Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 22
к Приказу Сибирского регионального
центра МЧС России
от 22 декабря 2012 г. N 997
Методические рекомендации
по отработке и корректировке паспортов территорий и объектов,
разделов справочной системы "База ЧС"
Совершенствование и развитие территориальных и функциональных сегментов единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера является одним из элементов обеспечения национальной безопасности в чрезвычайных ситуациях, определенных "Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года".
В МЧС России работа по созданию информационных ресурсов, позволяющих определить риски возникновения ЧС на территории субъектов Российской Федерации и муниципальных образований ведется с 2004 года.
Приказами МЧС России от 25.10.2004 N 484, от 04.11.2004 N 506 организована разработка паспортов безопасности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и опасных объектов экономики.
Современные требования, предъявляемые к планированию мероприятий по предупреждению ЧС, потребность в информации, раскрывающей возможное развитие ЧС, определило необходимость систематизировать в электронном виде информацию, позволяющую эффективно управлять рисками возникновения ЧС. В этих целях дополнительно была разработана информационно-справочная система "База ЧС" и паспорта территорий в слайдовом варианте.
Информационно-справочная система "База ЧС" является информационным ресурсом, дополняющим паспорта территорий, и включает в себя информацию, которая по своему формату не может быть размещена в паспортах территорий.
При угрозах и фактах возникновения ЧС на первоначальных этапах отработки (получения) информации паспорта территорий и объектов, справочная система "База ЧС" используется как информационный ресурс для работы дежурно-диспетчерских служб органов управления функциональных и территориальных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее РСЧС), а также является информационной основой подготовки руководителей и членов комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее КЧС и ПБ) на региональном и муниципальном уровнях. Он позволяет своевременно оценивать масштабы чрезвычайной ситуации, имеющуюся группировку сил и средств, является инструментом для принятия первичных управленческих решений.
1. Общие требования к разработке паспортов территорий и объектов
Паспорта территорий разрабатывается для межрегионального уровня (ФО), регионального уровня (субъект РФ), муниципального образования, населенного пункта, на потенциально-опасные объекты, объекты системы социальной защиты населения, объекты с массовым пребыванием людей, осуществляющих оптово-розничную торговлю.
Каждый паспорт территории соответствующего уровня состоит из следующих разделов:
1. Общая информация (характеристика);
2. Риски возникновения ЧС;
3. Информационно-справочные материалы;
4. Обеспеченность территории специальным вооружением и техникой.
Раздел "Общая информация" отрабатывается с использованием общедоступных ресурсов. Раздел характеризует административное обустройство территорий, географическое расположение, основные направления экономической деятельности, социально - экономические показатели территорий.
Во втором разделе отражены риски возможных ЧС, являющиеся исходными данными для формирования группировки сил и планированию их действий в условиях ЧС.
В третьем разделе содержатся информационно-справочные материалы.
В четвертом разделе раскрывается наличие техники и средств, которые могут применяться при ликвидации ЧС.
Паспорт разрабатывается в тесном взаимодействии с представителями территориальных органов ФОИВ, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, учреждений и организаций, руководителей объектов.
Практическая разработка разделов паспортов территорий заключается в детальном прогнозировании обстановки, которая может сложиться при угрозе или возникновении производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий, оценке разрушений, потерь и выработке решения на ликвидацию последствий.
Подготовка паспорта территории включает в себя три основных этапа:
1 этап - определение исходных данных;
2 этап - разработка паспорта территории;
3 этап - утверждение паспорта территории и дальнейшая реализация его в органах повседневного управления РСЧС.
В ходе первого этапа:
разрабатывается общая информация;
определяются возможные опасности для территорий;
проводится расчет риска возникновения различных видов опасностей;
проводится оценка возможных последствий ЧС и состояния работ по предупреждению ЧС. При определении исходных данных привлекаются специалисты различных сфер деятельности, сторонние организации и соответствующие подразделения МЧС России.
В ходе второго этапа (после определения исходных данных) проводятся следующие мероприятия:
определяется состав рабочей группы для разработки паспорта территории;
определяется организация деятельности рабочей группы;
проводится экспертная оценка паспорта территории.
На третьем этапе проводится согласование паспорта территории с заинтересованными ведомствами, учреждениями, организациями и его утверждение соответствующими КЧС и ОПБ.
Порядок создания и работы с паспортами территорий должен быть определен нормативно-правовыми актами субъектов РФ и муниципальных образований, а до их принятия - в решениях соответствующих КЧС и ОПБ. Список ответственных должностных лиц утверждается решением соответствующих КЧС и ОПБ.
