Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 3.3
"Развитие транспортной системы, содержание и
благоустройство территории ЗАТО Железногорск"
1. Паспорт Подпрограммы N 3
Руководитель Управления городского хозяйства |
Л.М.Антоненко |
2. Основные разделы Подпрограммы
2.1. Постановка муниципальной проблемы и обоснование необходимости разработки Подпрограммы
Система пассажирского транспорта общего пользования ЗАТО Железногорск предназначена для удовлетворения транспортных потребностей жителей ЗАТО Железногорск в трудовой и культурно-бытовой транспортной подвижности.
ЗАТО Железногорск, как объект для транспортного обслуживания, сформирован из 5 селитебных зон - Центральный, Курчатовский, Ленинградский, Первомайский и Заозерный, которые расположены вокруг городского озера (водохранилище Кантатское), пос.Подгорный, пос.Додоново, пос.Тартат, пос. Новый Путь и д.Шивера.
Особенностью рассматриваемой системы пассажирского транспорта общего пользования (далее - ПТОП) является значительный объем перевозок, связанный с обслуживанием крупных градообразующих предприятий города - ФГУП "ГХК", АО "ИСС", ФГУП "ГВСУ N 9". Кроме этого, значительная часть жителей ЗАТО Железногорск ездит в Красноярск на работу и учебу.
Городской пассажирский транспорт ЗАТО Железногорск представлен ведомственным электрическим железнодорожных транспортом, который используется только для доставки людей на работу на объекты ФГУП "ГХК", и автобусами, при помощи которых можно перемещаться, как внутри города, так и на внешних связях.
Основные показатели, характеризующие систему ПТОП ЗАТО Железногорск представлены в таблице 1.
Таблица 1
Основные показатели, характеризующие систему ПТОП ЗАТО Железногорск
Показатели |
Характеристики показателей |
Протяженность автобусной маршрутной сети (2021 год), км |
439,9 |
Количество маршрутов, шт. |
19 |
Средняя протяженность маршрута, км |
25,1 |
Плотность маршрутной сети, км/км2 |
4,17 |
Средняя эксплуатационная скорость, км/ч |
20,0 |
Средний интервал движения*, мин |
18,5 |
Количество единиц ПС, ед. |
72 |
Среднесуточный объем перевозки пассажиров, чел. |
20 713 |
Примечание: * - средний интервал движения не учитывает сезонные садоводческие и внутримуниципальные пригородные маршруты. |
Основными характеристиками маршрутной сети являются ее протяженность и плотность. Плотность маршрутной сети позволяет оценить насыщение территории сетью маршрутов общественного транспорта и дальность подхода к остановкам определенных маршрутов. Так, плотность маршрутной сети г.Железногорск составляет 4,17 км/км2 и представляет собой отношение протяженности улично-дорожной сети, по которым проходят маршруты ПТОП (38,61 км) к площади селитебной территории города (9,269 км2). Это очень высокий показатель, в сравнении с рекомендуемыми значениями плотности маршрутной сети - 1,5-2,5 км/км2. Чем выше значение плотности маршрутной сети, тем меньше затраты времени пассажиров на подход к остановкам. Общая протяженность регулярной маршрутной сети ПТОП ЗАТО Железногорск составляет 439,9 км при средней протяженности маршрута - 25,1 км.
Еще одной важной характеристикой маршрутной сети является маршрутный коэффициент. Он представляет собой отношение суммы длин всех маршрутов к сумме длин всех улиц, по которым проходят маршруты. Маршрутный коэффициент характеризует разветвленность маршрутной сети и показывает сколько, в среднем, маршрутов проходит по каждому участку маршрутной сети. Так, для ЗАТО Железногорск маршрутный коэффициент автобусной маршрутной сети составляет 4,5 (представляет собой отношение протяженности маршрутной сети ПТОП ЗАТО Железногорск (439,9 км) к протяженности УДС, по которым проходят маршруты ПТОП (98,6 км)), что относится к развитым маршрутным сетям (1,2-1,4 - слаборазвитая маршрутная сеть, 2-4 и более - достаточно густая маршрутная сеть). Чем выше маршрутный коэффициент, тем больше возможностей у пассажира выбрать маршрут прямого сообщения, что сокращает количество пересадок с одного маршрута на другой. С другой стороны, при высоком значении маршрутного коэффициента снижается частота движения по отдельным маршрутам из-за ограничения общего количества ТС.
