Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Постановлению Администрации Таймырского
Долгано-Ненецкого муниципального района
Красноярского края
от 31 октября 2013 г. N 781
(с изменениями от 18 апреля, 3 июля, 15 октября,
20 ноября 2014 г., 23 января, 31 марта 2015 г.)
Постановлением Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Красноярского края от 31 марта 2015 г. N 440 в раздел 1 настоящего Приложения внесены изменения
1. Паспорт
муниципальной программы
Наименование муниципальной Программы |
"Развитие образования Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района" на 2014-2017 годы (далее - Программа) |
Основания для разработки муниципальной Программы |
Статья 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Распоряжение Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района от 13.09.2013 N 551 "Об утверждении перечня муниципальных программ Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, предлагаемых к реализации, начиная с 2014 года" |
Ответственный исполнитель муниципальной Программы |
Управление образования Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района |
Соисполнители муниципальной Программы |
Управление социальной защиты населения Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района |
Перечень подпрограмм и (или) отдельных мероприятий муниципальной Программы
|
Отдельные мероприятия: 1. Обеспечение стабильного функционирования и развития муниципальных дошкольных образовательных учреждений. 2. Реконструкция и капитальный ремонт зданий муниципальных дошкольных образовательных учреждений. 3. Социальная выплата (компенсация) родителям (законным представителям) на оплату части родительской платы за содержание детей в муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования. 4. Предоставление мер социальной поддержки родителям (законным представителям - опекунам, приемным родителям), совместно проживающим с детьми в возрасте от 1,5 до 3 лет, которым временно не предоставлено место в дошкольном образовательном учреждении или предоставлено место в группах кратковременного пребывания дошкольных образовательных учреждений, посредством предоставления ежемесячных компенсационных выплат. 5. Выплата компенсации части родительской платы за присмотр и уход за детьми в образовательных организациях края, реализующих образовательную программу дошкольного образования. 6. Обеспечение стабильного функционирования и развития муниципальных общеобразовательных учреждений. 7. Приведение муниципальных общеобразовательных учреждений в соответствие требованиям правил пожарной безопасности, санитарным нормам и правилам, строительным нормам и правилам, в том числе реконструкция и капитальный ремонт зданий (объектов общего образования). 8. Софинансирование расходов на приобретение и монтаж модульных санитарных узлов и септиков в общеобразовательных учреждениях Красноярского края с количеством учащихся более 30 человек. 9. Проведение мероприятий для детей и подростков. 10. Обеспечение стабильного функционирования и развития муниципальных учреждений дополнительного образования детей, подведомственных Управлению образования Администрации муниципального района. 11. Проведение муниципальных олимпиад, конференций, конкурсов и интенсивных школ интеллектуального роста; 12. Участие одаренных детей в мероприятиях регионального и федерального уровней. 13. Софинансирование расходов на реализацию муниципальных программ по работе с одаренными детьми учреждениями на конкурсной основе. 14. Организация отдыха и оздоровления детей. 15. Ресурсное обеспечение деятельности (оказание услуг) подведомственных учреждений. 16. Обеспечение и координация деятельности подведомственных учреждений. 17. Софинансирование субсидии на введение дополнительных мест в системе дошкольного образования детей посредством реконструкции и капитального ремонта зданий под дошкольные образовательные учреждения, реконструкции и капитального ремонта зданий образовательных учреждений для создания условий, позволяющих реализовать основную общеобразовательную программу дошкольного образования детей, а также приобретение оборудования, мебели. 18. Софинансирование субсидии на осуществление (возмещение) расходов, направленных на создание безопасных и комфортных условий функционирования объектов муниципальной собственности, развитие муниципальных учреждений |
Цели муниципальной Программы |
Создание в системе дошкольного, общего и дополнительного образования равных возможностей для современного качественного образования, позитивной социализации и оздоровления детей |
Задачи муниципальной Программы |
1. Развитие дошкольного образования. 2. Развитие общего образования. 3. Развитие дополнительного образования. 4. Выявление и поддержка одаренных детей. 5. Обеспечение безопасного, качественного отдыха и оздоровления детей. 6. Организация деятельности Управления образования и учреждений, обеспечивающих деятельность образовательных учреждений, направленных на эффективную реализацию отдельных мероприятий Программы |
Этапы и сроки реализации муниципальной Программы |
2014-2017 годы |
Перечень целевых показателей и показателей результативности муниципальной Программы с расшифровкой плановых значений по годам ее реализации |
К 2015 году: доля детей, которым временно не предоставлено место в дошкольном образовательном учреждении или предоставлено место в группах кратковременного пребывания дошкольных образовательных учреждений, на которых предоставляются меры социальной поддержки родителям (законным представителям - опекунам, приемным родителям), от общей численности детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения, увеличится до 15,8%; К 2016 году: увеличение числа общеобразовательных учреждений муниципального района, оснащенных модульными санитарными узлами и септиками, до 2 ед.; удельный вес численности обучающихся по программам общего образования, участвующих в муниципальных олимпиадах, конференциях, конкурсах, интенсивных школах и соревнованиях, в общей численности обучающихся по программам общего образования очной формы обучения увеличится до 80,4%; удельный вес численности обучающихся, принявших участие в интеллектуальных мероприятиях регионального и федерального уровня, к общей численности обучающихся, увеличится до 0,34%; увеличение числа муниципальных общеобразовательных учреждений, успешно реализующих муниципальные программы по работе с одаренными детьми, поучаствовавших в конкурсе, до 2 ед.; К 2018 году: доля выпускников муниципальных общеобразовательных учреждений, не получивших аттестат о среднем (полном) образовании, в общей численности выпускников муниципальных общеобразовательных учреждений снизится