Решение Дудинского районного суда Красноярского края от 22 апреля 2015 г. N 2-323/2015 - М-212/2015
22 апреля 2015 года г.Дудинка
Дудинский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего - судьи Улановой О.К.,
при секретаре Герасименко Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-323 по заявлению прокурора Таймырского района о признании недействующим и не подлежащим применению со дня вступления решения в законную силу абзаца второго пункта 4 и абзаца третьего пункта 5.2 Положения о порядке владения, пользования и распоряжение муниципальным имуществом Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, утвержденного решением Таймырского Долгано-Ненецкого районного Совета депутатов от 20.06.2011 N 09-0190 (в редакции от 18.06.2013) установил:
Прокурор Таймырского района обратился в суд с заявлением о признании недействующим и не подлежащим применению со дня вступления решения в законную силу п.п. 4.2, 5.2 Положения о порядке владения, пользования и распоряжение муниципальным имуществом Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, утвержденного решением Таймырского районного Совета депутатов от 20.06.2011 N 09-0190 (в редакции от 18.06.2013), мотивируя свои требования следующим.
Решением Таймырского районного Совета депутатов от 20.06.2011 N 09-0190 (в ред. от 18.06.2013) утверждено Положение о порядке владения, пользования и распоряжение муниципальным имуществом Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района (далее Положение). Пунктом 4.2 Положения предусмотрено, что право оперативного управления на муниципальное имущество у муниципального учреждения возникает с момента фактической передачи этого имущества, если иное не установлено действующим законодательством, иными муниципальными правовыми актами муниципального района или решением учредителя. С этого момента на муниципальное учреждение переходят обязанности по учету, инвентаризации и сохранности имущества, закрепленного за ним. Также п.5.2 Положения установлено, что право хозяйственного ведения или оперативного управления на муниципальное имущество у муниципальных предприятий возникает с момента фактической передачи этого имущества, если иное не установлено действующим законодательством, иными муниципальными правовыми актами муниципального района или решением учредителя. С этого момента на муниципальное учреждение переходят обязанности по учету, инвентаризации и сохранности имущества, закрепленного за ним.
Вместе с тем, согласно ст.216 ГК РФ вещными правами наряду с правом собственности, в частности, являются право хозяйственного ведения имуществом и право оперативного управления имуществом, которые могут принадлежать лицам, не являющимся собственниками этого имущества.
В соответствии с п.1 ст.299 ГК РФ право хозяйственного ведения имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием, возникает у этого предприятия с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
В статьях 8 и 131 ГК РФ предусмотрено, что право хозяйственного ведения на недвижимое имущество подлежит государственной регистрации и возникает с момента такой регистрации, которая в силу ст.2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ (в ред. от 29.12.2014) "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с им" является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения права на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом РФ.
Пленум Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ в абз.2 п.5 совместного Постановления от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснили, что в силу абз.5 п.1 ст.216 ГК право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации.
Следовательно, органы местного самоуправления незаконно определили момент возникновения права оперативного управления и хозяйственного ведения в п.п. 4.2. и 5.2. Положения до государственной регистрации таких прав.
В качестве заинтересованных лиц к участию в деле судом привлечена Администрация Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района и Управление имущественных отношений Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района.
В порядке подготовки к судебному заседанию заявителем - прокурором Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, представлено заявление об уточнении оснований заявленных требований, в котором, ссылаясь на ранее указанные основания и нормы закона, заявитель дополнительно указал на то, что из пунктов 4.2 и 5.2 Положения о порядке владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района следует, что органы местного самоуправления вне зависимости от вида имущества (движимое или недвижимое) самостоятельно определяют момент возникновения права хозяйственного ведения или оперативного управления у предприятий и учреждений, которым передается указанное имущество, что противоречит нормам федерального законодательства.
В судебном заседании представитель заявителя - заместитель прокурора Таймырского района Сердюк Е.А. заявленные требования уточнил, по изложенным в заявлениях основаниям просит признать недействующим и не подлежащим применению со дня вступления решения в законную силу абзац второй пункта 4 и абзац третий пункта 5.2 Положения о порядке владения, пользования и распоряжение муниципальным имуществом Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, утвержденного решением Таймырского Долгано-Ненецкого районного Совета депутатов от 20.06.2011 N 09-0190 (в редакции от 18.06.2013), положениями которых предусмотрена возможность Администрации муниципального района вне зависимости от вида передаваемого имущества самостоятельно определять момент возникновения права хозяйственного ведения и оперативного управления у соответствующих муниципальных предприятий и учреждений.
