Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Правительства Красноярского края от 7 октября 2016 г. N 500-П настоящее Приложение изложено в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2017 г., но не ранее дня, следующего за днем официального опубликования названного Постановления
Приложение
к Постановлению Правительства Красноярского края
от 30 сентября 2014 г. N 442-П
Государственная программа
Красноярского края "Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов Красноярского края"
20 мая, 2 июня, 1 октября, 28 декабря 2015 г., 5 июля, 7 октября 2016 г., 20 июня 2017 г.
Постановлением Правительства Красноярского края от 20 июня 2017 г. N 351-П в раздел 1 настоящего Приложения внесены изменения
1. Паспорт государственной программы
Наименование государственной программы |
"Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов Красноярского края" (далее - государственная программа) |
Основания для разработки государственной программы |
статья 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации; постановление Правительства Красноярского края от 01.08.2013 N 374-п "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке государственных программ Красноярского края, их формировании и реализации"; распоряжение Правительства Красноярского края от 09.08.2013 N 559-р |
Ответственный исполнитель государственной программы |
агентство молодежной политики и реализации программ общественного развития Красноярского края (далее - Агентство) |
Соисполнители государственной программы |
министерство культуры Красноярского края |
Перечень подпрограмм и отдельных мероприятий государственной программы |
1. "Формирование общероссийской идентичности"; 2. "Сохранение и развитие русского этноса и российского казачества"; 3. "Сохранение и развитие этнокультурных традиций"; 4. "Противодействие этническому радикализму и экстремизму, мигрантофобии" |
Цель государственной программы |
укрепление гражданского единства и гармонизация межнациональных и межконфессиональных отношений в Красноярском крае |
Задачи государственной программы |
1. Содействие укреплению единой российской гражданской нации. 2. Развитие духовных и культурных традиций русского народа на территории Красноярского края и поддержка российского казачества Красноярского края. 3. Развитие этнокультурного многообразия народов, проживающих на территории Красноярского края. 4. Выявление формирующихся конфликтов в сфере межнациональных и миграционных отношений, их предупреждение и ликвидация последствий |
Этапы и сроки реализации государственной программы |
2015-2030 годы, этапы реализации государственной программы не выделяются |
Перечень целевых показателей государственной программы с указанием планируемых к достижению значений в результате реализации государственной программы |
перечень целевых показателей программы с указанием планируемых к достижению значений в результате реализации программы приведен в приложении N 1 к паспорту государственной программы |
Информация по ресурсному обеспечению государственной программы |
объем финансирования государственной программы составляет 434 951,5 тыс. рублей, в том числе по годам: из средств федерального бюджета: 38 192,4 тыс. рублей, в том числе: 2016 год - 29 076,4 тыс. рублей; 2017 год - 9 116,0 тыс. рублей; из средств краевого бюджета: 396 945,5 тыс. рублей, в том числе: 2015 год - 82 417,1 тыс. рублей; 2016 год - 76 610,1 тыс. рублей; 2017 год - 80 577,3 тыс. рублей; 2018 год - 78 577,3 тыс. рублей; 2019 год - 78 577,3 тыс. рублей |
Постановлением Правительства Красноярского края от 20 июня 2017 г. N 351-П настоящее Приложение изложено в новой редакции
Приложение
к Паспорту государственной программы
"Укрепление единства российской нации
и этнокультурное развитие народов
Красноярского края"
Перечень
целевых показателей государственной программы Красноярского края
"Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов Красноярского края"
с указанием планируемых к достижению значений в результате реализации программы
2 июня, 1 октября 2015 г., 5 июля, 7 октября 2016 г., 20 июня 2017 г.
