Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 8 мая 2014 г. N 461-15-13
Резолютивная часть решения по делу оглашена на заседании Комиссии 22 апреля 2014 года.
В полном объеме решение изготовлено 08 мая 2014 года.
Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии - Лужбин Е.Л., заместитель руководителя управления, члены комиссии: Фомушкина Ю.В., начальник отдела контроля органов власти, Дударева М.А., заместитель начальника отдела контроля органов власти, рассмотрела дело N 461-15-13, возбужденное в отношении Администрации Емельяновского района Красноярского края по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), без участия лиц, надлежащих образом извещенных о дате и времени рассмотрения дела, установила:
В ходе проведения Красноярским УФАС России выездной плановой проверки на предмет соблюдения требований антимонопольного законодательства администрацией Емельяновского района Красноярского края (далее - Администрация) было выявлено постановление администрации Емельяновского района от 23.11.2010 года N 3845 о создании МАУ Емельяновского района Красноярского края "Трансавто".
Учредителем МАУ "Трансавто" (далее по тексту - Учреждение) является муниципальное образование Емельяновский район в лице администрации Емельяновского района Красноярского края.
В соответствии с пунктом 2.1. Устава целью учреждения является обеспечение транспортными услугами муниципальное образование Емельяновский район.
Для достижения цели, указанной в пункте 2.1. Устава учреждение осуществляет следующие виды деятельности:
- выполняет централизованный подвоз учащихся к муниципальным общеобразовательным бюджетным учреждениям;
- оказывает услуги по удалению сточных вод, отходов;
- координирует работу переданного в оперативное управление транспорта, обеспечивает его надлежащее санитарное состояние, осуществляет его экипировку;
- оказывает услуги по перевозке пассажиров автобусами по маршрутам транспортной сети Емельяновского района;
- осуществляет техническое обслуживание и ремонт автомобилей.
Постановлением администрации от 30.12.2011 N 4237 МАУ "Трансавто" утверждено муниципальное задание МАУ "Трансавто" на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов.
Согласно муниципальному заданию потребителями муниципальной услуги являются: обучающиеся муниципальных общеобразовательных учреждений с 1 по 11 класс, муниципальные дошкольные образовательные учреждения, муниципальные общеобразовательные учреждения, Управление образования администрации Емельяновского района и подведомственные ему учреждения, администрация Емельяновского района и структурные подразделения администрации.
Постановлением Администрации N 866 от 07.04.2011 установлены предельные тарифы на транспортные услуги, оказываемые МАУ "Трансавто".
В соответствии со ст.2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах).
Деятельность по транспортному обслуживанию населения, по удалению сточных вод, отходов, перевозке пассажиров является конкурентной в силу закона, и не может осуществляться автономным учреждением в рамках муниципального задания.
Возложение посредством утверждения муниципального задания на автономное учреждение обязанностей по выполнению работ (услуг), относящихся к муниципальным нуждам, без осуществления процедуры размещения заказов путем проведения торгов нормами действующего законодательства не допускается.
Создание МАУ "Трансавто" в целях, указанных в его Уставе, создает необоснованные преимущественные условия такому учреждению в получении средств местного бюджета в рамках финансирования выполнения муниципального задания; создает ограничения неопределенному кругу лиц, которые могут претендовать на получение (способны конкурировать за право получения) средств местного бюджета при проведении публичных процедур на выполнение работ по удалению сточных вод, отходов, подвозу учащихся к муниципальным общеобразовательным бюджетным учреждениям, что, как следствие, может ограничить, не допустить конкуренцию на соответствующих рынках выполнения работ, оказания услуг.
По данному факту Красноярским УФАС России на основании приказа N 904 от 20.11.2013 было возбуждено дело N 461-15-13 в отношении администрации Емельяновского района.
К моменту рассмотрения дела от Администрации Емельяновского района Красноярского края в адрес Красноярского УФАС России поступили письменные пояснения (исх. N 3261 от 31.12.2013; исх. N 83 от 17.01.2014), согласно которым Администрация не признает себя нарушившей антимонопольное законодательство ввиду следующего: подвоз учащихся к муниципальным общеобразовательным учреждениям специализированными автобусами относится к сфере образования и указывает на непосредственное отношение подвоза учащихся к муниципальным общеобразовательным учреждениям специализированными автобусами к организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, что относится к вопросам местного значения муниципального района.