Представитель заинтересованного лица - Таймырского Долгано-Ненецкого районного Совета депутатов, Магрета Н.Н., действующий на основании доверенности, в судебном заседании пояснила, что согласно п.1 ст.299 ГК РФ и п.2 ст.11 Федерального закона РФ от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" право хозяйственного ведения или оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника. Решением Таймырского Долгано-Ненецкого районного Совета депутатов воспроизведены аналогичные нормы действующего законодательства РФ, соответственно п.п. 4.2, 5.2 Положения предусмотрено, что право оперативного управления на муниципальное имущество у муниципального учреждения, и право хозяйственного ведения или оперативного управления на муниципальное имущество у муниципального предприятия возникает с момента передачи этого имущества, если иное не установлено действующим законодательством РФ. Таким образом, п.п.4.2 и 5.2 Положения устанавливают общие моменты возникновения права хозяйственного ведения и права оперативного управления у муниципальных предприятий, в частности касаемо движимого имущества. С учетом правил ст.224 ГК РФ о передаче вещи вещные права на имущество у унитарного предприятия и учреждения возникает с момента фактической передачи. При этом возникновение, переход и прекращение права хозяйственного ведения и права оперативного управления на объекты недвижимости регулируются иными нормами законодательства РФ. В связи с чем, положения оспариваемого Решения, в этой части, применяются во взаимосвязи с законодательством РФ, то есть право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникает с момента государственной регистрации такого права в установленном законодательством РФ порядке. В связи с чем, в удовлетворении заявленных требований представитель заинтересованного лица просит отказать.
Представитель заинтересованного лица - Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района Панов А.А., действующий на основании доверенности, показал, что в соответствии с пунктом 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" судья отказывает в принятии заявления в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 134 или частью 8 статьи 251 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации в случаях, когда в заявлении оспаривается содержание той части нормативного правового акта, которая дословно воспроизводит положения другого нормативного правового акта, требование, об оспаривании которого, неподведомственно суду общей юрисдикции. Вместе с тем в случае, когда в заявлении оспаривается содержание части нормативного правового акта, дословно воспроизводящей положения другого нормативного правового акта, требование, об оспаривании которого неподсудно данному суду, судья в соответствии со статьей 135 ГПК РФ выносит мотивированное определение о возвращении заявления, в котором указывает, в какой суд следует обратиться заявителю. Содержание обжалуемых пунктов 4.2 и 5.2 Положения о порядке владения, пользования и распоряжение муниципальным имуществом Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, утвержденного решением Таймырского Долгано-Ненецкого районного Совета депутатов от 20.06.2011 N 09-0190 (в редакции от 18.06.2013) дословно воспроизводит положения пункта 1 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации, требование об оспаривании которого неподведомственно суду общей юрисдикции. В связи с чем, в удовлетворении заявленных требований представитель заинтересованного лица просит отказать.
Представитель заинтересованного лица - Управления имущественных отношений, в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела был уведомлен надлежащим образом. Представил заявление о рассмотрении дела в отсутствии представителя Управления. В своих возражениях, ссылаясь на п.1 ст.219 ГК РФ полагает, что п.п.4.2 и 5.2 оспариваемого Положения полностью соответствуют нормам действующего законодательства. В п.п. 4.2 и 5.2 Положения установлено общее правило возникновения права хозяйственного ведения и права оперативного управления с момента передачи вещи, которое действует в том случае, если иное не установлено действующим законодательством. Следовательно, если действующим законодательством установлено иное по сравнению с нормами п.п. 4.2, 5.2 Положения правило о моменте возникновения права хозяйственного ведения или оперативного управления, то применяются соответствующие нормы гражданского законодательства. Доводы прокурора о том, что оспариваемые положения п.п. 4.2 и 5.2 не соответствуют ст.ст. 8 и 131 ГК РФ и Федеральному закону от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в части возникновения права хозяйственного ведения и оперативного управления на недвижимое имущество с момента государственной регистрации, по мнению заинтересованного лица, не могут быть приняты во внимание, поскольку оспариваемые нормы не исключают действие правил о государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество.
Выслушав объяснения представителя заявителя, представителей заинтересованных лиц - Таймырского Долгано-Ненецкого районного Совета депутатов и Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 251 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Как установлено, Решением Таймырского Долгано-Ненецкого районного Совета депутатов от 20.06.2011 N 09-0190 (в ред. от 18.06.2013) утверждено Положение о порядке владения, пользования и распоряжение муниципальным имуществом Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района.
Согласно абзацу второму пункта 4.2 Положения право оперативного управления на муниципальное имущество у муниципального учреждения возникает с момента фактической передачи этого имущества, если иное не установлено действующим законодательством, иными муниципальными правовыми актами муниципального района или решением учредителя. С этого момента на муниципальное учреждение переходят обязанности по учету, инвентаризации и сохранности имущества, закрепленного за ним.
В соответствии с абзацем третьим пункта п.5.2 Положения право хозяйственного ведения или оперативного управления на муниципальное имущество у муниципальных предприятий возникает с момента фактической передачи этого имущества, если иное не установлено действующим законодательством, иными муниципальными правовыми актами муниципального района или решением учредителя. С этого момента на муниципальное предприятие переходят обязанности по учету, инвентаризации и сохранности имущества, закрепленного за ним.
Согласно статье 216 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения имуществом (статья 294) и право оперативного управления имуществом (статья 296), наряду с правом собственности, являются вещными правами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
Статьями 8, 8.1, 130 и 131 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что право хозяйственного ведения и оперативного управления недвижимым имуществом подлежит государственной регистрации и возникает с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр.
