Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 7 ноября 2014 г. N 230-15-14
Резолютивная часть решения объявлена "31" октября 2014 года
Полный текст решения изготовлен "7" ноября 2014 года
Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии - Лужбин Е.Л., заместитель руководителя управления; члены Комиссии - Фомушкина Ю.В., начальник отдела контроля органов власти; Годованюк А.А., главный государственный инспектор правового отдела рассмотрев дело N 157-15-14, возбужденное в отношении Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края (660009, г.Красноярск, ул.Ленина, 125) (далее - Министерство) и Краевого государственного автономного учреждения "Красноярская база авиационной и наземной охраны лесов" (г.Красноярск, Академгородок, 50 "а") (далее - КГАУ "Красноярская база авиационной и наземной охраны лесов") по признакам нарушения части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции, ФЗ "О защите конкуренции"), выразившимся во включении Министерством в устав положений позволяющих КГАУ "Красноярская база авиационной и наземной охраны лесов" совмещать функции органа исполнительной власти Красноярского края с функциями хозяйствующего субъекта и в совмещении КГАУ "Красноярская база авиационной и наземной охраны лесов" функций органа исполнительной власти Красноярского края с функциями хозяйствующего субъекта
при участии в рассмотрении дела представителей: Министерства - (...) Громовенко Ж.В. (доверенность от 10.01.2014 г. N инр/1-01964), КГАУ "Красноярская база авиационной и наземной охраны лесов" - (...) Синьковой А.О. (доверенность N 4/2014 от 09.01.2014).
установила:
В адрес Красноярского УФАС России поступило заявление ООО "АэроГео" (б/н, б/д, вх. N 6317 от 10.04.2014) с жалобой на действия КГАУ "Красноярская база авиационной и наземной охраны лесов", выразившиеся, по мнению заявителя, в нарушении требований действующего законодательства при заключении контрактов на оказание транспортных услуг для выполнения лесоавиационных работ по авиапатрулированию земель лесного фонда и по тушению лесных пожаров на землях лесного фонда Красноярского края.
В связи с выявлением, в ходе рассмотрения заявления, в действиях Министерства и КГАУ "Красноярская база авиационной и наземной охраны лесов" признаков нарушения части 3 статьи 15 ФЗ "О защите конкуренции", выразившихся во включении Министерством в устав положений, позволяющих КГАУ "Красноярская база авиационной и наземной охраны лесов" совмещать функции органа исполнительной власти Красноярского края с функциями хозяйствующего субъекта и в совмещении КГАУ "Красноярская база авиационной и наземной охраны лесов" функций органа исполнительной власти Красноярского края с функциями хозяйствующего субъекта, приказом Красноярского УФАС России от 22 июля 2014 года N 395 возбуждено настоящее дела.
Определением от 16 июня 2014 года о назначении дела N 157-15-14 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению, к участию в рассмотрении дела в качестве ответчиков привлечены Министерство и КГАУ "Красноярская база авиационной и наземной охраны лесов", в качестве заявителя ООО "АэроГео", а рассмотрение дела N 157-15-14 назначено на 14.07.2014.
Определением от 14 июля 2014 года, в связи с необходимостью привлечения к участию в рассмотрении дела в качестве лица, располагающего сведениями о рассматриваемых Комиссией обстоятельствах Правительства Красноярского края и необходимостью получения дополнительных доказательств, рассмотрение дела было отложено на 14 августа 2014 года.
Определением от 14 августа 2014 года, в связи с необходимостью изучения информацией, представленной Правительством Красноярского края и КГАУ "Красноярская база авиационной и наземной охраны лесов", а также получения дополнительных доказательств, срок рассмотрения дела продлен до 16 марта 2015 года, а рассмотрение дела отложено на 24 сентября 2014 года.
Определением от 24 сентября 2014 года, в связи с необходимостью получения дополнительной информации, рассмотрение дела было отложено на 31 октября 2014 года.
При рассмотрении дела N 157-15-14 Комиссией установлены следующие, имеющие значение для рассмотрения дела, обстоятельства.
В адрес Красноярского УФАС России поступило заявление ООО "АэроГео" (б/н, б/д, вх. N 6317 от 10.04.2014) с жалобой на действия КГАУ "Красноярская база авиационной и наземной охраны лесов", выразившиеся, по мнению заявителя, в нарушении требований действующего законодательства при заключении контрактов на оказание транспортных услуг для выполнения лесоавиационных работ по авиапатрулированию земель лесного фонда и по тушению лесных пожаров на землях лесного фонда Красноярского края.
При общем анализе информации, приложенной к заявлению и полученной в ходе его рассмотрения установлено, что КГАУ "Красноярская база авиационной и наземной охраны лесов", создано путем реорганизации государственного предприятия Красноярского края "Лесопожарный центр", на основании распоряжения Правительства Красноярского края от 28.12.2011 N 1169-р.
КГАУ "Красноярская база авиационной и наземной охраны лесов" является некоммерческой организацией, созданной Правительством Красноярского края в целях обеспечения исполнения переданных органам государственной власти Красноярского края полномочий Российской Федерации в области лесных отношений.
