Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
2. Основные разделы подпрограммы
2.1. Постановка общегородской проблемы
и обоснование необходимости принятия подпрограммы
Анализ потребления топливно-энергетических ресурсов в городе Сосновоборске показывает, что за последние 5 лет произошло существенное изменение структуры тепловых и электрических нагрузок. Наиболее значительный прирост потребления электроэнергии произошел в бытовом секторе и бюджетной сфере.
Деятельность жилищно-коммунального хозяйства сопровождается большими потерями энергетических ресурсов при их производстве, передаче и потреблении. Усугубляет ситуацию рост тарифов на тепловую и электрическую энергию, опережающий уровень инфляции, что приводит к повышению расходов бюджета на энергообеспечение учреждений социальной сферы, увеличению коммунальных платежей населения.
Энергоснабжение объектов жилищного хозяйства и социальной сферы города осуществляется от ОАО "Красноярская теплотранспортная компания".
Основным источником обеспечения объектов города электрической энергии является ОАО "Красноярскэнергосбыт".
Создание условий для повышения эффективности использования энергетических ресурсов становится одной из приоритетных задач устойчивого развития города Сосновоборска.
Комплексный подход к энергосбережению и повышению энергетической эффективности позволит создать условия для повышения уровня жизни населения, роста экономического потенциала города, экологической безопасности территории, повышения эффективности функционирования инженерных систем жилищно-коммунального хозяйства и повышения уровня благоустройства городских территорий, повышения эффективности управления муниципальным имуществом. В этой связи Программа непосредственно связана с приоритетами социально-экономического развития г.Сосновоборска.
Для решения проблемы необходимо осуществление комплекса мероприятий, которые заключаются в разработке, принятии и реализации срочных согласованных действий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности при потреблении энергетических ресурсов на территории г.Сосновоборска, и прежде всего, в органах местного самоуправления, муниципальных учреждениях, муниципальных унитарных предприятиях.
1. Комплексный характер проблемы, затрагивающей интересы и ресурсы не только органов местного самоуправления, но также хозяйствующих субъектов и населения, и необходимость координации совместных усилий.
2. Необходимость эффективного расходования бюджетных средств, при передаче и потреблении энергетических ресурсов и снижения рисков социально-экономического развития муниципального образования.
3. Необходимость согласованного обеспечения выполнения задач энергосбережения и повышения энергетической эффективности, поставленных на федеральном, краевом и местном уровнях.
4. Недостаток средств местного бюджета для финансирования всего комплекса энергосберегающих мероприятий и необходимость софинансирования из федерального и краевого бюджетов и внебюджетных источников.
Основными причинами возникновения проблем в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности являются:
отсутствие контроля за получаемыми, транспортируемыми и потребляемыми
энергоресурсами. Причиной возникновения данной проблемы является недостаточная оснащенность приборами учета, как производителей, так и потребителей энергоресурсов;
низкая энергетическая эффективность объектов коммунальной инфраструктуры, жилищного фонда, объектов бюджетной сферы. Причинами возникновения данной проблемы являются высокая доля устаревшего оборудования, изношенных коммунальных сетей, общественных зданий, отсутствие энергетических паспортов и плана мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности объектов коммунальной инфраструктуры и бюджетной сферы;
отсутствие пропаганды энергосбережения и условий, стимулирующих к энергосбережению. Причиной возникновения данной проблемы является отсутствие информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
В целях решения вышеуказанных проблем на территории Российской Федерации статьей 7 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности отнесена разработка и реализация региональных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
На основании указанного требования, а также учитывая положения Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1225 "О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности", Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 17.02.2010 N 61 "Об утверждении примерного перечня мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, который может быть использован в целях разработки региональных, муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности" и Приказа Министерства энергетики Российской Федерации от 30.06.2014 N 399 "Об утверждении методики расчета значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в том числе в сопоставимых условия" разработана подпрограмма "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Красноярском крае".