до 4,2%; удельный вес численности детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями, обучающихся по программам общего образования на дому (в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий) в общей численности детей - инвалидов и детей с ограниченными возможностями, которым не противопоказано обучение и рекомендовано медицинским заключением индивидуальное обучение на дому сохранится на уровне 100,0%; доля детей в возрасте 3 - 7 лет, которым предоставлена возможность получать услуги дошкольного образования, в численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, скорректированной на численность детей в возрасте от 5 до 7 лет, обучающихся в школе, проживающих на территории муниципального района (с учетом групп кратковременного пребывания), увеличится до 79,8%; охват детей в возрасте 5 - 18 лет программами дополнительного образования увеличится до 71,4%; доля детей школьного возраста, охваченных услугами по организации отдыха детей, увеличится до 80,0%; обеспеченность детей дошкольного возраста местами в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях (количество мест на 1000 детей) увеличится до 84,3%; коэффициент посещаемости муниципальных дошкольных образовательных учреждений увеличится до 66,5%; доля муниципальных дошкольных образовательных учреждений, в зданиях которых требуется капитальный ремонт, реконструкция, в общем количестве дошкольных образовательных учреждений снизится до 23,5%; доля детей, на которых предоставляется социальная выплата (компенсация) родителям (законным представителям) на оплату части родительской платы за содержание детей в муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, от общей численности детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения, сохранится на уровне 20,01%; доля детей, на которых производится выплата компенсации части родительской платы за присмотр и уход за детьми в образовательных организациях края, реализующих образовательную программу дошкольного образования, от общей численности детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения, сохранится на уровне 98,96%; доля выпускников муниципальных общеобразовательных учреждений, сдавших единый государственный экзамен по русскому языку и математике, в общей численности выпускников муниципальных общеобразовательных учреждений, сдававших единый государственный экзамен по данным предметам, увеличится до 98,81%; доля муниципальных общеобразовательных учреждений, реализующих программы общего образования здания которых, находятся в аварийном состоянии, требуют капитального ремонта, приведения в соответствие требованиям правил пожарной безопасности, санитарным нормам и правилам, строительным нормам и правилам, в общей численности муниципальных образовательных организаций, реализующих программы общего образования, снизится до 36,0%; охват школьников, участвующих в массовых мероприятиях (удельный вес численности детей, принявших участие, к общей численности школьников) увеличится до 81,5%; численность детей в возрасте 5 - 18 лет, получающих услуги программами дополнительного образования, увеличится до 3 000 чел.; количество детей школьного возраста, охваченных услугами по организации отдыха детей, сохранится на уровне 1 230 чел.; доля муниципальных образовательных учреждений, в которых проведены контрольные мероприятия по эффективному исполнению средств бюджета, выделенных на реализацию муниципальной программы, сохранится на уровне 100,0%; удельный вес значения суммарной оценки качества финансового менеджмента к максимальному количеству баллов увеличится до 67,43%; удельный вес муниципальных образовательных учреждений, в которых оценка деятельности их руководителей и основных категорий работников осуществляется на основании показателей эффективности деятельности, сохранится на уровне 100,0%. Перечень целевых показателей и показателей результативности Программы с расшифровкой плановых значений по годам ее реализации представлены в приложении к Паспорту Программы |
|
охват школьников, участвующих в массовых мероприятиях (удельный вес численности детей, принявших участие, к общей численности школьников) увеличится до 81,5%; численность детей в возрасте 5 - 18 лет, получающих услуги программами дополнительного образования, увеличится до 3 000 чел.; организации отдыха детей, сохранится на уровне 1 230 чел.; доля муниципальных образовательных учреждений, в которых проведены контрольные мероприятия по эффективному исполнению средств бюджета, выделенных на реализацию муниципальной программы, сохранится на уровне 100,0%; удельный вес значения суммарной оценки качества финансового менеджмента к максимальному количеству баллов увеличится до 67,43%; удельный вес муниципальных образовательных учреждений, в которых оценка деятельности их руководителей и основных категорий работников осуществляется на основании показателей эффективности деятельности, сохранится на уровне 100,0%. Перечень целевых показателей и показателей результативности Программы с расшифровкой плановых значений по годам ее реализации представлены в приложении к Паспорту Программы |
Информация по ресурсному обеспечению муниципальной Программы, в том числе в разбивке по источникам финансирования по годам реализации муниципальной Программы |
Объем бюджетных ассигнований на реализацию программы составит, всего 10 364 329,41 тыс. рублей, в том числе: 2014 год - 2 491 913,56 тыс. рублей; 2015 год - 2 726 539,55 тыс. рублей; 2016 год - 2 573 856,35 тыс. рублей; 2017 год - 2 572 019,95 тыс. рублей. В том числе: средства федерального бюджета - 6 604,20 тыс. рублей, в том числе: 2014 год - 2 493,60 тыс. рублей; 2015 год - 1 637,30 тыс. рублей; 2016 год - 1 652,40 тыс. рублей; 2017 год - 820,90 тыс. рублей. средства краевого бюджета - 3 788 150,81 тыс. рублей, в том числе: 2014 год - 902 119,61 тыс. рублей; 2015 год - 972 506,90 тыс. рублей; 2016 год - 957 264,60 тыс. рублей; 2017 год - 956 259,70 тыс. рублей. средства районного бюджета - 6 569 574,40 тыс. рублей, в том числе: 2014 год - 1 587 300,35 тыс. рублей; 2015 год - 1 752 395,35 тыс. рублей; 2016 год - 1 614 939,35 тыс. рублей; 2017 год - 1 614 939,35 тыс. рублей. |
2. Характеристика текущего состояния в сфере образования и
анализ социальных, финансово-экономических и прочих рисков
реализации муниципальной Программы
В 2012-2013 учебном году сеть образовательных учреждений Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района (далее - муниципальный район) включала:
18 - дошкольные образовательные учреждения,
26 - образовательные учреждения, предоставляющие начальное, основное, среднее образование;
3 - учреждения системы дополнительного образования детей.