Целью деятельности КГАУ "Красноярская база авиационной и наземной охраны лесов" является выполнение работ, оказание услуг по тушению лесных пожаров и осуществлению отдельных мер пожарной безопасности в лесах, в качестве специализированного учреждения для обеспечения исполнения переданных органу государственной власти Красноярского края полномочий Российской Федерации.
Предметом деятельности КГАУ "Красноярская база авиационной и наземной охраны лесов" является: оказание услуг, выполнение работ по авиационной и наземной охране и защите лесов и других природных ландшафтов от пожаров, с использованием ведомственных и арендованных воздушных судов, специализированных сил и технических средств; организация, выполнение, обеспечение и обслуживание воздушных перевозок и полетов воздушных судов, авиационных работ; предупреждение и ликвидации чрезвычайных ситуаций, вызванных лесными пожарами, массовым распространением вредителей и болезней леса, ликвидация их последствий; обучение и профессиональная подготовка специалистов в области охраны и защиты лесов от пожаров.
КГАУ "Красноярская база авиационной и наземной охраны лесов" находится в ведомственном подчинении министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края.
На осуществление переданных полномочий в области лесных отношений выделяются денежные средства в виде субвенций на основании постановления Правительства РФ от 29.12.2006 N 837 "Об утверждении Правил расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий РФ в области лесных отношений". КГАУ "Красноярская база авиационной и наземной охраны лесов" финансируется за счет субсидий на выполнение государственного задания, которая формируется из средств федерального бюджета на осуществление переданных полномочий, средств краевого бюджета.
В соответствии с пунктом 15 Постановления Правительства Красноярского края от 03.02.2011 N 57-п "Об утверждении Порядка и условий формирования государственного задания в отношении краевых государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания" предоставление краевому государственному бюджетному учреждению или краевому государственному автономному учреждению субсидии в течение финансового года осуществляется на основании соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, заключаемого краевым государственным бюджетным учреждением или краевым государственным автономным учреждением и органом исполнительной власти края, осуществляющим функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения.
Согласно Уставу КГАУ "Красноярская база авиационной и наземной охраны лесов" Учреждение осуществляет следующие функции: выполнение работ по противопожарному обустройству лесов; выполнение работ связанных с обеспечением средствами предупреждения и тушения лесных пожаров; тушение лесных пожаров; выполнение работ по мониторингу пожарной опасности в лесах и тушения лесных пожаров; наблюдение и контроль за пожарной опасностью в лесах и лесными пожарами; организацию системы обнаружения и учета лесных пожаров, системы наблюдения за их развитием с использованием наземных, авиационных или космических средств; организация и осуществление наземного и воздушного патрулирования лесов; прием и учет сообщений о лесных пожарах, а также оповещение населения и противопожарных служб о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах специализированными диспетчерскими службами, обеспечивает получение в течении пожароопасного сезона информации о степени пожарной опасности в лесах по условиям погоды; доведения указанной информации до организаций осуществляющих охрану лесов, юридических и физических лиц, использующих леса в установленном законодательством РФ порядке, осуществляющих работы в лесу, населения.
Было установлено, что пунктом 15 части 3.7 Положения о Министерстве определено, что к функциям министерства относится обеспечение получения в течение пожароопасного сезона информации о степени пожарной опасности в лесу по условиям погоды, своевременное доведение ее до организаций, осуществляющих охрану лесов, лесопользователей, юридических лиц и граждан, осуществляющих работы в лесу, населения.
Указанные в Положении функции были переданы КГАУ "Красноярская база авиационной и наземной охраны лесов" путем включения их в устав Учреждения.
При рассмотрении дела КГАУ "Красноярская база авиационной и наземной охраны лесов" были получены сведения о финансовых результатах хозяйственной деятельности Учреждения.
Так, согласно отчету о финансовой деятельности КГАУ "Красноярская база авиационной и наземной охраны лесов" по состоянию на 1 января 2014 г. учреждением помимо дохода, полученного в рамках исполнения государственного задания был получен доход от оказываемых платных услуг в размере 31 752 816, 81 руб. (доход от оказания платных услуг код строки 040) и 15 329 209, 84 руб. (прочие доходы код строки 104).
Таким образом, установлено, что Учреждение получает доход от осуществления хозяйственной деятельности помимо выделенных субсидий на выполнение государственного задания.
Учитывая изложенное, было установлено, что КГАУ "Красноярская база авиационной и наземной охраны лесов" осуществляет хозяйственную деятельность приносящую доход, а также согласно переданным полномочиям осуществляет выполнение функций органов государственной власти в области лесных отношений.
Исследовав материалы дела, Комиссия по рассмотрению дела N 157-15-14 пришла к следующим выводам.
В силу пунктов 7.1 и 7.2 части 7 статьи 82 Лесного Кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений относится: организация осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров в лесах, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий регионального значения; организация осуществления мер пожарной безопасности в лесах, расположенных на земельных участках, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах" меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: предупреждение лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров); мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; иные меры пожарной безопасности в лесах.
