска от 07.04.2010 года N 114, ссылаясь на то, что являясь реабилитированным с ДД.ММ.ГГГГ и получив право на меры социальной поддержки в виде получения ежемесячно бесплатного продуктового набора, обратился в Управление социальной политики Администрации г.Норильска с заявлением на оформление доверенности на родственницу, с целью получения продуктового набора во время своего длительного отсутствия, связанного с выездом из г.Норильска для очередного обследования. Вместе тем, через неделю, он получил от органа социальной поддержки шесть доверенностей с правом на получение продуктового набора, с условием предъявления при получении оригинала паспорта реабилитированного лица. Заявитель повторно обратился с письменным заявлением в Управление социальной политики Администрации г.Норильска, в котором указал, что является инвалидом <данные изъяты> группы по общему заболеванию, нуждается в длительном обследовании в <адрес>, период которого может составить от 3 до 6 месяцев. Однако через неделю заявитель вновь получил только две доверенности на март и апрель ДД.ММ.ГГГГ года, после чего обратился к начальнику отдела социальной политики, которая сославшись на п.2.9 Порядка предоставления продуктовых наборов, утвержденного постановлением Администрации г.Норильска от 07.04.2010 N 114, пояснила, что в отсутствие заявителя получить причитающийся набор вправе доверенное лицо, без предоставления паспорта реабилитированного лица, но не более 2-х месяцев. Поскольку считает указанный срок недостаточным для отдыха и лечения, сопряженного с выездом за пределы г.Норильска, просит отменить данный пункт, как ущемляющий его права и законные интересы.
Заявитель Тукуреев Л.К. в судебное заседание не явился, представил письменное заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие, в связи с выездом в <адрес> (<данные изъяты>).
Представитель Администрации г.Норильска - Синякова И.В., полномочия которой подтверждаются представленной в деле доверенностью (<данные изъяты>) возражала против удовлетворения заявления Тукуреева Л.К. по доводам, изложенным в письменных возражениях (<данные изъяты>), в которых указала, что полномочия Администрации г.Норильска по изданию нормативных правовых актов, определяющих порядок предоставления дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, закреплены Федеральным законом от 16.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", согласно которому, органы местного самоуправления вправе устанавливать указанные дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи за счет средств бюджета муниципального образования. При этом установление указанных мер, в соответствии с ч.3 ст.28 Устава МО г.Норильск, отнесено к компетенции Норильского городского Совета депутатов. Так, предоставление дополнительной меры социальной помощи в виде предоставления бесплатных продуктовых наборов, в том числе реабилитированным, осуществлялось в период с 01.01.2010 года по 01.01.2011 года на основании долгосрочной муниципальной целевой программы "Социальная поддержка жителей МО г.Норильск" на 2009-2011 года и с 01.01.2011 года на основании решения Норильского городского Совета депутатов N 28-676. В целях реализации указанных полномочий, постановлением Администрации г.Норильска от 07.04.2010 N 114 утвержден Порядок предоставления бесплатных продуктовых наборов, который содержит условия и порядок предоставления указанной социальной помощи, в том числе право реабилитированного лица, в случае его отсутствия по объективным причинам на территории МО г.Норильска, на получение продуктового набора доверенным лицом на основании разрешения, выданного Управлением социальной политики, но не более 2-х месяцев, без предоставления паспорта заявителя. Учитывая, что установление дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан за счет средств местного бюджета является правом, а не обязанностью органов местного самоуправления, поскольку осуществляется вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право, определение порядка и условий их предоставления относится к исключительной компетенции указанных органов.
Оценив доводы Тукуреева Л.К., изложенные в заявлении, пояснения представителя Администрации г.Норильска, заключение прокурора, полагавшего необходимым отказать заявителю в требованиях, исследовав в полном объеме материалы дела, суд полагает заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.245 ГПК РФ суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений по заявлениям граждан, организаций, прокурора об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, если рассмотрение этих заявлений не отнесено федеральным законом к компетенции иных судов.
Согласно ст.246 ГПК РФ, при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.
