Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 2. Характеристика текущего состояния отрасли сельского хозяйства в Канском районе
Агропромышленный комплекс и его базовая отрасль - сельское хозяйство являются ведущими системообразующими сферами экономики района, формирующими агропродовольственный рынок, трудовой и поселенческий потенциал сельских территорий. Муниципальная программа "Развитие сельского хозяйства в Канском районе на 2015-2017 гг." (далее - муниципальная программа) определяет цели, задачи, финансовое обеспечение и механизм реализации предусмотренных мероприятий, показатели их результативности.
На территории района находится:
- 4 закрытых акционерных общества
- 4 открытых акционерных обществ
- 1 обществ с ограниченной ответственностью
- 2 сельскохозяйственных производственных кооперативов
- 1 сельскохозяйственных производственных перерабатывающий кооперативов
- 2 крестьянских фермерских хозяйств
- 16 индивидуальных предпринимателей, глава К(Ф)Х
- 7 индивидуальных предпринимателей
- 5 крестьянских хозяйств
2.1. Анализ отрасли сельского хозяйства и динамика изменений
Объем производства валовой сельскохозяйственной продукции предприятиями всех форм собственности составил в 2013 г 3 325 848 тыс. руб.. или 106,9 % в сопоставимой оценке к уровню 2012 года. В 2013 году произведено продукции растениеводства 1 500 686 тыс. руб. или 123 % всего объема валовой продукции сельского хозяйства; продукции животноводства 1 825 162 тыс. руб. или 97,1 процент.
Структура производства продукции сельского хозяйства по категориям хозяйств в 2013 году(в фактически действующих ценах, процентах):
сельскохозяйственные организации - 57,3 %
хозяйства населения - 39,8 %
крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели - 2,9 %
Индекс физического объема производства продукции в сельскохозяйственных организациях составил 107,3 %.
Структура производства основных продуктов растениеводства и животноводства по категориям хозяйств.
Наименование |
Ед. изм. |
Сельскохозяйственные организации |
Хозяйства населения |
Крестьянские хозяйства |
Итого |
||||||||
2011 г |
2012 г |
2013 г |
2011 г |
2012 г |
2013 |
2011 г |
2012 г |
2013 г |
2011 г |
2012 г |
2013 г |
||
Зерно |
тн. |
99556,1 |
64517,2 |
111594,9 |
72 |
66,7 |
75,8 |
8231 |
7948 |
16980,6 |
107859,1 |
72531,9 |
128651,3 |
Картофель |
тн |
144,8 |
82 |
557,3 |
49402,9 |
45341 |
43167,1 |
10 |
15,2 |
7,2 |
49557,7 |
45438,7 |
43731,6 |
Овощи |
тн |
270 |
120 |
225 |
3598,5 |
3491 |
3156,3 |
38 |
5,5 |
3,9 |
3906,5 |
3616,5 |
3385,2 |
Скот и птица на убой (в убойном весе) |
тн |
4018 |
4054 |
3690,7 |
4330 |
4429 |
4507 |
12 |
55 |
33,3 |
8360 |
8538 |
8231 |
Молоко |
тн |
48362 |
50577 |
48662,3 |
16460 |
16285 |
15982 |
78 |
176 |
76,7 |
64900 |
67038 |
64721 |
Яйцо |
тыс.шт. |
5704 |
6419 |
6257 |
4024 |
4052 |
3983 |
52 |
9 |
9,0 |
9780 |
10480 |
10249 |
На долю сельскохозяйственных организаций приходится 86,7 % производства зерна, скота и птицы на убой - 44,84 %, молока - 75,19 %, яиц- 61,1 %
Производством овощей и картофеля, в основном, занимаются в хозяйствах населения.
Основу сельскохозяйственного производства составляют земельные, трудовые и материально- технические ресурсы
Земельные ресурсы.
