Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Постановлению Администрации
г.Ачинска Красноярского края
от 7 сентября 2015 г. N 287-П
1. Паспорт муниципальной программы города Ачинска
"Развитие потребительского рынка на территории города Ачинска" на 2015-2018 годы
Наименование программы |
"Развитие потребительского рынка на территории города Ачинска" (далее - Программа) |
Основания для разработки муниципальной программы |
Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", приказ Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 25.12.2014 N 2733 "Об утверждении Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2015 - 2016 годы и период до 2020 года", закон Красноярского края от 30.06.2011 N 12-6090 "Об отдельных вопросах государственного регулирования торговой деятельности на территории Красноярского края", |
Ответственный исполнитель муниципальной программы |
Администрация города Ачинска - отдел развития потребительского рынка и защиты прав потребителей (далее - Отдел) |
Соисполнители муниципальной программы |
Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации города Ачинска, Консультант - Главный архитектор Администрации города Ачинска, Управление экономического развития и планирования Администрации города Ачинска. |
Цели муниципальной программы |
Создание условий для наиболее полного удовлетворения потребностей населения города Ачинска в услугах торговли, общественного питания и бытового обслуживания, повышение их качества, а также обеспечение взаимодействия органов местного самоуправления, общественных объединений и хозяйствующих субъектов по решению задач в области развития потребительского рынка |
Задачи муниципальной программы |
1. Формирование современной инфраструктуры потребительского рынка и повышения территориальной доступности товаров и услуг для населения города Ачинска. 2. Повышение экономической доступности товаров для населения в целях реализации социальной политики. 3. Повышение качества и обеспечения безопасности товаров и услуг. 4. Информационное обеспечение субъектов потребительского рынка. |
Этапы и сроки реализации программы |
2015-2018 годы |
Перечень целевых индикаторов и показатели результативности Программы |
1. Увеличение оборота розничной торговли до 20 138,2 млн.руб.; 2. Увеличение оборота общественного питания до 414,2 млн.руб.; 3. Увеличение оборота платных услуг, оказанных населению до 2 983,2 млн.руб.; 4. Увеличение оборота розничной торговли на душу населения ежегодно до 189,5 тыс.руб.; 5. Увеличение количества стационарных розничных торговых объектов до 1440 единиц; 6. Увеличение количества нестационарных торговых объектов до 433 единиц; 7. Увеличение количества объектов бытового обслуживания населения до 504 единиц; 8. Увеличение количества объектов общественного питания до 80 единиц. |
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
1. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Современное состояние потребительского рынка в городе Ачинске характеризуется как стабильное, с устойчивыми темпами развития, соответствующим уровнем перенасыщенности товарами и услугами, достаточно развитой сетью предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения.
Потребительский рынок находится в непосредственной зависимости от других рынков, влияет на денежные доходы, платежеспособность населения, регулирует товарно-денежные отношения, способствует конкурентоспособности отечественных товаров и всего рыночного механизма. Поэтому проблеме эффективного развития потребительского рынка, его регулированию должно отводиться одно из главнейших мест.
1.1. Розничная торговля
Кризисные явления в экономике 2014 года повлияли на объемы оказания услуг торговли населению. Вследствие снижения покупательской активности темп роста оборота розничной торговли в сопоставимых ценах в городе Ачинске замедлился и составил в 2014 году 99,94 процента (в среднем по России - 102,5 процента) против среднегодового тема роста 102,4 процентов в докризисный период.
В 2014 году оборот розничной торговли в городе Ачинске вырос к уровню 2013 года на 12,2 процента и составил 16 432,7 млн.руб., при этом на душу населения продано товаров на сумму 152,8 тыс.руб. Несмотря на тяжелую экономическую ситуацию в 2015 году ожидается прирост оборота розничной торговли на 5 процентов.
По итогам 2014 года инфляция по Красноярскому краю составила 109,5 процента, что на 4,7 процентных пункта выше уровня 2013 года. При этом уровень инфляции в крае ниже данного показателя по стране на 1,9 процента. На продовольственные товары цены выросли на 13,8 процента, на товары непродовольственной группы - на 6,9 процента (по России - на 15,4 и 8,1 процентов соответственно).
Розничная торговая сеть города насчитывает:
- 684 стационарных торговых объекта общей торговой площадью 116 564,6 кв.м. Структура действующих магазинов в основном представлена торговыми форматами площадью до 100 кв.м.