N п/п |
Цели, целевые показатели государственной программы Красноярского края |
Единица измерения |
Год, |
Годы реализации программы |
|||||||
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
Годы до конца реализации государственной программы Красноярского края в пятилетнем интервале |
||||||
2014 год |
2020 год |
2025 год |
2030 год |
||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
1 |
Цель - укрепление гражданского единства и гармонизация межнациональных и межконфессиональных отношений в Красноярском крае |
||||||||||
1.1 |
Доля жителей Красноярского края, положительно оценивающих принадлежность к общероссийской гражданской нации |
% прироста |
0,0 |
0,0 |
1,5 |
1,2 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1.2 |
Уровень толерантного отношения к представителям другой национальности |
% прироста |
0,0 |
0,0 |
4,6 |
1,2 |
1,3 |
1,3 |
1,3 |
1,3 |
1,0 |
1.3 |
Доля граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных отношений в Красноярском крае, в общем количестве жителей Красноярского края |
% |
56,8 |
65,0 |
68,5 |
61,0 |
62,5 |
63,0 |
63,8 |
65,0 |
66,3 |
2. Характеристика текущего состояния в сфере укрепления единства
российской нации и этнокультурного развития народов Красноярского края
с указанием основных показателей социально-экономического развития Красноярского края
Красноярский край является одним из крупнейших многонациональных и поликонфессиональных регионов России. На его территории проживают представители 159 национальностей (2002 г. - 137, 1989 г. - 124). Большинство из них на протяжении многих веков жили в мире и согласии, совместно осваивали огромные территории на берегах Енисея, внося посильный вклад в историю Красноярского края, в развитие его экономики, культуры, науки, спорта и общественно-политических процессов.
Изменения, произошедшие с начала 1990-х годов во всех сферах жизнедеятельности России, потребовали от властей новых подходов в реализации государственной национальной политики с учетом региональных особенностей.
На федеральном уровне были приняты такие важные документы, как Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях", Федеральный закон от 17.06.1996 N 74-ФЗ "О национально-культурной автономии", Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Федеральный закон от 30.04.1999 N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации", Закон Российской Федерации от 25.10.1991 N 1807-1 "О языках народов Российской Федерации", Указ Президента Российской Федерации от 19.12.2012 N 1666 "О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года", а также иные нормативные правовые акты по вопросам этнокультурного развития народов России, возрождения и развития казачества, защиты прав коренных малочисленных народов и национальных меньшинств.
В Красноярском крае за этот период были приняты такие стратегически важные документы, как Концепция региональной национальной политики Красноярского края (утверждена постановлением Законодательного Собрания Красноярского края от 21.01.1999 N 5-263П), Концепция устойчивого развития коренных малочисленных народов Красноярского края на 2010-2015 годы (утверждена распоряжением Правительства Красноярского края от 06.07.2010 N 602-р), Основные направления стратегии культурной политики Красноярского края на 2009-2020 годы (утверждены постановлением Правительства Красноярского края от 20.01.2009 N 24-п), а также иные нормативные правовые акты в отношении коренных малочисленных народов Севера (далее - КМНС) и российского казачества.
В то же время результаты социологических опросов населения о межнациональных отношениях в субъектах Российской Федерации, проведенных в феврале 2014 года, свидетельствуют о нарастании негативных тенденций и ксенофобских настроений в общественном мнении жителей Красноярского края. Причем многие показатели по краю оказались хуже в сравнении с другими регионами Сибирского федерального округа (далее - СФО).
Так, удельный вес жителей Красноярского края, дающих негативную оценку межнациональным отношениям в своем регионе на протяжении последнего года, составил 25,3% (последнее рейтинговое место в СФО). Для сравнения, в Кемеровской области данный показатель составил 20,8%, Иркутской и Томской областях - по 15,0%, Новосибирской области - 13,8%, Омской - 7,8%, в среднем по СФО - 12,8%.
Более 28,8% населения Красноярского края считают, что в населенном пункте их проживания возможен серьезный конфликт на национальной почве. В большинстве регионов СФО этот показатель значительно лучше: в Омской области - 9,3%, Новосибирской области - 13,1%, Кемеровской и Иркутской областях - 22,4%; в среднем по СФО - 17,9%.
Данная тревожная ситуация стала следствием объективных общероссийских тенденций, а также региональных особенностей Красноярского края.
Во-первых, в Красноярском крае ускоренными темпами происходит изменение традиционной, сложившейся на протяжении XIX-XX столетий межнациональной палитры. За последнюю четверть века численность старожильческих, адаптированных к местным условиям народов (украинцы, белорусы, татары, чуваши, немцы, мордва и другие) уменьшилась в 1,4-2 раза. Причина - снижение демографического прироста, миграционная убыль и ассимиляция. Напротив, за этот же период в 1,5-3,5 раза увеличили свою численность в крае народы Кавказа, Центральной и Юго-Восточной Азии, как по причине усиленной рождаемости, так и вследствие миграционного прироста.