Соответственно, безопасный централизованный подвоз учащихся к муниципальным общеобразовательным учреждениям, осуществляемый МАУ "Трансавто", созданным муниципальным образованием Емельяновский район для оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сфере образования, не приводит к нарушению гарантий, принципов, задач, установленных Конституцией РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, и не создает, как считает администрация, необоснованных преимущественных условий деятельности для МАУ "Трансавто".
В части осуществления МАУ "Трансавто" услуг по удалению сточных вод, отходов, деятельность МАУ "Трансавто" приводится в соответствие с действующим законодательством путем исключения данного вида деятельности из перечня видов деятельности, осуществляемых МАУ "Трансавто", закрепленного в Уставе данного учреждения.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия пришла к следующим выводам:
Конституцией Российской Федерации (статья 8) гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей, имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
Согласно пункту 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" N 131-ФЗ от 06.10.2003 местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
В соответствии со статьей 2 указанного Закона вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
В силу статьи 34 Закона порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования.
В соответствии со статьей 37 Закона местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Статья 15 названного Закона к числу вопросов местного значения муниципального района, решение которых осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления муниципального района самостоятельно, относит организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, а также обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов.
В соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также организация отдыха детей в каникулярное время, относится к вопросам местного значения муниципального района.
Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона N 131-ФЗ, по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
На основании ст.43 Федерального закона N 131-ФЗ органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления по вопросам своего ведения принимают (издают) правовые акты.
Полномочия органов местного самоуправления на создание муниципальных предприятий и учреждений в целях решения вопросов местного значения предусмотрены пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
Как установлено Комиссией в ходе рассмотрения дела 23.11.2010 года Администрацией Емельяновского района Красноярского края было издано Постановление N 3845 о создании МАУ Емельяновского района Красноярского края "Трансавто".
Учредителем МАУ "Трансавто" (далее по тексту - Учреждение) является муниципальное образование Емельяновский район в лице администрации Емельяновского района Красноярского края.
В соответствии с пунктом 2.1. Устава целью учреждения является обеспечение транспортными услугами муниципальное образование Емельяновский район.
Для достижения цели, указанной в пункте 2.1. Устава учреждение осуществляет следующие виды деятельности:
- выполняет централизованный подвоз учащихся к муниципальным общеобразовательным бюджетным учреждениям;
- оказывает услуги по удалению сточных вод, отходов;
- координирует работу переданного в оперативное управление транспорта, обеспечивает его надлежащее санитарное состояние, осуществляет его экипировку.
- оказывает услуги по перевозке пассажиров автобусами по маршрутам транспортной сети Емельяновского района;
- осуществляет техническое обслуживание и ремонт автомобилей.
Постановлением администрации от 30.12.2011 N 4237 МАУ "Трансавто" утверждено муниципальное задание МАУ "Трансавто" на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов.
Согласно муниципальному заданию потребителями муниципальной услуги являются: обучающиеся муниципальных общеобразовательных учреждений с 1 по 11 класс, муниципальные дошкольные образовательные учреждения, муниципальные общеобразовательные учреждения, Управление образования администрации Емельяновского района и подведомственные ему учреждения, администрация Емельяновского района и структурные подразделения администрации.
Постановлением Администрации N 866 от 07.04.2011 установлены предельные тарифы на транспортные услуги, оказываемые МАУ "Трансавто".
На территории Емельяновского района Красноярского края пассажирские перевозки по маршрутам транспортной сети осуществляют следующие хозяйствующие субъекты: индивидуальный предприниматель Никитин Игорь Владимирович; Общество с ограниченной ответственностью "ЯрБус", ОАО "Техник".
Услуги по удалению сточных вод, отходов на территории п.Емельяново и Емельяновского района оказывает ООО "ТГК Емельяново".