Площадь сельхозугодий, используемых землепользователями, занимающимися сельскохозяйственным производством на 01.01.14 г. составила 191012 га: из них пашни 126754 га
Трудовые ресурсы
По данным годовой отчетности в сельскохозяйственных организациях в отчетном году количество работающих сократилось к уровню 2012 года на 226 человека (или 7,0 %) и составило 3028 человека, в том числе в сельскохозяйственном производстве было занято 2711 человек, что соответственно ниже показателя предыдущего года на 195 человек. В 2013 году сократили среднегодовую численность все хозяйства.
Существует множество причин, напрямую или косвенно влияющих на сложившуюся ситуацию. Их можно подразделить на экономические (заработная плата, премии, льготы, устойчивое развитие предприятия) и социальные (создание и наличие жилищных, бытовых условий, существующая дорогостоящая инфраструктура)
Один из главных факторов - низкий уровень заработной платы и темп ее роста.
Среднемесячная заработная плата работников, занятых в сельскохозяйственном производстве (по данным сводного годового отчета), в 2013 году увеличилась к уровню предыдущего года на 20,1 % и составила 13406 рублей.
Среднемесячная заработная плата 1 работника
(по данным годового отчета)
(рублей)
Наименование |
2011 г |
2012 г |
2013 |
Среднемесячная заработная плата работников, занятых в с/х производстве |
10110 |
11163 |
13406 |
Трактористы - машинисты |
11527 |
11547 |
14202 |
Операторы машинного доения |
10012 |
13555 |
12567 |
Скотники крупного рогатого скота |
9563 |
12969 |
11777 |
Работники птицеводства |
8926 |
10000 |
10721 |
Просроченной задолженности по заработной плате в сельскохозяйственных организациях нет.
Материально-технические ресурсы
Наличие техники в сельскохозяйственных организациях
наименование |
На 01.01.13 г |
На 01.01.14 г |
Тракторы |
520 |
521 |
Сеялки и посевные комплексы |
196 |
195 |
Комбайны - всего |
217 |
220 |
в т.ч. кормоуборочные, кормозаготовительные |
63 |
62 |
зерноуборочные |
154 |
158 |
На 01.01.14 года за пределами амортизационного срока находится 76 % тракторов, 37 % зерноуборочных комбайнов, 53 % кормоуборочных комбайнов Данное состояние машина-тракторного парка требует повышенных затрат на поддержание его в работоспособном состоянии.
Коэффициенты обновления сельскохозяйственной техники (%)
|
2011 год |
2012 год |
2013 год |
Тракторы |
5,0 |
1,1 |
2,9 |
Комбайны зерноуборочные |
2 |
6,5 |
8,2 |
Комбайны кормоуборочные |
21 |
6,3 |
6,5 |
Материально-технические ресурсы
Наличие техники в сельскохозяйственных организациях
Наименование |
На 01.01.12 г |
На 01.01.13 г |
На 01.01.14 г |
Тракторы |
539 |
520 |
521 |
Сеялки и посевные комплексы |
188 |
196 |
195 |
Комбайны - всего |
233 |
217 |
220 |
в т.ч. кормоуборочные, кормозаготовительные |
57 |
63 |
62 |
зерноуборочные |
176 |
154 |
158 |
Приобретение энергонасыщенных машин, многооперационных, ресурсосберегающих, почвообрабатывающих и посевных комплексов обеспечивает сокращение потребности:
- горюче-смазочных веществ до 20 %
- сократить потребность в технике и механизаторских кадрах
- сократить сроки проведение полевых работ
- снизить потери зерна при уборке зерновых культур
В 2013 году по ресурсосберегающей технологии было обработано почвы и посеяно сельскохозяйственных культур на площади 60215 га (83,2 %).
В 2013 году за счет государственной поддержки, кредитов и собственных средств хозяйства района приобрели: тракторов -15, зерноуборочных комбайнов - 4, кормоуборочных комбайнов - 13.
В целом хозяйства района приобрели техники на 175 530 866 рублей.
Состояние основных отраслей сельскохозяйственного производства:
В растениеводстве: Валовой сбор зерна в 2013 году составил 128651,3т. зерновых и зернобобовых культур, урожайность (площадь посева- 53633 га)- 24 ц/га., в том числе:
- по общественным организациям валовый сбор зерна в амбарном весе составил 111594,9 т. (89 %) от общего объема производства зерновых и зернобобовых культур, урожайность-23,9 ц/га., валовой сбор зерна в бункерном весе в 2013 году рекордный и составил 135808 тн., средняя урожайность - 29,2 ц/га.
