Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 1
Статистика обращений граждан к Уполномоченному
по правам человека в Красноярском крае
Одна из важнейших задач Уполномоченного - правовая помощь конкретным людям по их конкретным проблемам. Кто-то приходит на прием лично, кто-то отправляет свои жалобы в конверте или по электронной почте. Все это, вместе с личными контактами, и формирует, в конечном счете, взгляд Уполномоченного на то, как складывается правозащитная ситуация в регионе. Досужие разговоры, анонимные "коллективные письма", телефонные звонки, обзоры прессы и воззвания политиков не используются Уполномоченным в качестве источника информации для доклада. Первостепенное значение имеет информация, содержащаяся в так называемых документированных жалобах, т.е. таких, под которыми стоит личная подпись человека или получено его официальное согласие на работу по его обращению.
Всего таких жалоб и обращений в аппарат Уполномоченного в 2014 году поступило 2131. Это на 3,7% меньше, чем в 2013 году. На треть сократилось и количество коллективных жалоб, с уменьшением числа подписантов на 365 по сравнению с 2013 годом (табл.1).
Таблица 1
Общее количество обращений к Уполномоченному в 2014 году
по сравнению с 2013 годом
Обращения |
2013 |
2014 |
Динамика |
|
Количество |
% |
|||
Письменные |
1552 |
1526 |
-26 |
-1,7 |
Устные |
662 |
605 |
-57 |
-8,6 |
Всего |
2214 |
2131 |
-83 |
-3,7 |
В том числе коллективные |
76 (1565 подписей) |
49 (1200 подписей) |
-27 (-365) |
-35 |
После скачкообразного роста социального напряжения в 2009-2010 гг., край медленно, в течение четырех лет возвращался к докризисному уровню 2009 года. Трудно сказать, что готовит нам будущее, но пока можно констатировать постепенное снижение числа жалоб на власть. Причины такого снижения могут быть различны. Определяющим является сохранение социально-экономической стабильности в регионе. Нельзя сбрасывать со счетов и сплочение людей, рост доверия населения к власти, особенно федеральной. События на Украине еще раз заставили каждого из нас задуматься о ценности социальной стабильности, позволили сравнить ситуацию в нашей стране и соседних государствах. Меняются общественные настроения - все меньше становится требований, основанных на тоске по государственному патернализму. В активную жизнь приходят новые поколения, настроенные более прагматично, видящие для себя опору прежде всего в своих действиях, а не в милости решающего их судьбу чиновника.
Всего же за 13 лет в аппарат Уполномоченного поступило 26 104 обращения или 2008 обращений в среднем в год (рис.1).
Рис.1. Количество обращений, поступивших в аппарат Уполномоченного по правам человека в период с 2002 по 2014 год.
Всегда содержательным является анализ потока обращений по месту возникновения жалоб. Часто именно такие данные позволяют прогнозировать "разогрев" общественно-политической ситуации в городах и районах края (табл.2).
Таблица 2
Количество
жалоб и заявителей (человек), обратившихся в аппарат УПЧ
в 2014 году в сравнении с 2013 годом, распределенных по месту поступления*
Территории |
2013 |
2014 |
Динамика |
Динамика, % |
||||
жалоб |
человек |
жалоб |
человек |
жалоб |
человек |
жалоб |
человек |
|
Красноярск |
639 |
908 |
658 |
787 |
+ 19 |
-121 |
+2,89 |
-13,33 |
Сельские районы края |
575 |
1632 |
575 |
1421 |
0 |
-211 |
0 |
-12,9 |
Другие города края |
429 |
575 |
371 |
543 |
- 58 |
-32 |
-13,5 |
-5,7 |
Иные регионы РФ |
53 |
69 |
78 |
82 |
+ 25 |
+ 13 |
+32,0 |
+15,85 |
Всего |
1696 |
3703 |
1682 |
2833 |
-14 |
-870 |
-0,8 |
-23,5 |
* В таблице не учтены жалобы, поступившие из ГУФСИН в 2013-2014 гг.
В отличие от прошлых лет, определенную разрядку демонстрируют города краевого подчинения - на 58 обращений меньше, чем в предшествующем году. Стабильна ситуация в сельских районах края (уровень 2013 года по числу жалоб, при существенном снижении количества их подписантов). А количество жалоб из краевого центра подросло на 3%. При этом число обратившихся красноярцев существенно снизилось (на 13,33%) за счет уменьшения коллективных обращений.
Как видно из сводной таблицы (табл.3), наибольшую озабоченность может вызывать ситуация в гг. Боготол и Ачинск, в Эвенкийском муниципальном районе, Иланском и Канском районах, где число жалоб к Уполномоченному практически удвоилось. Выросло также количество обращений из краевого центра (+19).