Услуги по уборке и вывозу жидких бытовых отходов оказывает МУПЕР "Коммунальщик".
В соответствии со ст.2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах).
Автономные учреждения осуществляют в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования, полномочия соответственно федерального органа государственной власти (государственного органа), исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по исполнению публичных обязательств перед физическими лицами, подлежащих исполнению в денежной форме.
Публичными обязательствами являются публичные обязательства Российской Федерации перед физическим лицом, подлежащие исполнению учреждением от имени федерального органа государственной власти (государственного органа) в денежной форме в установленном законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный порядок индексации и не подлежащие включению в нормативные затраты на оказание государственных услуг (далее - публичные обязательства).
Автономное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными федеральными законами и уставом, путем выполнения работ, оказания услуг в сферах, указанных в части 1 настоящей статьи.
Статьей 4 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее - Федеральный закон N 174-ФЗ) предусмотрено, что учредитель устанавливает задания для автономного учреждения в соответствии с предусмотренной его уставом основной деятельностью.
Согласно части 5 статьи 4 Федерального закона N 174-ФЗ условия и порядок формирования задания учредителя и порядок финансового обеспечения выполнения этого задания определяются местной администрацией в отношении автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности.
В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) государственное (муниципальное) задание - документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ).
Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" регламентирует предоставление государственных (муниципальных) услуг органами власти в ходе реализации ими своих функций при осуществлении возложенных на них или переданных с другого уровня полномочий.
В силу пункта 2 статьи 2 Федерального закона N 210-ФЗ муниципальная услуга - предоставляемая органом местного самоуправления деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и уставами муниципальных образований.
Заявителем является - физическое или юридическое лицо (за исключением государственных органов и их территориальных органов, органов государственных внебюджетных фондов и их территориальных органов, органов местного самоуправления) либо их уполномоченные представители, обратившиеся в орган, предоставляющий государственные услуги, или в орган, предоставляющий муниципальные услуги, либо в организации, указанные в частях 2 и 3 статьи 1 настоящего Федерального закона, или в организации, указанные в пункте 5 настоящей статьи, с запросом о предоставлении государственной или муниципальной услуги, выраженным в устной, письменной или электронной форме (пункт 3 ст.2 Федерального закона N 210-ФЗ).
Таким образом, исходя из законодательного определения муниципальных услуг, хозяйственная деятельность, осуществляемая МАУ "Трансавто" по перевозке пассажиров, по удалению сточных вод, отходов, к муниципальным услугам не относится.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" предметом регулирования данного Федерального закона являются общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечение государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и создание условий для реализации права на образование (далее - отношения в сфере образования).
Согласно пункту 4 части 2 статьи 34 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" обучающимся, в качестве одной из мер социальной поддержки и стимулирования, предоставляется транспортное обеспечение в соответствии со статьей 40 данного Федерального закона.
Согласно части 1 статьи 40 транспортное обеспечение обучающихся включает в себя организацию их бесплатной перевозки до образовательных организаций и обратно в случаях, а также предоставление в соответствии с законодательством Российской Федерации мер социальной поддержки при проезде на общественном транспорте.
В силу п.3 ч.1 ст.17 Закона N 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями на создание муниципальных предприятий и учреждений, финансирование муниципальных учреждений, формирование и размещение муниципального заказа.
Из буквального толкования данной нормы права усматривается, что в полномочия органов местного самоуправления входит организация предоставления общедоступного и бесплатного общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, организация предоставления дополнительного образования детям. Реализуются указанные полномочия, в частности, путем создания муниципальных образовательных учреждений.
Как следует из приведенных норм, муниципальные автономные учреждения могут быть созданы муниципальным образованием исключительно в целях осуществления полномочий органов местного самоуправления.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся:
1) организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами);
2) организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации);
3) создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях;
4) создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций;
5) обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий;
6) учет детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, закрепление муниципальных образовательных организаций за конкретными территориями муниципального района, городского округа;
7) осуществление иных установленных настоящим Федеральным законом полномочий в сфере образования.