Особенностью территории является то, что 76% муниципальных общеобразовательных и 66% дошкольных учреждений муниципального района расположены в сельской местности.
Дошкольное образование
В системе дошкольного образования по состоянию на 01.01.2013 функционируют 18 дошкольных образовательных учреждения и 14 общеобразовательных школ с дошкольными группами (в том числе: 5 - учреждения типа "начальная школа - детский сад", 1 - учреждение "начальная школа", 1 - учреждение "основная школа", 5 - учреждения "средняя общеобразовательная школа", 2 - учреждения "средняя общеобразовательная школа - интернат"). Всего дошкольными образовательными услугами охвачено 2 236 детей.
По состоянию на 01.01.2013 в муниципальном районе проживало 2 957 детей в возрасте от 1 до 6 лет без учета обучающихся в общеобразовательных учреждениях.
Общее количество мест в учреждениях, реализующих программы дошкольного образования, по состоянию на 01.01.2013 составляет 2 358. Посещают дошкольные образовательные учреждения 2 236 детей, средний уровень укомплектованности детских садов составляет 94,0%.
По состоянию на 01.01.2013 в муниципальном районе в очереди для определения в детские сады состоят 840 детей в возрасте от 0 до 7 лет, в том числе в возрасте от 0 до 3 лет - 820 чел, от 3 до 7 лет - 20 чел.
В целях создания дополнительных мест в системе дошкольного образования в 2011 - 2012 годах в муниципальном районе было создано 368 мест, из них:
- 290 в действующих дошкольных группах (СанПиН 2.4.1.2660-10 в редакции Изменений N 1 от 20.12.2010 N 164);
- 78 за счет открытия новых дошкольных групп (ТМКОУ "Хатангская средняя школа N 1" 2 группы на 40 мест, ТМКОУ "Потаповская средняя школа N 12" 1 группа на 8 мест; ТМКОУ "Катырыкская начальная школа-детский сад" 1 группа на 10 мест; ТМБДОУ "ЦРР - детский сад "Белоснежка" 1 группа на 20 мест).
Это позволило существенно сократить очередь в дошкольные образовательные учреждения:
- на 14,5% очереди в дошкольные образовательные учреждения (01.01.2012 - 983 ребенка, 01.01.2013 - 840 детей);
- на 44,4% очереди в дошкольные образовательные учреждения детей от 3 до 7 лет (01.01.2012 - 36 детей, 01.01.2013 - 20 детей).
В 2013 году планируется открытие структурного подразделения ТМБ ДОУ "Сказка" в количестве 3-х групп на 60 мест (г.Дудинка, ул.Горького, д. 57 "А").
Образовательная деятельность дошкольных образовательных учреждений муниципального района осуществляется в соответствии с федеральными государственными требованиями к основной общеобразовательной программе дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.11.2009 N 655).
В муниципальном районе созданы условия для получения дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья путем осуществления коррекции:
- недостатков речевого развития (6 дошкольных образовательных учреждения комбинированного вида, 8 групп, 108 детей; 2 логопедических пункта в дошкольных образовательных учреждениях, 50 детей);
- задержки психического развития (1 дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида, 2 группы, 20 детей).
Общее образование
На территории Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района функционируют 26 общеобразовательных школ, в том числе 17 - средние школы, 1 - основная школа, 8 - начальные школы, из 26-ти школ: 7 - школы-интернаты и 5 - начальные школы - детские сады.
С 2010 по 2013 годы реализовывались проекты модернизации системы общего образования, направленные на совершенствование условий обучения, включая обновление материально-технической составляющей учебного процесса, введение федеральных образовательных стандартов в общем образовании и новой системы оплаты труда работников образовательных учреждений.
С целью создания необходимых условий для реализации основных образовательных программ, в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов начального и основного общего образования, осуществляется оснащение общеобразовательных учреждений учебным оборудованием, обеспечение учебниками и повышение квалификации учителей и руководителей общеобразовательных учреждений.
В 2013-2014 учебном году в муниципальном районе начата работа по обеспечению готовности массового введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в 2015 году.
Основой всей системы образования муниципального района является решение кадрового вопроса. По состоянию на 01.01.2013 существует 16 вакансий в 11 общеобразовательных учреждениях. Наиболее востребованными педагогическими вакансиями являются: учитель математики, физики, информатики; учитель химии и биологии; учитель английского языка.
Необходимо отметить, что в 2013-2014 учебном году на территории муниципального района будет продолжена реализация внедрения дистанционной (Интернет) технологии в обучении учащихся. Данной формой обучения будут охвачены учащиеся 10 и 11 классов 4-х сельских школ по двум предметам (химия, информатика).
Удаленность и труднодоступность населенных пунктов, в которых отсутствует проводной Интернет, затрудняет организацию дистанционного обучения (необходимо использовать дорогостоящий спутниковый канал связи).
В образовательных учреждениях муниципального района обучается 46 инвалидов, из них 14 находятся на надомном обучении. Организация образовательного процесса для всех детей - инвалидов, находящихся на надомном обучении, строится по индивидуальным учебным планам, осуществляется психолого-педагогическое сопровождение детей и их родителей.
Дополнительное образование детей
В муниципальной системе образования по состоянию на 01.01.2013 действует 3 учреждения дополнительного образования детей, подведомственных Управлению образования Администрации муниципального района, в которых занималось 2800 воспитанников, что составляет 60,7% от общего числа учащихся района или 42,5% от общей численности детей и молодежи в возрасте от 5 до 18 лет.