Для решения существующих проблем в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории города Сосновоборска предусмотрено решение следующих задач:
развитие информационного обеспечения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;
повышение объемов внедрения научных разработок и инновационных технологий для решения задач энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Ожидаемый социальный эффект от реализации подпрограммы выразится в следующем:
изменение менталитета граждан в отношении экономии потребляемых энергоресурсов путем проведения пропаганды энергосбережения в средствах массовой информации;
Ожидаемый экономический эффект в результате реализации подпрограммы выразится в следующем:
к концу 2017 года объем потребления топливно-энергетических и иных коммунальных ресурсов организациями бюджетной сферы к уровню 2013 года снизится не менее чем на 9 процентов.
2.2. Основные цели и задачи,
этапы и сроки выполнения подпрограммы, целевые индикаторы
2.2.1. Целью подпрограммы является создание организационных, экономических финансовых основ для энергосбережения и повышения энергоэффективности.
2.2.2. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач. Задача 1. Развитие информационного обеспечения мероприятий по энергосбережению
и повышению энергетической эффективности;
В предшествующие годы в городе Сосновоборске проведение просветительских и пропагандистских мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности не практиковалось. В то же время распространение знаний о преимуществах и технологиях энергосбережения и повышения энергетической эффективности является необходимой предпосылкой формирования энергосберегающего поведения граждан, обеспечивающего сознательное ограничение потребления энергетических ресурсов и их эффективное использование. Особое значение имеют проекты в области пропаганды и обучения энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
Основными мероприятиями подпрограммы являются, в частности: проведение опросов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
разработка и размещение социальной рекламы, освещение в средствах массовой информации и в информационно-телекоммуникационных сетях мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
разработка и размещение информации об энергосбережении на оборотной стороне уведомлений об оплате за коммунальные услуги;
Задача 2. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в учреждениях бюджетной сферы.
На территории города расположено 25 муниципальных бюджетных учреждения, расходующих 5,0% энергетических ресурсов (электроэнергии и тепла), потребляемых в муниципальном образовании.
Обоснованием выбора подпрограммных мероприятий, направленных на решение вышеуказанных задач являются требования Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1225 "О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности" и Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 17.02.2010 N 61 "Об утверждении примерного перечня мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, который может быть использован в целях разработки региональных, муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности". Поэтому одной из приоритетных задач в области энергосбережения является проведение мероприятий, обеспечивающих снижение энергопотребления и уменьшение бюджетных средств, направляемых на оплату энергоресурсов.
Такие мероприятия должны включать в себя, в частности:
проведение энергетических обследований и сбор информации об энергопотреблении бюджетных учреждений, в том числе органов местного самоуправления, в целях их ранжирования по удельному энергопотреблению, разработки и определения очередности проведения энергосберегающих мероприятий для конкретных объектов;
содействие заключению энергосервисных договоров и привлечению частных инвестиций для их реализации в целях увеличения объема внебюджетных средств, используемых для финансирования энергосберегающих мероприятий;
замену ламп накаливания на энергосберегающие осветительные приборы, что позволит снизить потребление электрической энергии на освещение на 56%;
внедрение автоматического регулирования для систем отопления и горячего водоснабжения, что позволит снизить потребление тепла в бюджетных учреждениях на 10%.
Перспективными являются следующие мероприятия:
модернизация систем освещения бюджетных учреждений, с установкой энергосберегающих светильников и автоматизированных систем управления освещением бюджетных учреждений, что позволяет обеспечить ежегодную экономию 10% от годовых затрат на систему освещения;
утепление чердачных покрытий и подвалов, утепление тамбуров, входных дверей, утепление (или замена) окон, утепление фасадов, контуров зданий, что позволит снизить потребление тепловой энергии бюджетными учреждениями на 10-15%.
Задача 3. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в жилищном фонде.
Уровень благоустройства жилищного фонда характеризуется обеспеченностью:
центральным отоплением - 99,3%; горячим водоснабжением - 99,3%; водопроводом - 100%; канализацией - 99,3%.