Таблица 3
Рейтинг
муниципальных образований края по индексу социальной напряженности
(количество жалоб на 1000 человек населения) и динамика количества обращений
В то же время по многим районам и городам края в прошедшем году отмечается снижение количества обращений. Наиболее существенно уменьшилось количество обращений из гг. Норильска, Назарово, Енисейска, Минусинска, Сосновоборска, из Енисейского, Курагинского, Новоселовского, Емельяновского и Сухобузимского районов.
Отдельных слов благодарности заслуживает работа муниципальных властей Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, откуда стало поступать на треть меньше обращений от жителей (-45).
Намного меньше зафиксировано жалоб по линии ГУФСИН (-69).
Как видно из табл. 4, при снижении общего количества обращений, число случаев нарушения прав, на которые указывают граждане в этих обращениях, осталось практически на уровне 2013 года. Это еще один повод говорить о том, что в правозащитной сфере края уже второй год длится неустойчивое равновесие, которое может быть легко сдвинуто в ту или иную сторону.
Вместе с тем есть правозащитные сферы, где число заявленных фактов нарушения прав за 2014 год значительно увеличилось.
Прежде всего это права детей. Удельный вес этой категорий нарушения прав впервые превысил 16% от общего числа нарушений. Более подробно эти вопросы будут освещены в ежегодном докладе Уполномоченного по правам ребенка в Красноярском крае.
Есть существенный "разогрев" в сфере прав на социальное обеспечение - 5,7% к удельному весу случаев нарушения прав (+1,2% к уровню 2013 года). Как показывает детальный анализ такого рода жалоб, связано это не с какими-то ощутимыми провалами в работе системы социальной защиты, а в общем ухудшении уровня жизни беднейших слоев населения, их обнищании. Особенно осложнилась жизнь одиноких пенсионеров в сельской местности и на городских окраинах.
Украинские события, прибытие в край почти 4000 беженцев и вынужденных переселенцев с Украины, резко добавили актуальности правозащитным вопросам, связанным с правом на гражданство. Сегодня эта тема занимает 3,3% от общего количества случаев нарушения прав (+0,9% к уровню 2013 года).
Таблица 4
Распределение
случаев нарушения прав (по мнению заявителей и указанных
в обращениях, поступивших в адрес Уполномоченного) по категориям прав
за 2014 г. в сравнении с 2013 годом
Нарушения права на достоинство, свободу и личную неприкосновенность составили 7,8% от общего количества нарушенных прав (+0,6% к уровню 2013 года). Этот показатель, как правило, характеризует отношения населения и силовых структур. И всякая тенденция к его росту должна восприниматься как тревожный симптом.
А вот отношение населения к чиновничеству скрывается чаще всего под безобидным термином "Право на получение информации (жалобы на действия (бездействие) должностных лиц федеральных, краевых, муниципальных, органов)". Здесь тоже есть рост удельного веса до 5,3% от общего количества случаев нарушенных прав (+ 0,4% к уровню 2013 года).
Как показывает статистика, все чаще раздражителем для людей становится низкое качество работы медиков и врачебные ошибки - удельный вес этой темы подрос до 3,5% с 3% в 2013 году.
Стабильно негативным остается отношение красноярцев к тому, как складывается ситуация в сфере жилищных прав. Общее количество нарушений прав в этой области, о которых жители края сообщили Уполномоченному, составляет около 14% от всех заявленных случаев нарушенных прав.
Практически не изменились с 2013 года численные показатели, характеризующие ситуацию в сфере соблюдения права на охрану законом потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью (4,6% от всех случаев) и права на свободу экономической деятельности (0,2% от всех случаев) и в сфере образовательных прав (3% всех случаев).
Существенная разрядка наблюдается в сфере действия пенитенциарной системы края. Число случаев нарушения прав осужденных в уголовно-исполнительной системе сократилось до 8,2% от общего количества случаев заявленных нарушений прав с 10% в 2013 году. Стало меньше жалоб на суды - 10,6% от всех случаев заявленных нарушений прав (в 2013 было 11,4%). До 4,6% от всех случаев снизилось количество сообщений граждан о нарушении их прав на получение юридической помощи (-0,8% к уровню 2013 года). В обращениях меньше стало приводиться фактов о нарушениях трудовых прав (всего 4%), прав потребителей (2,4%), права частной собственности (1,1%), экологических прав (0,7%).
Наименее востребованными в крае остаются политические права, право на свободу совести и вероисповедания - всего 5 случаев за год.