- 319 нестационарных торговых объектов общей торговой площадью 8 746 кв.м.
Структура розничных каналов продаж изменилась в сторону современных форматов торговли. В городе активно ведется строительство как крупноформатных торгово-развлекательных центров, супермаркетов, так и магазинов "шаговой доступности". Торговые сети в последние годы стали одними из самых быстрорастущих и успешных сегментов розничного рынка, и представлены преимущественно местными сетевыми компаниями.
На розничном рынке города Ачинска развита сетевая форма торговли, представленная как местными, так и краевыми предпринимателями.
По состоянию на 01 января 2015 года фактическая обеспеченность населения торговыми площадями в среднем по городу составила 1213,32 кв.м на 1 тысячу жителей, что на 344,03 кв.м. превышает среднекраевой норматив (или на 39,6%), утвержденный законом Красноярского края от 19.12.2013 N 5-1997 "О нормативах минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов для Красноярского края, муниципальных районов и городских округов края".
Проводимый анализ обеспеченности населения города Ачинска торговыми площадями выявил пропорциональное соотношение: 47% приходится на продовольственные товары, 53% - на непродовольственные.
Количество магазинов, работающих по методу самообслуживания, за 2014 год в сравнении с предыдущим увеличилось на 12 единиц, по состоянию на 01 января 2015 г. в городе работало 308 предприятий такого формата торговой площадью 69,26 тыс. кв. метров.
Повышение уровня доходов населения ориентирует торговлю на развитие специализированных и узкоспециализированных предприятий по продаже одной или нескольких групп товаров. За прошедший год открылось 9 таких объектов торговой площадью 1,5 тыс. кв. метров. В настоящее время на территории города деятельность осуществляет 244 специализированный магазин.
Особое внимание уделяется поддержке социально незащищенных слоев населения. С целью выработки совместных мероприятий по сдерживанию розничных цен была достигнута договоренность с руководителями местных торговых сетей "Мир продовольствия" и "Ледяной городок" о фиксации торговой наценки на социально-значимые продукты питания в размере не более 15%. В городе действуют 10 магазинов "Мир продовольствия", 10 магазинов "Ледяной городок", которые расположены в различных частях города, что обеспечивает доступность населения к социально-значимым продуктам питания. Перечни социально-значимых продуктов располагаются на информационных стендах в указанных магазинах, а продукты, находящиеся в торговых залах, имеют цветные ценники.
В городе Ачинске действует сеть магазинов "Буренка", которых на сегодня уже 13, по реализации продукции ЗАО "Назаровское" - крупнейшего производителя продуктов питания. Производственные площади расположены непосредственно на территории города Ачинска. Продукция ЗАО "Назаровское" востребована и в широком ассортименте представлена на прилавках практически всех торговых организаций города.
Продукция производства ЗАО "Назаровское" реализуется в собственной сети магазинов "Буренка" по цене производителя, без торговой наценки. Это способствует сдерживанию розничных цен на мясную и молочную продукцию.
В целях реализации мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности товаров местных производителей, достигнута договоренность о доставке продукции ЗАО "Назаровское" в магазины города транспортом производителя по предварительно разработанным рациональным маршрутам и графикам завоза.
В настоящее время в городе оказывают услуги населению 2 розничных рынка (1 универсальный и 1 сельскохозяйственный) на 246 торговых мест.
Начиная с августа 2014 года на территории города функционирует постоянно действующая продовольственная ярмарка, в которой принимают участие сельскохозяйственные товаропроизводители города Ачинска, Ачинского, Большеулуйского, Бирилюсского, Боготольского, Емельяновского, Назаровского районов.
По решению организаторов торговые места на продовольственных и сельскохозяйственных ярмарках предоставляются крестьянским, фермерским хозяйствам, гражданам, ведущим личные подсобные хозяйства, на бесплатной основе.
Также в ежедневном режиме функционирует "зеленый базар" для реализации излишек сельскохозяйственной продукции с огородов граждан, ведущих личное подсобное хозяйство.
В целях оптимизации формирования нестационарной торговой сети постановлением администрации города Ачинска от 06.04.2015 N 124-п "Об утверждении перечня и схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Ачинска", утверждены схемы размещения мест нестационарных торговых объектов на территории города.