Как определено пунктом 4 вышеназванного Постановления меры пожарной безопасности в лесах, указанные в выше осуществляются: органами государственной власти субъектов Российской Федерации - в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление полномочий по охране которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 53.1 Лесного Кодекса Российской Федерации предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров.
Меры противопожарного обустройства лесов включают в себя: строительство, реконструкцию и эксплуатацию лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров; строительство, реконструкцию и эксплуатацию посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов; прокладку просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос; строительство, реконструкцию и эксплуатацию пожарных наблюдательных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов), пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря; устройство пожарных водоемов и подъездов к источникам противопожарного водоснабжения; проведение работ по гидромелиорации; снижение природной пожарной опасности лесов путем регулирования породного состава лесных насаждений и проведения санитарно-оздоровительных мероприятий; проведение профилактического контролируемого противопожарного выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов.
Статьей 53.2 Лесного Кодекса Российской Федерации определено, что мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров включает в себя: наблюдение и контроль за пожарной опасностью в лесах и лесными пожарами; организацию системы обнаружения и учета лесных пожаров, системы наблюдения за их развитием с использованием наземных, авиационных или космических средств; организацию патрулирования лесов; прием и учет сообщений о лесных пожарах, а также оповещение населения и противопожарных служб о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах специализированными диспетчерскими службами.
Кроме того пунктом 15 части 3.7 Положения о Министерстве определено, что к его функциям относится обеспечение получения в течение пожароопасного сезона информации о степени пожарной опасности в лесу по условиям погоды, своевременное доведение ее до организаций, осуществляющих охрану лесов, лесопользователей, юридических лиц и граждан, осуществляющих работы в лесу, населения.
Указанные в Положении функции были переданы КГАУ "Красноярская база авиационной и наземной охраны лесов" путем включения их в устав Учреждения.
Согласно статье 2 Закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" государственные услуги - это деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (как непосредственное через органы, предоставляющие государственные услуги, так и в рамках исполнения государственными учреждениями соответствующих государственных заданий), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами РФ и субъектов РФ полномочий органов. При этом заявителем при предоставлении государственных услуг признаётся физическое или юридическое лицо либо их уполномоченные представители, обратившиеся в орган, предоставляющий государственные услуги, либо в учреждение, которому установлено соответствующее государственное задание, с запросом о предоставлении государственной услуги.
В соответствии со статьей 53.8 Лесного кодекса Российской Федерации работы по тушению лесных пожаров и осуществлению отдельных мер пожарной безопасности в лесах выполняются специализированными государственными бюджетными и автономными учреждениями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии со статьями 81-83 Лесного кодекса РФ.
Согласно части 1 статьи 2 ФЗ "Об автономных учреждениях" государственным автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная РФ (субъектом РФ) для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, но не непосредственно осуществления их функций. Функции органов государственной власти осуществляют казенные учреждения.
В целях выполнения мероприятий по авиационной и наземной охране лесов от пожаров распоряжением Правительства Красноярского края от 22.10.2010 N 880-р создано КГАУ "Красноярская база авиационной и наземной охраны лесов", которое на сегодняшний день реорганизовано в Краевое государственное автономное учреждение "Красноярская база авиационной и наземной охраны лесов".
В соответствии с п. 2.1 Устава КГАУ "Красноярская база авиационной и наземной охраны лесов" является специализированным учреждением, выполняющим на основании государственного задания работы по тушению лесных пожаров и осуществлению отдельных мер пожарной безопасности. Данный вид работ не является предоставлением государственной услуги.
К организациям, осуществляющим функции органов государственной власти или органов местного самоуправления, а также участвующим в предоставлении государственных услуг, КГАУ "Красноярская база авиационной и наземной охраны лесов", не относится.
Данная правовая позиция нашла свое подтверждение в Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 13 августа 2014 года по делу N А33-18774/2013.
При указанных обстоятельства Комиссия приходит к выводу, что действия Министерства по включению в устав КГАУ "Красноярская база авиационной и наземной охраны лесов" функций по выполнению работ по противопожарному обустройству лесов; выполнение работ связанных с обеспечением средствами предупреждения и тушения лесных пожаров; тушение лесных пожаров; выполнение работ по мониторингу пожарной опасности в лесах и тушения лесных пожаров (наблюдение и контроль за пожарной опасностью в лесах и лесными пожарами; организацию системы обнаружения и учета лесных пожаров, системы наблюдения за их развитием с использованием наземных, авиационных или космических средств; организация и осуществление наземного и воздушного патрулирования лесов; прием и учет сообщений о лесных пожарах, а также оповещение населения и противопожарных служб о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах специализированными диспетчерскими службами) соответствует требованиям антимонопольного законодательства.
При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьями 15, 23, 39, 41, 48 ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия решила:
Прекратить рассмотрение дела в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в действиях Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края и Краевого государственного автономного учреждения "Красноярская база авиационной и наземной охраны лесов".
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев со дня принятия решения. Дата изготовления решения в полном объеме считается датой его принятия.
Председатель Комиссии |
Лужбин Е.Л. |
Члены Комиссии |
Фомушкина Ю.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 7 ноября 2014 г. N 230-15-14
Текст решения официально опубликован не был