- по КФХ получено зерна-16980,6т., урожайность (площадь посева-6825 га) - 24,9 ц/га. валовой сбор зерна в бункерном весе в 2013 году составил 18460 тн., средняя урожайность - 26,0 ц/га.
Наивысшая урожайность зерна 2013 году в ОАО Племзавод "Красный Маяк"- 27,9ц/га.
2013 г. посевные площади зерновых культур к уровню 2012 года увеличились на 5,5 %,
Обеспеченность готовой земли под посев 2014 года составил-98 %. Закуплено элитных семян - 514 тонн.
Посеяно сортовыми и кондиционными семенами- 100 % Предотвращение выбытия из сельскохозяйственного оборота будет ежегодно происходить за счет распашки залежных земель в хозяйствах: - ОАО "Новотаежное", ОАО "Тайнинское", ОАО "Канская сортоиспытательная станция" и других хозяйствах.
Переход на менее трудоемкие ресурсосберегающие технологии возделывания сельскохозяйственных культур, приобретение новых энерго-насыщенных машин, многооперационных ресурсосберегающих почвообрабатывающих и посевных комплексов позволит обеспечить сокращение потребности в горюче-смазочных материалах, снизить нагрузки на работающую технику, сократить сроки уборки на 10-14 дней, повысить урожайность зерновых культур и снизить затраты на производство.
В районе применены минеральные удобрения - 1147 тонн действующего вещества, что позволит увеличить урожайность и качество сельскохозяйственных культур.
В связи с государственной поддержкой сельского хозяйства и заинтересованностью хозяйств в получении высокой урожайности зерновых культур будет возрастать потребность в элитных семенах.
Производством овощей в районе занимается ООО "Филимоновская овощная компания" на их долю приходится - 7,3 % от валового сбора овощей.
Производством картофеля в районе занимаются в подсобных хозяйствах населения, от общего производства приходится 98,7 %
В животноводстве: В 2013 году в общественном секторе поголовье крупного рогатого скота стабилизировалось, в личных хозяйствах населения поголовье КРС уменьшилось
Поголовье крупного рогатого скота в крупных и средних организациях района на 01.01.14 г 28251 голов (100,5 % к 01.01.13 г), из него коровы 9907 голов (101,2 % к 01.01.13 г).
Валовой надой молока в 2013 г - 64721 т., в т.ч.:
- В общественном секторе - 48662,3 тн. (75,2 %);
- Хозяйства населения - 15982 тн. (24,7 %);
- КФХ - 76,7 т. (0,1 %).
Производство скота и птицы на убой (в живом весе) в 2013 г- 8231,0 тн.,
в т.ч.:
- В общественном секторе - 3690,7 тн. (44,84 %);
- Хозяйства населения - 4507 тн (54,68 %);
- КФХ - 33,3 т. (0,48 %).
Идет стабильный рост продуктивности на 1 фуражную корову - средний надой молока на 1 ф. корову в сельскохозяйственных организациях составил в 2013 г. 4975 кг., что на 299 кг. превышает уровень надоя по краю.
Резервом для увеличения валового производства молока в районе является улучшение генетического потенциала животных, улучшения качества кормовой базы с применением новых технологий кормозаготовки, использование зеленого конвейера в течение всего пастбищного периода, применение кормосмесителей для улучшения поедаемости и балансировки рациона для животных. Отдельные виды господдержки молочного скотоводства в последние годы лишь позволяют сдерживать углубление кризиса, но размер их недостаточен для воспроизводственных процессов в отрасли. В связи с этим, в целях увеличения производства молока и выравнивания сезонности его производства, а также повышения инвестиционной привлекательности молочного скотоводства необходимо осуществлять субсидирование производства 1 литра товарного молока при условии сохранения поголовья коров. На решение всех производственных задач влияет основной фактор - человеческий фактор, поэтому целью муниципальной программы является развитие сельских территорий, рост занятости и уровня жизни сельского населения.