В схемы включены павильоны, киоски, торговые комплексы, открытые площадки в количестве 391 единицы, размещенные и планируемые к размещению на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности. С развитием современных форм торговли с 2012 года нестационарная сеть уменьшилась на 60 объектов. Основное ее назначение в предоставлении населению дополнительных товаров и услуг в районах города с недостаточной обеспеченностью торговыми площадями, а также в местах отдыха и досуга.
1.2. Общественное питание
В 2014 году оборот общественного питания увеличился на 4,9 млн.руб. и составил 345,4 млн.руб. На душу населения было оказано услуг питания на сумму 3,2 тыс.руб.
По состоянию на 01 января 2015 г. в городе функционирует 78 предприятий общественного питания на 2 280 посадочных мест. Обеспеченность жителей города посадочными местами составила 21 место на 1 тыс. человек.
Предприятия общественного питания развиваются в зонах комплексного торгового, гостиничного обслуживания, на вокзале.
Демократичность цен и стабильное качество блюд и сервиса - составляющие популярной в настоящее время концепции "фри-фло", суть которой - свободное перемещение потребителей вдоль линии раздачи, широкий ассортимент блюд "домашней" кухни. В данном формате работает сеть столовых "Пельменная", столовая "Жаркая поляна".
Из общего количества предприятий общественного питания 38,4 процента, или 30 предприятий, несут социальную нагрузку - обслуживают студентов высших и средних специальных учебных заведений, учащихся общеобразовательных школ и профессионально-технических училищ, рабочих и служащих производственных предприятий и учреждений.
В последнее время на территории города массово открываются суши-бары. За последние 2 года начали свою деятельность 8 точек, осуществляющих продажу блюд японской кухни.
1.3. Бытовое обслуживание
За 2014 год населению города Ачинска оказано платных услуг на сумму 2 250,0 млн.руб., что превышает уровень соответствующего периода 2013 года на 7,1%. Объем их реализации на душу населения составил 20,9 тыс.руб.
При этом платных бытовых услуг оказано на общую сумму 10,36 млн.руб., с объемом реализации на душу населения 96,3 руб.
Сфера бытового обслуживания в города развивается в соответствии со спросом населения. По состоянию на 01 января 2015 г. осуществляло деятельность 498 предприятий.
Наибольший удельный вес в общем объеме бытовых услуг приходится на парикмахерские услуги - 21,3%; ремонт и строительство жилья и других построек занимает 13,05%; услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, машин и оборудования - 10,6%; ремонт и пошив швейных, меховых, кожаных и трикотажных изделий - 10,6%.
В целях оптимизации формирования нестационарной сети постановлением администрации города Ачинска от 06.04.2015 N 125-п "Об утверждении перечня и схемы размещения нестационарных объектов на территории города Ачинска", утверждены схемы размещения мест нестационарных объектов на территории города, в которых оказываются услуги населению.
1.4. Проблемы в сфере потребительского рынка.
В целом ситуация на потребительском рынке оценивается как стабильная, прогноз для его развития благоприятен, в то же время существует ряд общих проблем, сдерживающих развитие:
1. Недостаточный уровень покупательской способности, сложившийся вследствие снижения реальных доходов населения и увеличения уровня инфляции в 2014 году.
2. Недостаток доступных кредитов для хозяйствующих субъектов на пополнение оборотных средств, невыгодные условия долгосрочного кредитования для создания материально-технической базы предприятий.
3. В сфере бытового обслуживания населения из-за низкой рентабельности производства и недостатка собственных оборотных средств существует высокая степень физического износа основных фондов и оборудования. Особенно это наблюдается в мастерских по ремонту обуви, предприятиях по ремонту бытовой техники, телерадиоаппаратуры, пошиву и ремонту одежды. Низкое техническое оснащение предприятий отражается на качестве выполнения заказов, ограничении перечня оказываемых услуг. Увеличение числа предприятий осуществляется за счет малозатратных видов бытовых услуг - парикмахерских, салонов красоты, автостоянок.
4. Одной из главных социальных проблем развития потребительского рынка в городе Ачинске является обеспечение ценовой доступности товаров и услуг для социально незащищенных групп населения.
5. Дефицит и недостаточная квалификация кадров, которые вызваны главным образом быстрым ростом сферы торговли и услуг, невысоким социальным престижем низкоквалифицированных работ, недостаточным качеством обучения в учебных заведениях. Наибольший дефицит трудовых ресурсов наблюдается на уровне рабочих профессий. Проблемы с набором линейного персонала связаны, в первую очередь, с низким уровнем оплаты труда, текучестью кадров, низкой мотивацией к работе.