Кроме того, в общеобразовательных учреждениях 2348 детей занимались в школьных объединениях, реализующих дополнительные образовательные программы разной направленности, что составляет 49,4% от общего числа учащихся. В спортивных клубах, организованных в 10 средних общеобразовательных школ, занимались 1706 детей (36,6%).
968 детей в возрасте от 5 до 7 лет занимаются в творческих объединениях, организованных в дошкольных образовательных учреждениях.
Таким образом, удельный вес детей в возрасте 5 - 18 лет, получающих услуги по дополнительному образованию в муниципальных образовательных учреждениях, подведомственных Управлению образования Администрации муниципального района, составляет 56,3%, среди школьников - 83%.
В целях обеспечения доступности дополнительного образования для детей независимо от их социального статуса и места проживания в муниципальной системе образования развивается практика реализации интенсивных школ, создана инфраструктура для занятий отдельными видами спорта, туризмом, краеведением, техническим творчеством. С переходом на федеральные государственные стандарты для учащихся 1 - 2 классов второй год школы муниципального района организуют внеурочную деятельность по пяти направлениям (духовно-нравственное, спортивно-оздоровительное, общеинтеллектуальное, общекультурное, социальное). При этом должное внимание уделяется этнокультурному воспитанию детей. В школах организованы объединения: ненецкий фольклор, танцы народов севера, бисероплетение, игры народов севера, национальные виды спорта, северная вышивка, история народного костюма.
В муниципальном районе работает многоуровневая система оценки результатов образовательной деятельности детей (конкурсы, выставки, фестивали, конференции, форумы, спартакиады и т.д.).
Систематизирована система включения школьников в массовые мероприятия, участниками которых ежегодно становятся около 3,5 тысяч учащихся школ муниципального района или 76% от общего числа учащихся.
Выявление и поддержка одаренных детей
В целях создания условий для выявления, сопровождения и поддержки одаренных детей, проживающих на территории муниципального района, в 2011 году была утверждена долгосрочная целевая Программа "Одаренные дети Таймыра" на 2012 - 2015 годы. Материальные ресурсы Программы в 2012 году обеспечивали:
- оснащение муниципального координационного центра по работе с одаренными детьми (далее - Центра) открытого в 2011 году на базе МКОУ ДОД ДЮЦ "Центр туризма и творчества "Юниор";
- открытие объединений научно-технической и естественнонаучной направленности, охватившими 156 воспитанников МКОУ ДОД ДЮЦ "Центр туризма и творчества "Юниор" программами дополнительного образования (5,1% от их общего количества);
- включение более 70 учащихся в инновационные педагогические практики (интенсивные и эколого-этнографические школы);
- проведение муниципальных интеллектуальных состязаний (предметной олимпиады, олимпиады по школьному краеведению, научно-практической конференции) участниками которых в 2012 году стало 3448 школьников;
- участие порядка 12 школьников в мероприятиях регионального и федерального уровней в г. Красноярске и г. Москве.
Вышеперечисленные мероприятия позволили расширить формы выявления и сопровождения одаренных детей, увеличить доли охвата школьников дополнительными образовательными программами, вывести на новый качественный уровень оснащенность МКОУ ДОД ДЮЦ "Центр туризма и творчества "Юниор", осуществляющего координационную деятельность работы с одаренными детьми образовательных учреждений муниципального района.
Отдых и оздоровление детей
На протяжении многих лет в муниципальном районе сложилась и развивается система организованного летнего отдыха и оздоровления детей. Организация отдыха детей осуществляется как на территории муниципального района, так и за его пределами.
Основной акцент в организации отдыха и оздоровления детей на территории муниципального района сделан на функционирование в первый месяц летних каникул оздоровительных лагерей с дневным пребыванием детей на базе общеобразовательных учреждений города Дудинки, сельского населенного пункта Носок, села Хатанга, поселка Диксон. Практикуется организация и функционирование других форм организованного отдыха детей: профильные отряды на базе сельских общеобразовательных школ, летние школы, туристические походы. Охват детей организованными формами отдыха на территории муниципального района в среднем составляет 20% от количества учащихся 1 - 10 классов общеобразовательных школ.
Учитывая климатические условия, на территории муниципального района отсутствуют стационарные детские загородные оздоровительные лагеря, поэтому крайне важным является организация вывоза детей для отдыха и оздоровления на территории с более благоприятными климатическими условиями. Ежегодно около 15,5% учащихся 1 - 10 классов общеобразовательных школ муниципального района выезжают организованно в оздоровительные лагеря на морское побережье юга России, юг Красноярского края. Дети, направленные на отдых в оздоровительные лагеря, получают возможность не только оздоровиться, но и проявить творческие способности по различным направлениям деятельности, дети из числа одаренных - продолжить занятия спортом, туризмом, танцами под руководством своих педагогов.
В летний период часть детского населения муниципального района вывозится родителями для отдыха на территории с более благоприятными климатическими условиями или в тундру с целью приобщения детей коренной национальности к традиционным промыслам народов Севера (охота, рыбалка).
Несмотря на принимаемые меры, существуют проблемы в муниципальной системе образования:
- высокая степень изношенности зданий и сооружений образовательных учреждений, отсутствие систем тепловодоснабжения, канализационных систем;
- сложная транспортная схема, удаленность образовательных учреждений от административного центра муниципального района и, как следствие, снижение оперативности управленческих процессов;
- несоответствие материально-технической базы государственным, санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам;
- широкая сеть учреждений интернатного типа;
- отрицательная динамика уровня здоровья школьников;
- недостаточная укомплектованность квалифицированными кадрами.
