Постановление Администрации г.Норильска Красноярского края от 18 июня 2015 г. N 299
"Об утверждении Концепции развития молодежной политики на территории муниципального образования город Норильск до 2025 года"
В целях выработки системного и интегративного подхода к формированию, развитию и реализации молодежной политики в муниципальном образовании город Норильск, постановляю:
1. Утвердить Концепцию развития молодежной политики на территории муниципального образования город Норильск до 2025 года (прилагается).
2. Разместить настоящее постановление на официальном сайте муниципального образования город Норильск.
Руководитель Администрации города Норильска |
Е.Ю.Поздняков |
Концепция развития
молодежной политики на территории
муниципального образования город Норильск до 2025 года
(утв. Постановлением Администрации г.Норильска
Красноярского края от 18 июня 2015 г. N 299)
1. Введение
Концепция развития молодежной политики на территории муниципального образования город Норильск до 2025 года (далее - Концепция) разработана на основе Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 28 июля 1995 года N 98-ФЗ "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений", Федерального закона от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.11.2014 N 2403-р, Закона Красноярского края от 08.12.2006 N 20-5445 "О государственной молодежной политике Красноярского края".
По-видимому, в предыдущем абзаце допущена опечатка. Дату "от 28 июля 1995 года" следует читать как "от 28 июня 1995 года"
2. Общие положения
Настоящая Концепция учитывает:
- тенденции и приоритетные цели стратегического развития Российской Федерации, Красноярского края и муниципального образования город Норильск в целом и в области молодежной политики, в частности;
- необходимость повышения самосознания, самостоятельности, созидательной активности и идентификации молодых людей с семьей, народом, Родиной;
- необходимость расширения возможностей для эффективной самореализации молодежи и повышения уровня ее потенциала в целях достижения устойчивого социально-экономического развития и конкурентоспособности муниципального образования город Норильск;
Основанием для выделения молодежной политики из общего контекста государственной политики является признание роли молодежи как стратегического ресурса социально-экономического, общественно-политического и культурного развития общества.
Концепция разработана с целью выработки системного и интегративного подхода к формированию, развитию и реализации молодежной политики в муниципальном образовании город Норильск.
Концепция развития молодежной политики на территории муниципального образования город Норильск является основополагающим документом, в котором определены цель, задачи и приоритетные направления в работе с молодежью, а также содержательные, организационно-управленческие условия, необходимые для развития потенциала молодежи в интересах инновационного развития муниципального образования город Норильск.
Концепция носит установочный характер, направленный на межведомственное взаимодействие, не содержит перечня конкретных мероприятий. В концепцию могут вноситься необходимые изменения и дополнения.
Концепция государственной молодежной политики является руководством к действию для всех организаций и учреждений муниципального подчинения, ориентиром для любых юридических и физических лиц, административно не подчиненных органам государственного и местного самоуправления, но имеющих желание и возможности решать проблемы молодежи в муниципальном образовании город Норильск.
3. Основные понятия
В рамках настоящей Концепции базовые понятия и термины используются в следующих значениях:
Молодежная политика (далее - МП) муниципального образования город Норильск - это система мер муниципального образования город Норильск нормативно-правового, финансово-экономического, организационно-управленческого, информационно-аналитического, кадрового характера, реализуемых на основе взаимодействия с институтами гражданского общества и гражданами, активного межведомственного взаимодействия и направленных на гражданско-патриотическое, духовно-нравственное воспитание молодежи, расширение возможностей и создание условий для эффективной самореализации молодежи и повышения уровня ее потенциала.
Молодежь - это совокупность социально-демографических групп, выделенных на основе возрастных особенностей, социального положения и характеризующихся специфическими интересами и ценностями, динамично меняющимися в современном мире. Эти группы включают лиц в возрасте от 14 до 30 лет, имеющих постоянное место жительства в муниципальном образовании город Норильск, и жителей субъектов Российской Федерации (граждане Российской Федерации), пребывающих в муниципальном образовании город Норильск. Среди молодых граждан в целях дифференциации осуществления молодежной политики выделяются:
а) школьники - молодые граждане, получающие образование в общеобразовательных учреждениях, в возрасте от 14 лет;
б) студенты - молодые граждане, получающие профессиональное образование, до 30 лет;
в) работающая молодежь - молодежь, являющаяся работниками в организациях и на предприятиях муниципального образования город Норильск различных форм собственности, в возрасте до 30 лет;
Молодая семья - семья граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории муниципального образования город Норильск, где возраст одного из супругов до 30 лет, либо неполная семья, состоящая из одного родителя, возраст которого не превышает 30 лет, и одного и более детей.