Среднесуточный объем перевозки пассажиров на всей территории ЗАТО Железногорск составляет 21 300 чел. (по итогам работы за 9 месяцев 2020 года).
Годовые и среднесуточные объемы перевозки пассажиров по годам, по перевозчикам приведены в таблице 2.
Таблица 2
Годовые и среднесуточные объемы перевозки пассажиров ЗАТО Железногорск
Показатель |
2010 |
2012 |
2014 |
2016 |
2018 |
2020 (прогноз по данным за 10 месяцев) |
Годовой объем перевозки пассажиров, тыс.чел. |
18 503 |
16 021 |
12 179 |
10 182,5 |
8 449,3 |
6 100,2 |
Среднесуточный объем перевозки пассажиров, тыс.чел. |
50,7 |
43,8 |
33,4 |
27,9 |
23,1 |
16,7 |
Так, в среднем за сутки на территории ЗАТО Железногорск перевозится порядка 16,7 тыс.чел., что составляет 38 чел. на 1 км маршрутной сети.
Одним из важных показателей качества транспортного обслуживания населения является пешеходная доступность остановочных пунктов общественного транспорта. Пешеходная доступность до остановок пассажирского транспорта регламентируется СП 42.13330.2016 (п.11.24), в соответствии с которым дальность пешеходных подходов к остановочным пунктам должна быть не более 500 м. Это расстояние может быть уменьшено в районах с особыми природно-климатическими условиями. Так, в Социальном стандарте транспортного обслуживания населения при осуществлении перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (Распоряжение Минтранспорта РФ от 31.01.2017 N НА-19-р) Красноярский край относится к субъектам РФ с особыми природно-климатическими условиями и расстояние кратчайшего пешеходного пути должно составлять 400 м до многоквартирных домов и 700 м до частной жилой застройки.
Зона пешеходной доступности остановочных пунктов оценивается принятым максимально допустимым расстоянием, проходимым пешеходом до остановки. Конфигурация зоны пешеходной доступности остановочного пункта определяется планировочной структурой прилегающей к ним территории. В предположении изотропности городского пространства она представляет собой окружность с центром в остановочном пункте. Однако, поскольку реальное городское пространство всегда анизотропно, то при определении радиуса окружности необходимо учитывать фактическую непрямолинейность подхода к остановочному пункту с коэффициентом непрямолинейности. Исходя из этого, принимая максимальные радиусы в городской черте 333 метра, а в районах индивидуальной жилой застройки 583 метра, а из предположения, что точки зарождения передвижений к остановочным пунктам расположены внутри его зоны пешеходной доступности равноплотно, средние радиусы пешеходной доступности остановочного пункта определяются, как радиус инерции и составляют 222 и 390 м.
На рисунке 1 приведена картограмма пешеходной доступности остановок ПТОП ЗАТО Железногорск.
Анализ доступности остановочных пунктов маршрутов общественного транспорта ЗАТО Железногорск показывает:
- отсутствие остановочных пунктов в северо-восточной части города (ул.Горького и ул.Комсомольской). Транзитная улица не обслуживается ПТОП из-за отсутствия жилой застройки;
- восточная часть СНТ-48 находится дальше 583-метровой зоны доступности ближайших остановок (которые дислоцируются в СНТ-45 и СНТ-50);
- остановки на территории 1-го и 2-го микрорайонов (между пр-том Курчатова и ул.Восточной) в целом находятся в хорошей досягаемости для жителей кварталов. Однако, жителям соседнего СНТ-1 (восточной части) добираться до ближайшей остановки менее удобно;
- многочисленные СНТ южнее города либо по своим окраинам попадают в зоны доступности остановочных пунктов, либо вообще находятся без доступа к общественному транспорту. Такая ситуация складывается у СНТ 6, 10, 18, 21, 22, 23, 25 и др.;
Рисунок 1. Картограмма пешеходной доступности остановок ПТОП ЗАТО Железногорск
- аналогичная ситуация складывается с западными СНТ (2, 5, 13/4), для которых ближайшие остановки располагаются в СНТ 13/2 и на Красноярской улице;
- деревня Шивера, входящая в городского округ Железногорск, не обслуживается муниципальным транспортном. Единственный маршрут, пролегает через окраины Красноярска.
Таким образом, плотно заселенные территории города, сопутствующих поселков в целом, хорошо покрыты сетью остановочных пунктов. Промышленные районы и садовые товарищества имеют слабый доступ к остановкам и сети ПТОП города.
