Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
2. Основные разделы подпрограммы
2.1. Постановка общерайонной проблемы и обоснование необходимости разработки подпрограммы
Подпрограмма направлена на решение задачи "Обеспечение доступа населения Ермаковского района к библиотечным услугам" Программы.
В последние десятилетия информационно-коммуникационные технологии стали одним из важнейших факторов, влияющих на развитие общества. К характерным чертам и признакам информационного общества как новой ступени в развитии современной цивилизации относится увеличение роли информации и знаний в жизни общества, превращение информационных ресурсов общества в реальные ресурсы социально-экономического развития.
Социальная направленность информатизации, выражается, прежде всего, в предоставлении населению возможности реализовать свои конституционные права на доступ к открытым информационным ресурсам и культурным ценностям.
Решение задачи формирования современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, предоставления на ее основе качественных услуг и обеспечения высокого уровня доступности информации для населения в районе невозможно без комплексной технологической модернизации муниципальных учреждений культуры, в первую очередь библиотек изменения стандартов деятельности и расширения спектра предоставляемых ими услуг.
2.1.1. Развитие библиотечного дела
Библиотеки являются ключевым звеном в создании единого информационного и культурного пространства района, обеспечивая населению свободный и оперативный доступ к информации, приобщая к ценностям российской и мировой культуры, практическим и фундаментальным знаниям, сохраняя национальное культурное наследие.
Библиотечное обслуживание населения района осуществляют 40 библиотек различных систем и ведомств. Основной объем библиотечных услуг населению оказывают 20 муниципальных библиотек, услугами которых пользуются 17 270 человек, что составляет 76,2 % от общего количества проживающих. Им предоставляется библиотечный фонд, который насчитывает 205 213 экземпляра документов на традиционных и нетрадиционных носителях информации или 10,1 экземпляр в расчете на одного жителя района.
Одним из приоритетных направлений деятельности библиотек является развитие информационно-библиотечных услуг на основе современных технологий: увеличивается количество автоматизированных рабочих мест для читателей, создаются собственные электронные базы данных, пользователям предоставляются новые виды библиотечных услуг, в том числе виртуальные справочные службы и другие.
Доля библиотек, подключенных к сети Интернет, в общем количестве общедоступных библиотек района составляет 20 %. Работает web-сайт Центральной библиотеки, обеспечивающий оперативность, доступность и качество необходимой информации. С его помощью решена проблема недостаточного информирования пользователей о ресурсах библиотеки и проводимых ее мероприятиях. Ведется ретроконверсия карточных каталогов.
Развивается культурно-досуговая и просветительская деятельность библиотек. Библиотеки востребованы как многофункциональные культурные центры досуга, где значительное место отводится возрождению традиций семейного досуга, продвижению книги и чтения, популяризации истории и культуры района и края.
Одним из принципов организации библиотечного обслуживания является дифференцированный подход к пользователям. Особое внимание уделяется работе с детьми и молодежью, направленной на формирование и удовлетворение потребностей в интеллектуальном и духовном росте, приобщению их к чтению, к мировой и национальной культуре. Около 90 % детей, проживающих в районе, пользуется услугами библиотек. Ежегодно число посещений библиотек детьми составляет более 62 тыс. человек, детям выдается около 169 тыс. книг в год.
На базе библиотек района работают клубы по интересам, преобладающий возраст участников которых составляет 55-70 лет.
С целью обеспечения конституционных прав людей с ограниченными возможностями на доступ к информации, создания условий для развития их творческого потенциала и повышения качества жизни муниципальные библиотеки района оборудуются пандусами.
Деятельность библиотек становится одним из факторов социально-экономического и культурного развития района, интеграции региона в общероссийское и международное культурное и информационное пространство, содействуя тем самым повышению его инвестиционной привлекательности.
Оснащение автотранспортом МБУ "ЕЦБС" позволяет активно развивать мобильные формы библиотечного обслуживания.
Общая численность работающих в библиотечной отрасли составляет 77 человек, в том числе 41 библиотечных специалиста.