Молодежная добровольческая (волонтерская) деятельность - добровольная социально направленная и общественно полезная деятельность молодых граждан, осуществляемая путем выполнения работ, оказания услуг без получения денежного или материального вознаграждения (кроме случаев возможного возмещения связанных с осуществлением добровольческой (волонтерской) деятельности затрат.
Молодежное общественное объединение - это добровольное, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан в возрасте до 30 лет, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.
Молодежное предпринимательство - предпринимательская деятельность граждан в возрасте до 30 лет, а также юридических лиц (субъектов малого и среднего предпринимательства), средний возраст штатных работников которых, а также возраст руководителя не превышает 30 лет, либо в уставном (складочном) капитале которых доля вкладов лиц не старше 30 лет превышает 75 процентов.
Молодежный представительный орган - общественный консультативно-совещательный институт представительства молодежных объединений, молодежи как особой социально-демографической группы, создаваемый и функционирующий при органах государственной власти и местного самоуправления (Молодежный парламент города Норильска).
Орган молодежного самоуправления - это структура, создаваемая при органах государственной или муниципальной власти муниципального образования город Норильск или руководстве образовательной организации, позволяющая молодежи участвовать в выработке решений руководства соответствующего уровня.
Инфраструктурные проекты - это система проектов и мероприятий, направленных на развитие и поддержку инициатив молодых и молодежных общественных организаций, осуществляющих свою деятельность в муниципальном образовании город Норильск в целях оказания услуг и проведения мероприятий, направленных на развитие молодежи.
Социальная активность молодежи - это возможность самореализации, самопрезентации, саморазвития молодежи в тех направлениях, которые вызывают наибольшую личностную и профессиональную мотивацию.
4. Основные проблемы молодежной политики
1) трудовая активность молодежи
По прогнозу Роскомстата к 2016 году коэффициент демографической нагрузки возрастет на 20 процентов и составит 709 нетрудоспособных на тысячу человек трудоспособного населения. Молодежь не осведомлена или имеет слабое представление о том, что уже через 4-5 лет ей придется взять на себя нагрузку по повышению производительности труда, рентабельности, эффективности и оптимизации производственно-экономической деятельности.
Сформированные у молодежи шаблоны "успешной и социально-востребованной" формы занятости создают противоречие с назревающей необходимостью развития индустриальных отраслей, малого и среднего бизнеса, в отрыве от фактических потребностей экономики страны. Вызвано это тем, что представления о форме занятости связаны с обязательным наличием высшего образования, предметная составляющая которого определяется не внутренней потребностью молодого человека, а доступностью вуза и факультета, желанием занятости в организациях "быстрых" финансовых потоков.
При анализе рынка труда муниципального образования город Норильск можно определить, что спрос и предложение дисгармоничны. Наблюдается, например, перепроизводство юристов, экономистов, менеджеров при дефиците выпускников рабочих специальностей.
Существующая система профориентации не обеспечивает в достаточной мере формирование у молодежи необходимых для экономики осмысленных мотивов для выбора профессии и получения профессионального образования. Вместе с тем, большая часть молодежи формируется в поколение инфантильных граждан. Они рассчитывают на помощь со стороны государства в решении собственных проблем, прямого содействия в трудоустройстве. Поэтому образование и карьера молодых людей должны быть ими пересмотрены с учетом четкой ориентированности на рынок труда.
В этой связи появляется необходимость изменить критерии, показатели и индикаторы оценки положения молодежи, вводя те, которые характеризуют динамику потенциала молодых и их активность в преобразовании социально-экономической, общественно-политической и культурной сфере общества.
2) социальная активность молодежи
По данным федеральных социологических исследований в настоящий момент доля молодых людей, активно участвующих в жизни общества, составляет менее 7 процентов от общей численности молодежи. В выборах федерального уровня участвует менее половины молодых россиян, лишь 33 процента молодых граждан в возрасте до 35 лет интересуются политикой.
У молодежи, в силу ее возрастных и социальных особенностей, есть потребность найти себя, свое место, самореализоваться в системе существующих ценностей и привнести новые, но это стремление, зачастую наталкивается на отсутствие системы механизмов установления и поддержки их идентичности. В связи с чем необходимо сформировать заказ на становление гражданственности в молодежной среде и обеспечить его реализацию ресурсами. Это предполагает создание детских и молодежных общественных объединений, обеспечение становления и продвижения института молодежного кадрового резерва, института наставников и экспертов.