Во-вторых, Красноярский край является чрезвычайно привлекательным для трудовой миграции. В условиях дефицита местных трудовых ресурсов, а также относительно высокого на фоне России прожиточного уровня экономика Красноярского края привлекает десятки тысяч мигрантов, слабо подверженных интеграционным и адаптационным процессам. На территории Красноярского края ежегодно регистрируется порядка 170-180 тыс. иностранных граждан, абсолютное большинство из которых прибыло на заработки из кавказских и среднеазиатских регионов. Они предпочитают селиться в крупных городах, в результате чего в г. Красноярске уже отчетливо проявляется анклавность их расселения. А это вызывает крайне негативную интолерантную реакцию местных жителей, выливающуюся в откровенную мигрантофобию.
Следует учитывать, что в миграционном вопросе национальный аспект тесно переплетается с религиозным, так как большинство трудовых мигрантов прибывает из мусульманских стран с ортодоксальными, нетипичными для России направлениями ислама. Из 159 национальностей, проживающих в Красноярском крае, 44 придерживаются исламской религии или культуры.
В-третьих, разогрев интолерантного общественного мнения по национальному вопросу происходит из-за некорректного его освещения в центральных и местных СМИ. Красноярские телеканалы и газеты, являющиеся в своей массе частными СМИ, в интересах поддержания своего рейтинга нередко публикуют скандальные материалы. Большое количество позитивных, культурно-просветительских событий и акций, проводимых национальными общественными объединениями, практически не находят отражения в краевых СМИ.
Между тем, как показывают социологические исследования Красноярского края, доминирующую роль в формировании общественного мнения по национальной проблематике оказывают электронные СМИ - телевидение, а для молодежи - Интернет и социальные сети.
В-четвертых, в деле воспитания толерантных и интернациональных установок среди детей и молодежи существенно снизилась роль таких традиционных общественных институтов, как семья и школа. Между тем именно молодежная среда подвержена более всего влиянию национального и религиозного радикализма и экстремизма. Социологические срезы свидетельствуют, что среди школьников старших классов и особенно учащихся технических лицеев Красноярского края очень развита ксенофобия в отношении мигрантов.
Таким образом, в сфере межнациональных отношений на территории Красноярского края имеются следующие угрозы:
слабое общероссийское гражданское самосознание (общероссийская гражданская идентичность) при все большей значимости этнической и религиозной самоидентификации;
рост националистических и радикальных настроений в среде различных этнических общностей, с одной стороны, и в среде русского большинства, с другой стороны;
рост числа внешних трудовых мигрантов и их низкая социокультурная адаптация к условиям принимающего сообщества;
недостаточная координация усилий государственных органов и институтов гражданского общества по использованию имеющихся ресурсов в целях достижения гармонизации межнациональных отношений, укрепления гражданского единства многонационального народа Российской Федерации (российской нации);
сохранение неудовлетворенности среди отдельных народов уровнем обеспечения их культурно-языковых прав;
усиление негативного влияния внутренней миграции на состояние межэтнических и межрелигиозных отношений в регионе;
снижение защитных мер в отношении уникального этнокультурного многообразия народов края;
политизация религиозного и этнического факторов;
усложнение религиозно-политической ситуации, в том числе по причине попыток извне радикализировать часть религиозного сообщества.
Все это в конечном итоге свидетельствуют о необходимости системных мер гуманитарного, информационного, просветительского, государственного и общественного характера.
Поскольку в последние годы поддержка за счет средств федерального и краевого бюджетов реализации национальной политики на территории Красноярского края носила фрагментарный характер, а средства были сосредоточены на небольших в численном отношении группах (КМНС, российские немцы, отдельные группы национальных меньшинств), существуют риски, связанные с возможными ошибками в выборе приоритетных, социально значимых проектов и мероприятий, недостаточной оценкой бюджетных средств, необходимых для достижения поставленных целей, незначительным объемом финансирования, а также с недостаточным учетом инерционности показателей, характеризующих результаты реализации государственной программы.
Правовые риски могут быть связаны с изменением нормативных правовых актов как федеральных, так и краевых, по вопросам, относящимся к сфере реализации государственной программы.
Возможны также риски, связанные с такими особенностями этнокультурной сферы, как устойчивость национальных и религиозных традиций. Это ведет к отложенному по времени социальному эффекту по таким показателям, как рост толерантности, изменение ценностных ориентаций и норм поведения людей, снижение прямого и косвенного экономического ущерба от межнациональной и межконфессиональной напряженности и конфликтов, улучшение этнокультурного и социального самочувствия старожильческих народов России, адаптация и интеграция мигрантов, повышение эффективности использования этнокультурного потенциала края и инвестиционной привлекательности региона.