Для выполнения целевых показателей и показателей результативности Программы в полном объеме следует исключить следующие группы рисков, которые могут возникнуть в ходе реализации Программы:
- финансово-экономические риски;
- социальные риски.
Финансово-экономические риски связаны с сокращением в ходе реализации Программы предусмотренных объемов бюджетных средств, неэффективным использованием ресурсов Программы.
Управление данными рисками будет обеспечено в рамках организации мониторинга реализации Программы.
Социальные риски связаны с вероятностью повышения социальной напряженности среди населения из-за неполной или недостоверной информации о реализуемых мероприятиях. Управление данной группой рисков будет обеспечено за счет открытости и прозрачности планов мероприятий и практических действий информационного сопровождения.
3. Приоритеты и цели социально-экономического развития
в сфере образования, основные цели и задачи муниципальной
Программы, прогноз развития сферы образования
Приоритетом социально-экономического развития муниципального района в сфере образования является повышение доступности качественного образования современного уровня, соответствующего требованиям инновационного развития экономики и потребностям граждан.
Приоритетными направлениями развития по уровням и видам образования являются:
Система дошкольного образования
Повышение доступности и качества дошкольного образования, в том числе через удовлетворение спроса на услуги дошкольного образования за счет, внедрения системы оценки качества дошкольного образования.
Совершенствование кадровой политики через внедрение новых подходов к организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, внедрение механизмов эффективного контракта руководителя с педагогическими работниками.
Система общего образования
Повышение доступности и качества образования, в том числе переход на федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения, внедрение системы оценки качества общего образования развитие материально-технической базы учреждений образования с учетом новых принципов проектирования, строительства и реконструкции зданий и федеральных образовательных стандартов; использование современных информационных и коммуникационных технологий, дистанционных форм обучения.
Система дополнительного образования
Создание условий для модернизации и устойчивого развития системы дополнительного образования, обеспечивающих качество услуг и разнообразие ресурсов для социальной адаптации, разностороннего развития и самореализации подрастающего поколения, через совершенствование организационно-экономических механизмов, обеспечения доступности услуг дополнительного образования детей, распространение сетевых форм организации дополнительного образования детей. Создание на территории района условий для удовлетворенности спроса в предоставлении услуг дополнительного образования детей, разработка и внедрение системы оценки качества дополнительного образования детей, внедрение механизмов эффективного контракта с педагогическими работниками и руководителями организаций дополнительного образования детей в муниципальном районе.
Цель Программы: создание в системе дошкольного, общего и дополнительного образования равных возможностей для современного качественного образования, позитивной социализации и оздоровления детей.
Задачи Программы:
1. Развитие дошкольного образования;
2. Развитие общего образования;
3. Развитие дополнительного образования детей;
4. Выявление и поддержка одаренных детей;
5. Обеспечение безопасного, качественного отдыха и оздоровления детей;
6. Организация деятельности Управления образования Администрации муниципального района и учреждений, обеспечивающих деятельность образовательных учреждений, направленных на эффективную реализацию отдельных мероприятий программы.
Перечень целевых показателей и показателей результативности Программы с расшифровкой плановых значений по годам ее реализации представлен в приложении к Паспорту Программы.
Постановлением Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Красноярского края от 23 января 2015 г. N 32 раздел 4 настоящего Приложения изложен в новой редакции, распространяющейся на правоотношения, возникшие с 31 декабря 2014 г.
4. Перечень подпрограмм и (или) отдельных мероприятий муниципальной Программы с указанием сроков их реализации
Программа включает в себя отдельные мероприятия:
1. Обеспечение стабильного функционирования и развития муниципальных дошкольных образовательных учреждений, в результате реализации которого к 2018 году:
- обеспеченность детей дошкольного возраста местами в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях (количество мест на 1000 детей) увеличится до 84,3%;
- коэффициент посещаемости муниципальных дошкольных образовательных учреждений увеличится до 66,5%.
Срок реализации мероприятия - 2014 - 2017 годы.
2. Реконструкция и капитальный ремонт зданий муниципальных дошкольных образовательных учреждений, в результате реализации которого к 2018 году:
- доля муниципальных дошкольных образовательных учреждений, в зданиях которых требуется капитальный ремонт, реконструкция в общем количестве дошкольных образовательных учреждений снизится до 23,5%;
Срок реализации мероприятия - 2014 - 2017 годы.
3. Социальная выплата (компенсация) родителям (законным представителям) на оплату части родительской платы за содержание детей в муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, в результате реализации которого к 2018 году:
- доля детей, на которых предоставляется социальная выплата (компенсация) родителям (законным представителям) на оплату части родительской платы за содержание детей в муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, от общей численности детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения, сохранится на уровне 20,01%;
Срок реализации мероприятия - 2014 - 2017 годы.
4. Предоставление мер социальной поддержки родителям (законным представителям - опекунам, приемным родителям), совместно проживающим с детьми в возрасте от 1,5 до 3 лет, которым временно не предоставлено место в дошкольном образовательном учреждении или предоставлено место в группах кратковременного пребывания дошкольных образовательных учреждений, посредством предоставления ежемесячных компенсационных выплат, в результате реализации которого к 2015 году:
- доля детей, которым временно не предоставлено место в дошкольном образовательном учреждении или предоставлено место в группах кратковременного пребывания дошкольных образовательных учреждений, на которых предоставляются меры социальной поддержки родителям (законным представителям - опекунам, приемным родителям), от общей численности детей посещающих дошкольные образовательные учреждения, увеличится до 15,8%;
Срок реализации мероприятия - 2014 год.