Исходя из изложенного централизованный подвоз учащихся к муниципальным общеобразовательным бюджетным учреждениям к полномочиям муниципального образования не отнесен, создание МАУ в сфере организации подвоза учащихся к муниципальным общеобразовательным бюджетным учреждениям, противоречит приведенным выше нормам Федерального закона "Об автономных учреждениях".
Автономное учреждение не может быть создано в целях выполнения работ, оказания услуг в сферах, не указанных в части 1 статьи 2 вышеуказанного закона.
Деятельность по транспортному обслуживанию населения (подвоз учащихся к муниципальным общеобразовательным бюджетным учреждениям), по удалению сточных вод, отходов, перевозке пассажиров является конкурентной в силу закона, и не может осуществляться автономным учреждением в рамках муниципального задания.
Организация транспортного обслуживания населения, удаление сточных вод (водоотведение), отходов в соответствии со ст.14 Федерального Закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" относится к вопросам местного значения.
Часть 2 статьи 18 Федерального закона N 131-ФЗ устанавливает, что финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации).
Учитывая, что создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района, организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов отнесены согласно статье 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения района, то потребности в товарах (работах, услугах) для их решения являются муниципальными нуждами.
Пунктом 1 статьи 54 Федерального закона N 131-ФЗ установлено, что закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Возложение посредством утверждения муниципального задания на автономное учреждение обязанностей по выполнению работ (услуг), относящихся к муниципальным нуждам, без осуществления процедуры размещения заказов путем проведения торгов нормами действующего законодательства не допускается.
Действующее законодательство не содержит каких-либо специальных требований к деятельности по предоставлению транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения, по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, равно как и требований к субъектам, которые должны их осуществлять, а муниципальное образование Емельяновский район не обладает правом по наделению (установлению) подведомственных ему автономных учреждений полномочиями на исключительное выполнение работ или оказание услуг в определенных сферах.
Создание МАУ "Трансавто" в целях, указанных в его уставе, создает необоснованные преимущественные условия такому учреждению в получении средств местного бюджета в рамках финансирования выполнения муниципального задания; создает ограничения неопределенному кругу лиц, которые могут претендовать на получение (способны конкурировать за право получения) средств местного бюджета при проведении публичных процедур на выполнение работ по удалению сточных вод, отходов, перевозке пассажиров что, как следствие, может ограничить, не допустить конкуренцию на соответствующих рынках выполнения работ, оказания услуг.
Таким образом, создание органом местного самоуправления автономного учреждения "Трансавто" не соответствуют ни Закону "Об образовании" ни Закону "Об автономных учреждениях", что привело к возможности недопущения конкуренции в сфере выполнения заказа на оказание услуг по организации подвоза обучающихся, вследствие ограничения выбора хозяйствующих субъектов, предоставляющих такие услуги, что создает необоснованное препятствование осуществления деятельности хозяйствующих субъектов и приводит или может привести к ограничению конкуренции, кроме того, приводит к нарушению гарантий, принципов, задач, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В частности, исключатся условия: поддержки конкуренции; расширения возможностей участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции; развития государственного и муниципального заказа, сокращения прямого участия органов местного самоуправления в хозяйственной деятельности.
Согласно статье 3 Закона о защите конкуренции настоящий Федеральный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции.
Статья 4 Федерального закона "О защите конкуренции" определяет конкуренцию как соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условиях обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Признаки ограничения конкуренции приведены в пункте 17 статьи 4 Федерального закона "О защите конкуренции", к числу которых относится сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным, осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Этот запрет распространяется на акты либо действия органа местного самоуправления, которые, ограничивая самостоятельность хозяйствующих субъектов либо создавая дискриминационные условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов.
Действия администрации Емельяновского района нарушают часть 1 статьи 15 ФЗ "О защите конкуренции", поскольку приводят к ограничению доступа хозяйствующих субъектов к выполнению работ (оказанию услуг) в целях удовлетворения муниципальных нужд на конкурентных рынках, создают необоснованные преимущественные условия деятельности для МАУ "Трансавто", исключают возможность финансирования данных работ посредством оплаты работ на основе муниципального контракта, заключенного по результатам публичных торгов.