В целях управления указанными рисками в процессе реализации государственной программы предусматривается:
мониторинг и оценка эффективности реализации государственной программы в отчетном периоде, учет результатов мониторинга при распределении или изменении объемов финансирования в очередном финансовом году;
осуществление внутреннего контроля исполнения мероприятий государственной программы;
перераспределение объемов финансирования государственной программы в зависимости от складывающейся ситуации в сфере укрепления гражданского единства и гармонизации межнациональных отношений.
3. Приоритеты и цели социально-экономического развития
в сфере укрепления единства российской нации
и этнокультурного развития народов Красноярского края,
описание основных целей и задач государственной программы,
тенденции развития соответствующей сферы
Целью государственной программы является укрепление гражданского единства и гармонизация межнациональных и межконфессиональных отношений в Красноярском крае.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
содействие укреплению единой российской гражданской нации;
развитие духовных и культурных традиций русского народа на территории Красноярского края и поддержка российского казачества Красноярского края;
развитие этнокультурного многообразия народов, проживающих на территории Красноярского края;
выявление формирующихся конфликтов в сфере межнациональных и миграционных отношений, их предупреждение и ликвидация последствий.
Цель и задачи государственной программы соответствуют приоритетным задачам развития Российской Федерации, которые определены Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р), Стратегией государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 19.12.2012 N 1666), Стратегией национальной безопасности Российской Федерации (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 31.12.2015 N 683), Стратегией развития государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества до 2020 года (утверждена Президентом Российской Федерации от 15.09.2012 N Пр-2789), Концепцией государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Президентом Российской Федерации 13.06.2012).
Реализация поставленных цели и задач государственной программы позволит:
активизировать процессы по формированию российской гражданской идентичности и гражданского единства, воспитанию культуры межнационального общения, изучению истории и традиций российских народов;
не допустить размывания традиционных нравственных ценностей народов России, проживающих на территории Красноярского края;
усилить меры по обеспечению эффективной социальной и культурной интеграции и адаптации мигрантов;
повысить эффективность межведомственной и межуровневой координации в сфере реализации национальной политики на территории Красноярского края, включая профилактику экстремизма и раннее предупреждение межнациональных конфликтов;
повысить инвестиционную привлекательность Красноярского края, развитие спортивного и туристического кластеров.
4. Прогноз конечных результатов государственной программы,
характеризующих целевое состояние (изменение состояния) уровня и качества жизни населения,
социальной сферы, экономики, степени реализации других общественно значимых интересов
и потребностей в соответствующей сфере на территории Красноярского края
Прогноз конечных результатов государственной программы, характеризующих целевое состояние (изменение состояния) уровня и качества жизни населения, социальной сферы, экономики, степени реализации других общественно значимых интересов и потребностей в соответствующей сфере на территории Красноярского края приведен в перечне целевых показателей с расшифровкой плановых значений по годам ее реализации, представлен в приложении N 1 к паспорту государственной программы.
Ожидаемые результаты реализации государственной программы к концу 2019 года следующие:
доля жителей Красноярского края, положительно оценивающих принадлежность к общероссийской гражданской нации, повысится на 6,2%;
уровень толерантного отношения к представителям другой национальности, повысится на 6,8%;
доля граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных отношений в Красноярском крае, в общем количестве жителей Красноярского края увеличится до 63,0%.
5. Описание механизмов реализации отдельных мероприятий государственной программы
В рамках государственной программы отдельные мероприятия не реализуются.
6. Информация о подпрограммах
6.1. В составе государственной программы осуществляется реализация следующих подпрограмм:
подпрограмма N 1 "Формирование общероссийской идентичности";
подпрограмма N 2 "Сохранение и развитие русского этноса и российского казачества";
подпрограмма N 3 "Сохранение и развитие этнокультурных традиций";
подпрограмма N 4 "Противодействие этническому радикализму и экстремизму, мигрантофобии".
6.2. Подпрограмма N 1 "Формирование общероссийской идентичности" (далее - подпрограмма N 1).