Вместе с тем, в развитии библиотечного дела района существует ряд проблем.
Материально-техническая база библиотек района не соответствует возрастающим потребностям населения в качественных библиотечных услугах и характеризуется высокой степенью износа. Библиотеки района остро нуждаются в обновлении специализированной мебели, которая большей частью приобреталась еще в 50 - 60 г. прошлого века. И поэтому находится в непригодном и неэстетичном состоянии. По просьбам пользователей и для их удобства в Центральной библиотеке МБУ "ЕЦБС" необходимо провести реконструкцию библиотечного пространства - открыть для широкого пользование ранее закрытую часть книжного фонда. Для этого потребуются дополнительные двухсторонние книжные стеллажи. Для оформления красочных привлекательных книжных выставок и расстановки книжного фонда в библиотеках района необходимо приобретение стеллажей детского оформления. Компьютерные столы и стулья необходимы для оборудования автоматизированных рабочих читательских мест.
Значительное число общедоступных библиотек размещается в приспособленных помещениях, сохраняется потребность в проведении капитального ремонта, мероприятий по обеспечению безопасности библиотечных фондов и посетителей.
По-прежнему остается достаточно сложной ситуация в районе с комплектованием библиотечных фондов. В среднем в год по району на комплектование фондов 1 муниципальной библиотеки из бюджетов муниципальных образований выделяется 30,1 тыс. рублей. В рамках долгосрочных целевых программ по развитию культуры в период с 2007 по 2012 годы на комплектование фондов муниципальных библиотек из краевого бюджета в среднем в год на 1 библиотеку было выделено по 5,0 тыс. рублей. В Российской Федерации ежегодно издается более 100 тысяч наименований книг, количество зарегистрированных названий электронных изданий составляет более 15,0 тысяч, таким образом, большинство изданий остается недоступно населению района. Для того чтобы библиотеки могли эффективно осуществлять свои социальные функции, необходима целенаправленная и планомерная работа по комплектованию фондов.
Решение задачи формирования единого информационного и культурного пространства в районе сдерживается не достаточно высоким уровнем оснащенности библиотек современным компьютерным оборудованием и программным обеспечением, отсутствием доступа к сети Интернет, недостаточной квалификацией работников в сфере информационных технологий.
Успешное развитие библиотечного дела зависит от профессионального уровня специалистов, работающих в библиотеках. Вместе с тем только 2,38 % сотрудников имеют высшее библиотечное образование и 57,14 % - среднее специальное библиотечное образование. Библиотеки слабо обеспечены квалифицированными кадрами для работы с детьми, молодежью, инвалидами по зрению.
Разнообразие и качество оказываемых библиотечных услуг в связи с низкой ресурсной обеспеченностью библиотечных учреждений отстают от требований населения и стандартов, обеспечивающих привлекательность Ермаковского района как места постоянного жительства.
Помимо проблем, относящихся непосредственно к библиотечному делу, необходимо отметить тревожную общекультурную тенденцию, наблюдающуюся в российском обществе в последнее время: снижение у населения интереса к книге и чтению. Падение чтения и вытеснение книги на периферию общественного сознания характерны как для детей, так и для взрослых. Библиотеки района являются общедоступными учреждениями культуры, обеспечивающими доступ к информации. Их опыт и роль в организации чтения населения района огромна. Укрепление материально-технической базы, обновление состава книжных фондов, повышение информационной культуры библиотечных специалистов привлечет дополнительный приток читателей и придаст библиотекам новый импульс в работе.
Использование программно-целевого метода при реализации мероприятий Программы позволит концентрировать финансовые средства на ключевых участках библиотечного дела и комплексно решить поставленные задачи.
В целях преодоления сложившихся в библиотечной сфере Ермаковского района противоречий, необходимо сосредоточить усилия на повышении доступности, качества и обеспечении многообразия библиотечных услуг, продолжить модернизацию и развитие библиотечных учреждений, внедрение информационных технологий, укрепление кадрового потенциала отрасли, формирование положительного образа района в крае, исходя из критериев наиболее полного удовлетворения потребностей населения, сохранения и приумножения культурного потенциала района.