5. Выплата компенсации части родительской платы за присмотр и уход за детьми в образовательных организациях края, реализующих образовательную программу дошкольного образования, в результате реализации которого к 2018 году:
- доля детей, на которых производится выплата компенсации части родительской платы за присмотр и уход за детьми в образовательных организациях края, реализующих образовательную программу дошкольного образования, от общей численности детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения, сохранится на уровне 98,96%;
Срок реализации мероприятия - 2014 - 2017 годы.
6. Обеспечение стабильного функционирования и развития муниципальных общеобразовательных учреждений, в результате реализации которого к 2018 году:
- доля выпускников муниципальных общеобразовательных учреждений, сдавших единый государственный экзамен по русскому языку и математике, в общей численности выпускников муниципальных общеобразовательных учреждений, сдававших единый государственный экзамен по данным предметам, увеличится до 98,81%;
Срок реализации мероприятия - 2014 - 2017 годы.
7. Приведение муниципальных общеобразовательных учреждений в соответствие требованиям правил пожарной безопасности, санитарным нормам и правилам, строительным нормам и правилам (реконструкция и капитальный ремонт зданий (объектов общего образования), в результате реализации которого к 2018 году:
- доля муниципальных общеобразовательных учреждений, реализующих программы общего образования здания которых, находятся в аварийном состоянии, требуют капитального ремонта, приведения в соответствие требованиям правил пожарной безопасности, санитарным нормам и правилам, строительным нормам и правилам, в общей численности муниципальных образовательных организаций, реализующих программы общего образования, снизится до 36,0%;
Срок реализации мероприятия - 2014 - 2017 годы.
8. Софинансирование расходов на приобретение и монтаж модульных санитарных узлов и септиков в общеобразовательных учреждениях Красноярского края с количеством учащихся более 30 человек, в результате реализации которого к 2016 году:
- увеличение числа общеобразовательных учреждений муниципального района, оснащенных модульными санитарными узлами и септиками, до 2 ед.
Срок реализации мероприятия - 2014 - 2015 годы.
9. Проведение мероприятий для детей и подростков, в результате реализации которого к 2018 году:
- охват школьников, участвующих в массовых мероприятиях (удельный вес численности детей, принявших участие, к общей численности школьников) увеличится до 81,5%;
Срок реализации мероприятия - 2014 - 2017 годы.
10. Обеспечение стабильного функционирования и развития муниципальных учреждений дополнительного образования детей, подведомственных Управлению образования Администрации муниципального района, в результате реализации которого к 2018 году:
- численность детей в возрасте 5 - 18 лет получающих услуги программами дополнительного образования увеличится до 3 000 чел.;
Срок реализации мероприятия - 2014 - 2017 годы.
11. Проведение муниципальных олимпиад, конференции, конкурсов и интенсивных школ интеллектуального роста, в результате реализации которого к 2016 году:
- удельный вес численности обучающихся по программам общего образования, участвующих в муниципальных олимпиадах, конференциях, конкурсах, интенсивных школах и соревнованиях, в общей численности обучающихся по программам общего образования очной формы обучения, увеличится до 80,4%;
Срок реализации мероприятия - 2014 - 2015 годы.
12. Участие одаренных детей в интеллектуальных мероприятиях регионального и федерального уровней, в результате, реализации которого к 2016 году:
- удельный вес численности обучающихся, принявших участие в интеллектуальных мероприятиях регионального и федерального уровня, к общей численности обучающихся, увеличится до 0,34%.
Срок реализации мероприятия - 2014 - 2015 годы.
13. Софинансирование расходов на реализацию муниципальных программ по работе с одаренными детьми учреждениями на конкурсной основе, в результате, реализации которого к 2016 году:
- увеличение числа муниципальных общеобразовательных учреждений, успешно реализующих муниципальные программы по работе с одаренными детьми, поучаствовавших в конкурсе, до 2 ед.
Срок реализации мероприятия - 2014 - 2015 годы.
14. Организация отдыха и оздоровления детей, в результате, реализации которого к 2018 году:
- количество детей школьного возраста, охваченных услугами по организации отдыха детей, сохранится на уровне 1 230 чел.;
Срок реализации мероприятия - 2014 - 2017 годы.
15. Ресурсное обеспечение деятельности (оказание услуг) подведомственных учреждений, в результате, реализации которого к 2018 году:
- доля муниципальных образовательных учреждений, в которых проведены контрольные мероприятия по эффективному исполнению средств бюджета, выделенных на реализацию муниципальной программы, сохранится на уровне 100,0%;
- удельный вес значения суммарной оценки качества финансового менеджмента к максимальному количеству баллов увеличится до 67,43%.
Срок реализации мероприятия - 2014 - 2017 годы.
16. Обеспечение и координация деятельности подведомственных учреждений, в результате, реализации которого к 2018 году:
- удельный вес муниципальных образовательных учреждений, в которых оценка деятельности их руководителей и основных категорий работников осуществляется на основании показателей эффективности деятельности, сохранится на уровне 100,0%.
Срок реализации мероприятия - 2014 - 2017 годы.
17. Софинансирование субсидии на введение дополнительных мест в системе дошкольного образования детей посредством реконструкции и капитального ремонта зданий под дошкольные образовательные учреждения, реконструкции и капитального ремонта зданий образовательных учреждений для создания условий, позволяющих реализовать основную общеобразовательную программу дошкольного образования детей, а также приобретение оборудования, мебели, в результате, реализации которого к 2016 году:
- обеспеченность детей дошкольного возраста местами в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях (количество мест на 1000 детей) увеличится до 83,7%.
Срок реализации мероприятия - 2014 - 2015 годы.
18. Софинансирование субсидии на осуществление (возмещение) расходов, направленных на создание безопасных и комфортных условий функционирования объектов муниципальной собственности, развитие муниципальных учреждений, в результате, реализации которого к 2015 году будут созданы комфортные, безопасные и современные условия для 250 воспитанников дошкольного учреждения ТМБ ДОУ "Детский сад комбинированного вида "Льдинка".
