Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 9 июля 2015 г. N 163-15-15
Резолютивная часть решения оглашена на заседании Комиссии 25 июня 2015 года.
В полном объеме решение изготовлено 9 июля 2015 года.
Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии - Лужбин Е.Л., заместитель руководителя управления; члены Комиссии - Фомушкина Ю.В., начальник отдела контроля органов власти, Муковозчик О.С., старший государственный инспектор отдела естественных монополий, рассмотрев дело N 163-15-15, возбужденное по признакам нарушения Администрацией Степновского сельсовета Назаровского района Красноярского края (далее - Администрация) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - ФЗ "О защите конкуренции"), выразившегося в непроведении открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: Назаровский район, п.Степной, мкр.Южный, 1Б, в порядке, установленном частью 13 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации
Дело рассмотрено в отсутствии представителей администрации Степновского сельсовета и ЗАО "Назаровское", надлежащим образом уведомленных о месте и времени рассмотрения дела установила:
Красноярским УФАС России в рамках осуществления государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства в сфере ЖКХ был направлен запрос Главам муниципальных образований Красноярского края (исх. N 22768 от 26.11.14) о представлении информации по исполнению обязанности по выбору управляющих компаний, установленной п.13 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Представленная Администрацией Назаровского района Красноярского края во исполнение запроса информация (исх. N 2737 от 05.12.2014, вх. N 24574 от 05.12.2014) свидетельствовала о не проведении конкурса по отбору управляющей организации в новостройке Назаровского района в 2014 году, распложенной по адресу: Назаровский район, п.Степной, мкр.Южный, 1Б. Указанный 36-ти квартирный дом является собственностью ЗАО "Назаровское".
Разрешение на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома, расположенного по адресу: Назаровский район, п.Степной, мкр.Южный 1Б было выдано 21.04.2014.
В соответствии с частью 13 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации в течение двадцати дней со дня выдачи в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома орган местного самоуправления размещает извещение о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации на официальном сайте в сети "Интернет" и не позднее чем в течение сорока дней со дня размещения такого извещения проводит в соответствии с частью 4 настоящей статьи открытый конкурс. В течение десяти дней со дня проведения открытого конкурса орган местного самоуправления уведомляет всех лиц, принявших от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, о результатах открытого конкурса и об условиях договора управления данным домом. Указанные лица обязаны заключить договор управления данным домом с управляющей организацией, отобранной по результатам открытого конкурса, в порядке, установленном статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 06.02.2006 N 75 утверждены Правила проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом (далее - Правила).
В нарушение требований части 13 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации Администрация Назаровского района не провела открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления вновь возведенным многоквартирным домом после ввода дома в эксплуатацию.
Учитывая изложенные обстоятельства, Красноярским УФАС России возбуждено дело на основании приказа Красноярского УФАС России N 241 от 12.05.2015 в отношении Администрации Назаровского района Красноярского края по признакам нарушения части 1 статьи 15 ФЗ "О защите конкуренции", выразившимся в непроведении открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: Назаровский район, п.Степной, мкр.Южный, 1Б, в порядке, установленном частью 13 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Определением от 12.05.2015 дело было назначено к рассмотрению на 11 июня 2015 года.
На заседании Комиссии по рассмотрению дела было установлено, что полномочия, предусмотренные частью 13 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, в отношении вышеуказанного дома, осуществляются Степновским сельсоветом в соответствии с решениями Назаровского районного Совета Депутатов от 18.12.2014 N 48-275 и N 48-276, а не администрацией Назаровского района, поскольку дом находится на территории Степновского сельсовета.
В соответствии с ч.3 ст.42 ФЗ "О защите конкуренции" если в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства комиссия установит, что признаки нарушения антимонопольного законодательства содержатся в действиях (бездействии) иного лица, чем ответчик по делу, комиссия привлекает такое лицо в качестве ответчика по делу. В случае, если комиссией не выявлено фактов, свидетельствующих о наличии в действиях одного из ответчиков по делу признаков нарушения антимонопольного законодательства, комиссия выносит определение о прекращении участия такого ответчика в рассмотрении дела. Копия определения о прекращении участия ответчика по делу в рассмотрении дела незамедлительно направляется лицам, участвующим в деле.
Учитывая вышеизложенное, определением от 11.06.2015 участие в рассмотрение дела N 163-15-15 Администрации Назаровского района Красноярского края прекращено, к участию в рассмотрении дела в качестве ответчика привлечена Администрация Степновского сельсовета Назаровского района Красноярского края по факту непроведения открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: Назаровский район, п.Степной, мкр.Южный, 1Б, в порядке, установленном частью 13 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации. Дело назначено к рассмотрению на 25.06.2015.
Согласно пояснениям Администрации от б/н 25.06.2015 (вх. от 25.06.2015 N 12098) на территории сельсовета отсутствуют управляющие организации. Администрация согласна с вменяемым нарушением.