Издание Постановления от 23.11.2010 года N 3845 о создании МАУ Емельяновского района Красноярского края "Трансавто" и наделение его полномочиями по подвозу учащихся привело к следующим последствиям: не размещается заказ в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о размещении заказов; не проводятся торги среди неограниченного круга лиц, которые могут являться участниками размещения заказа в соответствии со статьей 8 Закона о размещении заказов; ограничен доступ хозяйствующих субъектов на указанный выше рынок, создан безальтернативный порядок осуществления работ по подвозу учащихся и соответственно устранена конкуренция в указанной сфере.
Довод Администрации Емельяновского района о том, что "централизованный подвоз учащихся к муниципальным общеобразовательным учреждениям, осуществляемый МАУ "Трансавто", созданным муниципальным образованием Емельяновский район для оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сфере образования, не приводит к нарушению гарантий, принципов, задач, установленных Конституцией РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, и не создает необоснованных преимущественных условий деятельности для МАУ "Трансавто"", отклоняются Комиссией Красноярского УФАС России, как несостоятельный в правовом отношении (подвоз учащихся к муниципальным общеобразовательным учреждениям не является полномочием муниципального образования в сфере образования в соответствии со статьей 9 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации").
Довод администрации Емельяновского района Красноярского края о том, что "деятельность МАУ "Трансавто" приводится в соответствие с действующим законодательством путем исключения данного вида деятельности из перечня видов деятельности, осуществляемых МАУ "Трансавто", закрепленного в Уставе данного учреждения", принимается Комиссией во внимание и учитывается при вынесении настоящего решения ввиду следующего.
Администрацией Емельяновского района Красноярского края издано Постановление N 54 от 20.01.2014, которым исключены из приложения к Постановлению N 3845 от 23.11.2010 "О создании муниципального автономного учреждения Емельяновского района Красноярского края" пункты 2.2.2. и 2.4.3. (оказание услуг по удалению сточных вод и отходов), что является основанием для прекращения в этой части производства по делу в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 N 135 ФЗ "О защите конкуренции".
Учитывая вышеизложенные фактические и правовые обстоятельства, Комиссия приходит к выводу:
- о наличии в действиях Администрации Емельяновского района Красноярского края нарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15 ФЗ "О защите конкуренции", согласно которой федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), выразившегося в издании акта - Постановления N 3845 от 23.11.2010 "О создании муниципального автономного учреждения Емельяновского района Красноярского края", приложением к которому определены цели деятельности учреждения, не соответствующие ФЗ "Об автономных учреждениях", в частности: оказание услуг в рамках муниципального задания по перевозке пассажиров (учащихся) и вывоз твердых (жидких) отходов (п.2.2.2., 2.4.3., 2.2.1, 2.4.2., 2.4.1), что противоречит и создает необоснованные преимущественные условия деятельности МАУ "Трансавто" в сфере оказания услуг для удовлетворения муниципальных нужд (перевозка пассажиров (учащихся), оказание услуг по удалению сточных вод и отходов), влечет недопущение конкуренции за право оказания указанных услуг и получение средств муниципального бюджета иными хозяйствующими субъектами;
- о наличии оснований для прекращения производства по делу в отношении Администрации Емельяновского района в части наделения полномочиями МАУ "Транавто" в сфере оказания услуг по удалению сточных вод и отходов в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства (Постановление N 54 от 20.01.2014) в части исключения из приложения к Постановлению N 3845 от 23.11.2010 "О создании муниципального автономного учреждения Емельяновского района Красноярского края" пунктов 2.2.2. и 2.4.3. (оказание услуг по удалению сточных вод и отходов).
- о необходимости выдачи предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
Соответствующими действиями нарушен публичный порядок, обеспечивающий конкуренцию, а также ущемлены интересы других хозяйствующих субъектов (потенциальных участников), которые были ограничены в возможности участия в размещении заказа на выполнение работ по содержанию объектов благоустройства.