В силу п.1 ст.251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией РФ, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Суд, в соответствии с п.1, п.2 ст.253 ГК РФ, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Как указал Пленум Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" в п.9, существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Согласно п.24 Постановления Пленума в случае, если судом будет установлено, что оспариваемый акт принят в пределах полномочий органа или должностного лица с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, суду следует проверить, соответствует ли содержание акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
При рассмотрении дела судом установлено, что постановлением Администрации города Норильска от 07.04.2010 N 114, в целях реализации долгосрочной муниципальной целевой Программы "Социальная поддержка жителей муниципального образования город Норильск", утвержден Порядок предоставления бесплатных продуктовых наборов для социально-незащищенных категорий граждан, в том числе реабилитированных (<данные изъяты>).
Пунктом 2.9. указанного Порядка предусмотрено, что в случае отсутствия заявителя по объективным причинам на территории муниципального образования город Норильск, получение продуктового набора возможно доверенным лицом на основании разрешения на получение продуктового набора, выданного Управлением социальной политики, но не более 2 месяцев, без предоставления паспорта заявителя (<данные изъяты>).
Согласно представленным заявителем документам, Тукуреев Л.К. является пенсионером, имеет звание "Ветерана труда" и в установленном законом порядке признан реабилитированным (<данные изъяты>), а также инвалидом <данные изъяты> группы по общему заболеванию, что следует из справки МСЭ (<данные изъяты>).
Изложенные в заявлении доводы Тукуреева Л.К. о том, что определенному им доверенному лицу было предоставлено право на получение бесплатного продуктового набора без предъявления паспорта заявителя в январе и марте ДД.ММ.ГГГГ года, подтверждаются разрешениями Управления социальной политики Администрации г.Норильска (<данные изъяты>).
Анализируя положения указанного Порядка предоставления бесплатных продуктовых наборов в оспариваемой части и принимая во внимание, что установление за счет средств местного бюджета дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вытекает из правоотношений по оказанию социальной поддержки жителей МО г.Норильск и относится к исключительной компетенции органов местного самоуправления, суд приходит к следующему.
Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями урегулирован Главами 19-21 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее по тексту - Закон "О местном самоуправлении").
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Вместо "Главами 19-21" имеется в виду "Статьями 19-21"
Частью 1 ст.20 указанного закона предусмотрено, что по вопросам осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ, в пределах своей компетенции вправе издавать обязательные для исполнения нормативные правовые акты и осуществлять контроль за их исполнением.
Полномочия по установлению органами местного самоуправления за счет средств бюджета муниципального образования дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право, закреплены п.5 ст.20 вышеупомянутого закона. При этом финансирование полномочий, предусмотренное настоящей частью, не является обязанностью муниципального образования, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из других бюджетов бюджетной системы РФ.
Как установлено в судебном заседании, регламент организации и деятельности органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления муниципального образования г.Норильск, а также регулирование экономических, имущественных, земельных и других отношений на территории МО г.Норильск закреплен в Уставе муниципального образования г.Норильск, который является актом высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеет прямое действие и применяется на всей территории МО г.Норильск (<данные изъяты>).
Так, согласно ч.3 ст.28 Устава муниципального образования г.Норильск, утвержденного Решением городского Совета единого муниципального образования "город Норильск" 24.02.2000 года N 386, к исключительной компетенции Городского Совета относится установление за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право (<данные изъяты>).
Как следует из представленных заинтересованным лицом документов, реализация мер социальной поддержки в части предоставления реабилитированным гражданам бесплатных продуктовых наборов ежемесячно осуществлялась в период с 01.01.2010 по 01.01.2011 года на основании долгосрочной муниципальной целевой программы "Социальная поддержка жителей муниципального образования г.Норильск" на 2009-2011 годы, утвержденной Постановлением Администрации г.Норильска от 26.05.2009 N 262 (<данные изъяты>).