6. Отсутствие единой системы информационного обеспечения в сфере потребительского рынка. Существующая система статистического учета и информационного обеспечения не позволяет проводить в полном объеме мониторинг и анализ развития сферы торговли, общественного питания, бытового обслуживания.
7. Неравномерное размещение объектов потребительского рынка на территории города:
- застройка жилых массивов города производится без проектирования размещения в них объектов потребительского рынка, в результате, как правило, объекты потребительского рынка размещаются в нежилых помещениях первых этажей жилых зданий, ранее не планируемых для данных целей. Большие по площади объекты размещаются исходя из возможностей хозяйствующего субъекта, а не потребности в обеспеченности территории города товарами и услугами.
Предприятия торговли, общественного питания и бытового обслуживания размещаются в основном в жилых домах на первых этажах, в помещениях, не предназначенных изначально для данных целей. Для приведения нежилых помещений в соответствие санитарным, строительным и технологическим нормам требуются их реконструкция, дополнительные мероприятия по подводу сетей, вентиляции, шумоизоляции и прочее. Функционирование подобных объектов вызывает систематические жалобы со стороны жильцов на неудобства от их работы (шум, запах, разгрузка товара).
8. Недобросовестная конкуренция и нарушение прав потребителей, возникшие по причинам:
- отмена требований ГОСТов и обязательной сертификации товаров и услуг;
- отсутствие единых стандартов обслуживания населения;
- низкая правовая грамотность потребителей и индивидуальных предпринимателей;
- неисполнение требований законодательства хозяйствующими субъектами в части предоставления достоверной информации о реализуемых товарах (услугах), удовлетворения законных требований потребителя;
- возможность оказания услуг широкому кругу потребителей субъектами, не зарегистрированными в качестве юридических лиц или индивидуальных предпринимателей;
- сокращение числа контрольных и надзорных мероприятий, проводимых уполномоченными органами.
Целесообразность программного решения обозначенных проблем и реализации перспективных направлений развития торговой деятельности обусловлена необходимостью сбалансированности и комплексной увязки мероприятий, направленных на качественное развитие сферы торговли.
2. Цели и задачи Программы
Основной целью развития потребительского рынка является создание условий для наиболее полного удовлетворения потребностей населения города Ачинска в услугах торговли, общественного питания и бытового обслуживания, повышение их качества, а также обеспечение взаимодействия органов местного самоуправления, общественных объединений и хозяйствующих субъектов по решению задач в области развития потребительского рынка.
Для достижения поставленной в Программе цели необходимо решение следующих задач:
1. Формирование современной инфраструктуры потребительского рынка и повышения территориальной доступности товаров и услуг для населения города Ачинска.
2. Повышение экономической доступности товаров для населения в целях реализации социальной политики.
3. Повышение качества и обеспечения безопасности товаров и услуг.
4. Информационное обеспечение субъектов потребительского рынка.
3. Механизм реализации Программы
Администрация города Ачинска организует выполнение мероприятий Программы и координирует взаимодействие ее исполнителей и соисполнителей.
Механизм реализации Программы - это система мероприятий Программы, скоординированных по срокам с целью достижения намеченных результатов.
Реализация программы осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Красноярского края и города Ачинска. Механизм реализации программы предполагает ее дальнейшее совершенствование с учетом меняющихся условий осуществления предпринимательской деятельности, связанных с изменением действующих норм и правил.
4. Оценка целевых индикаторов и показателей результативности Программы
Эффективность реализации Программы обеспечивается за счет выполнения поставленных Программой задач.
Эффективность от реализации мероприятий Программы определяется показателями, указанными в приложении 1 к настоящей Программе.
5. Перечень программных мероприятий
Перечень мероприятий Программы представлен в приложении 2 к Программе.
6. Ресурсное обеспечение программы
Реализация мероприятий Программы не требует финансового обеспечения.
7. Контроль за ходом реализации программы
Отдел развития потребительского рынка и защиты прав потребителей Администрации города Ачинска в процессе реализации Программы осуществляет общее руководство, контроль и меры по полному и качественному выполнению мероприятий Подпрограммы.
Управление Программой осуществляется путем регулярного мониторинга ситуации и анализа эффективности проводимой работы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.