До 2017 года на территории ЗАТО Железногорск осуществлялись коммерческие перевозки и перевозки по муниципальной программе пассажирских перевозок. Для осуществления коммерческих муниципальных перевозок на основании открытого конкурса, проведенного в 2012 году, было привлечено ООО "Горавтотранс" (4 круглогодичных маршрута, 1 сезонный маршрут) и Муниципальное предприятие ЗАТО Железногорск Красноярского края "Пассажирское автотранспортное предприятие" (14 круглогодичных маршрутов, 5 сезонных маршрутов).
С 2017 года в связи с окончанием действия заключенных договоров и соблюдением требований действующего законодательства организация, осуществляющая перевозки пассажиров, определяется на основании результатов открытого аукциона в электронном виде, проводимом в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". В целях частичной оптимизации маршрутной сети, сокращения количества дублирующихся маршрутов, учитывая регулярное снижение пассажиропотока, с 2017 года произведено частичное изменение маршрутной сети: из реестра маршрутов исключены 4 дублирующих маршрута, вместо них введен один, дополнительно создавший транспортную связь ул.Восточная с КПП-1, а так же изменено расписание существующих маршрутов в целях компенсировать перевозочные возможности исключаемых маршрутов.
Дальнейшее развитие маршрутной сети на 2021-2023 годы предусматривает возможность закрытия не обеспеченных устойчивым пассажиропотоком маршрутов (маршрут N 32). Так же, принимая во внимание ежегодное сокращение количества перевезенных пассажиров, что является критерием определения востребованности населением города пассажирских перевозок, проводится сокращение количества рейсов по большинству маршрутов.
Развитие транспортной системы ЗАТО Железногорск и сохранение достигнутых стандартов качества обслуживания населения следует планировать с учетом существующих проблем в данном секторе:
Необеспеченность объектов транспортной инфраструктуры (автостанции "ТЭА") требованиям транспортной безопасности.
Ежедневно с автостанции Транспортно - экспедиционного агентства (ТЭА) осуществляется отправление около 50 рейсов пригородного и междугородного сообщений. Автостанция, на территории которой может одновременно находиться до сотни человек, относится к объектам повышенной опасности. От того, как налажена работа автостанции, в значительной степени зависит и качество обслуживания и безопасность пассажиров. В соответствии с Федеральным законом "О транспортной безопасности" ответственность за ее обеспечение возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры независимо от формы собственности. В настоящее время утверждены требования по обеспечению транспортной безопасности с учетом уровней безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры, требования к оборудованию автостанций, обязательные для выполнения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, владеющими автостанциями.
Согласно указанным требованиям в целях обеспечения безопасности пассажиров необходимо установка ограждения по периметру автостанции, ограничение входа и въезда на ее территорию, установка систем видеонаблюдения, рамок-металлоискателей и пр. Решение данных вопросов за счет МП "ПАТП", владеющей автостанцией "ТЭА" на основании права хозяйственного ведения, в условиях государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров не представляется возможным.
Кроме того, здание автостанции не отвечает требованиям, предъявляемым в целях обеспечения доступности транспортной инфраструктуры для маломобильных категорий граждан. В 2017 году входная группа автостанции была оснащена пандусом в целях возможности движения инвалидов-колясочников, но это только первый из необходимых этапов.
Изношенный парк автобусов, не отвечающих современным требованиям, в том числе требованиям по экологичности.
На территории ЗАТО Железногорск расположено муниципальное предприятие "Пассажирское автотранспортное предприятие", специально созданное Администрацией ЗАТО г.Железногорск в целях предоставления транспортных услуг населению. Данное предприятие имеет в хозяйственном ведении 108 единиц подвижного состава, в том числе 100 автобусов городского типа, 6 междугородного, 2 пригородного.
В структуре автобусного парка 100 единиц - автобусы городского типа, что составляет 92,6%, из них 36 - автобусы большой вместимости и 64 - средней. 40 единиц, что составляет 37% от общего количества - это автобусы сроком эксплуатации менее 8 лет.
Пробег по парку предприятия: менее 500 тыс.км имеют 47 единиц (43,5%), от 500 тыс.км до 1 000 тыс.км - 48 (44,4%) и свыше 1 000 тыс.км - 13 (12%).