Необходимо осуществлять инвестирование в потенциал социально-активных и талантливых молодых людей, которые способны осуществить "прорыв" и ответить историческим вызовам.
3) ценностные ориентации молодежи
В основном жизненные интересы современной молодежи муниципального образования город Норильск концентрируются вокруг личного материального благосостояния, семейного счастья и общения с друзьями. Только на четвертом месте и ниже поставлены духовно-нравственные и культурные интересы и способы их реализации.
Повсеместное распространение ценностей общества потребления, развивает у молодого поколения индивидуализм, страстное желание приобретения внешних признаков успешности, приводит к минимизации духовности, отсутствию социальной активности и инициативы. При этом, зачастую жизненный успех, достижение высокого социального статуса молодежь не связывает напрямую с собственными способностями трудиться. Среди некоторых социальных групп молодежи возникает риск маргинализации. Это обусловлено трудностями интеграции их в общество. Поэтому необходимо внедрять в молодежную среду важнейшую базовую ценность - трудолюбие.
Молодое поколение редко интересуется историей и культурой России, Красноярского края и Норильска, что приводит к низкому уровню патриотических чувств и духовной близости с Родиной и родным краем. Следствием этого является тенденция ослабления преемственности между поколениями и ответственности разных поколений друг за друга. Также происходит размывание традиционных ценностей под давлением глобализации и массовой культуры потребления.
В этом контексте на первое место выходит вопрос о готовности молодежи брать ответственность за себя, свою деятельность, свою жизнь и жизнь региона и страны в целом, развивая и используя свой потенциал на благо своей Родины. А одна из основных целей молодежной политики заключается в предложении молодому поколению убедительной системы ценностей, которая позволит сохранить преемственность в развитии общества.
4) восприятие молодежью внешних факторов воздействия
Деструктивное информационное воздействие на молодежь, как показывает опыт других стран, может стать условием для повышенной агрессивности в молодежной среде, национальной и религиозной нетерпимости, а также социального напряжения в обществе.
Не имеющая жизненного опыта и знаний, молодежь подвержена риску оказаться под влиянием деструктивных сил, способных успешно использовать молодых людей для своих целей, что способно нарушить хрупкое межэтническое согласие в муниципальном образовании город Норильск.
В целях предотвращения возможных проблем необходимо: формировать и развивать спокойное понимание, уважительное восприятие молодежью этнических и религиозных отличий; развивать в молодежной среде законопослушность. Жизненной привычкой молодого человека должно стать неукоснительное следование букве закона. Это особенно важно на этапе формирования навыков взрослой жизни.
Важно выработать в молодежной среде приоритет национально-государственной идентичности, а также воспитать чувство гордости за Отечество.
5) отношение молодежи к здоровому образу жизни
Проблема наркомании занимает серьезное место среди социальных задач, требующих постоянного внимания и оперативного решения в муниципальном образовании город Норильск.
На уровне муниципалитета, где переплетаются интересы и ценности конкретных граждан, отдельной семьи, школы и муниципальных, государственных, общественных организаций; на уровне, где сталкиваются пути подростка и мелкого наркоторговца, ценности здорового образа жизни и ценности пронаркотической субкультуры, деятельность по профилактике наркомании должна приводить к организации взаимодействия всех социальных практик в целях противодействия распространению зависимостей.
Основная задача, поставленная перед системой профилактики муниципального образования город Норильск - продолжать системную работу по формированию установок на ведение здорового образа жизни.
5. Цель, задачи и результат реализации молодежной политики
муниципального образования город Норильск
Целью молодежной политики является создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, развитие потенциала молодежи муниципального образования город Норильск в интересах территории с учетом происходящих внутренних экономических процессов.
Достижение поставленной цели предполагается осуществить за счет решения следующих задач:
1) Создать условия для формирования кадрового потенциала сферы молодежной политики муниципального образования город Норильск. В целях решения данной задачи предполагается осуществлять подготовку, переподготовку, повышение квалификации кадров, работающих с молодежью по соответствующему профилю образования;
2) Обеспечить вовлечение молодежи в социальную практику и ее информирование о потенциальных возможностях саморазвития, обеспечение поддержки научной, творческой и предпринимательской активности молодежи. Решение данной задачи будет достигаться за счет:
- развития систем информирования и программ социального просвещения по всему спектру вопросов жизни молодежи в обществе (здоровье, спорт, образование, жилье, досуг, труд, карьера, общественная жизнь, семья, международные отношения, жизнь молодежи в других странах и др.);
- модернизации материально-технической базы учреждений по работе с молодежью;
- обеспечения доступности для молодежи информации о создаваемых для нее условиях и предоставляемых возможностях;
- развития эффективных моделей и форм вовлечения молодежи в трудовую и экономическую деятельность, включая деятельность трудовых объединений;
- поддержки регионального и краевого взаимодействия молодежи (тематические слеты, фестивали, научно-практические, дискуссионные клубы, молодежные обмены).