Согласно сведениям, поступившим в адрес управления от ЗАО "Назаровское", в доме, распложенном по адресу: Назаровский район, п.Степной, мкр.Южный, 1Б, оформлено 28 договоров выкупа квартир в указанном доме (из 36 квартир). Вместе с тем, доказательства выбора собственниками жилых помещений управляющей организации в адрес Красноярского УФАС не поступали (протокол собственников жилого дома, договор управляющей организацией и пр.).
Кроме того, согласно пояснениям ЗАО "Назаровское" от 10.06.2015 N 1332 (вх. от 11.06.2015 N 11192) услуги водо- и теплоснабжения жилого дома оказывает ЗАО "Назаровское". Дом построен обществом за счет собственных средств.
Исследовав материалы дела N 163-15-15, заслушав пояснения сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу пунктов 1, 9, 10 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится учет муниципального жилищного фонда; осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда, установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства; иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, другими федеральными законами, а также законами субъектов РФ.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится, в том числе организация содержания жилищного фонда.
Выбор способа управления многоквартирным домом, общие требования к деятельности по управлению многоквартирным домом регламентированы статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 13 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации в течение двадцати дней со дня выдачи в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома орган местного самоуправления размещает извещение о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации на официальном сайте в сети "Интернет" и не позднее чем в течение сорока дней со дня размещения такого извещения проводит в соответствии с частью 4 настоящей статьи открытый конкурс. В течение десяти дней со дня проведения открытого конкурса орган местного самоуправления уведомляет всех лиц, принявших от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, о результатах открытого конкурса и об условиях договора управления данным домом. Указанные лица обязаны заключить договор управления данным домом с управляющей организацией, отобранной по результатам открытого конкурса, в порядке, установленном статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Частью 4 статьи 161 Жилищного кодекса РФ установлено, что орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством РФ, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации. Указанный порядок установлен Постановлением Правительства РФ от 06.02.2006 N 75, которым утверждены Правила проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом (далее - Правила N 75).
В силу пункта 2 Правил N 75 под организатором конкурса понимается орган местного самоуправления, уполномоченные проводить конкурс.
Таким образом, обязанность проводить открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления вновь введенным в эксплуатацию многоквартирным домом законодателем возложена на орган местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 4 Правил N 75 конкурс проводится на основе следующих принципов:
1) создание равных условий участия в конкурсе для юридических лиц независимо от организационно-правовой формы и индивидуальных предпринимателей;
2) добросовестная конкуренция;
3) эффективное использование средств собственников помещений в многоквартирном доме в целях обеспечения благоприятных и безопасных условий пользования помещениями в многоквартирном доме, надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся помещениями в доме;
4) доступность информации о проведении конкурса и обеспечение открытости его проведения.
Согласно пункту 2 Правил N 75 в целях данных правил конкурс - форма торгов, победителем которых признается участник конкурса, предложивший за указанный организатором конкурса в конкурсной документации размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в течение установленного срока выполнить наибольший по стоимости объем работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, на право управления которым проводится конкурс.
В пункте 39 Правил N 75 предусмотрено, что в случае если до дня проведения конкурса собственники помещений в многоквартирном доме выбрали способ управления многоквартирным домом или реализовали решение о выборе способа управления этим домом, конкурс не проводится. Отказ от проведения конкурса по иным основаниям не допускается.
В соответствии с частью 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме (часть 3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией (часть 9 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Частью 13 статьи 161 Жилищного кодекса РФ формулируются условия, при наличии которых орган местного самоуправления проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации для целей управления многоквартирным домом.
При этом необходимость управления многоквартирным жилым домом возникает сразу же после введения объекта в эксплуатацию, поскольку согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным жилым домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном жилом доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Положения части 4.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривают, что информация о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов (далее - официальный сайт в сети "Интернет"). Правительством Российской Федерации определяются официальный сайт в сети "Интернет" и уполномоченный на его ведение орган.
С 01.01.2013 вся вышеуказанная информация должна публиковаться на официальном сайте www.torgi.gov.ru.
Реализация положения части 13 статьи 161 Жилищного кодекса РФ способствует развитию конкурентных отношений на рынке услуг по управлению многоквартирными домами путем создания условий для выбора контрагента, предлагающего наилучшие условия управления домом, что обеспечивает соблюдение интересов собственников помещений в многоквартирных домах, а также позволяет снизить количество злоупотреблений со стороны организаций-застройщиков в отношении собственников помещений в многоквартирном доме, которые, пользуясь своим положением, единолично определяют управляющую компанию, обязывая будущих собственников заключать с ней договоры управления на невыгодных им условиях.
В нарушение требований части 13 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации Администрация не провела открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления вновь возведенным многоквартирным домом, расположенным по адресу: Назаровский район, п.Степной, мкр.Южный, 1Б., введенным в эксплуатацию 21.04.2014.