В нормативно-правовых актах (решениях КЧС и ОПБ) должны быть определены:
конкретные задачи по отработке паспортов территорий руководителям органов управления, сил и средств РСЧС, структурных подразделений органов исполнительной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления;
вопросы организации взаимодействия;
порядок разработки, хранения, проверки и корректировки паспортов территорий, внесения дополнений в них;
периодичность корректировки с учетом циклических рисков.
право дежурных смен ЦУКС территориальных органов МЧС России, ЕДДС муниципальных образований требовать информацию от специалистов межведомственных групп для внесения оперативных корректировок в паспорта территорий.
Разработка паспортов территорий должна осуществляться в соответствии с графиком, утвержденным председателями соответствующих КЧС и ОПБ.
Разработанные паспорта принимаются комиссионно. В состав комиссий включаются представители территориальных органов МЧС России, органов управления Ф и ТП РСЧС, органов государственной власти и местного самоуправления. Результат приемки оформляется Актом.
В территориальных органах МЧС России осуществляется контроль за разработкой паспортов территорий и объектов. Общее руководство осуществляют руководители межведомственных рабочих групп по корректировке информационных ресурсов.
При выявлении случаев некачественной корректировки паспортов территорий, анализ направляется руководителям органов управления Ф и ТП РСЧС и объектов с приглашением к заслушиванию на рабочих совещаниях межведомственных групп.
Анализ состояния паспортов территорий включается в план заседаний КЧС и ОПБ субъектов и муниципальных образований тематическим вопросом не реже двух раз в год.
При отработке паспорта территории необходимо учитывать следующие особенности:
паспорт территории разрабатывается в программном продукте Microsoft PowerPoint 2003 и выше (с учетом совместимости программного обеспечения взаимодействующих структур). Размер страницы - А3;
на первой странице каждого паспорта территории (обложке) указывается должностное лицо, ответственное за разработку паспорта и его контактный телефон;
сканированные копии листа согласования паспорта и решения КЧС и ОПБ оформляются слайдом и размещаются перед содержанием паспорта территории;
содержание паспорта территории отрабатываются в виде гиперссылок на конкретный раздел;
в паспорте территории отрабатываются только риски, характерные для данной территории, другие риски, как не характерные, указываются в таблице оценки защищенности территории, при этом предложенный набор рисков необходимо дополнить исходя из рисков возникновения ЧС, характерных для данной территории и с учетом ее особенностей;
если тип рисков на информационном материале не характерен (пренебрежим) для данной территории, информационный материал остается не заполненным с нанесением обоснования отсутствия риска;
вся обстановка, указанная в требованиях к оформлению информационных материалов обязательна к нанесению. Если один из элементов обстановки отсутствует на представленных материалах, то его отсутствие необходимо обосновать. Причина отсутствия элемента обстановки указывается обязательно;
на разрабатываемых материалах не должно быть незаполненных таблиц, обозначений и т.п., за исключением информации, требующей ежесуточного уточнения (например метеоданные);
информация заносится согласно установленных требований к нанесению графической и текстовой информации;
особое внимание при отработке паспорта необходимо уделить заполнению справочно-информационных таблиц по составу сил и средств ликвидации ЧС на территории, включая силы и средства, напрямую не подчиненные органам управления МЧС России;
в ведомости привлечения сил и средств ликвидации последствий ЧС заполняется раздел "Привлекаемые в соответствии с паспортом территории (планом применения)", нормативные документы. Остальные разделы заполняются при возникновении ЧС и в ходе учений и тренировок;
при разработке паспортов территории целесообразно использовать картографическую основу из программных продуктов, работающих в формате ГИС, картографического ресурса НЦУКС "Гранит" (http://10.21.18.142/gis) ведомственной интернет сети;
справочные таблицы размещаются на слайде без картографической подложки;
паспорта сельских населенных пунктов, разрабатываются на схемах соответствующих территорий с отображением информации до дома. В случае, если схема не умещается на один слайд, схема территории разбивается на несколько частей;
схемы производственных объектов при разработке паспортов сельских населенных пунктов отрабатываются на все производственные объекты, включая объекты переработки, воспроизводства сельскохозяйственной продукции и животных;
для нежилых населенных пунктов и населенных пунктов с общим количеством проживающего населения менее 20 человек разрабатывается только раздел по общей информации со схемой населенного пункта (для нежилых населенных пунктов указывается, что населенный пункт не жилой), кроме населенных пунктов, в которых прогнозируются риски ЧС.
Все информационные материалы размещаются на сервере НЦУКС (ftp:// 10.21.18.69) и серверах территориальных органов МЧС России, ЕДДС муниципальных образований.