Срок реализации мероприятия - 2014 год".
Постановлением Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Красноярского края от 23 января 2015 г. N 32 раздел 5 настоящего Приложения изложен в новой редакции, распространяющейся на правоотношения, возникшие с 31 декабря 2014 г.
5. Механизм реализации отдельных мероприятий муниципальной Программы
Решение задач Программы достигается реализацией отдельных мероприятий Программы.
Реализация мероприятия 1 осуществляется Управлением образования Администрации муниципального района в соответствии с:
- Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", путем определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) на право заключения муниципального контракта (договора);
- постановлением Администрации муниципального района от 26.05.2011 N 392 "Об утверждении Положения о порядке формирования и финансового обеспечения выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) муниципальными бюджетными и муниципальными казенными учреждениями Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района и об оценке выполнения муниципального задания" (в ред. постановлений Администрации муниципального района от 11.08.2011 N 582, от 04.05.2012 N 301, от 02.08.2012 N 521);
- постановлением Администрации муниципального района от 23.07.2012 N 490 "О проведении ежегодного традиционного Конкурса профессионального мастерства работников образования "За верность профессии";
- постановлением Администрации муниципального района от 22.03.2013 N 160 "О внесении изменений в Постановление Администрации муниципального района от 21.07.2010 N 539 "Об утверждении Примерного положения об оплате труда работников муниципальных бюджетных и казенных образовательных учреждений, в отношении которых вводится новая система оплаты труда" муниципального района;
- Решением Таймырского Долгано-Ненецкого районного Совета депутатов от 31.03.2011 N 09-0167 (в ред. от 05.09.2013 N 16-0313) "Об утверждении Положения об оплате труда работников муниципальных учреждений Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района";
- Законом края от 27.12.2005 N 17-4379 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по осуществлению присмотра и ухода за детьми-инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также детьми с туберкулезной интоксикацией, обучающимися в муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, без взимания родительской платы".
Реализация мероприятий 2, 7 осуществляется Управлением образования Администрации муниципального района в соответствии с:
- Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", путем определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) на право заключения муниципального контракта (договора).
Реализация мероприятий 3, 4, 5 осуществляется Управлением социальной защиты населения Администрации муниципального района в соответствии с:
- Законом Красноярского края от 18.12.2008 N 7-2660 "О социальной поддержке граждан, проживающих в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе Красноярского края";
- Законом Красноярского края от 18.12.2008 N 7-2670 "О наделении органов местного самоуправления Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района и поселений, входящих в его состав, государственными полномочиями по социальной поддержке отдельных категорий граждан, проживающих в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе Красноярского края, а также по государственной регистрации актов гражданского состояния";
- постановлением Правительства Красноярского края от 31.03.2009 N 165-п "Об утверждении Порядков предоставления мер социальной поддержки гражданам, проживающим в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе Красноярского края".
Реализация мероприятия 6 осуществляется Управлением образования Администрации муниципального района в соответствии с:
- Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", путем определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) на право заключения муниципального контракта (договора);
- постановлением Администрации муниципального района от 22.03.2013 N 160 "О внесении изменений в Постановление Администрации муниципального района от 21.07.2010 N 539 "Об утверждении Примерного положения об оплате труда работников муниципальных бюджетных и казенных образовательных учреждений, в отношении которых вводится новая система оплаты труда" муниципального района;
- постановлением Правительства Красноярского края от 18.01.2011 N 7-п "О выплате денежного вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам краевых государственных и муниципальных образовательных учреждений";
- постановлением Администрации муниципального района от 06.02.2009 N 57 "О Порядке, условиях и размере выплаты вознаграждения педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района за выполнение функций классного руководителя";
- постановлением Правительства Красноярского края от 18.01.2011 N 7-п "О выплате денежного вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам краевых государственных и муниципальных образовательных учреждений" и Постановлением Администрации муниципального района от 06.02.2009 N 57 "О Порядке, условиях и размере выплаты вознаграждения педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района за выполнение функций классного руководителя";
- Законом Красноярского края от 18.12.2008 N 7-2660 "О социальной поддержке граждан, проживающих в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе Красноярского края".
Реализация мероприятий 8, 13, 17 осуществляется Управлением образования Администрации муниципального района в соответствии с:
- постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 N 508-п "Об утверждении государственной Программы Красноярского края "Развитие образования" Подпрограмма "Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования на 2014 - 2017 годы".
Реализация мероприятия 9 осуществляется Управлением образования Администрации муниципального района в соответствии с:
- Указом Президента Российской Федерации от 30.07.2010 N 948 "О проведении всероссийских спортивных соревнований (игр) школьников";
- планом массовых мероприятий со школьниками и учащейся молодежью Красноярского края;
- ежегодным Приказом Управления образования Администрации муниципального района об утверждении календарного плана массовых мероприятий в рамках школьных лиг.
Реализация мероприятия 10 осуществляется Управлением образования Администрации муниципального района в соответствии с:
- Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", путем определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) на право заключения муниципального контракта (договора);
- постановлением Администрации муниципального района от 22.03.2013 N 160 "О внесении изменений в Постановление Администрации муниципального района от 21.07.2010 N 539 "Об утверждении Примерного положения об оплате труда работников муниципальных бюджетных и казенных образовательных учреждений, в отношении которых вводится новая система оплаты труда" муниципального района.
Реализация мероприятий 11, 12 осуществляется Управлением образования Администрации муниципального района в соответствии с:
- приказами Управления образования Администрации муниципального района о проведении муниципальных конкурсов, олимпиад, интенсивных школ, научно практической конференции;
- приказами Управления образования Администрации муниципального района об участии школьников в краевых, федеральных конкурсах, олимпиадах, интенсивных школах.