С 01.01.2011 года по настоящее время указанные меры реализуются на основании Решения Норильского городского Совета депутатов от 21.09.2010 N 28-676 "Об установлении дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, предоставляемых за счет средств бюджета муниципального образования город Норильск" (в ред. Решений Норильского городского Совета депутатов от 29.01.2014 N 15/4-315), опубликованного в газете "Заполярная правда" и вступившего в силу с 01.01.2011 года (<данные изъяты>).
Указанным правовым актом, Администрация г.Норильска наделена полномочиями по изданию нормативных правовых актов, определяющих Порядок предоставления дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, предусмотренных указанным Решением и финансируемых в соответствии с муниципальными программами на соответствующий финансовый год (<данные изъяты>).
Так, к категории получателей дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи относятся, в том числе неработающие пенсионеры из числа реабилитированных граждан, которым ежемесячно предоставляется продуктовый набор, в соответствии с Постановлением Администрации г.Норильска от 07.04.2010 N 114 "Об утверждении Порядка предоставления бесплатных продуктовых наборов отдельным категориям граждан", где п.2.9. предусмотрено предоставление указанной социальной помощи в случае отсутствия льготополучателя на территории муниципального образования г.Норильск, доверенным лицом на основании разрешения Управления социальной политики, но не более 2 месяцев, без предоставления паспорта заявителя.
Признавая утвержденный постановлением Администрации г.Норильска Порядок предоставления бесплатных продуктовых наборов нормативным правовым актом, суд считает, что закрепленные в нем правовые нормы регулируют отношения с участием граждан, рассчитаны на неоднократное применение и направлены на урегулирование общественных отношений по вопросам социальной поддержки жителей МО г.Норильск.
При этом суд признает, что указанный муниципальный правовой акт принят в пределах полномочий Администрации г.Норильска, поскольку издан по вопросу осуществления органами местного самоуправления отдельного государственного полномочия и конкретизирует права и обязанности органа местного самоуправления, связанные с оказанием социальной помощи населению муниципального образования.
В соответствии с п.4 ст.7 Закона "О местном самоуправлении", муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам иным нормативным правовым актам РФ.
Учитывая установленные в судебном заседании обстоятельства, суд считает ссылку заявителя на незаконность оспариваемого Порядка в части установления 2-х месячного срока на получение бесплатного продуктового набора в отсутствие льготополучателя несостоятельной, поскольку установление порядка и условий предоставления дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи населению муниципального образования отнесено к вопросам местного значения.
Иными словами, в системе действующего законодательства не содержится правовых норм, подтверждающих исключительное полномочие федерального законодателя на установление социальных льгот отдельным категориям граждан и каких-либо ограничений в части условий и порядка их предоставления не имеется, что лишает суд возможности установить противоречие либо непротиворечие данной нормы акту, имеющему большую юридическую силу.
Принимая во внимание, что при издании оспариваемого нормативного правового акта Администрацией г.Норильска не были нарушены требования законодательства ни по одному из оснований, влекущих признание акта недействующим, оспариваемая норма распространяет свое действие в равной мере на всех граждан, относящихся к категории льготополучателей, указанный акт применялся со дня вступления в силу и применяется в настоящее время, на основании чего реализуются права отдельных категорий граждан, суд не может рассматривать оспариваемый заявителем п.2.9. Порядка предоставления бесплатных продуктовых наборов как нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы заявителя.
При изложенных обстоятельствах, суд полагает, что основания позволяющие признать незаконным указанный нормативный правовой акт в оспариваемой части - отсутствуют, в связи с чем, в заявлении Тукуреева Л.К. об отмене п.2.9. Порядка предоставления бесплатных продуктовых наборов следует отказать.
Выводы суда подтверждаются пояснениями лиц, участвующих в деле и исследованными материалами дела.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.194-198, 253 ГПК РФ, решил:
Отказать Тукурееву Л.К. в удовлетворении заявления об отмене пункта 2.9 Порядка предоставления бесплатных продуктовых наборов, утвержденного постановлением Администрации города Норильска от 07 апреля 2010 года N 114.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда через Норильский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий |
И.Г.Крамаровская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Норильского городского суда Красноярского края от 11 марта 2014 г. N 2-619/2014
Текст решения официально опубликован не был