2.2. Постановка общерайонной проблемы и обоснование необходимости разработки программы
Перечень проблем обеспечения поступательного экономического развития аграрного промышленного комплекса сохраняется. Мировой финансовый и экономический кризис, начавшийся в 2008 г., а также жестокая засуха в 2012 г., охватившая хозяйства Канского района, негативно отразились на инвестиционном климате в агропромышленном комплексе, динамике развития сельскохозяйственного производства и социальной сферы.
На территории Канского района находятся предприятия, занятые производством сельскохозяйственной продукции, состоящие на самостоятельном балансе 42 единиц, в том числе предприятия, занятые производством сельскохозяйственной продукции, состоящие на самостоятельном балансе с организационной формой - крестьянские (фермерские) хозяйства, индивидуальные предприятия - 31 единиц.
К отдельным государственным полномочиям по решению вопросов поддержки сельскохозяйственного производства, передаваемым органам местного самоуправления, относятся:
а) разработка текущих и среднесрочных планов развития муниципального района в сфере агропромышленного комплекса;
б) осуществление контроля за соблюдением субъектами агропромышленного комплекса края условий, установленных при предоставлении средств государственной поддержки, в части исполнения обязанности по соблюдению основных требований технологий производства и переработки сельскохозяйственной продукции, предусмотренной соглашением о предоставлении государственной поддержки;
в) создание и организация функционирования информационно-консультационной службы агропромышленного комплекса края на территории муниципального района;
г) сбор производственных, финансово-экономических и ценовых показателей деятельности субъектов агропромышленного комплекса муниципального района;
д) сбор, проверка комплектности и правильности оформления документов, предоставляемых субъектами агропромышленного комплекса, претендующими на получение государственной поддержки;
е) контроль за эффективным использованием денежных средств, направляемых из краевого бюджета в качестве государственной поддержки субъектов агропромышленного комплекса края;
Для совершенствования системы информационного обеспечения агропромышленного комплекса района с целью ускорения модернизации и инновационного развития отрасли необходимо обеспечение реализации мероприятий муниципальной программы на основе эффективной деятельности отдела сельского хозяйства администрации Канского района Красноярского края, обеспечение выполнения надлежащим образом отдельных государственных полномочий по решению вопросов поддержки сельскохозяйственного производства.
На производстве первостепенную роль играет человеческий фактор.
Работодатели - организации агропромышленного комплекса и социальной сферы сельской местности района не могут предоставить жилье для проживания молодым семьям и молодым специалистам, желающим работать в этих организациях и нуждающихся в жилье, так как не имеют своего жилищного фонда.
Жилищный фонд на "вторичном" рынке жилья, в основном, изношен и в большинстве своем не соответствует предъявляемым требованиям санитарно-технических норм.
Для привлечения квалифицированных кадров необходимо повышение привлекательности села через развитие жилищного строительства, развитие инженерной и социальной инфраструктуры села. Низкая заработная плата работников занятых в сельскохозяйственном производстве, плохие условия труда, очень высокая плата за услуги ЖКХ. Ограниченный доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к рынку в условиях несовершенства его инфраструктуры, возрастающей монополизации торговых сетей, слабого развития кооперации в сфере производства и реализации сельскохозяйственной продукции;
Медленные темпы социального развития сельских территорий, сокращение занятости сельских жителей при слабом развитии альтернативных видов деятельности, низкая общественная оценка сельскохозяйственного труда, недостаточное ресурсное обеспечение на всех уровнях финансирования
Проблема кадрового обеспечения: дефицит квалифицированных кадров, вызванный низким уровнем и качеством жизни в сельской местности. В сельском хозяйстве в Канском районе на 1 января 2014 года работало всего 3028 человек, руководителей и специалистов 477, и 2551 рабочих.
Ежегодно численность работников сельского хозяйства уменьшается примерно на 100 - 150 человек.
Из 14 руководителей - 10 имеют высшее специальное образование. Повышают квалификацию в институте переподготовки кадров АПК.