Из табл. 5 видно, что количество жалоб на нарушения в уголовно-правовой и административно-правовой сферах начало постепенно снижаться и в 2014 году составляет 25,5% (на 1,7% ниже уровня 2013 года). Снизилось также количество жалоб на нарушения в сфере гражданско-правовых отношений - 16,4% (по сравнению с 2013 годом снизилось почти на 6%).
Таблица 5
Распределение
случаев нарушения прав по трем сферам: социально-экономической,
гражданско-правовой и уголовно-правовой (вместе с административно-правовой)
Год |
Нарушение социально-экономических прав граждан (доля в %) |
Нарушение прав граждан в уголовно-правовой и административно-правовой сферах, % |
Нарушения в сфере гражданско-правовых отношений, % |
Иные, % |
2013 |
47,23 |
27,20% |
22,27% |
3,30% |
2014 |
49,70 |
25,50% |
16,40% |
8,40% |
Динамика |
+2,47 |
-1,7% |
5,87% |
+5,1% |
А вот число сообщений жителей края о фактах нарушения их социально-экономических прав продолжает расти. По сравнению с 2013 годом количество такого рода сообщений выросло почти на 2,5% и вплотную приблизилось к 50% от их общего числа (рис.2).
Выросло число иных нарушений, в состав которых включены и нарушения в области права на получение информации.
Особый интерес вызывает информация о распределении поступивших в адрес Уполномоченного жалоб и обращений по органам власти, которая дает четкое понимание того, на какой уровень власти адресовано недовольство заявителей.
Рис.2. Распределение случаев нарушения прав по трем сферам: социально-экономической, гражданско-правовой и уголовно-правовой (вместе с административно-правовой).
Как распределились поступившие жалобы по уровням власти в сравнении с 2013 годом, показано в табл.6.
Таблица 6
Информация
о распределении жалоб контрагенту (на кого жалуются)*
Органы власти |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
||||
Количество |
% |
Количество |
% |
Количество |
% |
Количество |
% |
|
Федеральные |
1343 |
51,59 |
1121 |
45,53 |
1012 |
42,81 |
977 |
42,98 |
Муниципальные |
614 |
23,59 |
644 |
26,16 |
687 |
29,06 |
708 |
31,15 |
Краевые |
163 |
6,26 |
132 |
5,36 |
122 |
5,16 |
115 |
5,06 |
Иные |
485 |
18,63 |
423 |
17,18 |
451 |
19,08 |
407 |
17,9 |
Не определено |
583 |
22,40 |
142 |
5,77 |
92 |
3,89 |
66 |
2,9 |
Всего |
3188 |
|
2462 |
|
2364 |
|
2273 |
|
* В одном обращении заявитель может жаловаться на несколько органов власти.
Около половины всех жалоб и обращений (около 43%) содержат недовольство заявителей действиями (бездействием) федеральных органов власти и их территориальных органов (рис.3).
Почти треть - более 31% - составляют обращения, в которых заявители жалуются на работу органов местного самоуправления.
На прежнем уровне остаются претензии в адрес краевых органов власти - чуть более 5% всех жалоб.
Не могут определиться, кто виновен в нарушении их прав, около 2,9% заявителей, и в 17,9% случаев обращения содержат жалобы на действия иных контрагентов.
Рис.3. Распределение жалоб по контрагенту (на кого жалуются).
Интерес представляет и динамика отношения населения к различным "этажам" власти (рис.4).
За четыре года, начиная с 2011-го, выявились следующие закономерности.
По-прежнему больше всего обращений жителей края поступает с жалобами на действия (бездействие) федеральных органов власти и их краевых подразделений. Однако здесь за четыре года наблюдается значительная разрядка.
Стабильным в последние годы остается количество обращений с указанием проблем, в решении которых не преуспели краевые органы власти - все те же 5% от общего числа жалоб.
Рис.4. Динамика распределения жалоб населения по контрагенту за 2011-2014 гг.
Практически на прежнем уровне держится число жалоб на действия руководителей хозяйствующих субъектов различных форм собственности - около 18%.
Тенденция роста жалоб населения на действия органов местного самоуправления продолжилась и в прошлом году - удельный вес этой категории обращений вырос и составляет почти треть от общего числа обращений - 31,15%. И это подтверждает, что говорить об изменении ситуации в муниципальной сфере управления к лучшему пока рано.
Жалоб, в которых трудно определить виновников или источник проблем, стало еще меньше - в прошедшем году их менее 3%.
Таковы общие оценки количественных показателей, характеризующих содержание, тематику и цели обращений и жалоб, которые жители края направили в адрес Уполномоченного по правам человека в Красноярском крае в 2014 году.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.