В силу статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, и единственное доказательство существования зарегистрированного права.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данным в абзаце 2 пункта 5 совместного Постановления от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в силу абзаца 5 пункта 1 статьи 216 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации.
На основании системного анализа приведенных выше норм права, в совокупности с установленными обстоятельствами, суд приходит к выводу, что абзац второй пункта 4.2 и абзац третьи пункта 5.2 Положения о порядке владения, пользования и распоряжение муниципальным имуществом Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, утвержденного решением Таймырского Долгано-Ненецкого районного Совета депутатов от 20.06.2011 N 09-0190 (в редакции от 18.06.2013), предусматривающие возможность Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района вне зависимости от вида передаваемого имущества (движимого или недвижимого) самостоятельно определять момент возникновения права хозяйственного ведения и оперативного управления у муниципальных предприятий или учреждений, при том, что нормы действующего федерального законодательства не представляют органам местного самоуправления возможности самостоятельно устанавливать момент возникновения вещного права на объекты недвижимости, переданные муниципальным предприятиям, учреждениям на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, не соответствуют положениям пункта 1 статьи 130, пункта 1 статьи 131, абзацу 5 пункта 1 статьи 216, пункту 1 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункту 1 статьи 2 и пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 21.07.1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", которые имеют большую юридическую силу.
Согласно части 2 статьи 253 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Поскольку оспариваемый нормативный правовой акт применялся до вынесения решения суда, суд считает необходимым признать нормативный правовой акт в оспариваемой части недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что требования прокурора о признании недействующим и не подлежащим применению со дня вступления решения в законную силу абзаца 2 пункта 4.2 и абзаца 3 пункта 5.2 Положения о порядке владения, пользования и распоряжение муниципальным имуществом Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, утвержденного решением Таймырского Долгано-Ненецкого районного Совета депутатов от 20.06.2011 N 09-0190 (в редакции от 18.06.2013) заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению.
Доводы представителя Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района о том, что в удовлетворении требований надлежит отказать в силу разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, данным в пункте 11 Постановления от 29.11.2007 года, и в силу того, что содержание обжалуемых норм Положения о порядке владения, пользования и распоряжение муниципальным имуществом Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, дословно воспроизводит положения пункта 1 статьи 299 ГК РФ, суд считает несостоятельными, поскольку оспариваемыми нормами предусмотрена возможность самостоятельно определять момент возникновения права хозяйственного ведения и оперативного управления у муниципальных предприятий, учреждений вне зависимости от вида передаваемого имущества (движимого или недвижимого), что противоречат положениям пункта 1 статьи 130, пункта 1 статьи 131, абзацу 5 пункта 1 статьи 216, пункту 1 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункту 1 статьи 2 и пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 21.07.1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
С учетом вышеизложенного, не является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований и доводы представителя Таймырского Долгано-Ненецкого районного Совета депутатов о том, что Решением Таймырского Долгано-Ненецкого районного Совета депутатов в пунктах 4.2 и 5.2 Положения, которые применяются во взаимосвязи с законодательством РФ, регламентирующим, что право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникает с момента государственной регистрации такого права, воспроизведены аналогичные нормы действующего законодательства РФ (ч.1 ст.299, п.2 ст.11 Федерального закона РФ от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях").
Доводы заинтересованного лица - Управления имущественных отношений Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, изложенные в представленных возражениях, о том, что оспариваемые нормы не исключают действие правил о государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество, также не являются основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, так как указанные нормы не исключают и возможность самостоятельно определять момент возникновения права хозяйственного ведения и оперативного управления у муниципальных предприятий, учреждений вне зависимости от вида передаваемого имущества (движимого или недвижимого), что противоречит вышеуказанным нормам действующего федерального законодательства.
На основании части 3 статьи 253 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 35 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" резолютивная часть решения суда после вступления его в законную силу должно быть опубликовано в средствах массовой информации - газете "Таймыр".
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194, 196-199, 253 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:
Заявление прокурора Таймырского района удовлетворить.
Признать недействующими и не подлежащими применению абзац второй пункта 4.2 и абзац третий пункта 5.2 Положения о порядке владения, пользования и распоряжение муниципальным имуществом Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, утвержденного решением Таймырского Долгано-Ненецкого районного Совета депутатов от 20.06.2011 N 09-0190 (в редакции от 18.06.2013), с момента вступления решения в законную силу.
Обязать Таймырский Долгано-Ненецкий районный Совет депутатов опубликовать резолютивную часть данного решения в газете "Таймыр" в течение месяца после его вступления в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в течении месяца со дня принятия решения в окончательной форме, с подачей жалобы через канцелярию Дудинского районного суда.
Судья |
О.К.Уланова |
Решение суда принято в окончательной форме в совещательной комнате 22 апреля 2015 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Дудинского районного суда Красноярского края от 22 апреля 2015 г. N 2-323/2015 - М-212/2015
Текст решения официально опубликован не был