В структуре парка городских автобусов 2 автобуса (1,9%) - это автобусы марки Икарус-260 выпуска 1995-1996 годов, 6 автобусов МАЗ-104 (2003-2004 года выпуска), 6 автобусов Волжанин 527002 (2001-2002 года выпуска), 14 автобусов КАВЗ 4235 (2008-2011 годов выпуска), 20 автобусов Неман 520101 (2008-2012 годов выпуска), 14 автобусов ПАЗ 3205 (2005-2006 годов выпуска), 41 автобус ПАЗ 3320414 "Вектор" (2015-2019 годов выпуска).
В структуре междугородных автобусов из 6 единиц: 2 автобуса марки Hyundai (2005-2006 годов выпуска), 4 автобуса - Kia (2004-2007 годов выпуска).
В целом автобусы марок Икарус-260 в количестве 2 ед. (1,9%) - это полностью изношенные, ветхие транспортные средства, которые не позволяют обеспечить достаточный уровень качества оказания транспортных услуг населению, экологическую безопасность перевозок, транспортную безопасность на дороге.
Дальнейшая эксплуатация таких транспортных средств ведет к снижению качества оказываемых услуг. Низкое техническое состояние транспортных средств является причиной непредвиденных выходов из строя, срывов регулярности движения на городских, пригородных и междугородных маршрутах, ведет к увеличению объема ремонтных работ, неоправданному росту расхода запасных частей, материалов для ремонта.
При планомерном старении подвижного состава МП "ПАТП" в условиях отсутствия приобретаемых новых автобусов возможны следующие последствия:
- усиление негативного воздействия на экологическую среду ЗАТО Железногорск;
- снижение качества перевозки для жителей города: сходы автобусов с линии, увеличение интервалов движения и пр.
Постоянный рост количества автотранспортных средств на дорогах ЗАТО Железногорск вызывает непрекращающийся рост уровня загрязнения городской территории. Большую часть вредных веществ образует процесс эксплуатации автобусного парка. Загрязнению соединениями СО, СН, серы, фосфора и пр. подвержены воздух, дороги, водоемы, равно как и продуктами износа тормозных механизмов и резины. Методом решения данной проблемы могут стать переход общественного транспорта на альтернативные виды топлива (природный газ) или эксплуатация автобусов, удовлетворяющих современным нормам экологичности, чего требует и утвержденный Правительством Российской Федерации технический регламент "О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ".
При этом, как показано в таблице 2, количество перевезенных пассажиров ежегодно сокращается. Поскольку количество перевезенных пассажиров напрямую определят размер собранной платы за проезд, и, как следствие, выручку и доходы от деятельности транспортных предприятий, то снижение уровня доходности делает все менее возможным вложение финансовых средств предприятий перевозчиков в замену подвижного состава, что приводит к его старению, увеличению количества сходов с линии, срывов расписания движения, недовольству пассажиров и еще большему падению объемов перевозок вследствие отказа пассажиров от услуг перевозчика в пользу частного автотранспорта.
Недостаточное количество транспортных средств общего пользования, оборудованных для перевозки маломобильных категорий граждан.
Согласно ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" органы местного самоуправления обязаны создавать условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла - коляски и собак - проводников) для беспрепятственного пользования всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта. При этом, государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом нужд инвалидов, приспособление транспортных средств осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. В настоящее время перевозки маломобильных категорий граждан осуществляются только автомобилями такси или по заявкам специализированным микроавтобусом, приобретенным ТО КГКУ "Управлением социальной защиты населения" по ЗАТО г.Железногорск.
В 2019 году проведена закупка одного полунизкопольного автобуса, имеющего аппарель, позволяющую заехать в автобус на инвалидной коляске. При положительных результатах опробования данного оборудования, на 2021 год будет рассмотрена возможность дополнительного приобретения подобных автобусов.
Обеспечение удобства пользователей общественного транспорта, ожидающих автобусы на автобусных остановках.
Немаловажным фактором удобства оказания услуг перевозки пассажиров являются и условия нахождения пользователей общественного транспорта на автобусных остановках. В настоящее время на территории ЗАТО Железногорск имеется 176 автобусных остановок, на 132 из которых установлено 142 павильона ожидания (51 выполнен из профнастила, 81 из поликарбоната, 7 кирпичных, 3 железобетонных). Заездные карманы оборудованы только на 151 остановке, 126 имеют искусственное освещение.
ОСТ 218.1.002-2003 "Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования" предъявляет четкие и жесткие требования к оборудованию автобусных остановок искусственным освещением, параметрам заездных карманов, посадочным площадкам и пр. Приведение автобусных остановок в соответствие требованиям нормативной документации является одной из задач органов местного самоуправления и направлено на повышение удобства и безопасности пользователей общественного транспорта, ожидающих на автобусных остановках.