Реализация мероприятия 14 осуществляется Управлением образования Администрации муниципального района в соответствии с:
- Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", путем определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) на право заключения муниципального контракта (договора);
- Постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 N 508-п "Об утверждении государственной Программы Красноярского края "Развитие образования" Подпрограмма "Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования на 2014 - 2017 годы";
- нормативными правовыми актами Администрации муниципального района об организации отдыха детей в дни каникул, утверждаемых ежегодно.
Реализация мероприятия 15 осуществляется Управлением образования Администрации муниципального района в соответствии с:
- Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", путем определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) на право заключения муниципального контракта (договора);
- постановлением Администрации муниципального района от 22.03.2013 N 160 "О внесении изменений в Постановление Администрации муниципального района от 21.07.2010 N 539 "Об утверждении Примерного положения об оплате труда работников муниципальных бюджетных и казенных образовательных учреждений, в отношении которых вводится новая система оплаты труда" муниципального района;
- постановлением Администрации муниципального района от 23.07.2012 N 490 "О проведении ежегодного традиционного Конкурса профессионального мастерства работников образования "За верность профессии".
Реализация мероприятия 16 осуществляется Управлением образования Администрации муниципального района в соответствии с:
- Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", путем определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) на право заключения муниципального контракта (договора);
- Решением районного Совета депутатов от 29.03.2010 N 07-0108 "Об утверждении Положения об оплате труда лиц, замещающих муниципальные должности и лиц замещающих должности муниципальной службы в органах местного самоуправления, муниципальных органах Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района";
- Федеральным законом от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" посредством предоставления районному бюджету субвенции на выполнение государственных полномочий по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних;
- Законом Красноярского края от 24.12.2009 N 9-4225 "О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
- Законом края от 18 декабря 2008 года N 7-2660 "О социальной поддержке граждан, проживающих в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе Красноярского края".
Реализация мероприятия 18 осуществляется Управлением образования Администрации муниципального района в соответствии с:
- постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 N 517-п "Об утверждении государственной Программы Красноярского края "Содействие развитию местного самоуправления".
6. Прогноз конечных результатов муниципальной Программы
Реализация Программы к 2018 году позволит достигнуть следующих результатов:
- доля выпускников муниципальных общеобразовательных учреждений, не получивших аттестат о среднем (полном) образовании, в общей численности выпускников муниципальных общеобразовательных учреждений снизится до 4,2%;
- удельный вес численности детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями, обучающихся по программам общего образования на дому (в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий) в общей численности детей - инвалидов и детей с ограниченными возможностями, которым не противопоказано обучение и рекомендовано медицинским заключением индивидуальное обучение на дому сохранится на уровне 100,0%;
- доля детей в возрасте 3 - 7 лет, которым предоставлена возможность получать услуги дошкольного образования, в численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, скорректированной на численность детей в возрасте от 5 до 7 лет, обучающихся в школе, проживающих на территории муниципального района (с учетом групп кратковременного пребывания), увеличится до 79,8%;
- охват детей в возрасте 5 - 18 лет программами дополнительного образования увеличится до 71,4%;
- доля детей школьного возраста, охваченных услугами по организации отдыха детей, увеличится до 80,0%.
7. Распределение планируемых расходов по отдельным
мероприятиям муниципальной программы, подпрограммам
Информация о распределении планируемых расходов по отдельным мероприятиям Программы приведена в приложении N 1 к Программе.
8. Ресурсное обеспечение и прогнозная оценка расходов
на реализацию целей муниципальной программы
по источникам финансирования
Ресурсное обеспечение и прогнозная оценка расходов на реализацию целей Программы по источникам финансирования, приведена в приложении N 2 к Программе.
9. Прогноз сводных показателей муниципальных заданий
9. Прогноз сводных показателей муниципальных заданий
Муниципальное задание формируется в соответствии с постановлением Администрации муниципального района от 26.05.2011 N 392 "Об утверждении Положения о порядке формирования и финансового обеспечения выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) муниципальными бюджетными и муниципальными казенными учреждениями Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района и об оценке выполнения муниципального задания" (в ред. постановлений Администрации муниципального района от 11.08.2011 N 582, от 04.05.2012 N 301, от 02.08.2012 N 521) по ТМБ ДОУ "Детский сад общеразвивающего вида "Забава", ТМБ ДОУ "Центр развития ребенка - детский сад "Белоснежка", ТМБ ДОУ "Детский сад комбинированного вида "Морозко", ТМБ ДОУ "Детский сад комбинированного вида "Сказка", ТМБ ДОУ "Детский сад комбинированного вида "Рябинка", ТМБ ДОУ "Детский сад комбинированного вида "Льдинка".
Согласно Постановлению Администрации муниципального района от 23.06.2011 N 465 "Об утверждении Перечня муниципальных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) муниципальными бюджетными учреждениями в качестве основных видов деятельности" (в ред. постановления Администрации муниципального района от 16.12.2013 N 930) муниципальными бюджетными учреждениями Управления образования Администрации муниципального района предоставляется услуга по реализации образовательных программ дошкольного образования.
Муниципальное задание разрабатывается при формировании районного бюджета на очередной финансовый год. Затраты по бюджетным учреждениям Управления образования Администрации муниципального района формируются в соответствие с Постановлением Администрации муниципального района от 17.03.2011 N 116 "Об утверждении Порядка составления и утверждения планов финансово-хозяйственной деятельности муниципальных бюджетных и автономных учреждений Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района" (в ред. Постановления Администрации муниципального района от 27.12.2011 N 925).
Информация о прогнозе сводных показателей муниципальных заданий, приведена в приложении N 3 к Программе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.