- создания условий для максимально гибкого включения молодых людей с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов и находящихся в тяжелой жизненной ситуации в новые для них виды деятельности.
3) Развивать систему поддержки инициативной и талантливой молодежи посредством:
- обеспечения увеличения количества молодых людей, участвующих в конкурсных мероприятиях (творческие конкурсы и спортивные соревнования);
- создания и развития системы поддержки и сопровождения талантливой молодежи, расширения практики предоставления грантов;
- активной пропаганды и популяризации достижений талантливой молодежи;
- совершенствования системы поощрения и мотивации талантливой молодежи;
- создания равных условий молодым людям с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам в реализации творческого потенциала,
- вовлечения молодых людей в деятельность органов самоуправления.
4) Организовать работу по патриотическому воспитанию молодежи, содействию формированию правовых, культурных и нравственных ценностей среди молодежи. Задачу позволит решить:
- разработка и внедрение просветительских (в том числе интерактивных) программ и проектов гражданско-патриотической тематики, посвященных пропаганде государственной символики, достижениям, героям и значимым событиям города, края и страны;
- популяризация в молодежной среде литературного русского языка, а также культурных и национальных традиций;
- развитие добровольческой (волонтерской) деятельности молодежи;
- создание условий для организации деятельности молодежных общественных объединений, молодежных представительных органов и органов молодежного самоуправления;
- популяризация с использованием программ общественных объединений и социальной рекламы общественных ценностей, таких как здоровье, труд, семья, толерантность, права человека, патриотизм, служение Отечеству, ответственность, активная жизненная и гражданская позиция;
- поддержка программ формирования государственной идентичности, межнационального сотрудничества и межконфессионального согласия;
- стимулирование интереса молодежи к историческому и культурному наследию России, Красноярского края и муниципального образования город Норильск, защите окружающей среды путем развития системы внутреннего туризма, поддержки участия молодежи в реализации экологических проектов.
5) Формировать систему ценностей здорового образа жизни. Решение данной задачи предусматривает осуществление следующих мероприятий:
- вовлечение молодежи в пропаганду здорового образа жизни;
- реализация проектов в области оздоровительной деятельности, связанных с популяризацией здорового образа жизни, экстремальных видов спорта, а также с созданием положительного образа молодежи, ведущей здоровый образ жизни.
6) Создать условия для реализации потенциала молодежи в социально-экономической сфере, а также внедрение технологии "социального лифта". Реализация этой задачи предусматривает:
- создание базовых условий для реализации предпринимательского потенциала молодежи, а также поддержка деятельности социально ориентированного молодежного предпринимательства;
- реализация программ поддержки молодежного предпринимательства;
- создание условий для развития профориентационной работы среди молодежи и построение эффективной траектории профессионального развития;
- стимулирование трудовой и социальной мобильности;
- создание равных условий молодым людям с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам в социализации, реализации творческого потенциала, трудоустройстве и предпринимательской деятельности.
7) Создать благоприятные условия для молодых семей, направленных на повышение рождаемости, формирование ценностей семейной культуры и образа успешной молодой семьи, всестороннюю поддержку молодых семей путем:
- воспитания в молодежной среде позитивного отношения к семье и браку;
- поддержки программ и проектов, направленных на решение проблем молодых семей;
- развития системы информирования молодежи о государственных и иных программах поддержки молодых семей, а также системы психологической, медицинской, образовательной и юридической помощи молодым семьям.
Все вышеперечисленное позволит создать базовые условия для того, чтобы молодежь, развивая индивидуальные качества, проявляла высокий уровень социальной активности.
Эффективная реализация молодежной политики должна обеспечивать устойчивый рост числа молодых людей, мотивированных на позитивные действия, разделяющих общечеловеческие и национальные духовные ценности, обладающих хорошим физическим здоровьем, занимающихся физической культурой и спортом, не имеющих вредных привычек, работающих над своим личностным и профессиональным развитием, любящих свое Отечество и готовых защищать его интересы, прилагающих усилия для динамичного развития муниципального образования город Норильск, Красноярского края и Российской Федерации.