Кроме того, 44 автобусных остановки требуют установки автобусных павильонов, защищающих пассажиров во время ожидания автобусов от атмосферных осадков и ветра.
2.2. Основная цель, задачи и сроки выполнения подпрограммы, показатели результативности
Цель Подпрограммы: создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения.
Задачи Подпрограммы:
1. Осуществление пассажирских перевозок по муниципальной программе пассажирских перевозок.
Задача 1. Осуществление пассажирских перевозок по муниципальной программе пассажирских перевозок.
Мероприятия позволят:
- заключать муниципальные контракты на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам пассажиров и багажа на муниципальных маршрутах на территории ЗАТО Железногорск;
- значительно повысить периодичность выхода транспорта на линию за счет замены изношенных автобусов на новые.
Сроки выполнения Подпрограммы: 2021-2023 годы.
Показателями результативности, позволяющими измерить достижение цели Подпрограммы, определены следующие показатели:
- доля населения, проживающего в населенных пунктах, не имеющих регулярного автобусного сообщения с административным центром, в общей численности населения городского округа;
- отношение программы перевозки к количеству фактически перевезенных пассажиров.
Перечень и значения показателей результативности Подпрограммы приведены в приложении N 1 к Подпрограмме.
2.3. Механизм реализации подпрограммы
Главным распорядителем бюджетных средств является Администрация ЗАТО г.Железногорск.
Финансирование мероприятий Подпрограммы осуществляется в форме ассигнований на оказание муниципальных услуг, в том числе ассигнований на закупку товаров, работ и услуг для муниципальных нужд в соответствии с действующим законодательством.
Реализацию мероприятий Подпрограммы, финансируемых из бюджета, осуществляет Администрация ЗАТО г.Железногорск, которая является получателем бюджетных средств, и несет ответственность за их целевое использование.
Органы, ответственные за проведение мероприятий, в рамках которых предполагается заключение договора об организации регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам на территории ЗАТО Железногорск, осуществляют отбор юридических, физических лиц по результатам открытого конкурса в соответствии с действующим законодательством.
2.4. Управление Подпрограммой и контроль за ходом ее выполнения
Текущее управление реализацией Подпрограммы и контроль за ее исполнением осуществляет Управление городского хозяйства Администрации ЗАТО г.Железногорск.
Управление городского хозяйства Администрации ЗАТО г.Железногорск:
- организует реализацию Подпрограммы, инициирует внесение в нее изменений;
- координирует деятельность исполнителей Подпрограммы в ходе реализации ее мероприятий;
- запрашивает у исполнителей Подпрограммы информацию, необходимую для формирования сведений о ходе реализации Подпрограммы и подготовки отчета за первое полугодие текущего года в срок не позднее 10 августа текущего года и годового отчета до 1 марта года, следующего за отчетным.
Исполнители мероприятий Подпрограммы:
- содействуют разработке Подпрограммы;
- осуществляют реализацию мероприятий Подпрограммы, в отношении которых они являются исполнителями;
- по запросу Управления городского хозяйства Администрации ЗАТО г.Железногорск представляют информацию о реализации мероприятий в срок и по формам, установленным Управлением городского хозяйства Администрации ЗАТО г.Железногорск;
- представляют Управлению городского хозяйства Администрации ЗАТО г.Железногорск копии актов, подтверждающих сдачу и прием в эксплуатацию объектов, строительство которых завершено, актов выполненных работ и иных документов, подтверждающих исполнение обязательств по заключенным муниципальным контрактам в рамках реализации мероприятий Подпрограммы.
Внутренний муниципальный финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, осуществляет ревизионный отдел Управления внутреннего контроля Администрации ЗАТО г.Железногорск.
Внешний муниципальный финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений осуществляет Контрольно-ревизионная служба ЗАТО Железногорск.
2.5. Мероприятия Подпрограммы
Перечень мероприятий Подпрограммы, взаимоувязанных с целью и задачами Подпрограммы, с указанием главных распорядителей, распорядителей бюджетных средств, форм расходования бюджетных средств, исполнителей мероприятий Подпрограммы, сроков исполнения, объемов и источников финансирования всего и с разбивкой по годам приведен в приложении N 2 к Подпрограмме.
Руководитель Управления |
А.Ф.Тельманова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.