Реализация государственной национальной политики и формирование государственно-конфессиональных отношений в Российской Федерации в целом и в Красноярском крае в частности испытывает значительные трудности, обусловленные внешними и внутренними вызовами и угрозами.
По итогам Всероссийской переписи населения 2010 г. в Красноярском крае численность нерусского населения достигает 300 тыс.чел., или 10,5 процента, а с учетом мигрантов превышает 400 тыс. человек.
На фоне глубоких общественных трансформаций по формированию свободного и открытого общества, а также рыночной экономики в постсоветской России проявились кризис гражданской идентичности, межэтническая нетерпимость, сепаратизм и терроризм, в результате которых возникла опасность дезинтеграции общества. В Красноярском крае рельефно отразились все общероссийские проблемы, связанные с внешней и внутренней миграцией, имеющие национальную и конфессиональную окраску. И, как следствие, - рост этнической и религиозной нетерпимости, мигрантофобии.
По итогам социологических замеров осени 2012 года общественного самочувствия населения Красноярского края в той или иной степени не удовлетворены (ответы: "совершенно не удовлетворен" и "скорее не удовлетворен") ситуацией в межрелигиозных отношениях в крае 17,9% опрошенных. Ситуацией в межнациональных отношениях в той или иной степени недовольны 32,4% респондентов. А в отношении миграционной политики выразили неудовлетворение уже 40,6%.
Наиболее критично по данному вопросу высказываются горожане. По данным опроса января 2014 г. 35,4% жителей городов Красноярского края недовольны положением дел в сфере межнациональных отношений в регионе.
В отдельных молодежных возрастных и социальных группах уровень мигрантофобии превышает 60%. Отметим, что негативное восприятие мигрантов усиливается в зависимости от увеличения диспропорции между богатыми и бедными, а также ухудшения социально-экономического положения части старожильческого населения.
Целью подпрограммы N 1 является содействие укреплению единой российской гражданской нации.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
укрепление гражданского и духовного единства российской нации на территории Красноярского края;
содействие формированию и поддержке традиционных духовно-нравственных ценностей в информационном пространстве.
Для решения указанных задач необходимо проведение общих межнациональных мероприятий с участием граждан Российской Федерации различных национальностей и вероисповеданий.
Сроки реализации подпрограммы N 1: с 2015 по 2019 годы.
Основным результатом реализации мероприятий подпрограммы N 1, направленных на решение поставленных задач, является создание условий для сохранения атмосферы мира и согласия между представителями различных национальностей и вероисповеданий, что будет способствовать общественно-политической стабильности в Красноярском крае, укреплению единства многонационального народа Российской Федерации в Красноярском крае, повышению эффективности деятельности институтов гражданского общества в сфере межнациональных отношений.
К концу 2019 года:
численность населения Красноярского края, участвующего в межнациональных мероприятиях, должно составлять не менее 343,5 тыс. человек;
количество проведенных межнациональных мероприятий увеличится до 42 мероприятий.
Реализация мероприятий подпрограммы N 1 позволит обеспечить достижение целей подпрограммы N 1, в том числе:
содействие на территории Красноярского края обеспечению приумножения духовного и культурного потенциала многонационального народа Российской Федерации на основе идей единства и дружбы народов, межнационального согласия и российского патриотизма;
стимулировать формирование культуры межнационального (межэтнического) общения в соответствии с нормами морали и традициями народов, проживающих в Красноярском крае;
повышение уровня привлечения средств массовой информации края для популяризации идеологии мира и согласия в межнациональных и межконфессиональных отношениях;
содействие поддержанию стабильности в социальной и общественно-политической сфере многонационального и поликонфессионального общественного социума Красноярского края.
Обеспечение поддержания мира и согласия в общественных отношениях сферы межнациональных и межконфессиональных связей и опосредованно благоприятно отразится на социально-экономической стабильности и инвестиционной привлекательности региона.
6.3. Подпрограмма N 2 "Сохранение и развитие русского этноса и российского казачества" (далее - подпрограмма N 2).
В общественном сознании русскоязычного населения наблюдается рост психологической неудовлетворенности в области сохранения и развития православных традиций, духовной культуры и этнического самосознания. Наиболее остро данные аспекты проявляются среди таких этнокультурных и этноконфессиональных групп русского народа, как старообрядцы, старожилы-ангарцы, казаки.