2.2. Основная цель, задачи, этапы и сроки выполнения подпрограммы, целевые индикаторы
Цель подпрограммы обеспечение доступа населения Ермаковского района к библиотечным услугам.
Достижение данной цели потребует решения следующей задачи:
развитие библиотечного дела;
Сроки исполнения подпрограммы: 2014 - 2016 годы.
Этапы подпрограммы:
Подпрограмма не предусматривает отдельные этапы реализации.
Оценка результатов реализации подпрограммы осуществляется на основе использования показателей, сформированных с учетом специфики деятельности библиотек показателей Плана мероприятий ("дорожной карты").
Целевыми индикаторами реализации подпрограммы являются:
среднее число посещений в расчете на 1 тыс. человек населения;
среднее число книговыдач в расчете на 1000 жителей;
Доля библиотек, подключенных к сети Интернет, в общем количестве общедоступных библиотек;
Количество библиографических записей в электронных каталогах муниципальных библиотек.
Целевые индикаторы приведены в приложении N 1 к подпрограмме.
2.3. Механизм реализации подпрограммы
2.3.1. Главными распорядителями бюджетных средств являются:
- Отдел культуры администрации Ермаковского района;
2.3.2. Реализация мероприятий подпрограммы осуществляется путем предоставления субсидий по соглашениям, заключенным между отделом культуры администрации Ермаковского района и муниципальными учреждениями культуры о порядке и условиях предоставления субсидии на цели, связанные с финансовым обеспечением выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ).
2.4. Управление подпрограммой и контроль за ходом ее выполнения
2.4.1. Текущее управление и контроль за реализацией подпрограммы осуществляет Отдел культуры администрации Ермаковского района.
Отдел культуры администрации Ермаковского района несет ответственность за реализацию подпрограммы, достижение конечного результата, целевое и эффективное использование финансовых средств, выделяемых на выполнение подпрограммы.
2.4.2. Отдел культуры администрации Ермаковского района осуществляет:
1) координацию исполнения мероприятий подпрограммы, мониторинг их реализации;
2) непосредственный контроль за ходом реализации мероприятий подпрограммы;
3) подготовку отчетов о реализации подпрограммы.
2.4.3. Обеспечение целевого расходования бюджетных средств, контроля за ходом реализации мероприятий подпрограммы и за достижением конечных результатов осуществляется главными распорядителями бюджетных средств и получателями бюджетных средств.
2.4.4. Контроль за соблюдением условий выделения, получения, целевого использования и возврата средств местного бюджета осуществляет финансовое управление администрации Ермаковского района.
2.5. Оценка социально-экономической эффективности
Экономическая эффективность и результативность реализации подпрограммы зависят от степени достижения ожидаемого конечного результата.
Ожидаемые результаты подпрограммы:
Количество посещений муниципальных библиотек составит в 2014 году - не менее 125540 чел., в 2015 году - не менее 125544 чел., в 2016 году - не менее 125544 чел.
Реализация мероприятий подпрограммы будет способствовать:
повышению уровня комплектования библиотечных фондов;
повышению качества и доступности библиотечных услуг;
расширению разнообразия библиотечных услуг;
росту востребованности услуг библиотек у населения района.
2.6. Мероприятия подпрограммы
Перечень мероприятий подпрограммы приведен в приложении N 2 к подпрограмме.
2.7. Обоснование финансовых, материальных и трудовых затрат
(ресурсное обеспечение подпрограммы) с указанием источников финансирования
Мероприятия подпрограммы реализуются за счет средств местного бюджета, предусмотренных на оплату муниципальных контрактов (договоров) на выполнение работ, оказание услуг.
Общий объем финансирования программы составляет 42851,06 тыс. рублей, из них по годам:
2014 год - 13938,86 тыс. рублей;
2015 год - 14456,10 тыс. рублей;
2016 год - 14456,10 тыс. рублей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.