В хозяйствах района по штатному расписанию главных специалистов всех отраслей требуется 69 человек, фактически работает 67, дефицит - 2 человек. Из них имеют высшее образование всего 39 человека (58 %), среднее 18 чел. Также отмечается, что в должности главного специалиста работают 27 женщин (49 %). И всего 7 специалистов имеют возраст моложе 30 лет, а вот старше 55 лет - 9 человек. По специалистам среднего звена - из 340, по штатному расписанию, в сельскохозяйственных предприятиях района работает 329 человек (недостаток 11), 77,8 % женщины (256 человек). Всего 33 специалиста имеют высшее образование, 152 - среднее. По возрасту: 59 человек (17,9 %) - это молодежь до 30 лет.
Механизаторы в возрасте старше 60 лет - 4,5 %, в животноводстве работающих пенсионеров - 6,2 %, высокая текучесть кадров. За год уволилось 443 человека, принято на работу 398 человек.
Обеспечение доступным жильем молодых семей и молодых специалистов, проживающих и работающих в сельской местности, является одним из приоритетов государственной политики.
Уровень доходов большинства молодых семей и молодых специалистов, работающих в организациях агропромышленного комплекса и социальной сферы на селе, не позволяет им решить проблему обеспечения жильем самостоятельно, даже с привлечением кредитных ресурсов.
В сложившихся условиях, ввиду ограниченности предложений и высокой стоимости, делает жилье недоступным для большинства молодых семей и молодых специалистов, работающих в организациях агропромышленного комплекса и социальной сферы сельской местности района.
Недостаток молодых специалистов, имеющих высокий уровень профессиональной подготовки, негативно сказывается на количественном и качественном составе кадров сельскохозяйственного производства и социальной сферы.
В сложившейся ситуации для формирования базовых условий социального комфорта для граждан, проживающих и работающих в сельской местности, формирования и закрепления на селе кадрового потенциала из наиболее активной части населения - молодых семей и молодых специалистов, преодоления дефицита в квалифицированных специалистах в агропромышленном комплексе и социальной сфере сельской местности района, необходимо осуществление мер государственной поддержки в виде программных мероприятий, направленных на создание условий по обеспечению молодых семей и молодых специалистов доступным жильем в сельской местности.
Механизм реализации подпрограммы базируется на принципах социального партнерства участников подпрограммы, органов местного самоуправления района, органов исполнительной власти Красноярского края. При этом требуются четкие разграничения полномочий и ответственности за реализацию мероприятий подпрограммы.
Преобладание в структуре сельского населения пожилых людей, распространение алкоголизма и других проявлений асоциального поведения ставят под угрозу формирование трудового потенциала, адекватного новым требованиям, пагубно отражаются на перспективах развития сельской экономики района.
На территории Канского района имеются участки произрастания дикорастущей конопли.
Формирование в обществе негативного отношения к незаконному потреблению наркотических средств, злоупотреблению алкоголя, табакокурения через формирование социально - позитивного стандарта жизни человека.
На территории Канского района в 2013 году выполнены работы по уничтожению очагов дикорастущей конопли с применением гербицидов по следующим сельским поселениям:
Сотниковский сельский совет - 8 га
Большеуринский сельский совет - 18 га
Астафьевский сельский совет - 4 га
Мокрушинский сельский совет - 8 га
Анцирский сельский совет - 8 га
Всего по району - 46 га
В 2014 году работы по уничтожению очагов дикорастущей конопли с применением гербицидов выполнены по сельским поселениям:
Большеуринский сельский совет - 21 га
Астафьевский сельский совет - 4 га
Георгиевский - 6 га
Мокрушинский сельский совет - 15 га
Всего по району - 46 га
По данным Красноярского наркологического диспансера, территория г.Канска и Канского района относится к первой группе, т. е зоне повышенного риска и высокой наркологической не благополучности.
Программно-целевой подход при решении этих проблем позволит в рамках реализации механизмов программы взаимно увязать ожидаемые результаты, исполнителей, сроки, объемы и источники финансирования
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.