6. Принципы реализации молодежной политики
муниципального образования город Норильск
Молодежная политика муниципального образования город Норильск основывается на следующих принципах:
- реализация прав и свобод молодых граждан, гарантированных Конституцией Российской Федерации;
- использование инновационных и эффективных общероссийских и мировых практик в сфере молодежной политики;
- реализация системного подхода к решению молодежных проблем, предусматривающего объединение усилий различных социальных институтов, министерств и ведомств, с широким привлечением общественных организаций и объединений;
- дифференцированный подход с учетом особенностей социально-демографических групп молодежи;
- адресная защита и поддержка молодежи, находящейся в тяжелой жизненной ситуации;
- координация действий органов государственного и местного самоуправления, других участников формирования и осуществления молодежной политики;
- взаимодействия (в том числе межотраслевого) органов государственной власти Красноярского края, иных государственных органов края, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества и бизнеса при осуществлении проектов в сфере молодежной политики;
- информационная открытость формирования и реализации молодежной политики.
Эти основные принципы формирования и реализации молодежной политики должны учитываться государственными и муниципальными органами законодательной и исполнительной власти, а также служить одним из критериев оценки их деятельности.
7. Приоритетные направления реализации молодежной политики
муниципального образования город Норильск
На территории муниципального образования город Норильск работа в области молодежной политики осуществляется по следующим приоритетным направлениям:
1. "Моя территория" - благоустройство территорий муниципального образования город Норильск через создание или улучшение объектов общего постоянного пользования.
2. "Историческая память" - развитие и сохранение исторической памяти, преемственности и краеведения, гражданского образования и военно-патриотического воспитания, а также исторической реконструкции.
3. "Добровольчество" - развитие и поддержка инициатив молодых людей в сфере социального служения и помощи нуждающимся.
4. "Робототехника и НТТМ" - развитие и поддержка инициатив молодых людей в сфере научно-технического творчества молодежи, моделирования, робототехники.
5. "Беги за Мной! Сибирь" - развитие и поддержка инициатив молодых людей в сфере физической культуры, фитнеса и пропаганды здорового питания.
6. "Х - спорт" - развитие и поддержка молодежных инициатив в экстремальных видах спорта.
7. "Арт-парад" - развитие и поддержка молодежного творчества и молодежных субкультур.
8. "Инфраструктурные проекты" - развитие и поддержка проектов территории муниципального образования город Норильск.
9. "КВН" - формирование социально-культурного пространства, обеспечивающего продвижение творческих инициатив молодежи города.
10. "Ты - предприниматель" - приобщение молодежи к предпринимательской деятельности и помощь молодым людям в открытии своего собственного бизнеса.
Работа в рамках вышеназванных направлений нацелена на формирование молодежных сообществ и молодежных общественных организаций, на поддержку и продвижение инициатив молодых людей, отвечающих актуальным приоритетам социально-экономического развития муниципального образования город Норильск и Красноярского края.
В целях реализации мероприятий флагманских программ в муниципальном образовании город Норильск созданы молодежные штабы соответствующих направлений. Выстраивается организационно-управленческая схема взаимодействия молодежных общественных объединений, Управления по молодежной политике и взаимодействию с общественными объединениями Администрации города Норильска, МБУ "Молодежный центр" (Приложение N 1).
8. Финансирование молодежной политики
муниципального образования город Норильск
Молодежная политика муниципального образования город Норильск реализуется через гранты, краевые субсидии и муниципальную программу "Молодежь муниципального образования город Норильск в XXI веке". Данная программа разработана по принципу сквозного планирования, т.е. сохраняет индикаторы эффективности аналогичных краевой и федеральной программ.
Приложение N 1
к Концепции развития молодежной политики на территории
муниципального образования город Норильск до 2025 года,
утвержденной постановлением Администрации города Норильска
от 18 июня 2015 г. N 299
Организационно-управленческая схема
взаимодействия в целях реализации молодежной политики
в муниципальном образовании город Норильск
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации г.Норильска Красноярского края от 18 июня 2015 г. N 299 "Об утверждении Концепции развития молодежной политики на территории муниципального образования город Норильск до 2025 года"
Текст постановления опубликован на Официальном сайте муниципального образования город Норильск (http://www.norilsk-city.ru)
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Администрации города Норильска Красноярского края от 10 ноября 2021 г. N 522
Изменения вступают в силу с 10 ноября 2021 г.