На основании изложенного Комиссия по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26 июля 2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", решила:
1. Признать Администрацию Емельяновского района Красноярского края нарушившей часть 1 статьи 15 ФЗ "О защите конкуренции", в части издания акта - Постановления N 3845 от 23.11.2010 "О создании муниципального автономного учреждения Емельяновского района Красноярского края", приложением к которому определены цели деятельности учреждения, не соответствующие ФЗ "Об автономных учреждениях", в частности: оказание услуг в рамках муниципального задания по перевозке пассажиров (учащихся) и вывоз твердых (жидких) отходов (п.2.2.2., 2.4.3., 2.2.1, 2.4.2., 2.4.1), что противоречит и создает необоснованные преимущественные условия деятельности МАУ "Трансавто" в сфере оказания услуг для удовлетворения муниципальных нужд (перевозка пассажиров (учащихся), оказание услуг по удалению сточных вод и отходов), влечет недопущение конкуренции за право оказания указанных услуг и получение средств муниципального бюджета иными хозяйствующими субъектами.
2. В связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства (Постановление N 54 от 20.01.2014) в части исключения из приложения к Постановлению N 3845 от 23.11.2010 "О создании муниципального автономного учреждения Емельяновского района Красноярского края" пунктов 2.2.2. и 2.4.3. (оказание услуг по удалению сточных вод и отходов) на основании пункта 1 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 N 135 ФЗ "О защите конкуренции" производство по делу N 461-15-13 в этой части (оказание услуг по удалению сточных вод и отходов) прекратить.
3. В целях защиты гражданских прав, публичного порядка, восстановления положения, существовавшего до нарушения антимонопольного законодательства, выдать Администрации Емельяновского района Красноярского края предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, с этой целью Администрации Емельяновского района Красноярского края надлежит:
принять меры, направленные на приведение в соответствие с требованиями действующего законодательства (Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях", Федерального закона от 27 июля 2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", Федерального Закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации") Постановления N 3845 от 23.11.2010 "О создании муниципального автономного учреждения Емельяновского района Красноярского края" (Устав МАУ Емельяновского района "Трансавто") в части исключения пунктов, противоречащих ФЗ "Об автономных учреждениях", предусматривающих оказание услуг МАУ Емельяновского района "Трансавто" для удовлетворения муниципальных нужд (п.2.4.1., 2.2.1., 2.4.2 приложения к Постановлению N 3845 от 23.11.2010).
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев с момента вынесения решения.
Председатель Комиссии |
Е.Л.Лужбин |
Члены Комиссии |
Ю.В.Фомушкина |
|
М.А.Дударева |
Предписание Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 8 мая 2014 г. N 461-15-13
Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии - Лужбин Е.Л., заместитель руководителя управления, члены комиссии: Фомушкина Ю.В., начальник отдела контроля органов власти; Дударева М.А., заместитель начальника отдела контроля органов власти, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения от 08 мая 2014 года по делу N 461-15-13 о нарушении Администрацией Емельяновского района Красноярского края части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", предписывает:
Администрации Емельяновского района Красноярского края в срок до 01.07.2014 прекратить нарушение антимонопольного законодательства, с этой целью Администрации Емельяновского района Красноярского края надлежит:
- принять меры, направленные на приведение в соответствие с требованиями действующего законодательства (Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях", Федерального закона от 27 июля 2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", Федерального Закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации") Постановления N 3845 от 23.11.2010 "О создании муниципального автономного учреждения Емельяновского района Красноярского края" (Устав МАУ Емельяновского района "Трансавто") в части исключения пунктов, противоречащих ФЗ "Об автономных учреждениях", предусматривающих оказание услуг МАУ Емельяновского района "Трансавто" для удовлетворения муниципальных нужд (п.2.4.1., 2.2.1., 2.4.2 приложения к Постановлению N 3845 от 23.11.2010).
Об исполнении настоящего предписания сообщить в адрес Красноярского УФАС России в течение 5 дней по истечении установленного срока исполнения предписания.
Председатель Комиссии |
Е.Л.Лужбин |
Члены Комиссии: |
Ю.В.Фомушкина |
|
М.А.Дударева |
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 8 мая 2014 г. N 461-15-13
Текст решения официально опубликован не был