Бездействие органа местного самоуправления по непроведению обязательного открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления вновь возведенными многоквартирным домом в срок, установленный частью 13 статьи 161 ЖК РФ, является нарушением запрета, установленного частью 1 статьи 15 Закона N 135-ФЗ "О защите конкуренции", поскольку создает преимущественные условия для предпринимательской деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, в том числе выбранных застройщиками (или самого застройщика, и ведет к ограничению доступа потенциальных хозяйствующих субъектов к оказанию услуг по управлению домами путем участия в публичных процедурах.
С учетом вышеизложенного, неосуществление Администрацией действий по проведению, предусмотренного частью 13 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, открытого конкурса по отбору управляющей организации в отношении спорного многоквартирного дома, создало преимущественные условия для ЗАО "Назаровское", с которым, в отсутствие конкурентных процедур, осуществляется снабжение жителей многоквартирного дома коммунальными услугами, в ущерб интересам действующих на рынке управления МКД хозяйствующих субъектов, что недопустимо в соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона "О защите конкуренции".
Из анализа положений статей 44, 45, 47, 48, 161 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что правом на принятие решения по выбору способа управления многоквартирным домом и его реализацию наделены только собственники помещений в многоквартирном доме.
Рынок управления многоквартирными домами является конкурентным в силу закона.
В тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающих состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением законодательно установленных случаев, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-Ф3 "О защите конкуренции" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Таким образом, действия (бездействие) Администрации по непроведению открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: Назаровский район, п.Степной, мкр.Южный, 1Б, в установленном законодательством порядке нарушают часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", поскольку приводят (могут привести) к недопущении конкуренции между управляющими компаниями за право заключения договора на управление многоквартирным домом.
Комиссия учитывает то обстоятельство, что на момент вынесения решения договоры выкупа заключены на 28 квартир из 36. Однако, в связи с тем, что доказательств выбора управляющей компании жильцами дома в материалы дела ни одним из лиц, участвующих в деле, не представлено, Комиссия полагает, что Администрации необходимо провести выбор управляющей организации на конкурсной основе.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимной связи Комиссия приходит к выводу:
- об отсутствии оснований для прекращения рассмотрения дела;
- о наличии в действиях Администрации состава нарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15 ФЗ "О защите конкуренции", согласно которой органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в том числе запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, создание дискриминационных условий;
Соответствующими действиями нарушен публичный порядок, обеспечивающий конкуренцию, а также ущемлены интересы других хозяйствующих субъектов (потенциальных участников заинтересованных в осуществлении управления многоквартирными домами).
В связи с тем, что собственниками помещений не реализовано право по выбору способа управления многоквартирным домом в соответствии со статьями 44, 45, 47, 48, 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи Администрации предписания о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьей 15, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 49, статьи 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия по рассмотрению дела о нарушениях антимонопольного законодательства решила:
1. Признать Администрацию Степновского сельсовета Назаровского района Красноярского края нарушившей часть 1 статьи 15 ФЗ "О защите конкуренции", в части непроведения открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: Назаровский район, п.Степной, мкр.Южный, 1Б, в порядке, установленном частью 13 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, что приводит (может привести) к недопущении конкуренции между управляющими компаниями за право заключения договора на управление многоквартирным домом.
2. Выдать Администрации Степновского сельсовета Назаровского района Красноярского края обязательное для исполнения предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, с этой целью Администрации надлежит в срок не позднее 20 дней с момента получения предписания принять меры, направленные на реализацию полномочий, предусмотренных частью 13 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (провести конкурс по отбору управляющей компании для управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: Назаровский район, п.Степной, мкр.Южный, 1Б).
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев с момента вынесения решения.
Председатель Комиссии |
Е.Л.Лужбин |
Члены Комиссии |
Ю.В.Фомушкина О.С.Муковозчик
|
Предписание Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 9 июля 2015 г. N 163-15-15 "О совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции"
Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства в составе: председатель Комиссии - Лужбин Е.Л., заместитель руководителя управления, члены Комиссии - Фомушкина Ю.В., начальник отдела контроля органов власти; Муковозчик О.С., старший государственный инспектор отдела естественных монополий, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 ФЗ "О защите конкуренции", на основании своего решения от 9 июля 2015 года по делу N 163-15-15 о нарушении администрацией Степновского сельсовета Назаровского района Красноярского края части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" предписывает:
Администрации Степновского сельсовета Назаровского района Красноярского края совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции, с этой целью Администрации надлежит в срок не позднее 20 дней с момента получения предписания принять меры, направленные на реализацию полномочий, предусмотренных частью 13 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (провести конкурс по отбору управляющей компании для управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: Назаровский район, п.Степной, мкр.Южный, 1Б).
О выполнении настоящего предписания сообщить в адрес Красноярского УФАС России в 5-дневный срок с момента получения (исполнения).
Предписание может быть обжаловано в Арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Председатель Комиссии |
Е.Л.Лужбин |
Члены Комиссии |
Ю.В.Фомушкина О.С.Муковозчик
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 9 июля 2015 г. N 163-15-15
Текст решения официально опубликован не был