2. Общие требования к проверке и корректировке паспортов территорий
Проверка паспортов территорий организуется с целью оценки достоверности, актуальности и полноты информации, а также совершенствования работы по подготовке информационно-справочных материалов и сбору оперативной информации, предназначенной для выработки предложений в управленческие решения, оптимизации управления дежурными силами, проведения превентивных мероприятий, направленных на снижение рисков, присущих данной территории или объекту, организации оповещения и информирования населения.
Проверка и корректировка паспортов территорий проводится в ходе:
1. Комплексных и ежедневных тренировок (осуществляется проверка разделов паспорта территории, соответствующих тематике проводимых учений).
2. Заслушивания местных гарнизонов пожарной охраны (далее ПГ) (осуществляется детальная проверка всех разделов паспортов территорий).
3. Циклических рисков (осуществляется при наличии угрозы возникновения ЧС природного характера, исходя из данных космического мониторинга).
4. Чрезвычайных ситуаций и происшествий (осуществляется проверка соответствующих разделов паспорта территории).
5. Плановой корректировки тематических разделов в соответствии с графиками и планами корректировки информационных ресурсов.
Для проверки и корректировки паспортов территорий создаются рабочие группы:
из числа специалистов оперативных дежурных смен органов повседневного управления РСЧС (ЦУКС территориальных органов МЧС России, ЕДДС муниципальных образований, ДДС объектов);
рабочие группы территориальных органов МЧС России;
межведомственные рабочие группы на уровне субъектов РФ и муниципальных образований.
Составы рабочих групп территориальных органов МЧС России утверждаются соответствующими распорядительными документами;
Составы межведомственных рабочих групп субъектов РФ и муниципальных образований утверждаются решениями соответствующих КЧС и ОПБ.
Срочное устранение недостатков проводится при возникновении ЧС и происшествий, накануне заслушивания муниципального образования или субъекта РФ. Срочное устранение недостатков проводится в срок от 3-х до 24-х часов силами оперативных дежурных смен органов повседневного управления РСЧС. Ответственным за своевременное устранение недостатков назначается СОД ЦУКС территориального органа МЧС России. При необходимости для уточнения информации привлекаются специалисты межведомственных рабочих групп.
Плановое устранение недостатков проводится при заблаговременной подготовке паспорта территории. Рекомендуемые сроки устранения недостатков при плановой проверке паспортов территорий:
паспорт сельского населенного пункта - до 14 дней;
паспорт муниципального образования - до 10 дней;
паспорт субъекта РФ, федерального округа - до 6 дней;
Срок устранения недостатков может быть изменен решением руководителя группы в зависимости от складывающейся обстановки (подготовка паспорта к заслушиванию, проведение учения или тренировки, угроза возникновения чрезвычайной ситуации).
При подготовке муниципального образования (субъекта РФ) к заслушиванию уточнение и обновление на серверах паспорта территории муниципального образования (субъекта РФ), а также паспортов территорий населенных пунктов муниципального образования, паспортов объектов (объекты экономики, системы соцзащиты населения, торговли) проводится не позднее 4-х дней до заслушивания.
Для более детальной и квалифицированной проверки, оценки состояния отработки паспортов территорий на всех имеющихся видах и уровнях, каждый раздел паспортов территорий закрепляется за определенным должностным лицом (специалистом).
Должностные лица, закрепленные за разделами паспортов территорий, осуществляют методическую поддержку (по направлениям деятельности) использования и корректировки паспортов территорий оперативными дежурными сменами органов повседневного управления.
Основными исполнителями по отработке паспортов территорий являются должностные лица межведомственных рабочих групп и рабочих групп территориальных органов МЧС России (по направлениям деятельности).
При необходимости специалисты рабочих групп территориальных органов МЧС России в соответствии с Планом корректировки проводят выездные рабочие встречи в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов РФ, органах местного самоуправления и организациях, в ходе которых уточняют и вносят изменения в паспорта территории. Также информация может быть уточнена по письменным запросам в территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и организации.
Ответственность за обобщение и доведение анализа состояния паспортов территорий до ФОИВ, органов исполнительной власти субъектов РФ, организаций несут руководители территориальных органов МЧС России.
Корректировка ИСС "База ЧС" проводится совместно с корректировкой информации, содержащейся в паспортах территорий. Порядок организации и проведения корректировки информации в разделах ИСС "База ЧС" аналогичен работе с паспортами территорий, рассмотренный выше.
Заместитель начальника регионального центра |
А.А.Мулл |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.