При этом в последние годы на федеральном уровне и на местах усиливается интерес к российскому казачеству как составной части русского этноса. Красноярский край является базовой территорией, где возрождаются традиции российского казачества. Уже в апреле 1991 года было воссоздано Енисейское войсковое казачье общество (далее - ЕВКО). К сентябрю 2014 года в его структуре насчитывалось 25 казачьих обществ: отдельских, городских, станичных и хуторских. Помимо зарегистрированных в установленных законом порядке казачьих обществ, в Красноярском крае действуют также общественные казачьи формирования.
Сложившаяся ситуация обуславливает необходимость сохранения русской культуры и языка, историко-культурного и духовного наследия русского старожильческого населения края; содействия развитию и консолидации российского казачества, поддержки традиционного образа жизни и самобытной казачьей культуры.
Целью подпрограммы N 2 является развитие духовных и культурных традиций русского народа на территории края и поддержка российского казачества Красноярского края.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
сохранение русской культуры и языка, историко-культурного и духовного наследия русского старожильческого населения края;
содействие развитию и консолидации российского казачества, поддержки традиционного образа жизни и самобытной казачьей культуры.
Для решения указанных задач необходимо проведение мероприятий по развитию этнокультурной сферы и духовного самосознания с участием русского старожильческого населения Красноярского края, в том числе российского казачества.
Сроки реализации подпрограммы N 2: с 2015 по 2019 годы.
Основным результатом реализации мероприятий подпрограммы N 2, направленных на решение поставленных задач, станет создание условий для улучшения социального, психологического и духовного самочувствия представителей русского этноса и его субэтнических групп, в том числе российского казачества Красноярского края, повышения эффективности образованных ими институтов гражданского общества. Все это в конечном итоге благоприятно отразится на формировании атмосферы мира и согласия между представителями русскоязычного старожильческого большинства и национальностей, на сохранении общественно-политической стабильности в Красноярском крае, укреплении гражданского единства российской нации.
К концу 2019 года:
количество участников мероприятий должно составлять не менее 9,7 тыс. человек;
уменьшится потребность социокультурного, духовного и психологического характера русскоязычного народа и его субэтнических групп.
Реализация мероприятий подпрограммы N 2 позволит обеспечить достижение целей подпрограммы N 2, в том числе:
улучшить социокультурное самочувствие русского народа и его субэтнических групп (казачество, ангарцы-старожилы, старообрядцы);
усилить формирование в обществе атмосферы уважения к историческому наследию и культурным ценностям русского населения;
усилить поддержку общественных инициатив, направленных на патриотическое воспитание жителей края;
повысить обеспеченность этнокультурных, духовных потребностей российского казачества;
успешно противодействовать попыткам политизации этнического и религиозного фактора, в том числе в период избирательных кампаний.
6.4. Подпрограмма N 3 "Сохранение и развитие этнокультурных традиций" (далее - подпрограмма N 3).
К началу 2014 года в Красноярском крае функционировало свыше 80 зарегистрированных национально-культурных организаций, в том числе 8 региональных и 24 местных национально-культурных автономии, с участием 54 этносов, а с учетом их филиалов, центров и представительств количество национальных институтов гражданского общества достигает двухсот. Они проводят большую работу не только в деле сохранения и развития своего языка, культуры и традиций, но и в области проведения научно-краеведческих исследований, культурного просветительства, развития деловых связей с исторической родиной, социокультурной адаптации прибывающих в регион соотечественников.
Между тем среди национальных меньшинств, составляющих по численности 95% нерусского сообщества Красноярского края, прослеживается недовольство уровнем обеспечения их культурно-языковых прав, что ведет к ускорению ассимиляционных процессов в их среде. На проявление ксенофобии и этнической нетерпимости в Красноярском крае оказывают влияние такие факторы, как правовой нигилизм в сфере национальных отношений, размывание традиционных нравственных ценностей народов, распространенность отрицательных стереотипов в отношении некоторых этносов, недостаточная урегулированность миграционных процессов, проблем социальной и культурной интеграции и адаптации мигрантов, низкий уровень толерантности по отношению к национальному, религиозному и особенно миграционному аспектам.
Социокультурные особенности Красноярского края обусловили необходимость решения задачи по поддержке национальных традиций и культурной самобытности народов, проживающих на территории Красноярского края. Это позволит снизить социальную и психологическую напряженность в межнациональном сообществе, снизить риски, связанные с проявлением этноксенофобии, активизировать развитие
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.