Для решения данной задачи необходимо, в частности:
постепенный переход на оплату энергетических ресурсов жителями по фактическим показаниям общедомовых приборов учета в помещениях общего пользования на 100%;
установление целевых показателей повышения эффективности использования энергетических ресурсов в жилищном фонде, необходимых для оценки эффективности энергосберегающих мероприятий на 100%;
установка энергосберегающих светильников, оборудованных датчиками движения или присутствия человека в местах общего пользования жилых домов, что позволяет в частности снизить потребление электрической энергии на освещение мест общего пользования жилого фонда на 80%;
реконструкция и модернизация лифтового хозяйства, что позволит снизить потребление электрической энергии лифтовым оборудованием.
Перспективными являются следующие мероприятия:
проведение энергетических обследований эксплуатируемых зданий и диагностика оптимальной структуры потребления ими энергоресурсов, что позволит разработать энергосберегающие мероприятия для конкретных объектов;
автоматизация расчетов за потребляемые энергетические ресурсы и внедрение систем дистанционного снятия показаний приборов учета используемых энергетических ресурсов;
промывка домовых инженерных систем от отложений, в том числе с использованием современных реагентов и поверхностно-активных веществ, что обеспечивает снижение потребления энергетических ресурсов в системе теплоснабжения на 5%.
Задача 4. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в системах коммунальной инфраструктуры.
Коммунальный комплекс включает в себя:
36,068 км тепловых сетей;
40,94 км сетей водоснабжения;
37,35 км сетей водоотведения.
Техническое состояние коммунальной инфраструктуры характеризуется уровнем износа, превышающим 65% том числе:
износ сетей водоснабжения - 75,0%; износ сетей водоотведения - 67,0%; износ тепловых сетей - 66,0%.
Основными мероприятиями по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в системах коммунальной инфраструктуры являются, в том числе:
проведение энергетических обследований предприятий коммунальной сферы, что позволит разработать энергосберегающие мероприятия для предприятий;
анализ предоставления качества услуг электро-, тепло-, и водоснабжения; оценка аварийности и потерь в тепловых, электрических и водопроводных сетях. Перспективными являются следующие мероприятия:
проведение техэкспертизы системы теплоснабжения в целях оптимизация режимов работы энергоисточников.
замена ветхих теплотрасс с использованием трубы в пенополиуретановой изоляции в целях сокращения потерь тепловой энергии и теплоносителя (сетевой воды);
установка частотных преобразователей в целях повышения эффективности работы электрического оборудования;
установка систем плавного пуска с заменой насосных агрегатов на канализационно-насосных станциях;
замена трубопровода в системе городского водоснабжения, с истекшим сроком эксплуатации, позволит снизить потери в водопроводе на 5%, снизить расходы, связанные с эксплуатацией (затрат на текущий ремонт и затрат на ликвидацию аварийных ситуаций) на 10%.
Задача 5. Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в системе городского освещения.
На городское освещение приходится 1,7% потребления электрической энергии от общего объема потребления в муниципальном образовании.
Для повышения энергетической эффективности уличного освещения необходимо продолжить замену светильников ДРА-250 на светильники ЖКУ-250, установка приборов учета потребления энергии, внедрить автоматизированную систему контроля и управления включения и выключения уличного освещения.
2.2.3. К компетенции ОКС и ЖКХ относится:
обеспечение создания условий устойчивого функционирования систем коммунальной инфраструктуры, используемых в сфере жизнеобеспечения населения;
обеспечение реализации энергосберегающей государственной политики.
2.2.4. В результате реализации подпрограммы планируется достижение целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (целевые индикаторы и показатели результативности) согласно приложения N 1 к подпрограмме.
2.3. Механизм реализации подпрограммы и контроль за ходом ее выполнения
Механизм реализации и порядок контроля за ходом реализации Программы является составной частью формирующейся в настоящее время структуры управления энергосбережением и повышением энергетической эффективности.
Организацию и управление всем комплексом работ по реализации подпрограммы осуществляет администрация города Сосновоборска, являющаяся заказчиком.
При реализации подпрограммных мероприятий на предприятии (в учреждении) руководитель, с учетом содержащихся в настоящем разделе рекомендаций и специфики деятельности предприятия (учреждения), организуют работу по управлению энергосбережением, определяет основные направления, плановые показатели деятельности в этой сфере и несет ответственность за эффективность использования энергии и ресурсов на предприятии (в учреждении).
Финансирование мероприятий осуществляется непосредственно муниципальными заказчиками из средств, предусмотренных на реализацию программных мероприятий по энергосбережению.
На отдел капитального строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации города возлагаются функции Заказчика подпрограммы, осуществляющего: согласование финансовых механизмов реализации подпрограммы; организацию подготовки отчетов об исполнении подпрограммы и достижении ее целевых показателей в установленные сроки;
подготовку и уточнение перечня подпрограммных мероприятий на очередной финансовый год и плановый период, уточнение затрат по программным мероприятиям, а также Механизма реализации;
На структурные подразделения администрации г.Сосновоборска возложить функции организации и контроля исполнения подпрограммы в подведомственных им муниципальных бюджетных учреждениях и муниципальных унитарных предприятиях г.Сосновоборска. Данная организация и контроль должны осуществляться через содействие разработке и утверждению, а также контроль исполнения программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности муниципальных организаций, финансируемых за счет средств местного бюджета.
Реализацию подпрограммы планируется осуществлять через выполнение конкретных мероприятий органами местного самоуправления г.Сосновоборска;
муниципальными бюджетными учреждениями и муниципальными унитарными предприятиями г.Сосновоборска;
энергосервисными компаниями и иными исполнителями мероприятий Программы, выбираемыми в порядке, установленном законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.
2.4. Оценка социально-экономической эффективности
От реализации подпрограммных мероприятий в 2016-2018 годах ожидается достижение следующих результатов:
снижения затрат на энергопотребление организаций бюджетной сферы, населения и хозяйствующих субъектов города Сосновоборска в результате реализации энергосберегающих мероприятий;
формирования действующего механизма управления потреблением энергетических ресурсов муниципальными бюджетными учреждениями;
внедрения в строительство современных энергоэффективных решений на стадии проектирования;
подготовки специалистов по внедрению и эксплуатации энергосберегающих систем и энергоэффективного оборудования.
К 2018 году объем потребления топливно-энергетических и иных коммунальных ресурсов организациями бюджетной сферы к уровню 2014 года снизится не менее чем на 9 процентов.
Повсеместное внедрение в бюджетной сфере на территории края автоматизированной системы контроля мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности выразится в положительном социальном эффекте. Автоматизированная система контроля станет базовым информационным механизмом осуществления региональной государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Оказание финансовой помощи малообеспеченным гражданам в связи с установкой приборов учета энергоресурсов, а также предоставление возможности получения средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на проведение капитального ремонта многоквартирных домов
2.5. Мероприятия подпрограммы
2.5.1. Система подпрограммных мероприятий разработана на основании требований пункта 6 статьи 14 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1225 "О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности", Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 17.02.2010 N 61 "Об утверждении примерного перечня мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, который может быть использован в целях разработки региональных, муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности".
2.5.2. Система мероприятий подпрограммы, финансируемых за счет средств краевого и муниципального бюджетов, приведена в приложении N 2 к настоящей подпрограмме.
2.6. Ресурсное обеспечение подпрограммы
Для достижения целевых индикаторов и показателей результативности подпрограммы планируется финансирование по внебюджетным источникам - средства бюджетов муниципальных образований края, средства организаций и средства граждан.
Общий объем финансирования мероприятий подпрограммы из муниципального бюджета составляет 500,0 тыс. рублей, в том числе по годам:
2016 год - 50,0 тыс. рублей;
2017 год - 50,0 тыс. рублей;
2018 год - 400,0 тыс. рублей.
Источники финансирования:
за счет средств местного бюджета:
всего 500,0 тыс. рублей, из них по годам:
2016 год - 50,0 тыс. рублей;
2017 год - 50,0 тыс. рублей;
2018 год - 400,0 тыс. рублей;
Материальные и трудовые затраты на реализацию подпрограммных мероприятий не требуются.
Целевые индикаторы, показатели и мероприятия подпрограммы будут ежегодно дополняться и корректироваться по итогам выполнения мероприятий подпрограммы за отчетный финансовый год.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.